Виды, периодичность и технология проведения технического обслуживания машин. Технология диагностирования и технического обслуживания машин Особые условия использования

В систему технического обслуживания тракторов входят обкатка, технический уход, периодический технический осмотр, ремонты и хранение.

Обкатку проходят все новые и отремонтированные тракторы. Ее производят в соответствии с правилами обкатки, изложенными в заводских инструкциях.

Технический уход по срокам выполнения и содержанию операций подразделяется на ежесменный и периодические технические уходы, а также сезонный технический уход.

Ежесменный технический уход выполняется каждый раз после окончания работы на тракторе. Периодические технические уходы для всех тракторов проводятся в следующие сроки: технический уход № 1 - через каждые 60 моточасов; технический уход № 2 - через каждые 240 моточасов; технический уход № 3 - через каждые 960 моточасов. Сезонный технический уход проводится при переходе к осенне-зимнему или весенне-летнему периодам эксплуатации. Для дизель-электрического трактора ДЭТ-250 установлена следующая периодичность номерных технических уходов: № 1-через каждые 100 час. работы дизеля; № 2 - через каждые 500 час. и № 3 - через каждые 1000 час. работы.

Ежесменный технический уход

1. Убедиться в отсутствии ненормальных шумов и стуков в агрегатах силовой передачи и ходовой системы.

2. Проверить работу контрольных приборов, приборов освещения и световой сигнализации, звукового сигнала и механизмов управления трактором.

3. Прослушать двигатель и проверить работу гидравлической системы. Проверить на слух работу реактивной масляной центрифуги сразу после остановки двигателя.

4. Очистить трактор от пыли и грязи; проверить состояние наружных креплений узлов трактора.

5. Убедиться в отсутствии течи топлива, масла, электролита и охлаждающей жидкости.

6. Устранить все неисправности, обнаруженные при осмотре и во время работы.

7. Долить отстоянное или профильтрованное топливо в бак основного двигателя и при необходимости - в бак пускового двигателя или пускового устройства.

8. Проверить уровень масла и при необходимости долить его в картер основного двигателя, в корпус топливного насоса и в корпус регулятора числа оборотов основного двигателя.

9. Проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости долить.

10. При работе трактора в особенно пыльных условиях проверить и при необходимости очистить защитную сетку радиатора или вентилятора; через каждые три смены прочищать отверстия воздухозаборника и щели автоматического сухого пылеотделителя; очищать и промывать пылесборник; заменять масло в поддоне и промывать кассеты циклонного воздухоочистителя.

11. Во время работы следить за давлением масла, топлива, температурой воды и масла, а также цветом выхлопных газов. У колесных тракторов дополнительно проверять состояние шин.

12. Проверить и при необходимости подтянуть ремень вентилятора (ДТ-75 и Т-74).

Технический уход № 1

1. Выполнить операции ежесменного технического ухода (кроме п. 10).

2. Вымыть трактор.

3. Проверить уровень масла и при необходимости долить его в корпус редуктора пускового двигателя, в корпус шкива водяного насоса (в полость подшипников вентилятора у двигателей Д-37), в корпус шкива вентилятора, в бак гидравлической системы и навесного оборудования, в картер рулевого механизма (Т-28), в ступицы (подшипники) передних колес (Т-28, ДТ-20), в полости кронштейнов переднего колеса (Т-28М), в корпус гидроусилителя рулевого управления (МТЗ-50, МТЗ-50ПЛ, МТЗ-52) и в бак гидравлической системы управления поворотом (К-700, Т-125); у гусеничных тракторов - в картеры коробок передач и центральной передачи, в корпуса конечных передач, в редуктор вала отбора мощности, в резервуары тележек (Т-38М, Т-50В), в ступицы направляющих колес, в ступицы поддерживающих роликов и балансиров опорных катков, в корпус натяжного ролика шкива вентилятора (Д-54 и Д-55), в цапфы кареток и подвески, в корпус увеличителя крутящего момента (Д-75).

4. Смазать согласно карте смазки подшипники водяного насоса, отжимной подшипник муфты сцепления, ось педали (кроме МТЗ-50, МТЗ-52) и подшипники вала муфты сцепления (МТЗ-52), наружные подшипники полуосей конечных передач (МТЗ-50, МТЗ-50ПЛ, МТЗ-52, Т-28М, Т-42), подшипники поворотных цапф (кроме тракторов с передним ведущим мостом), шарниры рулевых тяг, втулку стойки и вала рулевого управления (Т-28М, МТЗ-5), верхнюю опору рулевого вала (МТЗ-7), втулки поворотного вала навесного устройства, втулки торсионной подвески (Т-38), пальцы рессор переднего моста (МТЗ-5), валики рычагов тормозов (Т-74? ДТ-54А), втулку ведущей шестерни механизма поворота (Т-28М), втулку и подшипники поворотного"вала передней оси (Т-28М), шестерню верхнего картера рулевого управления (ДТ-20), втулки и упорные иодшипники осевых цапф передних колес (Т-28М, ДТ-20), шаровые пальцы поперечных рулевых тяг (Т-28М), втулку вала водяного насоса (ДТ-20); у гусеничных тракторов - подшипники отводок муфт поворота, оси рычагов управления механизмом поворотов, оси тележек (Т-38, Т-38М), задний подшипник редуктора вала отбора мощности (ДТ-75), передний подшипник увеличителя крутящего момента (ДТ-75), втулку коленчатой оси направляющего колеса (ДТ-54), поворотный вал механизма навески (Т-38М), траверсу центральной тяги навесной системы (ДТ-54А, ДТ-75) и передний подшипник ведущего вала редуктора пускового двигателя (ДТ-54А).

5. Выполнить операции по уходу за воздухоочистителем: прочистить отверстия воздухозаборника и щели в автоматическом сухом пылеотделителе и заменить масло в поддоне воздухоочистителя; промыть все съемные сетчатые элементы и прочистить трубу воздухоочистителя, а на тракторах Т-74 и ДТ-75 промыть кассеты циклонного воздухоочистителя и Смочить их в масле, подтянуть крепления воздухоочистителя и всасывающих трубопроводов двигателя.

6. Проверить и отрегулировать натяжение ремней вентилятора.

7. Очистить и промыть фильтр грубой очистки масла и реактивную масляную центрифугу.

8. Проверить число оборотов ротора центрифуги.

9, Слить отстой из топливного бак.ч н фильтров грубой и при необходимости из

фильтров -тонкой очистки томлива. Зитмшпъ систему тонливом и удалить на пео воздух.

10. Прочистить топливоотводящий канал в подкачивающем насосе и отверстия в

крышке бака основного двигателя и пробке бака пускового двигателя.

11. Слить масло, скопившееся в задней балке и отсеках механизма поворота (ДТ-54А), в картере маховика (Т-74), в сухих отсеках увеличителя крутящего момента заднего моста и вала отбора мощности (ДТ-75); кроме того, у колесных тракторов проверить давление воздуха в шинах, а у тракторов, имеющих аккумуляторную батарею, проверить состояние клемм, вентиляционных отверстий пробок, уровень электролита и при необходимости очистить поверхность аккумулятора, окислившиеся клеммы и наконечники проводов; смазать неконтактные части клемм и наконечников техническим вазелином, долить в аккумулятор дистиллированную воду.

Технический уход № 2

1. Выполнить операции технического ухода № 1 (кроме п. 8 ежесменного и п. 5 технического ухода № 1),

2. Заменить дизельное масло в картере основного двигателя (с промывкой системы смазки при неработающем двигателе), в корпусе топливного насоса и в корпусе регулятора числа оборотов основного двигателя.

3. Проверить уровень масла и при необходимости долить его: в корпус силовоЛ передачи и в корпус рулевого механизма (у всех колесных тракторов), в корпус редуктора пускового двигателя (ДТ-75, Т-74, ДТ-54А, ДТ-55А), в корпус приводного шкива (МТЗ-5МС, МТЗ-5ЛС), в корпуса бортовых передач (Т-40, ДТ-20), в корпус центральной передачи переднего моста (МТЗ-52), в ступицы передних колес (Т-40), в корпуса верхних и нижних пар редукторов и в корпус промежуточной опоры карданного привода (МТЗ-52).

4. Смазать подшипники генератора, подшипники передних колес и карданного вала, подшипники и шарниры поворотных кулаков переднего моста (на всех модификациях МТЗ); ось рычага управления раздаточной коробки и шлицы карданного вала (МТЗ-52); задний подшипник вала муфты сцепления (ДТ-75, Т-74); валики рычагов и педалей управления; ось рычага сервомеханизма (ДТ-75).

5. Снять и разобрать воздухоочиститель, очистить и промыть все его узлы и детали; собрать воздухоочиститель и проверить его на герметичность.

6. Проверить состояние, очистить и промыть топливный фильтр грубой очистки, крышку и фильтр основного бака двигателя, сетку маслоналивного патрубка, сапун двигателя, фильтр и пробку сапуна маслоприемной горловины масляного бака гидравлической системы.

7. Проверить и при необходимости отрегулировать форсунки на давление начала впрыска и качество распыла топлива; зазоры между клапанами и коромыслами и в де-компрессионном механизме; зазоры между электродами свеч; зазоры между контактами прерывателя магнето; муфту сцепления основного двигателя, механизмы управления трактором; тормоза; тормозок карданной передачи; натяжение гусениц; шплинтовку пальцев гусениц; управление; подшипники шкворней поворотных кулаков переднего моста (на МТЗ всех модификаций); муфту и тормозок увеличителя крутящего момента (ДТ-75, МТЗ-50, МТЗ-52).

8. Проверить состояние электропроводки; замеченные неисправности устранить.

9. Очистить и проверить состояние коллекторов и щеток генератора и стартера, а также контактов включения стартера.

10. Проверить и при необходимости подтянуть наружные крепления всех узлов

трактора; кроме того, у колесных тракторов очистить и промыть внутреннюю полость

рабочего колеса и направляющего аппарата вентилятора (Т-28М, Т-40), слить масло

из гидроаккумулятора гидравлической системы (МТЗ-50, МТЗ-50ПЛ, МТЗ-52) и из по

лости усилителя крутящего момента (МТЗ-50, МТЗ-52); у гусеничных тракторов -

слить скопившееся масло из отделений муфт поворота и смазать ось рычага сервоме

Технический уход № 3

1. Удалить шлам и накипь из системы охлаждения двигателя.

2. Дать оценку техническому состоянию трактора, определить его мощностные и экономические показатели.

3. Выполнить операции технического ухода № 2 (кроме п. 3 технического ухода № 1 и пп. 3 и 5 технического ухода № 2).

4. Слить масло и промыть корпус топливного насоса, корпус регулятора числа оборотов основного двигателя, корпус шкива водяного насоса и вентилятора, картер маховика основного двигателя, гидравлическую систему и корпус вала отбора мощности, корпуса коробки передач центральной передачи, заднего моста конечной передачи и корпус переднего моста (МТЗ-52. Т-40А, К-700, Т-125), корпус промежуточной опоры карданного вала (МТЗ-52), корпус раздаточной коробки (МТЗ-52, Т-28П2, Т-40А), полости ступиц передних колес, корпус рулевого механизма, корпус гидроусилителя рулевого управления (МТЗ-50, МТЗ-50ПЛ МТЗ-52), корпус приводного шкива (при длительной его работе), корпуса резервуаров тележек гусеницы (Т-38, Т-38М, Т-50В), ступицы направляющих колес, полости поддерживающих роликов и опорных катков. о. Произвести смазку согласно карте смазки.

6. Проверить плотность электролита и степень зарядки аккумулятора, очистить искрогаситель.

7. Смочить маслом фетровый фитиль магнето.

8. Проверить затяжку гаек крепления головки блока основного двигателя.

9. Спять форсунки, очистить их от нагара и промыть; проверить давление начала впрыска н качества распыла топлива.

10. Проверить в мастерской на специальном стенде топливный насос в комплекте с форсунками (с последующей проверкой угла опережения впрыска топлива на двигателе).

11. .При необходимости отрегулировать в мастерской на специальных стендах агрегаты системы смазки двигателя, агрегаты гидравлической системы и основные агрегаты электрооборудования.

12. Проверить работу контрольных приборов.

13. Промыть топливом топливные баки основного и пускового двигателей, фильтр бака пускового двигателя, поплавковую камеру и топливоподводящий штуцер карбюратора.

14. Промыть корпус и заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива.

15. Проверить и при необходимости отрегулировать муфту сцепления пускового двигателя, подшипники вала заднего моста, подшипники опорных катков и направляющих колес (у гусеничных тракторов), подшипники ведущих и направляющих колес и сходимость передних колес (у колесных тракторов), наибольшие углы поворота передних колес (МТЗ-50, МТЗ-50ГТЛ, МТЗ-52), зацепление червяка с ведомой шестерней рулевого механизма (Т-28М), осевое перемещение каретки подвески.

16. Заправить свежим маслом корпуса всех узлов и механизмов, указанных в п. 5, кроме того, у колесных тракторов проверить и при необходимости поменять местами шины передних и задних колес с ободьями, повернуть на 120° нижнюю втулку передних колес (Т-28М); у гусеничных тракторов - проверить и при необходимости поменять местами ведущие звездочки.

17. Проверить крепление вентилятора и при необходимости подтянуть болты; проверить работу механизмов на холостом ходу и под нагрузкой.

Сезонный технический уход

При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации следует:

1. Промыть систему охлаждения двигателя и при необходимости удалить из нее накипь.

2. Выполнить операции очередного технического ухода.

3. Проверить работу термостата, дистанционного термометра и действие шторок".

4. Заменить масло и смазку летних сортов маслом и смазкой зимних сортов в двигателе, гидравлической системе, агрегатах и узлах силовой передачи и ходовой части.

5. Проверить число оборотов коленчатого вала пускового двигателя при прокручивании основного двигателя.

6. Заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива, если они проработали более половины срока своей службы.

7. Промыть баки, отстойники, топливопроводы и фильтры системы питания двигателя.

8. Заполнить систему питания дизельным топливом зимних сортов и удалить нз нее воздух.

9. Проверить состояние всех агрегатов электрооборудования.

10. Подготовить утеплительный капот для двигателя.

11. Заполнить систему охлаждения антифризом.

12. Отключить масляный радиатор.

13. Установить напряжение, поддерживаемое реле-регулятором, на зимнее (14,5+0"2е).

14. Плотность электролита довести до зимней нормы.

15. Утеплить кабину, батарею аккумуляторов и проверить систему подогрева

При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации нужно:

1. Слить антифриз из системы охлаждения и промыть ее.

2. Снять утеплительные капоты и сдать их на хранение.

3. Выполнить операции очередного технического ухода.

5. Заменить летними сортами масло и смазку в двигателе, гидравлической системе, агрегатах силовой передачи и ходовой части.

6. При необходимости произвести окраску или подкраску кабины и облицовки трактора.

8. Включить масляный радиатор и установить рабочее напряжение и плотность электролита соответственно летним нормам.

Техническое обслуживание тракторов необходимо для поддержания техники в исправном рабочем состоянии, обеспечения безопасности и длительности ресурса. Машины проходят несколько ТО, включая ежемесячные и ежедневные проверки. Рассмотрим все эти нюансы подробнее.

Подготовка к эксплуатационной обкатке

Техническое обслуживание трактора МТЗ-80 и его аналогов (перед запуском в «строй» с конвейера или после длительного хранения) проводится следующим образом:

  • Выполняют визуальный осмотр и очистку машины от запыления и грязи.
  • Удаляют консервационное смазочное покрытие.
  • Оценивают состояние и подготавливают к запуску аккумуляторы.
  • Контролируют уровень масла в основных узлах и агрегатах, доливают жидкость до нормы, при необходимости.
  • Смазывают трущиеся и составные элементы при помощи пресс-масленки.
  • Проверяют и подтягивают до требуемых параметров резьбовые и штифтовые соединения.
  • Обращают внимание на состояние натяжения ременного привода, работу вентилятора, генератора, блока управления. Проверяют давление в шинах (на гусеничных аналогах - степень натяжки соединителей гусеничных траков).
  • Включают силовой агрегат, прослушивают его работу.
  • Выполняют заправку хладагентом и горючим.
  • Визуально считывают показания измерительных приборов на соответствие стандартным нормам.

Обкатка

Техническое обслуживание тракторов в период эксплуатационной обкатки предусматривает проведение ряда обязательных манипуляций. Среди них:

  • Очистка машин от грязи и пыли.
  • Внешний осмотр на предмет наличия течи топливно-смазочных материалов и электролита, устранение существующих протеканий.
  • Контроль уровня масла и его доливка до требуемого параметра.
  • Проведение аналогичной процедуры по охлаждающей жидкости.
  • Проверка работы и состояния дизельного агрегата, рулевого узла, стеклоочистителей, тормозной системы, элементов сигнализации и освещения.
  • Через три рабочих смены дополнительно проводят и регулируют натяжение ремней вентиляторного и генераторного привода.

ТО тракторов после эксплуатационной обкатки

Здесь также проводится ряд стандартных действий:

  • Технику очищают от загрязнений.
  • Проверяют и корректируют, при необходимости, натяжение ременных приводов, величину давления в колесах, зазоры в клапанах и коромыслах газораспределения, тормозной и трансмиссионной системы.
  • На этой стадии техническое обслуживание и ремонт тракторов проводят в виде осмотра воздухоочистителя с восстановлением герметичности соединений, а также подтягивают крепежи основных узлов, шпилек и фиксаторов головки мотора.
  • Проверяют и очищают поверхности клемм, наконечников кабелей, контролируют состояние вентиляционных гнезд в пробках, доливают дистиллированную воду в аккумуляторной батарее.
  • Сливают осадок из фильтра грубой очистки масла, горючего, тормозного отсека, а также конденсата из атмосферных баллонов.
  • Проводят очистку центробежного очистителя масла.
  • Смазывают клеммы наконечников проводов и составные части техники, согласно карте смазки.
  • Промывают системы дизельного мотора на неработающем агрегате.
  • Осматривают и прослушивают прочие основные элементы машины.

Ежедневное ТО

Кроме очистки узлов от пыли и грязи, при ежедневном техническом обслуживании тракторов выполняют следующие работы:

  • Визуально проверяют наличие течи, масла, топлива и электролита в местах соединений с последующим устранении неисправностей, если в этом есть необходимость.
  • Контролируют уровень масла в картерном поддоне, доливают жидкость до требуемого уровня.
  • Аналогичную операцию проводят с хладагентом в радиаторе.
  • Способом прослушивания и осмотра проверяют дизельную установку, рулевое управление, тормоза, сигнализацию, стеклоочистители, освещение.
  • В течение смены допускается дозаправка техники маслом.

Особенности ТО-1

Техническое обслуживание и ремонт тракторов в этом контексте проводится через каждые 60 часов работы машины. В перечень работ входят следующие операции:

  • Очистка от грязи и пыли.
  • Визуальная проверка наличия течи горюче-смазочных материалов.
  • Устранение подтекания, при необходимости.
  • Проверка количества масла в картере, доливка до требуемого параметра.
  • Аналогичная манипуляция с хладагентом в радиаторе.
  • Проверка работоспособности освещения, сигнализации, рулевого управления, стеклоочистителей, блокиратора запуска мотора, натяжения ременного привода и давления в шинах.
  • Контроль состояния основной масляной магистрали, герметичности соединений и воздухоочистителей.
  • Контроль оборотистости роторной части центробежного масляного фильтра после остановки силового агрегата.
  • Очистка и проверка клемм АБ, окончаний проводки, наличия дистиллированной воды.
  • Ликвидация осадка из фильтров грубой очистки, конденсата из тормозных блоков и воздушных резервуаров.
  • Смазка всех частей, требующих данной процедуре согласно специальной смазочной карте.

Что такое ТО-2?

Этот вид технического обслуживания трактора МТЗ-82 и прочих колесных версий проводится через каждые 240 часов работ. Сюда входят все манипуляции по ТО-1, а также:

  • Контроль плотности электролита, зарядка аккумуляторов, при необходимости.
  • Слив осадка из фильтрующих элементов грубой очистки, а также остатков из тормозных отсеков заднего моста и воздушных баллонов.
  • Смазывание клемм и проводных наконечников, включая обработку частей техники в соответствии с картой смазки.

Также при этом техническом обслуживании и ремонте тракторов обращают внимание на состояние и работоспособность следующих узлов и агрегатов:

  • Зазоры между коромыслами и клапанами.
  • Узел газораспределения дизеля, муфты сцепления повышения крутящего момента.
  • Тормоза и карданную передачу.
  • Привод вала отбора мощности.
  • Поворотную муфту и механизм рулевого управления.
  • Подшипники шкворней фронтального моста.
  • Шплинтовку и осевой зазор подшипников.
  • Усилие на ободе рулевого колеса.
  • Рычаги и педали управления.
  • Дренажные отверстия.

Сюда же входит контроль мощности силового агрегата, подтяжка крепежных болтов и штифтов, очистка масляного центробежного фильтра, замена жидкости в соответствии с таблицей смазки частей машины.

Техническое обслуживание и диагностирование тракторов ТО-3

Этот период предусматривает проведение всех работ, связанных с ТО-2. Кроме того, в комплекс входят такие операции:

  • Контроль проверки давления на фазе впрыска с последующим определением качества горючего. Если есть необходимость, проводят корректировку форсунок, угла нагнетания топлива и равномерность его подачи помпой.
  • Проверка зазоров между контактами и свечными электродами, включая прерыватель магнето.
  • Определяются с положением и состоянием муфты сцепления пускового устройства, подшипников, направляющих элементов колес, опорных катков, кареток подвески.
  • Наблюдается состояние подшипников конечных передач, червячных зацеплений, гидравлической системы и стояночного тормоза.
  • Промежуточные опоры с пневматической конфигурацией.
  • Очистка отверстий в пробках баков центрального и резервного пускового приспособления.
  • Проверка износа шин или гусеничной цепи, профиля и шага зубьев ведущих звезд.
  • Контроль размеров и положений ведущих звезд и техсостояние кривошипно-шатунных приспособлений.
  • Длительность запуска силовой установки проверяется с учетом работы цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма.
  • Отмечают продолжительность пуска мотора и проводят проверку давления в магистралях смазочной, охлаждающей и вспомогательной систем.

Дополнение

В техническом обслуживании трактора МТЗ-80 третьей степени учитывают еще несколько нюансов, а именно:

  • Проверка работоспособности мультирежимного регулятора. Этот показатель проверяется по минимальным, предельным и другим показателям. В этот перечень входит давление, которое развивает топливный подкачивающий насос, длительность вращения ротора, учет показателей указанных механизмов после остановки двигателя.
  • Производится контроль и корректировка регуляторного реле.
  • Исследуется состояние изоляционных сопоставлений электрической проводки с восстановлением поврежденных участков.

В дальнейшем техническом обслуживании тракторов «Беларус» и их аналогов предусмотрен еще ряд процедур:

  • Проверка сведений контрольных приборов на соответствие эталону. Если этот показатель не соответствует требуемому параметру, он подлежит ремонту или замене.
  • Меняют фильтры на очистном топливном патрубке.
  • Проверяют герметичность пневматической системы.
  • Проводят диагностику (без разборки) подшипников, при необходимости проводят регулировку зазоров в узлах ведущих и сопровождающих зубчатых колес.
  • Осматривают и определяют износ по плотности посадки фланцевых карданных валов.
  • Среди прочих работ по указанному ТО осуществляется осмотр шин, промывка системы охлаждения мотора, контроль мощности и расход горючего в часах, тестирование основных агрегатов на работоспособность в движении.

Сезонные осмотры

Проведение технического обслуживания тракторов во многом зависит от условий эксплуатации, включая климатические условия.

В осенне-зимний период обращают внимание на следующие моменты:

  • Обеспечение заправки охлаждающей системы хладагентом, который не подвержен замерзанию.
  • Работу автономного обогревателя и монтаж утеплительных чехлов.
  • Замену летних категорий масла на зимние аналоги, в соответствии с рекомендациями производителя.
  • Деактивацию радиатора смазочного узла дизельного двигателя.
  • Выставление в зимнюю позицию («З») регулировочного винта сезонного контроллера машины.
  • Технология технического обслуживания тракторов в зимний период предполагает доводку плотности электролита в аккумуляторах до соответствующей нормы.
  • Проверяют рабочее состояние приспособлений, направленных на облегчение запуска стартера.
  • Проверяют герметичность узла охлаждения, целостность изоляции, подачу тока от генератора, обогрев рабочего места (кабины) и эффективность срабатывания предохранителей.

Весенне-летний период

Техническое обслуживание трактора МТЗ-82 и аналогичных машин в это время также должно производиться регулярно. В перечень выполняемых работ входит:

  • Демонтаж утеплительных чехлов.
  • Активация системы работы радиатора для смазки силового агрегата.
  • Отключение от охладителя автономного подогревателя некоторых узлов.
  • Монтаж регулировочного винта релейного типа в позицию «Л» (лето).
  • Плотность электролитного состава в аккумуляторных батареях доводят до летней нормы.
  • Удаление накипи из узла охлаждения, если это необходимо.
  • Заполняют топливную часть горючим, характеристики которого соответствуют летним маркам.

Также организация технического обслуживания тракторов в это время предусматривает проверку системы охлаждения на предмет максимальной охлаждающей способности радиатора. При этом учитывается наличие смазки на трущихся элементах, а также целостность электрической проводки и ее сопутствующих элементов. Проверяют ток срабатывания регуляторного реле. Примечательно, что сезонное техническое обслуживание трактора МТЗ может быть исключено, если он эксплуатируется в южном климатическом регионе.

Особые условия использования

В определенных случаях заправка горючего и масла производится закрытым методом. Стоит отметить, что нюансы эксплуатации указанной техники в пустынных и степных условиях осуществляются следующим образом:

  • Через каждые рабочие смены выполняется замена масла в картере очистителя воздуха.
  • При необходимости, производится очистка центральной воздушной трубы.
  • В таком же режиме проверяют уровень электролита, дополняют резервуар нужным количеством дистиллированной воды.
  • При техническом обслуживании колесного трактора на ТО-1 выполняют замену масла в дизеле через экспресс-форсунку, на гусеничных аналогах регулируют натяжение траков.
  • ТО-2 включает в себя манипуляции по промывки топливного резервуара, с последующей заправкой его в конце рабочей смены полностью.

Слив конденсата из пневматических баллонов также производится, система заправляется специальной незамерзающей жидкостью, которая служит своеобразным катализатором нейтрализации конфликта температур.

На каменистой почве устройство и технологическое обслуживание тракторов несколько отличается от предыдущих вариантов. Среди особенностей отмечается:

  • Ежемесячная проверка отсутствия деформаций в ходовой и защитной части корпусов, начинок блоков и агрегатов техники.
  • Проверяются крепления сливных пробок картера мотора, а также учитываются аналогичные параметры на обоих мостах. Обнаруженные неисправности устраняются только заменой детали.

Устройство и техническое обслуживание тракторов, которые эксплуатируются в высокогорных массивах и подобных климатических условиях, имеют немного измененные параметры. Следовательно, системы технического обслуживания тракторов в таких регионах отличаются от аналогичных систем в других климатических зонах.

К особенностям ТО относится:

  • Учитывая высокогорные условия, для цикличной подачи горючего и повышения производительности топливной помпы оптимизируется работа всего агрегата с учетом рекомендаций изготовителя о возможности использования машины на метраже, выше уровня моря.
  • При проведении технического обслуживания трактора, ориентированного на функционирование на болотистых и неустойчивых почвах, дополнительно выполняют ежемесячную проверку на работу с навесными приспособлениями, которые ориентированы на возделывание соответствующего грунта.
  • Такие машины проходят ежемесячную проверку в плане очистки внешней поверхности от грязи.
  • Учитывается степень загрязнения систем смазки и охлаждения.
  • При работе в лесу учитывают чистку машины от порубочных остатков.
  • После эксплуатации техники на заболоченных или прочих сложных участках, проверяют наличие воды в узлах силовой передачи и ходовой системы. Если в указанных отсеках обнаружена вода или конденсат, необходимо заменить масло.

Диагностика

При техническом обслуживании тракторов и автомобилей подобной категории проверяют во всех случаях следующее:

  • Состояние кривошипно-шатунного узла силового агрегата.
  • Цилиндропоршневую группу.
  • Конфигурацию силовой передачи и пускового механизма.
  • Работоспособность главной муфты с поворотными сцеплениями и подшипниковые блоки.
  • Состояние рулевого управления, ходовой части, масляного насоса, привода ВОМ и коробки передач.

Что дает ТО?

Основой технического обслуживания является уход за трактором. Указанные манипуляции дают возможность регулярно проверять параметры работоспособности техники. При этом большое внимание уделяется смазке и подтяжке креплений, что напрямую влияет на безопасность и длительность эксплуатации.

Правильное и своевременное проведение технического обслуживания создает предпосылки для стабильной высокопроизводительной работы машин и агрегатов на их основе, расход горюче-смазочных материалов снижается, сокращаются простои тракторов, снижается стоимость их ремонта. Если следовать указаниям заводских инструкций, которые в большинстве своем утверждались еще в пятидесятых годах прошлого столетия, техобслуживание нужно проводить в каждую смену, ежемесячно и по истечении определенного количества рабочих часов. При этом учитываются виды и конструктивные особенности техники.

Как правило, периодичность обслуживания машин и тракторов в техническом плане учитывается после отработки конкретного числа пахотных или строительных часов. Весь процесс регулируют положения и нормативы, разработанные передовыми механизаторами совместно с научными работниками. Это очень важно, поскольку при разработке плана технического обслуживания стоит учитывать множество факторов, включая климатические особенности, топливные расходы, вид двигателя и остальные тактико-технические характеристики.

Итог

Процедура технического обслуживания тракторов и прочей позволяет обеспечить исправное состояние машин, повышает их производительность, одновременно ориентируясь на экономию энергоресурсов и повышение надежности. Несмотря на то что существующая система несколько устарела, она учитывает ряд важных факторов, распределяя проверку трактора как перед эксплуатационной обкаткой, так и после длительного использования.

Периодичность технических обслуживании и ремонтов тракторов


Виды и периодичность технических обслуживаний и ремонтов тракторов. Для тракторов всех марок установлены следующие виды технических обслуживаний и ремонтов:
— техническое обслуживание при обкатке (ТО-О);
— ежесменное техническое обслуживание (ЕТО ),
— номерные технические обслуживания: первое (ТО-1), второе (ТО-2) и третье (ТО-3);
— сезонные технические обслуживания - при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации (CTO -ВЛ) и при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации (СТО -03); техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации;
— техническое обслуживание при хранении машин, при подготовке к длительному хранению, в процессе длительного хранения, при снятии с длительного хранения; текущий ремонт (TP);
— капитальный ремонт (КР); технический осмотр.

Техническое обслуживание при обкатке проводят перед началом, в ходе и по окончании обкатки.

Ежесменное техническое обслуживание выполняют перед началом работы или после окончания каждой смены примерно через 8… 10 ч работы трактора.

Номерные технические обслуживания проводят на основе единой периодичности и контролируют по продолжительности работы в моточасах, в условных эталонных гектарах или по количеству израсходованного топлива.

Периодичность ТО-1, ТО-2 и ТО-3 установлена независимо от марки трактора: для ТО-1 через каждые 60 мото-ч работы; для ТО-2 через 240 и для ТО-3 через 960 мото-ч. С 1 января 1985 г.

для тракторов ЮМЗ -6АЛ, ЮМЗ -6АМ и Т-25А выпуска после 1 января 1982 г. периодичность проведения номерных технических обслуживании изменена: соответственно через 125, 500 и 1000 мото-ч.

В зависимости от условий работы допускаются отклонения от установленных сроков проведения номерных технических обслуживании в пределах до ±10%.

Сезонные технические обслуживания проводят 2 раза в год: во время перехода к весенне-летнему периоду эксплуатации (СТО -ВЛ) при установившейся среднесуточной температуре окружающего воздуха выше 5 °С и во время перехода к осенне-зимнему периоду эксплуатации (СТО -ОЗ) при установившейся среднесуточной температуре воздуха ниже 5 °С. Сезонные технические обслуживания выполняют при очередном номерном обслуживании.

Техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации выполняют в тех случаях, когда трактор работает в пустыне и на песчаных почвах; при длительных низких или повышенных температурах; на каменистых почвах; в условиях высокогорья; на болотистых почвах. В зависимости от этих особых условий эксплуатации предусмотрено выполнение дополнительных операций к работам ежедневного и номерных технических обслуживании.

Техническое обслуживание при хранении проводят при подготовке к длительному хранению не позднее десяти дней с момента окончания периода эксплуатации; в процессе длительного хранения один раз в месяц при хранении на открытых площадках и под навесом и один раз в два месяца при хранении в закрытых помещениях; при снятии с длительного хранения за 15 дней до начала эксплуатации.

Текущий ремонт представляет собой плановый ремонт, который проводят через 1700…2100 мото-ч наработки трактора (исключая гарантийный период) по результатам ресурсного диагностирования и непланового (заявочного) ремонта. Последний необходим, чтобы устранить неисправности, выявившиеся в процессе эксплуатации или при техническом обслуживании и заявочном диагностировании.

Капитальный ремонт проводят через 4,5…6,5 тыс. мото-ч наработки. Основанием для постановки трактора на капитальный ремонт являются оценка его технического состояния с помощью ресурсного диагностирования, число проведенных капитальных ремонтов за срок службы и продолжительность использования в годах до списания.

Технический осмотр тракторов проводят в сроки, установленные краевыми и областными организациями.

Виды и периодичность технических обслуживаний и ремонтов автомобилей. Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта установлены следующие виды технического обслуживания и ремонта: ежедневное техническое обслуживание (ЕТО ), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), сезонное техническое обслуживание (СТО ), текущий ремонт, капитальный ремонт и технический осмотр.

Ежедневное техническое обслуживание выполняют 1 раз в смену после работы автомобиля на линии или перед выездом его на линию. Основное назначение ЕТО - общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание внешнего вида автомобиля и его заправка.

Первое и второе технические обслуживания проводят через определенные пробеги автомобилей, устанавливаемые в зависимости от дорожных условий эксплуатации. Основное назначение ТО-1 и ТО-2 - снижение интенсивности изнашивания деталей и поддержание автомобилей в работоспособном состоянии.

Текущий ремонт автомобилей не регламентируют определенным пробегом, его выполняют по потребности при ТО-1 и ТО-2, то есть без принятой периодичности. При текущем ремонте устраняют возникающие отказы и неисправности. Он способствует выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях.

Капитальный ремонт проводят через установленные нормы пробега (в километрах), зависящие от категории дорожных условий эксплуатации и природно-климатических зон. При капитальном ремонте восстанавливают работоспособность и ресурс автомобиля, обеспечивающий его пробег не менее 80% от нормы пробега для нового автомобиля и его агрегатов.

Дорожные условия эксплуатации всех автомобилей разделены на пять категорий. Для автомобилей, работающих в сельском хозяйстве, периодичность технического обслуживания и ремонта определяют с учетом четырех категорий дорожных условий эксплуатации, характеристика которых следующая: вторая категория дорожных условий эксплуатации - автомобильные дороги с битумоминеральным, щебеночным, гравийным и дегтебетонным покрытием; третья категория дорожных условий эксплуатации - автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые дороги, обработанные вяжущими материалами; четвертая категория дорожных условий эксплуатации - грунтовые дороги, укрепленные или улучшенные местными материалами; пятая категория дорожных условий эксплуатации - естественные грунтовые дороги.

В таблицах 2 и 3 приведены периодичности технического обслуживания и ремонта автомобилей без прицепов, а также коэффициенты охвата капитальным ремонтом для третьей категории дорожных условий в Центральной зоне страны.

При работе автомобилей в дорожных условиях второй категории периодичность пробега номерных технических обслуживаний и ремонта автомобилей увеличивают на 10%, а в условиях четвертой и пятой категорий снижают соответственно на 12 и 25%. Кроме того, при работе автомобильного транспорта в условиях жаркого и сухого климата нормы пробега уменьшают на 10%, а в условиях холодного климата, где средняя температура в январе колеблется от -20 до -35 °С, их снижают на 25%.

Сезонное техническое обслуживание и технический осмотр автомобилей проводят так же, как и тракторов.

Потребность в капитальном ремонте определяют по техническому состоянию автомобиля с учетом фактического пробега и результатов диагностирования. Обычно капитальный ремонт всего автомобиля проводят в том случае, когда кузов легкового автомобиля и автобуса или рама и кабина грузового автомобиля, а также большинство других основных частей имеют предельное состояние.

К атегория: - Ремонт тракторов и автомобилей

Популярные модели John Deere 7830 и 7930 входят в серию 7030 третьего тягового класса. Для тракторов характерна прочная рамная конструкция и моноблочная компоновка. Но чтобы они исправно служили на протяжении длительного времени, необходимо соблюдать своевременность технического обслуживания.

Источник фото: act.su

Виды и периодичность технического обслуживания тракторов

Ежесменное техническое обслуживание

Каждую рабочую смену трактора необходимо выполнять ряд действий:

  • Проверьте уровень масла в двигателе и уровень охлаждающей жидкости.
  • Слейте воду и осадок из топливного фильтра или водоотделителя.
  • Проверьте уровень масла гидросистемы и трансмиссии.
  • Смажьте мост MTFWD (при наличии системы Auto Trac).
  • Осмотрите шины трактора.
  • Смажьте компоненты навески, вала заднего ВОМ и автоматического сцепного устройства навески (при наличии). При частом использовании задней навески данные узлы следует смазывать ежедневно, а при нерегулярном ее использовании интервал можно увеличить.
  • Проверьте момент затяжки колесных болтов и болтов крепления балласта. В течение первой недели эксплуатации рекомендуется затягивать колесные болты каждые 3 часа.
  • Смажьте шкворни MFWD, наконечники соединительных тяг и мостовые опоры. Смазывать их следует ежедневно или каждые 10 часов при работе на крайне влажных и илистых почвах или при большой нагрузке. Если эксплуатация проходит не в таких условиях, то техническое обслуживание можно выполнять каждые 250 часов.
  • Проверьте датчик двухлучевого радара.

Кроме этого, еженедельно следует выполнять проверку давления накачки шин трактора.

Техническое обслуживание в первые 100 часов эксплуатации трактора

  • Проверка уровня охлаждающей жидкости (бак деаэрации).
  • Замена фильтров и масла трансмиссии и гидросистемы.
  • Проверка воздухозаборных шлангов (затем - каждые 250 ч).
  • Замена моторного масла и фильтра (в будущем каждые 250 ч).
  • Проверка батарей (затем - каждые 250 ч).


Источник фото: act.su Профилактила "заболеваний" трактора начинается с ежесменного технического обслуживания

Техническое обслуживание трактора каждые 250 часов

  • Очистка воздушного и рецикулярного фильтров кабины (интервал может изменяться в зависимости от условий эксплуатации трактора).
  • Слив отстойника топливного бака.
  • Проверка системы запуска на нейтрали.
  • Проверка тормозов трактора.
  • Проверка вспомогательного тормоза (если данный компонент присутствует).
  • Проверка положения "Стояночный тормоз" трансмиссии.
  • Проверка уровня масла в картере моста MFWD и колесных ступицах.
  • Проверка тяговой штанги, тягово-сцепного устройства навески (питон/шарового типа) и сцепного устройства навески для прицепа на отсутствие износа и замена по необходимости.
Наименование операции по техническому обслуживанию трактора 500 ч 750 ч 1000 ч / ежегодно 1500 ч
Замена топливных фильтров* .
Замена фильтра водоотделителя* .
Замена фильтров трансмиссии и гидросистемы (первоначальную замену фильтра необходимо выполнить в первые 100 ч эксплуатации)* .
Обслуживание воздухозаборной системы* .
Проверка охлаждающей жидкости и добавление присадки для охлаждающей жидкости .
Очистка продувочного фильтра топливного бака трактора .
Очистка дыхательного клапана моста MFWD .
Замена воздушных фильтров двигателя грубой и тонкой очистки* .
Замена воздушного и рециркуляционного фильтров кабины* .
Осмотр ремней безопасности .
Обслуживание батарей трактора .
Замена масла трасмиссии и гидросистемы трактора .
Очистка сетки всасывающего фильтра масла гидросистемы .
Замена масла в ступице MFWD и картере моста .
Смазка вкладышей опорного вала нижней тяги .
Проверка устройства натяжения ремня .

* Интервал может изменяться в зависимости от условий эксплуатации трактора.

Специалисты "Агро-Строительные Технологии" советуют при техническом обслуживании тракторной техники учитывать следующие тонкости.

Проверка уровня моторного масла и уровня охлаждающей жидкости (ежедневно):

  • Поверяя уровень масла, проталкивайте щуп до упора. Косоугольные засечки соответствуют FULL/полному заполнению маслом.
  • Не допускается запускать двигатель трактора, когда уровень масла опускается ниже отметки "ADD" ("ДОБАВИТЬ") на масляном щупе.
  • Если требуется долить охлаждающую жидкость в бак регенерации, но при этом отсутствуют внешние признаки утечки, это может свидетельствовать о внутренней утечке. По вопросам технического обслуживания обратитесь к дилеру.

Проверка уровня масла трансмиссии и гидравлической системы (периодичность - ежедневно):

  • При выполнении данного действия по техническому обслуживанию трактора обращайте внимание на температуру масла: она должна быть около 450С. Уровень масла в смотровом стекле будет значительно выше при нагретом масле и ниже при холодном.
  • При работающем двигателе или поднятой трехточечной навеске уровень масла понизится.
  • При уровне масла над отметкой "FULL" ("ПОЛНЫЙ") при транспортировке может теряться мощность или происходить перегрев.

Смазка моста МПП (через 250 ч):

  • При работе трактора в условиях чрезвычайно высокой влажности или при использовании системы Auto Trac смазка выполняется каждую смену.
  • Используйте смазку марки SD Polyurea производства John Deere или другую смазку, рекомендованную производителем. Не следует применять арктические смазочные материалы с техническими данными согласно MIL - G-10 - 924C.


Источник фото: act.su

Смазка карданных шарниров мостов MFWD (250 ч):

  • При чрезвычайно высокой влажности или использовании системы Auto Trac осуществляйте смазку каждую смену.
  • Следует использовать смазку, рекомендованную производителем (указано в инструкции по техническому обслуживанию трактора).
  • Убедитесь, что заглушка (А) установлена на место, чтобы не допустить потери заглушки или выдавливания смазки из смазочного фитинга.

Проверка датчика двухлучевого радара (ежесменно):

  • В звуковых сигналах датчика радара не должны присутствовать грязь и мусор: они могут отразиться на точности работы.
  • Промывочные напорные форсунки не должны быть направлены прямо на радар. Следите за этим.
  • Если для удаления грязи вокруг радара вы задействуете острые инструменты, не повредите ими радар и жгуты проводов.
  • Очистку производите теплой водой, используйте чистой мягкой тканью.

Замена на двигателе воздушного фильтра грубой и тонкой очистки (ежегодно):

  • Периодичность может меняться в зависимости от условий эксплуатации трактора.
  • Если индикаторная лампочка фильтра остается включенной, рекомендуем заменить фильтр предварительной очистки воздуха, поступающего в двигатель.
  • Не пытайтесь очистить фильтр тонкой очистки.
  • Заменяйте фильтр тонкой очистки во время каждой второй или третьей замене первичного фильтра.
  • Новый фильтр устанавливать незамедлительно во избежание попадания пыли через воздухозаборник.

Проверка и замена воздушных фильтров кабины (периодичность чистки - 250 ч, замены - ежегодно или при необходимости):

  • Система кондиционирования воздуха не рассчитана на отфильтровывание вредных химикатов.
  • В случае использования ядохимикатов следуйте указаниям инструкции по сельскохозяйственным орудиях, а также инструкции завода-производителя ядохимикатов.
  • Очищайте фильтр каждые 250 часов. Чаще выполнять данный вид технического обслуживания трактора следует в сухих и пыльных условиях.
  • Для тракторов можно приобрести воздушные фильтры для кабины с активированным углем Ultra-Gard.


Источник фото: act.su

Проверка ремней безопасности (ежегодно):

  • Если ремни безопасности, включая его пряжку, детали крепления или ретрактор имеют следы каких-либо повреждений, как то порезы, повышенный или необычный износ, обесцвечивание или потертости, ремень безопасности незамедлительно подлежит замене в сборе.
  • Для замены ремней безопасности трактора используйте только детали, предназначенные для данной машины.
  • Если необходимо заменить ремни безопасности, обратитесь к дилеру.

Техническое обслуживание батарей (ежегодно):

  • Аккумуляторы не требуют технического обслуживания. Но помните, что при длительной работе в условиях высоких температур и при частом прокручивании коленвала может возникнуть необходимость в доливе воды. Смотрите табличку на батарее.
  • Не разрешается использовать сжатый воздух для очистки батареи.
  • Есть риск образования зарядов статического электричества и, как результат, травмы.
  • Выделяющийся в батареях трактора газ может взорваться. Не допускайте искр и открытого огня вблизи аккумуляторов. Для проверки уровня электролита пользуйтесь электрофонариком.
  • Категорически запрещается прикладывать к выводам батареи металлический предмет. Для проверки зарядки воспользуйтесь вольтметром или гидрометром.
  • Заземляющие кабели всегда отсоединяйте раньше, чем положительные кабели. Присоединять же их нужно в последнюю очередь. Не позволяйте отсоединительному кабелю касаться металлических поверхностей.
  • Выводы и клемы батареи и ее аксессуары включают свинец и его соединения. Данные вещества считаются канцерогенными.
  • Избегайте контакта с ядовитой серной кислотой, содержащейся в электролите.
  • Следите за чистотой и надежностью клемм аккумуляторов.