Образовательный портал. Лексическая тема: Транспорт Задания для дошкольников наземный транспорт

Назовите вместе с ребенком все виды транспорта, показанные на видео:
Итак, сегодня мы поговорим о транспорте.

Рассмотрите картину:

Какие виды транспорта здесь есть?

Какой бывает транспорт?

Как называется транспорт, который плавает по воде?
Движется по железной дороге?
Передвигается по земле?
Под землей?
Летает по воздуху?

Назови (перечисли) наземный (железнодорожный, городской), подземный, водный, воздушный транспорт?


Какие виды машин ты знаешь? (
грузовая, легковая, военная).

Покажи и назови части машин?
(колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы).

Покажи и назови части лодки?
(мачта, парус, весла и т.д.).

Покажи и назови части корабля? самолета?





Кто управляет машиной, самолетом, кораблем, поездом, трамваем, мотоциклом и т.д.?
(водитель, летчик, пилот, капитан, машинист и т.д.).




Каким должен быть водитель, шофер, машинист, капитан и т.д.?
(внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим, исполнительным и т.д.).

Расскажи, на каком транспорте ты добираешься до детского сада?


Как далеко ты уезжал из дома и на чем?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО” Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
“Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется... (трамвай)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни... (машина)

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой... (велосипед)

Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю... (груз)

Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит.... (автомобиль)

Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в... (ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый... (вертолет)

В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это... (самолет)

Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в... (кабине)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился... (парашют)




ЗАГАДКИ.
По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.

А над крышей вожжи, он ходить без них не может. (троллейбус)

Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.(трамвай)

Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.
Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)

Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет (самолет)

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл)

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль, побежит ….(автомобиль)

Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины и питается бензином (автобус)

Д/и "Сделай из двух слов одно":

Возит молоко – молоковоз.
Мешает бетон – бетономешалка.
Возит цемент – цементовоз.
Возит воду – водовоз.

Подбери предмет к признаку:

Старый - …
Новый - …
Грузовой - …
Быстроходный - …

Домашние задания по лексической теме «Транспорт» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи.

Лексическая тема «Транспорт»

Предметы: транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, лодка, автомобиль, машина, велосипед, такси, грузовик, вертолет; кабина, кузов, салон, колеса мотор, фары, двери, руль, вагон, бензин, рельсы,; светофор, рельсы, улица, дорога, остановка, пристань, аэропорт, пассажир, водитель, шофер, пилот, матрос, бортпроводник, капитан, машинист.

Признаки: пассажирский, грузовой, легковой, наземный, воздушный, водный, железнодорожный…

Действия: ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ходить (и их приставочные образования: приехать, уехать, отъехать), заводить, выруливать, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить …

Задания

1. Подбери признаки (не менее трех признаков):

автобус (какой?) — …

2. Подбери действия (не менее трех действий):

самолет (что делает?) – …

3. Один – много (множественное число):

машина – машины
самолет — …
корабль — …
колесо – …
вагон — …
крыло — …
капитан — …
водитель — …
летчик — …

4. Посчитай

один самолет, два …, три…, четыре …, пять …

одно колесо, два…, три…, четыре …, пять…

одна машина, две…, три…, четыре…, пять…

5. Закончи предложение:

Машинист – это тот, кто …
Регулировщик – это…
Шофер – это…
Летчик – это…
Пешеход – это…
Пассажир – это…
Кондуктор – это…
Капитан – это…

6. Закончи предложение (подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от слова «ехать»)

Машина из гаража …
Машина к дому …
Машина от дома…
Машина в ворота…
Машина до дома…
Машина с моста…

7. Выучи стихотворение.

«Паровоз»

Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?
- Я привез цветные книжки.
Пусть читают ребятишки.
Я привез карандаши,
Пусть рисуют малыши.

Е. Благинина

8. Нарисуй или вырежи картинки с изображением различных видов транспорта. Раздели их на три группы: наземный, водный, воздушный транспорт.

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед

Взрослый. Назовите автомобильный транспорт, который движется по улице города (автобус, автомобиль, пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, такси, маршрутное такси ).

«Каждый из автомобилей предназначен для выполнения разной работы.

Посмотрите на картинки и соедините пассажиров и тот автомобиль, в котором они поедут.»

Воспитатель и дети - маршрутное такси, автобус, троллейбус.

Мужчина с портфелем - Мерседес.

Пожарные - пожарная машина.

Доктор и медсестра - скорая помощь.

Тракторист (комбайнёр) - трактор, комбайн.

Строитель - подъёмный кран.

Рабочие «дорожной службы» - снегоуборочная, мусороуборочная и т.д.

Что за чудо-грузовик?

Цель: уточнять представления детей о разнообразии специальных транспортных средств; упражнять в практическом усвоении простейших приёмов словообразования; .

Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств.

Взрослый. А сейчас мы заглянем вместе с вами в гараж. Здесь находится много грузовых машин. Они перевозят различные грузы. Отметьте фишкой одного цвета грузовую машину и груз, который она перевозит. Расскажите о её назначении.

Дети. Самосвал - нужен, чтобы перевозить камни, песок.

Грузовик-фургон «Холодильник» (мороженое, птица, мясо); грузовик-фургон «Хлеб» (батоны, булочки, торты); грузовик-фургон «Мука»; грузовик-бочка «Живая рыба», «Огнеопасно» (бензовоз); бетономешалка; грузовик для перевозки автомобилей; для перевозки строительных блоков и панелей; грузовик-фургон зелёного цвета с надписью «Люди» и т.д.

Едет, плавает, летает

Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа.

Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств; набор листов формата А4 цветной бумаги.

Взрослый. Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный. Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. (А втобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.)

А теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая - воздух; тёмно-синяя - вода; коричневая - земля.

Для того, чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом, мастером своего дела. Скажите, кто чем управляет.

Например: «Автобусом управляет… водитель».

Грузовик - … шофёр, поезд - … машинист, вертолёт, самолёт - … пилот, корабль - … капитан, мотоцикл - … мотоциклист, велосипед - … велосипедист, ракета - … космонавт.

Восстанови предложение

Цель: упражнять в практическом усвоении способов согласования слов в простом предложении.

Материал: предметные картинки транспортных средств и символические изображения способов движения.

Взрослый. Постовой дорожной автоинспекции говорит по рации о своих наблюдениях напарнику. Помогите ему правильно построить предложения.

Легковая машина, ехать, дорога: «Легковая машина проехала по дороге!»

Самолёт, небо, лететь, высоко.

Большой, корабль, волны, плыть.

Трасса, по, гоночный автомобиль, мчаться.

Магазин, около, мотоцикл, останавливаться.

Ехать, тропинка, велосипедист.

Дорожная азбука

Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках, о правилах поведения на дороге.

Материал: предметные картинки «Дорожные знаки», атрибуты одежды постового регулировщика.

Взрослый. Для того чтобы правильно передвигаться по дороге, нужно знать правила дорожного движения.

Расскажите своим друзьям, что обозначают эти дорожные знаки и объясните, что надо делать, когда их увидишь? («Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Берегись автомобиля», «Проезд запрещён», «Остановка запрещена», «Стоянка автотранспорта», «Осторожно, дети!», «Велосипедная дорожка». )

Небылица

Цель: учить сосредоточивать внимание детей на содержании небылицы, рассуждать, т.е. стимулировать переход к логическому мышлению.

Взрослый. Послушайте стишок-небылицу и скажите, бывает ли так?

Транспорт

Сяду я на самолёт -

У него мотор ревёт.

Он помчится под землёй,

Покатает нас с тобой.

Самолёт летит легко

Выше туч и облаков,

Выше дач, деревьев выше,

И садится он на крыши.

Один - много (с мячом)

Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять умения детей изменять слово и согласовывать слова.

Взрослый называет объект или явление в единственном числе (лодка) и бросает мяч ребёнку. Он отвечает во множественном (лодки ) и возвращает мяч педагогу.

Что общего?

Цель: выделение общего и различного в предметах транспорта.

Материал: предметные картинки транспортных средств, фишки.

Взрослый. Назовите, что обязательно есть у любой машины? (Колёса, мотор, бензобак, руль…)

Как называется руль у самолёта? (Штурвал.) Колёса? (Шасси.)

Какой руль у корабля? У трамвая?

Педагог раздаёт каждому по 2 картинки из набора транспортных средств и просит найти как можно больше сходства между ними, а затем - различий.

За каждый названный верно признак сходства (различия) - фишка. Побеждает игрок с большим количеством фишек.

Тише едешь - дальше будешь

Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт».

Материал:

Взрослый. Скажите, что умеет делать эта машина?

Например: «Самолёт летит, громко гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси, заправляется топливом, разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает высоту, перевозит грузы и людей…»

За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд.

Каждому ребёнку даётся своя картинка.

Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т.е. больше всех назвал действий предмета.

Автопарк и депо

Цель: стимулировать развитие зрительной памяти; развивать связную речь.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Все картинки закрываются экраном или ширмой. Одна или несколько картинок прячутся или переворачиваются тыльной стороной. Когда экран поднимается, дети должны вспомнить, какие картинки спрятаны, и назвать их. (Вспомнить, какая машина уехала, а какая приехала?)

Число машин в автопарке постепенно увеличивается.

Станция технического обслуживания

Цель: уточнять представления о целостном образе предмета и стимулировать развитие грамотной речи.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Взрослый. Дети, рассмотрите незаконченные рисунки транспортных средств. На станцию техобслуживания привезли поломанные автомобили, необходимо назвать отсутствующие части, детали и дорисовать их.

Авторынок

Цель: ; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Дети делятся на 3-4 группы и выбирают по одной картинке транспортного средства на группу.

Каждая команда по очереди называет слово - определение к выбранной ими машине. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество слов-определений.

Так же, как и у машины!

Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать мыслительные операции обобщения и классификации, умение систематизировать, классифицировать объекты рукотворного мира, аналитико-синтетические мыслительные операции.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Взрослый. Выбери подходящее слово (картинку):

У самолёта - крылья, а у вертолёта - … (лопасти).

Кошка лакает молоко, автомобиль … (заглатывает бензин).

Корабль плавает, а самолёт … (летает).

У человека - дом, у автомобиля - … (гараж).

У птицы - гнездо, а у самолёта - … (ангар).

У рыбы - заводь, а у кораблей - … (порт).

У ястреба - клюв, а у самолёта - … (нос).

У автобуса - парк, а у трамвая - … (депо).

У человека - сердце, а у автомобиля - … (мотор).

Утка - крякает, а пароход … (гудит).

Умозаключения

Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей при объяснении своих ответов.

Взрослый. Закончите правильно предложение:

В автобусе нельзя баловаться, потому что…

В транспорте надо держаться за поручни, чтобы …

Корабли строят, чтобы …

Самолёт быстрее поезда, потому что…

Колёса круглые, потому что…

Автомобиль не едет под водой, потому что …

На стройке много техники, потому что…

В городе много разного транспорта, чтобы…

Людям нужны специальные машины, чтобы … и т.д.

Речевой тренинг «Опровержения»

Цель: развивать логическое мышление детей, упражнять в установлении связей между явлениями; развивать связную речь.

Взрослый предлагает заведомо ложное высказывание. Дети придумывают как можно больше опровержений.

Автомобили ездят только на бензине. У всех пассажиров есть руль. На лодке можно летать. Самолёт перевозит только людей. Троллейбус мчится по рельсам. Пар двигает электричку. Все летающие аппараты имеют двигатель. У автомобилей деревянные колеса. Трамвай перевозит строительные материалы.

Антон за рулем

Цель: упражнять детей в подборе противоположных по значению слов; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; упражнять в построении сложного предложения с союзом а.

Взрослый. С нами будет играть Антон Антоним, он приехал на автомобиле. Какие слова он сегодня нам привёз?

Антон Антоним. В транспорте всегда найдётся множество мелочей, очень интересных деталей, проводов и соединений. Я люблю первую букву алфавита, ведь она первая и в моём имени. Поэтому хочу, чтобы дети соединяли слова в предложении союзом а и называли всё наоборот.

В машине окна, колёса… (круглые).

У автобуса - руль, а у самолёта - … (штурвал).

У поезда - рельсы, а у корабля -… (вода).

У штангиста - штанга, а у троллейбуса - …(штанги).

У парохода - пар, а у трамвая - … (электрический ток).

Автомобиль шуршит, а трамвай… (грохочет).

Электричка возит пассажиров, а товарный поезд… (грузы).

На море - капитан, а в самолёте - … (пилот).

Автомобиль быстрый, а … черепаха (медлительная)

Экскаватор роет, а подъёмный кран… (поднимает и устанавливает).

Можно ездить или нет?

Цель: автоматизировать правильное произношение с (сь) в словах; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом или группой слов; уточнять представления о средствах передвижения.

Материал : коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии звук с (сь) : санки, самолёт, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, сад, стул, стол, самосвал, светофор, пылесос, слон, собака, сапоги.

Вариант 1. Дети по очереди вынимают из «гаража» (коробки) картинки; каждый показывает свою, называет изображённый на ней предмет и говорит, можно на нём ездить или нет. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчётливо выговаривали слова с заданным звуком. Затем просит составить предложение по своей картинке.

Вариант 2. Когда ребёнок берёт вторую картинку, называет её, то составляет предложение с двумя словами: «Новые Санки привезли на самолёте».

Так продолжает добавлять слова в своё предложение, пока не сделает ошибку. На его место идёт второй игрок и начинает сначала, предварительно перемешав все картинки.

Перевёртыш

Взрослый. Самолёт летит. Это хорошо?

Дети. Грузы перевозит.

Взрослый. Грузы перевозит - это плохо, почему?

Дети. Самолёт может сломаться, и груз не дойдёт.

Взрослый. Груз не дойдёт - это хорошо, почему?

Дети. Груз - это плохие письма, и люди не получат эти плохие вести…

Начальная фраза может быть любой, касающейся рассматриваемого объекта.

Наталья Бажитова
Задания логопеда воспитателям логопедических групп по лексической теме «Транспорт»

Сентябрь – 2 неделя.

Тема недели : «Транспорт » .

Лексическая тема : «Транспорт » .

Программное содержание : расширить и закрепить знание о транспорте ; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Транспорт » ; закрепить представление о профессиях людей, работающих на транспорте ; совершенствовать грамматический строй речи.

Ввести в активную речь.

Существительные : машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер; остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, паром, электричка, рефрижератор, трасса, самосвал, парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.

Прилагательные : быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской; автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, наземный, речной.

Глаголы : ехать, плыть, лететь, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить; выруливать, ремонтировать, буксовать, подлетать, отлетать, взлетать.

Групповые задания :

1. Артикуляционная гимнастика : комплекс №1 .

2. Пальчиковая гимнастика : комплекс №1 .

3. Дыхательная гимнастика : комплекс №1 .

4. Общая моторика (физ. минутка) :

«Поезд» .

Загудел паровоз

И вагончики повез :

«Чу-чу-чу,

Далеко я укачу!»

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики

Все тук, да тук, да тук.

(Дети встают друг за другом, имитируют движение поезда.)

5. Задания на развитие фонетико-фонематического слуха и восприятия .

«Слушай внимательно»

Шепотом взрослый дает 1, 2 или 3 поручения ребенку. Ребенок выполняет то, что говорит взрослый.

6. Задания по развитию лексико -грамматического строя речи.

Перечисли что может :

летать –

плавать –

ездить –

Сосчитай до пяти.

Одна белая машина, две белые машины, три белые машины, четыре белые машины, пять белых машин.

Один красный автобус,

Одно резиновое колесо,

Один большой корабль,

Одна трамвайная остановка,

Один новый трамвай,

Что может делать :

автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться.

корабль –

самолет –

Как назвать остановку :

трамвая – трамвайная;

автобуса –

троллейбуса –

Назови одним словом машину, которая :

возит молоко – молоковоз;

мешает бетон – бетономешалка;

возит воду – водовоз;

черпает землю – землечерпалка;

укладывает трубы – трубоукладчик;

дробит камни – камнедробилка.

Исправь предложения (подготовительная к школе группа ) :

Дом подъехал к машине.

Бензин кончился потому, что машина остановилась.

7. Задания по развитию связной речи.

Трамвай и троллейбус.

Трамвай и электричка.

Троллейбус и автобус.

Автобус и автомобиль.

Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Хорошо, когда много снега.

Хорошо, когда много снега : можно бабу лепить, можно крепость строить и в снежки играть, можно с горок кататься и на лыжах ходить…

А вот машинам и трамваям, когда много снега, - плохо.

Если снег не уберут, то не привезут машины ни хлеба, ни молока, ни угля, ни бензина, ни елку к Новому году! Даже доктор в «скорой помощи» не сможет приехать.

Чтобы такого не случалось, в снегопад выезжают специальные машины. Они убирают снег и посыпают улицу песком, чтобы не скользко было.

В. Бундин

Вопросы :

1. О каком времени года говориться в рассказе?

2. Кому хорошо, когда много снега? Почему?

3. Почему плохо машинам и трамваям, когда много снега?

4. Какие машины убирают снег и посыпают улицы песком? Видели ли вы их на улице?

Чтение художественной литературы.

А. Барто «На косогоре» ;

В. Кудрявцева «Велосипедист» ;

Р. Заславский «Ночное такси» ;

Н. Калинина «Малыши» , «Как ребята переходили улицу» ;

О. Корнеева «Милицейская машина» ;

Е. Кузьмин «Важные машины» ;

Н. Носов «Как Незнайка катался на газированном автомобиле» ;

Я. Тайц «Поезд»

Публикации по теме:

Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН «Знатоки транспорта» Тема: «Знатоки транспорта». Тип. Итоговое занятие по лексической теме «Транспорт» в форме игры КВН. Возраст. 5-6 лет. Задачи. Познание Обобщать.

Задания по лексической теме «Правила дорожного движения» 1. «Составь предложение правильно» Машина, ехать, дорога. Самолет, небо, летит, высоко. Большой, волны, корабль, плывет. Шоссе, автомобиль,.

Интеллектуальная игра для детей старшей логопедических групп группы «В гостях у тётушки Совы» Задачи:- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием. -Развивать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [С]» по лексической теме «Транспорт» подготовительный этап, 1. Развитие речевого дыхания и голоса. Дуем на перышко (губы трубочкой) Дуем через желобок.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.».

Лексико-грамматические игры по лексической теме:» Транспорт».

«Что делает?»

Поезд (что делает) – едет по рельсам;

Трамвай (что делает) – …;

Троллейбус (что делает) – …;

Велосипед (что делает) – …

«Что общего?»

у автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель;

у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве

у велосипеда и мотоцикла – …

Игра «Наоборот»

машина – какая?

Быстрая – медленная

Шумная – тихая

Легкая – тяжелая

Пассажирская – грузовая

Двигающаяся – неподвижная

Вредная – полезная

Огромная – маленькая

Твердая – мягкая

Мирная – военная

Гладкая – шероховатая

Игра"Почему так называется?" на образование сложных слов.

Самолет - сам летает.

Вездеход - ... Паровоз - ... Пароход - ...

Самосвал - ... Самокат - ... Мусоровоз - …

Пешеход - … Ледокол - … Луноход - …

Автогонщик - … Электровоз - … Молоковоз - …

Цементовоз - … Бензовоз - …

Игра «Закончи предложение.»

Автобус едет быстро, а электричка еще …(быстрее).

Вертолет летит высоко, а самолет еще…(выше).

Катер сигналит громко, а пароход еще…(громче).

Автомобиль стоит близко, а велосипед еще…(ближе).

Развитие речевого слуха.

Налили бензину.

Завели…(машину).

Сели мы в машины,

Зашуршали…(шины).

Опустела мостовая,

И уехали …(трамваи).

Хочешь ехать – не зевай!

Отправляется…(трамвай).

Нажимаю на педаль

И машина мчится…(вдаль).

Вот бежит, поднявши пыль,

По шоссе… (автомобиль).

Нам проехать нехитро

Через город на …(метро).

Подготовлен самолет

Он отправиться в …(полет).

ИГРА "Назови одним словом" на образование сложных слов.

Если у мотоцикла три колеса, он (какой?) - трехколесный.

Если у велосипеда два колеса, то он (какой?) - ...

Если у машины 4 колеса, она (какая?) - ...

Если у лодки 4 весла, она (какая?) - ...

Игра"Подбери предмет к признаку".

Старый - ... Новый - ...

Маленький - ... Мощный - ...

Грузовой - ... Трехколесный - ...

Быстроходный - ...

Игра "Из чего - какой?" на образование относительных прилагательных.

Кабина из металла (какая?) - металлическая кабина.

Руль из пластмассы (какой?) - ...

Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ...

Шины из резины (какие?) - ...

Игра "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).

Поезд длинный, а автобус - короткий.

Самолет быстрый, а пароход - ...

Троллейбус тяжелый, а велосипед - ...

Взлет - посадка.

Взлетать - ...

Приезжать - ...

Приплывать - ...

"Закончи предложение". Надо употребить глагол «ехать» с соответствующей приставкой.

Машина из гаража (что сделала?) - выехала.

От дома (что сделала?) - ...

К дому - ...

За дом - ...

Через мост - ...

С моста - ...

Мимо дома - …

Вокруг парка - …

Из города - …

Составление предложений по опорным словам.

Автомобиль, по, ехать, дорога.

Лодка, река, по, деревянная, плыть.

Магазин, около, велосипед, остановиться.

Пассажиры, электричка, из, выходить.

В, самолет, небо, лететь, высоко.

Подъехать, остановка, к, трамвай.

Мост, выехать, автобус, из-под.

Пальчиковая гимнастика

Я на лодочке сижу, - ладони лодочкой, волнообразные движения

Молча в речку я гляжу…

Веслами машу, - ладони – лодка, круговые движения большими пальцами

Еду, не спешу.

Будем пальчики сгибать, - сжимать и разжимать кулачки

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет, - загибать пальцы, начиная с мизинца

Трамвай, метро и самолет.

Пять пальцев мы в руках зажали, показать кулачок

Пять видов транспорта назвали.