Служебные авто мировых лидеров. Служебные машины Предрейсовые медосмотры только для водителей

Ситуация, когда компания предоставляет своим сотрудникам, которые не являются водителями, в пользование служебные машины, достаточно распространенная. Автомобиль может быть передан, например, руководителю или работникам, чья работа носит разъездной характер (торговому представителю, менеджеру по закупкам).

Казалось бы, имея водительское удостоверение, свидетельство о госрегистрации транспортного средства, полис ОСАГО и приказ о передаче в пользование служебного автомобиля, работник может смело садиться за рул ьп. 2 ст. 209 ГК РФ ; п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства от 23.10.93 № 1090 . Однако не все так просто. Может, за управление автомобилем работнику необходима доплата? А как быть с предрейсовыми медосмотрами? Давайте разберемся.

Разбираемся с доплатой за совмещение

Необходимость доплаты работнику за управление служебным автомобилем зависит от того, действительно ли он выполняет работу водителя, то есть перевозит грузы или людей.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Если работник на служебном автомобиле возит грузы или людей, при этом ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции про управление автомобилем ничего не сказано, то ему положена доплата за совмещение.

Это можно выяснить из содержания трудового договора работника и должностной инструкции, если она является частью этого договор аст. 57 , ч. 3 ст. 68 ТК РФ .

Если работник выполняет, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, дополнительные обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплат ач. 1, 2 ст. 60.2 , ст. 151 ТК РФ .

Когда доплата не положена

Если директор или другой работник, которому предоставлен служебный автомобиль, не возит грузы или людей, а катает только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей, ведь предоставление автомобиля:

  • не меняет его трудовую функцию (новая трудовая функция не возникает);
  • может рассматриваться как вид социальной гарантии для определенных работников.

А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику за управление автомобилем не положена.

Однако даже если работник возит какие-то грузы (торговый представитель - образцы), но в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, тогда совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно. В этом случае управление автомобилем выполняется в рамках заключенного трудового договора и предусмотренной им трудовой функции, что не подразумевает каких-либо доплат. Такой вывод косвенно подтверждают Минздравсоцразвития и Ростру дПисьма Минздравсоцразвития от 12.03.2012 № 22-2-897 ; Роструда от 24.05.2011 № 1412-6-1 .

Эту же точку зрения поддерживают и суды, отказывая в доплате за совмещение профессий (должностей), в частности, если:

  • <или> профессии инженера и водителя не совмещались, так как инженер не исполнял обязанностей по должности водителя, а в соответствии с должностной инструкцией был лишь допущен к управлению автомобилем для проезда к месту работ на удаленных объекта хОпределение Мосгорсуда от 12.10.2010 № 33-29136 ;
  • <или> работник был принят на должность водителя-охранника, оплата труда производилась по тарифной ставке, установленной штатным расписанием и трудовым договором для должности водителя-охранника, следовательно, он не совмещал должности водителя и охранника и доплата ему не положен аАпелляционное определение Хабаровского краевого суда от 08.02.2013 № 33-771/2013 .

Когда придется доплачивать

Суды признают факт совмещения профессий и право работника на доплату в случаях, когда:

  • <или> в должностные обязанности работника по основной должности не входили обязанности, которые он выполнял дополнительно по другой должности, для которой в организации была предусмотрена единица в штатном расписании, а также своя должностная инструкци яАпелляционное определение Омского облсуда от 06.11.2013 № 33-7293/13 ;
  • <или> работник выполнял работу, которая отсутствовала в его должностных обязанностях и не была предусмотрена трудовым договором, но при этом фактически было достигнуто соглашение об оплате за совмещение (работник обратился с заявлением, в котором отказался от исполнения ряда обязанностей, а директор письменно просил учредителя доплачивать работнику за совмещение)Апелляционное определение ВС Республики Хакасия от 21.05.2013 № 33-1251/2013 ;
  • <или> работник с должности водителя был переведен на должность водителя-экспедитора и выполнял, помимо обязанностей водителя, обязанности экспедитора без доплаты за совмещение. Суд решил, что профессии водителя и экспедитора, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, являются двумя самостоятельными должностями с различными трудовыми функциями, а также самостоятельно аттестованы как рабочие места у работодател яОпределение Приморского краевого суда от 15.12.2010 № 33-10823 ;
  • <или> положения трудового договора свидетельствовали о том, что фактически выполнявшиеся работником действия, связанные с вождением автомобиля и поддержанием его в исправном состоянии, выходили за пределы обычных должностных обязанностей работника как начальника отдел аАпелляционное определение Калининградского облсуда от 11.07.2012 № 33-2925/2012 .

Как видим, доказать факт совмещения работникам удается только на основании документов. И если такие документы имеются, то работодателю проще доплатить работнику за совмещение, не доводя дело до суда.

Предрейсовые медосмотры только для водителей

За отсутствие предрейсовых медосмотров водителей (которые работодатель проводит за свой сче тп. 5 ст. 23 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ ) инспектор ДПС может оштрафовать организацию на 30 000 руб.ч. 2 ст. 12.31.1 , ч. 1 , п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ Также организацию может наказать и трудовая инспекция - привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАПабз. 12 ст. 212 ТК РФ ; Решение Мосгорсуда от 18.07.2012 № 7-1369/2012 .

Вместе с тем медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принятых на работу в качестве водител яст. 2 , п. 3 ст. 23 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ . Поэтому если сотрудник ездит на служебном авто, но при этом в качестве водителя не оформлен, то проходить обязательные медосмотры, в том числе предрейсовые, он не должен.

А вот каково мнение представителя Роструда по этим вопросам.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“ Требование проводить медосмотры относится к транспортным компаниям, в штате которых есть водители. Если компания не ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и должности водителей штатным расписанием не предусмотрены, то нет оснований и для медосмотров.

Что касается доплат работникам, которым предоставлен служебный транспорт, то ситуация такая. Если в трудовом договоре (должностной инструкции) сказано, что работник использует автомобиль для выполнения своей трудовой функции, то дополнительная оплата за это ему не положена. Ведь, подписав договор, работник тем самым подтвердил, что согласен с его условиями.

Если про использование автомобиля ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции ничего не сказано, то управление автомобилем следует расценивать как дополнительную работу, за которую полагается доплат а” .

Итак, если работнику положена доплата за совмещение, а ваша организация ее не платит, это может привести к весьма неблагоприятным последствиям. Это не только штраф от трудинспекции (для организации - от 30 000 до 50 000 руб., а для ее руководителя - от 1000 до 5000 руб.ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ), но и претензии со стороны работников, что может оказаться гораздо хуже. Ведь тогда работодателю придется раскошелиться еще и на денежную компенсацию за задержку доплаты, а также на возмещение морального ущерба и судебных издерже кстатьи 236, 237 ТК РФ .

…Прочитайте полезную статью до конца, а затем возвращайтесь сюда. Я предлагаю вам стать пользователем нашего нового ресурса, где собраны видео-статьи. Например «Нужен ли директору путевой лист если его авто…»

Переходим

СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ИЛИ ВСЕ-ТАКИ ЛИЧНЫЙ?

Есть заслуживающая внимание аналитическая статья на «Гарант-сервисе» (официальный партнер компании ГАРАНТ в Липецке и Липецкой области), но сразу скажу, что данная , хоть и подкреплена судебной практикой, но она однобоко рассматривает этот вопрос.

Вопрос о служебном автомобиле в личных целях и как оформить этот момент рассматривается, только с точки зрения налоговых органов. И вопрос по оформлению путевого листа, например, рассматривается без учета еще одного очень важного момента — это требования обеспечения безопасности дорожного движения.

Бухгалтер не знает, что на путевом листе завязаны три мероприятия по обеспечению БДД, поэтому выводы, которые делаются в этой статье задают неправильный вектор поведения. Обращаются внимание на такие моменты:

  • путевой лист можно оформлять на любой срок - от одного дня до одного месяца;
  • компании могут выбирать, какую форму путевого листа им использовать: унифицированную или разработанную самостоятельно.
Первый момент очень сильно радует организации: как хорошо, можно выписать путевой лист на месяц. С точки зрения налоговых органов можно, а с точки зрения надзорных органов (транспортная инспекция, УГАДН) нельзя, потому что в путевом листе служебного автомобиля должны ежедневно проставлятся отметки о предрейсовом медосмотре.

А также ежедневно должны проставляться отметки специалиста ответственного за техническое состояние автомоблией при выпуске на линию. К тому же в путевом листе должен прослеживаться режим труда и отдыха водителя каждую смену (потому что есть ограничения).

И это относится не только к штатному водителю, но и к директору, если он сам управляет . Поэтому давайте рассмотрим вопрос служебного автомобиля немного в другой плоскости.

  • К сведению! Если вы эксплуатируете служебные автомобили, то законодатель требует обеспечить безопасность дорожного движения (БДД). Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное.

ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА В КАКИХ ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ.

Конечно разница есть. Рассмотрим в качестве примера коммерческую организацию. Деятельность ее направлена на извлечение прибыли. И любой автомобиль приобретенный или взятый в аренду, будет рассматриваться налоговым органом либо как объект с помощью которого извлекают прибыль (перевозка на сторону), либо он необходим для работы организации в целом (перевозка для служебных нужд).

Есть 3 (три) варианта для анализа:

  • эксплуатация для личных целей;
  • эксплуатация для служебных целей и (если есть необходимость) для личных целей;
  • Эксплуатация для служебных целей.

Третий вариант я не рассматриваю, потому что в этом случае все понятно (обозначил для полноты).

Что касается первого варианта, то он категорически исключается по одной простой причине. Налоговая принимает обоснованное списание топлива только на расходы деятельности компании. На личное использование списание топлива не происходит (будут проблемы с налоговой).

Поэтому заполнение путевого листа на личные цели бессмысленно. Оно бессмысленно потому, что даже если вы выпишите отдельный путевой лист и водитель заправит за свой счет служебный автомобиль, то бухгалтерия его не сможет приобщить, так как он ничего общего с расходами на организацию не имеет. В итоге у вас возникнет пробел между показаниями спидометра (он же крутится). Этот пробел лишний повод для надзорных органов задавать неудобные вопросы.

Теперь о втором варианте (самом распространенном). Чтобы совместить использование служебного автомобиля в рабочих и личных целях есть выход. Но сразу скажу выходом это назвать сложно, потому что сам процесс хоть и соответствует всем требованиям законодательства и надзорных органов, но является абсолютно не пригодным ввиду его трудоемкости.

Итак, начнем с того что спидометр на автомобиле крутится постоянно (если вы конечно не Кулибин, и не сделали отдельный тумблер на него). Километраж на спидометре и километраж в путевом листе служебного автомобиля должен быть одинаковым — это аксиома.

Также, к слову говоря, аксиомой является и то, что остаток в баке по путевому листу должен быть не больше чем объем бака автомобиля . Иначе встает вопрос, а где водитель возит излишки?

И теперь перед нами стоит задача: как сделать так, чтобы пробел в километраже по спидометру, который вы накрутили при личном использовании, не выпал из документооборота бухгалтерии, а также документооборота транспортного отдела.

Выход (если это можно так назвать) есть. Нужно документально оформлять передачу автомобиля водителю, который будет его использовать в личных целях с фиксацией спидометра. Таким документом является акт приема-передачи автомобиля (кстати образец этого документа есть в ).

Да, да. В этом случае составляется акт приема-передачи автомобиля каждый раз когда служебный автомобиль передается сотруднику для использования в личных целях . Составляет этот акт и контролирует его наполнение не один водитель, как вы знаете, а ответственный за техническое состояние и эксплуатацию (совместно с водителем, конечно).

Но, если вы думаете, что это все. То нет. Если речь идет о водителе, то мало каждый раз составлять акт приема-передачи автомобиля. Необходимо основание для его передачи, потому что акт является конечным документом при передаче автомобиля.

Таким документом является договор аренды (или субаренды если он уже в аренде). Вы спросите для чего он нужен? Здесь есть 2 (два) момента:

  • момент выгоды для коммерческой организации;
  • момент обеспечения БДД.
На счет коммерческой выгоды, вы должны понимать, что коммерческая организация не может работать себе в убыток, и даже не может работать безвозмездно, то есть в «0». Опять будут вопросы у налоговой. Поэтому возмездный договор аренды должен быть, хотя бы на минимальную символическую сумму.

На счет обеспечения БДД. Вы должны понимать, что если водитель взял автомобиль в личное пользование и попал в ДТП с пострадавшими, то вы всегда можете сказать, что водитель был не на служебном задании (вот приказ о предоставлении выходного дня, вот договор аренды, вот акт приема-передачи).

  • К сведению!
    Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100% . Это Пакет Готовых Шаблонов (более 90 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки.

ИТОГ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ.

Краткий итог, какие же документы должны быть, чтобы можно было использовать служебный автомобиль в личных целях:

  • Приказ о предоставлении выходного дня (если используется в рабочее время);
  • Договор аренды (субаренды);
  • Акт приема-передачи.

А теперь представьте, если у вас водитель или специалист по несколько раз в неделю (если не за день) использует служебный автомобиль в личных целях . И каждый раз возникает необходимость правильно оформлять все документы. Именно поэтому я сразу обозначил, что этот вариант совсем не подходит для практического применения. Хотя для редких (разовых) случаев именно так и надо оформлять все документы.

НЕУЖЕЛИ ВСЕ ТАК ПЛОХО?

Как бы плохо это не казалось, но в этой ситуации нужно просто определиться и сделать выбор. Есть 3 (три) варианта:

  • Либо вы ставите табу на личное использование;
  • Либо вы даете в личное пользование на определенное время, и водитель едет за счет организации и вы это никак не отражаете, принимая на себя все риски (если с ним или с кем-то что-то произойдет);
  • Либо, как говорится, специалист (или водитель) «выписывает» авто. Официально делается Приказ (если необходимо), разовый договор с официальной передачей авто с фиксацией состояния, спидометра и остатка в баке.
  • Внимание!
    У нас единственное в России обучение по БДД , которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.
ВЫВОД:
  • Ситуация конечно интересная. Использование служебного автомобиля в личных целях практикуется везде. И, как правило, все действуют по второму варианту. А какой выберете вы? Жду комментариев.

В современной компании служебные автомобили – это не просто «рабочий инструмент». Зачастую они являются не только способом облегчения трудового процесса, но и показателем определенного карьерного статуса. Ведь, с одной стороны, служебный автомобиль обязателен для ряда профессий, таких как водители, торговые агенты, аварийные комиссары и т. д., для которых выполнение трудовой функции без него просто невозможно. А с другой стороны, для топ-менеджеров служебный автомобиль предоставляется зачастую как дополнительный бонус. При этом не секрет, что не всегда служебный автомобиль используется исключительно в рабочих целях. Внутренние политики многих международных компаний, которые работают и на украинском рынке, позволяют использование данных автомобилей и в личных целях сотрудников.

Использование служебных автомобилей условно можно разделить на использование в служебных и в личных целях. Использование служебного автомобиля в рабочих целях означает, что работник эксплуатирует его в рамках и с целью выполнения трудовых обязанностей. Как правило, функции персонала регулируются трудовыми договорами, должностными инструкциями, внутренними политиками компании. Что же касается использования служебного автомобиля в не служебных целях, подразумевается, что сотрудник ездит на служебном автомобиле по личным делам, которые никоим образом не связаны с его трудовыми функциями. К примеру, после завершения рабочего дня, во время отпуска или в период пребывания на больничном. В свою очередь цели использования служебных автомобилей влекут за собой соответствующие правовые и налоговые последствия для персонала и работодателей.

Ответственность сотрудника за перерасход горюче-смазочных материалов

При использовании служебных автомобилей сотрудники не должны превышать установленные нормы расхода горюче-смазочных материалов. Именно для этого приказом Министерства транспорта Украины № 43 от 10.02.98 и утверждены Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Несмотря на это, довольно часто работники допускают превышение лимитов расхода горюче-смазочных материалов при использовании служебных автомобилей. Поэтому необходимо знать, что в случае перерасхода топлива по вине сотрудника (к примеру, человек отклонился от установленного маршрута, превысил допустимый километраж и т. д.) в соответствии с законодательством он всегда будет нести полную материальную ответственность за такой перерасход – т. е. в размере полной стоимости перерасходованного топлива.

При этом стоимость такого перерасхода может быть компенсирована сотрудником как добровольно через кассу предприятия, так и быть взыскана работодателем принудительно, если он отказывается возместить причиненный предприятию ущерб добровольно. Если человек желает компенсировать нанесенные убытки добровольно, он также может вернуть предприятию перерасходованное топливо в натуре.

В противном случае, если сотрудник отказывается возмещать стоимость перерасходованного топлива добровольно, но при этом размер такого перерасхода не превышает среднюю зарплату данного специалиста, то стоимость перерасхода отчисляется из его заработной платы по письменному распоряжению руководителя компании. Однако провести такое отчисление в полном размере за один раз вряд ли удастся, поскольку при каждой выплате заработной платы общий размер всех отчислений не может превышать 20 % зарплаты. Исключение составляют случаи, когда из заработной платы сотрудника взыскиваются алименты, тогда размер отчислений не может превышать 70 %. Если же стоимость перерасходованного топлива превышает среднюю зарплату сотрудника, предприятие не вправе самостоятельно удерживать сумму такого перерасхода из зарплаты. В этом случае работодатель вынужден будет обратиться в суд с иском к работнику о возмещении стоимости перерасходованного топлива. И такое взыскание будет проводиться органами государственной исполнительной службы на основании решения суда.

Ответственность сотрудника за повреждение служебного автомобиля

В ряде случаев трудовое законодательство ориентировано на интересы работника, а не работодателя. В частности, при повреждении служебного автомобиля при выполнении трудовых обязанностей по общему правилу сотрудник несет не полную, а ограниченную материальную ответственность в размере своей средней зарплаты. Это означает, что он обязан возместить стоимость причиненных по его вине повреждений служебного автомобиля, но в любом случае не больше своего среднемесячного заработка.

Наиболее распространенная причина повреждения служебных автомобилей – это дорожно-транспортное происшествие. В таком случае вина сотрудника должна быть подтверждена постановлением суда о признании его виновным в нарушении правил дорожного движения и привлечении его к административной ответственности.

По согласованию с работодателем работник может возместить стоимость причиненных по его вине повреждений служебного автомобиля в кассу предприятия или устранить повреждения за свой счет.

Если зарплаты сотрудника будет недостаточно для устранения повреждений служебного автомобиля, то остальные расходы предприятие будет вынуждено нести за свой счет. Если же автомобиль застрахован, то эти расходы будут покрыты страховкой.

В случае отказа от добровольного возмещения повреждений автомобиля, по распоряжению руководителя предприятия сума такой компенсации может быть удержана из заработной платы сотрудника. Здесь также действуют ограничения на общую сумму отчислений из ежемесячной зарплаты – не более 20 % заработной платы по общему правилу и не более 70 % заработной платы в случае уплаты алиментов.

Вместе с тем ответственность сотрудника за повреждение служебного автомобиля не всегда ограничена размером его зарплаты. И это логично, иначе такие ограничения привели бы к неоправданным злоупотреблениям. К примеру, работник будет нести полную материальную ответственность за повреждение служебного автомобиля по его вине, если он:

Повредил служебный автомобиль не при выполнении своих трудовых обязанностей – например, при его использовании в личных целях (после завершения рабочего времени, в отпуске, на больничном);

Повредил служебный автомобиль, находясь в нетрезвом состоянии – при этом не имеет никакого значения, произошло это при исполнении трудовых обязанностей или нет. Обращаем внимание на то, что факт алкогольного или наркотического опьянения должен быть установлен либо специальными техническими средствами сотрудниками милиции, либо заключением медицинского учреждения. Интересно, что заключение не каждого медицинского учреждения имеет юридическую силу. На самом деле право проводить осмотры и устанавливать факт пребывания в нетрезвом состоянии имеют только те медучреждения, которые включены в соответствующий перечень управлениями здравоохранения в каждом регионе. Проведение таких осмотров другими учреждениями, которые не входят в указанный перечень, запрещено;

Повредил служебный автомобиль вследствие действий, которые имеют признаки преступления – т. е. к повреждению служебного автомобиля привели уголовно наказуемые действия сотрудника (например, когда работник без разрешения руководства взял служебный автомобиль – незаконно завладел им – и совершил ДТП).

Таким образом, от обстоятельств, при которых произошло повреждение служебного автомобиля, и зависит степень материальной ответственности сотрудника – полная или ограниченная.

Пример из судебной практики

Предприятие обратилось в суд с иском к своему сотруднику о взыскании стоимости повреждений служебного автомобиля вследствие дорожно-транспортного происшествия и ссылалось на то, что во время аварии работник находился в нетрезвом состоянии. Несмотря на это, суд отказал в удовлетворении иска, поскольку для доказательства факта пребывания сотрудника в состоянии алкогольного опьянения предприятие предъявило медицинское заключение медпункта предприятия. Суд принял такое решение именно по той причине, что медпункт предприятия не входил в перечень уполномоченных медицинских учреждений, которые вправе давать такие заключения.

Ответственность сотрудника за вред, причиненный третьим лицам

Обстоятельства и цели использования служебного автомобиля также определяют условия возмещения вреда, причиненного работником третьим лицам. К примеру, если он причинил вред третьим лицам при исполнении трудовых обязанностей, его должно возместить предприятие. Так, если он, находясь при исполнении трудовых обязанностей на служебном автомобиле, совершил по своей вине ДТП, то работодатель обязан возместить потерпевшим причиненный вред в полном размере. В дальнейшем предприятие имеет право через суд в порядке регресса взыскать с сотрудника выплаченную сумму в полном объеме.

Если гражданская ответственность сотрудника застрахована и этот случай покрывается страховкой, то причиненный им вред будет выплачен за счет страховки. При недостаточности страхового возмещения предприятие выплачивает только разницу между фактическим размером вреда и суммой страховой выплаты. В свою очередь, предприятие в дальнейшем может взыскать эту разницу с сотрудника.

Совершенно иные правовые последствия будут наступать, если работник причинил вред третьим лицам при использовании служебного автомобиля в своих личных целях. В этом случае он возмещает причиненный вред в полном объеме и за свой счет. При этом работодатель не будет нести никакой ответственности за вред, причиненный его сотрудником не при исполнении служебных обязанностей.

Пример из судебной практики

Потерпевший после ДТП обратился в суд с иском к предприятию и требовал возмещения вреда, причиненного сотрудником этого предприятия на служебном автомобиле. Однако суд отказал потерпевшему в удовлетворении таких требований, потому что в день, когда произошло ДТП, у работника был выходной и он использовал служебный автомобиль в своих личных целях, а не для выполнения трудовых обязанностей.

Налоговые последствия использования служебного автомобиля

С точки зрения Налогового кодекса Украины, использование работниками служебных автомобилей в личных целях считается дополнительным благом, которое должно облагаться налогом на доходы физических лиц по ставке 15 %. И поскольку работодатель является налоговым агентом своих сотрудников, именно он обязан начислять, удерживать за счет работника и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц. Помимо этого, на работодателя (а не на сотрудника) возлагается также ответственность за неуплату налога. Так, за неначисление, неудержание и/или за неуплату (неперечисление) налога работодателю грозит штраф в размере 25 % от суммы налога, который подлежал уплате. Кроме того, за несвоевременную уплату налогового обязательства работодателю будет начисляться пеня в размере 120 % годовых учетной ставки Национального банка Украины.

Итак, служебный автомобиль – это не только престиж, но и ответственность, и налоговые обязательства в определенных случаях. При этом стоит обратить внимание на то, что если бесплатное использование персоналом автомобилей в личных целях предусмотрено коллективным договором, то это не будет считаться дополнительным благом и облагаться налогом на доходы физических лиц. С помощью коллективного договора можно абсолютно законно устранить налоговые риски в связи с использованием сотрудниками служебных автомобилей в нерабочих целях.

Как видим, знание законодательных нюансов позволяет определить оптимальную политику использования служебных автомобилей, сбалансировать интересы компании и работников и минимизировать налоговые риски.

Юлия ЧЕРКАШИНА,

старший юрист, адвокат

АО «Адвокатская фирма «ПАРИТЕТ»

А почему обсуждается максимальная стоимость служебного автомобилия, а не само право на служебные авто в паблик секторе? Почему никто не задает вопрос -- а зачем нам покупать чиновникам личные служебные автомобили и оплачивать им слуг-водителей?

Я хочу сказать следующее. Служебные автомобили -- это архаика, пережиток. В 30-40-е годы у машины не было гидроусилителя, синхронизатора передач, усилителя тормозов, дороги были заточены под лошадь, ПДД не устоялись, машины ломались и надо было уметь на дороге продуть карбюратор. Поэтому существовала профессия водитель.

Современный автомобиль водить одно удовольствие. Это никакой не труд, а отдых. В вашем распоряжении даже в эконом классе гидро или электросилитель руля, усилители тормозов, автоматическая коробка передач, навигатор, всякие прочие электронные помощники. Водить нынче умеет каждый. Если человек не умеет управлять автомобилем, то как ему можно доверить управление организацией, или даже отделом?

Скажу больше, автомобиль есть у каждого. Ничего нет зазорного ездить на собственном автомобиле, и самому его и вести.

Служебный автомобиль по умолчанию должен иметь минимальную комплектацию, они все в организации должны быть одинаковыми, чтобы экономить на ремонте, и закупках за счет опта. И они должны покупаться для вполне определенных целей -- встреч командировочных, развозки документации и прочих технических целей.

На работу каждый должен ездить на своей машине. За исключением тех, кого хотят убить террористы. Т.е. тех, кто ездит в броневиках. Вот им и нужны служебные машины, броневик на свои не купишь. А больше никому.

Личный водитель -- это избыточный элемент, это слуга, деньщик, разве в нынешние времена человеку к должности полагается слуга? Водить нужно самому. Тем более, что это лучше. Водитель имеет кучу недостатков. Вы не можете быть уверены, что он выспался сегодня, что не пил вчера, что не поссорился с женой. Мы знаем не один случай, когда водитель попал в ДТП и его шеф был сильно покалечен.

Водители любят блатняк, это бесит. Можно конечно его изнасиловать и заставить всю дорогу 500 км. слушать ваш любимый Genesis, но, согласитесь, в этом есть элемент садизма. Водитель подслушивает. Встречаешься с человеком, обсуждаешь дела, водитель сидит в машине и мешает, приходится иносказательно. Водитель подглядывает. Вот у вас служебный роман, вот у вас отношения с женой, он все знает. И лично мне известны случаи, когда это создавало проблему.

Поэтому водить самому лучше. И именно поэтому так много крутых бизнесменов, которые ездят сами. Покупают себе не только чорные немецкие лимузины, а и разных цветов английские, итальянские, спортивные купе для эгоиста, маленькие резвые родстеры, огромные внедорожники, чего душа пожелает. И водят сами, получая драйв и дополнительное удовольствие от жизни.

Есть только три случая для которых водитель полезен. А). Решение проблем с парковкой. Если везет водитель, то этой проблемы не существует в принципе. Он вас высадил у двери, сам встал во второй ряд, включил аварийку и спит смотри порнуху. В). Попойка. Едете в ресторан, хочется выпить, не проблема. Водитель сидит на улице и ждет. С). Аэропорт/вокзал. Удобно когда вас отвезут и встретят.

Но, согласитесь, что чиновники и ответственны за бардак с парковками, нам ли переживать за их проблемы? В конце концов, есть такси, и если заведомо известно, что с парковкой в месте назначения беда, то можно вызвать такси, и оплатить за казенный счет. Пить на работе не надо. С аэропортом тоже все уже хорошо, там есть стоянки, приехал, бросил машину, прилетел -- взял. Не очень дорого.

В общем, дело такое. Личное служебное авто с шофером -- это просто устаревшая, дурацкая, и позорная для всех традиция, для налогоплательщиков, слуг-шоферов, чиновников-выпендрежников.

Нужно ограничить служебные машины самыми дешевыми, но надежными автомобилями класса В и С. Например, Рено Логан, Лады, Форт Фокус. Причем автомобиль не должен закрепляться за конкретным чиновником. Это разъездная машина для всех случаев и всех сотрудников. Норматив 1 машина на 100 сотрудкников. Вот в министерстве 700 человек, имеет право купить 7 фордфокусов в базовой комплектации.

Если человека это не устраивает казенный автомобиль, он покупает себе Мерседес S класса с салоном из человечьей кожи и никто ему не указ. Если ему нужен слуга, водитель, деньщик, в магазин сгонять, то се, -- нанимает за свои, а не за казенные.

Олдскульные, жирные, красномордые, тупые, надменные, пьющие водку совецкие номенлатурные бонзы имели слуюебное авто и личного водителя-слугу на побегушках. Современные, элегантные, накачанные, модные, образованные, умные чиновники должны ездить на собственном авто, отражающем их индивидуальность, и водить самостоятельно, демонстрируя электорату демократичность, здоровье, прекрасные водительские навыки и безукоризненный стиль поведения на дороге.