Классификация автобусов. Классификация и требования к туристским автобусам

Согласно «Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», автобус представляет собой автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8. Автобусы предназначены для перевозки пассажиров по установленному маршруту с посадкой и высадкой на предусмотренных остановках или по маршрутам, определяемым заказчиком - юридическим или физическим лицом.

По территориальному признаку: автобусные перевозки разделяются на:

  • - городские
  • - пригородные
  • - междугородные
  • - международные

К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (одного населенного пункта).

К пригородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города на расстояние до 50км включительно.

К междугородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города более чем на 50км.

К международным - перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов РФ. В связи с этим автобусы бывают городские, пригородные, международные и международные.

В зависимости от назначения перевозки: автобусы делятся на:

  • - автобусы общего пользования
  • - туристско-экскурсионные
  • - специальные (школьные; вахтовые и т.д.)

Эти автобусы различаются по вместимости, уровню комфорта, внутреннему оборудованию салонов, внешнему виду.

По числу мест: автобусы бывают:

  • - особо малой вместимости - микроавтобусы (с числом мест 9-11 человек), к которым относятся автобусы марок УАЗ, РАФ, «газель»
  • - малой вместимости (с числом мест 21-26 человек)
  • - средней вместимости (с числом мест 33-34 человека)
  • - большой вместимости, рассчитанные на 41-45 человек
  • - особо большой вместимости, в которых число мест может достигать от 54-56 до 80

К автобусам малой вместимости относятся отечественные машины марок КАВЗ и ПАЗ общего назначения и модификации для северных, горных и южных районов. Северная модификация предполагает теплоизоляцию кузова, изолированную от салона кабину водителя, двойное остекление, дополнительное отопление.

Горный автобус отличается наличием тормоза-замедлителя, противооткатного устройства и ремней безопасности для водителя и всех пассажиров. Южный вариант автобуса отличается установкой солнцезащитного экрана и теплоизоляцией кузова.

К автотранспортным средствам средней вместимости принадлежат определенные модификации автобусов марок ЛАЗ и МАРЗ (общего назначения и с откидными мягкими сиденьями).

Среди автобусов большой вместимости известны отечественные ЛАЗы, ЛиАЗы, венгерские «Икарусы».

В зависимости от количества этажей: автобусы бывают:

  • - одноэтажные
  • - полутораэтажные
  • - двухэтажные

Большинство турфирм предпочитают работать с полутороэтажными автобусами, т.к. они имеют хороший обзор из-за того, что пол пассажирского салона поднят относительно кабины водителя. Нижнее помещение предназначено для перевозки багажа туристов. Нижние этажи двухэтажных автобусов могут использоваться как пассажирский салон при непродолжительных экскурсиях с целью увеличения вместимости транспортного средства или в качестве буфета, оборудованного небольшими столиками и стульями. Некоторые фирмы устраивают на первом этаже игровые комнаты или видеосалоны для детей. Существуют автобусы, в которых нижний этаж оборудован спальными местами.

Автотранспортные средства могут классифицироваться в зависимости от вида применяемого топлива: сейчас большинство автомобилей, предназначенных для пассажирских перевозок, работают на бензине, дизельном топливе или природном газе (сжиженном или сжатом). Однако в последнее время за рубежом и в нашей стране стали появляться автобусы, работающие на электрических батареях - электромобили (электробусы). Электробусы хорошо использовать для работы в парковых и пешеходных зонах, а также для экскурсионных поездок туристов по городу.

Во всем мире к автобусам, осуществляющим перевозки туристов, предъявляются высокие требования по их комфортабельности: в автобусах международного класса должны быть предусмотрены кондиционер, аудио-и видеосистемы, кухня, гардероб и биотуалет. Салоны многих автобусов оборудуются лампочками индивидуального освещения, подставками для ног, откидными столиками на спинках кресел. Сами кресла должны быть удобными и мягкими, иметь откидывающиеся спинки, наклон которых может регулироваться.

Классификационной комиссией при Международном Союзе автомобильного транспорта были разработаны конкретные требования для туристских автобусов различных категорий.

  • - к автобусам категории «1 звезда» относятся автобусы международного класса, предназначенные для проведения обзорных городских и местных экскурсий
  • - к автобусам категории «2 звезды» принадлежат транспортные средства высокого класса, участвующие в реализации внутреннего и международного туризма на небольшие расстояния
  • - автобусы высшего класса и класса «люкс» характеризуются соответственно категорией «3 звезды», «4 звезды» и «5 звезд». Они используются для осуществления дальних и длительных туристских маршрутов
  • - мощность двигателя
  • - требования к тормозной системе и амортизации
  • - вид вентиляции; способ обогрева
  • - требования к окнам
  • - внутреннее освещение
  • - наличие громкоговорителя, микрофона, магнитолы
  • - величина объема емкостей для багажного отделения и полок для ручной клади
  • - оборудование автобусов холодильником, туалетом, видеосистемой, термонагревателем для напитков, подставкой для стаканов, складными столами и сборниками для отходов
  • - оборудованное должным образом место для гида

Наличие последнего перечня атрибутов в полном объеме является обязательным для автобусов категорий «4 звезды» и «5 звезд».

Самым комфортабельным автобусным лайнером является автобус категории «5 звезд». Кроме вышеперечисленных удобств для туристов в таком автобусе есть гардероб, кухня с грилем, микроволновая печь и дозатор горячих и прохладительных напитков, а также термошкаф для заранее приготовленных блюд. Кабина водителя двухэтажного пятизвездного автобуса может быть снабжена видеокамерой для наблюдения за пассажирским салоном второго этажа.

Существуют и автобусы VIP-класса , рассчитанные на 26-28 человек. Они оборудованы комфортабельными креслами, в задней части нижнего этажа имеется комната отдыха с угловым диваном и раскладными столиками; тут же стоят два холодильника и миникухня.

Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение обязательного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, установленные действующими в различных странах нормативными документами. Необходимо также соблюдать правила эксплуатации автотранспортных средств. Для обеспечения безопасности перевозок регламентируются сроки эксплуатации автотранспортных средств, предназначенных для массовых перевозок туристов. В большинстве европейских государств срок эксплуатации туристских автобусов не должен превышать 8-10 лет.

Ужесточаются требования и по экологической безопасности автотранспортных средств: достаточно сказать, что нормы ЕС, касающиеся вредных выбросов выхлопных газов, за последние 20 лет уменьшились более чем в 20 раз. Такая политика в области ужесточения экологических стандартов способствует разработке более совершенных конструкций двигателей для автотранспортных средств, а также поиску новых видов топлива - биологического, газового и т.д.

Для автобусов, работающих на регулярных маршрутах, дополнительным обязательным требованием является наличие трафарета - таблички с указанием начального и конечного пунктов маршрута.

Классификация автобусов по территориальному признаку и в зависимости от назначения

Определение 1

«Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» определяет понятие автобуса как автотранспортного средства с двигателем, предназначенного для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (кроме места водителя) более 8. Данное транспортное средство предназначено для перевозки пассажиров по заранее сформированным маршрутам с разработанными остановочным пунктами.

Территориальный признак подразумевает дифференциацию автобусных перевозок на следующие виды:

  1. Городские – представляют собой поездки в пределах одного города;
  2. Пригородные – представляют собой поездки в пределах города и на расстояние до 50 км от него;
  3. междугородные - представляют собой поездки по городу и за его пределами на расстоянии более 50 км;
  4. международные – это поездки за пределы или Российской Федерации.

Данное разделение позволяет выделять городской, пригородный, междугородный и международный тип автобуса.

Еще одним критерием, классифицирующим транспортные средства, является место назначение перевозки. К таковым относятся автобусы общего пользования, туристские и специализированные (например, вахтовые, школьные и прочие). Каждый вид можно отличить по вместимости транспортного средства, комфортности, оснащенности внутреннего салона и общему внешнему виду.

Классификация автобусов по вместимости

Немаловажным критерием для классификации подвижного состава автобусов является количество предусмотренных мест:

  1. Автобусы малой вместимости 1 группы. К таковым относятся микроавтобусы, которые могут разместить не более 11 пассажиров. Они представлен к которым относятся транспортные средства таких марок, ка газель, мерседес, хендай и прочие.
  2. Автобусы малой вместимости 2 группы. Они рассчитаны на 26 пассажиров максимально. Данные транспортные средства предназначены для общего назначения.
  3. Автобусы средней вместимости. Данный тип может расположить в своем салоне до 34 человек. Для данных автобусов характерны транспортные средства с общим назначением с откидными мягкими креслами.
  4. Автобусы большой вместимости. Они могут единовременно перевозить до 45 пассажиров. Самыми знаменитыми транспортными средствами этого вида являются венгерские «Икарусы». Если предполагаются длинные туристско-экскурсионные поездки, предпочтение отдается маркам «Bova», «DAF», «MAN», «Mercedes», «Neoplan», «Skania», «Setra», «Volvo», «Vanhool» и прочим.
  5. Автобусы особо большой вместимости. Данный вид вмещает до 80 пассажиров.

Классификация в зависимости от количества этажей

Еще одним общепринятым критерием является количество этажей у транспортного средства. Автобус может быть одно-, полутора- и двухэтажным.

Замечание 1

Наибольшим спросом у туроператоров пользуются полутораэтажные автобусы. Это обусловлено наличием хорошего обзора благодаря тому, что пол салона, где располагаются пассажиры, несколько приподнят относительно водительского места. Нижнее помещение является багажным отделением.

Нижними этажами двухэтажных автобусов пользуются как пассажирским салоном в случае коротких экскурсий, чтобы увеличить вместимость автобуса. Здесь также может располагаться буфет, оснащенный небольшими столиками и стульями. Нижний этаж может также выполнять функцию игровой комнаты или видеосалона для детей. Некоторые фирмы могут располагать здесь спальные места.

Одной из отрицательных моментов является размер двухэтажных автобусов, который может быть помехой городах с низкими мостами, где водителям необходимо выбрать объездной путь.

Классификация согласно применяемому топливу

Автотранспортными средствами согласно их техническим характеристикам могут использовать различные виды топлива, что позволяет их также дифференцировать согласно этому признаку.

Подавляющее число транспортных средств, рассчитанных для перевозки пассажиров, работают на бензине, дизельном топливе или природном газе (сжиженном или сжатом). Вместе с тем уже выпускаются автобусы, функционирующие при помощи электрических батарей – электромобили или электробусы. Характерным примером является электробус российского предприятия «Корнет». Он оборудован электродвигателем и аккумуляторными батареями, а его подзарядки достаточно, чтобы проехать 60-70 км.

Автобус вмещает 30 пассажиров, не оснащен ступеньками на посадочной площадке, что существенно упрощает посадку и высадку пассажиров, в салоне имеется широкий проход для комфортного перемещения, значительная часть корпуса изготовлена из стеклопластика.

Электробусы нашли свое применение для перевозки в парках и пешеходных зонах и для экскурсионных поездок туристов по городу. Первые такие транспортные средства используются в Москве на маршрутах в районе Поклонной горы. Один из миниэлектробусов, работает на ВВЦ в течение многих лет. Он осуществляет перевозку посетителей выставочного центра. Планируется внедрить похожее транспортное средство для поездок по Серебряном бору Москве.

Замечание 2

Стоит отметить, что создание таких автобусов сопряжено с большими издержками. Поэтому более детально рассматривается изготовление так называемых гибридов, которые способны перемещать как на дизельном топливе, так и на электропитании.

При этом на прямых участках дорог будет работать экономичный дизельный двигатель, а на затяжных подъемах или участках, где много остановок, станет использоваться электрическая энергия, накапливающаяся в батареях-аккумуляторах.

Седьмая часть Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕНЫ
Первым заместителем
Министра транспорта РФ
А.П.НАСОНОВЫМ
29 сентября 1997 года

160. Перевозки в режиме маршрутного такси организуются Перевозчиком по согласованию с органами местного самоуправления на всех видах сообщений (внутригородских, пригородных, междугородных) с использованием автобусов особо малой и малой вместимости , а также легковых автомобилей. Перевозки организуются с целью предоставления населению транспортных услуг повышенной комфортности за счет:

  • перевозки пассажиров только на местах для сидения;
  • повышенной скорости сообщения по сравнению с маршрутными перевозками автобусами общего пользования;
  • остановок в пути следования по требованию пассажиров в любом месте маршрута с соблюдением Правил дорожного движения;
  • приближения остановочных пунктов к местам скопления пассажиров и организации маршрутов по улицам и дорогам, местным проездам, позволяющим безопасно эксплуатировать автобусы малой и особо малой вместимости.

161. При наличии на маршрутах устоявшихся пассажиропотоков движение организуется по расписаниям.
Если конечный пункт маршрута является основным по пассажирообразованию, а на протяжении маршрута наблюдается неустойчивый по интенсивности пассажиропоток, движение организуется по оперативным интервалам по мере накопления пассажиров .

162. Перевозки выполняются для обслуживания транспортных связей вокзалов, аэропортов, больничных комплексов, кладбищ с центральными районами города; торговых и культурных центров между собой и с жилыми массивами, жилых массивов с местами массового отдыха и т.п.

163. Перевозки осуществляются на направлениях, совмещенных с маршрутами других видов транспорта, дополняя их в часы "пик" и осуществляя основные перевозки в межпиковое время, а также для транспортных связей в ночное время как на самостоятельных, так и на совместных маршрутах.

164. На остановочных пунктах городских и пригородных маршрутов для сведения населения вывешиваются указатели времени работы автобусов.
На остановочных пунктах в междугородном сообщении вывешиваются расписания движения.

165. На автовокзалах, автостанциях и автопавильонах (с кассовой продажей билетов на междугородные таксомоторные маршруты) вывешиваются расписания отправления автобусов по всем маршрутам, проходящим через данный остановочный пункт; таблицы стоимости проезда пассажиров ; основные извлечения из настоящих Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом .

Продажа билетов на проезд пассажиров в автобусах особо малой и малой вместимости

166. Билеты на проезд пассажиров в автобусах особо малой и малой вместимости городских и пригородных маршрутов продаются водителями, а в отдельных пунктах через специально уполномоченных на то лиц.
Для пассажиров междугородных маршрутов продажу билетов производят на остановочных пунктах в кассах, а где кассовая продажа билетов не организована - через водителей непосредственно при посадке пассажиров в автобус до отправления его от остановочного пункта.
На начальных и конечных остановочных пунктах междугородных маршрутов производится предварительная продажа билетов на проезд в .

167. Формы билетов для проезда в этих автобусах утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по представлению Министерства транспорта РФ.

Условия проезда

168. В автобусах особо малой и малой вместимости городских, пригородных и междугородных маршрутов перевозчик обязан предоставить пассажирам места для сидения. Проезд пассажиров сверх количества мест для сидения запрещается.

169. Посадка пассажиров в эти автобусы междугородных маршрутов на автовокзалах и остановочных пунктах с кассовой продажей билетов производится по предъявлении билетов, приобретенных в кассах. Билеты действительны только на указанный день и рейс.
Посадка пассажиров на междугородные маршруты в начальном пункте отправления производится не позднее чем за 10 минут до отправления автобуса.

170. Высадка пассажиров из автобуса производится по требованию пассажира в любом месте пути следования с соблюдением Правил дорожного движения.

171. Проезд лиц в нетрезвом состоянии не допускается.

172. В случае снятия автобуса с линии в связи с неисправностью, аварией и т.п. выданные пассажирам билеты действительны для проезда в другом автобусе того же маршрута.

173. При следовании в автобусах особо малой и малой вместимости городских, пригородных и междугородных маршрутов пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет включительно, если он не занимает отдельного места.
Для занятия отдельного места ребенку в возрасте до 5 лет приобретается билет по действующему тарифу. При следовании вместе с пассажиром нескольких детей в возрасте до 5 лет на каждого ребенка, кроме одного, провозимого бесплатно, приобретаются билеты по действующему тарифу.

174. В случае опоздания, болезни или отказа пассажира от поездки в автобусе междугородного маршрута он имеет право вернуть билет и получить обратно стоимость проезда в порядке, установленном в п. п. 76 - 82.

Ключевые слова: пассажирские перевозки , правила пассажирских перевозок , правила перевозок пассажиров , перевозки пассажиров , проезд в маршрутках , перевозки пассажиров газелью , пассажирские перевозки газелью

Наиболее приемлемой классификацией автобусов по назначению следует считать их деление на три класса: I - городские; II - междугородные; III - дальнего следования.

Для отечественных автобусов можно выделить еще дополнительный класс ведомственных автобусов, предназначенных для доставки людей к месту работы.

К автобусам класса I относят городские автобусы, обладающие наибольшей вместимостью (наличие большого числа стоячих мест) и высокими параметрами пассажирообмена (большие площадь пола и ширина дверей, низкий уровень пола и др.), и максимально

Характеристики легковых автомобилей с кузовами различных типов

Таблица 2.1

Внешний вид

Название

Характеристика

Закрытый кузов

Удлиненная база, четыре боковые двери, два (три) ряда сидений, застекленная перегородка за первым рядом

Седан (хэтчбек, салун, берлина)

Нормальная база, четыре или две боковые двери, два (три) ряда сидений

Купе (берлинетта)

Укороченная база, две боковые двери, один (два) ряда сидений

Полностью открывающийся кузов

Фаэтон (устаревшее - Торпедо)

Удлиненная или нормальная база, число дверей и рядов сидений зависит от базы

Родстер (слайдер)

Укороченная база, две боковые двери

Грузопассажирские кузова

Универсал (стейшен вэгон, фамильяле, эстейст, бреак)

Закрытый кузов со складывающимся задним рядом сидений, за счет чего можно увеличить помещение для груза

Закрытая кабина с одним (двумя) рядами сидений и грузовая платформа

Хэтчбек (комби, лиртбек, свинчбек)

Занимает промежуточное положение между универсалом и седаном, имеет две (четыре) боковые двери и дверь в наклонной задней стенке

с ними унифицированные пригородные автобусы, предназначенные для пассажирского сообщения города с ближним пригородом.

Автобусы класса II предназначены для обеспечения междугородных перевозок районного и областного масштабов, сообщения городов с дальним пригородом, местных перевозок в сельской местности. Они отличаются от автобусов класса I большей долей числа мест для сидения, наличием в основном четырехрядной планировки, отсутствием накопительных площадок с размещением стоящих пассажиров только в проходе, уменьшенным числом служебных дверей, повышенными параметрами геометрической проходимости, комфортабельностью для пассажиров и т.д.

Автобусы класса III предназначены для перевозки только сидящих пассажиров в условиях высокого комфорта на дальние расстояния и в туристических или экскурсионных целях. Они снабжены багажными отделениями и рядом дополнительного оборудования: радио- и телеустановками, местом для гида, гардеробом, баром, туалетом, индивидуальными освещением и вентиляцией, системой кондиционирования и т.д. Автобусы класса III могут быть выполнены повышенной этажности, с наклонно расположенным салоном для улучшения обзорности и иметь разнообразные компоновочные схемы.

По размерам автобусы подразделяют на особо малые, средней размерности, большие, особо большие или сочлененные.

Особо малые автобусы можно классифицировать следующим образом. К классу I могут быть отнесены особо малые автобусы, выполняющие функции маршрутных такси, т.е. осуществляющие перевозки на внутригородских коротких маршрутах.

К классам II и III можно отнести автобусы особо малой категории, предназначенные для перевозки сидящих пассажиров с различной степенью комфортабельности, определяемой планируемой продолжительностью поездки.

Большинство выпускаемых в мире малых автобусов относится к классам II и III. Малыми автобусами класса II являются отечественные ПАЗ-3205, имеющие в основном четырехрядную планировку салона, одну или две служебные двери, поручни для стоящих в проходе пассажиров и предназначенные для перевозок пассажиров на местных маршрутах. Малые автобусы в зависимости от класса назначения имеют полную вместимость 25-50 пассажиров и полную массу в наиболее характерных диапазонах: 5,3-6,5 и 8,2-8,8 т.

Автобусы средней размерности , как правило, унифицированы с большими автобусами, чему в значительной мере способствует приобретающая популярность модульная конструкция кузова. Средние автобусы производят многие европейские фирмы, но их выпуск относительно невелик. В отечественной промышленности средние автобусы классов II и III представлены семейством ЛиАЗ. Средние автобусы имеют вместимость 55-75 пассажиров и полную массу 9,5-13,5 т.

Большие автобусы составляют наибольшую долю в мировом производстве автобусов, кроме особо малых. Эта размерность автобусов характеризуется наибольшим разнообразием конструкций и компоновочных схем. Наибольшую часть выпуска составляют автобусы класса I с различными вариантами планировок салона. При наиболее типичных схемах планировки автобусов для внутригородских перевозок число пассажиров можно определить осредненно как произведение длины автобуса (м) на 10, т.е. при длине автобуса 9,5 м - 95 пассажиров. Большое число планировок салона, применяющихся ведущими автобусостроительными фирмами, приводит к определенному стиранию граней между автобусами классов I и II. Автобусы классов I и II имеют вместимость 80-120 пассажиров и полную массу 14-18,5 т. Большие автобусы класса III конструктивно представляют собой наиболее разнообразную группу: их выполняют двух- и трехосными, одно-, полутора- и двухэтажными, с большим ассортиментом дополнительного оборудования. Следует отметить, что европейская классификация распространяется лишь на одноэтажные автобусы.

Особо большие или сочлененные автобусы производятся на тех же предприятиях, что и большие автобусы, и максимально унифицированы с ними. В подавляющем большинстве они представляют собой автобусы класса I, за исключением единичных моделей сочлененных автобусов классов II и III. Особо большие автобусы выпускаются длиной 16,5-18 м, имеют вместимость 145-184 пассажира и полную массу 24-28 т. Эти автобусы предназначены для осуществления перевозок на наиболее напряженных городских, реже - на пригородных и междугородных маршрутах.

Троллейбусы выпускаются только большой и особо большой размерности для осуществления внутригородских перевозок большого числа пассажиров. Определилась тенденция в унификации троллейбусов с автобусами вплоть до применения полностью унифицированных кузовов, комплектуемых либо дизелем, либо тяговым электродвигателем в комплекте с управляющим и токопередающим электрооборудованием. В последнем случае троллейбус может дополнительно оснащаться дизелем для обеспечения автономного движения.

Описанная классификация автобусов предполагает возможность дальнейшего ее расширения по размерности и более мелкого деления по назначению, например категорией «сверхбольших» автобусов (троллейбусов), выполненных в виде трехсекционных сочлененных автобусов, таких как автобусы Х1Ъ1 (Франция), 280# (Германия), или типа «омнибус-бан».

В городе Коломна Московской области завершился девятый международный автотранспортный фестиваль «Мир автобусов» . В течении трёх дней, с 18 до 20 мая 2016 года специалисты знакомились с новинками и успешно зарекомендовавшими себя решениями в области автобусных перевозок. В этом году выставка оказалась достаточно компактной, однако от этого не менее интересной.

Сегодняшний фестиваль посвящён 90-летию главного перевозчика Московской области — ГУП МО «Мострансавто». На открытие выступили генеральный директор Александр Зайцев, два предыдущих директора «Мострансавто», глава города Коломна Валерий Шувалов, космонавт Елена Серова и другие почётные гости. Особое внимание было уделено приглашённым гостям — ветеранам предприятия. По традиции, торжественный старт фестивалю был дан гудком автобуса.

Междугородние автобусы

Хедлайнером выставки в классе междугородних перевозок по праву можно назвать автобус Setra TopClass S 516 HDH . Пожалуй, на данный момент — это самый фешенебельный автобус туристического класса, по уровню комфорта граничащий с автобусами для вип-персон.


Что же предлагают нам ведущий немецкий автопроизводитель за 0,5 млн евро? Комфорт поездки сопоставим с бизнес-классом лучших самолётов: в автобусе кожаный салон по схеме 2+1, сидения широкие, сзади расположен клубный уголок со столиком на 6 персон, индивидуальное освещение, зарядка для телефонов. Даже климат-контроль в автобусе «умный» — распределяет мощность в зависимости от наполненности салона. Но основная «фишка» данного автобуса — это прозрачная панорамная крыша из стекла со специальным покрытием, не пропускающим 98% энергии солнечного света, исключая таким образом нагрев салона лучами солнца.

Вместо ключа зажигания у этого автобуса пульт дистанционного управления с дисплеем. Даже на расстоянии до 100-150 метров водитель может контролировать все параметры автобуса, прогреть двигатель, охладить салон. Расход топлива такой махины сравнительно невысокий — около 25 л/100 км. Продумана и безопасность: помимо стандартного круиз-контроля, контроля движения по полосе, ABS, «умной» системы активного экстренного торможения АВА-3, представитель концерна продемонстрировал систему противоподкатной защиты, расположенной за передним бампером автобуса. Она позволяет существенно погасить силу удара при лобовом столкновении с низкими ограждениями и легковыми автомобилями, принеся минимальный урон автобусу и обьекту столкновения.

Другой представленный немцами автобус — Mercedes-Benz INTOURO (фото слева). Данный автобус позиционируется как бюджетный многоцелевой на 55 или 59 мест в зависимости от модификации. Пробег между ТО у него увеличен до 60 тыс. км, по сравнению с предыдущей линейкой автобусов Conecto у Intouro снижен уровень шума в салоне за счёт ведущего амортизирующего моста, снижен расход топлива. Традиционно на выставке свою продукцию предоставил и MAN (фото справа): туристический Lion’s Coach и бюджетный междугородный Lion’s Intercity:


Не отстают и отечественные производители. Российский автогигант Группа ГАЗ представилассортимент современных автобусов на шасси Scania, такие как пригородно-междугородний ЛиАЗ Вояж (фото справа) в двухосном и трёхосном (Вояж L) вариантах и двухосный туристический ЛиАЗ Круиз (фото слева). Модель Вояж уже хорошо известна пассажирам подмосковных пригородных маршрутов, модель Круиз же интересна нетипичным для таких автобусов газодизельным двигателем Scania и соответствием стандарту Евро-6.


Стоит заметить, что Группа ГАЗ начинает выпускать свои автобусы под единым брендом, с единым шильдиком, что несколько стирает границы исторических мест происхождения автобусов. Так, скажем, модель Вояж, ранее бывшая ГолАЗом, почему-то стала ЛиАЗом.

Один из немногих междугородних автобусов на выставке на шасси собственной разработки (а не Scania) — это белорусский туристический МАЗ-251 (фото слева). Вместимость такого автобуса — 44 места, шаг сидений — 86 см, двигатель — 360 л.с. MAN или MB стандартов Евро-3 или Евро-5 по желанию заказчика. Цена такого автобуса — около $200000. На фото справа — Higer KLQ 6122 , ещё более недорогая китайская альтернатива ($170000-180000).


Городские автобусы большой вместимости

В этом году продолжается конкуренция по автобусам класса БВ между группой ГАЗ (в лице ЛиАЗа) и Минским Автозаводом.

Низкопольный ЛиАЗ-5292.65 новейший вариант хорошо известной всем рабочей лошадки московского автобуса, созданный с учётом импортозамещения. Это первая модификация ЛиАЗа-5292 с отечественным двигателем стандарта Евро-5 (ЯМЗ-53633 мощностью 244 л. с.), что позволило данным автобусам уже с 9 мая уже начать работу на столичных маршрутах под брендом «Московский транспорт». Использование российского двигателя удешевило автобус на 500 тысяч рублей, не повлияв на его пассажирские и ходовые качества.




Пока существует только вариант автобуса в старом кузове и с бюджетным салоном, однако производитель обещал выпустить и вариант с рестайлинговым кузовом образца модификации 22-77. Кроме того, представитель Группы ГАЗ отметил, что планируется выпуск сочленённых автобусов ЛиАЗ-6213 с двигателем 536-й модели.

Вариант от МАЗа — хорошо зарекомендовавшая себя модель МАЗ-203.065 , эксплуатирующаяся во многих городах Беларуси, Украины и России. Помимо него, на выставке был и другой экземпляр МАЗ-203.088 - первый автобус из таможенного союза с двигателем Mercedes-Benz OM 936 LA класса Евро-6 мощностью 320 л.с. и АКПП ZF 6AP1400B со встроенным ретардером.




Другие представленные автобусы, увы, выглядели явными аутсайдерами гонки за место в столичных автопарках. Например, IVECO CROSSWAY LE City с не 100% низким полом:


Городские автобусы средней вместимости

Группа ГАЗ представила новинку Vector NEXT . По заверениям прозиводителя, это не просто ребрендинг и рестайлинг «пазика», а совершенно новая модель автобуса, оптимально сочетающая в себе современные технические решения и бюджетность. Автобус оснащён отечественным дизелем ЯМЗ-5344 стандарта Евро-5 мощностью 150 л. с., отечественной МКПП (что характерно для автобусов этого класса), гидроусилителем руля и комбинированной рессорно-пневматической подвеской. Салон рассчитан на планировки от 18 до 26 сидячих мест.


МАЗ-206 — уже давно зарекомендовавшая себя модель, в этом году отмечающая своё десятилетие. На автобусах последней модификации установлен двигатель Евро-5, топливный бак объёма 140 литров (вместо 105 у ПАЗика), современная светотехника Hella. Задняя дверь широкая и оборудована пандусом для колясок.

Рынок автобусов средней и малой вместимости в этом году испытывает большой бум из-за массовой закупки частными перевозчиками автобусов для работы на новых для себя маршрутах под брендом «Московский транспорт». Популярностью пользуются как условно средней вместимости с низкой задней накопительной площадкой с пандусом и вместимостью от 20 сидячих + 25 стоячих, так и традиционные «маршрутки» — автобусы малой вместимости с вместимостью 18 человек сидячих.

На фото справа и снизу — Нижегородец VSN 700 на базе Iveco Daily 70C. Такие автобусы уже работают под брендом «Московский транспорт» в компаниях «Автолайн», «Автороуд» и других.


Свой автобус аналогичного класса уже не первый год представляет и другая нижегородская фирма ООО «Инновационные технологии» — это FoxBus , на этот раз с компановкой салона для городских перевозок: салон 2+2 и задняя низкопольная накопительная площадка с пандусом и откидными сиденьями.


Городские автобусы малой вместимости

Как было сказано выше, сегмент малой вместимости оказался весьма востребован из-за передачи части маршрутов частными перевозчикам. Уже под брендом «Московский транспорт» на выставке приняли участие Mercedes-Benz Sprinter 411 CDI (слева) и Ford Transit (справа). На первый взгляд, очень похожие машины, однако имеют принципиальное отличие: в Ford посадка проихсодит в среднюю дверь и имеются, помимо 18 сидячих (в том числе 1 справа от водителя) ещё и 4 стоячих места (два фото снизу). Ну а Mercedes-Benz — классический микроавтобус на 18 сидячих мест с посадкой через переднюю дверь. Оба автобуса оборудованы всем необходимым для работы на московских маршрутах: системой видеонаблюдения, автоинформатором с электротабло, навигационным оборудованием. Имеются специальные поручни для крепления валидатора:


Свой вариант в классе малой вместимости предоставила и группа ГАЗ. Газель NEXT — традиционный микроавтобус с цельнометаллическим кузовом, рассчитанный составить конкуренцию таким машинам как Ford Transit или Mercedes-Benz Sprinter, прежде всего по стоимости (на 20% дешевле). Однако всё же количество мест меньше, а салон теснее, чем у более длинных зарубежных аналогов, хотя, например, расход топлива выше.


Другие разделы выставки

Автобусные запчасти и атрибуты компактно расположились в одном павильоне, ничего лишнего, всё только самое нужно и интересное: обивка для сидений, кондиционеры, подшипники, транспортные карты и даже выставка детского рисунка, посвящённая 90-летию ГУП МО «Мострансавто»:


Во второй день в рамках фестиваля прошёл конкурс профессионального мастерства среди водителей автобусов ГУП МО «Мострансавто», приуроченный к 90-летию транспортного предприятия. Среди 64 водителей из 33 филиалов «Мострансавто» лучшими оказались Алексей Авдеев (Автоколонна №1417, Коломна), Сергей Максимов (Автоколонна №1417, Коломна) и Андрей Ванчарин (Автоколонна №1785, Щелково).

Что было на «Мире автобусов» в прошлых годах, можно посмотреть в наших репортажах: , . Ну а мы с нетерпением будем ждать следующего, юбилейного, десятого фестиваля «Мир Автобусов», который пройдёт в Коломне 17-19 мая 2017 года. До скорых встреч!

Морозов Артём, Долгополов Михаил