Полезные материалы. Мотобол - история развития Мотобол в мире

Что получится, если объединить футбол и мотоциклы? Получится мотобол - популярный в Европе моторизованный спорт. Разумеется, спорт этот далеко не безопасен - спортсменам на мотоциклах в погоне за мячом приходится проявлять невообразимую ловкость и совершать умопомрачительные трюки.

Во многих странах Европы есть даже национальные сборные по мотоболу. Что интересно, многие лучшие мотоболисты мира родом из России.

Матч по мотоболу проводится на футбольном поле. В игре участвуют две команды по пять игроков в каждой: четыре ездока и вратарь - единственный, кто не сидит на мотоцикле. Цель игроков на мотоциклах - большой мяч 40 см в диаметре и весом около одного килограмма. Когда игрок подъезжает к мячу, он одной ногой притормаживает, а другой пинает мяч.

За матчем следят двое судей. Матч делится на четыре тайма по 20 минут. Вратари стоят в красной области перед воротами, въезжать на которую остальным игрокам запрещено. Зато в их распоряжении всё остальное поле, по которому они и ездят на огромной скорости, иногда около 100 км/ч. Есть несколько правил безопасности: например, игроки не имеют права таранить друг друга или пинаться, но от травм это не всегда спасает.

Мотоциклы, на которых ездят игроки, специально разработаны для мотобола и подогнаны под тело ездока. Сейчас такие мотоциклы производятся в Испании - мотобольные клубы Франции, Германии, России, Беларуси, Украины, Литвы и Нидерландов покупают технику у одной компании.

Мотобол - любимый вид спорта в нескольких небольших городах России. Но первый неофициальный матч по мотоболу состоялся во французском городе Дижон. Игра быстро завоевала популярность, и через десять лет в неё уже стали играть в Англии, Нидерландах, Испании и Бельгии. А первый официальный матч прошёл в 1963-м году в СССР.

В наши дни есть несколько ежегодных чемпионатов по мотоболу: Кубок европейских наций, Кубок Франции, Кубок европейских чемпионов и другие. Почти каждый год выигрывает Россия, а второе место чаще всего достаётся Франции.

Жажда скорости и оглушительный адреналин, опасные трассы и ошеломляющие гонки, свист ветра в ушах и пьянящее ощущение настоящей свободы... Все это ты испытываешь лишь тогда, когда в твоей жизни появляется он – мощный и современный гоночный мотоцикл.

Игры мотоциклы придуманы специально для тех, кто по каким-либо причинам не может приобрести настоящего железного друга, но страстно желает отправиться навстречу увлекательной байкерской жизни. Отныне и навсегда тебе будут доступны самые невероятные трюки и приключения: гонки по серпантинам, преодоление препятствий, замысловатые пируэты и прыжки с высокого трамплина. Главное – это удержаться в седле и не потерять голову от экстремальных условий мотокросса.

Если же в тебе живет дух настоящего соперничества, то непременно поучаствуй в играх гонки на мотоциклах. Тебе будут доступны самые коварные трассы, а опытные и неутомимые соперники будут постоянно висеть на хвосте и чинить всевозможные каверзы на дорогах. Помимо гонок, ты сможешь тюнинговать свой верный байк, заменить ему шины, добавить мощности или прикрутить новый глушитель. Почувствуй себя профессиональным гонщиком и прокатись с ветерком по самым захватывающим магистралям!

Мотобол: взгляд через десятилетия

Того, кто впервые видит мотобольные соревнования, охватывают смешанные чувства: что это - футбол, хоккей, рыцарский турнир или бой гладиаторов на мотоциклах? Действительно, мотобол - особенный вид спорта, любимый болельщиками за большие скорости, постоянные смены игроков, экспрессию.

Торжественное открытие I-го Чемпионата Европы 1986 г.

Яркие элементы экзотики, присущие мотоболу, - убедительный аргумент в пользу версии о рождении мотобола на арене цирка во Франции. Считается, что именно французские актеры одного из цирковых коллективов впервые сыграли для зрителей в футбол на мотоциклах. Так или иначе, но никто не спорит с тем, что Франция - родина мотобола. Для истории сохранен и год первой мотобольной игры - 1923, хотя еще до недавнего времени считалось, что первые матчи в этом виде спорта состоялись в 1929 году в Дижоне. В те годы четких правил новой игры еще не было.


Белоруссия. Сборная СССР - Чемпион Европы - 1987 г.

В конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века во Франции один за другим возникали общества и союзы мотоциклистов. Они внесли весомый вклад в развитие мотобола, особенно "Союз мотоциклистов Зари" (г. Труа), отпраздновавший в 1932 году победу на неофициальном первенстве Франции, а через год - и на официальном чемпионате страны. В городе Труа появились и другие мотобольные команды, влившиеся в "Спортивный союз мотоболистов Зари", существующий и сегодня.


Торжественный вечер, посвященный чествованию "Металлурга". В.Нифантьев вручает мотобольный мяч Н.Озерову

Вслед за Францией мотобол появился в Италии, Англии, Голландии. Первых немецких зрителей новорожденный вид спорта собрал в 1930 году, инициаторами матчей стали кельнские команды "Фельберт" и "Грефорд". В 1933 году состоялся первый международный матч между французскими и английскими мотоболистами, в котором со счетом 3:1 победу одержали родоначальники нового вида спорта.

После Великой Отечественной войны в мотобол стали играть в Испании, Бельгии, Болгарии:


Чемпионат СССР. г.Красноярск. 3-й слева - В.Нифантьев

В Москве мотобольная "премьера" состоялась в 1937 году, когда на поле вышли две команды Государственного института физкультуры. Новый вид спорта настолько понравился и игрокам, и болельщикам, что в нашей стране начался настоящий мотобольный бум. Около двухсот команд возникли в разных городах, поселках, станицах Советского Союза - от Балтийского моря до Тихого океана. В конце 1962 года вышло постановление президиума Федерации мотоциклетного спорта СССР "О развитии мотобола в Советском Союзе". ЦК ДОСААФ организовал заказы на изготовление специальных мячей и экипировки игроков.


Кубок Европы и Германии - 1981 год. На переднем плане - Николай Анищенко

В 1963 году по инициативе руководителей мотобола Франции, ФРГ, Голландии, Бельгии был создан Международный союз мотобольных клубов. И если раньше в каждой стране в новый вид спорта играли по своим правилам, то с созданием этого Союза были выработаны единые правила - за их основу был взят французский вариант, в который внесли небольшие изменения и дополнения, апробированные в других странах.

1963 год запомнился игрокам и болельщикам мотобола в Советском Союзе еще и тем, что по инициативе журнала "За рулем" были организованы первые Всесоюзные соревнования на столичном стадионе "Строитель". В них приняли участие 12 команд, победу одержала команда Алма-Аты.


Финалисты Кубка СССР - команда "Комета" г.Элиста, "Домбай" г.Черкесск. 1967 г.

История проведения международных мотобольных турниров ведет летоисчисление с 1964 года. В первом розыгрыше кубка Европы участвовали сильнейшие команды Франции, Германии, Голландии и Бельгии. Кубок Европы по праву достался самым опытным игрокам - французам.

В 1965 году стартовал первый чемпионат СССР по мотоболу, а годом ранее - чемпионат России. Титул сильнейшей российской и всесоюзной команды завоевала элистинская "Комета".


Команда "Енисей" г.Красноярск 1966 г. Серебрянный призер Чемпионата России

Советский мотобол дебютировал на международной арене в 1966 году - команда "Домбай" из Черкесска провела ряд встреч во Франции и ФРГ. В 1967 году "Домбай" принял участие в официальном розыгрыше Кубка Европы и сразу же одержал в нем победу.

О мастерстве советских мотоболистов убедительно свидетельствует тот факт, что они 14 раз становились обладателями Кубка Европы, а в 1986 году одержали победу на первом континентальном чемпионате. В том же году мотобол был включен в программу первых Игр Доброй воли. Два матча между сборными командами Европы и СССР были проведены в городе Видное, оба выиграла сборная СССР.


Франция 1981 год. Слева направо: С.Часовских, В.Кузыченко, А.Данилин.

Сегодня в мотоболе многое изменилось. С распадом СССР распались и общесоюзные соревнования - их заменили розыгрыши чемпионатов и кубков России, Украины, Белоруссии, Литвы. В остальных странах бывшего СССР о мотоболе забыли, что можно сказать и об Англии, Испании, Бельгии, Болгарии. Но в Германии и во Франции по-прежнему десятки команд борются за чемпионское звание, разыгрываются юношеские чемпионаты.


Турнир ветеранов в г.Коврове. В.Лопухов пропускает гол

Мотобол - европейский вид спорта, никогда не выходивший за пределы континента. Главнейшим мотобольным турниром является чемпионат Европы, проводимый ежегодно среди 7 сборных: России, Франции, Германии, Беларуси, Украины, Литвы, Голландии.


Чемпионат Европы, г. Пинск, Белоруссия

На "небосклоне" мотобола сияют свои звездные команды и отдельные яркие звезды. В разные годы такими командами были: немецкие "Тайфун" (Мерш), "Пума" (Куппенхайм), французские "Сума" (Труа) и "Камаре" (Камаре), российские "Домбай" (Черкесск) и "Комета" (Элиста). В последние годы титул звездных по праву носят команды "Металлург" (Видное), "Ковровец" (Ковров), "Витри" и "Вальреас" (Франция), "Автомобилист" (Пинск, Белоруссия). Лучшими мотоболистами современности называют спортсменов команды "Металлург": заслуженных мастеров спорта Сергея Часовских, Владимира Артюшкевича, братьев Александра и Владимира Сосницких, Андрея Павлова, Романа Кривченкова, Геннадия Миця, Владимира Данилина, мастеров спорта международного класса Владимира Серебрякова, Алексея Данилина, Антона Гусева. В мотобольном мире хорошо известны звездные имена спортсменов команды "Ковровец" (г. Ковров) заслуженных мастеров спорта Александра Царева, Валерия Ионова, Виктора Ширяева, Николая Погодина, мастеров спорта международного класса Владимира Царева, Алексея Миронова. Мотоболисты высокого класса играют за команду "Кировец" (станица Полтавская Краснодарского края) - заслуженные мастера спорта Виктор Кривой, Виктор Пустык, мастер спорта международного класса Николай Ванюков. Образное сравнение с Марадоной и Пеле заслужил Антон Власовец из пинского "Автомобилиста" (Белоруссия). Заслуженной спортивной славой овеяны имена французских мотоболистов: Жерара Понтиньона (клуб "Ульгат", г. Ульгат), Грациано Марагини, братьев Филиппа и Лорана Ленуаров ("Сума", г. Труа), Оливье Бонже, Матью Вороновски, Гвенталя Вороновски ("Нувиль де Руато"), Жеральда Мейера ("Вальреас"). В историю мотобола конца XX - начала XXI века, несомненно, войдут имена лучших немецких игроков: Торстена Шварца, Михаела Шварца (МСЦ Мерш), Франка Шмита, Томаса Шмита, Холгера Шмита ("Пума", г. Куппенхайм).

Все мы привыкли к таким традиционным видам спорта как футбол, хоккей, баскетбол и даже регби. Ведь как хорошо прийти на трибуну и насладится любимой игрой, эти чувства нужно испытывать как можно чаще.

Но в сегодняшнем материале мы расскажем вам про вид спорта под названием мотобол, который в ближайшем будущем непременно будет иметь вес в обществе. Тем более уже сейчас поклонников данного вида спорта в нашей стране немало. Не зря мотобол имеет международный статус, значит, интерес к нему действительно растет. Кстати, чемпионат Европы по мотоболу в этом году будет проводиться у нас в стране, в городе Ковров.

Сравнение с футболом

Мотобол – это один из видов мотоспорта, который представляет собой игру в футбол на мотоциклах.

Игра проходит на поле, которое соответствует по размерам футбольному, то есть 105 метров длина, 68 ширина. Однако, есть небольшое различие в разметке, ведь в мотоболе отсутствует центральный круг, а площадь ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля обычно гаревое или же асфальтовое. Играют мячом, размеры которого намного больше, чем у футбольного мяча.

В каждой команде 5 человек: это вратарь и 4 полевых игрока на мотоциклах.

«Чем же отличается мотобольный мотоцикл от кроссового?», – спросите вы. Мы вам ответим. Суть в том, что отличия отмечаются в рычагах управления. На мотоцикле для мотобола установлена дублирующая лапка заднего тормоза с обратной стороны, так как во время игры одна нога мотоболиста занята мячом. На переднее же колесо мотоцикла установлены дуги для ведения мяча. А в передней части байка расположены плуги, чтобы во время игры мяч не попал под мотоцикл.

История мотобола

Как вид спорта мотобол появился во Франции в 1931 году и уже 87 лет радует болельщиков своей зрелищностью. Первым профессиональным коллективом стал клуб «Сошо». После этого уже стали возникать команды из таких городов как Реймс, Париж, Витри, Авиньон, Невер и Труа. И именно в 1933 году команда из города Труа стала чемпионом Франции и оставила свой след в истории данного вида спорта тем, что данный коллектив первым готовил специальные мотоциклы для игры. Они же, кстати, нашли и правильное решение для введения мяча в игру – специальный бугель, который в настоящее время до сих пор актуален, только вид его был немного изменён.

В том же 1933 году прошел и первый международный матч между командами из Англии и Франции. После этого уже создались команды в Бельгии, Голландии, Германии и Италии. Даже в Северной Африке к концу 50-х годов было организованно десять команд. По итогу мотобол стал официальным видом спорта, имея международный статус.

1 of 3



Мотобол в СССР

Правила игры

Вот каковы правила игры в мотобол, утвержденные Европейским союзом мотоспорта:

  • Продолжительность игры: 4 периода по 20 минут с 10-минутными перерывами (допускается другой формат), между 2-ым и 3-им периодами команды меняются сторонами поля. В кубковых матчах при ничейном результате в основное время проводят ещё 2 периода по 10 минут с 5-минутным перерывом. В случае ничьей - пробиваются серии по 4 пенальти, затем, при необходимости, по одному - до победы одной из команд.
  • Система начисления очков: победа - 2 очка, ничья - 1, поражение - 0.
  • Техническое поражение: счет 0-3.
  • Размеры поля: длина - 85-110 м, ширина - 45-85 м.
  • Размеры ворот: ширина - 732 см, высота - 244 см.
  • Мяч: длина окружности - 119-126 см, вес - 900-1200 г.
  • Состав команды: в заявке - 10 игроков, 2 механика, 1 тренер, в поле - 4 игрока на мотоциклах и 1 пеший вратарь. За матч можно использовать не более 10 мотоциклов.
  • Возраст игроков: старше 16 лет.
  • Судьи: в поле - 2, боковые - 2.
  • Вес мотоцикла (без топлива): 70-120 кг.
  • Длина мотоцикла: 2,2 м.

Мотобол в России

Эра мотобола в нашей стране началась с 1965 года, когда команда «Комета» из города Элиста стала первым чемпионом СССР. В те периоды никто даже не задумывался о том, что Россия в будущем будет побеждать на чемпионатах Европы.

Вот что на вопрос «Как вы пришли в мотобол?» отвечает нынешний председатель комиссии мотобола в нашей стране Валерий Мосин, которого по праву можно считать легендой этого вида спорта:

«Честно говоря, это была чистая случайность. Я был в молодости всесторонне физически подготовлен, любил спорт. Но вообще-то я хотел заниматься не спортом, а историей, поступал на исторический факультет МГУ три раза. И ни разу меня не взяли. Меня интересовала археология, особенно любопытны были новгородские берестяные грамоты – тогда это была очень «горячая» тема. Но, увы, конкурс был большой, и у меня не сложилось. Да и опыта не было – ни в каких экспедициях не успел побывать.

Отслужил в армии три года. И когда вернулся, стал думать о трудоустройстве. А после армии тогда давалось три месяца, чтобы устроиться на работу и чтобы пошел стаж. И вот эти три месяца уже подходят к концу. Еду я из Видного на электричке и встречаю там свою знакомую с мужем. Мы разговорились, и я узнал, что муж работает в Центральном автомотоклубе. Я рассказал ему свою историю, он подумал и сказал: «А что, приходи завтра к нам на работу, нам нужны толковые люди».

И я пришел. Это был 1968 год. Мой отдел занимался мотогонками на льду, ледовым спидвеем и мотоболом. Спорт я знал и любил, поэтому быстро втянулся. Работал себе и работал, а потом обстоятельства сложились так, что к 1974 году в силу некоторых событий я остался в этом отделе один. Раз один, то и руководить пришлось мне, и я стал ответственным за сборную СССР по мотоболу. Первый блин комом не вышел – в 1975 году сборная выиграла чемпионат Европы во французском Ульгате, и я остался на посту».

Самыми титулованными командами страны являются «Метталург» из Видного и «Ковровец» из Коврова, которые 21 год подряд по очереди выигрывали чемпионат СССР.

Валерий Мосин вспоминает, что Юрий Гагарин даже однажды заглянул на мотобол:

«Были большие соревнования в Лужниках по множеству видов спорта, и Юрий Гагарин, который был тогда на гребне популярности, был главным судьей всех соревнований. Ну и на мотобол он подошел, там был показательный матч. Но по полю со свистком не бегал».

Когда шансон умолкает, в ночном салоне минивэна остается только звук коллективного лузганья семечек, распространяющийся от передних сидений вглубь, их запах смешивается с молекулами маскулинного одеколона. Первое время звук напоминает шуршание доигравшей пластинки, но вскоре ассоциативный ряд меняется - теперь это клацающие жужелицы где-то под обшивкой. Монотонность нарушает Рома (он за рулем), который показывает Никите и Леше видео на смартфоне с его дочкой от первого брака. «Услышит за два километра звуки моторов и спрашивает мать: когда пойдем на стадион? Помнит, чем папа занимается», - улыбается водитель. «Хорошо, когда отношения остаются нормальные», - синхронно кивают ему в ответ. Рома, Никита и Леша - 22-летние мотоболисты национальной сборной и «Металлурга» из подмосковного Видного. В середине июля их клуб гарантировал себе очередное чемпионство, и теперь парни едут на юниорский турнир, где их возраст - предельный для участников. Пункт назначения - станица Кущевская, та самая, печально известная.

Вр-р-р-р, врхх, врхх, вр-р-р-р - мотоцикл Васи Иванова из «Металлурга» рычит болезненно, и это за минуты до старта принципиальной игры с кущевской «Кометой». В небольшой, похожей на автобусную остановку жестяной будке у края поля орет дюжина краснолицых мужчин. Из цензурных слов чаще всего используют «вентилятор!», «реле!», «менял?!», «проверял?!». Судьи и стадионный диктор Фаина («Вообще, обычно я веду свадьбы») торопят гостей. Когда прорывающаяся сквозь взаимные обвинения дискуссия приходит к выводу о серьезности поломки «гасгаса», тренер Андрей Павлов решает выпустить еще совсем неопытного 16-летнего Никиту Маркова на легком «кавасаки». С самого начала лидеры - Рома Децина, Никита Семин и Леша Волков - исключают его из комбинаций, «Металлург» де-факто играет в меньшинстве, команде не удается перейти центр поля, все сто зрителей, присутствующие на спортобъекте и болеющие за «Комету», в экстазе. В какой-то момент у пешего вратаря «Металлурга» не получается удержать гигантский мяч, который настолько велик, что воспринимается на уровне чистой геометрии: его хочется называть шаром. Добивание, гол. Но поднятая рука судьи отменяет успех из-за нарушения правил в атаке. Судья, впрочем, и сам из Видного.

Фотография: Леонид Сорокин

Утром минивэн застревает в пробке где-то под Ростовом. Рома за рулем уже 13 часов, но, накачавшись растворимым кофе, выглядит бодро даже в 40-градусную жару. Щекастый короткостриженый громила с добрым нравом, он любит высказывать полусерьезные претензии к реальности, сопровождая их удалой бранью. Его саркастических комментариев за последнюю сотню километров удостоились целующаяся на обочине парочка, пирожок с картошкой и многие участники трафика. Из легковушки слева клаксонят, парни выбегают из машины на зов и горячо жмут руку водителю. «А я вижу - мячи-то наши», - показывает 50-летний усач на багажное отделение, где на горке белых сфер спит Вася. Это Казак - бывший ­мотоболист из Коврова, который едет на море с семьей. «В начале нулевых «Металлург» и «Ковровец» были ­заклятыми врагами, матчи регулярно заканчивались драками», - объясняет Рома. «Болельщиков?» - «Не, болельщиков почти не было».


Фотография: Леонид Сорокин

Играть в футбол на мотоциклах придумали 85 лет ­назад французы, но сильнее всего этот спорт прижился в СССР. Мир российского мотобола после распада Союза схлопнулся до занятия для кучки энтузиастов в несколько сотен человек, из 209 команд осталось семь, поэтому такая встреча - невероятное совпадение. Когда-то увлечение активно поддерживали по линии ДОСААФ - «школ патриотов» и добровольных помощников армии. ­Теперь недешевый мотобол (мотоцикл - от $7000 плюс цена апгрейда, форма на сезон - 10 000 р.) выживает за счет бизнеса и региональных властей, но, несмотря на статус спорта-полупокойника, сборная России выиграла 7 из 10 последних чемпионатов Европы и еще трижды брала серебро. Высокие результаты нередко сопровождаются унижением вне поля: на последний турнир в Германию команда поехала без экипировки, ее в итоге купил немецкий предприниматель. Среди всех занятий человека в области физической культуры русский мотобол характеризуется самым вопиющим разрывом между зрелищностью и популярностью.


На въезде в Кущевский район минивэн тормозит полицейский. «А, мотоболисты! С нашими играть? Ну давайте, всего доброго». За плечо его хватает старший по званию. «Стоп! Документы, пожалуйста. «Металлург», значит. Увели, значит, нашего Криштопу…» Иван Криштопа - один из лидеров основной команды видновчан и сборной России. Он начинал играть в Кущевской, но его быстро заметили в «Металлурге» и сделали выгодное предложение. Клуб из Видного - самый богатый и титулованный в России, между ним и всеми остальными пропасть. В последний раз подмосковных гегемонов скидывали с трона более десяти лет назад - это был тот самый период междоусобных войн с Ковровом, сопровождавшихся частым мордобоем. Игроки основы «Металлурга» получают зарплату в районе 40 000 р., бонусы за победы, а иногородним предоставляют клубные квартиры. В других командах редко получается зарабатывать больше 9000 р. в месяц. Президент «Металлурга» Валерий Нифантьев, основавший команду в 1972 году и бывший сначала игроком, а затем тренером, умеет договариваться с администрацией (в Видном на мотобол есть отдельная статья в бюджете) и предпринимателями (недавно денег подкинули из «Мечела»). В клубе рассказывают, что ради хороших отношений с чиновниками Нифантьеву приходилось, например, устраивать для них футбольные матчи, а потом в одиночку убирать за гостями раздевалки и мыть туалеты. Сойдясь с полицейским на том, что Криштопа все равно молодец и славит своей игрой краснодарскую станицу, мы проезжаем дальше.


Фотография: Леонид Сорокин

Публика поносит видновского судью залихватскими ­кубанскими словами, но вскоре притихает: «Металлург» поехал яростно атаковать. Аудиально мотобольный матч похож на базарный спор восьми человек - по числу мото­циклов на поле. Дележ мяча на небольшом участке с короткими рывками - это хаотичный обмен репликами, продолжительные завывания в быстрых атаках - эмоциональные междометия по итогам очередного раунда. Больше всего в мотоболе ценятся устойчивые, плотно ­сбитые ребята, у «Металлурга» таких двое - Рома и Леша. Они берут игру в свои руки: катаются дугами вокруг чужой штрафной, ­вытягивая на себя соперников, а потом пытаются уйти в резкий вираж в поисках момента для передачи или удара. У станичников на этом отрезке категорически не получается проходить центр поля через пас - обязательное правило игры. За несколько минут перекладина ворот «Кометы» дважды вибрирует после мощных страйков.

Диктор в слегка наивной манере просит аудиторию участливее болеть за «Комету», «активнее хлопать в ладоши». «Ща будет, Фаин, ща будет», - обещают ей мужики. Нетрезвый полуголый кубанец вопит: «Шайбу ­давай!» - и неистово, с размаху бьет кулаком воздух перед собой, словно пытается бросить свою руку на площадку мотодрома. Его незатейливое колдовство срабатывает. У Ромы начинаются проблемы с задним колесом, он, разъяренный, выкатывается с поля, вводя таким образом в игру еще одного юного дублера, Артема. Контратака «Кометы» в этот момент увязает в штрафной «Металлурга», парни жгут бензин на двухметровом пятачке, пытаясь выбить мяч в выгодную для каждого сторону. От разнонаправленных ударов снаряд статичен. Успех ­наконец приходит к Леше, но он неожиданно теряет серый от пыли шар, и тот быстро оказывается в сетке у «Металлурга». На фоне всеобщего радостного мата ставка ­гостей солирует матом грустным.


Фотография: Леонид Сорокин

Минивэн летит по узкой дороге мимо миллиардов кущевских подсолнухов, следящих черными глазами за светилом, которое сейчас в зените. Эти поля когда-то принадлежали Сергею Цапку и его банде, убившей при переделе земли пять лет назад три семьи, всего 12 человек, включая детей. «Цапковские, конечно, помогали «Комете» деньгами, - вспоминает Рома, - но не то чтобы много». Он знает, о чем говорит: сам вырос на Кубани, в соседней станице Староминской, поиграл чуть ли не за все местные команды, а два года назад дождался-таки звонка из Видного. «Цапки предлагали «Комете» поменять название на «Артекс-Агро», как у их фирмы, обещали купить лучшие мотоциклы, засыпать деньгами, будете, мол, сильнее «Металлурга», - говорит Рома. Но клуб отказался: все‑таки за 50 лет болельщики привыкли к «Комете». Ромин рассказ добавляет новое измерение в историю и клуба, и станицы. Стать сильнее «Металлурга» значило бы стать легендами, изменить ход истории российского и, вероятно, европейского мотобола. Нищая команда, высшее достижение которой в новейшее время - третье место в чемпионате, торгуется с самой влиятельной ОПГ региона и отказывается уступать. Имя, за которым нет славы, а есть лишь горстка фанатов, оказывается дороже золотых медалей. Путь минивэну преграждает шлагбаум: поезд идет.


Фотография: Леонид Сорокин

До конца первого периода остается минуты три. Рома с подлатанным байком вновь на поле и по-прежнему таранит все, что попадается ему под колеса, иногда на грани, иногда за гранью фола. Стремительный рывок после отбора в центре поля, Никита обменивается с Ромой пасами в одно касание так быстро, что кущевцы не успевают понять, с какой стороны мяч. Леша, которого в команде называют просто Волк, лучше всех интерпретирует пространство, за счет чего вскоре оказывается в самой выгодной позиции, какую только можно представить, - по центру прямо перед вражеским прямоугольником. Вратарь «Кометы» мгновенно понимает, что займет в лучшем случае 15% ворот, и прыгает наугад, широко рас­ставив ноги и руки, пытаясь максимизировать этот по­казатель. Волк бьет в противоположный угол и пижонски, двумя пальцами слегка сжимает козырек шлема, будто это шляпа. Вне поля он носит настоящую шляпу - ковбойскую. По стадиону ползет ропот: «Ну вот», «Что ж такое», «А что вы хотели?», «Это москали».

Счет 1:1 только кажется пристойным. Для «Металлурга», привыкшего к разнице в 4–5 мячей после первых двадцати минут, это почти катастрофа. В перерыве тренер Павлов начинает установку невербально - бьет дублера Никиту шлемом по голове. Слова у него есть для Волка: «Ты как отыгрываешь?» - «Нормально отыгрываю…» - «Я тебе отрыгну! Зачем ты шесть колхозных заездов делаешь?!» Колхозный заезд - это чрезмерный индивидуализм в игре, а также основной тактический прием начинающих мотоболистов. На юношеских турнирах мяч ­нередко отдают сильнейшему игроку, который может кататься с ним минут по пять. Выглядит удручающе. Механик мечется среди мотоциклов, не успевая их подкручивать, за что и получает от тренера: «Ты совсем бухой?!» Перед игрой мы с ним действительно выпивали. Рома встает на четвереньки, и на него из бутылки льют ледя­ную воду. Мотоциклы дымятся позади дымящегося Ромы.


Добравшись до Краснодарского края за пару дней до начала турнира, мы сворачиваем в сторону Азовского моря. Я спрашиваю у парней, зачем им такая дичь, как футбол на мотоциклах, если можно, в общем-то, и без них. «На футбол у меня старший брат уже записался, - Рома показывает себя адептом детерминизма. - А в Староминской развлечений мало». Видновчанин Леша, который отвечает в команде за мягкую дедовщину, отправляет младших то подметать салон, то мыть мотоциклы, последовал за отцом-мотокроссером. Никита, капитан команды, неболтливый, задумчивый паренек, пока уходит от ответа.

Второй период начинается с 16-метрового, какие дают за некритичные нарушения в своей штрафной. ­Игроки «Кометы» выстраивают из своих силуэтов зубчатую стену, паркуясь в два ряда. Рома грозно разгоняется, но не бьет, а откатывает мяч Леше. Хитрый Волк, замахнувшись, пропускает его, нетронутым, Никите. Тот с левой выкручивает в дальний угол и - уи-и-и-и-и-и-иж-ж-ж - триумфально едет к своим воротам на заднем колесе. Никита - апологет интеллигентного стиля игры: чуть меньше силовой борьбы, чуть больше эстетских передач. Уже через две минуты он делает что-то совсем невероятное. Запущенный им из неудобной позиции мяч, подобно шаровой молнии, начинает огибать физические объекты в виде игроков, а потом и нематериальные - сознание вратаря «Кометы». Тот так и не пошевелится.

В курортной ночи один из мотобольных судей, которого мы подобрали по дороге, пробравшись через наполнившие автобус канистры коньяка, бутылки пива и баллоны шмурдяка, хлопает меня по плечу: «Пойдем, поможешь ракушек собрать». Пустынный берег усыпан растолченными ракушками полностью, в обе стороны, ­покуда хватает глаз. «А утром никак?» - «Тсс! Их нельзя отсюда вывозить». Мы волочим по 10-килограммовому мешку в сторону автобуса каждый. «А зачем это вам вообще?» - «Для курей. Кальций».


Фотография: Леонид Сорокин

Спустя пару дней автобус уже припаркован у гаража-мастерской «Кометы», что возле станичного мотодрома. Под акациями и пирамидальными тополями накрыт стол: водка, огромный чан с хашламой, овощи соленые и свежие. Мужики - тут судьи, тренеры, механики, администраторы - вспоминают прошлое. «Пару лет назад наши проиграли в финале чемпионата Европы немцам, а французы, которые за нас болели, насрали тем в шлемы, пока они в душе были». «Сергей Часовских, он в 1980‑е одним из лучших был, бухал как черт. Бывало, во время игры подъедет к бровке и давай блевать. Поблюет и дальше всех рвать. Его перед играми за деньги в КПЗ закрывали, так он все равно сбегал». «Волк однажды так перегрелся, что пытался забить в собственные ворота». В случае Леши это особо опасно: на юношеском чемпионате он как-то наколотил полтинник голов за неделю. Чтобы остыть, я углубляюсь в пещеру мастерской. Там механик дядя Толя объясняет мне, что после громкого дела и приговоров связь кущевской команды с Цапками не разорвалась. Наталья, жена Вячеслава Цеповяза - второго человека в ОПГ, ­получившего 20-летний срок, до сих пор поддерживает «Комету» деньгами. Его слова получают подтверждение на предматчевой церемонии, когда диктор благодарит Наталью Цеповяз за помощь. Чиновник от администрации выступает конъюнктурно: «В России сейчас не лучшее время, но вы, мотоболисты, ее будущее. Храбрые воины. Такие, каким был князь Владимир». Чемпионат посвящен памяти Ивана Стришнего, некогда мотобольной ­знаменитости из Кущевки, который умер в мае от рака; на гофрированном заборе, окружающем поле, висит его фотография - розовая рубашка, усы, хитрый прищур. Во время минуты молчания я, осторожно опрашивая публику из когорты официальных лиц, нахожу подтверждение своей догадке: Стришний - отец Натальи Цеповяз.


Фотография: Леонид Сорокин

Рома ведет мяч, нежно прижав его к дуге у переднего колеса, но падает вместе с мотоциклом, вывернув его в сторону слишком резко. Травмы в мотоболе - явление частое, но большинство относится к ним как к незначительным помехам. Пару лет назад нападающему «Ковровца» в столкновении почти оторвало палец - он остался болтаться на тонком отрезке кожи. Спортсмен покинул поле лишь на несколько минут - окончательно отрезать фалангу ножницами и надеть поверх еще одну перчатку. С  Ромой, впрочем, все в порядке. Через секунду он снова в седле: и байк, и мяч он поднимает одной ногой, словно взяв их в охапку. Рома очень зол: сегодня он еще не забивал, зато изрядно мазал. У него, как объясняет тренер, не всегда получается использовать ногу как теннисную ракетку - мягко подставлять под мяч, а не бить с размаху. Вотчина Ромы - левый фланг, я стою за воротами «Кометы» справа и уже привык закрывать лицо блокнотом во время его заходов к цели: они неизменно сопровождаются обильным выбросом мелкого щебня. К концу второго периода Рома все же хоронит соперника. Уставших защитников он просто растоптал, дважды ударил во вратаря, но с третьей попытки все же забил. Типичный Рома.

В 10 утра с ветеранами мотобола мы пьем самогон на заросшей амброзией могиле Владимира Крутикова. Крутик, как его нежно называют, играл за Кущевку в 1980‑е, а потом, подобно многим звездам, перебрался в «Металлург». «Никто так не ездил, как он, - вспоминает тренер Павлов. - Мы все на майках через трафарет рисовали себе семерку - его номер». Пять лет назад Крутикова в Москве зарубили топором грабители. Метрах в десяти покоятся Наталья Касьян и ее сын - случайные жертвы кущевской резни, тогда просто неудачно зашедшие в гости к соседям. Неожиданно ветераны вспоминают, что Игорь Черных по прозвищу Амур, который в ту ночь убивал детей, а позже покончил с собой в изоляторе, начинал мотоболистом. «Уже тогда долбанутый был, врезался во всех лоб в лоб, - вспоминает директор полтавского «Кировца» Николай Ванюков. - Амур - это ведь что? Рыба, а рыба гниет с головы». Братьев Цапков в начале 1990‑х помнит выросший в Кущевке Павлов: «Они тогда к нам на дискотеку приходили, были сопливые еще». Метров тридцать в другую сторону - свежая могила Ивана Стришнего, совсем рядом лежит застреленный Борис Москвич, глава Кущевского района, который много конфликтовал с цапковскими.


Фотография: Леонид Сорокин

На кладбищенской земле отчетливо ощущается грандиозность переплетений кубанских судеб. Социальные ­вещества - криминал, власть, бизнес и мотобол - находятся тут в состоянии бесконечной диффузии через полупроницаемые перегородки спортивных поражений, крупных сделок, волевых решений и страшных трагедий. Я спрашиваю у кубанских ветеранов: «Что случилось в Кущевской пять лет назад? Зачем?» - и жду ответ в духе ­истории про уже тогда долбанутого Амура. Тренер Павлов отвечает осторожно и абстрактно, так, словно он адвокат: «Думаю, спровоцировали их».

«Зачем?» С этим вопросом после игры я снова подхожу к Никите. В этот раз он готов поговорить, но заходит издалека. «Вот ребята из хоккейного «Металлурга» в конце сезона получают на карточку 300 000 рублей, это помимо зарплаты, а нам за кубок по 4000 заплатили. Мне вообще интересна госслужба, прокуратура, например. Иногда задумываюсь: что за спорт вообще такой идиотский - мотобол - и какой же странной херней я в жизни занимаюсь».

Последний гол «Металлурга», как и первый, забива­ет Волк - его великолепным пасом вывел один на один с вратарем Никита. «Комета» еще отыграет один мяч, но на трибунах к тому моменту останется лишь шелуха от семечек. После финального свистка парни обливаются холодной водой, а Рома сразу едет в сторону автобуса - звонить в Видное. Несколько часов назад у него родились две дочки.