На чем ездят в Северной Корее? Фото и рассказы из северной кореи. северокорейский автопром

Невероятно, но факт: в одной из самых загадочных и пугающих стран мира, Северной Корее, есть собственные автомобили. Изобилием марок и моделей это государство едва ли кого-то удивит, тем не менее, здесь можно встретить немало уникальной техники, которую сложно найти где бы то ни было ещё.

Как известно, коммунистический путь тернист и сложен. Именно поэтому в Пхеньяне до сих пор почти нет машин. Это роскошь, доступная лишь правящей элите и госслужащим - автомобилизация в Северной Корее самая низкая на планете: на 1 000 жителей здесь приходит 0,22 машины. Личного транспорта по сути нет, как нет и свободы передвижения. Чтобы стать автовладельцем, нужно сделать что-то экстраординарное (тогда есть шанс получить автомобиль в дар от высшего руководства). Может помочь северным корейцам и зарубежная родня. Правда, в этом случае богатеньким родственникам придётся подогнать не одну, а сразу две машины (одну - «для того парня», то есть, на нужды государства).

Achimkoy – «Утренний цветок»

К слову, быть автомобилистом в Северной Корее - уж точно не для слабонервных. К примеру, прежний правитель страны Ким Чен Ир десяток лет назад сумел «порадовать» местных владельцев японских авто. Он приказал конфисковать всех «японцев», увидев на дороге заглохшую «Тойоту», которая мешала выезду из мавзолея Ким Ир Сена. Пощадили только нескольких известных актёров и спортсменов, а также машины, находящиеся на госслужбе. Страшно даже подумать, какую кару за заглохший мотор смог бы выдумать нынешний правитель, Ким Чен Ын.

Индивидуальные автомобили в этой стране легко отличимы - все они снабжены жёлтыми государственными номерами. Чёрные знаки - на машинах военных, синие - на дипломатических транспортных средствах, ну а белые - на автомобилях госорганизаций. За исключением нюансов, ничего не напоминает?


А теперь посмотрим, на чём ездят северные корейцы, которым по статусу положено, и которые этого не боятся.

Основу автопарка закрытой страны составляют вовсе не легковушки, а грузовики, сельхозтехника и прочий утилитарный транспорт. Разумеется, это либо полукустарная, либо по-настоящему древняя техника. Сегодня в Северной Корее можно запросто встретить грузовики с газогенераторными силовыми установками (иными словами, на дровах). Остальные также мало вяжутся с XXI веком. Вот, к примеру, Sungri 58 - копия самого настоящего советского ископаемого ГАЗ-51.


Sungri 58

Не удивляйтесь - с середины прошлого века до 90-х годов в стране массово собирались лицензионные советские автомобили. А первыми машинами, попавшими в страну на заре её становления, были правительственные ЗиС-110, кабриолеты ЗиС-110Б и броневик - ЗиС-115. За ними пошли «Волги» и военные внедорожники УАЗ-469 и ГАЗ-69. Многие из этих машин до сих пор колесят по стране. Выпускались здесь даже лицензионные КрАЗ и БелАЗ.

Общественный транспорт представлен в основном техникой с чехословацкими корнями - «Каросами» и «Шкодами» 60–70-х годов с фантастическим пробегом, а также «Икарусами». Но дороговизна и нехватка горючего вынуждает перевозчиков в основном применять электрический транспорт - трамваи и троллейбусы.

Наиболее любимой маркой правящей северокорейской элиты всегда были вражеские «Бэнцы». Массовая закупка этих машин началась в 60–70-х годах. «Ешки» в кузовах w115/114 с тех времён ещё сохранились. А старые «Гелики» и всевозможные w123 и w126 встречаются очень часто. Северокорейцы так прониклись «Мерседесами», что в 80-х даже наладили собственное производство их копий: инженеры изучили конструкцию Mercedes-Benz 190E и построили с минимальными изменениями Kaengsaeng 88. Внешность машины получилась явно хуже, чем у оригинала, равно как и всё остальное. Автомобиль получил жутковатую радиаторную решётку, не открывающиеся окна и салон без какой бы то ни было возможности управлять климатом. Практически ничего об этой северокорейской модели ныне неизвестно - даже число выпущенных экземпляров.

Не «немцами» едиными жив северокорейский автопарк: шведские Volvo-144 и сегодня используются в качестве такси для состоятельных граждан. В 1977 году правительством была закуплена внушительная партия в тысячу штук.


Есть у северокорейцев и повод для гордости: предприятие Sungri motor plant, работающее с 50-х годов прошлого века, и по сей день выпускает настоящий эксклюзив - модель Achimkoy («Утренний цветок»), полностью копирующую раритетную советскую М-20 «Победа». Это штучное производство с невероятно скромными масштабами.

Ещё одна марка, Pyeonghwa Motors («Мир»), возникла в 90-х как совместное предприятие Северной и Южной Кореи и ныне обладает эксклюзивными правами на выпуск и продажу новых и подержанных автомобилей. С конвейера предприятия сходят лицензионные «китайцы» Brilliance, копии итальянского Fiat и вседорожники Dandong Shuguang. Названия у машин чрезвычайно странные - Ppeokpuggi («Ку-ку») или Hwiparam («Свист»). При весьма скромных объёмах производства (сотни, редко - тысячи экземпляров в год) северокорейские автомобили даже умудряются экспортировать во Вьетнам.


Разумеется, отечественный след в автомобилизации Северной Кореи прослеживается до сих пор. К примеру, российские «Приоры» регулярно поставляются небольшими партиями в эту страну.

Автомобильный завод Pyeonghwa Motors.

Объёмы производства в КНДР значительно ниже, чем в соседней Южной Корее КНДР не состоит в Международной организации автомобильных производителей (МОАП) (фр. Organisation internationale des constructeurs automobiles ) или каких-либо других комитетах ООН , поэтому информация по автомобильной промышленности КНДР мало. МОАП не публикует данные по автомобильной промышленности КНДР. По сообщениям сторонних наблюдателей КНДР имеет возможность производить от 40 до 50 тыс. единиц транспорта в год, однако в течение последних нескольких лет произведено только несколько тысяч, причиной чего является текущий финансовый кризис.

История

Автомобильная промышленность КНДР зародилась ещё во времена существования СССР , когда ей было предоставлено право производить транспорт по советским лицензиям [когда? ] . Советский Союз оказал посильную помощь в строительстве автомобильных заводов КНДР, оборудовав их советскими технологиями. Первые автомобили, произведённые в КНДР, были советскими копиями, такими как грузовики ГАЗ-51 , легковые автомобили повышенной проходимости ГАЗ-69 с полным приводом, легковые автомобили ГАЗ-М-20 «Победа» .

Автомобильные производители

Автомобильный завод Sungri

Автозавод «Пхёнсан»

В 1968 году автозавод «Пхёнсан» в Пхёнсане на заводе «Сынри Моторс» начал производство моделей «Кэнсэн» и «Кэнсэн NA» - модифицированный автомобиль Сынри-4.10 4x4 (комбинация ГАЗ-69 и Jeep) и модифицированный пикап Сынри-4.25 4x4.

В 1970-х годах также начался выпуск «Тхэпэксан» [что? ] и малых грузовиком «Тхуджэн».

Завод «30 марта»

С 1982 года завод «30 марта» выпускает 100-тонные самосвалы Консор-100

Вероятно, никого не удивит информация, что автомобильная промышленность Северной Кореи работает, главным образом, на обеспечение потребностей армии, государственной промышленности и строительства. Однако, как ни странно, это полноценная отрасль, производящая на свет легковой и грузовой транспорт, автобусы и даже трамваи.

Как Volkswagen в Германии, Ford – в Америке, Honda – в Японии, в Северной Корее тоже существует свой флагман автоиндустрии – компания Pyeonghwa Motors (читается Пхёнхва, в переводе с корейского означает Мир ), которую для сокращения называют PMC.

Правда, флагманом ее можно назвать лишь условно, ибо долгое время Pyeonghwa имела исключительные права на производство, покупку и продажу автомобилей в Северной Корее. То есть, имела особенные права монополиста.

На чем ездят в КНДР

Впрочем, продукция Pyeonghwa Motors редко попадает в частные руки, ибо в Северной Корее в целом личной собственности почти нет, цены на автомобили для многих рядовых жителей страны являются очень высокими, а чтобы приобрести автомобиль, нужно иметь особый “блат”.

Автомобилей в Северной Корее немного. Большинство граждан для передвижения используют велосипеды

Официальных отчетов о количестве выпускаемых автомобилей в Северной Корее никто не публикует. А руководство государства лишь сообщает, что страна способна за год производить порядка 40 000 – 50 000 автомобилей, однако, из-за многолетнего экономического кризиса и санкций, этот выпуск держится на цифрах несколько сотен авто в год.

В январе 2018 года из северокорейских газет стало известно, что вскоре в стране запустится выпуск нового бренда транспортных средств, именуемого Naenara. В СМИ об этой новинке гордо сообщали, что ее оснастят настоящими инновациями – рулевым управлением с гидроусилителем, кондиционером, и электрическими стеклоподъемниками.

Обычный спальный район КНДР. Вот так немного автомобилей на дорогах

Только из этих сообщений уже становится ясно, что до сих пор в Северной Корее о данных технологических «новинках» и «функциях роскоши» никто и слыхом не слыхивал. А между тем, по словам северокорейских газетчиков, у автомобилей Naenara могут появиться даже такие «космические» системы, как парктроник и технология старт-стоп. Которые, вероятно, все равно будут соседствовать с аналоговым управлением центральной консоли.

Да и получение водительских прав в Северной Корее – это невероятно сложный и доступный далеко не каждому процесс. Желающему получить право на вождение авто, потребуется сначала минимум 2 года отработать механиком или помощником водителя. Затем на протяжении нескольких месяцев ежедневно на полный день придется посещать автошколу.

Столь длительное обучение объясняется тем, что в него входит курс ремонта машины. Так как в КНДР автопарк весьма старый, каждый водитель обязан уметь самостоятельно обслуживать и ремонтировать автомобиль.

Главный северокорейский автопроизводитель – Pyeonghwa Motors

При более близком знакомстве с главным автомобильным производителем Северной Кореи, госпредприятием Pyeonghwa Motors, становится ясно, что она является совместным южно- и северокорейским предприятием, производящим копии разных автомобилей, а также транспорт по лицензиям Fiat, Brilliance China Auto и SsangYong.

В результате, большинство выпускаемых Pyeonghwa Motors моделей авто – это копии устаревших китайских, советских и южнокорейских машин. И, кстати, частично они идут на экспорт, в частности, во Вьетнам и Латинскую Америку.

Северокорейский автомобиль Pyeonghwa Pronto, идущий на экспорт во Вьетнам

Северокорейские ГАЗы и УАЗы

Однако, на улицах Северной Корее и этих машин немного. А то, что видится часто, так это транспортные средства бывшего СССР и российского производства Ульяновского и Горьковского автомобильных заводов. В частности, Лад и УАЗов в КНДР можно встретить массу, а одной из широко распространенных моделей легкового авто является «Волга». Этот автомобиль до сих используют в качестве такси (для туристов) и развозки различных чиновников.

Еще один северокорейский автопроизводитель – Sungri Motors

Гораздо меньший северокорейский автопроизводитель – предприятие Sungri Motors. Занимается он в основном выпуском различных внедорожников, грузовиков и самосвалов, но есть и легковые модели. Однако, все эти машины тоже копии.

Полицейский автомобиль производства Sungri Motors

К примеру, легковой автомобиль Achimkoy – это почти абсолютный аналог Победы ГАЗ-М20, пятиместный пассажирский легковик Jaju – клон Volkswagen Passat, пикап Sungri 4.25 – северокорейская версия ГАЗ 69, Paektusan – копия Mercedes-Benz W201, для грузовика Sungri/Jaju-64 был взят за основу КрАЗ 256, а прототипом для Sungrisan/Konsor-25 стал «белазовский» самосвал.

Северокорейский автомобиль Achimkoy

Единственным оригинальным северокорейским автомобилем компании Sungri Motors, пожалуй, можно назвать только Sungri-58 Truck. А ее гордостью объявлен мощный грузовик Sungri-5000, который, по словам автопроизводителя, оснащен двигателем мощностью 1000 л.с., и обладает способностью развивать скорость до 200 км/ч. Правда, как он выглядит, похоже, никому неизвестно, ибо фотографий этого “монстра” в свободном доступе нет.

Несколько интересных фактов об автоиндустрии в Северной Корее

  • На сегодняшний день у правительства Северной Кореи имеется 44-летний долг перед Швецией за поставку в 1974 году 1000 автомобилей Volvo. Машин этих в Северной Кореи уже практически нет – много времени прошло, но Швеция за них так до сих пор не получила ни копейки. В 74-ом году этот долг составлял $74 млн., что в пересчете на сегодняшние деньги равняется почти $330 млн.

Те самые Вольво

  • В 2007 году в Северной Корее была объявлена «охота на ведьм японские авто». Ее официально объявил бывший лидер страны – Ким Чен Ир, приказавший изъять всех «японцев» в государстве. Причиной стал эксцесс, при котором водитель на японском автомобиле однажды преградил дорогу кортежу проезжающего северокорейского лидера.
  • В Северной Корее иностранцам запрещено снимать на фото и видео улицы и проезжающие по ним автомобили. А гражданам КНДР законодательно не разрешается писать автомобильные обзоры. Если человек будет уличен в нарушении этих законов, ему может грозить даже смертная казнь через повешение.

Одно из таких запретных фото – дороги КНДР

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Оказывается в самой закрытой стране мира есть свой автопроизводитель, сообщает ресурс Car & Driver. Pyeonghwa Motors Whistle - тот же седан FIAT Palio по сути. В стране с населением около 24 млн. жителей всего 30 тыс. автомобилей. То есть 1 автомобиль на 800 человек. Возможно, с появлением новинки положение хоть немного улучшится. Посмотреть рекламу «новинки» и увидеть остальные «экспонаты», ездящие по дорогам Северной Кореи, можно далее.

Кроме седанчика, Pyeonghwa Motors производит кроссоверы, подозрительно напоминающие китайские «поделки-подделки». В отличие от модели FIAT, производство внедорожников сводится, скорее всего, к промсборке. То же относится к представительскому седану, построенному на базе южнокорейского Ssangyong Chairman.

Внедорожник напоминает Honda HRV, Toyota Prado и китайские внедорожники одновременно

Pyeonghwa Zunma по сути южнокорейский Ssangyong, базирующийся на Mercedes-Benz W124

Оказывается, в Северной Корее уже было «производство» автомобилей - в 1980-х. Туда ввезли несколько Mercedes-Benz 190E, и «инженеры» скопировали их конструкцию. В процессе «постройки» появилась нелепая решетка радиатора. В машине не было ни обогревателя, ни кондиционера, а пыль попадала в салон отовсюду. Количество построенных экземпляров неизвестно.

Эта фотография 1989 года - единственное изображение Kaengsaeng 88

Импортные автомобили периодически попадали в Северную Корею. Так, в 1977 году правительство закупило 1 тыс. автомобилей Volvo 144. Эти машины на ходу по сей день и используются в качестве такси для тех, кому разрешено свободно передвигаться по городу и стране.

Старенькие Volvo честно несут службу в такси

Как известно, купить персональный легковой автомобиль в Северной Корее не так-то просто: для этого нужны связи с властями. Также препятствует широкому распространению личных авто в северокорейских семьях странное правило: покупать, обслуживать и заправлять машину можно только за валюту. Даже обучиться вождению можно лишь по рекомендации начальства.

Получение водительских прав в Северной Корее – вопрос особенно интересный: поступив в автошколу, студенты живут в общежитиях, потому что занятия длятся весь день. Обучение включает в себя полноценный курс ремонта машины. Считается, что каждый водитель должен уметь обслуживать свой автомобиль при любых условиях и любой ситуации. В основном причина этого в том, что автопарк в стране давно устарел. Более того, возможность сдать экзамен и получить права предоставляется только тем, кто отработал два года в должности автомеханика или помощника водителя.

Тем не менее, несмотря на все сложности доступа граждан к автомобилям, в стране есть свой автопром: автомобили под маркой Pyeonghwa производятся в КНДР, но на дорогах страны их можно встретить нечасто. Хоть производственные мощности Pyeonghwa Motors позволяют выпускать около 10 тысяч автомобилей в год, чаще всего количество выпущенных за год машин не превышает 300-400 экземпляров.

Однако это не единственное автомобильное предприятие в стране: завод в Сынри (Sungri motor plant), открытый в 1950 году, по сей день остается крупнейшим в стране. В разное время завод выпускал и легковые автомобили, и грузовики, но все они так или иначе копируют советские модели и модели других стран. Стоит отметить, что северокорейский автопром берет свое начало именно с производства лицензионных копий советских автомобилей. Так, например, до сих пор выпускается М-20 «Победа», которая в Северной Корее называется «Утренний цветок» (Achimkoy) и ГАЗ-69, который после «модернизации» стал похож на американский Jeep.

Ограничения в покупке автомобилей, наличие собственного автомобильного производства и сдерживание роста автомобильной массы наводит на мысль о цели властей поддержать свой автопром. Однако ввоз машин из Китая не ограничивается должным образом, на дорогах встречается огромное количество машин китайской марки BYD.

Кроме китайских автомобилей среди жителей Северной Кореи весьма популярны машины советского производства. Так, например, «Волга» считается символом роскоши, а к УАЗам испытывают особую любовь, так как им не страшны горная местность и плохие дороги, которых особенно много в окрестностях города. Современные российские автомобили тоже весьма популярны у северокорейцев, в частности Lada Priora.

А вот японские автомобили, выбор которых кажется логичным, в стране запрещены. Виной тому личная неприязнь к ним Ким Чен Ира: однажды японская машина перегородила дорогу ныне покойному вождю. С тех пор все автомобильные творения японцев были изъяты у населения и больше не пускались в страну.

Больше всего иностранцев поражает использование в Северной Корее дров в качестве топлива. Это вызвано постоянной нехваткой топлива в стране: нередки случаи, когда топлива нет в большинстве городов многие месяцы. Верховный лидер запатентовал технологию, при которой топливо получают прямо во время движения автомобиля: в кузове установлен бак, в котором сжигается древесина, затем она превращается в уголь, в результате горения которого выделяется монооксид углерода и водорода. Эти вещества попадают в камеру сгорания дизельного двигателя. Так передвигается большая часть грузовиков.

Грузовики играют немаловажную роль в жизни Северной Кореи: во-первых, их используют для транспортировки грузов между портами и городами, во-вторых, для перевозки людей через горную местность.

Несмотря на трудности в покупке личного автотранспорта, в стране существует такси. Однако оно в основном предназначено для иностранных туристов, простым жителям оно не по карману.

Что касается высокопоставленных чиновников, они, вероятнее всего, ездят на автомобиле, который выпускает завод Pyeonghwa Motors: вариация лимузина SsangYong Chairman со стилистическими элементами, позаимствованными у седанов Mercedes-Benz конца 1990-х и начала 2000-х годов. Закупаются ли сейчас автомобили за рубежом неизвестно из-за закрытости государства. Говорят, что в автопарке основателя северокорейского режима Ким Ир Сена была тысяча зарубежных машин, преимущественно классов премиум и люкс. А Ким Чен Ир в конце 1990-ых оказался в центре скандала: он заказал в Германии 200 седанов Mercedes-Benz S-Class на деньги, которые предоставила ООН в качестве гуманитарной помощи.

Северная Корея остается загадкой для остальных стран, и любые подробности повседневной жизни ее жителей вызывают неподдельный интерес. Что-то может показаться странным и удивительным, но у всего есть свои плюсы. Так, например, все трудности, возникающие на пути у северокорейцев при покупке машины, создают ситуацию, при которой на дороге все равны, относятся друг к другу уважительно, и неважно, кто на каком автомобиле ездит.