Авто спецтехника, классификация грузовой спецтехники. Спецтранспорт это

В современном мире перед транспортными средствами могут ставиться задачи самого разнообразного характера. Далеко не всегда они ограничиваются только лишь перевозкой пассажиров и грузов, а зачастую требуется выполнение целого ряда дополнительных функций. Для решения таких задач используются специальные автомобили, или спецтранспорт. Сегодня эта категория транспортных средств представлена широким разнообразием типов и моделей.

Что такое спецтранспорт

Большинство автомобилей, представленных на современном рынке, предназначено для решения традиционных задач. Как правило, машины используются для перевозки людей или для транспортировки грузов, а также могут сочетать эти функции. Кроме того, некоторые машины предназначены для того, чтобы радовать владельцев комфортом и функциональностью, высокими скоростными качествами и выполнять задачи имиджевого характера.

Однако в некоторых областях перед автомобилем ставится задача совмещения функции транспортного средства с другими узкопрофильными функциями. Для этих целей обычные машины не подходят, и возникает необходимость использовать специальные автомобили.

Спецтранспорт, как правило, изготавливается на базе серийных моделей. Обычно в качестве шасси используются коммерческие автомобили – грузовики, микроавтобусы, фургоны и т.д. Переоснащение осуществляется путем установки навесного оборудования, специальных устройств и приспособлений в салоне или грузовом отсеке транспортного средства. Также могут вноситься определенные изменения в конструкцию подвески, кузова, тормозной системы и других систем автомобиля.

Специальные автомобили являются незаменимыми в работе самых разных служб, выполняя важные функции, которые зачастую имеют высокое социальное значение. В том числе они могут использоваться в решении задач медицинских, пожарных и спасательных служб, правоохранительных органов, армии и т.д.

Благодаря спецтранспорту может обеспечиваться повседневная работа этих служб. Также возможно использование этих автомобилей для решения экстренных задач при чрезвычайных ситуациях. Поэтому качество, надежность и функциональность транспортных средств этой категории имеют чрезвычайно высокое значение.

Разновидности спецтранспорта

Специальные автомобили выпускаются сегодня в чрезвычайно широком ассортименте, что позволяет подбирать машину под исполнение самых разнообразных задач. К числу наиболее распространенных разновидностей можно отнести следующие типы спецтранспорта:

  • Полицейские автомобили. Эта категория объединяет патрульные машины, изготовленные на базе легковых автомобилей, машины спецназа, транспорт для перевозки заключенных и т.д.
  • Инкассаторские машины. Бронированные автомобили с отсеком для перевозки наличности.
  • Пожарные автомобили. Машины, обеспечивающие тушение пожаров в самых разных условиях.
  • Медицинские автомобили. Широкая категория транспортных средств, наиболее типичным представителями которой являются машины скорой помощи. Также сюда относятся специальные автомобили для перевозки пациентов в тяжелом состоянии, мобильные операционные и другие виды машин.
  • Автомобили системы МЧС и военных – мобильные штабы, машины отдыха спасателей и обслуживающего персонала, мобильные пункты видеонаблюдения и многое другое.

В большинстве случаев для создания специального транспорта применяются автомобили ведущих российских и иностранных производителей, отличающиеся высоким качеством, надежностью и проходимостью.

Современные специальные автомобили оснащаются с применением передовых технологических решений.

Вслед за освоением массового производства грузовиков универсального назначения возникла необходимость выпуска на их базе специализированных автомобилей, то есть машин, специально приспособленных для перевозки определенных видов грузов: для сыпучих- самосвалы, для жидкостей-цистерны, для скоропортящихся - изотермические фургоны и т. п. В равной степени народное хозяйство страны предъявляло спрос и на так называемые специальные автомобили-машины, шасси которых служили не для транспортировки каких-либо грузов, а для перевозки разного специального оборудования: противопожарного, строительного, для оказания коммунальных услуг.

Среди специализированных наиболее многочисленную группу составляли самосвалы. В годы второй пятилетки размах строительства достиг масштабов, при которых нельзя было обойтись без механизации работ. Вывозка грунта, доставка щебня, бетона и других сыпучих материалов - область применения самосвалов. Экономически наиболее эффективны машины большой грузоподъемности. Поэтому роль пионера в выпуске самосвалов досталась Ярославскому автомобильному заводу.

Проектирование первого нашего самосвала ЯС-1 с подъемником типа "Хилл" на шасси грузовика ЯГ-4 началось в августе 1934 г. Его деревянный кузов объемом 5 мл опрокидывали назад на угол 50" два гидроцилиндра. Масло к ним под давлением подавал шесте-ренный насос, приводимый карданным валом от коробки передач. Насос выполнен в блоке с гидроцилиндрами - все гидроприводы, работающие под давлением 20 кгс/см 2 , в виде сверлений в общем картере. Таким образом исключалась вероятность утечки жидкости через соединительные штуцера наружных гидропроводов. Подъем кузова занимал 20 с, спуск - 18.

Разумеется, дополнительное самосвальное оборудование утяжелило машину. Масса ЯС-1 в снаряженном состоянии равнялась 5640 кг - на 890 кг больше, чем ЯГ-4. Поэтому и грузоподъемность самосвала не превышала 4 т.

Серийный выпуск ЯС-1 начался в январе 1935 г. Уже в этот год из ворот ЯАЗ вышел 261 самосвал, в 1936 - 700, а затем в среднем- по 1000 машин в год. Таким образом, почти половину своих автомобилей завод изготовлял с самосвальными кузовами. С переходом на базовую грузовую модель ЯГ-6 в мае 1936 г.. появилась и ее самосвальная модификация ЯС-3, тоже грузоподъемностью 4 т. С освоением выпуска ЯГ-7 намечалось делать самосвал ЯС-4, но он остался опытным образцом.

Другой самосвал, выпускавшийся в предвоенные годы нашей промышленностью,- ГАЗ-410. Его изготовлял в Горьком на шасси ГАЗ-АА завод имени Свердлова. У этой машины разгрузка происходила благодаря повороту грузовой платформы вокруг горизонтальной оси под действием груза. Для опрокидывания достаточно было водителю освободить стопоры, фиксирующие в горизонтальном положении груженую платформу. Поскольку масса механизма для опрокидывания составляла 270 кг, грузоподъемность самосвала не превышала 1300 кг.

Различные транспортные организации и авторемонтные заводы в предвоенный период изготовляли малыми сериями самосвалы на шасси ЗИС-5, главным образом инерционного типа (как ГАЗ-410). Были попытки применить и гидравлические подъемники типа ЯС-1 или ЯС-3. Среди них интересную конструкцию предложил московский авторемонтный завод "Аремз" - гидравлический самосвал с опрокидыванием кузова на три стороны, выполненный на шасси ЗИС-5. Разгрузка занимала 7-8 с.

В Ленинграде 2-й авторемонтный завод АТУЛ вел мелкосерийный выпуск самосвалов на шасси ЗИС-5 с горизонтальным гидравлическим цилиндром - разновидностью подъемника типа "Вуд". Шток его поршня упирался через ролик в сегмент, закрепленный на днище платформы и, воздействуя на него, опрокидывал кузов. Высокие контактные напряжения в паре "ролик - сегмент" и утечки масла через сочленения трубопроводов, соединяющих приводимый от коробки передач гидронасос с гидроцилиндром, стали препятствием на пути дальнейшего распространения этой схемы.

Трест "Мосавтогруз" оборудовал партию шасси ЗИС-5 самосвальными кузовами, снабженными ручным подъемником. Это колонка из швеллеров, смонтированная между кабиной и грузовой платформой. Посредством намотанного на барабан ручной лебедки троса и установленных на вершине колонки блоков за 4 мин. кузов мог быть наклонен назад на угол 48°.

В небольших масштабах изготовлялись специализированные саморазгружающиеся машины для перевозки кирпича, цемента. Следует выделить среди них конструкцию московского треста "Мосавтогруз", который в 1937 г. оборудовал для своих транспортных нужд (перевозка цемента) семь грузовиков ЯГ-4. Эти цементовозы имели кузов бункерного типа с размещенным в его углублении шнеком для выгрузки цемента. Шнек приводился от коробки передач, а для загрузки цементом служил двустворчатый люк в крыше бункера.

Портальные автомобили, служащие для перевозки пиломатериалов, труб, контейнеров, выпускаются в нашей стране с 1934 г. Их конструкция специфична. Груз, закрепленный захватами, перевозится под рамой автомобиля, высоко поднятой над дорогой. У всех колес, смонтированных на высоких стойках,- независимая пружинная подвеска. Все четыре колеса - управляемые, причем для повышения маневренности предусмотрена реверсивная коробка в трансмиссии.

Первые советские портальные автомобили моделей СК-5 и СК-7 стал выпускать завод "Северный коммунар" в Вологде. Они были оснащены двигателями ГАЗ-АА и имели цепную передачу к ведущим колесам. СК-5 мог перевозить в штабелях или контейнерах 4,5 т груза и развивать скорость 25 км/ч, а СК-7 соответственно - 7 j и 30 км/ч.

В истории развития отечественной автомобильной техники портальный СК-5 - первая конструкция с независимой подвеской всех колес. Более поздняя модель СК-7 интересна установкой двигателя в задней части машины и передними (!) ведущими колесами.

С 1936 г. все производство автомобилей этого типа передано на Соломбальский машиностроительный завод в Архангельске. У его модели "Соломбалец-5-С-2" грузоподъемностью 5 т, как и СК-7, передние ведущие колеса с цепным приводом и заднее расположение силового агрегата от ЗИС-5. В 1939- 1940 гг. завод создал машину "5-С-З" с газогенераторной установкой, а также "5-С-5" с расположенным впереди двигателем ЗИС-5.

Для перевозки нефтепродуктов широко использовались цистерны емкостью 3000 л, которые с середины 30-х гг. выпускал на шасси ЗИС-5 ленинградский завод "Примет". Они оснащались ручным насосом для заправки, пистолетами для раздачи топлива. Многие предприятия, которые, увы, для истории остались безымянными, не говоря уже об индексах их специализированных машин, делали цистерны на шасси ЯГ-4 для поливки улиц водой, строили на шасси ЗИС-5 специально оборудованные цистерны для перевозки живой рыбы.

Довольно большую группу специализированных машин составляли хлебовозы, фургоны для доставки мороженого, мясных продуктов, масла. Они- тоже изготовлялись небольшими разрозненными кузовными мастерскими по кустарной технологии: деревянный каркас, обшитый стальным листом, смонтированный на раме грузовика. Видимо, можно было выпускать централизованно на одном большом предприятии все эти специализированные цельнометаллические, более долговечные и более дешевые при механизированном производстве кузова. При этом стала бы возможной широкая унификация по арматуре, угловым фигурным панелям и другим элементам. Этот вопрос в те годы неоднократно поднимался в специальных журналах, но автомобильная промышленность не могла его решить.

Не было организовано и производство полуприцепов, которые позволили бы экономически наиболее выгодно решить проблему специализированного транспорта.

Попытки создать седельные тягачи относятся к началу 30-х гг. Это выпущенный в 1932 г. АМО-7, а также Я-12Д, спроектированный специалистами НАТИ и построенный в 1933 г. в Ярославле. От базовой грузовой модели Я-5 с бортовой платформой последний отличался седельно-сцепным устройством, увеличенным передаточным числом главной передачи и укороченной базой. Я-12Д мог буксировать одноосный полуприцеп грузоподъемностью 10 т, а АМО-7 - 6т.

остановление Совнаркома СССР, вышедшее в январе 1937 г., предписывало заводам Наркомтяжмаша, Наркомвнудела, Наркомлеса и Наркомместпрома организовать производство 27 тыс. одноосных и двухосных прицепов, а также полуприцепов и тысячу седельных тягачей ЗИС-10. Эта программа была выполнена лишь частично...

ЗИС-10 был модификацией грузовика ЗИС-5. Его снаряженная масса составляла 27 800 кг, он сохранял ту же колесную базу, что и ЗИС-5, однако передаточное число главной передачи было увеличено с 6,41 до 8,42, а наибольшая скорость уменьшена с 60 до 48 км/ч. Соответствующий ему универаль-ный одноосный прицеп НАТИ-ППД мог перевозить 6 т груза и имел тормоза с механическим приводом. Эти тягачи и прицепы существовали тогда в очень ограниченном количестве.

Таким образом, в предвоенный период специализированные кузова выполнялись в подавляющем количестве на шасси грузовых автомобилей, а не прицепов или полуприцепов. Производство их велось на небольших, подчас кустарно оборудованных предприятиях.

к, выпуск хлебных фургонов на шасси АМО-3 и ЗИС-5 в Москве долгие годы вел завод "Аремкуз". Он располагал большим опытом в кузовостроении, так как с 1928 г. делал новые автобусные кузова на шасси Лейланд", Я-6, АМО-4 и ЗИС-8. Более того, он освоил в начале 30-х гг. автобусные кузова люкс на шасси ЗИС-8, кузова седан на шасси ГАЗ-А и до конца 1935 г. выпустил в общей сложности 750 разных кузовов.

В производстве хлебовозов с "Аремкузом" соперничал кузовной завод комбината реконструкции транспорта (КРТ) в Москве, который в 1935 г. резко увеличил изготовление внешне привлекательных фургонов типа люкс на шасси ЗИС-8 и ГАЗ-АА для перевозки хлеба, а также муки, тканей, посуды, готового платья. К середине 1935 г. КРТ изготовил 295 хлебных фургонов, в том числе 68 обтекаемых типа люкс, а до конца 1935 г. должен был достичь рубежа 600 кузовов.

Поскольку автомобильная промышленность не могла обеспечить мясокомбинаты необходимым специализированным транспортом для развозки готовых мясопродуктов по торговым точкам, мастерские автобаз при этих комбинатах сами брались за постройку нужных им кузовов. Так, мастерские автобазы мясокомбината имени Микояна (МАБ МКИМ) в Москве освоили в 1935 г. изготовление малыми партиями очень красивых развозных фургонов на шасси ЗИС-8 и ГАЗ-АА для мясопродуктов. У первой модели грузоподъемностью 1800 кг- изотермический кузов, где в четырех отсеках находилось 64 ящика для готовых изделий, у второй - три отсека на 45 ящиков.

В свою очередь, ленинградский мясокомбинат в 1934 г. стал делать изотермические фургоны для мяса с изоляцией стенок из пробки.

Даже изготовление изотермических фургонов в начале 30-х гг. представляло известную проблему, так как отсутствовали практические знания по изоляционным свойствам различных материалов, и нередко большинство предприятий останавливало свой выбор на войлоке. Легкий изоляционный материал на алюминиевой основе - термофоль - был еще редкостью.

Пионерами в создании авторефрижераторов стали сразу три организации: Всесоюзный научный институт холодильной индустрии (ВНИХИ), "Гипрохолод" и "Главмолоко". В 1932-1933 гг. они построили опытные образцы фургонов на шасси "Форд-АА" (ВНИХИ) и АМО-4 (остальные две организации). Источником поддержания холода служили сухой лед или льдосоляная смесь. Самым удачным стал авторефрижератор "Гипрохо-лода", и, что любопытно, он оказался первым советским автомобилем, который подвергся продувке в аэродинамической полномасштабной трубе ЦАГИ.

Затем в 1934 г. ВНИХИ разработал на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5 два очень удачных авторефрижератора, производство которых с 1935 г. развернул одесский завод "Фригатор".

Рефрижераторы на шасси ЗИС-5 освоил в 1937 г. и автокузовной завод Наркомвнуторга (АКЗ-НКВТ), которому был установлен ежегодный план в 400 машин. Их угловатые кузова едва ли могли по изяществу линий спорить с хлебовозами "Аремкуза" или фургонами "Фригатора". В фургоне АКЗ-НКВТ с теплоизоляцией из термофоля и обшивкой из стального листа толщиной 0,8 мм - две камеры, охлаждаемые двумя емкостями со льдосоля-ной смесью.

Изотермические молочные цистерны наша промышленность освоила в 1934 г. Для того времени их конструкция являлась весьма прогрессивной - алюминиевый корпус (при большом дефиците этого металла в те годы) с надежной теплоизоляцией. Делать их начал на шасси ЗИС-5 ленинградский молочный комбинат.

Специализированные автомобили для перевозки больных - автомобильные кареты "скорой помощи" начали выпускаться в конце 20-х гг. на грузовых шасси АМО-Ф-15.

По проекту И. Ф. Германа такие кузова с 1932 г. стала малыми партиями делать автобаза "Скорой помощи" в Москве. При этом вносились изменения в конструкцию автомобилей ГАЗ-АА, на шасси которых их монтировали. Передние и задние рессоры заменялись на более мягкие, обе оси оснащались гидравлическими амортизаторами. Поскольку нагрузка (семь человек, включая водителя, больного и медперсонал) была невелика, то задний мост комплектовался не сдвоенными, а одинарными колесами, и автомобили выделялись узкой задней колеей. Эти автомобили не имели вообще никакого заводского или производственного обозначения, поэтому для упрощения ссылок условно присвоим им индекс СП-32, то есть "скорая помощь" образца 1932 г.

С 1937 г. в филиале Горьковского автомобильного завода (с 1939 г. он назывался Горь-ковским автобусным заводом) начался выпуск медицинского автомобиля ГАЗ-55, конструкция которого представляла собой дальнейшее развитие модели СП-32.

Выполненный на шасси ГАЗ-ММ, этот автомобиль с технической точки зрения представляет интерес наличием в салоне калорифера (отопителя) и системы вентиляции. ГАЗ-55 в годы войны широко использовался для транспортировки раненых: в его салоне можно было перевозить либо четырех человек на носилках (включая подвесные) и двоих на откидных сиденьях, либо соответственно двух и пятерых человек.

Масса ГАЗ-55 в снаряженном состоянии равнялась 2370 кг, а база и колея оставались теми же, что и у ГАЗ-ММ. Габарит, однако, отличался: длина - 5425 мм, ширина - 2040 мм, высота - 2340 мм. С 1938 г. по 1945 г. сделано 9130 машин ГАЗ-55.

Более совершенная конструкция автомобиля "скорой помощи" - СП-36 появилась в 1936 г. как изделие той же автобазы, что и СП-32. Красивый обтекаемый кузов и более мягкая подвеска колес выделяли ее среди других однотипных машин.

Наряду с СП-36 следует упомянуть и медицинскую модификацию ЗИС-101, выпускавшуюся непосредственно автомобильным заводом ЗИС, и медицинский автобус ЗИС-16С. Он выпускался с 1939 г. и представлял собой упрощенную модификацию городского автобуса ЗИС-16, кузов которой предусматривал перевозку десяти лежачих больных и десяти сидячих. Машина оснащалась тягово-сцепным приспособлением сзади и двумя буксирными крюками спереди.

Быстрое развитие городского хозяйства в годы предвоенных пятилеток предъявляло не только повышенные требования к развитию транспорта для доставки продуктов и товаров, перевозки больных, но и к обеспечению городов пожарной защитой, коммунальным обслуживанием.

Роль пожарных машин среди других специальных автомобилей в 20-30-е гг. была особенно велика. Не только в малых городах, но и в таких крупных, как Москва, Харьков, Горький, насчитывалось немало деревянных домов, представлявших особую опасность при пожарах, да и источники водоснабжения не всегда оказывались под рукой, особенно в малых городах без водопроводной сети. Для этих условий выпускались два основных типа пожарных автомобилей: линейка с расчетом бойцов, лестницей и другим противопожарным оборудованием, катушкой с рукавом и насосом, а также цистерна с рукавом и насосом. Для больших городов нужны были и автолестницы, но потребность в них была несравненно меньшей. Универсальным же и самым распространенным типом оставалась пожарная линейка.

Первоначально их строили на базе грузовика АМО-Ф-15 как непосредственно на заводе АМО, так и на ленинградском заводе "Промет".

С 1931 г. специализированным предприятием по выпуску противопожарной автомобильной техники стал Миусский завод пожарных машин в Москве. Он являлся филиалом завода АМО (позже ЗИС), вырос из небольшого авторемонтного предприятия и делал пожарные автомобили вплоть до начала Великой Отечественной войны. Затем его производственный профиль изменился, а в 80-е гг. его ветхие здания, окруженные современными жилыми домами, снесли.

Миусский завод (до 1932 г. он назывался заводом № 6 ВАТО) с 1926 по 1929 г. выпустил 145 машин на шасси АМО-Ф-15. Но смонтированный на этих маломощных автомобилях насос не обеспечивал достаточную подачу воды. Их производство свернули, как только появились шасси АМО-4. На его базе Миусский завод стал с октября 1931 г. строить новые пожарные автомобили. Они перевозили боевой расчет из 12 человек (на линейке), запас воды в 360 л, лестницы, 360 м пожарного рукава, и, главное, их центробежный насос мог подавать 1400 л воды в минуту.

В конце 1932 г. завод развернул выпуск пожарных автомобилей ПМГ-1 на базе ГАЗ-АА, а в 1934 г. ПМЗ-1 на базе ЗИС-11. Для повышения надежности и боеготовности ПМЗ-1 оснащались зажиганием от магнето.

На шасси ЗИС-11 монтировались также цистерны с расположенным в передней части рамы насосом для подачи воды - эти машины назывались ПМЗ-8, а также 45-метровые выдвижные лестницы типа "Метц" на длиннооб-разном трехосном шасси ЗИС-6. Такие лестницы устанавливались и на автомобили ЯГ-6.

Среди многочисленных специальных автомобилей предвоенных лет можно назвать стреловые поворотные автокраны и цистерны емкостью 5000 л на шасси ЯГ-4, оснащенные разбрызгивателями для поливки улиц. Существовали также изготовленные небольшими партиями подметальные и снегоуборочные машины на шасси ЗИС-5, автогудронаюры и автомобили с компрессорными установками.

Нельзя обойти внимание и особую разновидность специализированных автомобилей, которые в 30-е годы сыграли трагическую роль в истории нашей страны. Это так называемые "черные вороны" - фургоны на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5 для перевозки арестованных Их нередко камуфлировали под хлебовозы или изотермические фургоны.

Начальнику административно-хозяйственного управления НКВД по Москве и Московской области, И. Д. Бергу принадлежит сомнительная слава отца "душегубки". Предложенный и АЛ фургон с выведенной в кузов выпускной трубой впервые был применен для уничтожения осужденных в 1936 году. В 1939 году Н. Д. Берг был расстрелян.

В нынешнее время не обойтись без полуприцепов-цистерн и автоцистерн. Они используются на бензозаправках, в составах автопоездов и т. д. Кроме данных видов автотранспорта есть еще несколько видов грузового транспорта особого назначения.
Грузовой автотранспорт делиться на 2 типа, это специализированная техника и специальная. Несмотря на внешнюю схожесть в названиях, эти 2 типа автотранспорта не похожи.
Специальная техника - к ним относятся автокраны, пожарные машины, бетономешалки, и прочие установки на шасси грузового автомобиля.
Специализированная техника - автотранспорт рассчитанный на перевозку различного рода грузов. Давайте рассмотрим этот вид техники.

Специализированная техника. Типы Авто спецтехники.

Бортовой тентованный полуприцеп.

Основным типом кузова грузового автотранспорта является бортовая платформа. Наиболее популярный вид кузова - бортовой тентованный полуприцеп . Данный вид кузова удобен прежде всего тем, что позволяет загружать практически все виды грузов. Грузоподъемность данного полуприцепа достигает 20 тонн, а при снятии тента получается бортовая платформа, бока и зад платформы имеют откидные борты, что существенно упрощают погрузку и разгрузку груза.

В.И.КРАСНЫХ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ?

Прилагательное специальный впервые было зафиксировано в Новом словотолкователе Н.Яновского в 1806 г. Как и многие другие прилагательные абстрактного характера, оно было заимствовано из латинского языка. Во всех толковых словарях нашего времени (начиная со Словаря Ушакова) у этого слова выделяются два значения. Приведем толкование, содержащееся в БАС и МАС (в скобках, как и раньше, указываем существительные, употребляемые с этим словом в указанных двух словарях):

1. Предназначенный исключительно для чего-л.; имеющий особое назначение, особый (С. станки, костюм, поезд, задание, заказ и др.).

2. Относящийся к какой-л. отдельной отрасли науки, техники, искусства; предназначенный для специалистов этой отрасли (С. статьи, образование, учебное заведение, термины) .

Приведенное толкование представляется нам в целом несколько громоздким, а выделение второго значения – недостаточно оправданным и искусственным, поскольку граница между этими значениями весьма условна. По нашему мнению, в этом случае речь может скорее идти о выделении оттенка основного лексического значения. Исходя из этого мы предлагаем сформулировать значение прилагательного специальный следующим образом: «Особый, предназначенный для какой-л. определенной цели; относящийся к отдельной области, отрасли чего-л., присущий той или иной специальности» . Такое толкование, на наш взгляд, является более точным и компактным и вполне отвечает современному употреблению этого слова.
Рассматриваемое прилагательное сочетается с очень широким кругом существительных, как конкретных, так и абстрактных: автобус, бригада, вагон, гостиница, группа, диета, журнал, задание, заказ, закон, инструменты, исследование, командировка, комиссия, корреспондент, костюм, курс (обмена валюты), лечение, мероприятие, механизм, наблюдение, обслуживание, одежда, операция, организация, подразделение, поезд, поликлиника, помещение, помощник, поручение, правила, представитель, прибор, приглашение, программа, проект, пропуск, раздел, разрешение, рейс, самолет, станок, стоянка, тренировка, ферма, фирма, фонд, школа, экспедиция; образование, учебное заведение, литература, курс лекций, семинар, симпозиум, методика, терминология и т.д. Приведем примеры:
Специальная комиссия пока не раскрыла все военные секреты Багдада (Сегодня. 1994. 16 июня); Для полноценного функционирования агентства нужен специальный закон (Итоги. 1999. № 10); Участникам спектакля выдавались специальные пропуска (Г.Вишневская . Галина); Припарковав машину на специальной стоянке , мы вошли в огромный холл (Т.Полякова. Я – ваши неприятности); Были посланы специальные экспедиции на поиски людей в малоизвестные места Каракумов (Аргументы и факты. 1994. № 27); Муклевич имел специальное морское и техническое образование (Сегодня. 1994. 7 июня); Кабинет Синицына был заставлен стеллажами со специальной литературой и папками с документами (М.Серова . Всем назло).
Как видно из сравнения приведенных примеров, какой-либо четкой, «непроходимой» границы между основным значением прилагательного специальный и его оттенком не существует, поскольку последний как бы перекрывается первым, растворяется в нем. По существу, здесь имело бы смысл говорить лишь об уточнении в ряде случаев указанного обобщающего значения и об актуализации некоторых его скрытых нюансов.

Интересно отметить и такое явление. Многие словосочетания с прилагательным специальный , как и сочетания со словом туристический (см. нашу статью в газете «Русский язык» № 31/2000), за счет семантического стяжения превращаются в сложные слова, так называемые универбы. Однако если образование универбов со словом туристический (например, турбюро, турзаявка ) – процесс активный, характерный для наших дней, то возникновение и функционирование многочисленных универбов с морфемой спец . (спецпаек, спецбуфет, спецателье, спецполиклиника, спецтюрьма, спецхран и мн. др.) – яркая примета советского времени. Большинство таких советизмов перешли из активного словарного запаса в пассивный и становятся историзмами. Исключением являются лишь слова, в которых морфема спец. имеет следующее значение: «специальный, предназначенный для выполнения особых задач или особо трудных заданий». Это значение актуально и для наших дней. Сюда относятся, например, такие сложные слова: спецгруппа, спецотряд, спецназ (отряд специального назначения в системе Вооруженных сил РФ, МВД и ФСБ), спецподразделение, спецрейс, спецслужбы . Все эти слова широко употребляются в современных средствах массовой информации. Кроме того, в современной разговорной речи часто встречаются и такие весьма привычные сокращения: спецкурс, спецсеминар (в вузах), спецподготовка (обучение студентов на военных кафедрах вузов), спецодежда, спецшкола (школа с углубленным изучением иностранного языка или других школьных дисциплин, а также школа для детей с умственными или физическими недостатками).
В отличие от прилагательного специальный его пароним специализированный (причастие, употребляемое в качестве прилагательного) появился в русском языке сравнительно поздно – впервые зарегистрирован в Словаре Ушакова в 1940 г. БАС дает следующее толкование этому слову: «Предназначенный для работы или использования в какой-л. одной узкой области, отрасли; имеющий специальное, особое назначение» . Круг существительных, сочетающихся с этим словом, значительно уже, чем со словом специальный : агентство, ателье, бригада, булочная, выставка, журнал, издание, клиника, магазин, мастерская, предприятие, санаторий, транспорт, ученый совет, ферма, фирма и др. Например:

Специализированные булочные работают, как правило, с реализации (Моск. комсомолец. 1997. 2 декабря); Нужно проводить специализированные выставки сибирских кошек с большим числом участников (Друг. 1999. № 1); «Эксперт» вначале был журналом скорее экономическим, специализированным изданием (Мир за неделю. 1999. № 11); В 1993 г. уже пять торговых фирм имели специализированные магазины (Итоги. 1999. № 44); фотографии нашего любимца (кота Лелика) печатали в специализированных журналах (Работница. 1998. Октябрь).
Несмотря на некоторое неизбежное сходство в толковании рассматриваемых паронимов, между ними имеется тем не менее существенное различие как с точки зрения их значения, так и сочетаемости. Прилагательное специальный в отличие от его паронима специализированный обладает очень широкой сочетаемостью с существительными (см. выше) и используется для выделения какого-либо лица, предмета (в грамматическом смысле слова) или действия из ряда себе подобных. При этом имеется в виду их целевое предназначение или принадлежность к определенной (но достаточно широкой) области человеческой деятельности.
Что же касается паронима специализированный , то он, имея значительные ограничения в лексической сочетаемости, выступает, как правило, в качестве определения к существительным, обозначающим сферу трудовой деятельности человека (например, магазин, ателье, журнал и др.), причем в этом случае указанная деятельность обязательно характеризуется весьма узкой направленностью, т.е. специализацией. Именно поэтому существительные, легко сочетающиеся со словом специальный (например, костюм, прибор, статья, механизм, пропуск, корреспондент, разрешение ), не могут употребляться с прилагательным специализированный .
В то же время надо отметить и другую закономерность: существительные, сочетающиеся со словом специализированный , могут обычно употребляться и со словом специальный , образуя при этом паронимические словосочетания. Сравним несколько таких словосочетаний, смысловое различие между которыми вполне ощутимо. Так, например, когда мы употребляем словосочетания специальный магазин, специальный санаторий, специальное ателье, то имеем в виду, что эти учреждения носят закрытый характер и предназначены для избранного, привилегированного круга людей. С другой стороны, словосочетания специализированный магазин и специализированное ателье означают, что там продают или шьют только определенный вид изделий – мужскую верхнюю одежду, женское платье, изделия из меха, обувь, головные уборы и т.д. А сочетание специализированный санаторий употребляется тогда, когда речь идет о лечении заболеваний той или иной группы – сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, урологических.

Аналогичным образом можно провести разграничение словосочетаний (и, естественно, стоящих за ними понятий) специальный журнал (в знач.: «периодическое издание») и специализированный журнал. Специальный журнал обычно адресован более широкой аудитории, чем специализированный журнал. Каждый читатель выбирает для себя тот или иной специальный журнал исходя из своих интересов и увлечений, а не узкопрофессиональных потребностей. Так, издаются специальные журналы для детей («Мурзилка»), для женщин («Мир женщины», «Работница»), для мужчин («Мужской клуб», «Андрей»), для семейного чтения («Домовой», «Вояж и отдых»), для любителей русского языка («Русская речь»), для любителей собак и кошек («Друг») и т.д. Но есть и специализированные журналы : «Вопросы языкознания», «Стоматология», «Металловедение» и др., предназначенные для сравнительно узкого круга специалистов.
Ввиду семантической близости рассматриваемых прилагательных встречаются случаи ошибочного употребления слова специализированный вместо специальный . Рассмотрим три примера из периодических изданий: «Дети, страдающие этими редкими заболеваниями, нуждаются в специализированном питании либо многие годы, либо всю жизнь» (Известия. 1994. 28 июня); «На Западе имеются специализированные институты для глухих, но у них нет такой практики, как у нас» (Мир за неделю. 1999. № 10); «Пытался устроиться на работу при помощи специализированных изданий , публикующих информацию о вакансиях» (Итоги. 1999. № 10).
В этих предложениях, вероятно, было бы правильнее написать: «нуждаются в специальном питании » (по аналогии: «нуждаются в специальной диете »), «имеются специальные институты » (по аналогии: «имеются специальные школы ») и «при помощи специальных изданий , поскольку издания, о которых идет речь, не являются научными и публикуют информацию не для специалистов какой-либо одной узкой области, а для представителей разных специальностей, ищущих работу. Впрочем, грань, разделяющая такие случаи, является весьма тонкой и не всегда очевидной с первого взгляда. Надеемся, что предложенные нами принципы разграничения указанных паронимов помогут избежать таких ошибок.

Публикация статьи произведена при поддержке медицинского центра «ТОП ИХИЛОВ». Медицинский центр «ТОП ИХИЛОВ» предоставляет услуги лечения в Израиле. Воспользовавшись предложением центра, Вы сможете получить высококачественную медицинскую помощь врачей с мировым именем в лучшей клинике Израиля . Высочайший уровень сервиса, индивидуальный подход к каждому пациенты, использование современного оборудования и технологий, опыт и профессионализм врачей медицинского центра «ТОП ИХИЛОВ» позволят в самые быстрые сроки побороть заболевание. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами, задать вопрос онлайн-консультанту и записаться налечение, не покидая кресла за своим компьютером, можно на официальном сайте медицинского центра «ТОП ИХИЛОВ» http://ichilovtop.com

Уже само название – специальный транспорт, подразумевает уникальность данного типа транспортных средств. Практически любой автомобиль, используемый для особых целей, отличается от "гражданских" аналогов внутренним содержимым (особый двигатель, интерьер салона, дополнительное оборудование), а некоторые из специальных транспортных средств выделяются еще и необычным внешним видом.

Можно дать формальное определение специального транспорта:

Специальный транспорт — это специальным образом оборудованные транспортные средства, предназначенные для решения конретных задач.

Классическим примером специального транспорта является автомобиль, который используется в деятельности "силовых" структур государства: правоохранительных органов, служб разведки и контрразведки, служб спасения и прочих военизированных формирований.

Виды специального транспорта:

Полицейский транспорт

Первым образцом специального транспорта была полицейская дрезина, сконструированная в 1899 году инженером Франком Лумисом. Заказчиком этого необычного транспорта стало полицейское управление города Акрон (США, Аризона). В качестве основы была использована "гражданская" вагонетка, оснащенная электрическим агрегатом. Запас хода этого устройства равнялся 30 километрам, а максимальная скорость доходила до 25 км/час. В качестве специального оснащения использовались носилки, предназначенные для транспортировки раненых (или особо буйных) пассажиров от места происшествия до полицейской дрезины.

С тех пор, практически все транспортные средства полиции (или милиции) унаследовали главные принципы конструкции первого образца специального транспорта – "гражданскую" основу специального авто, присутствие особого инвентаря или оборудования "на борту" автомобиля, наличие цветовой маркировки на корпусе, позволяющей идентифицировать этот транспортное средство, как полицейский автомобиль (грузовик, снегоход, мотоцикл, автобус и так далее).


Современный полицейский автомобиль, как правило, создается на усиленной платформе гражданского авто. Особую, "полицейскую" версию выпускают только Ford и GM или подобные им гиганты автоиндустрии. Разумеется, гражданский автомобиль требует доводки ходовой части, усиления двигателя и установки дополнительных приспособлений – средств дальней связи, медицинского оборудования, креплений под оружие. Часть салона отводится под своеобразную КПЗ на колесах. Немалым плюсом для полицейского авто является объемный багажник, способный вместить дополнительное оборудование – средства для блокирования нарушителей, особую аппаратуру для фиксации нарушений.






В качестве автомобиля-донора могут использоваться самые разные классы транспортных средств – от спортивного автомобиля до тяжелого внедорожника или микроавтобуса. Последний вариант предпочитают спецподразделения полиции, поскольку внутри вместительного микроавтобуса очень легко упрятать скрытую точку наблюдения или просто использовать объемный салон для транспортировки к месту происшествия группы спецназа, оснащенного массивным вооружением или оборудованием.

Транспорт структур отвечающих за контрразведывательную деятельность (или разведку) отличается от полицейских автомобилей внешней незаметностью в гражданском транспортном потоке. Такие машины не выделяются особой маркировкой или специальными сигналами, поскольку они предназначены для проведения операций, сокрытых от общего внимания. Но этот транспорт тоже относится к категории специальных автомобилей, поэтому под "обычным" корпусом, неотличимым от гражданского аналога, скрыта особая начинка.



Именно спецслужбы предпочитают исключительно внутреннюю доводку автомобиля. Чаще всего на серийную машину устанавливают форсированный двигатель, средства связи и слежения. Иногда проводят бронирование стекол и корпуса. Из всех образцов специального транспорта именно автомобили спецслужб имеют самый обыденный внешний вид. Очень часто обычные водители даже не догадываются о том, какая машина двигается по соседству, предполагая, что машины контрразведчиков и шпионов выглядят следующим образом:




Транспорт службы спасения. Скорая помощь. Пожарные автомобили.

Совершенно иные задачи решаются при помощи транспортных средств служб спасения и устранения аварий. В отличие от машин контрразведчиков и шпионов, автомобили МЧС, пожарной службы, "Скорой помощи" и прочих аналогичных структур сияют в общем транспортном потоке, как новогодняя елка. Кричащая расцветка, обилие специальных сигналов, как визуальных, так и звуковых, демонстрируют принадлежность этих автомобилей к отдельной касте транспорта, используемого в особых случаях, не терпящих промедления и задержки. Но специальный транспорт служб спасения отличается не только пестрым колером ЛКП – под кричащими цветами прочного корпуса скрыты очень сложные механизмы и устройства, позволяющие решить любую проблему.




Именно эти модели специального транспорта можно назвать по-настоящему уникальными. Например, "Скорая помощь" - внешне простой автомобиль, который можно выделить в общем потоке транспорта только по особой расцветке корпуса и "люстрам" спецсигнала. Но эта простота обманчива. За стандартным корпусом микроавтобуса скрывается особый комплект оборудования, позволяющий начать лечение или комплекс реанимационных мероприятий уже в дороге.



Рядовые граждане даже не знают, что существует более десятка вариаций комплектации автомобилей "Скорой помощи", которые различаются по разновидностям оказываемой помощи. Существует психиатрическая, акушерская, неврологическая, педиатрическая, кардиологическая "Скорая помощь".

Автомобили МЧС и пожарной охраны комплектуются не меньшим количеством спецсредств. Однако, в отличие от "Скорой помощи", у транспорта МЧС все "фишки" конструкции заметны издалека. Например, пожарная автолестница – этот вариант специального транспорта невозможно перепутать с другим автомобилем. Ведь ни у одного военного, гражданского или полицейского авто нет главного отличительного принципа – огромной раздвижной лестницы.



Первые образцы подобной техники появились в 1951 году. Современные автолестницы способны "дотянутся" до высоты 60 метров. Основой для автолестниц, как правило, служат шасси и рамы грузовых автомобилей.

Не менее оригинальный вид имеет и классический пожарный автомобиль, укомплектованный цистерной, насосной станцией, гидростволом на лафете и прочими приспособлениями, предназначенными для борьбы с огнем.



Этот "монстр", основанный на шасси тяжелого, восьмиколесного тягача МАЗ-543, способен транспортировать более 10 тон воды и около тонны специальной порошкообразной взвеси.

Специальные грузовики. Автомобили инкассаторов.

Отдельной категорией специального транспорта являются бронированные грузовики, автобусу или автомобили, предназначенные для транспортировки чрезвычайно вредных и опасных веществ. К этой же категории можно отнести транспорт инкассаторов.

Опасные грузы перевозятся в специально подготовленном кузове, исключающем контакт вредного вещества (или тары с вредным веществом) и окружающей среды. Поэтому наиболее интересной деталью специальных грузовиков или тягачей является такой кузов (или прицеп). Существуют крытые грузовые отсеки, цистерны, термические контейнеры и прочее.




Главная задача этих контейнеров состоит в защите окружающей среды от их содержимого.

Автомобили инкассаторов предназначаются для диаметрально противоположной цели – защиты содержимого от окружающей среды. Для этого используют подготовленные шасси от микроавтобусов и особый – "бронированный" корпус.




Специальный бронированный автомобиль АС-1925 "ОНЕГА". Внутри даже есть кондиционер.

По большому счету автомобиль инкассаторов является гибридом передвижного сейфа и полицейского транспорта. Внутри бронированного корпуса, отделенного от водительской части, обязательно дежурит группа вооруженных людей. Поэтому помимо места "под сейф" в машине инкассаторов должны предусматриваться и места "для пассажиров", что увеличивает объем кузова. По техническому обеспечению машина инкассаторов не уступает иным полицейским авто. В таком специализированном транспортном средстве обязательно присутствуют средства связи, спутниковый маячок, и особое оборудование, активируемое в экстренных ситуациях. Именно эта особенность "строения" инкассаторского автомобиля заставляет говорить о нем, как об идеальном специальном транспортном средстве.