Нужен ли платон на грузовик 3 тонны. На какие машины распространяется система Платон? Можно ли не платить «Платону»

Министерство транспорта РФ рассматривает возможность установки системы «Платон» для сбора средств за проезд по федеральным дорогам на грузовики массой от 3,5 тонны, сообщают «Ведомости» . До сих пор под сбор средств попадали только грузовики весом от 12 тонн. /сайт/

Согласно европейской классификации, перспектива установки «Платона» грозит грузовикам с подкатегорией N2. Среди них числятся «КамАЗ» (43253), Ivego (EuroCargo), Mercedes-Benz (Atego), Renault (Midlum). Грузовики массой от 3,5 тонны используются для перевозки грузов на небольшие расстояния, например, из Москвы в Тулу, Рязань, Тверь, Клин и другие города. Для дальних перевозок использование небольших грузовиков невыгодно.

На сайте госзакупок zakupki.gov.ru опубликован контракт «Научное обоснование целесообразности введения на территории России системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств с разрешённой максимальной массой от 3,5 до 12 т включительно в целях поэтапного перехода к принципу „пользователь платит“». Контракт заключён в июне этого года между ФКУ «Ространсмодернизацией» и Высшей школой экономики.

Работы по выполнению контракта на сумму 10,8 млн рублей ещё не закончены, пояснил изданию Михаил Блинкин . «Вероятно, это будет введено по всему миру, потому что система e-road pricing гораздо справедливее, чем топливные акцизы», ― считает он. Эксперт уверен, что плату за километр нужно вводить для всех автомобилей ― легковых, грузовых, электрических.

От Минтранса издание комментариев не получило. Компания «„Платон“ - „РТ-инвест транспортные системы“» сообщила, что ещё не ознакомлена с планами. От комментариев отказался и представитель зампредседателя правительства Аркадия Дворковича.

Мнение экспертов

Введение сбора для грузовиков массой от 3,5 тонны приведёт к повышению себестоимости продукции. В результате грузоотправитель откажется от таких перевозок, считает Валерий Алексеев . По его мнению, сборы от малых грузовиков вряд ли будут существенными, однако это приведёт к укрупнению рынка. Компании будут отказываться от своего транспорта и пользоваться услугами коммерческих перевозчиков, которые могут снизить себестоимость продукции за счёт формирования сборных грузов.

Введение сбора для 3-тонников вызовет возмущение и недовольство у перевозчиков, поскольку любое изменение ― это стресс для бизнеса, отметил Алексей Черкашин . Он напомнил, что сейчас небольшие грузовики пользуются спросом.

Власти должны относиться к бизнесу как к партнёру, а не использовать его в качестве источника денег, считает Владимир Матягин . Все нововведения нужно пояснять с точки зрения пользы для бизнеса, что он получит взамен.

Система «Платон»

Систему «Платон» для грузовиков весом от 12 тонн ввели 15 ноября 2015 года. Она предназначена для сбора денег за километр пути на федеральных трассах. Запуск «Платона» сопровождался сбоями в работе системы, а также массовыми протестами дальнобойщиков. Они заявили, что уже платят транспортный налог, а также акцизы, включённые в стоимость топлива.

Постоянный лагерь протеста дальнобойщиков в г. Химки. Фото предоставлено администрацией сайта opr.com.ru

Первоначально предполагалось, что до 1 марта 2016 года владельцы грузовиков будут платить 1,53 рубля за каждый километр пути, а затем до конца 2018 года ― 3,06 рубля. Однако протестные акции дальнобойщиков убедили правительство «заморозить» тариф в 1,53 рубля до лета 2017 года. При этом штрафы за неуплату сбора сократили с 450 тысяч до 5 тысяч рублей.

Согласно новому проекту Минтранса, с 1 февраля 2017 года тариф составит 2,61 рубля за километр, а с 1 июня ― 3,06 рубля.

В 2015 году «Платон» принёс в казну 14 млрд рублей, сообщил министр транспорта Максим Соколов. Изначально планировалось, что деньги от «Платона» пойдут на ремонт дорог. Из доходов за 2015 год на ремонт дорог правительство уже выделило 10,85 млрд рублей 24 регионам.

Шумиха, поднявшаяся вокруг оплаты большегрузным транспортом проезда по федеральным трассам, не утихает уже 2 года.

То в одном регионе, то в другом периодически проходят протестные мероприятия в среде водителей и предпринимателей. Отчасти этому способствует и поведение законодателя, который планомерно повышает тарифы и ужесточает санкции за уход от оплаты.

Подогрел ситуацию и оператор по взиманию сборов, разместив на сайте platon.ru перечень видов автотранспорта, включающий даже легковые авто.

Попробуем внести ясность, что же такое система «Платон», и какие автомобили под нее попадают.

Чем больше машин колесит по дорогам нашей Родины, тем больше изнашивается их покрытие, тем чаще требуется ремонт.

Основной ущерб, как считается, наносят крупнотоннажные грузовики, которые не только истирают асфальтовое покрытие, но и продавливают «подушку» из песка, щебня и специальных материалов, что становится причиной колейности и повышения аварийности на дорогах.

Все дороги в нашей стране имеют либо федеральное, либо региональное подчинение . Если в регионах на ремонт собирается транспортный налог, то дороги, за состояние которых отвечает государство, строят и поддерживают за счет госбюджета. А с увеличением грузопотока, выделяемых средств стало не хватать.

Вот почему по поручению правительства РФ была разработана и внедрена система оплаты проезда по магистралям федерального значения «Платон». Ее название произошло от слов «платить» и «тонна» .

Суть «Платона» в том, что с помощью оборудования для спутникового наблюдения отслеживается маршрут передвижения машины, данные поступают в систему, рассчитывается пройденный километраж, и средства списываются со счета, закрепленного за данным автомобилем.

Таким образом, госбюджет получает финансовые вливания ежедневно, направляя их на содержание системы, в доход инвесторов и на ремонт дорог.

Надо отметить, что платный проезд по государственным дорогам для грузового и грузопассажирского транспорта действует уже почти во всех странах Европы.

Впервые эту идею реализовали в Австрии – там уже с 2004 г. магистрали оборудованы соответствующей техникой, действует система тарифов.

В России систему оплаты за проезд грузовиков ввели в действие лишь 15.11.205 г., но еще задолго до этой даты дальнобойщики и владельцы фур и большегрузов начали выражать протесты.

Видео: Как работает система «Платон»

Каждый грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в обязательном порядке оборудуется системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных на основе GSM/GPRS .

Если какие-либо машины с такой массой хоть иногда покидают пределы населенного пункта, на них устанавливаются специальные приборы и регистрируется аккаунт в системе «Платон».

Ну а если они на регулярной основе задействованы в грузоперевозках, имеет смысл установить внутри специальное бортовое устройство, которое фиксирует фактически пройденный маршрут и направляет данные в систему контроля.

Для единичных поездок водитель может воспользоваться Маршрутной картой – документом, где указаны данные об автомобиле, маршруте проезда и сроках поездки . На его основе рассчитывается размер оплаты.

Отклонение от указанного маршрута не разрешено. Для контроля используются стационарные рамки и мобильные пункты – автомобили со спецоборудованием.

На текущем этапе использования «Платона» предусмотрена оплата постфактум . Однако деньги должны быть внесены на индивидуальный счет, закрепленный системой за конкретным большегрузом, заранее, до поездки.

Получив сигнал с бортового устройства, система рассчитывает стоимость и списывает средства в автоматическом режиме.

В случае нарушения режима проезда или отсутствия регистрации в системе «Платон», равно как при неисправном бортовом устройстве, на водителя и/или владельца крупнотоннажника будет наложен внушительный штраф.

Изначально предполагалось штрафовать юридические лица до 1 млн. рублей . Но после протестов дальнобойщиков, суммы штрафов были пересмотрены, их размер и порядок наложения описаны в ст. 12.21.3. КоАП и составляют, на 2019 год:

  • при первичном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) – 5000 рублей;
  • при первичном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) – 5000 рублей;
  • при повторном нарушении (для частного водителя, гражданина РФ) – 10000 рублей;
  • при повторном нарушении (для собственника ТС, юридического лица, зарегистрированного на территории РФ) – 10000 рублей;
  • при повторном нарушении (для иностранных автомобилей штраф налагается на водителя) – 10000 рублей.

На сегодняшний день вносить плату за проезд по автодорогам федерального значения обязаны водители грузовых автотранспортных средств, у которых максимальная разрешенная масса превышает 12 тонн.

В эту цифру входит вес самой машины, максимально возможный вес груза, вес водителя, пассажиров и их багажа. В перечень автоматически попадают еврофуры и грузовые прицепы.

Кроме того, раскошелиться придется грузовым автопоездам и автосцепкам. Пассажирский транспорт, например, автобус, чья максимально разрешенная масса с пассажирами и всем багажом составляет свыше 12 тонн, не облагается платой за проезд.

Но только в том случае, если в документации зарегистрировано назначение – пассажирские перевозки. Если же заявлена функция грузопассажирских перевозок, то водителю уже придется оплачивать пройденный километраж.

Наконец, всегда существует соблазн уйти от лишних затрат, нагрузив свыше 12 тонн грузовик с меньшей максимально разрешенной массой.

Например, многие машины как азиатского, так и европейского производства рассчитаны на перевозку до 10-11,9 тонн. Однако любой инспектор ДПС на стационарном пункте имеет право проверить реальную массу такого авто и оштрафовать нарушителя.

От оплаты проезда по федеральным трассам освобождены:

Можно ли не платить «Платону»?

Напомним, что оплате в системе «Платон» подлежит только проезд по федеральным магистралям, которые имеют буквенно-циферную нумерацию, начинающуюся на литеру М.

Любой водитель/собственник большегруза вправе воспользоваться следующими способами избежать оплаты за проезд по ним:

  • В системе не тарифицируется проезд, осуществленный по платным для любого автотранспорта участкам дорог;
  • Не оплачивается проезд по трассам регионального значения, узкоколейкам и гравийкам, проселочным дорогам и в населенных пунктах;
  • Бесплатно можно перевозить грузы на автотранспорте с допустимой массой менее 12 тонн.

В последнее время СМИ усиленно обсуждают тему введения обязательной платы за проезд по федеральным магистралям для авто с предельно допустимой массой ниже 12 тонн и даже для владельцев легковушек.

Опасения понятны: если горожанин редко выбирается загород, то многие жители пригородов ежедневно ездят на работу в ближайшие города. Им такое новшество обойдется, что называется, «в копеечку».

Слухи об обязательной регистрации в системе «Платон» для легковых автомобилей уже в 2019 году вызвало появление на сайте оператора полного перечня видов автомобильного транспорта, в числе которого присутствуют и легковушки. Представители системы пока никак не комментируют данный факт.

Однако, даже если такая обязанность рано или поздно будет возложена на всех автовладельцев, государству предстоит разработать нормативную базу, что, само по себе, процесс небыстрый .

Так, например, Конституция РФ гарантирует неприкосновенность частной жизни, и законы РФ запрещают использовать системы и приборы слежения за частными лицами без соответствующих разрешений со стороны системы правосудия.

Кроме того, придется пересматривать принципы исчисления обязательного для владельцев автомобилей транспортного налога . Так что в ближайшее время можно не опасаться введения платного проезда для всех.

Теперь Вы знаете, на какие машины распространяется «Платон», что представляет собой данная система, кто и в каких случаях может избежать оплаты проезда. Пользуйтесь свободой с умом и не нарушайте правил системы «Платон». Ровной вам дороги!

Вас заинтересует:


16 Comments

    Будьте готовы раскошелица, ведь эти поборы «Платон» оплачивает всё население, так как на сумму этих поборов повышают цены на все потребительские товары, которые перевозятся автотранспортом. И конечно же это очередное надувательство, так как по данным КПРФ. Платон собирает за год по стране свыше 300-х сот миллиардов рублей, а не 12-15, которые поступают в бюджет, и понятно, что остальные 280 млрд. и более отмываются.И название Платон не название произошло от слов «платить» и «тонна»., а Платон назван в честь сына одного из друзей Путина — Платона Аркадьевича Ротенберга., попробуйте доказать, что это совпадение?.. , и владеют этим бизнесом Ротенберги. Не смотря на то, что этот побор вне закона, так как не принят думой законодательно — нас эти мошенники «имеют» народ по полной программе.

    ЧТО ЗА БРЕД, ВЫ ГРАЖДАНИН Alekson, НАПИСАЛИ? ВЫ ПРОСТО ПРОВОКАТОР!!! КИЛОМЕТР СТОИТ 1,91 КОП! ЕСЛИ МАШИНА ВЕЗУЩАЯ 20000 КГ ФРУКТОВ ПРОЕДЕТ 1000 КМ. ПЛАТИТЬ ПРИДЁТСЯ 1910 РУБЛЕЙ! А ВЕЗЁТ ФУРА 20000 КГ.! И СКОЛЬКО ДОБАВИТСЯ К ЦЕНЕ ОДНОГО КИЛОГРАММА? еСЛИ ТЫ БЕСТОЛКОВЫЙ ВОДИТЕЛЬ И ПОЕДЕШЬ НА ФУРЕ «К СВОЕЙ БАБЕ» В ХАБАРОВСК, КТО ТЕБЕ ВИНОВАТ? ЕСЛИ ТЫ ВМЕСТО КОРОТКОГО ПУТИ СДЕЛАЕШЬ КРУГАЛЯ, КТО ТЕБЕ ВИНОВАТ?! ТАК, ЧТО БРЕД НЕ НЕСИ!

      • АНОНИМ, а в зеркало ты давно смотрелся? Кто из нас двоих «бот», кто зашифровался? ПЛАТОН... А ведь греки во всём виноваты, а не Ротенберги! Платон то их философом был! Так что «Платон мне друг, а истина дороже!» А истина в том, что дороги становятся лучше и МОСТЫ новые строятся, и быстро строятся! А это из тех же денег.

        • Истина говоришь? Съездий хоть раз в сторону Владивостока дорог как не было так и нет и никто их не делает и мосты рушаться. В городе Канск вообще не проехать дороги просто нету одна грунтовка кирпичами закидана.В Амурской области вообще одни волны. А платон платят. А на эти деньги Москву строят.

    • Виталий, не только Конституция РФ (ст. 27) но и закон РФ №5242-1 дают право «каждому, кто законно находится на территории РФ, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» Так вот, Виталий, никто не имеет права ограничивать гражданина России и любого человека (законно находящегося в России) передвигаться, но ведь это не значит, что ты придёшь на вокзал (ж/д, авто. или аэро.) и сядешь, и бесплатно начнёшь передвигаться по стране! Ты ведь не начнёшь ссылаться на Конституцию?

      Не переверайте текст конституции:

      «Статья 27

      1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.»

      Сегодня платим за пролив ной дождь

      Тимур обычный Админ на зарплате сайта может чуть выше,дальше мкада нос не высовывал.Делают дороги и развязки вокруг Мск,да согласен любо дорого смотреть и ехать,хотч 107 108 итд все в пробках,ну чтож,ремонт.От Владимира уже не дороги а гуано,даже те что недавно сделали,Хмао,Янао,Казань,Омск-Красноярск,ну и Мск-Питер вот и все,на Якутию все бросили как Крым стал НАШ,а на кой им там ДВЕ ФЕДЕРАЛКИ!!! НА острове?Да потому как там верхушка любит сходки устраивать,а на Магадан и Якутск Мирный Салехард Норильск Усть-Кут когда будут делать?Все это Ложь,да где-то ближе к местам где катаются власть имущие делают,чуть поотдаль делают тяп-ляп,дальше кусками и не факт что от бюджета Платон,аппендициты как и малозагруженные участки неинтересны,т.к. сбор средств не велик.Вообщем не платил и платить не буду идете вы ЛЕСОМ!Да,и заметили у Тимура все либо тупые,либо провокаторы,видимо хорошо платят что так всех кусает.Вывод" Жаль что учился на шофера, а не на Сис Админа."Всем удачи в дороге.

23.11.2016

Система «Платон» в будущем может распространиться и на небольшие грузовики с массой от 3,5 тонны. Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на одного из федеральных чиновников, такую возможность на данный момент изучает Минтранс.

По данным издания, на сайте госзакупок размещен контракт «Научное обоснование целесообразности введения на территории России системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн включительно в целях поэтапного перехода к принципу «пользователь платит». Он заключен между ФКУ «Ространсмодернизация» и Высшей школой экономики (ВШЭ).

В свою очередь, в Минтрансе информацию о возможном введении системы «Платон» для небольших грузовиков с массой от 3,5 тонн. Как рассказали ТАСС в пресс-службе ведомства, на данный момент они не предпринимают никаких действий в этом направлении.

«Научно-исследовательская работа (НИР) направлена лишь на выявление возможности и целесообразности таких действий. Проведение такой работы является общемировой практикой, реализуемой во многих развитых странах. Необходимо дождаться итогов НИР, а пока говорить о том, что такая плата будет введена, а тем более о каких-либо сроках, нельзя, т.к. итогом работы может стать, в том числе, выявление нецелесообразности и преждевременности принятия таких решений», - говорится в сообщении Минтранса РФ.

Напомним, тариф системы «Платон», собирающую плату с 12-тонных грузовиков за проезд по федеральным трассам планируется увеличить до 2,61 руб. за км с 1 февраля 2017 г. до 1 июня 2017 года. После этого стоимость должна вырасти до 3,06 руб. за километр. Об этом сообщил первый замглавы Минтранса Евгений Дитрих. По его словам, в случае в случае поэтапного изменения тарифа «Платона», поступления в бюджет от системы могут составить около 33 млрд руб. в следующем году, пишет autonews.ru.

«С 1 февраля нами предложено увеличить тариф до 2,61 руб. Этот тариф по нашему предложению может действовать до 1 июня 2017 года. С 1 июня предложено повысить тариф до 3,06 рублей», - рассказал чиновник. Он добавил, что индексация по тарифу «Платона» отложена до 1 июля 2018 года, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на бизнес.

Система взимания платы с грузовиков весом более 12 тонн за проезд по федеральным трассам «Платон» заработала в России 15 ноября. Ее ввод вызвал многочисленные протесты дальнобойщиков. По подсчетам РБК, с начала волнений акции протеста прошли по меньшей мере в 24 регионах.

Основные данные

Система «Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

1,53 ₽/км
3,73 с коэф.0,41 размер платы с 15.11.2015 по 15.04.2017

1,90 ₽/км
3,73 с коэф.0,51 размер платы с 15.04.2017*

50 774 км Федеральных
дорог в Системе

15/11/2015 Дата запуска
Системы

2 000 000 Более двух миллионов транспортных средств

Объекты и элементы системы

Центры
Информационной
поддержки
пользователей


Система
мобильного
контроля


Бортовые
устройства


Интернет
-сайт

Центр управления
и мониторинга,
включая центр
обработки данных

Геоинформационная система
и автоматическая
система расчетов

Система
стационарного
контроля

Колл-центр
круглосуточно

  • Цели проекта

    Система взимания платы «Платон» создана для обеспечения порядка взимания платы с автомобилей разрешенной максимальной массой более 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию.

    Полученные средства ежедневно поступают в Федеральный бюджет РФ и направляются на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

    Реализация проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» (подпрограмма – «Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог.

  • Документы и нормативные акты

    Основаниями для создания системы взимания платы являются следующие документы и нормативные акты

    2. Оплата за фактически пройденное расстояние

    Владелец транспортного средства вносит плату в счет возмещения вреда за каждый километр маршрута по федеральной трассе, используя на выбор один из вариантов расчета платы:

    • оформление разовой Маршрутной карты;
    • использование Бортового устройства.

    Оформление маршрутной карты предусматривает внесение платы за разовый маршрут.

    При использовании бортового устройства списание денежных средств с расчётной записи владельца транспортного средства в счет платы происходит в автоматическом режиме, что исключает наличие ошибок вследствие влияния человеческого фактора.

    3. Использование спутниковых навигационных систем

    Позиционирование транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн осуществляется с использованием Бортовых устройств, обеспечивающих прием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.

    4. Мониторинг движения автотранспортных средств и идентификация автомобилей массой свыше 12 тонн

    Контроль внесения платы осуществляется системами стационарного и мобильного контроля:

    • рамные конструкции с навесным оборудованием, которые размещаются над полотном федеральной автомобильной дороги;
    • мобильный контроль - автомобили со специальным оборудованием.

    5. Вынесение Ространснадзором постановлений об административных нарушениях за движение по федеральным дорогам без внесения платы автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн

    Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений Ространснадзора на основе автоматической фото и видеофиксации выявляет нарушителей на федеральных трассах для вынесения постановлений об административном правонарушении.

  • Описание работы системы

    Для внесения платы Владелец грузовика обязан зарегистрировать себя и транспортное средство в Реестре Системы взимания платы.

    Регистрация в
    системе

    Через Личный кабинет, терминалах самообслуживания или в Центрах информационной поддержки пользователей

    Личный кабинет

    После проверки данных пользователь получает логин и пароль для доступа в Личный кабинет

    Внести плату

    Владелец автомобиля должен пополнить счет и оформить Маршрутную карту до начала движения

    Внесение платы осуществляется Владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам или в порядке постоплаты.

    Система взимания платы предусматривает два способа расчета платы:

    Маршрутная карта

    Оформление разовой Маршрутной карты в Личном кабинете, Мобильном приложении или Центре информационной поддержки пользователей

    Бортовое устройство

    Использование бортового устройства для расчета платы в автоматическом режиме

    Внести деньги на расчётную запись можно через Личный кабинет на сайте системы «Платон» или Мобильном приложении для всех типов смартфонов, в Центре информационной поддержки пользователей, через терминалы самообслуживания, через агентские терминалы.

    Способы оплаты маршрутных карт:

    • с расчетной записи Владельца транспортного средства, открытого в Системе взимания платы

    Способы пополнения расчётной записи:

    • безналичный банковский перевод по реквизитам Оператора Системы взимания платы
    • банковской/топливной картой в Личном кабинете и Мобильном приложении «Платон», в Терминалах самообслуживания «Платон», в Центрах информационной поддержки пользователей Системы взимания платы, через электронный кошелёк Qiwi, а также через интернет-банк и мобильное приложение «Сбербанк Онлайн»
    • наличными в агентских терминалах партнёров: Qiwi, Сбербанк, Московский кредитный банк, Элекснет, в сети салонов Евросеть
    • с помощью мобильного телефона, используя платёжный сервис МОБИ.Деньги