Количество полос для движения на проезжей части. Правила движения по полосам

На сегодняшний день существуют сотни различных правил и норм, регулирующих деятельность человека в различных жизненных аспектах. Водители различных транспортных средств также обязаны соблюдать регламентированные законы. Они предназначены для обеспечения безопасности всех участников процесса и создания оптимальной обстановки для них.

Среди множества норм и законов каждому водителю необходимо учесть несколько наиболее важных.

Направление движения по полосам, что говорится в ПДД? Смотрите видео:

Они представлены ниже:

  • Число полос, предназначенных для езды в одном направлении;
  • К какому классу относится используемое дорожное покрытие. Водитель может двигаться по городу, за ним или в населенном пункте;
  • Двустороннее или одностороннее движение установлено на дороге.

Кажется, что определение данных параметров не потребует особых усилий от участника дорожного движения, но это возможно при отсутствии внешних раздражающих факторов. Всевозможные осадки могут существенно затруднять видимость.

Как определить число полос, если разметка недоступна

Дорожная разметка может быть недоступна для глаз водителя. В таком случае рекомендуется мысленно поделить полотно на две одинаковые части и перемещаться по правой.

Алгоритм определения полос

  • Поделить полотно на пару одинаковых частей, для распределения попутных и встречных транспортных средств;
  • Поделить правую часть на полосы, позволяющие беспрепятственно передвигаться машинам;
  • Ехать в выбранном направлении по доступной части дороги.

Как определить, сколько полос на дороге. Фото: ds03.infourok.ru

Основное правило — если на дороге имеется центральная , разделяющая трассу пополам, то её запрещено пересекать, так как это затруднит движение на встречной полосе и подвергнет всех участников движения опасности. Маневры также запрещены.

Минимальная сумма составляет пятьсот рублей. В таком случае водитель не пересек сплошную полосу, а двигался, перемещаясь между различными частями трассы.

Если водителем был совершен поворот или на полосе , которая разрешает только прямое движение, то будет необходимо заплатить штраф от одной до полутора тысяч рублей.

Если правила дорожного движения были нарушены грузовым транспортным средством , то размер штрафа составит пятьсот рублей. В городах федерального значения его объем увеличен до пяти тысяч.

Противоречия знака и разметки

Иногда водители принимают ошибочное решение в связи с возникновением противоречий знаков и разметки.

Как правильно двигаться по полосам, чтобы не получить штраф? Советы автоинструктора в этом видео:

  • Объезд ремонтируемого участка дорожного полотна по встречке;
  • при установке разметки 1.1 и знака 3.21;
  • Обгон при установке разметки 1.5 и знака 3.2.

Ежегодно наблюдается тенденция ужесточения ПДД. Это необходимая мера.

Каждый участник дорожного движения обязан соблюдать описанные правила. В противном случае это может повлечь возникновение аварийных ситуаций на дороге.

Заключение

Официальная статистика демонстрирует динамику дорожно-транспортных происшествий.

Большинство случаев связано со следующими обстоятельствами:

  • Неудачная попытка обгона из-за несвоевременного выезда на встречную полосу или пересечения установленной разметки;
  • Отсутствие очередности пари пересечении перекрестков. На кольцевых и нерегулируемых конструкциях также накапливается множество ДТП;
  • Неудачное перемещение в загруженном потоке транспортных средств.

Каждому водителю, передвигающемуся по дорожному полотну, необходимо учитывать порядок движения по полосам.

Он имеет важное значение при пересечении различных транспортных развязок и перекрестков, а также осуществления маневров всех уровней сложности.

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Комментарии

Чтобы определить сколько на дороге полос для движения, водитель должен обратить внимание на наличие разметки и ширину проезжей части.

1. Полосы, обозначенные разметкой

Попутные транспортные потоки разделяются разметкой 1.6. Этой же разметкой разделяют двухполосные дороги (когда в каждую сторону выделено по одной полосе). Чтобы разделить движение в разных направлениях, также используют разметки 1.1 и 1.3 – всем известные одна и две сплошных линии, пересекать которые нельзя.

Разметка, разделяющая полосы для движения, как правило, дублируется знаками особых предписаний – 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8. На этих знаках указаны направления движения по той или иной полосе. Например, некоторые полосы предназначены исключительно для движения прямо, другие – для поворота или разворота.

2. Если разметка отсутствует или она не видна (например, зимой), дело обстоит немного сложнее.

На дорогах с односторонним движением (знак 5.5) водитель должен сам мысленно разделить проезжую часть на полосы для движения. Причем ширины каждой полосы должно хватить для проезда транспорта в один ряд (в среднем 3-4 метра). Здесь же следует учесть безопасные боковые интервалы для движения ТС по разным полосам одновременно и параллельно друг другу. Лучше, если ширина интервала будет в обе стороны равна 1 метру.

На дорогах с двухсторонним движением водитель должен поделить дорогу вдоль на две равные части и таким образом определить часть дороги для встречных транспортных средств. После этого необходимо мысленно разделить правую, попутную часть дороги на полосы, достаточные для движения ТС, включая безопасные интервалы между ними. Т.е. как будто он находится на дороге с движением только в одну сторону.

Если не удается мысленно разделить дорогу на полосы или если, по мнению водителя, места хватит для движения лишь одного ТС, то водитель просто должен ехать ближе к правому краю дороги. То же нужно делать, если водитель определил дорогу как трехполосную. Как правило, в жизни по такой дороге водители едут как по двухполосной. Только тут полоса в каждую сторону будет шире обычной.

Ответственность

За расположение транспортного средства на проезжей части в нарушение ПДД предусмотрен штраф в 1500 рублей (ст.12.15 ч.1 КоАП РФ).

Для того, чтобы хорошо ориентироваться в том как располагается транспортное средство на дороге, будет полезно знать размеры автомобиля и размеры полосы движения.


Пример размеров отечественного автомобиля ВАЗ.

На левом изображении видно, что ширина машины от зеркала до зеркала равна 1 метр 85 см (185 см).

На правом видно, что ширина корпуса машины по крыльям равна 1 метр 58 см (158 см).

Зеркала добавляют к ширине автомобиля примерно по 15 см с каждой стороны.

Из этого можно сделать вывод, что автомобиль занимает на дороге полосу шириной примерно 2 метра

Двухполосная дорога.

Двухполосная дорога состоит из двух полос для движения. Одна полоса для движения в одном направлении и другая полоса для встречного направления.

Пример размера такой дороги на одной из улиц Москвы.

Ширина одной полосы такой дороги составляет примерно 5 метров (490 см) .

Ширина проезжей части двухполосной дороги в этом случае будет 10 метров .

Полоска которая нарисована по цетру дороги и которая разделяет полосы движения имеет ширину 10 см.

Как же в реальности обстоит дело на дорогах Москвы?

По бокам можно видеть массу припаркованных к бордюру машин. Если учесть, что ширина полосы около 5 метров, а ширина машины около 2 метров то для движения, в лучшем случае, остается 3 метра. При движении по центру свободной зоны трехметровой ширины, боковой интервал составляет менее полуметра (50 см). А если машины, припаркованные у обочин - грузовые, ширина которых составляет примерно 2,6 м, то двигаться приходится заезжая на встречную полосу.



Движение с заездом на встречную полосу.

Четырехполосная дорога.

Такая дорога имеет две полосы движения в одном направлении и две в другом.

Ширина полосы при этом примерно 3 метра .

При движении по центру полосы расстояние до края полосы составляет полметра (0,5 м) . Интервал между соседними движущимися автомобилями составляет при этом около 1 метра .



Дорога с четырьмя полосами движения.

Учитывая то, что две полосы по ширине составляют 6 метров, на одной стороне вплотную могут разместиться три автомобиля. Такое можно наблюдать в Москве во время пробок (заторов на дороге).

В нынешней публикации речь пойдет об определении числа полос на определенной дороге. Даже если, первоначально, кажется, что найти количество полос передвижения на автостраде довольно легко, на самом деле это в некоторой степени неверно. Находится предостаточно обстоятельств, в которых необходимо хорошо поразмышлять, чтобы найти верное решение. К тому же, когда водитель не сумел верно зафиксировать число полос передвижения, его могут наказать административным штрафом, а в определенных обстоятельствах и конфискацией водительского удостоверения. Такое положение дел тоже будет проанализировано в представленной статье.

Проблема вычисления числа полос на автодороге наиболее актуальна в зимнее время, когда разметка на автомагистрали или совсем стирается, или ее попросту заваливает снегом. Такая обстановка, очевидно, наиболее трудная, и она будет разобрана в заключении этой публикации.

Установление числа полос при существовании разметки для всех полос

Самая незамысловатая ситуация появляется тогда, когда на проезжей части отдельная полоса акцентирована соответственной маркировкой. Для этой цели используют одну из трех разновидностей маркировки:
1.1 – разграничивает потоки транспорта встречных течений и отмечает края полос перемещения на опасных участках дорог; отмечает рамки проезжей части, на которые не разрешено заезжать; отмечает предел территорий для стоянки транспорта;
1.5 – разграничивает потоки транспорта встречных течений, включающих в себя две или три полосы; отмечает края полос передвижения при существовании двух полос и более, которые предназначены для перемещения с одинаковой траекторией;
1.6 – сигнализирует о приближении маркировки 1.1 и 1.11, которая разъединяет потоки транспорта встречных или одинаковых направлений.

Из представленных разновидностей маркировки переезжать не положено всего лишь разметку 1.1. В приведенной картине посчитать число полос на проезжей части довольно просто – необходимо попросту их сосчитать.

Установление числа полос при существовании только маркировки, отделяющей потоки транспорта встречных направлений.

Когда на шоссе фигурирует только одна линия маркировки, которая разграничивает полосы встречных направлений, то посчитать численность полос передвижения будет более затруднительно. Проанализируем некоторые вероятные ситуации:
1. Одна сплошная или рваная линия маркировки в центре дороги.
1.1– разграничивает потоки транспорта встречных направлений и отмечает края полос передвижения на опасных участках дорог; отмечает рамки проезжей части, на которые не разрешено заезжать; отмечает предел территорий для стоянки транспорта; 1.5 – разграничивает потоки транспорта встречных течений, включающих в себя две или три полосы; отмечает края полос передвижения при существовании двух полос и более, которые предназначены для перемещения с одинаковой траекторией;
Линии маркировки 1.1 и 1.5 образуют границу между потоками транспорта встречных направлений единственно на дорогах, которые имеют две или три полосы. Если в центре дорожного полотна имеется разметка 1.1, то на ней, несмотря на ширину полос, находятся две полосы. Это правильно даже тогда, когда в ту и другую сторону в одно и то же время могут передвигаться несколько транспортных средств.
2. Две сплошных линии маркировки в центре проезжей части.
1.3 – разграничивает потоки транспорта встречных направлений на дорогах, которые имеют четыре и более полосы для перемещения в двух направлениях, с двумя или тремя полосами – если полосы шириной больше 3,75 м.

Такая линия разметки применяется исключительно на широком дорожном полотне:
- включающем в себя четыре полосы и более;
- содержащий две - три широкие полосы (больше 3,75 м).
Количество полос на автомобильной магистрали при присутствии знаков 5.15

При присутствии знаков 5.15 число полос на дорожном полотне установить тоже довольно легко. Стоит только вычислить численность полос на соответственных знаках.

Знак 5.15.1 «Направления движения по полосам». Количество полос и допустимые направления перемещения по каждой из них.
Знак 5.15.2 « Направления движения по полосе». Дозволенные направления передвижения по полосе.

Выше упомянутые знаки позволяют сделать поворот в левую сторону из левой последней полосы, а также дают разрешение развернуться из данной полосы. Функционирование этих знаков не затрагивает общественный транспорт. Влияние знаков 5.15.1 и 5.15.2, расположенных перед перекрестком, охватывает весь перекресток, если прочие знаки 5.15.1 и 5.15.2, расположенные на нем, не диктуют других действий.

Если на представленном знаке представлено обозначение, запрещающее перемещение любому автотранспорту, то передвижение такого транспорта по соответственной полосе недозволительно. Знаки 5.15.7 с отвечающим требованию количеством стрелок используют на автомагистралях, которые имеют четыре полосы и более.

5.15.8 "Число полос". Показывает количество полос передвижения и распорядок перемещения по полосам. Водитель вынужден исполнять предписания знаков, нанесенных на стрелки.

Может появиться вопрос относительно того, как установить численность полос на автомобильной дороге, на которой имеется маркировка и присутствуют знаки «Движение по полосам». При этом толкования знаков и маркировки находятся в противоречии. При таких обстоятельствах необходимо выполнять те действия, которые предписывают дорожные знаки. Следовательно, у знаков существует преимущество над маркировкой. В те моменты, когда толкование дорожных знаков, включая непостоянные, и линий горизонтальной маркировки не соответствуют друг другу, или маркировка нехорошо видны, водители обязаны пользоваться указаниями дорожных знаков.

Какое количество полос передвижения на проезжей части без маркировки?

В тех обстоятельствах, когда на автомобильной дороге отсутствуют разметка и дорожные знаки, установить численность полос возможно руководствуясь пунктом 9.1 ПДД. В ней говорится о том, что число полос передвижения для транспорта, который не использует для движения рельсы, устанавливается маркировкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8. В том случае, если они отсутствуют, водители самостоятельно должны определить число полос, учитывая ширину автомобильной магистрали, размеры транспортных средств и надлежащее расстояние между ними. В то же время областью, рассчитанной для противоположного перемещения на дороге с движением с двух сторон без разграничительной полосы, принимается половина ширины автомобильной дороги, которая находится с левой стороны, не учитывая локальные расширения проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Существуют основополагающие аспекты, на которых необходимо сконцентрировать внимание:
1. Половина ширины автомобильной части дороги, находящаяся с левой стороны, считается стороной, рассчитанной на противоположное движение.
2. На собственной половине автомобильной части дороги водители имеют право лично устанавливать число полос передвижения.

Автомобильная магистраль без знаков и маркировки не может быть дорогой в три полосы, даже если ширина проезжей части дает возможность поместиться трем машинам. На такой дороге число полос постоянно кратно двум, другими словами их бывает 2, 4, 6 и т. д. и не бывает 3, 5, 7 и т. д. Относительно того, как посчитать численность полос передвижения на собственной половине дороги, ПДД никак не регламентирует. По этой причине можно определить количество так, как водитель посчитает необходимым.

Последовательность установления числа полос.

Чтобы подвести итог под темой определения количества полос, приведем алгоритм установления их численности. Он предоставит возможность всякий раз безошибочно определять количество полос движения:
1. Найти на трассе знаки 5.15. Когда они есть, необходимо установить по ним численность полос.
2. Найти на автомагистрали горизонтальную маркировку. Установить по ней число полос.
3. Установить численность полос индивидуально, принимая во внимание тот факт, что левая половина проезжей части служит для противоположного движения.

Санкции и штрафы за передвижение не по полосам.

Теперь разберем штрафы, которые получает водитель при несоблюдении правил местонахождения на проезжей части:
1. В статье 12.16 о невыполнении предписаний, требуемых дорожными знаками или маркировкой проезжей части говорится, что за перемещение не по полосам движения, а по разграничивающей их маркировке водитель подвергается наказанию в виде предупреждения или штрафа в размере пятисот рублей.
2. В статье 12.20 о несоблюдении правил использования внешними световыми устройствами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализации или знаком аварийной остановки говорится о том, что переход в соседнюю полосу без употребления сигнала поворота влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
3. Выезд на полосу со встречным передвижением с целью обхода препятствия наказывается штрафом в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Для обгона штраф насчитывает пять тысяч рублей или происходит конфискация водительского удостоверения на срок от четырех до шести месяцев. При повторении правонарушения водительские права забирают на один год.

После ознакомления с представленной публикацией читатель сумеет запросто и без проблем установить численность полос передвижения на какой угодно автомобильной магистрали, и его транспортное средство неизменно будет занимать месторасположение на проезжей части согласно правилам.

Часто многие нарушения правил дорожного движения и дорожно-транспортные происшествия происходят не по вине водителей, а из-за малой ширины или малого количества полос движения на дороге. Так, часто дорожные знаки или светофоры закрыты ветками или архитектурой, а также из-за выбоин на трассе автомобилисты вынуждены объезжать ямы и выезжать с одной полосы дороги на другую.

Уменьшить вашу вину, или полностью «амнистировать» ее можно и в том случае, если вы выехали на встречную полосу при совершении маневра, при этом ширина самой полосы движения оказалась слишком маленькой. Попросту говоря, дорожники решили сэкономить и сделали вместо широкой — слишком узкую дорогу.

В Российской Федерации имеется специально разработанные ГОСТы и СНиПы (в частности СНиП 2.07.01-89, в котором четко указаны требования к геометрическим параметрам проезжей части, отдельных полос движения.

Ширина одной полосы движения зависит от многих параметров:

  • где находится дорога - город, за городом;
  • максимальная скорость движения по данной трассе;
  • количество полос;
  • значение трассы - федеральная, республиканская, местного значения.

Максимальная ширина полосы в России составляет 3,75 метра . Таковыми являются:

  • магистральные дороги скоростного движения (до 130 км/час), с количеством полос 4-8 в обе стороны;
  • магистральные городские улицы, рассчитанные на скорость до 100 км/час, 4-8-полосные.

Также в ГОСТе указывается, что общая ширина такой магистрали (4 полосы в обе стороны) должна составлять 15 метров. Это без учета разделительных конструкций и обочины. Если же речь идет о 8-полосной магистрали, ширина проезжей части должна быть, соответственно, 30 метров.

Также, согласно тому же ГОСТу, допускается ширина 3,5 метра. В эту категорию входят:

  • магистральные дороги с регулируемым движением, рассчитанные на скоростной режим не более 80 км/час, и состоящие из 2-6 полос в обе стороны;
  • городские дороги, с регулируемым движением, скоростным режимом до 80 км/час и количеством полос от четырех до восьми;
  • транспортно-пешеходные районного значения (с обочиной для пешеходов), скоростной режим не более 70 км/час, 2-4 полосы;
  • улицы и проезды, ведущие к различным транспортным, производственным или научным предприятиям, на которых наблюдается интенсивное движение грузовых авто.

То есть, на центральных улицах городов, где имеются светофоры, отдельные тротуары для пешеходов, ширина одной полосы должна быть не менее 3,5 метра.

Ну и самыми узкими являются дороги шириной 3 метра. Хотя имеется особое предписание, что в случае проведения ремонтных работ или из-за отвратительного состояние дороги, ширину полосы можно уменьшать до 2,75 метров.

Движение автомобилей по дорогам уже, чем 2,75 метра, запрещено . Как правило, это различные велосипедные или пешеходные дорожки, специальные въезды и выезды из прилегающих территорий для спецтехники. Данное правило может не распространяться на транспорт городских коммунальных служб или на машины по доставке товара и так далее.

Ширина 3 (2,75) метра может быть у следующих типов дорог:

  • улицы в жилых зонах;
  • проезды в парках или в промышленных зонах (не основные, а вспомогательные);
  • второстепенные дороги, ведущие, например, к отдаленным поселкам городского типа.

Что делать, если нарушил ПДД на узкой дороге?

Если авария или нарушение правил произошло на дороге, ширина которой превышает 2,75 метра, вы, к сожалению, ничего доказать не сможете. Один из пунктов правил дорожного движения гласит:

«Водитель должен учитывать дорожную ситуацию и состояние проезжей части».

Тем не менее, часто в осенне-зимне-весенний период можно наблюдать картину, когда ширина полос значительно уменьшена из-за отвалов снега, который не убрали, а просто подвинули к обочине. Или, к примеру, когда автомобилисты не могут разъехаться во дворе на узкой дороге.

Интересный факт - согласно статистике, большинство ДТП и лобовых столкновений за городом происходят как раз-таки из-за узких дорог либо с малым количеством полос для движения.

Самое распространенное нарушение на таких дорогах - (КоАП 12.15 ч.4 - штраф 5 000 или лишение на полгода). Если вас остановил инспектор и доказывает, что вы пересекли сплошную, единственное, что вам остается - измерить ширину дороги.

Если окажется, что 4-полосная дорога более узкая, чем должна была бы быть (не 15 метров, а 12 или еще меньше), можно требовать квалифицировать нарушение по КоАП 12.15 ч.3 - выезд на встречку, при объезде препятствия. Штраф по этой статье 1000-1500 рублей.