Для начинающих водителей введут ограничения. Новые поправки в пдд касающиеся молодых водителей Можно ли новичку возить пассажиров

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые внесены в текст начиная с 4 апреля 2017 года. Начиная с этой даты в правила добавлены новые пункты, которые ввели дополнительные ограничения для водителей со стажем вождения менее 2-х лет.

Кроме того, изменения коснулись максимальной скорости движения мотоциклов, а также правил использования опознавательных знаков (начинающий водитель, автопоезд, глухой водитель и т.д.). Рассмотрим нововведения подробнее.

Максимальная скорость движения мотоциклов на автомагистралях

Рассмотрим пункт 10.3 правил дорожного движения:

10.3.

  • легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч;
  • междугородним и маломестным автобусам и мотоциклам на всех дорогах - не более 90 км/ч;

10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:

  • мотоциклам , легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч;
  • междугородним и маломестным автобусам на всех дорогах - не более 90 км/ч;

Таким образом, начиная с 4 апреля 2017 года мотоциклисты могут ездить по со скоростью 110 км/ч. Ранее ограничение составляло 90 км/ч.

Ограничения на буксировку для начинающих водителей

Рассмотрим новый пункт 20.2 1 ПДД:

20.2 1 . При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.

Разберем новый пункт по частям:

  • Данный пункт относится только к буксировке механических транспортных средств. Т.е. буксировку прицепов может выполнять любой водитель и это не будет нарушением.
  • Ограничения распространяются только на водителя буксирующего транспортного средства, т.е. тянущего автомобиля (едущего впереди). Управлять вторым автомобилем может водитель с любым стажем.
  • Водитель буксирующего транспортного средства должен иметь право на управление транспортными средствами любой в течение 2-х и более лет.

Например, если водитель в 16 лет получил удостоверение категории М, а в 18 лет получил права категории B, то поскольку его стаж составляет более 2-х лет, он сразу же может выполнять буксировку.

В данном случае ограничение распространяется именно на начинающих водителей, т.е. имеющих водительское удостоверение любой категории менее 2-х лет. Обратите внимание, ниже будут рассмотрены ограничения для мотоциклистов, которые распространяются не только на начинающих водителей, хотя формулировка пункта правил похожа.

Штраф за нарушение правил буксировки предусмотрен статьей 12.21 КоАП и составляет 500 рублей (или предупреждение):

1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки -

Водитель второго автомобиля буксировать первую машину не может, т.к. это запрещено новым пунктом 20.2 1 правил. Штраф за нарушение составит 500 рублей.

Еще один возможный вариант - поменяться автомобилями. Однако поскольку водители не вписаны в страховку ОСАГО, составит 500 рублей (для каждого из водителей).

Как лучше поступить в этом случае? На самом деле все довольно просто. Нужно попросить сотрудников ГИБДД, которые готовятся выписать штраф, помочь вытащить автомобиль из грязи.

Ограничения на перевозку людей на мотоциклах и мопедах

Рассмотрим обновленный пункт 22.2 1 ПДД:

22.2 1 . Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "А" или подкатегории "A1" в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

Данный пункт состоит из двух частей, для мотоциклов и для мопедов. Рассмотрим их по отдельности.

Ограничения для водителей мопедов

Здесь все довольно просто. Чтобы перевозить людей на мопеде, водитель должен иметь водительское удостоверение любой категории в течение 2-х лет или дольше. Т.е. начинающий водитель не имеет права перевозить людей на мопеде.

Напомню, что для управления мопедами в настоящее время подходит водительское удостоверение, в котором открыта любая категория и .

Ограничения для мотоциклистов

Ограничения для мотоциклистов носят чуть более сложную форму. Чтобы перевозить людей на мотоцикле, нужно иметь водительское удостоверение категории A или подкатегории А1 в течение 2-х лет. Обратите внимание, это ограничение распространяется не только на начинающих водителей.

Например, водитель имеет стаж вождения автомобилей категорий B, C, D 40 лет и после выхода на пенсию хочет пересесть на мотоцикл. Он получает водительское удостоверение категории А и покупает мотоцикл с люлькой, на котором вместе с женой планирует ездить на дачу.

Такого водителя начинающим с точки зрения ПДД назвать нельзя, поскольку стаж вождения превышает 2 года. Однако водитель не может перевозить пассажиров в течение 2-х лет.

В данном случае водителю остается только поставить мотоцикл в гараж, а удостоверение положить на полку, чтобы вернуться к идее через 2 года. Естественно, за это время водитель не станет более опытным. Скорее наоборот, он частично потеряет навыки, полученные в автошколе.

Штраф за нарушение правил перевозки пассажиров предусмотрен частью 1 и составляет 500 рублей :

1. Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Особенности установки знака "Начинающий водитель"

Небольшие изменения внесены также в описание знака "Начинающий водитель":

"Начинающий водитель" - в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм - сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин и мотоциклов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

"Начинающий водитель" - в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм - сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов ), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

До 4 апреля 2017 года знак "Начинающий водитель" должен был устанавливаться в том числе на задней части мопедов. Новая редакция ПДД это требование отменяет.

Введение штрафа за отсутствие опознавательных знаков

7.15 1 . Отсутствуют опознавательные знаки, которые должны быть установлены в соответствии с Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения".

Начиная, с 4 апреля 2017 года эксплуатация транспортных средств, на которых не установлены опознавнательные знаки, запрещается. Речь идет о следующих знаках:


  • Автопоезд.
  • Перевозка детей.
  • Глухой водитель.
  • Учебное транспортное средство.
  • Ограничение скорости.
  • Опасный груз.
  • Крупногабаритный груз.
  • Тихоходное транспортное средство.
  • Длинномерное транспортное средство.
  • Начинающий водитель.

Таким образом, за отсутствие перечисленных выше знаков возможно получение штрафа в размере 500 рублей (часть 1 статьи 12.5 КоАП):

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Дополнительные наказания (например, ) при этом не накладываются.

Обратите внимание, за незаконную установку перечисленных выше знаков, в отличие от , наказание не предусмотрено.

Например, Вы можете установить знак "Начинающий водитель" сразу же после получения водительского удостоверения в 18 лет и не снимать его до самой пенсии. Это не будет нарушением.

Еще одно важное замечание, относящееся ко всем нововведениям. Новые правила для начинающих водителей никак не связаны с наличием знака "Начинающий водитель" на автомобиле. Значение имеет только опыт конкретного водителя.

Например, автомобилем пользуются несколько водителей (мать и дочь). Дочь при этом является начинающим водителем и об этом свидетельствует опознавательный знак на заднем бампере. Однако этот знак не накладывает ограничений на второго водителя автомобиля. Если за рулем находится мать, она может выполнять буксировку других автомобилей, не снимая знака. Нарушением это не будет.

То же самое касается и обратной ситуации. Если на буксирующем автомобиле нет опознавательного знака "Начинающий водитель", однако за рулем находится водитель с опытом вождения менее двух лет, то этот водитель рискует получить сразу 2 штрафа (за отсутствие знака и за нарушение правил буксировки).

В завершение предлагаю Вам ознакомиться с полным текстом обновленных ПДД:

Удачи на дорогах!

Алексей-232

Хорошо, что разгоняться свыше 70 км/ч не ввели у кого стаж менее 2 лет...

"Обратите внимание, за незаконную установку перечисленных выше знаков, в отличие от знака Инвалид, наказание не предусмотрено".

Видимо, забыли добавить еще знак "Учебное транспортное средство". ;)

Могу ли я не вешать знак "Начинающий водитель" на автомобиль, если у меня есть права категории "A", которой больше двух лет, и есть категория "B" которой меньше двух лет.

Опечатку исправьте (есть на ездить):

Например, Вы можете установить знак "Шипы" и есть с ним круглый год. Это не будет нарушением.

Еще один пример, связанный с буксировкой. Два автомобиля отправились в совместную поездку на дачу по бездорожью. Водитель первого автомобиля имеет стаж вождения 20 лет. Водитель второго автомобиля - сын первого водителя, который только что получил водительское удостоверение. Более опытный водитель едет первым и застревает в канаве с грязью. Что делать?

А еще можно выписать доверенность на опытного водителя и он сможет управлять автомобилем без полиса ОСАГО и ничего ему за это не будет. Согласно Закона об ОСАГО владелец авто обязан застраховать свою ответственность по ОСАГО в течении 10 дней...

Я не понял, с наклейкой "Начинающий водитель". К примеру, отец с 20-летним стажем, не хочет эту наклейку видеть у себя на авто, но периодически за руль ТС садится сын, имея стаж вождения не более полугода. Каждый раз её сдирать?

Просто купите наклейку на присоске и будет Вам счастье.

Роман-87 , интересный вопрос. Описание знака "Начинающий водитель":

"Начинающий водитель" - в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм - сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

Если водитель имеет право на управление механическими транспортными средствами менее 2-х лет, то нужно установить опознавательный знак. Категория значения не имеет.

Т.е. если у Вас есть удостоверение категории А боле 2-х лет, то вешать знак "Начинающий водитель" не нужно.

Удачи на дорогах!

Роман-88 , спасибо за замечание, статья обновлена.

Удачи на дорогах!

Почему ничего не сказано про перевозку крупногабаритных грузов для начинающих?

Михаил-101

Такой вопрос, у моего сына стаж ровно 2 года, он попадает под данные изменения?

А до завтра не подождать чтоль, когда стаж будет уже 2 года и 1 день? Или надо именно седня пассажира на мопеде везти?

meteorhost , потому что по этому поводу никакие изменения не вводились.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Подскажите. В билете 7 вопрос 10 «С какой скоростью мотоциклам разрешается движение вне населенных пунктов на всех дорогах?» - сейчас ответ правильный (Не более 90 км/ч.) В связи с последней правкой получается расхождение. Как быть. Ждём обновления вопроса и ответа или я что то недопонимаю? Заранее спасибо за ответ.

Коллеги, привет.

вопрос такой:

В пдд написано - "На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:

"Шипы" - в виде равностороннего треугольника.... сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины;"

Но вот такой вопрос.... внутри или снаружи стекла?

Если у меня тонированное стекло - и я наклеил знак, но его не видно, за что меня по ПДД оштрафовать?

Просили наклеить - я наклеил. Нигде не написано, чтоб он был виден другим участникам дорожного движения с определенного расстояния.

Или например я наклеил, а машину год не мыл - стекло грязное. Есть за что штраф писать?

Илья , здравствуйте.

Как Вы понимаете, никакой практики по этому вопросу пока что нет. Через некоторое время станет известно, штрафуют ли за установку знака "Шипы" указанными Вами способами.

Удачи на дорогах!

опознавательный знак- перевозка детей- на личный авто должен устанавливаться? или только на специализированный транспорт, н-р школьные автобусы?

Ирина , пункт 22.6 ПДД:

22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками "Перевозка детей".

Знаки должны устанавливаться на любом автобусе, осуществляющем организованную перевозку детей. В том числе и на личном автобусе.

Удачи на дорогах!

В этой статье мы с Вами рассмотрим изменения ПДД для начинающих водителей. Приготовьтесь дочитать до конца, т.к. информация интересная и важная.

С 4 апреля 2017 установлены ограничения для водителей, имеющих стаж вождения менее 2-х лет. Нововведения приняты постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 № 333 и касаются буксировки транспортных средств, перевозки пассажиров на мототранспорте, перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, а также обязательного наличия знака «Начинающий водитель».

Как сообщается на сайте Правительства РФ, принятые решения направлены на снижение уровня аварийности с участием начинающих водителей.

Разберём подробно нововведения для водителей, имеющих права менее 2-х лет.

В ПДД добавлены следующие пункты:

Пункт 20.2(1):

При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.

Разъяснение.

Буксировку разрешено осуществлять, если буксирующим транспортным средством управляет водитель, имеющий водительские права в течение 2-х и более лет. При этом не конкретизировано, что права должны быть определённой категории. Поэтому буксировать может водитель, обладающий правами любой категории в течение более 2-х лет. Ограничений для управления буксируемым транспортным средством не установлено.

Пункт 22.2(1):

Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "A" или подкатегории "A1" в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

Разъяснение.

Для того, чтобы перевозить пассажиров на мопеде, необходимо иметь стаж вождения (любой категории или подкатегории) 2 года и более.

Перевозить пассажиров на мотоцикле разрешено лишь водителям, имеющим водительское удостоверение категории "A" или подкатегории "A1" в течение 2 и более лет. То есть здесь уже идёт речь не об общем водительском стаже, а исключительно о стаже управления мототранспортом.

О знаке «Начинающий водитель» и наказании за его отсутствие.

С 04.04.2017 в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств добавлен пункт 7.15(1)

Пункт 7.15(1):

Отсутствуют опознавательные знаки, которые должны быть установлены в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения".

Что это значит?

Во-первых, разберёмся, о каких опознавательных знаках идёт речь? Открываем книжку ПДД на последних страницах и там находим приложение - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. У этих Основных положений есть ещё приложение - Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

В пункте 8 Основных положений видим:

На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:

"Автопоезд" - в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм - на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;

"Шипы" - в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква "Ш" черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы - 1/10 стороны) - сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины; "Перевозка детей" - в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы - 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади - 400 мм);

"Глухой водитель" - в виде желтого круга диаметром 160 мм с нанесенными внутри тремя черными кружками диаметром 40 мм, расположенными по углам воображаемого равностороннего треугольника, вершина которого обращена вниз, - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых глухонемыми или глухими водителями;

"Учебное транспортное средство" - в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква "У" черного цвета (сторона не менее 200 мм, ширина каймы - 1/10 стороны), - спереди и сзади механических транспортных средств, используемых для обучения вождению (допускается установка двустороннего знака на крыше легкового автомобиля);

"Ограничение скорости" - в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости (диаметр знака - не менее 160 мм, ширина каймы - 1/10 диаметра) - на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, а также в случаях, когда максимальная скорость транспортного средства по технической характеристике ниже определенной пунктами 10.3 и 10.4 Правил дорожного движения Российской Федерации;

"Опасный груз" :

при осуществлении международных перевозок опасных грузов - в виде прямоугольника размером 400 х 300 мм, имеющего световозвращающее покрытие оранжевого цвета с каймой черного цвета шириной не более 15 мм, - спереди и сзади транспортных средств, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных случаях - на боковых сторонах транспортных средств и контейнеров;

при осуществлении иных перевозок опасных грузов - в виде прямоугольника размером 690 х 300 мм, правая часть которого размером 400 х 300 мм окрашена в оранжевый, а левая - в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15 мм, - спереди и сзади транспортных средств.

На опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза;

"Крупногабаритный груз" - в виде щитка размером 400 x 400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью;

"Тихоходное транспортное средство" - в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч;

"Длинномерное транспортное средство" - в виде прямоугольника размером не менее 1200 x 200 мм желтого цвета с каймой красного цвета (ширина 40 мм), имеющего световозвращающую поверхность, - сзади транспортных средств, длина которых с грузом или без груза более 20 м, и автопоездов с двумя и более прицепами. При невозможности размещения знака указанного размера допускается установка двух одинаковых знаков размером не менее 600 x 200 мм симметрично оси транспортного средства.

"Начинающий водитель" - в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм - сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

Так вот. Раньше эти опознавательные знаки необходимо было устанавливать, но если водитель не использовал такой знак, то наказать его не могли. Теперь могут.

Поэтому изменения, вступившие в законную силу 04.04.2017, касаются не только начинающих водителей, но многих других автомобилистов.

И тут мы подходим к следующему важному моменту …

Во-вторых, если отсутствие опознавательных знаков названо в Перечне неисправностей, то за такое нарушение полагается штраф по ч. 1 ст. 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Напомню, этот Перечень неисправностей является приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Тут всё просто. Частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ наказание предусмотрено только за нарушения, названные в Перечне неисправностей. И хотя ранее наличие этих опознавательных знаков было обязательным, но наказать за их отсутствие не могли, т.к. в Перечне это нарушение не было названо. Теперь в Перечень нарушение включили, и оно автоматически стало подпадать под действие ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.

Отсутствие опознавательных знаков, которые перечислены выше, влечёт наказание по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ – предупреждение, или штраф 500 руб.

Ещё одно небольшое изменение.

С 04.04.2017 в абзаце 15 пункта 8 Основных положений слова "и мотоциклов" заменены словами ", мотоциклов и мопедов".

"Начинающий водитель" - в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм - сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов ), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

Это сделано, чтобы не пришлось устанавливать знак «Начинающий водитель» на мопеды. Ранее мопед не относился к механическим транспортным средствам, поэтому и в исключениях он не был указан. А затем, всё изменилось, и получилась абсурдная ситуация, когда на мотоциклах знак устанавливать не надо, а на мопедах – это требовалось (т.к. мопедов не было в списке исключений). Теперь, с введением наказания за отсутствие знака «Начинающий водитель», логично, что Правительство РФ позаботилось, чтобы избавить водителей мопедов от абсурдного требования устанавливать знак "Начинающий водитель" на своём транспортном средстве и от самого наказания.

Мы с Вами рассмотрели изменения, касающиеся начинающих водителей. И не только. Теперь Вы в курсе. Правда?

Правительство утвердило поправки в правила дорожного движения, ограничивающие начинающих водителей. Также оно утвердило поправки в правила выдачи водительских удостоверений.

Изменения в правилах дорожного движения обсуждались на совещании в правительстве у премьера Дмитрия Медведева с его заместителями.

Напомним, какие конкретно ограничения вводятся этими поправками. Водитель со стажем менее двух лет не может буксировать другие транспортные средства. Это должны делать более опытные водители.

Начинающим водителям мопедов и мотоциклов до достижения двухлетнего стажа запрещено перевозить пассажиров. И еще одна новость: за отсутствие знака "начинающий водитель" будут штрафовать.

Изменения в ПДД оградят начинающих водителей от проблем, связанных со сложными видами перевозок, считает премьер Дмитрий Медведев. На совещании со своими заместителями председатель правительства напомнил, что подобные ограничения существовали в нашей стране еще в советский период, действуют они и в других странах.

Но нам нужно найти свой путь, - заметил он. - С одной стороны, помочь молодым водителям научиться как следует управлять транспортным средством, а с другой стороны, конечно, не связать их по рукам и ногам, чтобы они вообще не могли ездить, машина стояла бы на приколе.

Надо посмотреть, как они (новые правила. - Прим. "РГ") будут работать, потому что их смысл именно заключается в том, чтобы оградить молодых и не очень опытных водителей от тех проблем, которые могут возникнуть в связи с выполнением сложных видов перевозок или перевозок людей, - заявил премьер.

Статистика последних лет говорит о том, что работа по упорядочению дорожного движения дает свои плоды. Как отметил на совещании первый вице-премьер Игорь Шувалов, в 2016 году количество дорожно-транспортных происшествий по сравнению с 2015 годом снизилось на 5,6 процентов до чуть более 173,5 тысяч. Раненых стало на 4,3 процента меньше - 221140 человек; погибших - на 12 процентов меньше, но все равно много.

Число погибших на дорогах в прошлом году составило 20 308 человек, привел данные Игорь Шувалов. На 17 процентов сократилась смертность на пешеходных переходах.

Цифры огромные, но каждый год уже несколько лет подряд и количество раненых, и количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях становится все меньше, - констатировал Шувалов.

По его словам, на появление в ПДД норм в отношении молодых водителей был большой запрос в обществе. Анализ соответствующей практики в других странах показал, что в некоторых из них начинающим автомобилистам даже регламентируют, какие машины они могут водить, ограничивают скоростной режим.

Мы не пошли по самому жесткому сценарию, как это работает в других странах. Пока обошлись такого рода ограничениями, - сказал первый вице-премьер.

Инспектор Госавтоинспекции может оштрафовать на 500 рублей за отсутствие знака "Начинающий водитель"

Надо сказать, что эти поправки в правила скажутся и на опытных водителях. Дело в том, что в перечне обязательных знаков, без которых запрещается эксплуатация автомобиля, есть и знак "Шипы". Его требуется устанавливать на машины, которые оборудованы шипованной резиной.

Это постановление вступит в силу уже через неделю. Большинство водителей еще не переобували свою машину в летние тапочки. И у большинства из них стоят именно шипованные шины.

Уже на следующей неделе инспектор ГИБДД сможет предъявить претензии и выписать штраф 500 рублей за отсутствие этого знака. По части 1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. Раньше в ней предусматривалось запрещение эксплуатации путем снятия регистрационных знаков. Но после того, как появилась возможность самостоятельно заказывать и получать копии номеров, суровая мера стала бессмысленной. От нее остался только лишь штраф.

Тем не менее начинающий водитель за рулем автомобиля без особого знака, попавшийся на дороге инспектору, должен будет заплатить штраф. Равно как и опытный водитель на автомобиле с шипованными шинами, но без знака "Шипы".

Второе постановление касается правил замены водительских удостоверений. Теперь эту процедуру можно пройти в так называемых многофункциональных центрах предоставления государственных и межмуниципальных услуг. Проще они называются МФЦ. Как правило, над ними висят таблички "Мои документы".

Изменения в ПДД избавят начинающих водителей от сложных видов перевозок, считает премьер-министр. Фото: РИА Новости

Надо сказать, что замена прав уже некоторое время осуществляется в этих центрах в Москве. Однако это проводится в рамках эксперимента. Теперь появился документ, который позволяет вводить такую практику повсеместно. Благо столичный опыт показал, что это удачный эксперимент.

Но надо сказать, что возможность обмена водительских удостоверений в МФЦ не отменяет возможности обмена прав в Госавтоинспекции.

Дело в том, что МФЦ в данной ситуации выступает в качестве посредника. Он получает от вас документы и передает их в ГИБДД. Госавтоинспекция проводит все необходимые проверки и, в случае положительного решения, выпускает права. В случае отрицательного - пишет отказ с указанием причин.

После этого МФЦ выдает человеку на руки либо права, либо отказ.

Но для этого водителю придется два раза посетить МФЦ: чтобы подать документы и чтобы получить права. В ГИБДД эта процедура займет не больше часа. Только этот час надо заранее запланировать, записаться, приехать...

Еще один важный момент этого документа. Дело в том, что некоторым гражданам надо было поменять водительское удостоверение еще до истечения его срока действия. Например, человек отправляется в длительную командировку за границу - на три года. А срок действия прав у него заканчивается через полтора года. Он обращается в ГИБДД с просьбой заменить их досрочно, а ему говорят, что ничего не можем сделать. Поменять можем, но срок действия будет тот же.

Чтобы избежать таких ситуаций, и были заново переписаны эти правила. Менять водительское удостоверение человек может хоть каждый день. Но если он не предоставит медицинскую справку о том, что он допущен к управлению, то новые права будут действовать только до той даты, которая была в предыдущих. Если он предоставит медсправку - права будут выданы сроком на десять лет, с момента их выдачи. Таким образом МВД устранило спорную позицию.

Начинающих водителей будут штрафовать за отсутствие знака на стекле и запретят им буксировку. Скорость оставят прежнюю.

Поправки в Правила дорожного движения стали темой общественных слушаний в Белом доме в формате открытого правительства под председательством министра Михаила Абызова. Напомним, что эти поправки уже давно обсуждаются. Речь в них идет о введении некоторых ограничений для начинающих водителей, стаж которых менее двух лет. МВД разработало соответствующий проект постановления правительства, однако предлагаемые в нем ограничения сильно не понравились общественности. Дело в том, что одна из них предлагала ограничить скорость передвижения начинающим водителям до 70 км/ч. А тем, кто управляет автомобилем, хорошо известно, что аварийную ситуацию на дороге создает не только тот, кто слишком резво передвигается, но и тот, кто едет медленно.

В среду заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин представил общественности поправленный проект документа.

Впрочем, перед этим он назвал несколько цифр для понимания важности проблемы. За 10 месяцев этого года на дорогах страны произошло почти 142,5 тысячи аварий с пострадавшими. В них погибло примерно 17 тысяч человек. За такой же период прошлого года произошло 184 тысячи ДТП с пострадавшими, в которых погибло более 22 тысяч человек. Снижение налицо. Но беспокоит другое. 86,7 процента этих аварий произошли из-за несоблюдения водителями Правил дорожного движения. Из них 8 процентов ДТП совершили начинающие водители. А это 9829 аварий, в которых погибло 828 человек.

По словам Кузина, активная работа по сокращению аварийности молодых водителей идет давно и постоянно. Два года назад началась реформа подготовки водителей и приема экзаменов у них. В результате этой реформы уже в этом году количество аварий с начинающими водителями сократилось на 18 процентов. А количество погибших в них людей снизилось на 27 процентов.

После усложнения методики приема экзаменов количество сдающих их с первого раза довольно заметно сократилось. Но это заставляет автошколы подтягивать свой уровень работы.

Однако только на этом не стоит останавливаться, считает Владимир Кузин. Именно по этой причине и было предложено внести поправки в Правила дорожного движения, которые введут ограничения для водителей со стажем управления до двух лет.

В первую очередь речь идет о том, чтобы обязать таких водителей устанавливать знак "начинающий водитель" на машины.

Обязательным этот знак стал сравнительно недавно. До этого его установка была делом добровольным. Однако новыми поправками управление автомобилем начинающим водителем без этого знака повлечет за собой запрет эксплуатации транспорта. То есть такого водителя можно будет привлечь по части 1 статьи 12.5, которая предусматривает штраф 500 рублей.

Также проект запрещает начинающим водителям буксировку других машин и прицепов.

Начинающим водителям двухколесного транспорта - мопедов, скутеров и мотоциклов - в течение двух лет будет запрещено перевозить пассажиров.

А вот от ограничения скорости для начинающих водителей 70 км/ч на всех дорогах пришлось отказаться. Как пояснил Владимир Кузин, у нас большинство дорог имеет по одной полосе в каждом направлении. Если при этом на ней окажется водитель, который едет медленно, это создаст проблемы для нормального трафика. Кроме того, вырастет количество обгонов, и, как следствие, вырастет опасность создания аварийной ситуации.

К тому же такое нарушение не может быть выявлено камерами фото- и видеофиксации. Поэтому от этой идеи отказались.

Проект был в целом поддержан участниками общественного обсуждения. Однако прозвучали и новые инициативы. Так, например, президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре предложила обязать начинающих мотоциклистов клеить знак "начинающий водитель" на шлемы. Или использовать желтые шлемы.

Кроме того, она упомянула о том, что многие стесняются вешать такой знак на свою машину. У молодежи это не модно. И предложила разработать знак, который был бы привлекателен.

Организатор движения "Мотоситезен" Павел Сосков предложил ввести поэтапное обучение водителей мотоциклов. Сначала он должен получить категорию "А1", которую, правда, необходимо немного расширить по мощности двигателей, а только потом "А". А то и ввести третью подкатегорию. Точно такое же ограничение по мощности двигателей он предложил и для категории "В", то есть для легковушек.

Руководитель одной из крупных автошкол Игорь Белавин предложил убрать из Правил ограничение по обучению водителей на автомагистралях. Получив права, люди все равно на них выезжают. Но теряются на высоких скоростях. Это предложение было горячо поддержано всеми участниками.

Сам же министр Михаил Абызов заинтересовался, а не изучало ли МВД вопрос о том, чтобы для начинающих водителей назначить более суровую ответственность за нарушение правил. На это Владимир Кузин ответил, что по законодательству, ответственность у нас одинакова для всех, независимо от возраста, пола, национальности. Его поддержали и другие участники этого обсуждения.

Однако, по словам Михаила Абызова, это права у всех одинаковые. А ответственность может отличаться. Он предложил обсудить этот вопрос с юристами.

Также Абызов очень заинтересовался предложением поэтапного обучения. Но, скорее всего, в эти поправки новые предложения не войдут. Это задел для будущих реформ.

Текст: Владимир Баршев

Правительство Российской Федерации опубликовало на своем сайте два постановления, которые касаются автомобилистов и мотоциклистов. Первое из них регламентирует получение водительского удостоверения после истечения его срока действия или при потере: его теперь можно получать в многофункциональных центрах (МФЦ). Второй документ вводит некоторые ограничения для автолюбителей и байкеров со стажем до двух лет. Какие нововведения ожидают водителей - в карточках ТАСС.

Где можно обменять старые "права" на новые?

Раньше "обновить" водительское удостоверение можно было только в подразделениях ГИБДД и только по истечении его срока годности, а также если документ украли или он пропал, если потерял "товарный вид". Теперь эту процедуру можно пройти в МФЦ, а обменять документы автомобилист вправе в любой момент, пока действует его старое удостоверение.

Какие документы нужны для замены старых "прав" на новые?

Если вы потеряли "права", меняете свои персональные данные (например, фамилию) или просто хотите заменить документ, то список не изменился: нужны заявление, паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, и старое "водительское". Медицинское заключение необязательно, но если вы его не принесете, то срок действия новых документов будет такой же, как у старых. А наличие справки от врача позволит вам управлять транспортным средством на протяжении еще десяти лет. Если же срок действия старых "прав" подошел к концу или у вас появились медицинские противопоказания к управлению авто, то заключение врача нужно предоставить обязательно.

Какие изменения коснутся мотоциклистов?

Для их владельцев вводится скоростное ограничение на автомагистралях и дорогах вне населенных пунктов. Теперь мотоциклисты не имеют права двигаться со скоростью выше 110 км/ч по магистралям и 90 — по другим дорогам. На автомобилистов и водителей грузовиков это правило распространяется уже давно.

Кроме того, перевозить пассажиров на мотоцикле можно только при условии, если "права" категории А или А1 есть у байкера больше двух лет. Если стаж меньше, то ездить можно только в одиночку. Катать пассажиров на мопеде тоже можно после двух лет с момента получения водительского удостоверения — правда, любой категории.

Какие нововведения ожидают начинающих водителей?

Если стаж вождения у вас менее двух лет (по Правилам дорожного движения (ПДД) такие водители классифицируются как начинающие), на вашем автомобиле, мотоцикле или мопеде должен быть установлен знак "начинающий водитель". Это желтый квадрат с восклицательным знаком. Раньше такое требование уже было, однако за его невыполнение не предусматривалось никакой ответственности. Сейчас отсутствие этого знака будет классифицироваться как неисправность, при которой запрещается эксплуатация транспортного средства.

Согласно ПДД, водитель обязан устранить неполадку на месте (то есть приклеить знак) или прекратить движение. Кроме того, за это нарушение предусматривается штраф в размере 500 рублей или устное предупреждение.

Еще одно новшество — начинающий водитель не имеет права буксировать своим автомобилем другое транспортное средство. При этом, если машина "новичка" сломается, он сможет ехать на тросе или жесткой сцепке — никаких ограничений для буксируемых автомобилей правила не предусматривают.

Сергей Круглов