Плавающая техника инженерных войск. Инженерная техника

Боевая техника производит сильное впечатление. Скорость, мощь ее, техническое совершенство мало кого оставляют равнодушным. Но помимо боевых в армии есть другие машины, не менее интересные. Они не могут похвастаться сильным вооружением или особо крепкой бронёй, зато обладают уникальными возможностями, в ней воплощены не менее интересные инженерные решения, а выполнить боевую задачу без этих машин порой оказывается просто невозможно. Ранее на сайте Фестиваля науки появлялся обзор подобного рода , теперь черед отечественной техники...

Глубокий овраг или ров не остановит колонну, если её сопровождает танковый мостоукладчик МТУ-90

МТУ-90 на укладке моста

Эта машина разработана в омском «КБ транспортного машиностроения». Она предназначена для устройства переправы через водные преграды, овраги и инженерные заграждения. С помощью МТУ-90 можно за пару минут навести мост грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 24 метров. При этом экипаж может не выходить из машины.

Если же на пути боевой техники оказывается непроходимый завал или минное поле, на помощь может прийти вот этот «монстр», созданный в цехах «Уралвагонзавода»:

Инженерная машина разграждения ИМР-3М

Это инженерная машина разграждения, ИМР-3М.Она поможетпродвижению войск в лесных и горных завалах, в снежной целине и даже в минных полях, в рытье котлованов, засыпка рвов и траншей. Машина герметизирована, оснащена системами подводного вождения (на глубине до 5 метров) и радиационной защиты. Кроме того она может ставить плотную дымовую завесу. Ну а если придётся непосредственно контактировать с врагом, ИМР-3М может пустить в ход зенитно-пулеметную установку НСВТ-12,7 или КОРД. Экипаж может выполнять боевые задачи, не выходя из машины в течение трех суток. Поэтому машина снабжена устройством кипячения воды и разогрева пищи, а также обеспечения других естественных потребностей.

В бою от скорости продвижения техники может зависеть и жизнь экипажа, и выполнение боевой задачи. Быстро преодолеть минное поле поможет установка разминирования УР-77.

Установка разминирования УР-77(фото - www.warsonline.ru)

Установка УР-77 способна проделывать ходы в минных полях во время боя. Ширина прохода составляет около 6 метров, а длина до 90 метров. Происходит это так: машина сдвигает бронированный колпак и запускает реактивный снаряд, тянущий за собой длинный шнур из взрывчатого вещества, который срабатывает после приземления и вызывает срабатывание мин. Видимо, из-за «огнедышащей» ракеты с длинным «хвостом» установку прозвали «Змеем Горынычем». УР-77 участвовала в афганской и чеченской войне.

А эта техника предназначена для преодоления водных преград:

Плавающий гусеничный транспортёр ПТС-4

ПТС-4 - это настоящая амфибия. Машина может двигаться со скоростью 60 км/ч по суше и 15 км/ч по воде. Транспортёр способен взять на борт до 18 тонн груза. При этом ПТС-4 может ещё и постоять за себя: он оборудован пулемётной установкой, которая управляется из бронированной кабины экипажа. Машины такого типа находят применение и в мирное время – так, например, они использовались при ликвидации последствий паводка на Дальнем Востоке. Это недавняя российская разработка.

А это переправочно-десантный паром (ПДП) (тоже недавняя разработка):

Паром ПДП по суше перевозится в сложенном состоянии, а перед спуском на воду раскрывается, превращаясь в самодвижущийся «островок» размером 16 на 10 метров, который может перевезти по воде 60 тонн груза со скоростью 10 километров в час.

Ну а этот образец – представитель уже не инженерных войск, а Военно-морского флота России. Однако и он выполняет схожую задачу – обеспечивает продвижение боевой техники туда, куда, казалось бы, путь ей закрыт.

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»

Это самый большой и грузоподъёмный корабль на воздушной подушке в мире. Он может принять с необорудованного берега подразделение десантников с боевой техникой, перевезти их по морю, высадить на побережье противника и даже оказать десантируемым войскам серьёзную огневую поддержку! Для высадки и погрузки десантных подразделений и боевой техники используются носовая и кормовая аппарели. Благодаря особенностям воздушной подушки, «Зубр» способен передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия и минные заграждения, двигаться по болотам. Корабль развивает скорость до 110 км/ч и может взять на борт, например, 10 бронетранспортёров и 140 десантников.

21 января поднимают бокалы бойцы инженерных войск. Это один из самых востребованных родов: в боевых операциях он идет на переднем крае, расчищая путь другим соединениям, в экстремальных ситуациях мирного времени помогает восстанавливать поврежденные объекты и территории.

В распоряжении военных инженеров уникальные машины, "РГ" представляет 5 необычных из них.

Строитель дорог ИМР

Сейчас уже есть третье поколение инженерных машин разграждения, способных проложить дорогу, где только вздумается. Созданная на базе танков Т-72 или Т-90 девятиметровая ИМР оборудована бульдозерным отвалом, "умеющим" работать в двух положениях, и телескопической стрелой с набором разных креплений. Ей не страшны минные поля и даже гамма-излучения, которые она ослабляет примерно в 120 раз.

Два человека экипажа могут трое суток "жить" внутри машины. В кабине есть где вскипятить воду, подогреть пищу, конструкторы позаботились даже о туалете.

На открытой местности ИМР способна проложить 12-километровый путь. Не шоссе конечно, но проехать и пройти можно. В сплошных лесах показатели скромнее - 300-400 метров в час, что впрочем тоже прилично.

Змей Горыныч УР-77

Самоходная установка призвана делать бреши в минных заграждениях противника. Машина несет два 90-метровых заряда по 700 с лишним килограммов пластида каждый. После пуска они разматываются и падают на нужную площадь. Подрыв этих боеприпасов заставляет сработать уложенные вокруг противотанковые мины, обеспечивая проход шириной около шести метров. УР-77 специалисты называют одним из лучших средств преодоления минных полей. Но не стопроцентным - установка может обезвредить не все виды ловушек, установленных против пехоты.

Сказочное прозвище к современной установке разминирования перешло от предшественников из-за необычности зрелища: с реактивным ревом над землей появляется ракета, за которой тянется что-то длинное и извивающееся.

Заградитель ГМЗ - 3

Оппонент "Горыныча". Гусеничный минный заградитель третьего поколения способен за час расставить мины на нескольких километрах, причем как заблаговременно, так и во время боя. При необходимости и замаскирует боеприпасы под землей. А установленное на нынешних модификациях навигационное оборудование позволяет зафиксировать точные координаты каждой мины, что существенно облегчает задачу по очерчиванию контуров полей.

Экипажу остается только выбрать так называемый шаг установки мин, механизм отправит ее на транспортер, а после укладки специальное устройство переведет заряд в боевое положение.

Мост на колесах ТММ-6

Хотите мост за 50 минут? Нет проблем. Именно столько времени, согласно максимальному нормативу, требуется, чтобы развернуть тяжелый механизированный мост, по которому без особых трудностей пройдет тяжелая бронетехника. Один комплект ТММ-6 рассчитан на 102 метра при длине одного пролета 17 метров. Так что из него можно собрать шесть 17-метровых, три 34-метровых, ну или все же одну, но самую длинную стометровую переправу.

По шоссе такая машина может передвигаться на расстояние до 1100 километров без дозаправки, ее максимальная скорость при этом составляет 70 километров в час.

Копатель ТМК-2

Этот неуклюжий на первый взгляд трактор оставляет после себя глубокий след. По заверению знатоков, ТМК-2 прост в управлении и обладает высокой маневренностью, что делает машину незаменимой при прокладывании траншей для трубопроводов, других различных линий или дренажных работах.

За один час ТМК-2 сделает 700 метров траншеи глубиной в полтора метра. Дополнительные бульдозерные приспособления позволяют использовать машину даже для изменения рельефа: например, для засыпки ям, рвов или, наоборот, рытья котлованов. С комплектом дополнительного оборудования ТМК-2 можно задействовать на содержании и расчистке дорог от снега. Такую технику да в города для гражданских нужд.

Инженерная техника - группа средств инженерного вооружения, включающая машины инженерного вооружения, подвижные средства обслуживания и ремонта и электротехнические средства общевойскового назначения. В свою очередь машинами инженерного вооружения принято называть многочисленную группу машин, навесного, прицепного и встроенного оборудования, используемых войсками при выполнении задач инженерного обеспечения боя и операций и состоящих на вооружении подразделений инженерных войск, а в ряде случаев и других родов войск.

Военно-инженерная техника для ведения инженерной разведки

Одной из наиболее важных задач, решаемых инженерными войсками в ходе боевых действий, является ведение инженерной разведки объектов и местности. Самой сложной задачей инженерной разведки остается обнаружение инженерных заграждений. Инженерные машины данной группы позволяют определить проходимость местности, характер водных преград, разрушений, завалов и заграждений, возможность их преодоления или обхода, защитные и маскирующие свойства местности и т.п.

Инженерная разведывательная машина ИРМ-2 (рис.46) предназначена для разведки местности, путей движения войск и водных преград.

Установленные на ней стационарные и переносные приборы инженерной разведки позволяют получать данные о путях движения войск (проходимости, величине уклонов, наличии минно-взрывных заграждений и зараженности местности), о водных преградах (ширине, глубине, скорости течения, проходимости входов и выходов и относительной плотности дна, наличии навигационных препятствий, толщине льда) и сведения о несущей способности мостов.

Темп ведения разведки местности достигает 10 км/ч, минно-взрывных заграждений - до 5 км/ч, а время на разведку створа водной преграды шириной до 100 м составляет до 5 минут.

Машина создана на специальной бронированной гусеничной базе с использованием основных узлов и агрегатов боевой машины пехоты БМП-1. Шестицилиндровый четырехтактный дизель УТД-20 мощностью 220 кВт обеспечивает высокую маневренность машины. Скорость движения по суше до 52 км/ч. Скорость движения на плаву, обеспечиваемая водоходным движителем, достигает 11 км/ч.

К стационарным приборам разведки относятся речной широкозахватный миноискатель РШМ-2 и инженерный разведывательный эхолот ЭИР. Речной широкозахватный миноискатель РШМ-2 предназначен для поиска металлических противотанковых и противодесантных мин, установленных на суше и воде.

Инженерный разведывательный эхолот ЭИР предназначен для определения глубин, профиля дна водной преграды, оценки относительной плотности грунта дна и обнаружения навигационных препятствий в толще воды с записью на электротермическую бумагу. Диапазон измеряемых глубин - от 0,5 до 20 м.

К переносным приборам инженерной разведки относятся: артиллерийская перископическая буссоль ПАБ-2АМ; ручные миноискатели ИМП и РВМ-2; перископ инженерной разведки ПИР; саперный дальномер ДСП-30; ручной пенетрометр РП-1; комплект разведки мостов КРМ; ручной ледобур; ледомерная линейка и комплект разминирования КР-О.

Для осуществления наблюдения за местностью в дневное и ночное время, а также для ориентации на местности на машине установлены:

выдвижной панорамный перископ ПИР-451;

прибор ночного видения ТВН-2БМ;

авиагоризонт АГИ-С для определения углов уклона местности;

индивидуальные приборы наблюдения расчета ТНПО-160;

танковая навигационная аппаратура ТНА-3.

Машина имеет систему коллективной защиты от ОМП, систему маскировки термодымового типа (ТДА), водоотливное насосное устройство, вооружена курсовым пулеметом ПКГ, оснащена средствами связи.

Машина ИРМ является основным разведывательным средством инженерных войск.

Комплект средств инженерной разведки с вертолета КРВ предназначен для ведения аэрофотографической и аэровизуальной разведки местности, путей движения войск, водных преград, минно-взрывных и других инженерных заграждений, контроля качества маскировки войск и наземной обработки материалов разведки. Комплект перевозится на автомобиле ЗИЛ-131 с кузовом фургоном. Для ведения инженерной разведки в вертолет МИ-8Т устанавливаются средства аэрофотографической и аэровизуальной разведки: аэрофотоаппараты АФА-41/10, АФА-42/100, фотоаппарат ФС, бинокль Б-8, оптический визир, труба зенитная командирская ТЗК, диктофон П-180. На автомобиле перевозятся и развертываются средства фотолабораторной обработки, дешифрирования и оформления материалов воздушной разведки.

Применение КРВ позволяет вести плановое фотографирование при скорости до 180 км/ч. При полете вертолета на удалении 2...5 км от переднего края обеспечивается инженерная разведка на глубину до 15 км.

Военно-инженерная техника для преодоления минно-взрывных заграждений

Обеспечение мобильности своих войск является одной из самых важных задач инженерного обеспечения.

При ведении современных боевых действий минные поля будут основным препятствием, способным значительно снизить мобильные возможности войск. Устанавливаться минные поля будут как обычными средствами (вручную, при помощи минных заградителей), так и при помощи средств дистанционного минирования (инженерных, артиллерийских, ракетных, авиационных). Спектр применяемых мин также широк и разнообразен.

В настоящее время существуют четыре основных способа проделывания проходов в минных полях: механический, взрывной, неконтактный и вручную.

При механическом способе проделывания проходов в минных полях используются навесные (встроенные) устройства, которые крепятся в передней части бронированной 154

машины (катковые и катково-ножевые тралы КМТ-6, КМТ-7, КМТ-8, КМТ-10) (таблица 19) или бронированные машины разминирования БМР-2 (БМР-3).

Взрывной способ проделывания проходов в минных полях предусматривает использование зарядов разминирования, при подрыве которых установленные мины срабатывают, разрушаются и выбрасываются за пределы проделываемого прохода (установки разминирования УР-77, УР-83П).

Неконтактный способ используется для приведения к срабатыванию мин, имеющих неконтактные датчики цели или выведения из строя электронных компонентов взрывателей (электромагнитный трал ЭМТ).

Колейные ножевые тралы КМТ-6, КМТ-8, КМТ-10 (рис. 47) выкапывающего принципа действия конструктивно выполнены в виде отвала с черенковыми ножами. Ножи при встрече с миной выталкивают ее на поверхность, а отвалы отводят в сторону.


Рис. 48. Установка разминирования УР-77

Таблица 19

Основные технические характеристики минных тралов

Характеристики

Тип трала

Колейный, ножевой

Колейный, катково-ножевой

Оснащаемые боевые машины

Все типы средних танков

БМП-1, БМП-2

Т-55, Т-62 и их модификации

Все талы средних танков

Тип протраливаемых мин

Противотанковые противогусеничные и противоднищевые (контактные)

Ширина колей траления, мм

Скорость траления, км/ч

Время монтажа трала, экипажем, ч

Время отцепки трала экипажем, ч

Время аварийной отцепки, с

Взрывоустойчювость катковых секций от мин:

ТМ-57 в тротиловом снаряжении

ТМ-62 в снаряжении МС

Габариты трала, смонтированного на танке (БМП), мм:

В габаритах танка

длина (расстояние от носа боевой машины до передней точки трала)

Масса трала (с комплектом индивидуального ЗИП), кг

Препятствия, преодолеваемые танком (БМП) с тралом:

подъем (спуск), градусы

боевой крен, градусы

ширина рва, м

водная преграда


Рис. 49. Бронированная машина разминирования БМР-3

Колейные катково-ножевые тралы КМТ-7 наряду с ножевыми секциями имеют две катковые секции, которые своим весом воздействуют на нажимные взрыватели противотанковых мин и приводят их к действию.

Электромагнитными тралами ЭМТ могут оснащаться танки с любым типом трала.

Установка разминирования УР-77 (рис. 48) предназначена для проделывания проходов в противотанковых минных полях взрывным способом. Базовой машиной УР-77 является многоцелевой гусеничный бронированный тягач МТЛ-БУ. Машина обеспечивает подачу заряда разминирования на дальность 200...500 м, после взрыва которого в минном поле образуется проход глубиной 90 м и шириной 6 м. Боекомплект установки 2 заряда. Масса 15,5 т. Машина обладает высокой технической подвижностью: скорость на суше до 60 км/ч, на воде - до 5 км/ч.

Военно-инженерная техника для устройства минно-взрывных заграждений

Применение средств механизации для устройства МВЗ не только приводит к сокращению сроков установки заграждений и численности привлекаемых для этого войск, но и обеспечивает их эффективность.

Это связано с тем, что быстрая установка минных полей затрудняет их обнаружение противником, особенно при дистанционном минировании.

Средства для механизированной установки противотанковых и противопехотных мин можно классифицировать на следующие группы:

наземные раскладчики и заградители (ПМЗ-4, ПМЗ-4П, ГМЗ-2, ГМЗ-3, УМЗ);

оборудование к вертолету для установки противотанковых мин (ВМР-2);

оборудование к вертолету для установки противодесантных мин (ОУПДМ);

системы дистанционного минирования (артиллерийская на основе РСЗО «Ураган»; вертолетная - ВСМ-1; авиационная - АСМ).

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 (рис. 50) является основным средством механизации минирования на поле боя. ГМЗ-3 предназначен для механизированной установки на местности противотанковых мин типа ТМ-57, ТМ-62, ТМ-89 с контактными и неконтактными взрывателями как с маскировкой мин грунтом (снегом), так и без маскировки на поверхность грунта (снега), с автоматическим переводом мин в боевое положение.

ГМЗ-3 имеет аппаратуру для фиксации установленных минных полей, броневую защиту и высокие показатели маневренности. Вооружение - пулемет ПКТ.

В качестве базового шасси используется маневренная бронированная гусеничная машина с многотопливным двенадцатицилиндровым дизелем мощностью 520 л.с. Боекомплект заградителя составляет 208 мин. Шаг минирования - 5 и 10 м. Скорость минирования при установке мин на поверхность достигает 16 км/ч, при установке мин в грунт (снег) - до б (10) км/ч. Масса заградителя - 28,5 т. Расчет - 3 чел.

Универсальный минный заградитель УМЗ (рис. 51) предназначен для дистанционной установки минных полей из противопехотных (ПФМ-1, ПОМ-1, ПОМ-2) и противотанковых (ПТМ-3) мин в ходе боевых действий вне зоны воздействия ружейно-пулеметного огня противника.

Заградитель обеспечивает установку одно- двух- и трехполосных минных полей внаброс в процессе движения путем автоматического последовательного отстрела мин из кассет, размещенных в поворотных контейнерах, установленных на платформе базового автомобиля ЗИЛ-131.

Универсальный минный заградитель состоит из базовой машины и специального оборудования (контейнерного блока, системы управления минированием) и вспомогательного оборудования.

Протяженность минного поля, установленного одним боекомплектом мин при однополосном минировании составляет: до 3000 м из мин ПФМ-1; до 5500 м из мин ПОМ-1 и до 1800 м из мин ПТМ-3. Глубина минного поля составляет 15...25 м. При двухполосном и трехполосном минировании протяженность минного поля уменьшается соответственно в 2 или 3 раза.

Универсальный минный заградитель обеспечивает минирование в широком диапазоне скоростей: 10, 20, 30 или 40 км/ч.

Военно-инженерная техника для механизации дорожно-землеройных работ

Данная группа техники включает машины для механизации земляных работ и машины для подготовки и содержания путей движения и маневра войск, преодоления разрушений и препятствий. Основная их характеристика дана в таблице 20.

К машинам для механизации земляных работ относятся траншейные машины, котлованные машины, траншей но-котлованные и универсальные машины, а также навесное и встроенное оборудование для самоокапывания.

Траншейные машины предназначены для рытья траншей и ходов сообщения при оборудовании позиций войск.

Траншейные машины выполнены на колесной (ТМК-2, ТМК-3) или гусеничной базе (БТМ-3, БТМ-4М) (рис.52). Для отрывки траншей используется роторный рабочий орган, который позволяет осуществлять отрывку траншей и ходов сообщения глубиной до 1,5 м прямолинейного и криволинейного начертания с отвалом грунта в бруствер по обе стороны траншеи. Ширина отрываемой траншеи по дну 0,5...0,6 м, по верху 0,9...1,1 м. Машины ТМК-2, ТМК-З и БТМ-4М имеют вспомогательное бульдозерное оборудование, которое предназначено для подготовки трассы для рытья траншей, засыпки воронок, рвов, а также для отрывки котлована при самоокапывании.

Таблица 20

Тактико-технические характеристики траншейных машин

Показатели

Базовая машина

Техническая производительность, м/ч:

в талых грунтах

в мерзлых грунтах

Расчет, человек


Рис. 52. Траншейная машина БТМ-4М

Котлованные машины (рис. 53) предназначены для отрывки котлованов под фортификационные сооружения и укрытия для специальной и боевой техники при инженерном оборудовании позиций войск и пунктов управления. (Табл. 21).

Котлованные машины состоят из гусеничного тягача, основного рабочего органа (для отрывки котлованов) - фрезы с роторным метателем и вспомогательного - бульдозерного оборудования. Бульдозерное оборудование предназначено для подготовки площадки под котлован, выравнивания дна котлована и аппарелей, засыпки выемок. Машина МДК-3 имеет рыхлитель, позволяющий разрабатывать мерзлый и твердый грунт на глубину до 0,3 м.

Таблица 21

Показатели

МДК-З

Базовая машина

МТТ

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

Размеры отрываемого котлована, м

ширина по дну

Максимальная транспортная скорость, км/ч

Габаритные размеры в транспортном положении, мм

Расчет, человек

Полковая землеройная машина ПЗМ-2 предназначена для отрывки траншей и котлованов при оборудовании позиций войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых - только траншей.

Тактико-техническая характеристика ПЗМ-2

Базовая машина

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

Техническая производительность при отрывке:

котлованов, м З /ч

траншей, м/ч:

в талых грунтах

в мерзлых грунтах

Максимальная транспортная скорость, км/ч

Расчет, человек

Рабочее оборудование ПЗМ-2 смонтировано на базе колесного тягача и состоит из цепного рабочего органа с роторным метателем, тяговой лебедки и бульдозерного оборудования.

Куниверсальным землеройным машинам относятсявойсковые экскаваторы

(рис. 54), которые предназначены для механизации земляных и погрузочных работ при оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. (Табл. 22).


Рис. 54. Войсковой экскаватор ЭОВ-3521

Таблица 22

Тактико-технические характеристики войсковых экскаваторов

Показатели

Базовая машина

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

базового шасси

экскаваторного оборудования

Техническая производительность, м3/ч:

Грузоподъемность крановой подвески, т

Максимальная транспортная скорость, км/ч

Наибольшая глубина копания, м

Геометрическая вместимость ковша, м3

Расчет, человек

Рис. 55. Путепрокладчик БАТ-2

В состав экскаватора входят: базовое шасси - автомобиль повышенной проходимости, обвязочная рама с выносными опорами, поворотная платформа с кабиной экскаваторщика, силовой установкой, гидравлическим приводом, экскаваторным рабочим оборудованием - обратной лопатой с крюковой подвеской.

К машинам для подготовки и содержания путей движения и маневра войск, преодоления разрушений и препятствий относятся путепрокладчики, войсковые дорожные машины и бульдозеры, инженерные машины разграждения. (Табл. 23).

Путепрокладчики (БАТ-М, БАТ-2) (рис.55), универсальная дорожная машина УДМ, войсковой бульдозер БКТ-РК2 предназначены для подготовки и содержания войсковых путей, устройства съездов к мостам, переправам и переходов через овраги, рвы, траншеи и другие препятствия.

Рис. 56. Инженерная машина разграждения ИМР-3

Инженерные машины разграждения ИМР-2, ИМР-3 (рис. 56) предназначены для обеспечения продвижения войск через зоны разрушений в районах подвергшихся ядерным ударам, и выполнения задач на радиоактивно зараженной местности.

Универсальная дорожная машина УДМ (рис. 57) дополнительно к бульдозерному оборудованию оснащена погрузочным оборудованием ПК-6, грузоподъемностью до 6т и геометрической вместимостью ковша 3 м3.

К средствам общего назначения относятся лесозаготовительные и лесопильные средства, грузоподъемные и подъемно-транспортные машины, а также передвижные ремонтные мастерские. (Табл. 24).

Таблица 23

Тактико-технические характеристики военно-инженерной техники для подготовки и содержания путей движения и маневра войск, преодоления разрушений и препятствий

Показатели

Базовая машина

МТТ

К-702МВ

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

Техническая производительность, м/ч: при прокладывании колонных путей по среднепересеченной местности, км/ч

при проделывании проходов, м/ч:

в каменных завалах

в лесных завалах

при выполнении земляных работ, м 3 /ч

при корчевке пней диаметром 20.. .40 см, шт./ч

Грузоподъемность стрелового (кранового) оборудования, т

Глубина рыхления, м

Максимальная транспортная скорость,

Расчет, человек

Лесозаготовительные и лесопильные средства предназначены для заготовки лесоматериала и продольной распиловки леса на доски и брусья. К ним относятся лесопильные рамы ЛРВ-1, ЛРБ-Ш (рис.58), ЛРВ-2, мотопилы «Дружба» и «Урал».

Таблица 24

Основные тактико-технические характеристики лесопильных рам

Показатели

ЛРВ-1

Наибольший диаметр распиливаемых бревен, см

Длина распиливаемых бревен, м

Время развертывания в рабочее положение, мин.

Допустимая скорость транспортировки, км/ч

Тягач (транспортное средство)

Расчет, чел.

Грузоподъемные и подъемно транспортные машины предназначены для механизации погрузочно-разгрузочных и монтажно-демонтажных работ. (Табл. 25). К ним относятся автомобильные краны (рис. 59) и погрузчики (рис. 60).

Манипулятор крановый МКС-4032 предназначен для механизации погрузочно-разгрузочных работ с одиночными и сыпучими грузами, для проведения монтажно-демонтажных, ремонтно-восстановительных и других работ. Манипулятор устанавливается на автомобили КамАЗ-4310, Урал-4320 и др. Грузовой момент - 8,75 тм. Грузоподъемность при вылете 5,5 м составляет 1,55 т. Максимальный вылет стрелы с удлинителем - 10,5 м.

Средства технического обслуживания и ремонта инженерной техники позволяют в боевых условиях поддерживать инженерную технику в рабочем состоянии, а также производить в короткие сроки ее ремонт: К ним относятся мастерская технического обслуживания инженерной техники МТО-И, мастерская ремонта инженерного вооружения МРИВ.

Мастерская ремонта инженерного вооружения МРИВ выполнена на базе автомобиля ЗИЛ-131. Оборудование мастерской позволяет развернуть 5...8 постов технического обслуживания и ремонта и произвести 4...5 текущих ремонтов инженерной техники за смену.

Время развертывания мастерской -1 ч, время свертывания - 0,4 ч.

Расчет мастерской - 6 чел.

Таблица 25

Основные тактико-технические характеристики автомобильных кранов

Параметры

Тип крана

СПТН

войсковой

войсковой

войсковой

Грузоподъемность, т

на выносных опорах:

при работе с опасными грузами

при работе с обычными грузами

без выносных опор

передвижение с грузом на крюке

Грузовой момент, тм

Длина стрелы, м

Максимальная высота подъема крюка,

Скорость подъема (опускания) груза, м/мин

Скорость посадки груза, м/мин

Базовая машина

Урвл-4320-30

Урал-4320-30

Урал-4320-30

Урал-5557-10

Урал-5557-31

Двигатель базового шасси:

ЯМЗ-23 8M2

ЯМЗ -238М2

мощность двигателя, кВт (л.с.)

Максимальная скорость движения, км/ч

Полная масса крана, т

Новая книга от автора бестселлеров «Автомобили Красной Армии» и «Военные автомобили Вермахта». Уникальная энциклопедия автотехники, стоявшей на вооружении Советской Армии в 1945–1991 гг. Полная информация о всех типах серийных армейских автомобилей, специальных кузовов, надстроек и вооружения, а также бронетранспортеров первого поколения, выпускавшихся на шасси армейских грузовиков.

Если в годы Второй Мировой войны СССР катастрофически отставал от Запада в качестве и количестве автотранспорта, что стало одной из главных причин поражений 1941–1942 гг., то после Победы наш военный автопром совершил колоссальный рывок, не только догнав, но кое в чем (например, в производстве подвижных колесных систем ракетного вооружения и переправочных средств) даже обогнав «вероятного противника». Лучшие советские армейские автомобили – легендарные ГАЗ-69, УАЗ-469, ГАЗ-66, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и «Урал-375» – по праву занимали в мировых рейтингах высокие позиции, отличаясь простотой, надежностью и великолепной проходимостью. Эпоха 1950–1960-х гг. стала поистине «звездным часом» для всего отечественного ВПК, в том числе и для автомобильной отрасли, способной самостоятельно разрабатывать уникальную военную технику, не имевшую аналогов за рубежом, и выпускать лучшие за всю отечественную историю полноприводные армейские автомобили со специальным оборудованием и вооружением. Об этой ожесточенной «войне моторов», в которой был достигнут паритет с НАТО и обеспечена реальная безопасность страны, рассказывает новая книга ведущего специалиста по истории автомобилестроения, иллюстрированная сотнями редких фотографий.

По-видимому, советские инженерные войска уже давно ожидали появления нового вездеходного шасси повышенной грузоподъемности, и с появлением ЗИС-151 на его базе сразу же было создано большое количество разнообразной техники среднего класса. Первенство принадлежало различным системам понтонных парков и мостоукладчикам. Кроме них, на шасси ЗИС-151 базировались мощные отечественные автокраны АК-5 и немецкие ADK-III, одноковшовые экскаваторы ДКА-0,25 с обратной лопатой и автономным силовым агрегатом и компрессорные станции БКМС-4 для привода пневматического инструмента. В середине 1950-х годов на шасси ЗИС-151 был построен и испытан опытный укладчик дорожной ленты (рулонного тракта), конструктивно аналогичный такой же машине на базе ГАЗ-63.


Мостовой блок колейного механизированного моста КММ на шасси ЗИС-151А. 1955 год.

КММ – комплект колейных механизированных мостов грузоподъемностью 15 т, состоявший из пяти автомобилей-мостоукладчиков на шасси ЗИС-151А с лебедками. Служил для оперативного возведения войсковых колейных мостов и оперативного обеспечения прохода легкой колесной и гусеничной техники. Каждый мостоукладчик оснащался стальным колейным мостовым блоком длиной 7 м, который при помощи перегрузочного устройства опрокидывался назад и укладывался на нужном участке местности, перекрывая неширокие рвы и канавы. Для установки нескольких блоков на преградах глубиной до 3 м использовались откидные опоры на концах каждого блока. В дневное и ночное время за 60 – 80 минут комплект КММ позволял смонтировать пятипролетный мост длиной 35 м с колеей 1,1 м и шириной проезжей части 3,0 м. Скорость мостоукладчика по грунтовым дорогам находилась в пределах 30 – 35 км/ч, максимальная – 65 км/ч. Полная масса одной машины – 8,8 т. Боевой расчет на весь комплект КММ составлял 12 человек. С 1958 года КММ монтировался на шасси ЗИЛ-157.

ПВД-20 – парк воздушно-десантный с легкими надувными десантными лодками, выпускавшийся с 1951 года и базировавшийся в основном на автомобилях ГАЗ-63. Как вариант, для перевозки всех элементов парка вместо 10 грузовиков ГАЗ-63 была предусмотрена возможность применения шести автомобилей ЗИС-151. На практике этот вариант почти не применялся.

ЛПП – легкий понтонный парк для создания переправ грузоподъемностью до 40 т, разработанный в 1949 – 1952 годах и базировавшийся в основном на автомобилях ГАЗ-63А. В штате парка состояли также два грузовика ЗИС-151А с открытыми платформами для перевозки средних полупонтонов и особо крупных и тяжелых элементов, крепежа, оснастки, береговых пролетов, мостов и пристаней. Эти же машины использовались для буксировки на прицепах буксирно-моторных катеров. Впоследствии их сменили автомобили ЗИЛ-157.

ТПП (1950 – 1958 гг.) – тяжелый понтонный (понтонно-мостовой) парк грузоподъемностью 70 т первой серии, перевозившийся на автомобилях ЗИС-151А. Принят на снабжение инженерных войск в 1950 году как основной понтонный парк для замены всех ранее применявшихся конструкций этого класса. Такими парками комплектовали военные округа, группы войск, общевойсковые и танковые армии. Парк ТПП был предназначен для организации паромных переправ грузоподъемностью 35 – 70 т и наведения мостов на плавучих опорах грузоподъемностью от 16 до 70 т. Конструктивно являлся развитием парков Н2П и ТМП с цельнометаллическими герметизированными понтонами. Его разработал и серийно выпускал Мордовщиковский судомостовой завод из поселка Мордовщиково Горьковской области.


Герметичный понтон тяжелого понтонно-мостового парка ТПП на базе ЗИС-151А. 1952 год.

Комплект парка ТПП состоял из 32 носовых и средних понтонных блоков, 16 буксирно-моторных катеров БМК-90, двух комплектов рамных и катковых опор, наборов вспомогательного инструмента и приспособления. Катера БМК-90 с металлическими корпусами, 75-сильными моторами ЗИС-120 и гребными винтами перевозились на специальных прицепах, с 1957 года применялся катер БМК-150 с двумя двигателями общей мощностью 124 л.с. Для перевозки всего комплекта использовались 116 переоборудованных понтонных автомобилей ЗИС-151А с лебедками и специальными грузовыми платформами с роликами. Основной единицей парка являлись непотопляемые металлические герметичные носовые и средние понтоны с двутавровыми балками и настилочными щитами. Их спуск на воду производился инерционным способом при быстром съезде автомобиля в воду задним ходом и резком торможении. Из отдельных блоков собирали понтоны с настилочными и колейными щитами и плавучие мостовые опоры. Для погрузки понтонных блоков на грузовик использовалась штатная автомобильная лебедка. Из комплекта парка ТПП за 25 – 35 минут можно было собрать от 8 до 16 паромов грузоподъемностью 35 – 70 т с длиной палубы 16,0 – 24,5 м или наплавные мосты длиной 205 – 335 м для пропуска различной военной техники. Процесс их сборки занимал 2 – 2,5 часа. Штат парка ТПП составлял 995 человек. С конца 1950-х годов элементы парка монтировали на автомобили ЗИЛ-157.

ППС (1951 – 1956 гг.) – понтонный парк специальный грузоподъемностью 100 т, опытные образцы которого в середине 1950-х годов монтировались и испытывались на автомобилях ЗИС-151А. Парк послужил базой для создания большинства последующих и современных конструкций средств переправки. Его основой являлись понтонные блоки, из которых собирали от 16 до 48 самоходных понтонов, служивших самостоятельными средствами форсирования водных преград или плавучими опорами несущих конструкций мостов длиной до 790 м. Весь комплект парка предполагалось перевозить на 480 автомобилях с лебедками. Впоследствии для этой цели применяли грузовики ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131.

КМС – комплект мостостроительных средств для механизации работ по строительству временных низководных и подводных деревянных мостов грузоподъемностью до 60 т на свайных или рамных опорах. В их состав входили доработанные понтоны от парка ТПП и четыре дизель-молота ДБ-45 или 4ДМ-150. В середине 1950-х годов новое мостостроительное оснащение монтировали и испытывали на четырех грузовиках ЗИС-151, но серийное изготовление было налажено позднее, когда базой для него послужили автомобили ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131.

ADK-III (1948 – 1958 гг.) – армейский 3-тонный автомобильный кран производства ГДР на шасси ЗИС-151. Это единственный пример надстройки иностранного изготовления, достаточно широко применявшейся в послевоенное время в Вооруженных Силах . По названию немецкой фирмы, основанной Адольфом Блейхеротом в 1894 году, автокран носил неофициальное название «Бляйхерт» (Bleichert), хотя к тому времени этой компании уже не существовало: в 1945 году ее головной завод в Лейпциге был полностью разрушен бомбардировками союзников. 1 июля 1946 года фирму преобразовали в Советское акционерное общество «Подъемник» (Sowjetischen Aktiengesellschaft, SAG), которое изготовляло подъемно-транспортное оборудование и мостовые конструкции для поставок в СССР в счет репараций, а также занималось ремонтом автотехники. В 1955 году оно стало немецким Народным предприятием по выпуску тяжелого, подъемного и транспортного машиностроения (VEB Schweremaschinenbau Verlade– und Transportanlagen). В 1948 году на бывшем заводе «Бляйхерт» начался выпуск автокранов ADK-III на отремонтированных в Германии автомобилях ЗИС-5 и «Студебекер US6», а также на новых шасси ЗИС-150, ЗИС-151 и ЗИЛ-164. Автокраны на базе ЗИС-151 использовались в основном в Советской группе войск в Германии для проведения восстановительных и строительных работ, а также поставлялись в Советскую Армию и в народное хозяйство. В общей сложности в ГДР для нужд СССР было построено 7100 кранов разных типов.

Фотографии без ссылок на источники - из архива автора. На заглавной фотографии - роторный траншеекопатель ТМК-2 на инженерном шасси КЗКТ-538ДК (фото Константина Дунаева)

В истории советского военного автомобилестроения доля специальных двухосных тягачей с колесной формулой 4х4 занимала, пожалуй, самую скромную нишу и насчитывала буквально несколько опытных и мелкосерийных конструкций. Активные работы в этой довольно узкой сфере начались в середине 1950-х и проводились по заданиям Министерства обороны СССР с целью поиска наиболее оптимальной конструкции компактного, маневренного, несложного и не слишком дорогого универсального автомобиля инженерных войск, способного нести на себе набор рабочего оборудования и выполнять самые разнообразные операции.

Г лавным разработчиком такой техники вновь стало минское СКБ-1. Его первой военной машиной, родившейся в ноябре 1955 года, стал опытный двухосный тягач МАЗ-528. За неимением чего-то иного в его конструкцию заложили общую концепцию первого советского 25-тонного карьерного самосвала МАЗ-525, созданного в 1950 году под руководством Б. Л. Шапошника, в то время главного конструктора Минского автозавода.

МАЗ-528

(Фотографии из архива МЗКТ)

Этот малоизвестный военный тягач получил ряд агрегатов от грузовика ЯАЗ-210 и доработанную кабину от МАЗ-200, но был лишен специальной подвески и имел заднее расположение моторного отсека. В нем находился двухтактный дизель ЯАЗ-206 мощностью 165 л.с., работавший с пятиступенчатой коробкой передач, двухступенчатой раздаточной и дополнительной коробкой отбора мощности на гидронасос и лебедку. Реверсный механизм в трансмиссии позволил машине передвигаться с десятью скоростями в переднем и заднем направлениях без разворота. Роль подвески играли односкатные колеса с 28-дюймовыми шинами низкого давления.

Изначально МАЗ-528 был рассчитан на работу с навесным буль­дозерным оборудованием и как тягач-толкач тяжелой техники. Для повышения тягово-сцепных качеств на нем предусматривалась навеска 2,5-тонного балласта, вместе с которым масса машины превышала 18 тонн, позволяя буксировать низкорамные танковые прицепы.

МоАЗ-542

В 1960-е годы краткую и малоизвестную страницу истории Могилевского автозавода (МоАЗ) вписал процесс разработки перспективного тягача МоАЗ-542 двойного назначения. По своей заднемоторной компоновке и внешности он почти не отличался от МАЗ-528, но по конструкции был унифицирован с опытным одноосным тягачом МоАЗ-546. На нем использовались опытный 240-сильный дизель ЯМЗ-238, четырехступенчатая коробка передач и традиционная рессорная подвеска, но вместо 28-дюймовых установили более компактные шины размером 26,50–25. Реверсивная трансмиссия обеспечивала устойчивые рабочие скорости в границах от 0,2 до 40 км/ч в обе стороны.



Прототип 240-сильного тягача МоАЗ-542 (из архива НИИЦ АТ) и колесный бульдозер Д-581 на модернизированном шасси МоАЗ-542

Статьи / Военная техника

На заглавном фото: Первый минский одноосный тягач МАЗ-529 с передним опорным катком (из архива МЗКТ) Тяжелые одноосные тягачи представляли собой необычные для своего времени транспортные средства с колесной...

66625 3 32 03.02.2017

В 1964 году шасси МоАЗ-542 прошло приемочные испытания в 21 НИИИ. Затем разные предприятия начали монтировать на нем оборудование погрузчиков и снегоочистителей, но успеха они не имели. Что же касается военного применения МоАЗ-542, то к тому времени в производство уже пошел более совершенный и эффективный вариант МАЗ-538, а возможностей МоАЗа оказалось недостаточно, чтобы организовать серийный выпуск собственной машины.

Семейство МАЗ/КЗКТ-538

Получив опыт разработки и пробной эксплуатации первых одно- и двухосных тягачей, в 1960 году минское СКБ-1 завершило проектирование и сборку прототипов более мощного и практичного двухосного автомобиля-тягача МАЗ-538 инженерных войск для буксировки тяжелых систем и навески различных рабочих приспособлений.

По заданию Инженерного управления Министерства обороны СССР его проектировали в КБ инженерных тягачей при СКБ-1 под руководством Владимира Ефимовича Чвялева, будущего конструктора ракетных шасси. Этой машине была суждена долгая жизнь и достаточно широкое распространение в Советской армии, где она состояла на вооружении инженерных и саперных подразделений, в батальонах мотострелковых и танковых дивизий.

В 1964 году МАЗ-538, удачно завершивший государственные испытания, был принят на вооружение под обозначением ИКТ-С - средний инженерный колесный тягач. Годом ранее всю документацию на него передали Курганскому заводу колесных тяга­чей (КЗКТ) для промышленного производства.

В передней части сварной лонжеронной рамы автомобиля МАЗ-538 были смонтированы 375-сильный танковый дизель Д12А V12 и гидромеханическая трансмиссия с планетарной коробкой передач. От нее крутящий момент подавался на гидронасос и валы отбора мощности для привода лебедки и исполнительных механизмов, а реверсивное устройство позволяло машине перемещаться с одинаковыми скоростями и тяговыми усилиями в обоих направлениях. В оригинальной передней независимой подвеске поперечные рычаги сочетались с гидропневматическими упругими элементами, но задние колеса крепились на раме жестко.

Для управления тяжелой машиной только одним водителем-механиком была создана приподнятая компактная цельнометаллическая кабина с круговым обзором. Ее оборудовали двухсторонними органами управления, переставным рулевым колесом, двумя приборными панелями и двумя сиденьями, расположенными рядом друг с другом, но обращенными в разные стороны.

Когда же в Кургане модернизировали минские тягачи, их заводская маркировка была изменена на КЗКТ. Первым из них в 1965 году появился длиннобазный вариант КЗКТ-538ДП без коробки отбора мощности. Его главным назначением являлась работа с пассивными рабочими органами, не имевшими привода от двигателя автомобиля. Второе шасси КЗКТ-538ДК с герметизированной кабиной и коробкой отбора мощности применялось для монтажа активных землеройных агрегатов, а гидравлический ходоуменьшитель позволял им перемещаться с рабочими скоростями от 0,25 до 45 км/ч.

Инженерное оснащение на шасси МАЗ/КЗКТ-538

С началом выпуска автомобилей МАЗ-538 минского и курганского изготовления специально для них была разработана целая гамма навесного и прицепного рабочего оснащения. Первыми из них были простые инженерные машины с пассивными навесными рабочими органами - многоцелевой колесный бульдозер-тягач БКТ и армейский путепрокладчик ПКТ. Позднее на курганских шасси монтировали активное оборудование траншейной машины ТМК Дмитровского экскаваторного завода.

Базовый бульдозерный колесный тягач БКТ на автомобиле МАЗ-538 применялся для отрыва различных инженерных коммуникаций. Его рабочим органом являлся обычный прямой бульдозерный отвал шириной 3,3 метра. За один час машина могла переместить до 100 кубометров грунта. На удлиненном варианте КЗКТ-538ДП монтировали более эффективный вариант БКТ-РК2 с лебедкой и задним рыхлителем-корчевателем.