Рационализируем свои передвижения: воспользоваться своим авто или вызвать такси? Что выгоднее для кошелька: личный автомобиль, такси или каршеринг Что дешевле личный автомобиль или такси.

Рассмотрим четыре наиболее подходящих варианта: собственный автомобиль; личный автомобиль с учетом годового абонемента на все платные парковки города; и каршенинг. Для расчетов выберем один из популярных автомобилей В-класса иностранного производства, который наиболее часто встречается на российских дорогах как в качестве личного автомобиля, так и в такси и .

Усложним задачу и добавим еще несколько условий. Предположим, что в нашем долгосрочном, рассчитанном на четыре года, эксперименте примут участие трое друзей, один из которых будет редко пользоваться автомобилем и проезжать в среднем до трех часов в неделю: дом-работа-дом плюс эпизодические поездки в магазин по выходным. Второй на и по делам станет тратить до шести часов в неделю, и, наконец, третий предпочтет вести активный «автомобильный» образ жизни, проводя в машине до семнадцати часов в неделю: работа, детские секции, магазины, фитнес, кафе, объезд пробок, поездки на дачу по другим делам. А теперь сравним их расходы.

Собственный автомобиль оказался выгоден только третьему приятелю, а значит всем тем автолюбителям, которые проводят в дороге по нескольку часов в день и проезжают большие расстояния, 50-100 км. Особенно эта выгода заметна уже после первого года владения. Обратите внимание, стоимость достаточно интенсивной эксплуатации собственного автомобиля на 4-м году составила всего 678 000 ₽ - практически самый привлекательный способ «независимого» передвижения по городу с финансовой точки зрения.

Сервисы такси оказались удобны при совершении эпизодических поездок, особенно при дефиците времени, или для тех, кто еще не сдал на «права». Однако не забывайте при этом, что такси остается достаточно затратным сервисом, даже несмотря на самые разнообразные преимущества в виде огромного выбора компаний, круглосуточного заказа машин и доставки прямо до места назначения. Проблема цены обостряется во время поездок в часы-пик, когда стоимость увеличивается в несколько раз. Еще один немаловажный недостаток поездки в такси - человеческий фактор. Всегда существует вероятность нарваться на водителя, который плохо управляет автомобилем, не знает, как добраться до нужного адреса или просто утром вставшего не с той ноги.

В остальных случаях с уверенностью можно сказать, что каршеринг в той или иной степени позволил сэкономить всем трем приятелям, независимо от времени, проведенного ими за рулем. Это идеальный вариант для частных непродолжительных поездок по городу, особенно если комбинировать их с поездками на личном автомобиле и всеми другими видами транспорта. Правда, в последнее время говорят о такой беде каршеринга, как использование машин сервиса в наркотрафике .

Тем не менее, если вы все-таки хотите ездить по делам на собственном авто, стоит, возможно, присмотреться к бюджетному сегменту, чтобы сэкономить и на цене покупки, и на ее дальнейшем обслуживании. И в любом случае изучите все государственные программы автокредитования, собственные программы автопроизводителей, которые помогут сохранить средства и приобрести автомобиль с существенной выгодой.

– Каршеринг предоставляет нашим клиентам прекрасную и гибкую возможность протестировать автомобили в реальных условиях повседневного вождения и по достоинству оценить их преимущества, - рассказывает глава в РоссииАндрей Чирков. - Напомню, что сегодня Datsun представлен в каршеринге ряда городов, включая Москву. Если машина пришлась вам по душе, купить его сегодня стало еще удобнее с запуском новой онлайн функции «Калькулятор выгоды». Эта программа поможет не только легко подобрать подходящую модель Datsun и определить технические характеристики будущего автомобиля, но и получить самое выгодное предложение с оптимальной стоимостью.

Кроме того, мы запустили новую программу кредитования с остаточным платежом, которая позволит сократить ежемесячный платеж практически в два раза. Так, при покупке автомобиля

Исходные условия я принял такие: каждый будний день ездим на работу на расстояние 7 км. В выходные выбираемся в гости или парк в черте города - два раза в неделю.. Раз в месяц катаемся по межгороду в радиусе 120 км (скажем, в Миасс).

Я посчитал расходы для двух типов личных авто: бюджетного нового ценой 350 тысяч рублей (пусть будет Lada Granta) и среднеценового за 700 тысяч рублей (типаCitroen C4, Ford Focus или Volkswagen Golf). Такси тоже взял две разновидности: подешевле (частники) и полноценное.

Понятно, что цифры условные - у каждого своя ситуация, и насчет каждого параметра можно спорить. Но меня интересует даже не точное значение, а порядок величин.

Расходы на автомобиль, ежегодные, руб.

Статья расходов

Авто за 350 тысяч рублей

Авто за 700 тысяч рублей

Топливо (пробег - 11 тысяч км, цена топлива - 33 рубля, расход - 10 л/100 км)

Стоянка (1500 р. в месяц)

Техобслуживание

Шиномонтаж

Отсутствует

Потеря стоимости (в первые годы)

Прочие (скребки, омывайка и т.п.)

Транспортный налог

Итого

В данном расчете я беру пробег, рассчитанный исходя из указанных выше условий. Понятно, что имея машину, иной раз мы можем совершить необязательный вояж. Но я не рассматриваю поездки в Сочи или Владивосток на машине: в конце концов, необходимость личного авто для подобных турне вообще очень спорна - иной раз самолет будет оптимальнее по соотношению цена/время/риски. Короче, я учитываю необходимый минимум поездок, чтобы условия были сравнимыми.

Расходы на такси, ежегодные, руб.

Бюджетное такси (диспетчерская служба)

Полноценное такси (со своим автопарком)

Ежедневные поездки (цена х туда-обратно х количество дней)

120х2х250= 60.000

180х2х250=90.000

Поездки в выходные (цена х туда-обратно х количество дней)

160х2х100=32.000

220х2х100=44.000

Поездки по межгороду (цена километра х количество километров х количество поездок)

8 х 240 х 12 = 23.000

12 х 240 х 12=34.560

Итого

Мой грубый расчет показывает, что расходы на автомобиль и такси плюс-минус сравнимы. Тут сразу нужно признать, что я выбрал график не самого мобильного гражданина России, и если у кого-то работа связана с постоянными разъездами, вопрос о такси в принципе не стоит. Чем дешевле машину мы берем, чем меньше о ней заботимся и чем дальше ездим, тем больше экономическая эффективность личного авто.

Помимо цены, конечно, всех волнует удобство. В таблице ниже я собрал плюсы и минусы поездок на такси безотносительно стоимости удовольствия.

Плюсы и минусы такси

Подается к подъезду

Зимой не нужно греть салон и отскребать лед

Можно ездить пьяным

В поездке можно заниматься своими делами или спать

Минимум хлопот, связанных с содержанием машины

Минимум нервотрепки из-за ДТП или серьезных поломок

Можно эффективно сочетать с поездками на общественном транспорте, пешим ходом или велосипедом

Нет проблем с парковкой

Требует большие организационных усилий: спланировать день, позвонить заранее, дождаться

Больше рисков опоздать

Возможные проблемы с вызовом в тяжелых погодных условиях (сильный мороз, внезапный снегопад)

Сложнее поездки с детьми (детское кресло)

Есть риск нарваться на неадекватного водителя или неисправную/убогую машину

Необходимо терпеть присутствие кого-то еще в салоне

Ограниченные возможности спонтанных поездок, особенно на большие расстояния

Не так престижно/интересно

Как я вижу, почти все отмеченные минусы такси (кроме последнего) - это не минусы вида транспорта, как такового, а проблемы местных операторов. Если представить некую цивилизованную службу, которая к тому же ценит постоянных клиентов, почти все минусы можно свести на нет. В конце концов, и личный автомобиль может сломаться в дороге или застрять на стоянке в снегопад.

Этот небольшой анализ подводит меня к мысли, что такси, в принципе, могло бы стать альтернативой личному автомобилю. Правда, чтобы превратиться из средства для экстренных случаев в каждодневный транспорт, такси должно эволюционировать. Скажем, должны появиться операторы со своим автопарком из одинаковых машин. Должен быть контроль водителей. Должна быть удобная система заказа такси и оплаты (например, посредством электронного приложения - они существуют). Возможно, нужны такси на аглицкий манер с отдельным пассажирским салоном, где ты почти не видишь водителя. Тогда, глядишь, кто-то и доверил бы им свою жизнь в рутинных разъездах.

Но мои расчеты работают, если человек в принципе отказался от покупки личного авто в пользу такси. Но какой авторитет должны набрать такси для этого? И не будет ли такое такси многократно дороже полуофициальных услуг, которыми мы пользуется сейчас? А если своя машина есть, то оплачивать ее простой на стоянке вроде как совсем глупо.

Я вовсе не призываю всех продать машину и кинуться в объятья таксистов. Но в принципе эффективная служба такси может быть одним из способов сдерживая автомобилизации. Например, хорошее такси вместо второго автомобиля для семьи - чем не вариант?

Еще немного и любители своего автотранспорта могут попрощаться со своим автомобилем, дело в том, что за существующие и новые постройки дорог придется платить полностью, а так же за парковки и стояночные места. Конечно же, не напрямую, а косвенно: топливо для автомобилей будет только расти в цене, платные дороги станут еще одной причиной, чтобы автомобилистов стало меньше, это же касается парковки и стояночных мест.

«Стратегия-2020» это правительственная программа (один из итоговых вариантов), работали над которой целый год, не покладая рук и ума. И сколько бы этот документ не переписывали, некоторые пункты будут неприкосновенны, остается ждать одобрения на высочайшем уровне. А что касается Российских автолюбителей, их она заденет непосредственно.
Налог на нефтепродукты будет повышен, экспортные пошлины на нефть отменятся, и причем пошлины на нефть отменятся полностью.
Есть несколько вариантов это сценария, самый худший из них представляет рост цен на бензин более чем на двадцать процентов. И, конечно же, главные умы этого процесса хотят увеличить топливные акцизы в размер выше, а то есть, подняв их до семи-восьми рублей с одного литра. Так же чтобы сдержать цены на топливном рынке проявила свою находчивость Федеральная антимонопольная служба по введению «плавающих» акцизов.
Так как большинство автолюбителей являются «бюджетниками», тут нашла себя налоговая служба, они полагают, что нагрузка должна быть намного увеличена «мол, не нужно расслабляться». Авторы «Стратегии-2020» считают, что оплачивать всего половину расходов очень неубедительная и нерезультатная трата денег, и этот мелкий показатель вывести на новый стопроцентный уровень.
Автовладельцы уверены, что за пользование дорогами они выкладывают итак значительную сумму денег такие затраты как: (уплата транспортного налога и покупка очень дорогого бензина). По словам автолюбителей, власть не видит, что творится на дорогах, постоянные заторы в больших городах, бездорожье. И конечно то, что до автолюбителей не доводится тот факт, что на дорожное хозяйство уделяется всего пятьдесят процентов, а это в свою очередь обоснованные акцизы на топливо и транспортный налог.
Огромное количество автолюбителей являются вторым звеном после наших пенсионеров, самым крупным звеном бюджетной поддержки. В зарубежной практике такая ситуация не имеет аналогов – утверждено в правительственной программе. Что уже говорить о безумной идее, платить за каждый пройденный километр автомобилем. И как же тут не глянуть на своих зарубежных товарищей, авторы «Стратегии-2020» взяли прямой пример с Голландии, там уже давно решили «Любишь много ездить – люби и много платить!». Для этого автомобили, стоящие на учете в Российской Федерации будут начинены в обязательном порядке системами ГЛОНАСС (Глобальной Навигационной Спутниковой Системой), согласно этой системы и будет рассчитан размер платежа, после чего автолюбители избавятся от такого понятия как «транспортный налог».
Ну и после всего сказанного как же не положить в нокаут автолюбителей ретро автомобилей: возможно введение дробной дифференциации тарифов (осевой нагрузке, габаритам, мощности и т.д.), и что еще не маловажное по категориям владельцев чудо техники. Местоположение стоянки или парковочного места будет оценен в зависимости от его размещения, то есть, въезд в центр, таким образом, станет дорогим удовольствием, в то время как стоянка или парковочное место на окраинах крупных городов останется условно бесплатно. И дорогой «собственностью» будут управлять владельцы, а то есть наше «Заботящееся правительство».

На фоне других стран в России люди неплохо обеспечены машинами. По статистике у нас каждый третий имеет свой автомобиль. Для сравнения, рядом с нами по рейтингу стоят такие не бедные страны, как Тайвань и Арабские Эмираты. Притом что у них зарабатывают примерно вдвое больше, чем в России. Возникает закономерный вопрос: а стоит ли нашему среднерусскому гражданину с обычной зарплатой так пыжиться ради покупки автомобиля? Оправдано это экономически или нет?

Во-первых, разберемся, сколько денег нужно «угрохать» на покупку своей машины. Средний ценник нового автомобиля в России сейчас составляет 1,1 млн. рублей. Есть регионы, которые сильно выбиваются из общего ряда. Это города Кавказа, где люди ездят преимущественно на отечественных машинах и платят за них немногим более полумиллиона рублей. Но есть Дальний Восток и Москва, где лидируют иномарки, причем с большой долей элитных, поэтому усредненная покупка упирается в 1,5 миллиона рублей. Выходит, что 1,1 миллиона это и есть наша «средняя машина по стране».

Во-вторых, к стоимости машины обязательно придется добавить сопутствующие расходы: страховку, налоги, бензин, ремонт. Страховые компании за машину стоимостью около миллиона возьмут никак не меньше 100 тысяч рублей (КАСКО+ОСАГО). Топливо это еще 150 тысяч в год — таковы данные последних исследований. Налог и ремонт для новенькой машины обходится не дороже 50 тысяч. Плюсуем их для круглого счета. Расходы на парковку сознательно выбрасываем. Это явление в основном касается Москвы. Итого, 300 тысяч поверх нашего миллиона.

Ну, и наконец, последнее — потеря стоимости. Машина это вам не недвижимость и даже не бабушкины бриллианты. Она гарантированно будет дешеветь. С той первой минуты, когда вы ее выкатили из салона, она уже становится дешевле новой процентов на 10. За 3 года (средний срок владения) эта разница достигает 30%, за 5 лет — 50%. Это значит, что вы ежегодно теряете около 100 тысяч рублей в период обладания машиной. Фактически это плата за пользование, такая же, как страховка, бензин и техобслуживание.

Теперь самое главное. Итак, у вас на руках 1,1 миллиона рублей и вы стоите перед выбором: брать или не брать машину. В первом случае вам придется вложить в нее еще 300 тысяч за первый год пользования (а потом еще 300 за следующий год и так далее). И на выходе все равно имеете 800 тысяч максимум (через 3 года) или около 600 (через 5 лет). Что получаете взамен? Сомнительный статус «автомобилиста» (есть о чем поговорить с коллегами на работе), нервотрепку из-за обладания дорогим имуществом и опыт вождения в окружении стада оленей и гаишников.

Второй вариант — положить свой миллион на депозит и пользоваться им как источником денег для своих транспортных нужд. По нынешним ставкам (средняя максимальная в банках — около 15%) на 1,1 миллионе можно зарабатывать по 14 тысяч в месяц, или 450 рублей в сутки. Для большинства городов России этого уже достаточно, чтобы ежедневно кататься на работу на такси. Добавьте сюда еще 400 тысяч, которые вы потеряли бы на обслуживании своей машины, и сумма вырастет до 1,5 миллиона, а размер дохода — до 600 рублей в сутки. Хватит, чтобы ежедневно ездить по городу минимум 3 раза. Причем совершенно не напрягаясь по поводу парковок, страховок и ПДД. Ведь у вас за рулем всегда — профессиональный водитель.

Выводы. Только финансово безграмотный человек станет покупать автомобиль, особенно если выбор делается по принципу «не хуже, чем у других». Имея собственную машину (обычную иномарку российской сборки), вы фактически тратите на проезд по 400 тысяч рублей ежегодно. Это неоправданно дорого даже для того, кто ездит только на такси. Если вы живете не в Москве, то услуги таксистов обойдутся вам в 150 тысяч максимум ежегодно. А значит, свой накопленный миллион вы сможете вложить во что-то действительно полезное: , хорошую медицинскую страховку, , свой или чужой бизнес, в , наконец.

Исключения

Очевидно, что не все автомобилисты в нашей стране рассекают на новеньких иномарках. Большинство покупок по-прежнему совершается на вторичном рынке. Но и там работает та же самая математика. Если у вас в городе ценник на такси не превышает 200 рублей, а ездить вам нужно регулярно, и общественный транспорт вас не устраивает, то ежегодные затраты на машину не должны превышать 150 тысяч рублей, или 12,5 тысяч в месяц. Это должен быть очень старый, не прожорливый и не застрахованный автомобиль. Попросту говоря, такой, который будет не жалко выбросить на свалку после нескольких лет использования.

Москва — еще одно исключение из общего правила. Такси в столице почти в 3 раза дороже, чем в других городах (550 рублей — средняя поездка). Но и автопарк в Москве подороже. Отказавшись от покупки своей машины, москвич потенциально становится обладателем вклада в 1,6 миллиона рублей, который будет приносить ему около 240 тысяч в год, или 700 рублей в день. Этого едва хватает, чтобы ездить в будни на работу. Для свободного передвижения, какую дает своя машина, придется добавить еще пару сотен тысяч из . Но это все равно выгоднее, чем обслуживание личного автомобиля (400 тысяч в год). Выбирая такси, вы оплачиваете только то время, когда машина в дороге и когда водитель работает на вас.

Третий особый случай это, если вы живете «на отшибе», куда такси ездят долго или дорого. Например, дом за городом требует постоянного ухода, привоза стройматериалов, садового инвентаря, а магазины и другие полезные заведения могут располагаться за тридевять земель от вашего участка. В этом случае, скорее всего, покупка машины окажется экономически оправдана. Ведь ездить придется часто и по сложным маршрутам.

По материалам Автостат, pwc, Яндекс.Такси

Изначально стоит разобраться, как вы используете или собираетесь использовать автомобиль. Среднестатистический человек пользуется личным или , чтобы утром добраться до работы, а вечером вернуться домой.

Ещё один случай использования автомобиля - поездка на дальние расстояния в гости к родственникам, знакомым или просто туристическая поездка в какой-нибудь город или место.

Исходя из этого, мы не будем рассматривать в этой статье те случаи, когда человеку по работе приходится целый день пользоваться автомобилем.

Альтернатива автомобилю

Альтернативой личному автомобилю может служить общественный транспорт, друг или знакомый со своим автомобилем и такси. Рассмотрим каждый из этих вариантов подробнее.

Большинство наших читателей проживает не в Европе. А значит, и общественный транспорт в наших странах оставляет желать лучшего. Нет работающего расписания, когда должен приезжать нужный автобус, постоянная толкучка, грязь и хамство. Но большой плюс - стоимость проезда. В России, Украине и других странах бывшего СССР стоимость проезда в 10 раз ниже, чем, например, в Германии.

Друг со своим автомобилем - это отличный вариант. Но только если вам по дороге и ваши графики совпадают. Если же у вас такого друга нет, тогда к вашим услугам множество сервисов, которые позволяют найти подходящего вам попутчика за умеренную плату. Иногда даже бесплатно, если хозяин авто ищет компанию, с которой будет веселее добираться до работы. В любом случае стоимость проезда меньше стоимости такси, но дороже общественного транспорта.

И последний вариант - такси . По комфорту сравним с вариантом попутчика, но по цене значительно превосходит его. Иногда даже в два-три раза. Благо существует конкуренция, и цены на такси ниже, чем могли быть.

Посчитаем расходы

Во сколько обходится владение автомобилем? В среднем 9 л топлива на 100 км. Есть ещё момент амортизации автомобиля. Расчёт амортизации - очень спорный момент, но если ведёте подсчёты не для фирмы, а для себя, то принято умножать стоимость топлива в два раза.

Россиянам за 9 л топлива придётся отдать 300 рублей, украинцам - 200 гривен. Итого расходы без форс-мажорных ситуаций с учётом амортизации равны 600 рублям и 400 гривнам на 100 км для России и Украины соответственно.

Во сколько обходится такси? От Красной площади в Мытищи (расстояние - 30 км) можно уехать приблизительно за 500 рублей. То есть это выйдет примерно в три раза дороже, чем если бы мы использовали личный автомобиль. В Киеве за 25 км придётся отдать около 110 гривен, что приблизительно равняется стоимости использования личного автомобиля.

Общественный транспорт и вариант попутчика можно не рассматривать из-за явно более низких цен за проезд.

О чём все забывают

Пока получается, что автомобиль в России иметь стопроцентно выгоднее, чем использовать для поездок такси. Что касается Украины, расходы выйдут примерно такие же. Но все забывают о дополнительных расходах на автомобиль и скрытых проблемах владения транспортным средством:

  1. Вам нужно думать о парковке. Жители мегаполисов не понаслышке знают, что припарковать автомобиль в городе - большая и часто неразрешимая проблема. К тому же нередко вам нужно платить за парковочное место. Причём немаленькие деньги: в Москве средняя стоимость парковки за час составляет 40 рублей.
  2. Вам нужно думать, где оставить автомобиль ночью. Не у каждого из нас имеется личный гараж или паркинг, где мы можем оставить свой автомобиль и не переживать, что его испортят или угонят. Причём даже за паркинг приходится платить.
  3. Автомобиль имеет свойство ломаться. В любой момент вы можете словить яму на дороге, и вам придётся выложить немаленькую сумму, например, за новый диск. И это будет один из самых дешёвых ремонтов вашего автомобиля. Всё может быть гораздо хуже. У вас может полететь топливная система, подвеска или даже двигатель.

Выводы

Если вам автомобиль нужен исключительно для того, чтобы добраться до работы и с работы, тогда вам стоит 10 раз подумать, стоит ли его покупать. Владение автомобилем - очень дорогостоящее мероприятие и к тому же это большая головная боль. Для длительных поездок вы можете использовать автобусы, поезда, самолёты и другие транспортные средства. В крайнем случае вы можете взять автомобиль в аренду.

Хорошее развитие служб такси и здоровая конкуренция создали очень благоприятные условия для тех, кто может себе позволить автомобиль, но умеет считать деньги.

Использование такси - это минус большие затраты, минус заботы о парковке, минус потраченные нервы из-за пробок и различных дорожных ситуаций.

Есть здесь и психологический момент. Ведь если вам нужно добраться до соседней станции метро, то вы, скорее всего, не будете вызывать такси, а воспользуетесь общественным транспортом. Или вовсе пойдёте пешком, что полезно скажется на вашем здоровье.

А вы всё ещё хотите купить автомобиль?