Органы управления краз 256 полноприводной. Грузовые автомобили газ, зил, камаз, урал, маз, краз

КрАЗ-256 – тяжелый советский карьерный самосвал, имеющий колесную формулу шесть на четыре. Автомобиль выпускался в 1965-1977-ом годах Кременчугским автомобильным заводом. Модель была дальнейшим развитием популярного грузовика КрАЗ-222 «Днепр». Позднее на смену КрАЗ-256 пришла модификация КрАЗ-256Б1, отличающаяся рядом незначительных усовершенствований и наличием раздельного привода тормозов. Модель предназначалась для работы на дорогах второй и первой категорий с осевой нагрузкой до 10000 кг. Грузовик также активно использовался для эксплуатации в карьерах.

Дебютные экземпляры модели изготавливались на раме собственного производства с применением узлов Ярославского моторного завода. В народном хозяйстве СССР данный самосвал был необходим. Автомобилей подобного класса в тот период не существовало. Основными достоинствами модели считались надежный мотор и простота конструкции. Самосвалы данной модификации пользовались большой популярностью и экспортировались во многие страны.

К середине 70-х годов устаревшая конструкция техники дала о себе знать. За основу КрАЗ-256 были взяты еще ярославские грузовики, разработка которых велась в конце 40-х годов.

Это обуславливало различные проблемы, возникающие в процессе эксплуатации:

  • органы управления требовали значительной физической силы;
  • массивная рама изготавливалась из прокатных швеллеров и не отличалась высокой прочностью;
  • деревометаллическая кабина была недолговечной.

Видео

В сравнении с иностранными конкурентами, появившимися немного позднее, КрАЗ-256 выглядел «динозавром». Немецкий «Магирус-Дойц» и чешская «Татра», не отличавшиеся передовыми решениями, смотрелись предпочтительнее. КрАЗ-251 должен был сменить КрАЗ-256 в середине 70-х, но появление новинки было отложено. В итоге полноценного конкурента зарубежным продуктам Кременчугский автозавод подготовил лишь в 80-х.

Тем не менее, дебютный советский тяжелый самосвал навсегда остался в истории отечественного машиностроения. Трехосный грузовик с переднемоторной заднеприводной компоновкой имел заднюю загрузку. Для своего времени КрАЗ-256 выделялся отменными техническими параметрами. Модель несколько раз подвергалась модернизации, но менялась несильно. Преобразования затронули фары, крылья и кабину.

Несмотря на заметные конструктивные недостатки, КрАЗ-256 можно было назвать истинным трудягой, который получил признание благодаря простоте в эксплуатации и неприхотливости. Увеличивала спрос на модель и ее универсальность. Так, автомобиль можно было использовать для транспортировки сыпучих материалов, работы на стройплощадках и городских перевозках.

Кременчугский автозавод выпускал следующие версии модели:

  • КрАЗ-256 – стандартная модификация;
  • КрАЗ-256Б – более поздний вариант;
  • КрАЗ-256Б1С – версия для эксплуатации в районах Севера;
  • КрАЗ-256Б1-030 – специальная модель, созданная в 1986-ом году. Применялась для ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.

Технические характеристики

Габаритные характеристики автомобиля:

  • длина – 8190 мм;
  • высота – 2620 мм;
  • высота с козырьком – 2790 мм;
  • ширина – 2640 мм;
  • колесная база – 4080 (+1400) мм;
  • передняя колея – 1950 мм;
  • задняя колея – 1920 мм;
  • дорожный просвет – 290 мм.

Снаряженная масса модели равняется 12050 кг, полная масса – 24275 кг. КрАЗ-256 имеет грузоподъемность в 12000 кг. Максимальная нагрузка приходится на задние оси тележки (6920 мм). При довольно большой массе автомобиль способен развивать скорость до 68 км/час.

Расход Топлива

На 100 км пути автомобилю требуется 38 л горючего. Объемный топливный бак (330 л) обеспечивает длительную работу без дозаправки.

Двигатель

КрАЗ-256 комплектуется 4-тактным 8-цилиндровым верхнеклапанным дизельным мотором модели «ЯМЗ-238» производства Ярославского моторного завода. Данный агрегат имеет V-образное расположение цилиндров.

Характеристики силовой установки «ЯМЗ-238»:

  • рабочий объем – 14,87 л;
  • номинальная мощность – 176 (240) кВт (л.с.);
  • частота вращения – 2100 об/мин.

Опционально на машину устанавливался предпусковой подогреватель, позволяющий заводить двигатель в зимнее время.

Фото












Устройство КраЗ – 256

Передняя подвеска КрАЗ-256 крепилась на двух полуэллиптических рессорах, концы которых монтировались на резиновые опорные подушки. Задняя балансирная подвеска, закрепленная аналогичным образом, имела скользящие концы. Подобная конструкция увеличивала плавность хода автомобиля в тяжелых дорожных условиях.

Самосвал оборудуется 5-ступенчатой механической коробкой передач с межосевым блокируемым дифференциалом и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Пятая скорость КП является повышающей, также присутствует задняя скорость. На грузовик устанавливали двухдисковое, фрикционное, сухое сцепление с периферийно расположенными нажимными пружинами.

Тормозная система обеспечивала КрАЗ-256 хорошую управляемость на грунтовых дорогах и на спусках. Однако она требовала соблюдения определенных мер предосторожности. Второй контур оказывал воздействие исключительно на задний мост, первый контур – на средний и передний мосты. Рабочая тормозная система включала барабанные механизмы диаметром 440 мм. Стояночная тормозная система барабанного типа имела механический привод и выполняла блокировку заднего моста.

У тормозной системы автомобиля были заметные недостатки. На длительных спусках при движении накатом водителям запрещалось использовать торможение двигателем, поскольку в подобной ситуации действие гидроусилителя и компрессора прекращалось. Сжатый воздух, находящийся в баллонах привода тормоза, напрасно расходовался. В итоге после этого остановить машину было очень тяжело.

КрАЗ-256 комплектовался 3-местной кабиной, установленной за силовой установкой. Водительское кресло было подрессоренным и регулировалось по длине, весу водителя, наклону спинки и высоте. Помимо водителя в салоне могли разместиться два пассажира.

Грузовик оснащался двухцилиндровым гидравлическим кузовом ковшового типа с задней разгрузкой.

В период выпуска КрАЗ-256 несколько раз менял внешность. Так, в 1969-ом году поворотники и фары поместили в специальные короба, монтированные на крыльях. В конце 70-х расположение фар упростили, а колеса модели сделали бездисковыми.

Несмотря на то, что выпуск КрАЗ-256 завершился довольно давно, запчасти на данную модель продолжают выпускать. Причем производит их не только Кременчугский автозавод, но и другие предприятия. Узлы и элементы для автомобиля имеются в продаже во многих магазинах по доступной цене, что существенно сокращает временные и денежные затраты на ремонт.

Цена нового и б/у

В настоящее время предложений КрАЗ-256 на рынке не так много. Это объясняется тем, что с производства модель сняли довольно давно. В работающем состоянии автомобиль можно приобрести за 150-200 тысяч рублей.

Аренда данной техники на рынке не представлена.

Аналоги

Аналогов у КрАЗ-256 не так много. К ним можно отнести модели Magirus-Deutz 232 D 19, Tatra T815, КрАЗ-6510 и КрАЗ-257.

Грузоподъемность 12500 (11500) кг.

Снаряженная масса 10850 кг.
В том числе:
на переднюю ось 3930 кг.
на тележку 6920 кг.

Полная масса 23515 (22515) кг.
В том числе:
на переднюю ось 4570 (4515) кг.
на тележку 18945 (18000) кг.

Макс.скорость автомобиля 68 км/ч.
Время разгона автомобиля до 50 км/ч 32 м.
Выбег автомобиля с 50 км/ч 570 м.

Макс.преодолеваемый подъем автомобилем 32 %.
Тормозной путь автомобиля с 40 км/ч 17,2 м.
Контрольный расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км. 39,0 л.

Радиус поворота:
по внешнему колесу 12,3 м.
габаритный 13,0 м.

Объем кузова 6,0 м. куб.
Время подъема груженого кузова 20 с.
Время опускания порожнего кузова 30 с.

В скобках указанны массы при использовании автомобиля на дорогах общей сети допускающих осевую нагрузку 10тс.

Трансмиссия.
Раздаточная коробка - двухступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом, Передаточные числа: высшая- 1,23, низшая - 2,28. Управление раздаточной коробкой - двумя рычагами. Карданная передача состоит из четырех карданных валов: коробка передач - раздаточная коробка, раздаточная коробка - средний мост, раздаточная коробка - задний мост (два карданных вала с промежуточной опорой).

Колеса и шины.
Колеса - дисковые, обод 8,5В - 20, крепление на 10 шпильках. Шины - 12.00-20 (320-508), 12.00R20 (320R508), допускается установка шин 11.00R20 (300R508). Давление воздуха в шинах 12.00-20 (320-508): передних - 3,5; тележки - 4,4 кгс/см. В шинах 12.00R20 (320R508): передних - 5,1; тележки - 5,9 кгс/см. В шинах 11.00R20 (300R508): передних - 5,4; тележки - 6,3 кгс/см. Число колес 10+1.

Опрокидывающий механизм платформы.
Гидравлический, двухцилиндровый, действует на платформу через рычажно-балансирную систему. Насос - шестеренный мод. КрАЗ-222Б; рабочее давление 34 кгс/см. кв. Объем гидросистемы - 70л.

Подвеска.
Передняя - на двух полуэллиптических рессорах с амортизаторами, концы рессор установлены в резиновых опорных подушках. Задняя - балансирная на двух полуэллиптических рессорах с шестью реактивными штангами, концы рессор - скользящие.

Тормоза.
Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами (диаметр 440 мм, ширина накладок передних тормозных механизмов - 90, задних - 140 мм, разжим - кулачковый с применением тормозных цилиндров двухконтурным пневматическим приводом (один контур на передний и средний мосты, второй - на задний мост). Стояночный тормоз - трансмиссионный, барабанный, с внутренней и наружной колодками и механическим приводом. Установлен на выходном валу раздаточной коробки и действует на задний мост.

Масса агрегатов (в кг).
Раздаточная коробка - 357;
передний мост - 343;
задний и средний мосты по 800;
рама - 896;
рессора передняя - 74;
рессора задняя - 140,
платформа - 1674;
колесо с шиной - 142.

Остальные данные см. Автомобиль

Компоновка переднемоторная, заднеприводная Колёсная формула 6 × 4 Двигатель Трансмиссия Раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача - 2,28; 2 передача - 1,23. Главная передача ведущих мостов - двойная, передаточное число - 8,21. Характеристики Массово-габаритные Длина 8190 мм Ширина 2640 мм Высота 2620 (с козырьком 2790) мм Клиренс 290 мм Колёсная база 4080+1400 мм Колея задняя 1920 мм Колея передняя 1950 мм Масса 12 050 кг На рынке Связанные КрАЗ-255Б , КрАЗ-257 Другое Грузоподъёмность 12000 кг Объём бака 2 × 165 л КрАЗ-256Б на Викискладе

В 1974 году самосвалу КрАЗ-256Б1 был присвоен Государственный знак качества СССР .

В середине 1970-х годов выпускаемые КрАЗ-256Б были дооборудованы новой двухпроводной тормозной системой .

К началу 1975 года электрооборудование КрАЗ-256Б было унифицировано с электрооборудованием других выпускавшихся грузовых автомашин СССР на 71% (из 55 изделий и приборов 39 являлись унифицированными, а 16 использовались только на КрАЗ-256Б), и было принято решение повысить уровень унификации до 75% (за счёт унификации выключателей и предохранителей КрАЗ-256Б с применяемыми в грузовиках МАЗ и установки новой стандартизованной модели звукового сигнала) .

В результате совершенствования конструкции, с течением времени ресурс выпускаемых КрАЗ-256Б увеличивался: если до 1970 года ресурс КрАЗ-256Б составлял 100 тыс. км, то у выпущенных в 1970 - 1976 годы - 150 тыс. км, а у выпущенных в 1977 - 1982 годы - 160 тыс. км . К 1985 году ресурс серийных КрАЗ-256Б1 был увеличен до 165 тыс. км .

В 1983 году специалистами Центрального научно-исследовательского полигона НАМИ и Кременчугского автозавода были проведены экспериментальные исследования по снижению металлоемкости агрегатов КрАЗ-256Б1 , по результатам которых к концу 1984 года конструкция выпускаемых КрАЗ-256Б1 была изменена - был внедрён надрамник из гнутого профиля, что уменьшило массу рамы на 115 кг . Кроме того, в 1984 году был разработан вариант КрАЗ-256Б1 с облегченным кузовом (масса которого была снижена на 100 кг), предназначенный для перевозки грузов плотностью менее 2 т/м³. Расчёты конструкции кузова были выполнены с применением ЭВМ .

Усредненный ресурс самосвалов КрАЗ-256Б и КрАЗ-256Б1 до первого капитального ремонта составлял 165 тыс. км, после чего проведение капитального ремонта обеспечивало межремонтный ресурс на дополнительные 132 тыс. км .

Серийное производство КрАЗ-256 было прекращено в конце 1993 года , последний КрАЗ-256Б1С был изготовлен в январе 1994 года .

В октябре 2008 года министерство строительства Кубы и ХК «АвтоКрАЗ» создали совместное предприятие по ремонту и модернизации грузовиков КрАЗ (в это время на Кубе имелось несколько тысяч грузовиков КрАЗ, в основном изношенных и требующих ремонта самосвалов КрАЗ-256Б). В январе 2009 года в городе Сьенфуэгос было открыто совместное украино-кубинское предприятие «КрАЗ-SOMEC», мощность которого позволяет производить модернизацию до 200 автомашин КрАЗ в год, всего до 28 августа 2014 года предприятием было модернизировано более 300 автомашин КрАЗ .

Описание конструкции

Автомобиль получил пятиступенчатую механическую коробку передач, раздаточная коробка - двухступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом.

Кабина - трёхместная, с деревянным каркасом и металлической обшивкой, без спального места расположена за двигателем ; сиденье водителя - подрессоренное, регулируется по весу водителя, длине, высоте и наклону спинки.

Колёса дисковые, шины - пневматические, камерные (размер шин - 12.00R20 (320R508)).

Кузов металлический ковшового типа с разгрузкой назад (4440 х 2430 мм) , механизм разгрузки гидравлический, двухцилиндровый, действует на платформу через рычажно-балансирную систему. Насос - шестерённый, мод. КрАЗ-222Б; рабочее давление 34 кгс/см 2 . Объём гидросистемы - 70 л.

Подвеска - передняя, на двух полуэллиптических рессорах с амортизаторами, концы рессор установлены в резиновых опорных подушках. Задняя - балансирная на двух полуэллиптических рессорах с шестью реактивными штангами, концы рессор - скользящие.

Тормоза:

Рабочая тормозная система - с барабанными механизмами (диаметр 440 мм, ширина накладок передних тормозных механизмов - 90, задних - 140 мм, разжим - кулачковый с применением тормозных цилиндров двухконтурным пневматическим приводом (один контур на передний и средний мосты, второй - на задний мост). Стояночный тормоз - трансмиссионный, барабанный, с внутренней и наружной колодками и механическим приводом. Установлен на выходном валу раздаточной коробки и действует на задний мост.

Дополнительное оборудование: предпусковой подогреватель двигателя , буксирный прибор двухстороннего действия с запорным замком .

Варианты и модификации

За годы производства КрАЗ-256 несколько раз незначительно менял свой внешний облик. В частности самосвалы выпуска 1966-1969 годов отличались расположением фар, на кронштейнах установленных на крыльях, ближе к капоту и раздельных с ними указателей поворота, а также наличием защитной решетки перед фарами. С 1969 года фары и указатели поворота переместили в специальные короба, устанавливавшиеся на крыльях. С конца 80-х начался выпуск автомобилей с упрощённым расположением фар, которые теперь вновь были отделены от указателей поворота и располагались над бампером, а сами указатели поворота устанавливались под ними в бампере. Кроме того некоторые автомобили сходили с конвейера не с дисковыми, а с бездисковыми передними колесами типа МАЗ-500.

Технические характеристики

КрАЗ-256Б в кино

  • Трасса (1978)

В игровой и сувенирной индустрии

Масштабная модель автомобиля КрАЗ-256Б выпускается мастерскими «Студия КАН» (Краснодар), «Киммерия» (Херсон), «Дамир» (Казань), Start Scale Models (Китай), Автоистория (Китай), «Наш Автопром» (ООО "Феран", Россия / "ARUM Limited", Китай).

Примечания

  1. Автомобили КрАЗ // журнал "Автомобильная промышленность", № 8, 1984. стр.30-31
  2. Н. Чистов. Модернизированный КрАЗ // "За рулём", № 10, октябрь 1961. стр.14
  3. А. И. Горяинов. М. Ф. Лавринович. Родники дружбы и братства: Минск - Кременчуг. Харьков, "Прапор", 1986. стр.30-36
  4. Кременчугский автозавод им. 50-летия Советской Украины // журнал "Автомобильная промышленность", № 8, 1984. стр.29-30
  5. Транспорт СССР. Итоги за пятьдесят лет и перспективы развития. М., "Транспорт", 1967. стр.207
  6. В. В. Таболин. Автомобили КрАЗ. Эффективность, надёжность, качество // журнал "Автомобильная промышленность", № 12, 1982. стр.14-16
  7. И. Г. Баранник, А. А. Здановский, Н. С. Конончук. Унификация электрооборудования грузовых автомобилей // журнал "Автомобильная промышленность", № 1, 1975. стр.4-5

«КрАЗ-256» - советский самосвал, пришедший в 1966 году на смену более ранним грузовикам «ЯАЗ» и «КрАЗ-222». Автомобиль был первой послевоенной большегрузной машиной. Имея огромные размеры, практически не применялся в городском хозяйстве, но в карьерах работает и сегодня. Выпуск его продолжался 11 лет, после чего, с появлением грузовиков «КамАЗ», надобность в таком гиганте отпала.

Производство машины восстановили в 1986 году, но из 18 экземпляров, появившихся в тот период, не сохранилось ни одного. В то же время на авторынках можно найти автомобиль, выпущенный в первые 11 лет. Основными чертами его является большая грузоподъемность, огромный вес комплектующих (многие детали выполнялись из чугуна) и высокая проходимость.

Модельный ряд

Изначально строился для производства большегрузных, тяжелых грузовиков. Сначала модель 222, получившая название «Днепр-222», выпускалась на рубеже 50-х годов прошлого века. Через 6 лет появился «КрАЗ-256», который получил лучшие наработки 222-ой версии. Широкое применение эта машина нашла на карьерных разработках или крупномасштабных стройках. Основным ее кузовом стал самосвал ковшового типа без заднего борта. В то же время на базе этой модификации выпускались и бортовые версии грузовиков, но в силу ряда причин эти модели распространения не получили.

За 11 лет выпуска «КрАЗ-256» несколько раз модернизировался, но изменения в основном отражались только на кабине и капоте. Основной кузов оставался неизменным. Свое признание автомобиль получил как простой и неприхотливый силач. Иногда встречаются высказывания: «сильный автомобиль - для сильных мужчин». Если вспомнить, что прототипом машины послужили ярославские грузовики, выпускавшиеся в послевоенные годы, то высказывание получает другой смысл. требовали от водителя значительной физической силы.

За все время выпуска с конвейера сошло немало машин, имевших одинаковые параметры. Один из них - самосвал «КрАЗ-256». Характеристики грузовика изменились всего два раза. Первый раз была выпущена модель для условий Крайнего Севера, получившая символ «С» в названии. У нее были утепленные кабина и капот. Также появилась версия «Б», имевшая разделенную систему тормозов.

Внешние параметры

Рассмотрим внешние параметры автомобиля «КрАЗ-256». Машина имеет колесную формулу 6х4, две задние ведущие оси усилены парой колес на каждой. Ковш самосвала в поднятом положении отклоняется на угол в 60 градусов. Общая длина составляет 8100 мм, расстояние между центрами задних колес - 1400, между передним и первым задним - 4080 (по осям). От переднего бампера до центра переднего колеса - 1005 мм. Ширина самосвала составляет 2640 мм по ступицам колес, высота - 2670 мм по кабине и 2830 мм по козырьку ковша. При поднятом ковше высота равняется 5900 мм.

Объем ковша составляет 6 кубометров, полная разгрузка занимает 20 секунд. За полминуты ковш полностью поднимается (опускается). Для опрокидывания используется и на 2 цилиндра. Дорожный просвет равен 290 мм. Колея передних колес составляет 1950 мм, задних - 1920. Машина комплектуется дисковыми колесами R20 и двумя топливными баками.

Одной из причин широкого распространения этой модели была возможность подниматься под уклон более 30 градусов («КамАЗ» поднимается только 18).

Под капотом

Теперь перейдем к другим данным самосвала «КрАЗ-256». Технические характеристики этого агрегата следующие:


Двухконтурная пневматика не позволяла тормозить двигателем на уклонах, потому что при таком действии компрессор работал вхолостую, после чего остановить машину было просто нечем. Первый контур системы работал с передним и средним мостами, второй - только с задним. Стояночник блокировал задний мост.

Заключение

Как уже упоминалось, модернизация машины за время выпуска проводилась несколько раз, но глобально она не изменялась, поэтому все машины имели одно название - «КрАЗ-256». Фото, представленные в статье, показывают разницу между базовой моделью (первое фото) и версией, получившей индекс «Б» (четвертое фото). В остальном самосвалы практически ничем не отличаются.

Под маркой SSM - грузовики КрАЗ до тех пор были только кустарные да полукустарные разной степени достоверности и аккуратности, но промышленной современной модели грузовика из Кременчуга не было - костромские товарищи снова успели затоптать поляну первыми. Правда первая партия самосвалов вышла в странных ярких цветах: если оранжевый ещё можно было списать на фильм "Мимино", то жёлто-оранжевый и ярко-зелёный были окрашены явно не очень удачными цветами. Ну и колёса - чертовски неудачными оказались покрышки, широченная плоско-угловатая резина подпортила вид неплохой, в общем-то, модели и отпугнула многих собирателей. Чуть позже костромские "производители" выпустили более достоверные цвета в боксах SSM и неплохой расцветочки самосвалы упаковали в коробочки "Автоистория" - бежевый "автоисторический" самосвал даже вызвал небольшой ажиотаж у собирателей. И вот - очередной вариант цветов: и оранжевая кабина уже была, и серый кузов тоже, но сочетание цветов новое и вполне реалистичное. Да ещё и бампер передний подкрасили, на кабину нанесли логотип некоего КАТП, а на кузове красуется надпись "Не работай без упора". Номера бы какие-нибудь простенькие этой модельке - и было б вообще хорошо.

Кразоведы и самосвалофилы разобрали по косточкам и кабину, и особенно кузов костромской модели - но все недочёты меркнут на фоне неудачной резины, она бросается в глаза и портит, портит впечатление. Разве что на оранжевую кабину отвлечься да почитать надписи - но всё равно колёса многие собиратели меняют на харьковские.

Модель, как часто бывает в серии "Автоистория", не сильно уступает изданию Start Scale Models - дворники теперь соответствуют "усам" и зеркалам и в целом ничего из деталей глаз не режет и не выбивается из общего уровня проработки:

Толстенные усы и широченная резина - если толщину усов можно списать на недоступные китайцам технологии литья, то покрышки-то можно было и заменить на нормальные: тиражи у модели немалые, новые выпуски идут один за другим, а формы на резину и стоят недорого, и сгодились бы ещё не раз. Но нет, берите что дают:

Костромская "Автоистория" нынче обязательно сравнивается с изделиями в коробочках "Наш автопром" - есть даже версия, что "Наш автопром" это всё-таки игрушка, а "Автоистория" - настоящая модель для профессионалов. Говорят, что даже ставить на полку их рядом нельзя, кощунство это. Модели эти, конечно, уровня одного, но в части упаковки костромские автоисторики у конкурентов выиграли, скопировав технологию Minichamps"а - в картонной коробке запрятан составной блистер: практично, просто и надёжно. "Наш автопром" тоже к этому шёл, но с КрАЗами не дошёл - не всякий собиратель сразу открутит новинки от коробки. Да и коробка огромная.