Лексическая тема: Транспорт. Развитие речи

Назовите вместе с ребенком все виды транспорта, показанные на видео:
Итак, сегодня мы поговорим о транспорте.

Рассмотрите картину:

Какие виды транспорта здесь есть?

Какой бывает транспорт?

Как называется транспорт, который плавает по воде?
Движется по железной дороге?
Передвигается по земле?
Под землей?
Летает по воздуху?

Назови (перечисли) наземный (железнодорожный, городской), подземный, водный, воздушный транспорт?


Какие виды машин ты знаешь? (
грузовая, легковая, военная).

Покажи и назови части машин?
(колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы).

Покажи и назови части лодки?
(мачта, парус, весла и т.д.).

Покажи и назови части корабля? самолета?





Кто управляет машиной, самолетом, кораблем, поездом, трамваем, мотоциклом и т.д.?
(водитель, летчик, пилот, капитан, машинист и т.д.).




Каким должен быть водитель, шофер, машинист, капитан и т.д.?
(внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим, исполнительным и т.д.).

Расскажи, на каком транспорте ты добираешься до детского сада?


Как далеко ты уезжал из дома и на чем?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО” Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
“Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется... (трамвай)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни... (машина)

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой... (велосипед)

Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю... (груз)

Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит.... (автомобиль)

Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в... (ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый... (вертолет)

В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это... (самолет)

Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в... (кабине)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился... (парашют)




ЗАГАДКИ.
По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.

А над крышей вожжи, он ходить без них не может. (троллейбус)

Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.(трамвай)

Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.
Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)

Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет (самолет)

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл)

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль, побежит ….(автомобиль)

Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины и питается бензином (автобус)

Д/и "Сделай из двух слов одно":

Возит молоко – молоковоз.
Мешает бетон – бетономешалка.
Возит цемент – цементовоз.
Возит воду – водовоз.

Подбери предмет к признаку:

Старый - …
Новый - …
Грузовой - …
Быстроходный - …

Взрослый. Назовите автомобильный транспорт, который движется по улице города (автобус, автомобиль, пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, такси, маршрутное такси ).

«Каждый из автомобилей предназначен для выполнения разной работы.

Посмотрите на картинки и соедините пассажиров и тот автомобиль, в котором они поедут.»

Воспитатель и дети - маршрутное такси, автобус, троллейбус.

Мужчина с портфелем - Мерседес.

Пожарные - пожарная машина.

Доктор и медсестра - скорая помощь.

Тракторист (комбайнёр) - трактор, комбайн.

Строитель - подъёмный кран.

Рабочие «дорожной службы» - снегоуборочная, мусороуборочная и т.д.

Что за чудо-грузовик?

Цель: уточнять представления детей о разнообразии специальных транспортных средств; упражнять в практическом усвоении простейших приёмов словообразования; .

Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств.

Взрослый. А сейчас мы заглянем вместе с вами в гараж. Здесь находится много грузовых машин. Они перевозят различные грузы. Отметьте фишкой одного цвета грузовую машину и груз, который она перевозит. Расскажите о её назначении.

Дети. Самосвал - нужен, чтобы перевозить камни, песок.

Грузовик-фургон «Холодильник» (мороженое, птица, мясо); грузовик-фургон «Хлеб» (батоны, булочки, торты); грузовик-фургон «Мука»; грузовик-бочка «Живая рыба», «Огнеопасно» (бензовоз); бетономешалка; грузовик для перевозки автомобилей; для перевозки строительных блоков и панелей; грузовик-фургон зелёного цвета с надписью «Люди» и т.д.

Едет, плавает, летает

Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа.

Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств; набор листов формата А4 цветной бумаги.

Взрослый. Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный. Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. (А втобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.)

А теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая - воздух; тёмно-синяя - вода; коричневая - земля.

Для того, чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом, мастером своего дела. Скажите, кто чем управляет.

Например: «Автобусом управляет… водитель».

Грузовик - … шофёр, поезд - … машинист, вертолёт, самолёт - … пилот, корабль - … капитан, мотоцикл - … мотоциклист, велосипед - … велосипедист, ракета - … космонавт.

Восстанови предложение

Цель: упражнять в практическом усвоении способов согласования слов в простом предложении.

Материал: предметные картинки транспортных средств и символические изображения способов движения.

Взрослый. Постовой дорожной автоинспекции говорит по рации о своих наблюдениях напарнику. Помогите ему правильно построить предложения.

Легковая машина, ехать, дорога: «Легковая машина проехала по дороге!»

Самолёт, небо, лететь, высоко.

Большой, корабль, волны, плыть.

Трасса, по, гоночный автомобиль, мчаться.

Магазин, около, мотоцикл, останавливаться.

Ехать, тропинка, велосипедист.

Дорожная азбука

Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках, о правилах поведения на дороге.

Материал: предметные картинки «Дорожные знаки», атрибуты одежды постового регулировщика.

Взрослый. Для того чтобы правильно передвигаться по дороге, нужно знать правила дорожного движения.

Расскажите своим друзьям, что обозначают эти дорожные знаки и объясните, что надо делать, когда их увидишь? («Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Берегись автомобиля», «Проезд запрещён», «Остановка запрещена», «Стоянка автотранспорта», «Осторожно, дети!», «Велосипедная дорожка». )

Небылица

Цель: учить сосредоточивать внимание детей на содержании небылицы, рассуждать, т.е. стимулировать переход к логическому мышлению.

Взрослый. Послушайте стишок-небылицу и скажите, бывает ли так?

Транспорт

Сяду я на самолёт -

У него мотор ревёт.

Он помчится под землёй,

Покатает нас с тобой.

Самолёт летит легко

Выше туч и облаков,

Выше дач, деревьев выше,

И садится он на крыши.

Один - много (с мячом)

Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять умения детей изменять слово и согласовывать слова.

Взрослый называет объект или явление в единственном числе (лодка) и бросает мяч ребёнку. Он отвечает во множественном (лодки ) и возвращает мяч педагогу.

Что общего?

Цель: выделение общего и различного в предметах транспорта.

Материал: предметные картинки транспортных средств, фишки.

Взрослый. Назовите, что обязательно есть у любой машины? (Колёса, мотор, бензобак, руль…)

Как называется руль у самолёта? (Штурвал.) Колёса? (Шасси.)

Какой руль у корабля? У трамвая?

Педагог раздаёт каждому по 2 картинки из набора транспортных средств и просит найти как можно больше сходства между ними, а затем - различий.

За каждый названный верно признак сходства (различия) - фишка. Побеждает игрок с большим количеством фишек.

Тише едешь - дальше будешь

Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт».

Материал:

Взрослый. Скажите, что умеет делать эта машина?

Например: «Самолёт летит, громко гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси, заправляется топливом, разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает высоту, перевозит грузы и людей…»

За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд.

Каждому ребёнку даётся своя картинка.

Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т.е. больше всех назвал действий предмета.

Автопарк и депо

Цель: стимулировать развитие зрительной памяти; развивать связную речь.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Все картинки закрываются экраном или ширмой. Одна или несколько картинок прячутся или переворачиваются тыльной стороной. Когда экран поднимается, дети должны вспомнить, какие картинки спрятаны, и назвать их. (Вспомнить, какая машина уехала, а какая приехала?)

Число машин в автопарке постепенно увеличивается.

Станция технического обслуживания

Цель: уточнять представления о целостном образе предмета и стимулировать развитие грамотной речи.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Взрослый. Дети, рассмотрите незаконченные рисунки транспортных средств. На станцию техобслуживания привезли поломанные автомобили, необходимо назвать отсутствующие части, детали и дорисовать их.

Авторынок

Цель: ; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Дети делятся на 3-4 группы и выбирают по одной картинке транспортного средства на группу.

Каждая команда по очереди называет слово - определение к выбранной ими машине. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество слов-определений.

Так же, как и у машины!

Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать мыслительные операции обобщения и классификации, умение систематизировать, классифицировать объекты рукотворного мира, аналитико-синтетические мыслительные операции.

Материал: предметные картинки транспортных средств.

Взрослый. Выбери подходящее слово (картинку):

У самолёта - крылья, а у вертолёта - … (лопасти).

Кошка лакает молоко, автомобиль … (заглатывает бензин).

Корабль плавает, а самолёт … (летает).

У человека - дом, у автомобиля - … (гараж).

У птицы - гнездо, а у самолёта - … (ангар).

У рыбы - заводь, а у кораблей - … (порт).

У ястреба - клюв, а у самолёта - … (нос).

У автобуса - парк, а у трамвая - … (депо).

У человека - сердце, а у автомобиля - … (мотор).

Утка - крякает, а пароход … (гудит).

Умозаключения

Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей при объяснении своих ответов.

Взрослый. Закончите правильно предложение:

В автобусе нельзя баловаться, потому что…

В транспорте надо держаться за поручни, чтобы …

Корабли строят, чтобы …

Самолёт быстрее поезда, потому что…

Колёса круглые, потому что…

Автомобиль не едет под водой, потому что …

На стройке много техники, потому что…

В городе много разного транспорта, чтобы…

Людям нужны специальные машины, чтобы … и т.д.

Речевой тренинг «Опровержения»

Цель: развивать логическое мышление детей, упражнять в установлении связей между явлениями; развивать связную речь.

Взрослый предлагает заведомо ложное высказывание. Дети придумывают как можно больше опровержений.

Автомобили ездят только на бензине. У всех пассажиров есть руль. На лодке можно летать. Самолёт перевозит только людей. Троллейбус мчится по рельсам. Пар двигает электричку. Все летающие аппараты имеют двигатель. У автомобилей деревянные колеса. Трамвай перевозит строительные материалы.

Антон за рулем

Цель: упражнять детей в подборе противоположных по значению слов; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; упражнять в построении сложного предложения с союзом а.

Взрослый. С нами будет играть Антон Антоним, он приехал на автомобиле. Какие слова он сегодня нам привёз?

Антон Антоним. В транспорте всегда найдётся множество мелочей, очень интересных деталей, проводов и соединений. Я люблю первую букву алфавита, ведь она первая и в моём имени. Поэтому хочу, чтобы дети соединяли слова в предложении союзом а и называли всё наоборот.

В машине окна, колёса… (круглые).

У автобуса - руль, а у самолёта - … (штурвал).

У поезда - рельсы, а у корабля -… (вода).

У штангиста - штанга, а у троллейбуса - …(штанги).

У парохода - пар, а у трамвая - … (электрический ток).

Автомобиль шуршит, а трамвай… (грохочет).

Электричка возит пассажиров, а товарный поезд… (грузы).

На море - капитан, а в самолёте - … (пилот).

Автомобиль быстрый, а … черепаха (медлительная)

Экскаватор роет, а подъёмный кран… (поднимает и устанавливает).

Можно ездить или нет?

Цель: автоматизировать правильное произношение с (сь) в словах; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом или группой слов; уточнять представления о средствах передвижения.

Материал : коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии звук с (сь) : санки, самолёт, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, сад, стул, стол, самосвал, светофор, пылесос, слон, собака, сапоги.

Вариант 1. Дети по очереди вынимают из «гаража» (коробки) картинки; каждый показывает свою, называет изображённый на ней предмет и говорит, можно на нём ездить или нет. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчётливо выговаривали слова с заданным звуком. Затем просит составить предложение по своей картинке.

Вариант 2. Когда ребёнок берёт вторую картинку, называет её, то составляет предложение с двумя словами: «Новые Санки привезли на самолёте».

Так продолжает добавлять слова в своё предложение, пока не сделает ошибку. На его место идёт второй игрок и начинает сначала, предварительно перемешав все картинки.

Перевёртыш

Взрослый. Самолёт летит. Это хорошо?

Дети. Грузы перевозит.

Взрослый. Грузы перевозит - это плохо, почему?

Дети. Самолёт может сломаться, и груз не дойдёт.

Взрослый. Груз не дойдёт - это хорошо, почему?

Дети. Груз - это плохие письма, и люди не получат эти плохие вести…

Начальная фраза может быть любой, касающейся рассматриваемого объекта.

Тема: «Водный и воздушный транспорт. Виды транспорта. Профессии»

1. Повтори по памяти: самолет, вертолет, корабль, ракета. Назови одним словом, что это. Скажи что лишнее, объясни, почему ты так решил(а). Раздели эти слова на слоги.

2. Назови ласково: самолет - самолетик, вертолет - ……, корабль - …….., лодка - ……., мотор - ……., теплоход - ………

3. Закончи предложения:

Летчик - это тот, кто …………..
. Капитан - ………………………
. Пассажир - …………………….

4. Выбери нужное слово:

Корпус, палуба, иллюминатор - это ………… (корабль)
. Крылья, шасси, салон, корпус, хвост - это …………….

5. Скажи по образцу:

Самолет - самолеты - много самолетов
. Корабль - ……………………………….
. Вертолет - ………………………………
. Капитан - ………………………………
. Пилот - …………………………………

Тема: «Наземный транспорт. Виды (Грузовой и пассажирский). Профессии на транспорте»

1. Назови наземный транспорт, который ты знаешь (5 - 6 видов). Объясни, почему этот транспорт называют наземным.

2. Раздели на слоги следующие слова: автобус, такси, грузовик, самосвал, автомобиль. Расскажи, что из вышеперечисленного относиться к пассажирскому транспорту, а что к грузовому. Объясни, почему ты так думаешь.

3. Скажи по образцу:
. Один автобус - 5 ……….
. Одна электричка - 7…….
. Два грузовика - 8 ……….
. Один самосвал - 5…………

4. Расскажи, люди каких профессий работают на транспорте.

Автомобилем управляет ……… (водитель)
. Трамваем ………………………...(вагоновожатый)
. Поездом …………………………..(машинист)
. Грузовиком………………………..(шофер)
. Билеты продает……………………(кондуктор)

5. Вставь предлоги:

Грузовик едет ______ дороге.
. ____ гаража выезжает автомобиль.
. Автобус подъезжает _____ остановке.

6. Повторить предложение, четко все слова:

МЧАТСЯ БЕШЕНО МАШИНЫ, ПО ШОССЕ ШУРШАТ ИХ ШИНЫ.



Тема: «Транспорт. Грузовой и пассажирский»

1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ПОЕЗД, САМОЛЕТ, АВТОБУС, ГРУЗОВИК.
. Назови одним словом (Транспорт)
. Определи количество слогов в этих словах.
. Какой транспорт ты еще знаешь.
. Какой транспорт называют ПАССАЖИРСКИМ (Который перевозит пассажиров), а какой ГРУЗОВЫМ (Который перевозит разные грузы)

2. «Назови ласково»: машина - ……., самолет - ………, корабль - …….., лодка - …….., катер - …….., вертолет - ……….

3. Выучить названия транспорта: ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ, МЕТРО.

4. ВЫУЧИТЬ!
. Если транспорт едет по дороге - он НАЗЕМНЫЙ
. Если летит по воздуху - ВОЗДУШНЫЙ
. Если плывет по воде - ВОДНЫЙ
. Если по железной дороге - ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

ПРИВЕСТИ ПО 2 ПРИМЕРА К КАЖДОМУ ВИДУ ТРАНСПОРТА.

5. ВЫУЧИТЬ: части машины, уметь показать их на картинке.
КАБИНА, КУЗОВ, ДВЕРЬ, ЗЕРКАЛО, ФАРА, КОЛЕСА.

6. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: МАШИНА, САМОЛЕТ, АВТОБУС

Тема: «Правила дорожного движения»

1. Прослушай внимательно, повтори по памяти: ДОРОГА, УЛИЦА, ПЕШЕХОД, СВЕТОФОР. Определи количество слогов в этих словах. Расскажи, кого называют ПЕШЕХОДОМ, как должен вести себя пешеход на дороге.

2. Расскажи, какие цвета есть у светофора. Что обозначает каждый цвет светофора. Кто кроме светофора может регулировать движение на дороге? (Регулировщик или милиционер)

3. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: ПЕШЕХОД, ДОРОГА, СВЕТОФОР.

4. Ответь по образцу:
. Пешеход - пешеходы - много пешеходов
. Светофор - ………….. - ……………………
. Улица - ………………. - ……………………..
. Дорога - …………….. - …………………….

5. Закончи предложения:
. В гараж машина заезжает, а из гаража…….. (выезжает)
. По дороге машина проезжает, а через реку ……… (переезжает)
. Мимо парка машина проезжает, а к дому машина …… ……. (подъезжает)
. Пешеход по тротуару ходит, а через дорогу - ……….. (переходит)

Вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта;

Рассмотрите иллюстрации с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный;

Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: какие машины перевозят грузы? людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?

Задание 1. Пальчиковая игра «Транспорт»

Мы с первым пальцем – малышком

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим – поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим – сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвести!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет.

Дети по ходу чтения стихотворения по очереди загибают пальчики.

Задание 2 Игра «Один – много»

Задание 3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Пароход, лодка, самолёт, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолёт, вертолёт, велосипед, воздушный шар.

Самосвал, троллейбус, самокат, автобус.

Задание 4 . Игра «Сосчитай до пяти»

Один подъемный кран – два подъемных крана,

Один рейсовый автобус –...

Одно большое колесо –...

Задание 5. Игра «Закончи предложение»

Задание 6. Игра «Назови звуки»

Предложите ребенку назвать первый и последний звук в словах:

«МАШИНА», «САМОЛЕТ», «АВТОБУС», «ЛОДКА», «ПАССАЖИР», «САМОСВАЛ», «ПЕШЕХОД», «БУЛЬДОЗЕР».

Задание 7. «Объясни словечко»

Снегоуборочная, железнодорожный, подземный, международные, сухопутный, вездеход, внедорожник, быстроходный, трёхколёсный.

Задание 8. Выучить стихотворение.

Шофёр .

На нитке машину гулять поведу.

На нитке домой я её приведу.

Почищу ей кузов, кабину, мотор –

Машину беречь должен каждый шофёр.

Задание 9. Нарисуй по клеткам транспорт