Положение об оплате труда водителей большегрузных автомобилей,. осуществляющих международные и междугородние перевозки грузов

Оплата труда водителей


К атегория:

Справочник водителя



-

Оплата труда водителей


Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариат Всесоюзного. Центрального Совета Профессиональных Союзов постановлением от 14 декабря 1972 г. № 322/34 утвердил Типовое положение об оплате труда и премирования рабочих автомобильного транспорта, а также транспортно-экспедипионного обслуживания и погрузочно-разгрузочных работ системы автомобильного транспорта.

Это типовое положение распространяется на рабочих автомобильного транспорта всех предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности.

Тарифные ставки

Для водителей, работающих на автомобилях, установлены следующие часовые тарифные ставки при 7-часовом рабочем дне:
а) для водителей 3-го класса, работающих на грузовых автомобилях (в том числе специализированных и специальных);
б) для водителей 3-го класса, работающих на легковых автомобилях (в том числе специальных);
в) для водителей 2-го класса, работающих на автомобилях скорой медицинской помощи и на легковых оперативных автомобилях, оборудованных специальным звуковым сигналом (типа «сирена»), дающим право водителю при выполнении задания допускать в установленном порядке отклонения от правил движения;
г) для водителей 2-го класса, работающих на автобусах (в том числе специальных).

Для водителей грузовых автомобилей на время работы в технологическом процессе на открытых горных работах, на вскрышных работах и на добыче угля, сланца, руды, нерудных материалов, огнеупорного сырья, флюсов и закладочных материалов для основного производства угольной, сланцевой, металлургической и химической промышленности, для водителей грузовых автомобилей, работающих на вывозке угольного шлама из шламовых отстойников, древесины на лесозаготовках, на перевозке сажи, взрывчатых и радиоактивных веществ, тарифные ставки повышаются на 15%.

Для водителей автомобилей, работающих в Москве и Ленинграде, тарифные ставки (кроме водителей, работающих на междугородных перевозках), повышаются на 10%.

Водителям, работающим на автомобилях II и III групп, имеющих специальное оборудование и механизмы, тарифные ставки установлены с учетом совмещения работ по управлению этим оборудованием и механизмами.

Мелкие работы по устранению возникших в пути эксплуатационных неисправностей, не требующих разборки механизмов автомобиля, входят в обязанность водителя и особой оплате не подлежат. При наличии подтверждающего документа о выполнении водителем работ в пути по разборке механизмов автомобиля и устранению неисправностей его труд оплачивается по установленной тарифной ставке за фактически отработанное время.

Особые случаи определения тарифных ставок

Размеры тарифных ставок водителей автомобилей определяются исходя из параметров и назначения автомобиля, указанных заводом-изготовителем в технической характеристике автомобиля.

При этом тарифные ставки устанавливаются для водителей, работающих;
— на бортовых автомобилях и автомобилях-самосвалах в зависимости от грузоподъемности этих автомобилей (при работе этих автомобилей с прицепами грузоподъемность прицепов не учитывается);
— на балластных и седельных автомобилях-тягачах, предназначных для буксировки прицепов и полуприцепов, в зависимости грузоподъемности буксируемого прицепа или полуприцепа (без та грузоподъемности второго прицепа или полуприцепа);
— на автомобилях-тягачах с прицепами-роспусками (лесовозах трубовозах и т. д.), для которых технической характеристикой установлена общая грузоподъемность автомобиля вместе с прицепом^ по общей грузоподъемности, а на бортовых автомобилях с прицепа, мироспусками - по грузоподъемности бортовых автомобилей;
— на других специализированных (цистернах, фургонах и т. д.) специальных автомобилях в зависимости от грузоподъемности базовых автомобилей, на шасси которых смонтированы специальные установки и оборудование. При работе этих автомобилей с прицепами грузоподъемность прицепов не учитывается;
— на автопогрузчиках - по грузоподъемности автопогрузчика на вилах, а на автокранах - грузоподъемностью, превышающей грузо-подъемность базового автомобиля - по грузоподъемности крана; на ассенизационных автомобилях и автомобилях-мусоровозах - по грузоподъемности базовых автомобилей с учетом веса дополни-тельного оборудования, а на автомобилях-рефрижераторах - с учетом веса холодильной установки;
— на снегопогрузчиках и роторных снегоочистителях, не имеющих грузоподъемности - по полному весу этих автомобилей;
— на автомобилях, имеющих различную грузоподъемность для различных дорог в зависимости от высшей грузоподъемности;
— на газобаллонных и газогенераторных автомобилях, оборудованных для работы на различных видах топлива - по соответствующей группе пропорционально времени, отработанному на данных видах топлива;
— на легковых автомобилях и автобусах с переоборудованными сиденьями и специальным оборудованием - по литражу двигателя легкового автомобиля и габаритной длине автобуса.

В случаях, когда завод или АТП совершенствуют подвижной состав с увеличением грузоподъемности, габаритов или рабочего объема двигателя с внесением соответствующих изменений в техническую характеристику автомобилей, тарифная ставка водителю увеличивается по новой паспортной характеристике.

Система оплаты труда

Системы оплаты труда - сдельная, повременная, повременно-премиальная отдельных групп рабочих автотранспортных предприятий устанавливается руководителями предприятий по согласованию с комитетами профессиональных союзов.

Для водителей грузовых автомобилей устанавливается, как правило, сдельная система оплаты труда с применением Единых норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельных расценок для оплаты труда водителей -автомобилей. В случаях, когда по условиям работы не представляется возможным или нецелесообразным применять для этих водителей сдельную оплату труда, устанавливается повременная или повременно-премиальная системы оплаты труда.

В тех случаях, когда грузовые автомобили следуют по условиям кй без груза, водителям, обеспечивающим перевозку грузов перев наПравлении, оформленную через организации авто-

Для водителей легковых автомобилеи-такси руководители пред-пиятий по согласованию с комитетами профсоюза могут применять леаьную систему оплаты труда по расценкам с рубля выручки за платный пробег, за оплаченный простой автомобиля, находящегося в распоряжении пассажира, и за посадку пассажиров.

Для водителей автобусов, легковых автомобилей служебного пользования, специальных автомобилей применяется, как правило, повременная или повременно-премиальная оплата труда. Оплата труда водителей-повременщиков, которым установлен ненормированный рабочий день, производится по месячной тарифной ставке, исчисленной путем умножения часовой тарифной ставки на среднемесячную норму рабочего времени (173,1 ч), а при неполном месяце работы - по дневным тарифным ставкам, исчисленным путем деления месячной тарифной ставки на количество рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц.

При направлении водителей с автомобилями в дальние рейсы руководители АТГ1 устанавливают им задания по времени на движение и стоянку автомобилей исходя из действующих норм времени на погрузку и разгрузку, расчетных норм пробега автомобилей, расстояния перевозки и заданного режима работы водителей. Время, установленное заданием, учитывается как рабочее. Оплата труда за это время производится: водителям-повременщикам - по часовым тарифным ставкам, водителям-сдельщикам - по сдельным расценкам за выполненный объем работы.

В случае перевода водителей на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в связи с производственной необходимостью на срок до 1 мес. оплата их труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод допускается лишь в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.

Перевод должен быть оформлен в установленном порядке с указанием причин перевода.

Надбавка за классность за время, оплаченное по тарифным ставкам ремонтных рабочих, водителям не выплачивается и доплата им за ненормированный рабочий день не производится.

Водителям автомобилей устанавливается подготовительно-заключительное время продолжительностью 18 мин в смену для выполнения необходимых работ перед выездом автомобилей и по возвращению их в АТП . Оно включается в их рабочее время и учитывается при установлении графиков работы водителей на «пинии.

Подготовительно-заключительное время предназначено для выполнения следующих работ.» заправки автомобилей топливом, смазочными материалами и водой, оформления путевых документов сдачи выручки, пуска двигателя, осмотра, проверки технического со! стояния и приема автомобилей, постановки автомобилей на установ. ленное место.

Надбавки и доплаты

Надбавка за классность. Водителям автомобилей (в том числе в специальных) выплачивается ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах (в процентах от установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время):
— работающим на автобусах, автомобилях скорой медицинской! помощи и легковых оперативных автомобилях, оборудованных специальным звуковым сигналом, водителям 1-го класса- 15;
— работающим на грузовых и легковых автомобилях, водителям 2-го класса- 10 и водителям 1 класса - 25.

Доплата за руководство бригадой. Водителям, не освобожденным от основной работы, производится доплата за руководство f бригадой: при составе бригады 5-10 чел.- 10% и свыше 10 чел.- 15% тарифной ставки за отработанное время при условии выполнения бригадой установленных месячных заданий.

Доплата водителям за совмещение ими обязанностей грузчика. При перевозке грузов, погрузка и выгрузка которых требует большого физического напряжения, допускается с согласия водителей совмещение ими обязанностей грузчика с оплатой этой работы по сдельным расценкам, установленным для грузчиков, или им производится доплата в размере до 30% соответствующей тарифной ставки высвобождаемого грузчика.

Доплата за работу в сверхурочное время. Водителям автомобилей (как сдельщикам, так и повременщикам) доплата за работу в сверхурочное время производится в размере 37,5% установленной им тарифной ставки за первые 2 ч сверхурочной работы и в размере 75% этой тарифной ставки за последующие часы.

Доплата водителям за совмещение обязанностей кондуктора. Водителям автобусов при работе без кондукторов устанавливается доплата в размере 3% от общей суммы сданной ими выручки за проданные билеты, абонементные книжки, месячные билеты.

Доплата за ненормированный рабочий день. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, доплачивают на ненормированный рабочий день в размере 15-25% тарифной ставки за отработанное время.

Порядок премирования

Премирование водителей грузовых, легковых автомобилей и автобусов производится за индивидуальные и коллективные результаты работы по следующим показателям:
— выполнение и перевыполнение месячного, дневного, сменного плана (задания) по перево,зкам, доходам, выручке, производитель-ностй трУДа, выполнение плана По количеству часов работы автомобилей на линии;
— улучшение эксплуатационных показателей (коэффициентов использования пробега, грузоподъемности, улучшение использования прицепов, сокращение времени простоя под погрузкой-разгрузкой и потерь линейного времени);
— снижение расходов на содержание подвижного состава;
— выполнение графика (расписания) движения для водителей маршрутных такси и графика доставки грузов для водителей грузовых автомобилей.

Для водителей автобусов регулярных линий пассажирского сообщения в качестве обязательного показателя премирования устанавливается соблюдение графика (расписания) движения.

Размеры премий, выплачиваемых водителям (за исключением премий водителям автобусов регулярных линий пассажирского сообщения общего пользования, водителям автомобилей-такси, а также водителям грузовых автомобилей, занятых в технологическом * процессе на работах, где предусмотрены более высокие предельные размеры) за счет фонда заработной платы, не должны превышать 40% сдельного заработка (для сдельщиков) или тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время (для повременщиков).

Премии, выплачиваемые из фонда заработной платы водителям автобусов регулярных линий пассажирского сообщения общего пользования и водителям автомобилей-такси, предельными размерами не ограничиваются.

Конкретные показатели и условия премирования, а также размеры премий устанавливаются руководителем предприятия по согласованию с комитетом профсоюзов.

В случаях привлечения к административной или уголовной ответственности либо применения мер общественного воздействия за хулиганство водители могут лишаться премий в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. Лица, совершившие прогул, лишаются премии полностью или частично.

Премирование за экономию горючего. За экономию автомобильного топлива против установленных норм расхода при наличии его учета водителям автомобиля выплачивается премия: до 25% стоимости сэкономленного карбюраторного топлива и до 12% стоимости сэкономленного дизельного топлива.

Общая сумма премии, выплачиваемой одному работнику за экономию топлива, вместе с премиями, выплачиваемыми в соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 26 ноября 1965 г. № 770/35 не может превышать 0,75 месячной тарифной ставки за квартал.

За перерасход топлива сверх установленных норм по вине водителей автомобилей с них удерживается: 60% стоимости перерасходованного карбюраторного топлива и 35% стоимости перерасходованного дизельного топлива. Удержание производится в порядке, предусмотренным ст. 49 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.

Ответственность за нарушение трудовой дисциплины

За нарушение трудовой дисциплины водитель несет дисциплинарную ответственность или ответственность в общественном порядке. При нарушении действующих правил дорожного движения водитель привлекается к ответственности в административном порядке, а если нарушение правил движения привело к смерти или увечью человека - к уголовной ответственности.

К дисциплинарной ответственности водитель может быть привлечен, если он не выполнил обязанность, возложенную на него трудовым соглашением, правилами внутреннего распорядка или правилами дорожного движения. За нарушение трудовой дисциплины администрация АТП может наложить одно из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до 3 мес, увольнение за систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором, если к водителю ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания, а также за совершение прогула без уважительных причин или появление на работе в нетрезвом виде.

Руководители АТП имеют право налагать указанные взыскания в течение 1 мес. со дня обнаружения проступка, но не позже 6 мес. со дня его совершения. В соответствии с тяжестью проступка администрация имеет право наложить любое взыскание, предусмотренное Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка, независимо от наличия у водителя взысканий за ранее совершенные проступки. За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Взыскание должно быть объявлено в приказе по АТП и сообщено под расписку водителю, на которого оно наложено.

Если водитель в течение года со дня наложения на него дисциплинарного взыскания не будет подвергнут новому взысканию, то независимо от того, был ли издан приказ о снятии взыскания, считается что он не подвергался ему.

Если водитель, на которого наложено дисциплинарное взыскание, проявляет себя как добросовестный работник, руководитель АТП имеет право издать приказ о досрочном снятии взыскания до истечения года со дня его наложения.

Привлечение к ответственности в общественном порядке заключается в обсуждении проступка и наложения общественного взыскания общественными организациями АТП или товарищеским судом.

Руководитель АТП может передать материалы о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение товарищеского суда. Возможно обсуждение проступка водителя по представлению профсоюзной организации, добровольной народной дружины, органов суда и прокуратуры, ГАП и по инициативе самого товарищеского суда.

К нарушителям трудовой дисциплины товарищеский суд может применить следующие меры общественного воздействия: обязать принести публичное извинение потерпевшему или коллективу; объявить товарищеское предупреждение; объявить товарищеское порицание; объявить общественный выговор с опубликованием или без опубликования в печати; обязать виновного возместить причиненный неправомерными действиями ущерб на сумму не свыше 50 руб.

Решение товарищеского суда является окончательным.

Решение товарищеского суда об объявлении товарищеского предупреждения, общественного порицания или общественного выговора действительно в течение года.

Если лицо, в отношении которого вынесено решение, в течение этого срока не совершит нового правонарушения, мера взыскания считается снятой.

К ответственности в административном порядке водителя привлекают сотрудники милиции при нарушении им действующих правил дорожного движения.

Нарушение правил дорожного движения может повлечь за собой предупреждение, штраф и лишение на определенный срок водительского удостоверения.

Предупреждение делается за незначительные нарушения правил дорожного движения. Для учета предупреждений сотрудник ГАИ производит просечку компостером в соответствующей графе талона предупреждений. При наличии в талоне трех просечек в течение 1 года и при последующем нарушении правил дорожного движения водителя направляют в ГАИ для сдачи экзамена по правилам дорожного движения.

За совершение в течение 1 года двух или более грубых нарушений правил дорожного движения или за грубое нарушение этих правил, которое привело к дорожно-транспортному происшествию, если это нарушение не связано с управлением транспортом в состоянии опьянения, водители лишаются права на управление транспортным средством на срок до одного года или подвергаются штрафу в размере до 30 руб.

Водители, которые в течение одного года два и более раз были задержаны за управление автомобилем без водительских прав, без установленных на автомобиле номерных знаков, а также за передачу управления транспортным средством лицам, не имеющим права на управление им, или лицам, находящимся в состоянии опьянения, подвергаются штрафу в размере до 30 руб.

За использование транспортного средства в целях личной наживы водитель лишается водительского удостоверения на срок до одного года или подвергается штрафу до 30 руб.

В случае отказа от уплаты штрафа на месте его взыскивают из заработной платы оштрафованного. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в народном суде по месту жительства водителя в течение 10 дней со дня вручения постановления. Подача жалобы приостанавливает взыскание штрафа до разрешения жалобы народным судом. Лишение водительского удостоверения производится за серьезные нарушения правил дорожного движения (управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, систематическое нарушение правил дорожного движения), а также за систематическое использование автомобиля в личных корыстных Целях.

За управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения водители подвергаются штрафу в размере 10-30 руб. и лишаются права на управление транспортным средством на срок до 2 лет.

Повторное в течение 5 лет по истечении срока лишения прав на управление транспортными средствами управление ими в состоянии опьянения влечет штраф от 10 до 50 руб. с лишением права на управление транспортными средствами на срок от 2 до 5 лет.

Указанные взыскания налагаются отделом (отделением) ГАИ или отделом внутренних дел Исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.

В случае добросовестного отношения к труду и примерного поведения лица, лишенного в административном порядке права на управление автомобилем, органы, принявшие такое решение, по истечении не менее половины установленного срока могут по ходатайству администрации АТП сократить на оставшееся время срок, на который лицо было лишено этого права.

Срок лишения права на управление автомобилем исчисляется со дня принятия такого решения, а в случае уклонения водителя от сдачи водительского удостоверения - с момента фактического изъятия у него этого удостоверения.

В соответствии со ст. 211 УК РСФСР нарушение водителем правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, повлекшее смерть потерпевшего или нанесение ему тяжелого телесного повреждения, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет с лишением водительского удостоверения на срок до 5 лет или без лишения.

За те же действия, но повлекшие за собой причинение пострадавшему менее тяжкого или легкого телесного повреждения, либо причинившие существенный материальный ущерб, водитель наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или приговаривается к исправительным работам на срок до 1 года, или подвергается штрафу размером до 100 руб. с лишением права управлять транспортным средством на срок до 2 лет или без такового.

Действия водителя, предусмотренные ч. 1 ст. 211, повлекшие гибель нескольких лиц, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 15 лет с лишением права управлять автомобилем на срок до 5 лет или без такового.

Водитель, лишенный водительского удостоверения и управляющий автомобилем в состоянии опьянения, наказывается лишением свободы на срок до 1 года или приговаривается к исправительным работам на тот же срок, или подвергается штрафу в размере до 100 руб. с лишением права управлять автомобилем на срок до 5 лет.

В соответствии со ст. 127 УК РСФСР неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без серьезной опасности для себя или других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи наказывается исправительными работами на срок до б мес. или общественным порицанием, либо влечет применение мер общественного воздействия.

Оплата труда водителей производится по единой межотраслевой системе для всех автотранспортных предприятий, по сдельно-премиальной или повременно-премиальной системе, исходя из часовой тарифной ставки.

Тарифные ставки определяют в зависимости от типа автомобиля и его грузоподъемности. Их устанавливают для водителей 3 класса. Водителей, работающих на грузовых автомобилях грузоподъемностью от 3,5 до 10 тонн, при оплате труда по системе ЕТС относят к 4-му разряду с тарифным коэффициентом 1,36 за условия труда – 1,8. Месячная тарифная ставка 1-го разряда в планируемом году 800 руб.

Водителям грузовых автомобилей ежемесячно выплачивают надбавку за классность (в % к тарифному фонду) в размере: 1 класс – 25%, 2 класс – 10 %. При планировании фонда заработной платы по автопарку определяют средневзвешенный процент надбавки (количество шоферов 1 класса * на 25 % + шоферы 2 класса * на 10 % и делят на количество всех водителей 1, 2 и 3 классов). Кроме этого выплачиваются доплаты за сверхурочную работу, за совмещение обязанностей грузчика, премии за выполнение и перевыполнение сменных заданий грузоперевозок, экономию нефтепродуктов, увеличение пробега шин, экономию средств на ремонте и техобслуживании и т.д. В нашем примере на эти цели (кроме премий за экономию) предусмотрено 40 % от тарифного фонда заработной платы.

Расчет фонда заработной платы водителей выполняется в таблице 5.

Нормативные показатели для расчета фонда заработной платы водителей берутся в приложении 10.

Таблица 5

Расчет фонда заработной платы водителей при сдельно-премиальной системе

и 7 часовом рабочем дне

Показатели Заработная плата
1. Часовая ставка 4 разряда, руб., С час.
2. Автомобиле-дни в работе, АД р
3. Тарифный фонд основной оплаты, руб. (п. 1 * п. 2 * 7 час.), Ф топ.
4. Количество шаферов по классам, %: 1 класса, Q В1 2 класса, Q В2 3 класса, Q В3
5. Средний процент надбавки за классность, руб.
6. Надбавка за классность, руб., d кл.
7. Норма времени под погрузкой и разгрузкой на 1 т, мин., t пр.
8. Время на весь груз, час., Σ t пр.
9. Норма времени на 1 ткм, мин., t дв.
10. На весь грузооборот, час., Σ t дв.
11. Норма времени на взвешиван. 1 т, мин., t вз.
12. Время на все взвешивание, час., ., Σ t вз.
13. Итого время, час. (п. 8 + п. 10 + п.12), Т ч.м.
14. Итого оплата труда (п. 1 * п. 13), ОЗП
15. Премии 40 % от ОЗП
16. Медосмотр, час (23 мин в смену * п. 2) : 60, t м.о.
17. Оплата труда за медосмотр, руб., ОТ м.о.
18. Всего заработной платы за год (п. 14 + п. 15 + п. 16), ЗП
19. Начисления за отпуск (8,3 %), руб., Н о
20. Итого (п. 17 + п. 18)
21. Количество шаферов по стажу, %: до 5 лет – 8 % до 8 лет – 10 % свыше 8 лет – 16 %
22. Средний процент за стаж работы, ОТ ст.
23. Оплата за стаж, руб. (п. 20), ОТ ст.
24. Всего фонд оплаты труда, руб., Ф о
25. Начисления на социал. нужды 35,5 %, руб., Н с.н.
26. Всего оплаты труда с отчислениями, руб., Σ ОТ с.н.


Тарифный фонд рабочего времени рассчитываются по формуле:

АД р – автомобили-дни в работе, дни.

Месячный фонд рабочего времени рассчитывается по формуле:

Т ч.м. = Σ t пр. + Σ t дв. + Σ t вз. , (25)

где, Σ t пр. – время по погрузкой и разгрузкой на весь груз, час.;

Σ t дв. - время на весь грузооборот, час.;

Σ t вз. – время на все взвешивание, час.

Основная заработная плата водителей рассчитывается по формуле:

ОЗП = С час * Т ч.м. , (26)

где, С час – часовая тарифная ставка водителей работающих по 4 разряду, руб.;

Т ч.м. – месячный фонд рабочего времени, час.

Премии водителям за качественное выполнение работ можно принять в пределах до 40 % от тарифного фонда заработной платы.

Начисления на отпуск производятся в размере 8,3 % от заработной платы.

Начисления за стаж работы водителей производится в размере: до 5 лет – 8 %;

до 8 лет – 10 %;

свыше 8 лет – 16 %.

Отчисления на социальные нужды во внебюджетные фонды водителям и другим категориям персонала устанавливаются в процентах от суммы основной и дополнительной оплаты труда. Для государственных и частных предприятий размер отчислений на социальные нужды составляют 35,5 %, в том числе: пенсионный фонд – 28 %; фонд социального страхования – 40 %; фонд медицинского страхования – 3,5 %.

1. Для оплаты труда водителей применяется индивидуальная сдельно-премиальная оплата труда за величину общего пробега, выполненного водителем за рейс по ставкам 1 км пробега.

2. Ставки заработной платы водителей за 1 км пробега одинаковы для всех направлений международной и междугородней работы, не зависят от соотношений пробегов по российской и иностранной территории и установлены в размере [значение] коп. за 1 км пробега (как для водителей, так и для стажеров).

Для водителей, осуществляющих перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов с использованием низкорамных полуприцепов (Гольдхофер), ставка заработной платы увеличивается на 15%, при работе без полуприцепа ставка заработной платы снижается на 20%.

3. Установленные ставки заработной платы за 1 км общего пробега рассчитаны как средневзвешанные величины нормативных базисных ставок применяемой ранее системы, в основу которой заложены следующие исходные данные:

Среднетехническая скорость движения - 51 км/час

Время движения в сутки для водителя - 7 час

Время движения в сутки для 2-х водителей - 14 час

Надбавка за классность - 25%

Доплата за особые условия труда при международной работе - 20%

Доплата за экспедирование - 15%

4. Все целодневные простои оплачиваются из расчета: [значение] руб. [значение] коп. ([значение] руб. [значение] коп. *7час *0,667)

Выходные и праздничные дни на линии считаются целодневными простоями и подлежат оплате.

В особых случаях директору по перевозкам предоставлено право принятия решения об оплате простоев (сверх трех суток за рейс) в размере [значение] руб. за каждый день простоя.

5. Оплата операций по погрузке и разгрузке полуприцепов производится в размере [значение] руб. [значение] коп. за каждую операцию, а водителям грузовых автомобилей, работающим с низкорамными полуприцепами и полуприцепами "Юмбо", оплату операций по погрузке и разгрузке производить в размере [значение] руб. [значение] коп. за каждую операцию. Вторая, третья загрузка оплачиваются в половинном размере.

6. Оплата труда водителей, работающих по однодневному путевому листу (форма 4-П) определяется путем умножения часовой тарифной ставки на отработанное время, которое определяется как разность между часами заезда и выезда минус время обеденного перерыва плюс подготовительно-заключительное время медицинского осмотра.

Часовая тарифная ставка:

При работе по обслуживанию предприятия - [значение] руб. [значение] коп.

При работе у клиента - [значение] руб. [значение] коп.

7. Водителям, переведенным в АРМ для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (с согласия начальника АРМ), оплата труда производится по тарифной ставке 3 разряда с выплатой премии согласно положению о премировании ремонтных рабочих.

8. Водителям-стажерам, работающим по однодневному путевому формы 4-П, оплата производится в размере 0,75 заработной платы водителя-наставника, рассчитанной по этому путевому листу.

9. Учет рабочего времени:

Для водителей грузовых автомобилей, осуществляющих международные и междугородние перевозки грузов, вводится 6-дневная рабочая неделя с одним выходным днем, исходя из 7-часового дня при 40-часовой рабочей неделе.

Финансовый директор [подпись] [инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

В чем особенности оплаты труда водителей автомобилей? Как оплачивать труд водителя на период ремонта автомобиля?

Водители автотранспорта - особая категория сотрудников организации. Для них установлен особый режим работы и отдыха и, как следствие, оплата труда водителей автомобилей может отличаться от порядка выплаты зарплаты остальным сотрудникам компании. В этой статье мы поговорим о порядке оплаты труда водителей организации, рассмотрим ее виды и особенности начисления.

Положение об оплате труда водителей грузовых автомобилей

Оплата труда водителя грузового транспорта компании - это вознаграждение, которое он получает за выполнение своих трудовых функций. Уровень заработной платы водителей, а также система выплаты вознаграждений регулируется законодательством, а также нормативными актами и положениями, принятыми в организации.

Одним из таких является положение об оплате труда водителей грузовых автомобилей на предприятии. Документ регулирует порядок начисления денежных вознаграждений за работу данной категории сотрудников, а также учитывает систему работы компании, график труда водителей грузовых автомобилей, уровень сложности выполняемых ими задач по перевозке грузов и другие вопросы.

Уровень оплаты труда водителя грузового транспорта зависит от таких нюансов, как:

  • категория грузового транспорта;
  • классность водителя;
  • рабочие смены (дневной график или ночной);
  • наличие переработок (выполнение плановых показателей, время работы, тоннаж перевозимого груза, расстояния и др.).

Водители грузового транспорта делятся на несколько категорий. Принадлежность к какой-либо из них оценивается исходя из грузоподъемности транспорта и расстояний, в радиусе которых осуществляются перевозки.

Расчет зарплаты такого работника зависит от отношения водителя к определенной категории. Это может быть:

1. Почасовая ставка. Такая система оплаты труда водителя грузового автомобиля возможна, если сотрудник в процессе выполнения трудовых обязанностей не преодолевает больших расстояний. При этом вес перевозимого груза небольшой.

2. Сдельная ставка. Вознаграждение сотрудника по такой системе производится с учетом перевезенных тонн груза или прохождения тонно-километров. Сдельная система заработной платы применяется для водителей грузового транспорта, которые перевозят объемные грузы на большие расстояния.

Сдельная оплата труда водителей грузовых автомобилей

Сдельная оплата труда водителей грузовых автомобилей применяется на основе выработки транспортного средства. Уровень заработной платы в этом случае напрямую зависит от самого сотрудника.

К критериям расчета вознаграждения водителя относятся:

  • пройденный километраж;
  • объем перевезенного груза в тоннах;
  • тонно-километры.

Сдельная система расчета вознаграждения применяется, если:

  • повременная система оплата труда не представляет выгоды для сотрудника и не является целесообразной;
  • имеются тонкости обслуживания транспортного средства и сложности при выполнении трудовых обязанностей;
  • необходимо мотивировать работника к высокой выработке с целью увеличения производительности труда.

Такая система расчета денежного вознаграждения выгоднее повременной для водителей, которые за определенный промежуток времени производят трудоемкие и результативные работы на транспорте.

Сдельная оплата труда водителей грузового транспорта может быть:

  • коллективной - актуальна, когда транспортное средство находится в работе непрерывно. Применяется если сотрудникам необходимо выделить время на отдых, которое не будет приводить к ущербу производительности компании. При коллективной сдельной оплате труда для каждого сотрудника вознаграждение рассчитывается исходя из их личной производительности и удельного веса их функционального участия;
  • индивидуальной - актуальна, когда положением об охране труда не требуется выделения дополнительного времени на отдых и водитель укладывается в оптимальный график (смена не должна превышать 12 часов).

Индивидуальная система наиболее приемлема и оптимальна для компании. В этом случае водитель отвечает за транспортное средство и объем производительности самостоятельно.

Система оплаты труда устанавливается нанимателем. Она не должна противоречить нормативным документам или трудовому соглашению с сотрудником.

Положение об оплате труда водителей легковых автомобилей

Оплата труда водителей автомобилей также зависит от категории и классности водителя. Этот показатель определяется в компании посредством прохождения аттестации. Классность присваивается водителю специальной комиссией и утверждается приказом нанимателя. Этот показатель имеет три уровня:

  • III - водитель, который только начал работу на этой должности и не работал ранее в другой организации;
  • II - водитель, имеющий непрерывный стаж работы в компании от трех лет;
  • I - водитель, который проработал в компании, имея II класс, не менее двух лет.

За классность водителю положена надбавка, размер которой устанавливается нанимателем и прописывается в положении об оплате труда водителей легковых автомобилей.

Кроме того, этот документ содержит основные условия оплаты труда, минимальные тарифные ставки, размеры компенсации за определенные условия выполнения трудовых обязанностей и т.д.

Водителям также могут быть положены премиальные вознаграждения. Их размер и основания для начисления прописываются в положении, утвержденном компанией. Премиальные выплаты возможны за следующие достижения:

  • высокую производительность труда сотрудника и перевыполнение плановых показателей за отчетный период;
  • высокий уровень качества производимых работ на транспортном средстве;
  • оперативное выполнение срочных дополнительных задач;
  • добросовестное отношение к выполнению основных функций и интенсивность труда.

Положение, утвержденное руководством компании, вступает в законную силу с момента его подписания. Этот документ действует на бессрочной основе.

Оплата труда водителя в период ремонта автомобиля

На время непредвиденной поломки автомобиля водитель вынужден освободиться от исполнения своих прямых трудовых обязанностей. Но работник же не виноват! А как это сказывается на его зарплате? Давайте разберем порядок оплаты труда водителя на период ремонта автомобиля.

Итака, есть два варианта:

Вариант 1. Если водитель самостоятельно устраняет поломку, то на период проведения ремонта можно установить для него тарифную ставку автомеханика в зависимости от объема работ.

Вариант 2. Если водитель не принимает прямого участия в устранении поломки, то на период проведения ремонтных работ для него устанавливается средняя ставка оплаты труда.

Применяемые варианты должны определяться в положении об оплате труда водителя.

Если поломка требует отправки автомобиля на ремонт в СТО, то в этом случае можно предложить водителю временный труд на другом транспортном средстве. Такой перевод возможен только с письменного согласия сотрудника.

В целях рационального использования рабочего времени можно попробовать договориться с работником и предложить ему оформить отпуск не по графику, а на период поломки автомобиля. Реализация такого плана зависит только от желания водителя, и настаивать на этом работодатель не вправе.

Так же стоит учесть начисление премий и надбавок. Зачастую наниматели не выплачивают премиальные за период ремонта, так как плановые показатели работником не выполняются. Однако целесообразнее выплатить сотруднику премию за качественный и оперативный ремонт, стимулируя его, тем самым, выполнять такие работы быстрее. Это возможно, если подобные выплаты не противоречат принятому положению.

Тема 6. Заработная плата на автомобильном транспорте

Наиболее распространенной должностью на предприятиях автомобильного транспорта, осуществляющих перевозки пасса­жиров и грузов, является должность водителя. Численность во­дителей на большинстве предприятий составляет более 50% от общей численности работников.

Труд водителей может оплачиваться повременно и сдельно. При выборе системы оплаты за основу принимаются вид пере­возок, условия их выполнения и другие факторы.

В частности, труд водителей маршрутных такси, автобусов, осу­ществляющих городские, пригородные, междугородные и заказные перевозки пассажиров, оплачивается повременно. При этом размер часовых тарифных ставок водителей устанавливается по видам пе­ревозок и зависит от вместимости автобусов: с увеличением вмес­тимости часовая ставка повышается. На практике и при установлении размеров ставок с помощью соответствующих коэффициен­тов выдерживается определенное соотношение между ними. Минимальное значение коэффициента устанавливается водителю, работающему на автобусе марки ПАЗ. Водителям, работающим на автобусах марки ЛАЗ-655, коэффициент составит 1,1; на автобусах марки ЛИАЗ и ЛАЗ 699, - 1,23; на автобусах марки «Икарус», - 1,38.

Кроме заработной платы, водителям маршрутных такси и ав­тобусов выплачиваются предусмотренные трудовым законодатель­ством надбавки и доплаты (за классность, разрывной характер работы, за отработанное время в каждой смене с двумя выход­ными, сверхурочное время, время простоя в резерве, участие в ремонте и т.д.)

Премирование водителей, занятых на всех видах перевозок пассажиров, производится как за индивидуальные результаты, так и за общие результаты работы бригады, измеряемые доходами (выручкой) от перевозок. За индивидуальные результаты премия начисляется за выполнение плана по доходам и за выполнение планового количества рейсов. Премирование за общие резуль­таты бригады осуществляется за выполнение плана по доходам всей бригадой водителей. Премия за коллективные результаты распределяется между членами бригады с учетом коэффициен­та трудового участия.

Премия начисляется за фактически отработанное время на линии с учетом доплат и надбавок, выплачиваемых в установ­ленном порядке: за классность, работу в ночное время, разрыв­ной график, предусматривающий разделение смены на части. Кроме того, премия водителям может быть установлена за от­сутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя, нарушений правил техники безопасности об охране труда, за содержание автомобиля в технически исправном состоянии, соблю­дение санитарных норм и правил, выполнение приказов и рас­поряжений качественно и в срок.

Оплата труда водителей такси в большинстве городов России устанавливается в определенной доле от выручки, полученной за каждый заказ. При данном способе водитель заинтересован в перевозке пассажиров на дальние расстояния.

Труд водителей грузовых автомобилей в зависимости от ус­ловий работы может оплачиваться повременно и сдельно. При­менение повременной системы оплаты труда экономически оп­равдано в тех случаях, когда нет возможности для точного уче­та производительности автомобиля в тоннах и тонно-километрах или когда эта производительность в силу объективных причин недостаточна (например, на перевозках, связанных с хозяйствен­ным обслуживанием предприятий, являющихся заказчиками транспортных услуг, при транспортировке мелких партий гру­за, при перевозках с заездами, при эксплуатации автомобилей специального назначения - топливозаправщиков, автомобилей технической помощи, автоклавов и др.).

При повременной оплате применяются часовые тарифные ставки, дифференцированные по маркам автомобилей в зависи­мости от грузоподъемности последних. Водители грузовых ав­томобилей, труд которых оплачивается повременно, получают разнообразные надбавки, доплаты и премии, предусматриваемые положениями об оплате труда и премировании, которые действуют на каждом предприятии.

Некоторые особенности имеет оплата труда водителей-сдель­щиков. При сдельной системе оплаты труда водителей грузовых автомобилей зарплата рассчитывается по сдельным расценкам, которые могут быть установлены за тонну, тонно-километр, рейс, пробег. В расценку входит оплата подготовительно-заключитель­ного времени и за отработанное время.

Сдельные расценки за перевозку 1 т груза (С т) и за произве­денную работу в 1 т-км (С ткм) рассчитываются по формулам

С т = С м · t пр · 100 · 60 , тенге / т;

Т м · 60 · q · γ

С ткм = С м (t дв + t пз ) ·100 ,тенге/т-км,

Т м · 60 · V т · q · γ · β

где С м - месячная тарифная ставка водителя третьего класса, тенге;

t пр - время простоя автомобиля под погрузкой и разгруз­кой в расчете на одну ездку, ч;

Т м - месячный фонд времени водителя;

q- грузоподъемность автомобиля, т;

γ - коэффициент использования грузоподъемности;

t дв - время в движении;

t пз - подготовительно-заключительное время, ч;

V т - техническая скорость автомобиля, км/ч;

β - коэффициент использования пробега.

Оплата труда водителей, работающих на автомобиле с прице­пом, производится по тем же расценкам, что и при работе без прицепа, но за общее количество перевезенных тонн (на авто­мобиле и прицепе) и за общее количество выполненных т-км.

Кроме зарплаты водителям, как сдельщикам, так и повремен­щикам, занятым на перевозке грузов, могут быть установлены доплаты и надбавки, предусмотренные трудовым законодатель­ством (за классность, совмещение обязанностей экспедитора или грузчика, за работу в ночное время и др.).

Премирование может производиться за индивидуальные и коллективные результаты работы по следующим показателям:

1) выполнение и перевыполнение месячного, дневного, смен­ного планов (заданий) по перевозкам или доходам от перевозок;

2) улучшение эксплуатационных показателей (коэффициен­тов использования пробега, грузоподъемности, сокращения по­терь линейного времени и времени простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой);

3) соблюдение графика перевозки грузов и пассажиров и др.

При перевозке массовых навалочных грузов автомобилями-самосвалами широкое применение находит сдельно-премиаль­ная оплата труда водителей, при этом расценка может рассчи­тываться за каждый рейс на определенное расстояние при усло­вии полного использования номинальной грузоподъемности автомобилей. При применении прицепов размер сдельной рас­ценки может быть увеличен. Для удобства и ускорения расче­тов по начислению зарплаты водителям автомобилей-самосва­лов на каждом АТП целесообразно иметь заранее заготовленные таблицы, содержащие сдельные расценки за рейс, при разных рас­стояниях перевозок. Премия может быть установлена за выпол­нение установленного задания при высоком качестве и в срок.

Расценка на 1 т-км или за 1 км пробега применяется при оплате труда водителей большегрузных автомобилей с универсальным кузовом, осуществляющих доставку груза на большое расстоя­ние. При этом при перевозке ценных грузов устанавливаются доплата водителю за экспедирование данного груза в процентах от тарифной ставки и премия за выполнение установленного задания в срок.

При оплате труда водителей автомобилей, осуществляющих междугородные перевозки грузов, может найти применение по­временно-премиальная система, при которой тарифная ставка устанавливается за каждый день при определенном значении пробега за указанный период и коэффициенте использования пробега. При увеличении (снижении) вышеуказанных показателей начисление заработной платы осуществляется пропорциональ­но их фактическому значению. В сумму дневной заработной платы входят оплата подготовительно-заключительного времени, за отработанное время, доплата за экспедирование груза и за пе­ревозку опасных грузов, премия за выполнение установленного задания качественно и в срок.

Широкое распространение в настоящее время получает сдель­ная система оплаты труда, при которой заработная плата води­теля грузового автомобиля начисляется в размере установленного норматива в процентах на 1 тенге. доходов без учета НДС. Дан­ный способ начисления заработной платы предусматривает при­менение на АТП дифференцированного учета доходов от экс­плуатации каждого автомобиля.