Легендарный «Руссо-Балт. "РуссоБалт", автомобиль: история бренда и модельный ряд

Автомобили марки "Русско-Балтийский", или "Руссо-Балт", выпускал Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ). Его производственные мощности размещались в Риге, Санкт-Петербурге и Твери, а с 1916 года - в Москве и Таганроге. Завод изготовлял не только железнодорожные вагоны, но и сельскохозяйственные машины, стационарные нефтяные двигатели и аэропланы.

Первый автомобиль был готов в начале лета 1909 года. Его основой послужила машина малоизвестной бельгийской фирмы "Фондю" (Fondu). Конструктором "руссо-балтов" стал приглашенный из Бельгии инженер Жюльен Поттера (Julien Potterat), который работал в сотрудничестве с русскими специалистами Иваном Фрязиновским и Дмитрием Бондаревым. Вскоре на РБВЗ уже выпускали легковые машины семейств "К-12", "С-24" и "Е-15", а также три модели грузовиков "Д-24","М-24"и"Т-40". Наиболее массовой моделью являлась "С-24", на которую приходилось 55% общего выпуска.

"Руссо-балты" отличались прочностью и надежностью, свидетельством чему служили их успехи в ралли и дальних пробегах, в частности, на международных ралли Монте-Карло и Сан-Себастьян. Заслуживает внимания и тот факт, что один из экземпляров модели "С-24" серии III, выпущенный в 1910 году, за 4 года прошел 80 тысяч километров без серьезного ремонта. Репутация машин РБВЗ была столь высокой, что два образца моделей "К-12" и "С-24" в 1913 году заказал Императорский гараж. Более того, 64% всех автомобилей завода приобрела русская армия, где они использовались не только как штабные и санитарные машины, но и как шасси для постройки броневиков.

Машины РБВЗ имели простую и прочную конструкцию. На них применялись отлитые из алюминия картеры двигателя и коробки передач, а также поршни. Колеса и шестерни трансмиссии вращались на шариковых подшипниках. На моделях "К-12" и "Е-15" цилиндры отливались в общем блоке, что было редкостью для тех времен.

Автомобили "Руссо-Балт" собирались крупными сериями, внутри которых существовала полная взаимозаменяемость деталей. Разные серии одной и той же модели имели порой существенные различия по мощности двигателя, количеству передач, колесной базе и устройству отдельных узлов. Размеры деталей указывались в метрической системе. Все узлы и детали РБВЗ изготовлял самостоятельно. Как показало проведенное военным министерством в конце 1910 года обследование, только шины, масляный манометр и шариковые подшипники покупались на стороне. Завод имел два экипажных отдела в Риге и Петербурге, где изготовлял однотипные кузова к своим машинам: Торпедо, фаэтон, лимузин, берлина, ландоле и другие. В 1910 году на Международной автомобильной выставке в Петербурге экспонировались 5 "руссо-балтов", а на следующем салоне 1913 года было выставлено 6 разных машин РБВЗ.

Руссо-Балт К-12

Машины модели "К-12/20" серии "V", изготовленные в 1911 году, имели мощность двигателя 20 л.с., что отражено в заводском обозначении. Автомобили модели "К-12/24" серии "XI", относящиеся к 1913 году, были мощнее - 24 л.с. Особенность конструкции "Руссо-Балта К-12/20" - цилиндры, отлитые общим блоком, одностороннее (а не двустороннее, как на модели "С-24") расположение клапанов, термосифонная (без насоса) система охлаждения. Коробка передач устанавливалась отдельно от мотора, а крутящий момент к задним колесам передавался карданным валом. Поскольку машины "К-12/20" являлись довольно легкими (около 1200 кг), то задние рессоры у них были не полуэллиптическими, а 3/4-эллиптическими. Колесная база на машинах более поздних серий составляла 2855 мм, в то время как у ранних-2655 мм.

Модель "К-12" была самой дешевой среди автомобилей РБВЗ, и именно ее чаще всего приобретали в личное пользование. Известно, что владельцами таких машин с кузовами ландоле стали известный поэт, великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эдуард Нобель.

В общей сложности РБВЗ выпустил 141 автомобиль модели "К-12" в 5 сериях.

"Руссо-Балт К-12/20" серии "V" (1911)

Двигатель:

рядный 4-цилиндровый нижнеклапанный

Рабочий объем:

Мощность:

20 л.с. при 1500 об/мин

Коробка передач:

механическая 3-ступенчатая

лонжеронная

Подвеска:

зависимая рессорная всех колес

барабанные на задних колесах

открытый 3-дверный 4-местный

Максимальная скорость:

Руссо-Балт С-24

Самая дорогая легковая модель РБВЗ "С-24" выпускалась вплоть до 1918 года. Последний ее экземпляр был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда. Эти машины с открытыми 6-местными кузовами широко использовались, как штабные в русской армии. На шасси "С-24" устанавливались также и другие кузова - роскошные ландоле и лимузины, двухместные гоночные. Строились даже полугусеничные варианты - автосани.

Главной особенностью машин серии "С-24" являлся двигатель, цилиндры которого отливались в двух блоках, а нижние клапаны располагались по обе стороны цилиндров. Для циркуляции воды в системе охлаждения служил центробежный насос. Топливо из расположенного сзади между рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес в целях обеспечения комфортабельной езды по булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной.

Машины всех изготовленных 9 серий заметно различались. Так, в 1911 году использовали шины одинакового размера для передних и задних колес(880x120мм). Наследующий год завод отказался от карбюратора РБВЗ в пользу французского "Зенит" (Zenith) и изменил профиль кулачков распределительного вала, что позволило поднять мощность с 30 до 35 л.с. В том же 1912 году были удлинены рессоры, и колесная база увеличилась с 3160 до 3165 мм. Дальнейшее повышение мощности приходится на 1913 год вместе с внедрением 4-ступенчатой коробки передач и заднего моста с полуосями одинаковой длины. При этом завод стал делать рамы с увеличенной колесной базой 3305 мм для машин с закрытыми кузовами. В зависимости от типа кузова снаряженная масса автомобилей колебалась от 1540 до 1950 кг.

За 9 лет РБВЗ выпустил 347 автомобилей "С-24", из них 285 - с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов, 14лан-доле, 10 дубль-фаэтонов и 21 иных типов. Один "Руссо-Балт С-24" с кузовом ландоле поступил в Императорский гараж. Другие экземпляры находились в собственности известных людей, например, редактора журнала "Автомобиль" Андрея Нагеля, кораблестроителя, профессора Константина Боклевского, банкира Александра Путилова.

Руссо-Балт С-24/40 серии XIII (1913)

Двигатель:

рядный двухблочный 4-цилиндровый нижнеклапанный

Диаметр цилиндра и ход поршня:

Рабочий объем:

Мощность:

40 л.с. при 1500 об/мин

Коробка передач:

механическая 4-ступенчатая

лонжеронная

Подвеска:

рессорная всех колес

барабанные на задних колесах

открытый или закрытый 6-местный

Максимальная скорость:

Многие даже не догадываются. Сегодня мы познакомимся с автомобильной маркой «РуссоБалт», которую по достоинству можно назвать первооткрывательницей российского автопрома.

Предыстория

Впервые автомобиль с двигателем внутреннего сгорания попал на территорию Российской империи в далеком 1891 году. Это было авто французской фирмы «Панар-Левассор». Принадлежало оно редактору «Одесского листка» Василию Навроцкому.

В Санкт-Петербурге появилась в 1895-м, а в Москве - в 1899 году.

Первым серийным автомобилем, выпущенным на территории Российской империи, была модель Фрезе и Яковлева, представленная общественности в 1896 году. Но это авто не вызвало интереса у официальных кругов.

Мотор и трансмиссия изготавливались на заводе Яковлева, а ходовую часть и колеса делали на фабрике Фрезе. Как внешне, так и конструктивно модель была очень схожа с автомобилем Бенца. Тем не менее перспективы у машины были. На данный момент неизвестно, сколько было выпущено таких авто, но их история была очень непродолжительной. Связано это с тем, что в 1898 году Евгений Яковлев умер. Сначала его компаньон Петр Фрезе покупал моторы за границей, но потом решил продать свои мощности Русско-Балтийскому вагонному заводу. На этом предприятии делали не только вагоны, но и сельскую технику, а также аэропланы на керосиновых моторах. Завод был очень крупным и имел свои отделения в разных городах: Риге, Твери, Санкт-Петербурге, а позже также в Таганроге и Москве.

Первые модели

Автомобильный отдел завода сформировали к 1908 году в Риге. А уже в мае следующего года появилось первое авто «РуссоБалт». Автомобиль был создан по прототипу неизвестной для широких кругов бельгийской модели «Фондю». В создании российской версии участвовал бельгийский конструктор Жальен Поттер. Отечественные специалисты, а именно Иван Фрязиновский и Дмитрий Бондарев, также внесли немалый вклад в создание автомобиля. Слаженная работа тройки конструкторов привела к выпуску серии машин. В нее входили легковые - К-12, С-24 и Е-15 - и грузовые - Т-40, М-24, Д-24 - автомобили. Наибольшую популярность получила модель С-24. Именно на нее приходилось 55 % выпуска.

Автомобиль «Руссо-Балт»: признание

Модели, выпущенные на вагонном заводе, отличались прочность и надежностью. Они неоднократно принимали участие в различных международных состязаниях: ралли и пробегах. В Монте-Карло и Сан-Себастьяне они были в числе лучших. Говоря о надежности машин, всегда вспоминают, как один экземпляр С-24 1910 года выпуска смог проехать 80 тысяч километров без серьезных поломок. На тот момент это было невероятным достижением всего автопрома и марки «РуссоБалт».

Автомобиль был признан на самом высоком уровне - императорский гараж в 1913 году разжился двумя легковушками РБВЗ. Первой из них была нашумевшая модель С-24, а второй - К-12. 64 % продукции завода приобретались российской армией. Машины имели спрос в основном среди штабных работников и медиков. Кстати говоря, были модели, на шасси которых устанавливался бронированный кузов.

Особенности производства

Автомобиль «Руссо-Балт», фото которого вызывают чувство гордости, имел простую, но очень прочную конструкцию. Основные детали, а именно: картер, цилиндры и трансмиссия, выливались из алюминия. Вращающиеся детали: колеса и шестеренки передач - были посажены на шариковые подшипники. Отливка цилиндров совместно с блоком была диковинкой и использовалась лишь в моделях С-24 и К-12 - флагманских моделях «РуссоБалт».

Автомобиль выпускался большими партиями. Примечательно, что детали в авто одной партии были полностью взаимозаменяемы. А между партиями одной модели могли быть существенные отличия: количество передач, мощность мотора, колесная база, конструкция отдельных деталей. Геометрические параметры деталей измерялись по метрической системе. Почти все части автомобилей изготавливались непосредственно на вагонном заводе. На стороне приходилось приобретать шариковые подшипники, масляные манометры и шины.

Экипажные отделы были как в Питере, так и в Риге. Каждый из них выпускал кузовы для определенных моделей. Кузов «Руссо-Балта» имел много модификаций: закрытые лимузины, открытые фаэтоны, популярные среди европейцев ландо, сигарообразные торпедо и другие. На выставке 1910 года, проходящей в Санкт-Петербурге, вагонный завод представил сразу пять моделей. Спустя год их было уже шесть.

Стране Советов, по всей видимости, легковые автомобили не были нужны. Поэтому их выпуск постепенно сокращался, а в 1926 году полностью прекратился. А заводские мощности во всем своем объеме были перенастроены на оборонную промышленность.

Разберем более детально, что собой представляли выпущенные компанией «Руссо-Балт» автомобили. Технические характеристики помогут нам в этом.

«Руссо-Балт» К-12

Автомобили К-12/20 серии V, выпущенные в 1911 году, имели максимальную мощность в 20 лошадиных сил, что обозначено в названии. В 1913 году появилась следующая серия - XI, ее мощность составляла уже 24 л. с. Машина называлась соответственно - К-12/24. Среди особенностей этой модели можно выделить:

Цилиндры, отлитые общим блоком;

Одностороннее расположение клапанов;

Термосифонную систему охлаждения.

КПП устанавливалась отдельно от двигателя, а крутящий момент передавался на задние колеса с помощью карданного вала. Автомобиль весил порядка 1200 кг, поэтому задние рессоры были ¾-эллиптическими, а не полуэллиптическими. У ранних серий колесная база составляла 2655 миллиметров, а у поздних - 2855 мм.

Модель К-12 чаще всего приобретали в личное пользование, ведь она была самой дешевой среди машин вагонного завода. Тем не менее и состоятельные люди часто выбирали ее. Среди владельцев К-12 в кузове ландоле можно отметить несколько выдающихся личностей: князя Константина Константиновича, князя графа Сергея Витте, промышленника Эдуарда Нобеля.

В общей сложности завод выпустил 141 экземпляр автомобиля К-12. Они были представлены в пяти сериях. Приведем характеристику серии V 1911 года:

Мотор - рядный, 4-цилиндровый, 2,2-литровый, с нижним расположением клапанов;

Мощность - 12 лошадиных сил на 1500 оборотах;

КПП - механическая, на три ступени;

Рама - лонжеронная;

Тормоза - барабанные, задние;

Подвеска - рессорная, зависимая;

Максимальная скорость - 50 км/ч;

Кузов - открытый, 4-местный.

«Руссо-Балт» С-24

Самой дорогой легковой моделью РБВЗ был автомобиль С-24, который выпускался до 1918 года. Автомобиль с 6-местным кузовом нашел широкое применение среди штабных работников российской армии. На его шасси устанавливали и другие кузовы: двухместные гоночные, роскошные ландоле и лимузины. Была даже полугусеничная зимняя версия - автосани. Главная особенность этого авто - мотор. Его цилиндры отливались в двух блоках, а клапаны (нижние) располагались по обе стороны цилиндров. Вода циркулировала по системе охлаждения с помощью центробежного насоса. Сзади, между рессорами, располагался бензобак, топливо из которого подавалось в моторный отсек посредством давления отработанных газов. Чтобы езда по булыжникам и грунтовке была более комфортабельной, задняя подвеска включала в себя три взаимосвязанные полуэллиптические рессоры: две продольные и одну поперечную. В зависимости от вида кузова масса авто составляла 1540-1950 кг.

Модель выпускалась в девяти сериях, каждая из которых была лучше предыдущей. В 1912 году завод отказался от своего карбюратора и начал устанавливать на С-24 французский карбюратор «Зенит». Это, вместе с изменением профиля кулачков цилиндра, позволило поднять номинальную мощность с 30 до 35 лошадиных сил. В этом же году колесная база была удлинена с 3160 до 3165 мм. В 1913 году мощность авто вновь увеличили, внедрив 4-ступенчатую КПП.

За девять лет было выпущено 347 моделей С-24. 285 из них имели открытый кузов торпедо. Остальные примерно поровну распределись среди лимузинов, ландоле и дубль-фаэтонов. Вот таким был флагманский «Руссо-Балт» - автомобиль, отзывы владельцев которого отмечали главным образом его надежность и простоту в обслуживании.

Концепт Impression

Автомобили вагонного завода не были забыты, и совсем недавно была попытка возродить «Руссо-Балт». Автомобиль, история которого даже короче, чем легенда о нем, ассоциируется с исконно русским автопромом, поэтому есть желающие вернуть его. С начала 21-го века марка принадлежит компании A:Level. В 2002 году она была переименована в Russo-Baltigue. В 2006-м был представлен концепт Impression, в разработке которого поучаствовало немецкое ателье German Gerg GmbH. Планировалось выпускать всего 15 автомобилей в год и продавать их коллекционерам. Однако необычный концепт практически никого не смог заинтересовать, и производство свернулось.

Модель для кортежа

После попытки возрождения в 2006 году о бренде «Руссо-Балт» вновь заговорили. В 2013 году было предложено наладить выпуск специальных моделей для Это позволило бы отдать дань великому бренду «Руссо-Балт». Автомобиль 2013 года должен был собираться на платформе «Роллс-Ройса-Фантом». К сожалению, по сей день этот проект так и не реализовали.

Заключение

Вот мы и узнали, что такое «Руссо-Балт» (автомобиль). Обзор моделей, технические характеристики и мнение экспертов помогли нам дать наиболее полную оценку первому русскому автобренду. Жалко только, что назвать это авто действительно русским сложно. Ведь оно было построено по прототипу бельгийской модели. Тем не менее без работы отечественных конструкторов, возможно, мир и не узнал бы о бренде «РуссоБалт». Автомобиль однозначно заслуживает внимания, и вполне возможно, что он еще напомнит о себе.

Автомобили Руссо-Балт имеют давнюю историю. Современным Россиянам, познавшим все радости и горести отечественного автопрома, трудно будет представить, что уже в самом начале XX века в Российской Империи производились автомобили, не уступавшие по своим качествам первым «Москвичам» и «Волгам». Выпускались эти машины с 1908 года.

Именно тогда на свет и появился первый серийный автомобиль Российской Империи «Руссо-Балт». В 1869 году на базе известной немецко-голландской фирмы, производившей железнодорожные вагоны, был построен Русско-Балтийский вагонный завод. На тот момент он стал одним из крупнейших машиностроительных предприятий Российской Империи.

Завод пережил много преобразований. Были у него и упадки, и подъёмы производства. Тем не менее, после русско-японской войны (1904 – 1905), даже когда число заказов упало, на нем было начато производство автомобилей. Автомобильный отдел завода возглавил русский инженер по фамилии Айзеновский.

До 1908 года на предприятии было сильное влияние бельгийских акционеров, и с их подачи было отдано предпочтение бельгийской модели с забавным названием «Фондю». У этой автомобильной фирмы был куплен патент на производство, и уже в 1909 году было собрано первых три автомобиля. Их представили публике в комплектации с различными мощностью 12, 24, 35 лошадиных сил.

Руссо-Балтийский завод имел два отдела по производству экипажей: в Риге и в Санкт-Петербурге. Там изготавливались однотипные кузова к машинам: «Торпедо», «Фаэтон», «Лимузин», «Берлино», «Ландола» и др. Поскольку на заводе к 1910 году уже существовали и свои литейные цеха, и цеха по производству рессор и шин и др., то большая часть запчастей и агрегатов автомобиля были отечественные. Это в корне противоречит советской идеологии о несостоятельности автомобильной промышленности в царской России.

В 1910 году в Санкт-Петербурге состоялась автомобильная выставка, на которой публике были представлены пять автомобилей Руссо-Балт, а в 1913 году на следующем автосалоне — уже шесть машин. Всего за период с 1909 по 1918 год было выпущено более 600 автомобилей Руссо-Балт, что превышало производство таких авто гигантов как Мерседес и Опель.

С первых лет автомобили Руссо-Балт замечательно себя проявили в различных модных тогда пробегах, где они показали свою крепость и надежность. Правда, для того чтобы управлять автомобилем начала 20-го века, да ещё в отсутствие качественных дорог, что тогда являлось настоящей бедой, требовалась не только сила, но и храбрость, готовность к любым трудностям и неприятностям в дороге. Даже обычный тормоз в автомобиле Руссо-Балт являл собой достаточно сложную конструкцию.

Долгие годы на приборной панели автомобиля Руссо-Балт находилось всего два прибора: спидометр и одометр. Последний определял расстояние. На некоторых автомобилях устанавливались зеркала заднего вида. Другим элементом, свойственным ретро авто начала 20-го века, являлся клаксон.

Выпускаемые заводом автомобили Руссо-Балт не ограничивались ни в размерах кузова, ни в . Так как большая часть их делалась по заказам различных ведомств, то и автомобили соответствовали тем условиям, в которых им предстояла дальнейшая эксплуатация.

Часть выпускаемых автомобилей Руссо-Балт предназначались для спортивных гонок. Это были легкие, двухместные, обтекаемые, мощные аппараты, с успехом принимавшие участия во многих гонках. Именно на таком спортивном автомобиле в 1912-1913 годах наш гонщик Андрей Нагель совершил несколько побед, участвуя в гонках Санкт-Петербург – Монте-Карло, в пробегах по Европе, Африке, Азии. Причем за время соревнований с машиной не случилось ни одной серьёзной поломки. Только самые лучшие автомобили мира могли похвастаться такой выносливостью и надежностью!

Максимальная скорость у разных моделей автомобилей Руссо-Балт в зависимости от двигателя составляла: со слабым 40-45 км/ч, со средним 55-60 км/ч, с сильным 80-85 км/ч. Но, если помните, в царской России хороших дорог тогда не было и реализовать свои возможности в полную силу у себя дома автомобили не могли.

Сейчас современному водителю трудно понять, как можно проводить серьёзный ремонт машины каждые 20 тыс. км. Однако для начала 20-го века такие машины наоборот считались выносливыми. Если взять автомобили Руссо-Балт 1910 — 1915 года, то их нужно было обслуживать каждые 1000 верст, тогда ещё не было и все забивалось сажей грязью и т.д.

Когда выезжали в пробег, то помимо всего прочего с собой брали масло, свечи, запчасти, инструменты и приспособления для мелкого ремонта в пути. Водитель того времени – это была серьёзная и мужественная профессия, которая требовала от человека не меньшей силы, стойкости и выносливости чем от его железного друга.

Например, колеса были еще с деревянными спицами, а покрышки на них имели очень маленький протектор. Сцепление с дорогой было низкое. Для сохранности покрышек их накачивали до 6 атм., от чего машина становилась жесткая и плохо управляемая.

Автомобиль Руссо-Балт со стопроцентной уверенностью можно назвать нашим автомобилем с уклоном на надежность. Когда его проектировали, то учитывали и наши климатические условия, и отсутствие хороших дорог и качественных ГСМ, плюс дороговизну изготовления двигателей и комплектующих деталей.

Получился с одной стороны надежный, с другой — весьма дорогой автомобиль. Его цена в открытом кузове начиналась от 7500 рублей, а в закрытом – от 8300 рублей. К примеру, зарплата земского учителя составляла тогда скромных 45 рублей. Тогда как Форды из Америки в зависимости от формы кузова стоили от 1800 до 2100 рублей.

Частники покупали автомобили Руссо-Балт крайне редко. Например, в 1912 – 1913 в Санкт-Петербурге было куплено около 20 авто, еще по 2-3 машины купили в Киеве и Минске; в Москве покупателей не нашлось. Это говорит о том, что большинство обывателей делало выбор в пользу , и французских автомобилей.

Серьёзным заказчиком автомобиля Руссо-Балт была царская военно-автомобильная рота. По заказу военного ведомства для этой роты изготавливались машины с повышенной проходимостью, специальные автомобили для стрелкового оружия, транспортные средства для командующего состава.

Среди выдающихся покупателей Руссо-Балт был сам император Николай II. У него в гараже имелись две машины. Правда, поговаривали, что на них ездила лишь охрана, сам он предпочитал передвигаться на французском автомобиле.

К сожалению, доживших до наших дней автомобилей Руссо-Балт практически не осталось. На территории России находится всего две машины.

Марка, под которой ещё в начале 20-го века производились российские автомобили. «Руссо-Балты» выпускались на «Русско-Балтийском вагонном заводе» (РБВЗ, основан в 1869 году в Риге), у которого в 1908 году появилось автомобильное подразделение.

Конструктором «Руссо-Балт» (Russo-Baltique), самый первый из которых покинул завод в 1909 году, был Жульен Поттера (Julien Potterat), ранее работавший в бельгийской автомобильной компании Fondu и взявший за основу все свои ранние наработки.

Самой первой моделью была С-24/30 с двигателем на 24 лошадиные силы. Именно модели «С» суждено было стать самой массовой в истории завода - всего было реализовано 347 штук, включая различные модификации, в том числе и на полугусеничном ходу. Впоследствии появились модели «К» и «Е», а также грузовые «Д», «М» и «Т».

Всего было выпущено чуть более 600 автомобилей, что можно назвать весьма неплохим результатом по тем временам. Причём, если первые модели собирались из деталей, заказанных за рубежом, то впоследствии удалось наладить производство всего необходимого на самом заводе. Выпускались спортивные «Руссо-Балты», грузовые, пожарные, автобусы и даже броневики. Автомобили эти были известны по всему миру. Ими владели многие известные российские банкиры и промышленники. Несколько «Руссо-Балтов» принадлежало царской семье, хотя сам Николай II относился к ним довольно прохладно.

В 1918 году «Русско-Балтийский вагонный завод» был национализирован и переименован в «Первый государственный бронетанковый завод». Около десятка «Руссо-Балтов» выпустили уже при советской власти.

Впоследствии модель «Руссо-Балт С 24/40» выпуска 1915 года легла в основу первого советского легкового автомобиля «Промбронь» (всего было выпущено 5 штук). Бывшие производственные мощности, на которых собирались «Руссо-Балты», отошли совсем другим хозяевам.

Но марка «Руссо-Балт» не была забыта. Бренд, история которого значительно короче, чем легенда о нём, «Руссо-Балт» - сегодня ассоциируется с исконно русскими автомобилями, так что не удивительно, что есть желающие возродить марку . С начала века она принадлежит компании A:Level, которая в 2002 году была переименована в Russo-Baltique. В 2006 году был представлен первый автомобиль - Russo-Baltique Impression, разработанный при участии немецкого ателье German Gerg GmbH. Однако необычный концепт почти никого не заинтересовал и работы были свёрнуты, хотя изначально планировалось наладить выпуск очень мелкими сериями, не более 15 штук в год. Но можно не сомневаться, что попытки возродить «Руссо-Балт» будут предприниматься и в будущем.

Те, кто интересуется автомобильной историей России начала ХХ века, безусловно, согласятся со мной, что одними из ярких автомобилей тех лет, производившихся на территории Российской империи, были автомобили "Акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода" ("РБВЗ"), располагавшегося в городе Рига.
Вот кстати плакетка этого предприятия из Музея Московской железной дороги:

Процессу создания и развития "РБВЗ", его ценным бумагам и выпускаемой продукции посвящено множество статей, монографий и книг, изданных как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно хочется отметить труд нашего историка Л.М. Шугурова " В погоне за Руссо-Балтом", который он писал почти два десятка лет. В России выпустили даже аудио книгу: "Рыцарь "серебряного века" - история "Руссо-Балта" (если поискать можно найти ее всети и насладиться рассказом), готовятся к воплощению в жизнь новые книги и статьи, возможно в ближайшем будущем будет создан и качественный документальный фильм (а почему нет?). Все это доказывает, что интерес к "РБВЗ" не ослабевает и особенно к изделиям его автомобильного отдела образованного в 1908 году. К сожалению, до наших дней сохранился только единственный экземпляр автомобиля "Руссо-Балт". Это автомобиль К12/20, 1911 года выпуска, вызвавший огромный интерес у искушенной публики на "Олдтаймер Галерее" Ильи Сорокина, проходившей весной 2012 года в Москве и постоянно экспонируемого в автомобильном отделе Политехнического музея столицы России.



в Музее киноконцерна "Мосфильм" есть очень страшная реплика "Руссо-Балта" К12/20, очень страшная)), но это не мешает снимать ее в кино



Пожарный автомобиль "Руссо-Балт" Д24/40, находящийся в Рижском автомобильном музее, к сожалению, не полностью состоит из оригинальных деталей. Кстати в 2014 году его "переобули" в новые покрышки.



Именно поэтому продукция предприятий, мастерских и мастеров одиночек создающих масштабные модели это, по сути единственная возможность увидеть автомобили, выпускавшиеся "РБВЗ", в объеме. И это прекрасно, что благодаря инициативе сотрудников саратовского объединения "Тантал" (позднее переименованного в "Агат"), начиная с 1978 года, увидели свет знакомые многим копии в масштабе 1\43 пять различных модификаций автомобилей "Руссо-Балт" (фото тут размещать не буду, так как их видели многие), которые в дальнейшем позволили расширить линейку моделей автомобилей "РБВЗ" путем "конверсирвания" этой продукции.
"Конверсии" создавались как правдоподобные (т.е. прототип реального автомобиля все же существовал) и не очень, например почтовый автомобиль, созданный неизвестным автором из города Иванова (на следующем фото)



Фантазиныйх "Руссо-Балтов" очень много можно увидеть в каталогах "Автомобиль на ладони", особенно во второй части. Каких там только нет))
Серьезные же мастера одиночки такие как Виталий Молотков, Андраник Манукян, Андрей Самолдин, Игорь Ильюшин, Юрий Кипер, Зиновий Лахтерман (с помощью Станислава Кирилец) и другие, и объединения, например «ЕКАМ», «Саратовская лаборатория минимоделей», «АБ-Моделс», пытались создавать копии реальных прототтпов. Не стоить думать, что масштабные модели автомобилей «Руссо-Балт» изготавливались только на базе продукции «Тантал». Известны и полностью созданные с нуля, например мастерскими «Русский вариант», «Eastern Models» или мастерами Игорем Борцовым, Евгением Бабуриным, Дмитрием Володичевым и ранее уже упоминавшимся Андраником Манукяном.

У меня нет цели показать тут все "конверсии", покажу некоторые из них, начиная с фото интересных "конверсий" сначала созданных на базе саратовских моделей:


Переделка мастера из Прибалтики


"Руссо-Балт Гранд Туризмо", автор Андраник Манукян (если присмотреться можно увидеть и колеса от казанской модели АМО-Ф-15)


Копия этого медецинского атомобиля создано в уже далеких 90-х мастерской "ЕКАМ"


Пожарный, автор Андраник Манукян


Лимузин, автор Андраник Манукян


"Руссо-Балт" С24/55 ралли Монте Карло, автор Андраник Манукян


"Руссо-Балт Огурец", автор Андраник Манукян


" Руссо-Балт" С24/40 Торпедо, шасси 376, XIII серии, 1914 год, автор Зиновий Лахтерман

" Руссо-Балт" С24/30 с движетелем Кегресса, автор З иновий Лахтерман


" Руссо-Балт" бронеавтомобиль Автомобиль Джеффери - Поплавко, мастерская "Уральский Сокол"



" Руссо-Балт" бронеавтомобиль 1914 год, р абота Юрия Пивкина из города Пенза


" Руссо-Балт" Е15/35, автор Андраник Манукян

" Руссо-Балт" Т 40/65 с пушкой, автор Андраник Манукян

" Руссо-Балт" M24/35 1912, авторы Артель "Универсал" (Украина)

" Руссо-Балт" С 24/55 Ралли Монте-Карло 1912 , мастерская из Нижнего Новогрода (автор мастер-модели Игорь Борцов)

К сожалению, большую часть "конверсий" изготовленных в девяностых года прошлого века и начале двухтысячных, а также качественные самоделки уже крайне трудно найти - в среде коллекционеров это признанные раритеты, но расстраиваться не нужно, кто ищет тот всегда найдет) , если конечно это интересно.