Остаточная глубина протектора мотоцикла. Глубина протектора летних новых шин: какая и допустимая

"Электронный журнал "Азбука права", 07.12.2017

КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ К ШИНАМ И КОЛЕСАМ?

Требования к шинам и колесам относительно маркировки и условий их эксплуатации изложены в Техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - Технический регламент).

Т ребования к шинам

Транспортные средства должны быть укомплектованы шинами согласно эксплуатационной документации изготовителей транспортных средств (разд. 5 Приложения N 8 к Техническому регламенту).

1. На шине должны содержаться надписи о ее номинальной размерности, категории скорости и несущей способности.

2. Номинальная размерность шины должна соответствовать документации по эксплуатации транспортного средства и размерности колеса, на которое шина установлена.

3. Если используются зимние шины с шипами противоскольжения, они должны быть установлены на все колеса.

4. В летний период (июнь, июль, август) запрещено использование транспортных средств с колесами, имеющими зимние шины.

5. В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещено использование транспортных средств с колесами, которые не укомплектованы зимними шинами. При этом все колеса должны иметь зимние шины. Региональные органы власти государств, являющихся членами Таможенного союза, могут увеличить сроки эксплуатации зимних шин.

6. Сдвоенные колеса надо устанавливать так, чтобы вентильные отверстия в дисках были совмещены. Это нужно для возможности подкачивания шин и измерения давления воздуха.

7. Скорость шины должна соответствовать или превышать максимальную скорость транспортного средства.

8. Фактическая максимальная масса, приходящаяся на шину, не должна превышать значений максимально допускаемой массы для данной шины.

Т ребования к высоте рисунка протектора шин

Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) должна быть не более (п. 5.6.2 Приложения N 8 к Техническому регламенту):

Для прицепов или полуприцепов высота рисунка протектора такая же, как для основного транспортного средства.

Справка. Классификация транспортных средств по категориям

Категория O - Прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам категорий L, M, N (п. 1.1 Приложения N 1 к Техническому регламенту).

Н еисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (в части шин и колес)

Шина считается непригодной к эксплуатации, если (п. п. 5.6 , 5.7 Приложения N 8 к Техническому регламенту; п. 5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090):

1. Появился хотя бы один индикатор износа.

2. Остаточная глубина рисунка меньше указанной в требованиях к высоте рисунка протектора.

3. Остаточная глубина рисунка протектора зимней шины, маркированной в том числе знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри, не больше 4 мм.

4. Золотники заменены заглушками или иными приспособлениями, включая пробки.

5. Имеются местные повреждения шины, такие как сквозные и несквозные порезы, пробои и т.д.

6. На колесах отсутствуют гайки и болты, предусмотренные конструкцией.

7. На дисках есть трещины или следы их устранения сваркой.

8. Крепежные отверстия в колесных дисках имеют видимые нарушения размеров и формы.

9. На одну ось транспортного средства установлены шины разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимние и незимние шины, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора (за исключением временной установки запасной шины).

Примечание. Восстановленные шины могут использоваться только в исключительных случаях (п. 5.8 Приложения N 8 к Техническому регламенту).

10. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Обратите внимание!

Управление транспортным средством при наличии таких неисправностей и условий влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).

Автомобильные шины в процессе эксплуатации непосредст­венно взаимодействуют с дорожным полотном. От условий их взаимодействия зависит управляемость автомобиля и безопасность дорожного движения в целом. Поэтому в настоящее время вопро­сы состояния и безопасной эксплуатации автомобильных шин дос­таточно подробно регламентированы действующей нормативной и технологической документацией. Основными документами в этой связи являются ГОСТР 51709-2001 и «Правила эксплуатации ав­томобильных шин», введенные в действие с 1 июля 1997 года.

Отечественный автомобильный парк имеет высокие темпы раз­вития за счет обновления номенклатуры автомобилей отечественно­го производства и большого количества ввозимых импортных авто­мобилей. Одновременно развивается рынок автомобильных шин. При этом существуют трудности в правильности комплектования автомобилей шинами. Очевидно, что для правильного их подбора необходимо руководствоваться целым рядом параметров. Решить эту проблему можно в результате изучения существующей марки­ровки шин и камер, которая частично приведена ниже.

Маркировка шин и камер. На каждой покрышке и беска­мерной шине, изготовленной по ГОСТ 4754 и ГОСТ 5513, должна быть следующая маркировка:

    обозначение шины - условное обозначение ее основных размеров и конструкции каркаса. Размеры шин могут быть указа­ны в миллиметрах или дюймах. Для шин с радиальной конструк­цией каркаса ставится буквенный индекс R, для шин с диагональ­ной конструкцией буквенный индекс не ставится;

    индексы несущей способности нагрузок для одинарных и сдвоенных колес - это условное обозначение прочности каркаса, определяющее максимально допускаемую нагрузку на шину. Их значения приведены в таблице 1;

    страна-изготовитель на английском языке;

    товарный знак и (или) наименование фирмы-изготовителя;

    обозначение стандарта;

    порядковый номер шины;

    дата изготовления шины, состоящая из трех цифр, из кото­рых первые две указывают неделю, последняя - последнюю цифру года изготовления;

    штамп технического контроля;

    надписи «Radial» для радиальных шин, «Tubeless» - для бескамерных шин, «Steel» - для шин с металлокордом в брекере;

    балансировочная метка - обозначающая самое легкое место покрышки или бескамерной шины в виде круга диаметром 5... 10 мм над закраиной обода. При монтаже шины на обод колеса балансировочная метка должна совмещаться с вентилем;

    индекс давления «PSI » - указание испытательного давления только для шин, предназначенных для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости с индексом «С» в обозначении, а также для шин грузовых автомобилей. Соотношение между индек­сами давления и величинами давления приведены в таблице 3.

На каждой камере должно быть нанесено:

    обозначение изделия;

    товарный знак или наименование фирмы-изготовителя;

    обозначение стандарта;

    дата изготовления;

    штамп отдела технического контроля.

Индекс несущей способности

Индекс несущей способности

Таблица П2. Скорости, применяемые при эксплуатации шин, и соответствующие им индексы категории скорости

Макси­мально допускае­мая скорость, км/ч

Макси­мально допускае­мая скорость, км/ч

Таблица П3. Соотношения между индексами давления и величинами давления

Индекс давления PSI

Давление воздуха в шине, кПа

Индекс давления PSI

Давление воздуха в шине, кПа

Примеры маркировки автомобильных шин:

1. Легковых автомобилей:

175/80R16 МИ-166 Steel Radial g84Tubeless ГОСТ 4754 508 041042 Made in Russia, где:

175/80R16 - обозначение (размер) шины, где 175 - номинальная ширина профиля шины в мм, 80 - серия (номиналь­ное отношение высоты профиля к его ширине в процентах), R - буквенный индекс радиальной шины, 16-обозначение посадоч­ного диаметра шины, соответствующее номинальному диаметру обода в дюймах;

МИ-166-торговая марка (модель шины), где МИ - условное обо­значение разработчика шины, 166 - порядковый номер разработки;

Steel - металлокорд в брекере;

Radial - радиальная шина;

84 - индекс несущей способности нагрузки. Указывает, что максимально допускаемая нагрузка на шину в соответствии с дан­ными таблице 1 составляет 5000 Н;

Tubeless - бескамерная шина;

ГОСТ 4754 - обозначение стандарта, по которому произво­дится шина;

508 - дата изготовления (50-порядковый номер недели с на­чала года, 8 - последняя цифра года изготовления - 1998 г.);

041042 - порядковый номер шины;

Кроме того, на боковине шины имеется товарный знак пред­приятия-изготовителя.

2. Грузовых автомобилей постоянного давления:

11/70R22,5 И-305 156/153F115PSIГОСТ 5513 497 80376MadeinRussia, где:

11/70/R22,5-условное обозначение шины, где 11-обозначение номинальной ширины в дюймах, R-буквенный ин­декс радиальной ширины, 22,5 - обозначение номинального диа­метра обода в дюймах; ранее выпускаемые шины имели двойное обозначение 11/70R22,5 (280/70R572), где параметры ширины 280 и 572 даны в мм;

И-305 - торговая марка (модель шины), где И-условное обозначение разработчика шины, 305 - порядковый номер раз­работки;

156/153-индексы несущей способности нагрузок для оди­нарных и сдвоенных колес. В соответствии с данными таблицы 1 эти шины могут эксплуатироваться в одинарном колесе при мак­симально допускаемой нагрузке, равной 40 000 Н, в сдвоенном колесе - 36 500 Н;

W5PSI- индекс давления. Указывает, что давление воздуха в шине в соответствии с данными таблице 3 должно быть 795 кПа;

ГОСТ 5513 -обозначение стандарта, по которому выпускает­ся шина;

497 - дата изготовления (49 - порядковый номер недели с на­чала года, 7 - последняя цифра года изготовления - 1997 г.);

80376 - порядковый номер шины;

Made in Russia - страна, где изготовлена шина (Россия).

Классификация и маркировка колес и ободьев. Колеса для автомобилей классифицируются по их принадлежности к тому или иному типу автомобиля, по конструкции и типу устанавливаемых на них шин:

    колеса для легковых автомобилей, автобусов особо малой вместимости, прицепов и грузовых автомобилей с полезной на­ грузкой до 1,5 т, имеющие неразборные глубокие ободья с кониче­скими полками и предназначенные для камерных и бескамерных шин постоянного давления;

    колеса дисковые и бездисковые для автомобилей, автобу­сов, прицепов, полуприцепов и троллейбусов, имеющие разборные ободья с коническими полками, предназначенные для камерных автомобильных шин, и колеса, имеющие неразборные ободья, предназначенные для бескамерных автомобильных шин;

    колеса дисковые и бездисковые для грузовых автомобилей, работающих в условиях бездорожья и на мягких грунтах, имею­щие разборные ободья с распорными кольцами, предназначенные для шин с регулируемым давлением воздуха.

Колеса обозначают основными размерами ободьев - шириной профиля и номинальным диаметром обода (в миллиметрах или дюймах).

Примеры обозначения колес:

    выпускаемых для легковых автомобилей –

127J x 330 или 5J x 13

114K x 355 или 41/2K х 14

152L х 380 или 6L х 15

1145 х 305 или 4,5B х 12

    выпускаемых для грузовых автомобилей –

140-508 или 5,5-20

152-508 или 6,0-20

178-508 или 7,0-20

206-508 или 8,0-20

    выпускаемых для бескамерных автомобильных шин -

где первые цифры - 127; 114; 152; 140; 152; 178; 206 - обозначают номинальную ширину профиля обода в мм, а 5; 41/2; 6; 4,5; 5,5; 6,0; 7,0; 8,0; 8,25 и 9,00 - в дюймах;

вторые цифры - 330; 355; 380; 305; 508 - обозначают номи­нальный посадочный диаметр обода в миллиметрах, а 12; 13; 14; 15; 20 и 22,5 в дюймах; буквы J, К, L, В - обозначают тип борто­вых закраин для колес легковых автомобилей.

Комплектация автомобилей шинами по размерам, моделям, несущей способности, скорости, типу рисунка протектора для кон­кретного автомобиля или прицепа должна проводиться в соответ­ствии с Руководством по эксплуатации автомобиля. Применение импортных шин на автомобилях отечественного производства и оте­чественных шин на импортных автомобилях возможно после прове­дения комплекса лабораторно-дорожных исследований, оформлен­ных Протоколом разрешения применения покупного изделия.

Не допускается установка на одну ось автомобилей шин раз­личных размеров, конструкций, моделей, с разными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углублен­ным рисунком протектора. При комплектации автомобилей шина­ми с рисунком протектора повышенной проходимости и направ­ленным рисунком протектора необходимо обеспечить вращение колеса в соответствии с указанием стрелки, находящейся на боко­вине шины. Шины с шипами противоскольжения устанавливаются на все колеса автомобиля (автопоезда). Ошипованные шины необ­ходимо обкатать со скоростью движения не более 70 км/ч для лег­ковых автомобилей и 50 км/ч для грузовых автомобилей на протя­жении 800... 1000 км пробега.

Автомобильные шины не должны иметь местные повреж­дения, которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора. Не допускается наличие инородных предметов между сдвоенными колесами. Давление воздуха в шинах должно соответ­ствовать нормам для конкретной модели автомобиля. Не допуска­ется замена золотников другими предметами. Количество и со­стояние болтов и гаек крепления колес должны соответствовать требованиям завода-изготовителя. Диски и ободья колес не долж­ны иметь трещин. Автомобильные колеса в сборе после каждого монтажа и при каждом техническом обслуживании должны быть отбалансированы. Допустимые значения дисбаланса колес приве­дены в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля либо в инструкции по эксплуатации балансировочных стендов. Напри­мер, для автомобилей ВАЗ-2101, 2102, 21011, 2103 и 2106 допус­тимый дисбаланс колеса в сборе с шиной составляет 2600 г-мм, что соответствует массе грузика 15 г, устанавливаемого на закраи­ну обода. Для этих же моделей не рекомендуется превышать массу грузиков в каждой плоскости балансирования более 80 г.

Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:

для легковых автомобилей - 1,6 мм;

для грузовых автомобилей - 1,0 мм;

для автобусов - 2 мм;

для прицепов и полуприцепов - те же значения, что и для тя­гачей.

Ободья колес имеют ограничения по осевому и радиальному биениям. Предельные их значения для автомобильных колес с не­разборным ободом приведены в таблице 4, с разборным ободом - в таблице 5.

Таблица П4.Предельные значения биения для автомобильных колес с неразборным ободом

Таблциа П5. Предельные значения биения для автомобильных колес с разборным ободом

Каждая шина и колесные диски должны соответствовать требованиям маркировки и условиям эксплуатации согласно Постановлению правительства РФ от 10.09.2009г. № 720 (редакция от 06.10.2011г.) «Об утверждении технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств».

Выдержка из Постановления правительства РФ от 10.09.2009г. № 720 (редакция от 06.10.2011г.) «Об утверждении технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств»:

2.3. Требования к шинам и колесам

2.3.1. Каждая установленная на транспортном средстве шина должна:
2.3.1.1. Иметь отформованную маркировку российским знаком соответствия либо хотя бы одним из знаков E, e или DOT.
2.3.1.2. Иметь отформованные надписи, содержащие информацию о номинальной размерности шины, ее несущей способности и категории скорости.
2.3.1.3. Иметь номинальную размерность, соответствующую рекомендациям эксплуатационной документации на транспортное средство и размерности колеса, на котором она смонтирована;
2.3.1.4. Иметь категорию скорости, адекватную максимальной конструктивной скорости транспортного средства. При этом фактическая максимальная нагрузка на шину не должна превышать значения, соответствующего индексу несущей способности с учетом требований Правил ЕЭК ООН N 30 или 54.

2.3.2. Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:
2.3.2.1. Для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;
2.3.2.2. Для транспортных средств категории - 1,6 мм;
2.3.2.3. Для транспортных средств категорий N и O - 1,0 мм;
2.3.2.4. Для транспортных средств категорий и - 2,0 мм;
2.3.2.5. Для прицепов (полуприцепов) - та же, что и для тягачей, с которыми они работают.
2.3.2.6. Для зимних шин, а также шин, маркированных знаком M+S - 4,0 мм.
(п. 2.3.2.6 введен Постановлением Правительства РФ от 10.09.2010 N 706)

Таблица 2.9
Требования к фактической максимальной нагрузке на шину
с учетом категории скорости и индекса несущей способности

Исключена. - Постановление Правительства РФ от 10.09.2010 N 706.

2.3.3. Шина считается непригодной к эксплуатации при:

2.3.3.1. Наличии участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора по всей длине меньше указанной в пункте 2.3.2. Размер участка ограничен прямоугольником, ширина которого не более половины ширины беговой дорожки протектора, а длина равна 1/6 длины окружности шины (соответствует длине дуги, хорда которой равна радиусу шины), если участок расположен посередине беговой дорожки протектора. При неравномерном износе шины учитывается несколько участков с разным износом, суммарная площадь которых имеет такую же величину;
2.3.3.2. Появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки;
2.3.3.3. Замене золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями;
2.3.3.4. Местных повреждениях шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местных отслоениях протектора.
2.3.4. Не допускаются:
2.3.4.1. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес;
2.3.4.2. Наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой;
2.3.4.3. Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес;
2.3.4.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

Почему интересна высота протектора новой зимней шины? Производители рекомендуют изнашивать его не до минимально допустимого значения, выраженного в точных цифрах, а на 50 %. При покупке покрышки, бывшей в употреблении, знание начальных метрических характеристик поможет по остаточной глубине рисунка оценить солидность её пробега.

Автомобильные покрышки собирают из нескольких слоёв текстильного корда и металлокордного брекера - корда из металлической проволоки. Боковины изделия укрывают тонким слоем резины, а беговую часть - толстым. Этот массивный резиновый слой, по сути - подошва шины, и есть протектор.

Выпуклыми элементами рисунка протектор «цепляется» за дорогу, продвигая автомобиль вперёд, тормозя, поворачивая. Канавки, в которые «сливаются» углубления между выступами, отводят воду, слякоть из пятна контакта.

Сцеплению со скользкой опорной поверхностью способствуют шипы и ламели. Первые врезаются в укатанный снег, лёд. Множество узких параллельных надрезов - ламелей - на выступах протектора играет роль «присоски».

На заметку. Покрышкой называют шину, работающую в паре с камерой - «покрывающую» её.

Зимнему протектору свойственны особые рисунки (с более контрастным рельефом, широкими канавками) и специальная резина, максимально сохраняющая эластичность на морозе.

Рисунок протектора зимней автомобильной шины

Группы, на которые делят автомобильные шины в зависимости от типа рисунка протектора:

  • летние, или дорожные, несовместимые со скользким покрытием и глубоким снегом (рисунок продольно направленный, с узкими канавками);
  • всесезонные (они же - универсальные), а по сути - межсезонные (узор образован равноразмерными шашками одинаковой формы);
  • зимние (рисунки сложные, из более разреженных элементов) - на сухой ровной дороге быстро изнашиваются, шумят, тратят лишнее топливо;
  • повышенной проходимости, или вседорожные (замысловатый рисунок из обособленных элементов сложной формы - почвозацепов - и широких перекрёстных канавок).

Рисунок зимней покрышки может быть направленным. Как правило, его центральная зона напоминает ёлочку. Такой шине не безразлично, в какую сторону вращаться. Установить её можно только на одну из сторон автомобиля: на правую или на левую. Подсказка - стрелка на боковине изделия.

Такой рисунок - стрелки (или галочки), расходящиеся концами от центральной оси к периферии, быстро выводит жидкость из зоны соприкосновения шины с дорогой (вперёд и в стороны), хорошо «тянет» машину по скользкой поверхности, по снегу.

Асимметричный рисунок зимнего протектора «собран» из нескольких продольных узоров разных типов. (Например, дорожка из элементов, напоминающих стрелки - для устойчивости при разгоне и торможении на льду).

Рисунок протектора покрышки не должен различаться у колёс одной оси. Иначе движение автомобиля по заданной траектории невозможно, а его эксплуатация запрещена законом. (Рисунок на паре передних колес может отличаться от рисунка на паре задних, но придётся возить с собой две запаски - по одной для каждой пары).

Узор каждой полосы проектируется с учётом её места на протекторе. Поэтому у покрышки с асимметричным протектором есть «наружная» сторона и «внутренняя». А поскольку в таком «составном» рисунке обычно есть хотя бы одна дорожка с направленным узором, такие шины делятся на левые и правые, ставятся только на одну из двух сторон автомобиля.

Характер узора делит рисунки протектора на «европейские» и «скандинавские»


Диагонально направленная сеть канавок, ламели и грунтозацепы по контуру протектора (плечевые) - отличительные признаки рисунка, выгодного при езде в условиях мягкой зимы, по очищенным от снега дорогам, нагретым от интенсивного дорожного движения.

Смесь воды, снега, песка, покрывающая асфальт, быстро отводится из пятна контакта «европейского» протектора, а плечевые элементы включаются в работу при прохождении глубокого снега.

Сложному узору из ромбов и трапеций обязаны хорошим сцеплением шины для заснеженных дорог. Даже на глубоком снегу покрышка со «скандинавским» рисунком способна обеспечить сцепление с опорной поверхностью, достаточное для поступательного движения автомобиля без пробуксовки.

На заметку. Крупные элементы в поперечно-расчленённом рисунке протектора усиливают внешний шум машины при малых скоростях: 30 км / час - для легковых автомобилей, 60 - для грузовиков.

Допустимая степень износа протектора

Если рисунка на протекторе нет - его высота равна нулю. Однако автомобиль получает статус «неисправного» гораздо раньше.

Какая высота рисунка протектора сообщает, что покрышка износилась и требует замены:

  • 4 мм - на резине для заснеженных и обледеневших дорог, с маркировкой M+S, M&S, M S, изображением трёх горных вершин со снежинкой внутри, вне зависимости от типа транспортного средства, в неё «обутого»;
  • 2 мм - на шине для автобуса (M2, M3);
  • 1,6 мм - у покрышки легкового автомобиля и грузовика с разрешённой максимальной массой до 3,5 т (M1, N1, O1, O2);
  • 1 мм - у шины грузовика с РММ более 3,5 т (N2, N3, O3, O4);
  • 0,8 мм - на шине квадроцикла, мопеда, мотоцикла (L).

Это требования Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации (постановление «О правилах дорожного движения» № 1090). Нормы для шин прицепов - те же, что и для тягачей.

Уменьшить износ протектора можно, меняя время от времени местами задние, передние шины, «запаску» (если она не «компактная) - по схеме, предложенной в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Индикаторы износа

Высокая интенсивность истирания протектора пневматической шины может сообщать об ухудшении технического состояния автомобиля. «Биением» шин чреваты и дисбаланс колёс, и износ шаровых шарниров подвески, а также грубый, небрежный стиль вождения. (Повороты с визгом резины, биение бордюров, ям, рельсов укорачивает срок службы шин).

Одна из сторон протектора износилась больше? Вероятно, колёса не сбалансированы. Сдвоенные шины износились не одинаково, их наружные диаметры отличаются на 5 мм? Автомобиль считается неисправным.

Избежать активного износа шин позволяет регулярная балансировка колёс. Ведомые колеса большинства автомобилей устанавливают перпендикулярно плоскости дороги, ведущие - под углом. Если угол выбран не верно, шина износится преждевременно и неравномерно.

В помощь водителям и инспекторам - индикаторы износа:

  • выступы на дне канавок (в центральной зоне беговой дорожки), высота каждого из которых равна минимальной разрешённой глубине протектора;
  • выступающий элемент, участь которого - стираться по мере износа и, в конце концов, исчезнуть, расположенный на том уровне, до которого можно резину износить;
  • вырезанные в разных слоях протектора цифры, соответствующие его текущей глубине (одна цифра стирается - проступает следующая).

Высота рисунка новой зимней резины

Производители не указывают глубину рисунка шин с нулевым пробегом. Возможно, причина в различии этой величины для разных типоразмеров изделий. Высота рисунка протектора (мм) новых зимних шин некоторых известных марок, замеренная и опубликованная покупателями:

Наименование Модель Высота протектора
Bridgestone, модельный ряд Blizzak VRX 8,1 - 9,2
Revo GZ 9
Spike-01 10
DM-V2 10
DM-Z3 15
Bridgestone Ice Cruiser 5000 Ice Cruiser 5000 10,1
Nokian, модельный ряд Hakkapeliitta 8 SUV 9,5
К 2 SUV 8,5
R2 8,4 - 8,5
8 8,9
5 9,3
R 9
Michelin Latitude X-ice 2 8
Michelin, модельный ряд X Ice 2 Xi2 8,2
3 8,6
North 3, North 9,4
Dunlop Grandtrek At3 9 и более
Sp Winter Ice02 9,7
Sp Winter Ice02 8,8 - 9
Winter Maxx WM01 8,8 - 9
Yokohama ice Guard IG30 8,4
ice Guard Stud F700Z 8,9

Приблизительно определить глубину рисунка можно монеткой. Но лучше, если под рукой у водителя всегда будут собственные измерители:

  • глубины протектора (узкая линейка с подвижным упором);
  • давления в шине - манометр.

Давление в шине и износ протектора


Если давление в шинах не соответствует норме, автомобиль не исправен. Норму задают производители: автомобиля (при этом, задние и передние колёса могут иметь различные нормы давления) или шин. (Часто это 1,8–2,2 кг/см).

Каждая новая поездка должна начинаться с осмотра колёс. На месте ли они сами и все болты их крепления? Не спущены ли шины? Лучше потратить считанные минуты и измерить давление: не на глазок, а манометром.

Опытные водители рекомендуют эту процедуру выполнять передка каждой поездкой (особенно, если автомобиль перемещается по неисправным дорогам, грунтовым, горным, по щебёночному, гравийному, булыжному покрытию, если он используется для работы в городе, и, тем более, при повышенном маневрировании).

Важно! Отрегулировать давление воздуха в камере - значит, продлить срок службы покрышки. Недокаченные шины, как и перекаченные, изнашиваются быстрее.

Цифры, пригодные для сопоставления с нормой, покажет манометр, измеряющий давление в холодной шине:

  • до начала поездки;
  • после окончания движения - через 2–3 часа.

В крайнем случае, можно проверять давление раз в неделю, если автомобиль не рабочий, а лишь отвозит водителя на работу, в магазин и обратно по исправной бетонной или асфальтовой дороге.

Порядок действий при измерении давления:

  1. с ниппеля снять колпачок;
  2. закруглённый конец измерительного прибора прижать к штоку клапана;
  3. убрать прибор, снять показания со шкалы;
  4. повторить те же действия с остальными колёсами, включая запасное.

Если давление слишком высоко, воздух спускают из холодной шины, маленькими порциями, нажав на штифт в центре клапана. Камеру с недостаточным давлением накачивают с помощью компрессора на станции техобслуживания или собственным насосом.

Приспущенное колесо плохо катится (пятно касания, сопротивление качению - больше), вынуждает водителя с большим усилием вращать рулевое колесо, может увести машину в сторону . В то же время длина тормозного пути, радиус поворота напрямую зависят от сцепления колеса с дорогой. (Минимальный коэффициент сцепления - 0,12).

Одна из причин отклонения автомобиля от заданной траектории и неравномерного износа покрышки - неодинаковое давление воздуха в шинах.

«Правильные» для автомобиля зимние шины, как и работы, призванные подготовить автомобиль к осенне-зимней эксплуатации, индивидуальны для каждой модели и приведены в инструкции завода-изготовителя. Всем пяти колёсам лучше иметь одинаковые шины и одинаковое давление внутреннего воздуха. Водителю же важно помнить, что продолжительная работа с повышенной нагрузкой чревата преждевременным износом и деталей автомобиля, и шин.

В видеоролике рассказывается об индикаторах износа шин: