Ходунки для пожилых людей: советы по выбору и отзывы. Плюсы, минусы и особенности внедорожников как средств передвижения

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

9.1 1 . На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5 , 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т - только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

9.6 Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1 , 24.2 - 24.4 , 24.7 , 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

– замечательном средстве передвижения с маленькими детьми во время путешествий.

Надеюсь, эта информация оказалась полезной и принесла кому-то из вас реальное физическое облегчение.

Сегодня мы продолжим эту тему. И вы узнаете, что еще можно взять с собой из средств передвижения с ребенком, отправляясь в далекое (или не очень) путешествие.

Коляска-трость

Самый традиционный и простой способ – приобрести недорогую коляску-трость. По конструкции все модели примерно одинаковы. Но для путешествия лучше подойдет коляска, которая мало весит (желательно не более 4 кг), с легким механизмом складывания-раскладывания.

С такой коляской вы сможете не только гулять с малышом по улицам города, посещать экскурсии, но и легко перемещаться в транспорте, поезде и самолете. Кстати, такую коляску вы можете не сдавать в багаж и провезти в салон самолета, как ручную кладь (подробнее о правилах перевозки ручной клади в самолете вы можете почитать ).

Но с коляской, даже маленькой, не всегда и не везде удобно передвигаться с малышом.

Слинг-рюкзак

Рекомендуемый возраст – от 6 месяцев до 3 лет. Чаще используется для малышей до 2-х лет. Но в путешествии в дальних прогулках дети постарше также не прочь полюбоваться окружающими красотами, уютно устроившись в слинге-рюкзаке.

Эта детская переноска – что-то среднее между слингом и детским рюкзаком-кенгуру:

  • Сочетает эргономичность и удобство слинга (ребенок находится в правильном положении) и простоту в пользовании рюкзаком (удобно и легко крепится сзади).
  • В слинге-рюкзаке ребенку комфортно. Его поза физиологична: ребенок сидит с широко разведенными ножками, и нагрузка равномерно распределяется на спинку, попку и бедра малыша.
  • Слинг-рюкзак не имеет тех недостатков, которые присущи детскому рюкзаку-кенгуру (болтание ребенка на промежности).
  • Во многих моделях конструкция предполагает наличие кармашков, предусмотрена защита от солнца, имеются специальные накладки, которые малыш может грызть. Удобное крепление сзади.

Основные требования к моделям:

  • пояс должен быть широким и плотным;
  • фурнитура – прочной и надежной;
  • лямки – мягкие.

Рюкзак для путешествий с детьми

Эта замечательная новинка появилась не так давно. По сути – это туристический рюкзак, но не совсем обычный. И если вы хотите легко путешествовать с детьми, то вам, безусловно, стоит обратить на него внимание, особенно папам.

Собственно, это изобретение было сделано двумя реально существующими папами для своих малышей, которые уже переросли свою коляску и из положения лежа-сидя перешли в прямостоящее, но еще были совсем не готовы к длительным прогулкам по городу и многочасовым посещениям музея (а, может быть, и не одного).

Что же из себя представляет это чудо-переноска, появившаяся в результате большой родительской любви («папа придумал, мама утвердила») к своим детям и к путешествиям вместе с детьми?

Piggyback Rider – так называется это приспособление, которое функционирует, как рюкзак, и весит, примерно, 3 килограмма. Его конструкция позволяет переносить ребенка стоя от 2,5 лет и, при этом, его вес распределяется равномерно на спине, что позволяет родителю не сгибаться под тяжестью, а уверенно и бодро шагать по туристическим тропам. Рюкзак рассчитан на вес до 60 килограмм.

Устройство очень простое, и им очень легко пользоваться. Рюкзак надевается на плечи (чаще всего, на широкие папины плечи), ребенок становится ногами на специальную прочную подставку и фиксируется надежными ремнями, но, при этом, его ноги остаются свободными и сохраняют подвижность. Специальные ремни безопасности страхуют ребенка от выпадения из рюкзака, а для большей уверенности, ребенок держится за специальные ручки.

О том, что эта вещь просто незаменима в походах, на экскурсиях, в парках развлечений, на спортивных мероприятиях, вряд ли даже стоить говорить. Это очевидно.

К тому же, его размер, вес и конструкция позволяют использовать его при любых видах поездок (на автомобиле, самолете, пешком).

В интернете находила такой рюкзачок от 62,93 доллара, но это со скидкой. Примерная его цена – около трех тысяч рублей, но стоимость его определяется моделью (есть базовая модель и более «навороченные») и количеством всяческих дополнительных аксессуаров и прибамбасов.

Чтобы лучше понять, как им пользоваться, и для того чтобы убедиться, что это, действительно, полезная в путешествии вещь, посмотрите видео:

Хипсит(англ. hip seat - сидеть на бедре) еще одно замечательное изобретение в помощь родителям.

С ним путешествовать – одно удовольствие.

  • Легкий, компактный, занимает мало места, в конструкции ничего лишнего. Состоит из пояса и удобного сиденья для малыша.
  • Легко крепится на бедре.
  • Избавляет маму от болей в спине, которые неизбежно возникают при длительном ношении ребенка на бедре.
  • Сидение для ребенка может быть дополнено удобной вместительной и стильной сумочкой для разных мелочей и какими-то другими аксессуарами, к примеру, удлинительным ремнем, с помощью которого можно дополнительно увеличить длину ремня хипсита.
  • Поддерживаемый мамой (или папой) ребенок может сидеть, разглядывая окружающий мир. Можно даже немного попрыгать или постоять. И уж если ребенку захочется вздремнуть, можно соорудить из сиденья импровизированное место для сна.
  • Приспособление незаменимо, когда ваш ребенок уже не хочет долго находиться в статичном положении: ему нравиться прыгать туда-сюда. И в этом случае вы без труда можете перемещать ребенка.
  • Хипсит – вещь, которой сложно найти замену во время поездок, в аэропортах, поездах, в магазинах и больницах, на пикниках и на пляжах, во время непродолжительных прогулок около дома или на даче, на экскурсиях и при осмотре достопримечательностей. И даже дома, когда ребенок не хочет отпустить маму даже на минутку, можно использовать такую переноску и заниматься своими делами.

Мамы и папы с удовольствием пользуются хипситом, а ребенок просто счастлив, ведь он ни на минуту не расстается со своими родителями.

Кстати, этим удобным приспособлением могут пользоваться не только мама и папа малыша. Дедушки и бабушки с не меньшим удовольствием отправятся гулять с ребенком, используя хипсит. Еще бы, гулять можно долго и, при этом, никаких проблем: ноги и спина абсолютно не устают. Единственное, о чем они сожалеют, что когда их дети были малышами, никому в голову не пришла идея придумать что-нибудь подобное.

Найти и купить хипсит сейчас совсем несложно. В интернет-магазинах немало предложений разных моделей и производителей. И хотя такая переноска стоит немаленьких денег, все-таки удобство и многочисленные плюсы явно перевешивают в пользу покупки хипсита Hippychick .

Попробуйте, возможно, вам и вашему ребенку это тоже понравится.


Среди автомобилистов уже давно ходят споры по поводу подвески внедорожника. Несмотря на их многообразие, все они сводятся к одному — никто из водителей не может понять, почему подвеска джипа обеспечивает относительно удобное передвижение и, вместе с тем, не оправдывает ожидания в процессе езды по обычной асфальтированной дороге.

Чтобы это понять, для начала необходимо разобраться в том, что же представляет собой внедорожник. По большому счету, это обычный автомобиль, который предусматривает дополнительное пространство для водителя и пассажиров, а также обладает большой грузоподъемностью. При этом он создан для передвижения по проблемному дорожному покрытию.

Как бы ни старались разработчики внедорожников, но они не могут гарантировать их владельцам плавной езды по обычной дороге. Эта задача под силу лишь настоящим гоночным машинам.

Зато в условиях бездорожья джип незаменим. Благодаря независимым подвескам для колес, ему удается сохранять механическое сцепление с поверхностью ухабистой дороги. Ведь он становится с дорогой единым целым. При наезде на кочки подвеска джипа резко сжимается. Если же у него на пути попались ямы, то колеса плавно проваливаются в них, и подвеска разжимается, словно гармошка.

При этом многое зависит от так называемого дорожного просвета транспортного средства и конструкции шасси. Также на поведение джипа влияет ось — чем она тверже, тем плавней машина будет преодолевать неровности дороги.

Не стоит забывать и про интегрированную, сочлененную ось. С ее помощью все 4 колеса сохраняют контакт с бездорожьем. Что, в свою очередь, сказывается на положении шасси — оно становится более стабильным. Из-за чего внедорожник сохраняет сцепление с дорогой. То есть, он может удерживать равновесие, в то время как его левое колесо движется вверх, а другое, правое, наоборот - проваливается вниз, в яму.

Вместе с тем, подавляющее большинство внедорожников оснащены 3 дифференциалами. Один из них предусмотрен в переднем мосту, другой - в заднем, а третий представляет собой промежуточный привод, который отвечает за подачу энергии на заднюю и переднюю оси. Если колесо отрывается от поверхности дороги, а заблокирован, будет задействован противовес, который не даст машине перевернуться.

Когда же в процессе езды по бездорожью переднее и заднее колесо джипа теряют контакт с дорогой, он просто перестает двигаться дальше. Происходит блокировка дифференциалов. Оно и неудивительно, так как дифференциалы регулярно следят за тем, чтобы все 4 колеса одновременно находились на земле.



Большой «гибкостью» обладает Range Rover. Эта особенность объясняется тем, что его колесная база оснащена достаточно мягкими пружинами. При наезде на яму или рытвину колесо этого внедорожника может провалиться в нее настолько глубоко, насколько позволяет подвеска. А вот джипы с более жесткой подвески не способны на подобную «гибкость».

Наличие мягкой подвески делает джипы незаменимыми транспортными средствами в условиях бездорожья. При этом она же и является причиной столь неуверенного поведения внедорожника на обычной дороге. Ведь легковые автомобили, оснащенные жесткой подвеской, имеют более надежное сцепление с асфальтобетонным покрытием. В отличие от джипов, им не требуется постоянно регулировать центр тяжести.


Особенно «капризничает» внедорожник при движении вниз по извилистой горной дороге, так называемому «серпантину». При торможении на каждом повороте задние шины буквально отрываются от асфальта, отчего машину все время раскачивает. В такие моменты и водителя, и его пассажиров может укачать, будто они не в автомобиле находятся, а на борту катера, который раскачивается на морских волнах.



И снова вернемся к , так как это самый типичный представитель семейства внедорожников. Примечательно, что первоначально он задумывался не как элитный автомобиль — его разработчики ориентировались на обычных фермеров, которым было необходимо надежное и недорогое транспортное средство для ежедневного объезда своих угодий. Также им требовалось в чем-то перевозить сено. Классический Land Rover для этих целей не подходил, так как не обладал достаточной грузоподъемностью. Именно поэтому появился Range Rover, который, к слову, изначально оснащался жесткой подвеской. В противном случае он не смог бы перевозить тяжелые грузы. Но со временем этими внедорожниками стали пользоваться не только фермеры, и инженеры сделали подвеску более мягкой и пружинистой.


Характерные особенности современных внедорожников



При покупке джипа автолюбители должны обратить внимание на такой параметр, как боковина колес — часть шины, которая расположена между внутренним и внешним диаметром колеса. Естественно, чем толще боковина, тем лучше сцепление с дорожным покрытием. Что же касается тонких боковин, то они обеспечивают комфортное управление транспортным средством, ведь водителю приходится прикладывать меньше усилий при повороте рулевого колеса.


Как правило, джипы комплектуются укрепленными амортизаторами. Они позволяют джипу ровно держать корпус в процессе езды по бездорожью. Но некоторые автопроизводители используют для этих целей стабилизаторы поперечной устойчивости. Правда, многие водители их демонтируют, так как они затрудняют управление транспортным средством.

Большинство автолюбителей не зря регулируют подвеску на внедорожниках. Это позволяет им настраивать машину под определенные условия. Например, они делают высокий дорожный просвет, если планируют передвигаться по проселочным дорогам, которые изобилуют кочками и ямами. Если же их маршрут пролегает по обычным трассам с асфальтобетонным покрытием, то лучше всего подойдет низкий дорожный просвет.



Регулируемые подвески называют пневматическими, они применялись в первом поколении Range Rover. И все-таки, регулируемые подвески не способны предать джипу ту маневренность и устойчивость, которые демонстрируют на трассе.

Правда, существует еще один вид внедорожников. При этом производители не относят эти машины к джипам — они называют их обычными легковыми транспортными средствами, которые обладают большой грузоподъемностью, а также имеют просторный салон. Таким образом, у автовладельцев есть возможность стать обладателем этакого полуджипа.

Чем старше человек, тем выше вероятность возникновения у него хронических заболеваний и нежелательных возрастных изменений. Повреждение и ослабление опорно-двигательного аппарата, вегетососудистая дистония, головокружение, перепады давления и просто слабость в конечностях - все это вызывает дискомфорт и неуверенность в своих силах. Из-за этого появляется нежелание лишний раз вставать без посторонней помощи, как следствие снижается что приводит к полной потере возможности самостоятельно передвигаться в доме или на улице.

Для помощи в таких случаях рекомендуется использовать специальное приспособление - ходунки для Они намного эффективнее костылей или трости и предполагают наличие широкой опорной базы, что добавляет уверенности, помогает преодолеть страх падения и дает возможность передвигаться людям с ограниченными двигательными функциями.

Назначение

Ходунки будут полезны после перенесенного тяжелого инсульта, когда пациент долгое время был прикован к постели, потерял мышечный тонус и опасается ходить без посторонней помощи.

Переломы у пожилых людей - большая проблема, период реабилитации длительный, а необходимость перевода пациента в вертикальное положение после постельного режима очевидна.

С помощью ходунков процесс восстановления может быть значительно ускорен. Они удобны в быту, незаменимы в центрах учреждениях, домах престарелых. Главное, чтобы ходунки выполняли свою функцию на 100%, были безопасны, максимально удобны, а для индивидуального приобретения имели оптимальную цену.

История

Предположительно, ходунки сначала были придуманы для малышей, родители которых старались избавить свои руки и позвоночник от перегрузок.

История развития приспособлений для взрослых начала отсчет в сороковых годах прошлого века, когда литовский эмигрант Андреус Мьюиза предложил в качестве опоры для поддержания веса при ходьбе конструкцию из рамы на четырех ножках, которая доходила до талии пациента.

Чуть позже, в конце шестидесятых годов шведский изобретатель Бернт Линдер предложил дополнительно использовать колеса на ножках, чем существенно усовершенствовал ходунки для пожилых людей. Отзывы благодарных клиентов дали толчок к развитию и внедрению в производство конструктивных нововведений.

Современные модели, оснащенные колесами с механизмом торможения, дают возможность комфортно передвигаться в доме и на улице. На сидении можно отдохнуть на прогулке, а корзина удобна для перевозки всего необходимого.

Классификация

Ходунки классифицируются по:

  1. назначению;
  2. месту использования;
  3. техническим особенностям.

В зависимости от того, будут ли они использоваться для курса реабилитации или подбираются для каждодневного пользования, модели могут существенно отличатся.

Ходунки, рассчитанные на перемещение внутри помещения, могут быть неудобными на улице и наоборот.

Технические характеристики у разных моделей имеют существенные различия: материал рамы, вес, конфигурация рукоятей, наличие колес и механизма торможения, сидение, дополнительные отсеки для вещей.

В зависимости от конструктивных особенностей, ходунки для пожилых людей могут быть целостными и складными, их подразделяют на виды:

  • стационарные;
  • шагающие;
  • двухуровневые;
  • колесные (роллеры);
  • с дополнительной опорой (локтевой или подмышечной);
  • универсальные.

Стационарные модели

Стационарные модели с монолитной рамой из легких материалов - это самая простая конструкция. На начальном этапе специалисты советуют выбирать именно такие ходунки для пожилых людей.

Отзывы пользователей свидетельствуют, что в первое время, когда не ясно, что лучше - костыль, трость или более надежное устройство, именно простые модели с легкой алюминиевой рамой подходят для большинства случаев.

Они не дорогие, практичные и долговечные. Представляют собой простую конструкцию из четырех опор с поручнями для удобства перемещения. Движение происходит внутри конструкции.

Двухуровневые ходунки

Такие модели предназначены для ослабленных пациентов, когда даже вставание со стула или постели вызывает затруднение. Поручни в таких конструкциях расположены на двух уровнях: одни предназначены для упора в момент подъема веса тела и последующего опускания, другие - для опоры во время стояния и передвижения по дому.

Опыт показал, что ходунки двухуровневые для пожилых пациентов удобнее обычной конструкции, так как именно в процессе вставания человеку следует приложить наибольше усилие, и как раз поручни на нужном уровне дают дополнительную опору и создают условия для такого толчка.

Ходунки с шаговым эффектом

Такой вариант поддерживающего устройства - это модификация простой стационарной конструкции, отличающаяся шарнирным соединением передней перемычки с правой и левой половиной.

Такое крепление дает возможность человеку передвигать не всю конструкцию сразу, а отдельно каждую ее сторону в такт шагу. Модель больше подходит в период активной реабилитации для выработки координации движения.

Ходунки для пожилых шагающие благодаря фиксации шарнирных соединений быстро превращаются в жесткую стационарную конструкцию, что очень удобно на разных этапах реабилитационного периода.

Колесные модели

Простой вариант мобильных ходунков предполагает наличие на передних опорах с двух сторон колес небольшого диаметра - для более легкого их перемещения. Такая конструкция удобна для пациентов с ослабленными руками и после непродолжительных тренировок дает возможность передвигаться довольно быстро.

Ходунки на колесах для пожилых пациентов рекомендуются для прогулок и для дополнительной тренировки ног. Такие конструкции (роллеры, роллаторы) оснащаются четырьмя колесами большего диаметра, что позволяет передвигаться максимально быстро, сохраняя устойчивость. Обычно оборудуются тормозом по принципу ручного велосипедного механизма.

Модели с дополнительной опорой

Бывает и так, что человек имеет желание вставать и двигаться, но обычные конструкции с упором на уровне таза не дают такой возможности, так как не могут создать достаточной опоры. В таких случаях следует добавить дополнительные элементы поддержки веса тела на более высоком уровне.

Ходунки-опоры для пожилых пациентов с упором под локоть дают возможность переносить массу тела при ходьбе на предплечье. Более высокий упор обеспечивает хорошую устойчивость даже сильно ослабленным людям.

Упор в подмышечную область дает возможность полностью разгрузить позвоночник и максимально обезопасить процесс передвижения. Такие модели рекомендуют для людей с нарушением координации.

Универсальные ходунки и их модификации

В настоящее время рынок предлагает как стационарные, так и складные компактные модели, удобные для хранения и транспортировки. Механизм складывания рамы может присутствовать и у простых стационарных конструкций, и у шагающих вариантов ходунков, и у более «продвинутых» роллаторов. Все они легко трансформируются в рабочее положение и могут быстро подготавливаться к использованию.

Часто для пациентов с большим весом обычной алюминиевой конструкции бывает недостаточно. В таких случаях следует подбирать вариант более прочной рамы с повышенными техническими характеристиками. Существуют модели, рассчитанные на нагрузку до 225 кг.

В настоящее время в продаже есть комфортные ходунки для пожилых людей. Фото такой модели представлено выше. Есть конструкции с откидным или стационарным сидением, передняя перемычка в таком случае служит спинкой. Дополнительно могут присутствовать столик, отсеки для хранения багажа и перевозки трости.

Чтобы пациент почувствовал пользу от ходунков, они должны подбираться конкретно под него. Правильный выбор поможет сделать лечащий врач, знакомый с физиологическим состоянием и физическим здоровьем пациента. Также помощь может оказать квалифицированный специалист торговой сети, где планируется приобретать ходунки.

Для слабых пациентов лучше выбирать конструкции с колесами на передних ножках. Если они будут съемными, это будет еще лучше.

Для прогулок следует выбирать роллаторы с большими колесами и сидением для отдыха. Вариант с тремя колесами менее громоздкий и более мобильный, он хорошо подойдет и для дома, и для улицы.

Людям с нарушениями координации лучше выбрать ходунки-опоры под локоть или подмышечную область.

Специфика выбора

Конструкция должна быть максимально легкой, точно подходить по росту пациента или иметь возможность такой регулировки. Любые ходунки для пожилых людей (фото дает возможность понять принцип определения высоты) должны удобно фиксироваться в свободно опущенных руках.

Рукояти должны быть удобными. Чаще они пластмассовые или прорезиненные, но для людей с повышенной потливостью ладоней нужно заранее позаботиться о моделях с поручнями из пористых материалов. Для пациентов, страдающих артритами, есть варианты с утолщенными ручками.

Большие колеса роллеров лучше справятся с неровной дорогой. Наличие амортизации в дорожных моделях смягчит воздействие на руки. Для передвижения в условиях помещения будет достаточно и маленьких колес. Их блокировка должна иметь и обеспечивать надежную фиксацию.

Технологическая нагрузка на раму может соответствовать весу пациента с незначительным запасом прочности.

Способы передвижения разведчиков в населенных пунктах и в помещениях зависят от задач поставленных разведчикам, характера местности, погоды, времени суток действий противника и. наконец, от наличия всякого рода инженерных укреплений и заграждении. Однако имеется ряд общих и частных способов действии, которые разведчик обязан знать.
В крупных населенных пунктах дальность наблюдения ограничена, так как дома в городах имеют различную высоту; поэтому для выдвижения на выгодный наблюдательный пункт разведчику приходится зачастую передвигаться среди развалин зданий, внутри знания, по крышам зданий чердакам и т. п.
Трудность передвижений в населенных пунктах увеличивается вследствие большого количества битого кирпича, железного лома, проволоки, глыб разваленных зданий, минированных заграждений и оплетенных проволокой препятствий Искусное преодоление всевозможных препятствий и безукоризненное ведение ближнего боя - важнейшие требования, предъявляемые разведчику при действиях в населенных пунктах.
Прежде чем передвигаться к отдельному строению, постройке, двору или группе домов, следует начать скрытное наблюдение за окраинами населенного пункта, за отдельно стоящими строениями, а затем последовательно за основными местными предметами. После этого под прикрытием складок местности и местных предметов передвигаться пригнувшись, на четвереньках или ползком.
В целях скрытного передвижения двигаться по обочинам дорог, канавам, вдоль заборов, кустарника и деревьев.

Передвижение по местности с развалинами

При передвижении в местах, где имеются груды битого кирпича, разрушенные строения поваленные стены, завалы, воронки, стремиться обходить их, внимательно прислушиваться и на укрытия просматривать ямы углы, отверстия. Если нужно пройти по ним или через них бесшумно, то ногу ставить сверху и, нащупав твердую точку опоры, перенести на нее тяжесть тела, после чего делать следующий шаг (рис. 47).
При перелезании через препятствие проходить над ним возможно ниже и не спрыгивать с него, а опускаться. Во всех случаях остерегаться предметов, производящих шум (консервные банки, проволока, гильзы, деревянные предметы и т. п.)
Если разведчикам предстоят длительное переползание по местности с твердым и неровным грунтом, то желательно, чтобы они имели примитивные наколенники, сшитые из тряпок и подбитые паклей или ватой: эти наколенники пришиваются к брюкам в местах, соответствующих коленному суставу.
В солнечные дин и лунные ночи для передвижения рекомендуется избирать теневые стороны и маскироваться за самими предметами.
При встрече транспорта противника разведчик обязан (в том случае, если он не имеет специальных указаний), не обнаруживая себя, вести наблюдение: если имеются скрытые участки местности, то разведчик должен, просмотрев и заметив то, что ему необходимо, использовать шум мотора для свободного передвижения броском в заданном направлении. С этой же целью нужно использовать и ветер. Бесшумно подходить к противнику удобнее в тех случаях, когда ветер дует от него в сторону разведчика.
Во всех случаях передвижения в населенных пунктах и селениях, а также в помещении остерегаться собак. При появлении собаки обойти это место или строение и продолжать движение.

Передвижение внутри зданий

В большинстве случаев разведчики, прежде чем проникнуть в здание, изучают режим и поведение противника; оценивают условия проникновения в здание и выгодные для этого время и момент. Для успешного проникновения в здание иногда целесообразно бывает использовать отвлекающие действия - поджечь соседний дом или поднять шум поблизости. Во время разведки внутри здания разведчикам часто приходится действовать стремительно, пуская в ход гранату, пулю в упор и холодное оружие; в этих случаях передвигаться нужно быстро, в некоторых местах бесшумно и всегда действовать осторожно, но решительно.
При скрытном и бесшуном передвижении в помещении, по коридорам и лестницам надевать мягкую обувь, обвернуть сапоги тряпками или снимать обувь.
По коридорам и комнатам передвигаться вдоль стен небольшими шагами, на цыпочках. Подниматься по лестницам через 2-3 ступени, спускаться по одной, двигаться ближе к перилам. Постоянно остерегаться скрипа пола или лестницы. В помещении рекомендуется маскироваться за дверями, шкафами, в нишах стен, чуланах, под лестницами и т. п. Из-за угла, на поворотах в коридорах выходить быстро; в комнаты также входить быстро. Оружие всегда держать в полкой готовности; остерегаться минированных предметов.

Указания по обучению передвижениям в населенных пунктах и внутри строения

Обучение разведчиков проводить на окраинах населенных пунктов (при подходе к ним) среди строений и внутри учебного строения, сарая или землянки как на слециальных занятиях и на занятиях по физической подготовке, так и при следовании на другие занятия.
Тренировку проводить в виде двусторонних действий в следующих формах: одному подразделению скрытно и бесшумно подойти к группе домов; при этом другое подразделение укрывается среди строений и наблюдает; одна группа разведчиков маскируется среди строений, в сарае, в учебном повешении, другая же стремится обнаружить противника и вступить с ним в рукопашную схватку на винтовках или ножах с мягким наконечником; двум, трем различным группам с разных сторон подойти к строению, войти в него и захватить пленного и т. п.
Тренировать разведчиков в скрытном и бесшумном передвижении по участку местности с битым кирпичом, консервными банками, кусками проволоки, с одновременным преодолением на пути завалов, ям, разрушенных стен с передвижением вдоль забора, плетня, с влезанием в окна учебного строения, с движением по лестницам, коридорам, чердакам и т. п. Помимо этого тренировать разведчиков в быстром передвижении и преодолении препятствий в населенных пунктах и помещениях.

5. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ РАЗВЕДЧИКА ПО МЕСТНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМ РАСТИТЕЛЬНЫМ ПОКРОВОМ

(луга, посевы, насаждения, камыши и кусты)

При передвижении шагом или бегом по местности с различной растительностью в той зоне, где противник не видит и не слышит разведчика, двигаться большими шагами; нога чаще всего ставится с пятки на всю ступню или сверху сразу на весь след. Смотреть нужно вперед и вниз стараться не ставить ногу на лежачие камни и ветки во избежание легких ушибов и травм. Встречающиеся на пути посевы, камыши, кусты плавно отводить, разводить руками или левой рукой, если правая держит оружие (рис. 48). После прохождения плавно опускать растительность на место за собой.
При бесшумной ходьбе по высокой траве (особенно сухой) и листопаду поднимать ногу выше и ставить ее с носка (рис. 49).

При бесшумном переползании по сухой траве и листопаду передвигаться на получетвереньках медленно, попеременно переставляя вперед руки и ноги, или на боку; в последнем случае вначале осторожно переставить левую руку, затем передвинуть тело и переставить правую ногу.
Перед прохождением участка местности с посевами, камышом, кустами и травой в рост человека разведчик при возможности предварительно должен присмотреться к этому участку местности с высоты (с холма, дерева и т. п.) и наметить выгодные, скрытные подступы и проходы.
Если местность просматривается противником с высоты, то разведчик, передвигаясь по ней, обязательно должен быть в маскировочном халате и замаскировать себя под цвет местности. Передвигаться нужно так, чтобы не шевелить верхушки посевов, камыша или кустов ввиду того, что с высоты шевеление верхушек на большом расстоянии заметно и демаскирует разведчиков. Поэтому нужно передвигаться пригнувшись, на четвереньках или лежа по дорожкам, межам посевов, под кустами и между кустами (рис. 50); при движении соблюдать осторожность, чтобы не наступить на сухие ветки, производящие шум.

Указания по обучению передвижениям по местности с различным растительным покровом.

При обучении не портить посевы и насаждения. Подбирать местность, приближенную к посевам и насаждениям, как, например, бурьян с высокой травой, мелкий кустарник камыш (вблизи от дорог, в оврагах, на пустырях и т. п.)
Тренировку в передвижениях проводить в колонне, в змейке, в цепи, группами; при встречном движении - одиночно и группами. Передвигаться низко пригнувшись, переползанием. с переноской грузов, лестниц, досок, с бойцом, обозначаюшим пленного, и с различным тяжелым пехотным оружием.
Проводить тренировку на скрытные и бесшумные передвижения и действия: одновременно бойцы должны вести наблюдение (одна группа за другой или один боец за другим) из кустов, камыша, бурьяна, с высоты и прислушиваться к действиям "противника"; тренировать разведчиков в быстрых открытых действиях в виде максимально быстрого бега, переползания с преодолением на пути препятствий.
Тренировку в передвижениях сочетать с боями на палках с мягким наконечником, с нападением на "противника" и захватом пленного.

6. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ РАЗВЕДЧИКА ПО ЛЕСИСТО-БОЛОТИСТОЙ МЕСТНОСТИ

В лесисто болотистой местности передвижение затрудняется вследствие ограниченности наблюдения и трудности обстановки; ограниченности дорог, а иногда и полного отсутствия их, ввиду опасности внезапной встречи с засадами, завалами и минными заграждениями противника.
Для обеспечения скрытного и бесшумного передвижения в лесу разведчик должен:
тщательно замаскирокать себя ветками и травой под общий фон местности;
избегать движения по валежнику и сухому кустарнику:
в случае необходимости обматывать обувь тряпкой или войлоком.

Передвижение в лесу

При передвижении в лесу двигаться осторожно, не наступать на сухие ветки, кору, шишки; пользоваться для маскировки толстыми деревьями, кустами, высокой травой, кочками, всегда внимательно наблюдать и вслушиваться, отличать естественный шум от искусственного. Быстро перебегать через отдельные открытые участки местности (от одного дерева или куста к другому), а также далеко просматриваемые лесные дороги, тропы и просек, после чего переходить в положение приседа, лежа и продолжать движение в рост или переползать.

Передвижение по болоту

Передвигаясь по болоту (если его нельзя обойти), разведчики должны держаться группой, поблизости друг от друга, чтобы в случае необходимости можно было оказать помошь товарищу.
Путь перехода через болото надо выбирать очень тщательно.
Прежде чем переправляться через болото, нужно установить нет ли тропы, которой пользуются местные жители, какова глубина болота, насколько тверд верхний покров. Через болото надо переходить осторожно и не спешить, чтобы не попасть в трясину. Вначале нужно осторожно ступить у самого края болота. Если оно выдерживает, то надо ударить несколько раз ногами по поверхности и. убедившись, что поверхность не проваливается, осторожно двигаться вперед, прошупывая путь впереди себя палкой. Рекомендуется выбирать путь с кочками, корневищами кустарника, расположенными близко одни от другого. В особо опасных местах нужно набрасывать хворост, жерди, доски или плетневые шиты. При этом целесообразно перекладывать жерди и доски или плетневые шиты после прохождения по ним.
Для облегчения передвижения по болоту можно пользоваться палками, такими, как при движении на лыжах (рис. 51). Палки изготовляются так: связать два кольца из гибких прутьев, перевязать их крест-накрест веревкой (лыком, проволокой). Изготовленное кольцо прочно привязать к палке с зарубкой или рогулькой на коте.
Кроме палок, разведчик может пользоваться болотоступами, которые изготовляются в виде пучка ветвей либо в виде плетенки и подвязываются к ногам (ряс. 52) веревками, лыком и т. п. так, чтобы они легко снимались.

Если путь перехода выбран, намечен и проверен, то проходить его нужно быстрыми небольшими шагами по моховой полосе или скачками по грядам с кустарником.
Если обстановка требует скрытного и бесшумного передвижения по болоту, то двигаться осторожно шагом, низко пригнувшись, ощупывая в разгребая руками траву, мох и т. п. (ряс. 53), или переползать лёжа на животе (на боку).
Разведчик должен помнить, что по болоту можно пройти и пронести с собой груз (противотанковое ружье, станковый пулемет, ящики с взрывчаткой и т. л.) в тех случаях, когда болото покрыто сплошным мхом, густой травой вперемежку с осокой или поросло кустарником (ивы, ольхи), а также при условии, если участки болота покрыты еловым и ольховым лесом.
Трудно пройти по болоту если оно покрыто пушицей (травой, головки которой после цветения образуют пух) и если на нем среди мха часто встречаются лужи застойной воды. Наличие камыша вместе с осокой и редкого молодого березняка также указывает на слабую сопротивляемость поверхностного покрова.
Очень трудно пройти по болоту, если оно покрыто тонким слоем покрова, под которым находится вой, или редкими кустами камыша.
При переходах через болота нужно избегать мест, покрытых яркой сочной зеленью. Это "окна", в которые можно провалиться.

Указания по передвижениям в лесисто-болотистой местности

Обучение передвижениям в лесисто-болотистой местности производить в хвойном лесу, лиственном, смешанном, вырубленном, в лесу на болоте и с кустарником, по лесным просекам, склонам, холмам, лесным горам и оврагам.
Способы передвижения отрабатывать соответственно характеру местности. Передвигаться следует пригнувшись, бесшумно, скрытно я открыто, шагом, бегом, а также переползанием. Одновременно преодолеть встречающиеся препятствия (рвы, завалы, коряги); вести наблюдение, влезать на деревья и закрепляться на них, метать гранаты и действовать оружием.
Во всех случаях тренировки требовать от бойцов умения маскировать себя ветками под фон местности и обвертывать обувь тряпьем для того, чтобы осуществлять движение бесшумно.
Обучение передвижениям по лесисто-болотистой местности проводить и на болотистой местности с разведкой проходимых мест палкой; бойцов, производящих разведку в опасных местах, следует страховать веревкой.
По болотам передвигаться пригнувшись, низко пригнувшись я посредством переползания. После таких тренировок отводить время на мытье и просушку обуви и обмундирования.
При обучения передвижениям в лесисто-болотистой местности, так же как и в другой местности, способы передвижения сочетать с ведением огня и приемами рукопашного боя.

7. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ РАЗВЕДЧИКА В ГОРАХ.


Особенности горных условий

Действуя в горах, разведчик должен быть выносливым, осторожным, дерзким я обладать особым терпением и вниманием в наблюдении за противником и местностью; при необходимости он обязан, притаившись, часами выслеживать я выжидать врага; по мере надобности ползти сотни метров скрытно и бесшумно, невзирая на непогоду, преодолевая усталость.
Каждый разведчик Красной Армии должен отлично знать особенности горной обстановки и учитывать все опасности, с которыми он может встретиться при действиях в горах. Ему необходимо владеть основными элементами передвижения в горах и преодоления горных препятствий.
Обучение разведчиков и тренировка их в овладении различными моментами горной подготовки, даже и вне гор, являются хорошим средством общего физического развития облегчают выполнение разведывательных задач в горах.
На всех занятиях по боевой подготовке, а также в часы физической тренировки разведчиков при наличии времени и условий использовать любые возможности местности, вводя элементы горной тренировки.
Из опыта войны следует, что войска могут действовать в горах не имея специального горного снаряжения, при условии широкого использования шанцевого инструмента, подручных средств и материалов.
При действиях разведчиков в высокогорных районах желательно иметь для них специальное снаряжение (кошки, защитные цветные очки и т. д.).
На передвижение бойца в лесисто-горных и высокогорных районах оказывает влияние ряд факторов, которые должен знать и учитывать каждый разведчик, действующий в горах.

Трудность ориентировки

Трудность ориентировки возникает при отсутствии характерных ориентиров и наличии богатой растительности с резкими тенями; вследствие неожиданных изменений атмосферных явлений (снижение облачности, дожди, снегопады, резкие колебании погоды в любое время года, ухудшение видимости в туманы): из-за ограниченности дорог и большого количества однотипных тропинок.

Естественные опасности

К естественным опасностям относится: камнепады вызываемые разрушением горных пород под воздействием ветра, дождя и при неаккуратном движении по камнепадным местам; осыпи, когда с поверхности склона срываются нагроможденные обломки скал, камней и т. п.; снежные лавины сползающие со склона с большой скоростью; снежные обвалы. Весной: земляные оползни, грозы, дожди и бури. После дождя тропинки, склоны и скаты становятся скользкими и увеличивается опасность срыва всяких пород. Особенно опасны трещины в горах, зачастую покрытые снегом.

Метеорологические изменения

В высокогорных районах температура воздуха после захода солнца понижается даже летом. При наличии льда и снега на зрение действуют отраженные солнечные лучи, вследствие чего требуются предохранительные очки: разряженность воздуха влечет за собой затрудненное дыхание и головокружение, однако эти явления по мере тренировки исчезают. Для высокогорных районов характерно также быстрое изменение уровня воды в горных реках во время дождей и таяния снегов; в этот период мелководные ручьи превращаются в бурные, быстротечные потоки, а реки отличаются труднопроходимыми широкими рукавами.
Признаки ухудшения погоды: алая утренняя заря, понижение температуры воздуха в утренние часы, затуманенное солнце, венец вокруг луны и заметное мерцание звезд.
Признаками неустойчивости погоды являются: ветры, дующие ночью из долины в горы, а днем с гор.
Признаки улучшения погоды: алая вечерняя заря, понижение температуры в долинах в вечерние часы, вечерний туман в долинах, безветрие, ясное небо, утренняя роса, покрытые дымкой вершины, холодные ночи в долинах.
Признаком приближения грозы является появление на 2 - 3 часа до начала грозы массы кучевых облаков. Для укрытия от грозы нужно использовать прочные скальные выступы. В лесу не следует останавливаться под высокими и одиноко стоящими деревьями.
Место для отдыха и ночлега в горах разведчик должен выбирать там, где он будет защищен от сильного ветра, при этом необходимо учитывать возможность неожиданного наводнения, камнепада и лавины.

Возможности действий

Горно-лесистая местность, как правило, труднопроходима вследствие густых зарослей, бурелома и малочисленности дорог; в такой местности обычно имеются небольшие населенные пункты, отмечающиеся малой плотностью населения. У противника, действующего в горах, имеется большая возможность легко укрыться на местности, организовывать засады, ловушки, создавать естественные преграды, препятствия и минировать проходимые участки.
Несмотря на опасности, трудности и суровые природные условия лесистые и скалистые горы благоприятствуют активным, внезапным, смелым и дерзким действиям разведчиков. Вследствие разнообразия местности, а также возможности скрытого передвижения и занятия высоких точек в горах создается широкое поле видимости и наблюдения; многообразие всяких щелей, камней, кочек, кустов и деревьев дает возможность разведчику легко укрыться от неприятельского огня; занятие более высокого места, чем противник, использование узких проходов, зарослей, камнепадов и т. п. помогают разведчику легко уходить от преследования и уничтожать противника.
Разведчики, действующие в горах, должны брать с собой только то, что крайне необходимо для выполнения задачи. Предварительное внимательное изучение местности и наблюдение за ней должны быть правилом разведчика при всех его передвижениях и перед началом действий.
При действиях в горах разведчики должны иметь с собой пищевые концентраты на 1 - 2 суток, а при действиях в высокогорных районах - специальное горное снаряжение, теплую одежду, обувь и запас концентратов на 3-4 суток.
Во избежание опасностей, которые встречаются при передвижениях в горах, разведчик должен знать и выполнять меры предосторожности и страховки.

Основные элементы страховки и самостраховки

На опасных участках передвигаться в связке по три человека на одной веревке. Каждый разведчик обвязывает грудь веревкой, делая петлю и закрепляя ее узлом (рис. 54).

Для того чтобы веревочная петля не сползала с груди, подвязывать ее вспомогательным куском веревки, продевая один конец под петлю сзади, вокруг шеи, а другой под петлю спереди; концы веревки связываются (рис. 55)
Для того чтобы на крутых скатах ноги не скользили, нужно обвязывать обувь веревкой или проволокой (рис. 56).

Для того чтобы избежать падений и срывов при движении в связке по скалам, боец, обеспечивающий страховку, должен выбирать удобные выступы, площадки или углубления, принимать устойчивое положение для упора и использовать подручные средства.
Для самостраховки можно пользоваться винтовкой, лопатой и палкой с заостренных концом, имея их всегда наготове; (рис 57), в опасных местах при спусках или переходах следует пользоваться для страховки веревкой, перекидывая ее через дерево, выступ (рис. 58) и через плечо; можно пользоваться также страховкой через поясницу с хорошей опорой ногами (рис. 59), подъемы рекомендуется совершать путем переступания по склону; боец переступает, держась за веревку, которая закреплена и держится товарищем (рис. 60).

Способы передвижения в горах


Передвижение в горно-лесистой местности

В горно-лесистой местности разведчик может совершать передвижение по горным лесным и грунтовым дорогам и тропам, а также вне дорог я троп, а иногда и даже в самых опасных местах, в зависимости от обстановки и стоящих перед ним задач.
Передвигаться по горным, лесным и грунтовым дорогам следует по сторонам дороги справа или слева небольшим ровным шагом, с возможно меньшим количеством остановок. При передвижении осматривать впереди лежащие кусты, деревья, обрывы и т. д. Мосты через овраги, насыпи следует проходить только после тщательной разведки; охрану снимать бесшумно, холодным оружием; при необходимости двигаться вне моста переходить овраги или обходить их.
Передвижение по горным тропам приходится совершать по травянистым, поросшим кустарником и по лесным склонам, среди которых находятся камни, осыпи и различные скалистые обломки горных пород.
Скорость движения по тропам зависит от крутизны склона, степени заостренности тропы, опасности со стороны вышележащих склонов и состояния погоды.
При движении по горным тропам шаг должен быть равномерным и средней длины. При подъемах ногу ставить на полную ступню. Если тропа засорена, стараться, чтобы нога не попадала на ненадежно лежащие камни. Прочно лежащие камни использовать для опоры каблуком. Чем круче тропа, тем больше помогать движением рук, придерживаясь одновременно за прочные выступы камней, ветви кустов и деревья.
При передвижении вне дорог и троп двигаться по краю их или параллельно им по зарослям, кустарнику, обочинам и между деревьями: способ движения избирать соответственно характеру местности - двигаться пригнувшись, на четвереньках или переползанием.
При движении в дождь, снег и туман соблюдать особую осторожность; тщательно выбирать место для постановки ноги и переносить вес тела на другую ногу только тогда, когда она прочно поставлена. При этом можно пользоваться палкой с заостренным концом или лопатой для самостраховки.
При передвижении в незнакомой горно-лесистой местности для уточнения направления обратного пути в некоторых случаях можно пользоваться специально сделанными мелом или углем знаками на скалах или больших камнях, а также надломанными ветками, специально уложенными камнями или пучками травы.
Передвигаясь в горах с богатым растительным покровом, разведчики должны прислушиваться к малейшему шороху и шуму с целью отличить естественный шорох и шум (создаваемый животными) от искусственного (создаваемого противником). Особое внимание обращать на деревья, дупла и гнезда больших птиц.
При передвижении по тропам, проходящим по гребню высот или через вершины, которые находятся под наблюдением противника, двигаться вне троп и по обратным скатам.
Гребни или вершины преодолевать скрытно: использовать мелкие трещины и другие углубления, при необходимости передвигаться путем переползания.

Передвижение по травянистым склонам, оврагам и осыпям

Передвижение по травянистым склонам (подъем) при не большой крутизне производить "в лоб", ставя ноги "елочкой": разворот ног (угол между ступнями) тем больше, чем круче подъем. При более крутом подъеме (свыше 40°) следует совершать движение зигзагом или "лесенкой", двигаясь попеременно то правым, то левым боком к склону (рис. 61).
Если склон покрыт отдельными крупными камнями, кустами или осыпью, разведчики не должны двигаться один над другим.
При подъеме корпус следует держать свободно, подавая его несколько вперед, ногу ставить на всю ступню.
При большой крутизне совершать подъем на четвереньках, держась за траву и выступы прочных камней (рис. 62).

При спусках идти на полусогнутых ногах и стремиться опираться на всю ступню или на каблук.
При движении по сухому травянистому склону, покрытому густой и мягкой травой опасаться скольжения ноги по траве; на мокрых травянистых склонах опасность возрастает; для облегчения движения по таким склонам и самостраховки применять заостренную палку, держа ее острым концом к склону, а на крутых скользких склонах можно пользоваться лопатой, вырубая ею ступени для того, чтобы обеспечить надежную постановку ноги.
Для облегчения спуска по крутым склонам в целях самостраховки также применить палку (лопату) или самостраховаться при помощи веревки.
При переползании по травянистым склонам не хвататься за непрочно лежащие мелкие камни, а также за пучки травы в кусты. Спускаться, переползая спиной к скату (рис. 63) или лежа на животе, ногами вниз.
Передвижение по осыпям производить с опробованием места для постановки ноги, после чего переносить на нее тяжесть тела. По мелкой осыпи ставить ногу еще осторожнее и переносить на нее вес тела только тогда, когда грунт на ней не сползает, или до тех пор, пока перемещение грунта не прекратилось.
При спусках с коротких склонов с мелкой осыпью (если осыпь достаточной толщины и лежит не на крутом ледовом или травянистом склоне) можно двигаться прямо вниз, используя сползание осыпи для ускорения движения.
При сползании по осыпям выставлять наблюдение за вышележащим склонами.

Передвижение в местах, опасных камнепадами

Стремиться обходить места, опасные камнепадами, избегать переходов по выветрившимся скалам и непрочно лежащим камням. При необходимости передвигаться идти осторожно, небольшими шагами, иногда держась за выступы. Менее опасное время для перехода - утро и начало вечерних сумерек.
Места, подверженные камнепадам, определяются по следующим признакам: образование желобов, заглаженные края скальных выступов, наличие щебня и пыли на ступенчатых участках ската и скальных площадках, свежие осыпи у подножья.
Через места, опасные камнепадами, разведчики должны передвигаться поодиночке в это время остальные находятся в укрытии. Если камень скрывается, нужно попытаться задержать его и предупредить товарищей возгласом "камень".
Если невозможно отойти в сторону при начале камнепаде нужно прижаться к склону, предварительно защитив голову подручным материалом (вещевой мешок, ранец, скатка).

Передвижение в лавиноопасных местах

Если крутизна склона снежных скал превышает 25°, она может быть лавиноопасной. Наличие сильных ветров также способствует образованию лавин.
Небольшая вероятность падения лавин существует в первые два дня после снегопадов, особенно в узких ущельях
Признаками лавиноопасности являются следы прошедших лавин: вырванные или согнутые деревья и кусты, выносы масс снега, наличие желобов, таких же, как при камнепадах.
В лавиноопасных местах двигаться по выпуклым участкам скал, изобилующих крупными камнями; выступающие скалы, деревья, кустарники и трава препятствуют образованию и движению снежных лавин.
По лавиноопасному склону передвигаться по одному, выставляя наблюдателей, которым вменяется в обязанность предупреждать о движении лавины. Определить движение лавин можно и по слуху; в начале их движения слышны громкий шорох, шипение, а затем громоподобный шум.
Пересекать лавиноопасные склоны наискось или поперек нужно в наименее теплые часы дня, причем вблизи скал или гребней, на которых нет снежных карнизов. Двигаться следует широкими шагами, след в след, по возможности меньше нарушая целину снега. Между идущими выдерживать дистанцию в 30-50 м.
Подъем и спуск по лавиноопасным склонам производить прямо вверх или вниз, чтобы в меньшей степени нарушать целость смежных пластов.
При подаче сигнала "лавина" разведчики должны (в том случае, если нельзя быстро вернуться или укрыться) прижаться к склону горы, по возможности используя для укрытия выступающие участки скал, затем укрепиться, применяя ледоруб, малую лопату или выступы пол участком скалы, и прикрыть голову вещевым мешком.
При пылевой лавине прикрыть нос и рот рукой, чтобы не задохнуться от снежной пыли.
В ненастную погоду (дождь, буря, ливень, снегопад и т. п.) действия разведчика в горах не прекращаются. Двигаться нужно еще более осторожно, соблюдая все меры предосторожности и страховки. Действовать смело, дружно и дерзко, группами по 3-6 человек. В труднопроходимых горах разведчики должны действовать вдоль основных дорог и троп.

Передвижение по скалам

Перед тем как начать движение по скалам, просмотреть путь и наметить более скрытное и выгодное направление движения.
Во время преодоления скального участка скачала посмотреть путь движения и выбрать наиболее скрытные и удобные песта для движения.
При движении по крутым скалам сохранять три точки опоры: передвигая одну ногу, удерживать вес тела на другой ноге и обеих руках: при передвижении руки удерживать вес тела на обеих ногах и другой руке.
Во время движения стремиться ставить ногу на всю подошву: руками упираться в выступы или захватывать неровности кистью: всемерно использовать для опоры выступы, углубления и трещины, а при отсутствии таковых плотно прилегать к скале и медленно переползать вверх или вниз. Движение на трудных участках местности проводить при наличии надежной страховки.
Движение по вертикальным расщелинам производить при помощи веревки; спускаясь или поднимаясь по расщелине, использовать выступы и углубления для опоры ногами, руками и спиной.
По большим наклонным плитам и горизонтальным расщелинам передвигаться на четвереньках или ползком.
По гребням в целях лучшей маскировки двигаться по склону несколько ниже гребня.
Движение по скалам проводить в связке по 2-3 человека. При подъёмах впереди должен двигаться самый опытный боец, при спусках опытный боец движется сзади слабый в середине.
Во время преодоления трудных скал снимать часть снаряжения и производить подъем на веревке.
При ощущении усталости выбрать безопасное место для отдыха и продолжать движение после отдыха.
Во время передвижения по скальным участкам внимательно и осторожно наблюдать и разведывать щели, скальные пещеры, крупные камин я выступы, за которыми может укрываться противник.

Передвижение по льду и снегу в горах

Передвижение во льду производить при помощи шанцевого инструмента вырубая ступени. На пологих склонах двигаться "в лоб" и ставить ноги "елочкой"; на более крутых склонах совершать движение зигзагами или поперек склона и двигаться боком.
По льду можно успешно передвигаться в специальных горных ботинках или на кошках при помощи ледоруба.
При вырубке ступеней принимать устойчивое положение и периодически сменить бойцов.
В высокогорных районах снег лежит на вершинах даже летом, а склоны покрыты зернистым снегом и льдом.
При движении по снежным склонам нужно вытаптывать ступени боком, носком ботинка или вырубать их лопаткой и двигаться так же, как по льду, - "в лоб" или "елочкой".
Значительно облегчает движение упор на палку с заостренным комком или на малую лопату.
При спусках выбивать ступени каблуком ботинка, а палку или лопату использовать для страховки.
По закрытому снегом леднику следует передвигаться в связке по три и прощупывать впереди себя трещины и снежные мосты.
При переходе через снежные желоба выбирать наиболее узкие места. Снежные гребни преодолевать переползанием. Большие карнизы обходить или прорубать в них проходы.

Указания по обучению передвижениям в горах

Подготовка разведчика к передвижениям и действиям в горах должна обеспечиваться тренировкой на горной или на сильно-пересеченной местности и на учебном городке, где отрабатываются все основные способы предстоящих действий.
При расквартировании частей и разведывательных подразделений в удалении от пересеченной местности на расстояние суточного перехода они обязательно должны использовать эту местность; во всех остальных случаях следует оборудовать учебно-тренировочные городки, на которых и тренировать разведчиков во всех элементах горной подготовки.
Основы методики остаются такими же как и при отработке других приемов и способов передвижения, преодоления препятствий и действий оружием, т. е. краткое объяснение, показ и отработка бойцами приемов или действий по заданию командира. При комплексной тренировке необходим контроль за выполнением бойцами заданных им приемов и действий; короткие замечания даются командиром на ходу.
Тренировочные занятия по горной подготовке на пересеченной местности проводить на отдельных возвышенностях, встречающихся на равнинной местности, а также во время прохождения через овраги; широко использовать речные, лесные обрывы, склоны, холмы, деревья, завалы, густые заросли, лесные чащи: применять подручные средства, специальные крючья и снаряжение, изготовление силами подразделения.
Во время занятий на сильно-пересеченой местности проводить изучение приемов одновременно всем составом подразделения, по группам (одна группа за другой) или "поточно" (один боец за другим); при этом следует разъяснять бойцам, как эти способы применяются в горах и какие при этом могут возникнуть неожиданности и опасности. На этих же занятиях отрабатывать практические способы страховки, самостраховки, применение подручных средств и оказание помощи товарищу.
Обучение способам связывания узлов, обмотки обуви веревкой, подвязывания к обуви самодельной "кошки", связывания бойцов между собой можно отрабатывать и вне пересечённой местности, вводя эти элементы в занятия в учебном городке, изученные приемы и способы.