Прицепное устройство для автомобиля штраф год. Регистрация конструктивных изменений в гибдд

Самостоятельная установка фаркопов на автомобили в РФ достаточно распространённое явление. Многие автовладельцы устанавливают данную не предусмотренную основной конструкцией деталь для буксирования лёгких прицепов и трейлеров. Однако с точки зрения закона данные конструктивные изменения в ТС трактуются неоднозначно. Поэтому во многих случаях водители рискуют получить штраф за фаркоп, если его установка не согласована с ГИБДД.

Что такое фаркоп на машине, как показывает практика, знают не все автомобилисты. Зачастую некоторые из них приобретают подержанное авто, а затем искренне удивляются, если инспектор назначает штраф за наличие этой дополнительной детали.

Фаркоп – это конструктивная деталь, использующаяся для крепления прицепных элементов к кузову. Фаркоп состоит из поперечной балки, прикреплённой к кузову авто сзади, и шарового узла на этой балке, предназначенного для присоединения к автомобилю прицепа или трейлера.

Присоединить дополнительное прицепное оборудование к кузову автомобиля без фаркопа невозможно. Поэтому многие водители, передвигающиеся на большие расстояния за городом монтируют фаркопы к автомобилям самостоятельно.

Виды фаркопов

В зависимости от типа крепления к кузову и конструктивных особенностей фаркопы делятся на два типа:

  • Съёмный – монтируется на импортные внедорожники. Преимущество таких конструкций состоит в том, что их можно прикрутить или открутить по мере необходимости. Съёмные фаркопы не портят внешний вид автомобиля, и при поездках по городу их можно снять за ненадобностью.
  • Фиксированный – более приемлемый вариант с точки зрения надёжности и функционала. Такие фаркопы привариваются к кузову. Демонтаж их без нарушения эстетики кузова невозможен.
  • Фланцевый – представляет собой небольшую площадку для крепления к днищу авто. Такой фаркоп легко снимается и устанавливается по мере необходимости.

Нужна ли регистрация фаркопа на легковой автомобиль в ГИБДД

90 процентов современных моделей автомобилей предусматривают возможность установки фаркопа. Для установки этой детали на данные модели машин регистрировать их в органах ГИБДД нет необходимости.

По закону регистрировать фаркоп не нужно если:

  • Он обозначен в руководстве по эксплуатации.
  • Он установлен по инструкции, без изменения конструкции автомобиля и имеет сертификат соответствия и паспорт.

Другими словами, не нужно регистрировать фаркоп, если его установку производит официальный дилер или специалисты СТО.

Но при установке мастера должны снабдить автомобилиста пакетом документов, который предъявляется инспекторам ГИБДД:

  • Паспорт фаркопа с отметкой о его установке.
  • Копия сертификата.
  • Чеки или накладные, оформленные при покупке.

Фаркоп, не имеющий сертификата и паспорта, установленный самостоятельно, необходимо зарегистрировать. Предварительно необходимо получить на него сертификат соответствия в авторизованном автоцентре. На СТО будет произведена диагностика и проверка технического состояния машины с фаркопом. Если приспособление будет признано безопасным, специалисты выдадут сертификат.

Регистрация в ГИБДД состоит из этапов:

  • Прохождение специальной экспертизы перед установкой и после неё.
  • Выдача акта о безопасности.
  • Получение Свидетельства и протокола экспертизы.

Если установка фаркопа на авто не предусмотрена руководством по эксплуатации, после получения сертификата на СТО нужно будет обратиться в ГИБДД. Наличие фаркопа, после осмотра авто и проверки документов, будет внесено в виде пункта в ПТС и техталон. С этого момента фаркоп будет считаться зарегистрированным, и сотрудники ГИБДД не будут иметь претензий к владельцу автомобиля, на котором он установлен.

Основания для наказания за фаркоп

Не все водители имеют представление о том, есть ли штраф за фаркоп. Многие устанавливают эту деталь на ТС, совершенно не задумываясь о правилах её установки. При этом, получив штраф, многие искренне удивляются, даже не подозревая, что фаркоп может быть признан несанкционированным внесением изменений в конструкцию авто.

Не зарегистрированный и не сертифицированный фаркоп признаётся небезопасным. Закон также запрещает устанавливать не предусмотренные конструкцией авто детали, которые выступают за задние габариты кузова. Причина запрета – возможное ухудшений последствий столкновения двух ТС.


Выступающий фаркоп нанесет более значительные повреждения другому автомобилю в случае столкновения.

Некоторые водители, устанавливающие фаркоп, ошибочно полагают, что он сможет послужить дополнительной защитой от въехавшего в их автомобиль сзади другого ТС. Но такое мнение ошибочно. При ударе сзади по фаркопу кузов получит ещё большие повреждения, чем при его отсутствии. Именно поэтому инспектора требуют снимать эту деталь в тех случаях, когда она не используется по назначению.

Размер штрафа за фаркоп

Регламент наложение штрафа за несанкционированную установку фаркопа содержится в статье 12.5 КОАП РФ. В документе перечислены все случаи, когда автомобиль не может использоваться для передвижения. В их число входят нарушение конструкции ТС, негативно отразившиеся на безопасности движения. Фаркоп, не имеющий сертификата, закреплённый подвижными соединениями относится к подобным конструкциям.

В 2018 году установлены следующие виды наказаний:

  • штраф за несанкционированную установку фаркопа равен 500 руб;
  • штраф за фаркоп без прицепа также назначается в размере 500 рублей.

Важно. Если установку фаркопа инспектор квалифицирует как внесение изменений в конструкцию ТС без согласования с органами ГИБДД, размер штрафа увеличится до 5000 рублей.

Как избежать штрафа

В перечне мер наказания за установку фаркопа или использования его без прицепа есть одна достаточно мягкая и практически символическая – предупреждение. Водителю стоит постараться убедить остановившего его инспектора в том, что нарушение будет устранено в кратчайшие сроки. Именно вызывающее поведение владельца автомобиля зачастую приводит к тому, что сотрудник ГИБДД выписывает штраф. Конечно, больше шансов избежать наказания у тех автомобилистов, которые не попадали в поле зрения инспекторов в последние полгода.

Идеальный вариант решения проблемы – съёмный фаркоп. Если данная деталь используется только с прицепом или трейлером, а за ненадобностью удаляется с кузова, никаких претензий со стороны ГИБДД не будет.

Не последует наказания за фаркоп и в том случае, если он установлен ещё при производстве автомобиля или в авторизованном сервисном центре. Правда в этом случае автовладельцу нужно будет доказать, что деталь установлена на заводе. Но в любом случае такой фаркоп не будет признан внесением изменений в конструкцию ТС, следовательно, выписать штраф в 5 тысяч рублей инспектор не сможет.

Особенности продажи авто с фаркопом

Прежде чем устанавливать фаркоп на собственный автомобиль, его владельцу нужно предусмотреть ситуацию, когда авто понадобится продавать. Если при эксплуатации автомобиля «лишние детали» инспектор может и не заметить, то при перерегистрации во время продажи скрыть фаркоп от эксперта не удастся.

Поэтому если фаркоп не предусмотрен заводом-изготовителем ТС, необходимо пройти процедуру регистрации его в ГИБДД. Разумеется, это будет возможно сделать, если фаркоп сертифицирован и установлен профессиональными мастерами.

Важно. Зарегистрировать «самоделку» кустарного производства не получится. Поэтому такой фаркоп перед продажей автомобиля необходимо будет демонтировать. Иначе перерегистрация Тс на другого владельца будет невозможна.

Перед установкой фаркопа на собственный автомобиль владелец должен заглянуть в Руководство по эксплуатации и убедиться, что данная деталь предусмотрена заводом-изготовителем. Если конструкция авто не допускает установку фаркопа, можно устанавливать исключительно съемную модель и использовать её в комплекте с прицепом или трейлером. За езду с несертифицированным или неправильно установленным фаркопом можно «заработать» штраф в 500 или 5000 рублей.

Прицепное устройство или фаркоп (далее), одно из самых распространенных дополнительных оборудований на машине. Именно его используют для транспортировки всевозможных видов прицепов, перевозки велосипедов… Однако в то время пока мы его не используем, если сказать языком простолюдина, он просто торчит сзади. И здесь в последнее время у нашей доблестной инспекции, что следит за безопасностью дорожного движения, стали появляться вопросы к владельцам машин, которые оборудованы фаркопами. На страничках интернета уже не впервой можно встретить отзывы о том, что инспектор выписал штраф за фаркоп. Но как же на самом деле обстоят дела с фактом установленного фаркопа, не оформленным как дополнительное оборудование. Действительно ли за это могут выписать штраф? Законно ли это? Об этом мы и хотим поведать читателю.

По логике вещей, что такое фаркоп…

По сути чтобы прийти к закономерности штрафа необходимо подвести действия или бездействия к какому-то условию или факту, а также доказать его нарушение. Что же, если знать что по статье 12.5 КоАП РФ вполне можно выписать штраф. А это статья КоАП РФ предполагает штраф за что-то неработающее или переоборудование на машине, то выходит, что сам фаркоп необходимо подвести под дополнительное оборудование – то есть под изменение конструкции ТС. Здесь первым делом необходимо обратиться к Техническому регламенту Таможенного союза . Ведь именно в нем можно найти определение о том, что такое изменение конструкции.

"внесение изменений в конструкцию транспортного средства" – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения;

По сути если развивать эту мысль, то хотелось бы знать, повлияет ли фаркоп на ту самую безопасность дорожного движения или нет. Здесь уже необходимо обратиться к определению безопасности дорожного движения. Для этого процитируем Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

Статья 2. Основные термины
безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Вот теперь делаем вывод. Если фаркоп может повлиять на провоцирование ДТП или на его последствие, то по сути это и есть изменение конструкции. Логически заключить то, что фаркоп может повлиять на роль вероятности в ДТП можно, но будет это абсурдно. А вот о последствиях влияния фаркопа в ДТП выводы однозначны. Фаркоп выступает за пределы заднего бампера, а значит вполне может повлиять на последствия ДТП. Так как в первую очередь удар придется именно на фаркоп, а лишь потом на бампер. В итоге, фаркоп можно считать изменением в конструкции автомобиля, а значит статья 12.5 КоАП РФ, вернее штраф согласно нее, для автолюбителей с фаркопом вполне вероятен.

Однако и здесь есть исключения, которые будут на руку автолюбителю.

Можно ли избежать штрафа за фаркоп

Во-первых, стоит вести диалог о том, что статья 12.5 КоАП РФ предусматривает альтернативу предупреждения. То есть в первую очередь необходимо сказать о том, что все будет исправлено в ближайшее время и попросить остановиться на предупреждении. Особенно хорошо будет использовать эту тактику, если у вас нет рецидивов, то есть нарушений ПДД за прошедшие полгода или год.
Во-вторых, можно использовать съемный фаркоп. В этом случае будет трудно логически утверждать о том, что подобные изменения в конструкции влияют на вероятность аварии и ее исход. Ведь по сути у вас нет выступающих частей. Что сводит на «нет» влияние такого полуфаркопа в итоговых результатах ДТП. Само собой здравомыслящий инспектор должен принять эту точку зрения.
Еще одним случаем будет вариант, когда фаркоп установлен с завода или под него предусмотрены крепления. Мы не знаем есть ли такие машины, то есть которые идут с завода с фаркопом (прицепным устройством) сразу и как подтвердить что фаркоп был установлен именно на заводе. Но если таковые есть, то по сути нельзя считать фаркоп изменением в конструкции ТС. Так как ни вы, ни кто-либо другой в конструкцию не вмешивался. Все было как есть.
В-третьих, что быть может будет самым ходовым аргументом, можно воспользоваться лазейкой по главе V Технического регламента..., раздел 4, п. 77

77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

То есть, если скажем фаркоп сертифицирован согласно требования Технического регламента Таможенного союза для машины на которую он установлен, то он тем самым прошел оценку, а значит с ним можно ездить. Ну про предусмотренные изготовителем можно не повторяться, так как это практически сродни тому, что предусмотрено конструкцией. Это само собой можно, о чем мы уже говорили.

В общем если у вас есть фаркоп, то необходимо иметь на него сертификат на соответствие Техническому регламенту, а также чтобы были упомянуты модели в составе которых он был получен. Именно такой сертификат станет некой гарантией, что за фаркоп штраф все-таки не возьмут. В некое подтверждение такой информации приложим письмо из ГИБДД.

Ну, а про самодельные фаркопы можно сказать одно, они здесь остаются "вне закона".

Штраф за фаркоп (прицепное устройство)

Фактически о том, что штраф за фаркоп возможен, мы уже сказали ранее. Здесь лишь осталось привести саму статью 12.5 КоАП РФ, а точнее ее первую часть. Именно по ней будет выписан штраф.

Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена… - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей

По сути в «Основных положениях…» есть «Перечень неисправностей и условий», в котором есть и пункт 7.18.

В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации

То есть внесены те самые изменения, про которые мы рассказывали выше. В итоге, раз фаркоп это изменения, а за нарушения «Перечня…», а точнее «Основных положений…» предусмотрена ответственность, то она как раз и может наступить согласно статьи 12.5 КоАП РФ, процитированной нами выше. В итоге за фаркоп вполне могут сделать предупреждение или выписать минимальный штраф.

Можно ли заплатить штраф за фаркоп со скидкой

Не знаем благо это или нет, это уж кому как, но штраф за фаркоп можно оплатить со скидкой в 50 процентов. Об этом говорится в статье 32.2 КоАП РФ. Здесь главное заплатить штраф не позднее 20 дней и не ранее чем будет вынесено постановление и включено в базу ГИБДД.

Настоящее положение вещей на дороге

Не смотря на то, что мы все же пришли к мнению о том, что штраф за фаркоп не только возможен, но и вполне законен, все не так уж плохо. Ведь на практике автолюбителям совсем не часто выписывают такой штраф. Скажем более, никто особо не обращает внимание на наличие фаркопа, и не думает о том, что автолюбитель нарушает. Поэтому действительная объективность не столь мрачна, и пока у нас в стране не случится какой-то резонансный случай или не возникнет идея «фикс», штрафа за фаркоп не стоит особо бояться. Вероятность такого административного наказания не велика.

Вопрос-ответ по теме «Штраф за фаркоп»

Вопрос: Могут ли выписать штраф за фаркоп?
Ответ: Да, это предупреждение или минимальный штраф.

Видео о штрафе за фаркоп

Судебная практика по поводу штрафа за фаркоп

На самом деле это все не пустая болтовня, так как есть реальные штрафы и даже судебные акты (решения). Смотрим.

Фаркоп – это устройство, которое крепится между автомобилем и прицепом (фургоном) для соединения. Большое количество водителей используют фаркопы для присоединения прицепов, но не знают об обязанности иметь соответствующие документы и разрешения. В последних изменениях и дополнениях законодательства РФ были дописаны новые условия и требования для такого вида устройств.

Порядок установки фаркопа по закону

Согласно законодательству России, для установки фаркопа на машину необходимо осуществить ряд определенных действий.

Порядок действий в законе установлен следующий:

  • Гражданин, прикрепляющий фаркоп, определяет, возможна ли эта процедура с его автомобилем. Некоторые модели легковых автомобилей не рассчитаны на тягу прицепов, поэтому лицу необходимо определить, подходит ли для его модель машины. Для прицепа тягового устройства отведено специальное место;
  • Агрегат выбирается у продавца, желательно производителя соответствующих автомобилю марок. Фаркоп подбирается согласно марке и модели машины владельца;
  • Затем происходит оформление документов у автосервиса, где мастер проведет монтаж, прикрепив устройство к авто;
  • Документы выдаются на руки владельцу, и он регистрирует фаркоп в ГИБДД.

Но процедура регистрации не обязательна. Чтобы избежать бумажной волокиты, владельцу нужно соблюдать определенные условия и требования:

  • Установка прицепа предусмотрена фирмой, изготавливающей автомобили марки и модели собственника;
  • Монтаж и процедура присоединения проходили по инструкции, работа выполнялась мастером в автосалоне, без внесения собственных корректировок и действий от собственника. Например, запрещено сверлить или использовать сварку;
  • У владельца есть документы о модели фаркопа, паспорт, сертификат. В этих бумагах доказательства правомерных действий собственника авто.

Регистрация фаркопа в ГИБДД проходит только при внесении каких-либо изменений или коррективов во время монтирования устройства. Стоимость регистрации в разных ситуациях различная. Цена зависит от типа автомобиля, модели прицепа и сложности монтажа. Также ознакомьтесь с основами Федерального закона №324. Подробности

Документы для установки фаркопа:

  • Заявление для регистрации. Форма или бланк заявления выдается на месте, по приходу в ГИБДД;
  • Оригинал свидетельства и его копия о регистрации авто, которым владеет лицо и к которому присоединился прицеп;
  • Полный пакет документов на владение и использование фаркопа, с его паспортом, сертификатом и данными;
  • Двусторонняя копия ПТС.

После прохождения регистрации водителю выдается бумага с подтверждением. Она доказывает правомерность использования фаркопа.

Поправки в законе об установке фаркопа на легковой автомобиль

Часто граждане ищут в сети Интернет новый закон о прицепных устройствах. Однако на сегодняшний день закона о фаркопе не существует.

Существует только два акта, к которым обращаются сотрудники ГИБДД во время проверок или регистраций:

В статье 12.5 КоАП РФ дан подробный перечень и описание всех приспособлений для автомобиля, с которых положены взыскания, но фаркопа в этом перечне нет. Согласно последним изменениям, внесенным в эту ст., фаркоп относится к приспособлениям, незаконный монтаж, установка и использование которых карается штрафом и несением ответственности.

В случае обращения к ТР ТС 018/2011 , положения закона регламентируют внесение изменений в вид и структуру легкового автомобиля. Сотрудники ГИБДД проверяют, были ли изменения в устройстве авто предусмотрены при создании автомобиля. Если монтаж такого вида устройства предусмотрен, то его использование считается законным.

Можно ли установить фаркоп по новому закону? Можно, но только при наличии соответствующей документации. Владелец обязан иметь при себе паспорт с подробной информацией о прицепе, его серийным номером, заполненным полем о процессе и итогах монтажа. Также водителю нужно иметь при себе акт о выполненной монтажной работе и хотя бы одну копию сертификата монтированного фаркопа.

Предусмотрен ли штраф за фаркоп без прицепа?

Согласно описанным выше актам, штраф за незаконное использование фаркопа исчисляется в 500 рублей . Однако Тех. регламент и статья 12.5 КоАП России описывают и альтернативный вариант наказания в случаях, когда явной вины водителя в нарушении нет. Таким наказанием может стать устное предупреждение от сотрудника ГИБДД. Конечно, каждый водитель задается вопросом, каким образом можно избежать оплаты штрафа.

В случае если владелец автомобиля долгое время не имел никаких правонарушений, ездил согласно правилам дорожного движения, то он может попросить у работников службы обойтись только устным предупреждением. Зачастую инспекторы не обращают внимания на езду с фаркопом без прицепа. Также водитель может использовать съемный фаркоп, который в случае надобности можно прицепить самостоятельно обратно на автомобиль. В случае наличия съемного фаркопа инспектор не сможет трактовать это устройство как причину создания аварийных ситуаций на дорогах. А если собственник машины имеет на руках все необходимые документы, его точно отпустят без начисления штрафа.

Другим способом избежания денежного наказания считается использование 5 главы Технического регламента, пункта 77. Если водитель укажет сотруднику ГИБДД на этот пункт, и при этом не будет иметь проблем с документацией, его отпустят.

В 77 пункте написано, что дополнительные для автомобиля устройства не проверяются, если:

  • Фаркоп имеет предназначение, задуманное при создании и устройстве автомобиля;
  • Владелец машины имеет полный пакет документов с информацией о марке, модели машины и дополнительного устройства, а также с информацией о проведенном монтаже;
  • Существует бумажное свидетельство о пригодности данного вида устройства с данной маркой машины.

Собственникам следует знать, что избежать штрафа не получится, если фаркоп был установлен на машину не по правилам, отсутствуют соответствующие бумаги, устройство самодельное и т. д.

Многие автолюбители, устанавливающие фаркоп на своих автомобилях, всё чаще задаются вопросом, нужно ли регистрировать устройство в ГИБДД, и что произойдёт, если ездить с незарегистрированным приспособлением.

Случается, что сотрудники Госавтоинспекции могут отказать в оформлении автотранспорта, на котором установлен фаркоп. При этом отказ мотивирован тем, что в конструкцию транспортного средства были внесены изменения. Для того чтобы выяснить, нужно ли регистрировать данное устройство, необходимо разобраться в теме подробнее.

Фаркоп — довольно распространённое прицепное приспособление, которое зачастую используют как вспомогательное оборудование для буксировки. Чаще всего оно пригождается для прицепов, а также транспортировки трейлеров и велосипедов.

При помощи данного приспособления крепление прицепа будет надёжным, поскольку он равномерно распределяет нагрузку, которую создают инерция и вес, и позволяет перевозить прицепы относительно безопасно.

Кроме того, правильно установленный, он не испортит вид автомобиля и не станет помехой для просмотра номеров.

Все прицепные устройства можно разделить на несколько групп, которые зависят от крепления:

  • Съёмные – они крепятся с помощью специальных замков;
  • Условно-съёмные приспособления, которые крепятся болтами;
  • Сварные приспособления;
  • Торцевые приспособления.

Согласно технике безопасности, любое ТСУ должно быть съёмным. При этом съёмные (фланцевые) разновидности крепятся на отведённых специально для этого участках сзади автомобиля и крепятся болтами. Такая конструкция надёжна и подходит даже для весомых грузов, но для того, чтобы её установить, потребуется специальная рама.

Нужна ли регистрация фаркопа?

Любые изменения, которые вносятся в конструктивную часть автотранспорта, подлежат регистрации. В случае с фаркопом, регистрации подлежат приспособления, которые не регламентируются производителем, а для прохождения процедуры оформления необходимо пройти процесс экспертизы.

Следует уточнить, что большинство производителей всё же разрешают устанавливать и использовать фаркоп, и в этом случае устройству не понадобится регистрация. Однако существуют и некоторые исключения, когда изготовитель не разрешает использовать на некоторых моделях ТСУ. Кроме того, нужно понимать, что в тех случаях, когда устройство нестандартно по своим размерам или форме, или расположено некорректно, закрывая госномер, существует большая вероятность того, что госавтоинспекторы могут заострить на нём своё внимание.

Это же касается устройств, крепление которых производится в непредназначенном для этого изготовителем месте, а также таких приспособлений, которые привариваются или стационарно закрепляются другими путями, подразумевающими изменение конструкции.

Ещё один вариант миновать регистрацию – заглянуть в ОТТС, где перечисляются характеристики автомобиля. Именно там можно обнаружить указанную производителем возможность буксировки прицепа, которая, в частности, предполагает установку приспособления. В данном случае, если возможность буксира прописана в документе, а само устройство устанавливалось без внесения каких-либо изменений в конструктив, это означает, что обязательная регистрация такому приспособлению не требуется.

Итак, устройство регистрировать необязательно в следующих ситуациях:

  • Когда установка ТСУ предусмотрена изготовителем;
  • Когда на устройство есть сертификат соответствия и паспорт;
  • Когда ТСУ установлено по инструкции и не нарушает конструкцию автомобиля.

При покупке фаркопа нужно получить паспорт приспособления, копию сертификата соответствия, заверенную продавцом, а также чек.

Регистрация конструктивных изменений в ГИБДД

Регистрация внесённых в конструктив автомобиля изменений – довольно несложное дело.

Регистрация фаркопа в ГИБДД — этот процесс разделяется на следующие этапы:

  • Предварительная экспертиза в отделении Госавтоинспекции;
  • Экспертиза после того, как изменения внесены;
  • Оценивание безопасности.

После того, как второй этап будет пройден, в ГИБДД автовладельцу выдаётся свидетельство на основании протокола проведённой технической экспертизы.

Заключение

Многими автопроизводителями в своих моделях предусмотрена возможность буксировки, поэтому в ряде случаев регистрация фаркопа не требуется. Однако если его установка подразумевает сварку, сверление и другие изменения существующей конструкции автомобиля, такие изменения придётся регистрировать.

Добрый день, уважаемый читатель.

(или тягово-сцепное устройство) - специальный элемент автомобиля, предназначенный для закрепления прицепа. Если говорить простым языком, то фаркоп - это крючок, на который надевается прицеп. То есть если фаркопа нет, то и прицеп использовать невозможно.

За последние годы законодательство претерпело множество изменений, в том числе касающихся и использования дополнительного оборудования, и читатели сайт все чаще присылают вопросы по поводу того, насколько законным является использование фаркопа.

Напомню, что за самовольное изменение конструкции в 2019 году можно получить не только , но и .

Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2019 году?

В данном случае все зависит от самого фаркопа и от имеющихся на него документов:

  • Если документы на фаркоп есть , то водителю не нужно обращаться в ГИБДД для внесения изменений в свидетельство о регистрации. Можно просто установить фаркоп и спокойно эксплуатировать автомобиль с прицепом.
  • Если документов нет либо их невозможно восстановить, то установка фаркопа является изменением конструкции, которое следует зарегистрировать в ГИБДД.

Примечание. Необходимые документы для фаркопа будут рассмотрены ниже.

Например, если оригинальный фаркоп установлен на автомобиль на заводе, то никаких дополнительных действий при обращении в ГИБДД для постановки машины на учет предпринимать не нужно. Если у ГИБДД возникнут какие-то вопросы по поводу ТСУ в будущем, можно будет в любой момент запросить документы у автопроизводителя и отстоять собственную правоту.

С другой стороны, если фаркоп изготовлен самостоятельно и просто приварен к кузову автомобиля, то это является изменением конструкции. Для его регистрации нужно обратиться в ГИБДД. Причем далеко не факт, что разрешение на установку в итоге удастся получить.

Напомню, что алгоритм внесения изменений в конструкцию транспортного средства рассмотрен в отдельной статье:

Он подразумевает, что автовладелец должен 7 раз обращаться в различные организации, т.е. довольно трудоемок.

В связи с этим на практике возможен и такой вариант. Если тягово-сцепное устройство на машине уже установлено, а документов на него нет и восстановить их невозможно, то может оказаться проще, быстрее и дешевле купить новый фаркоп с документами , чем пытаться оформить в ГИБДД изменение конструкции автомобиля.

Документы на фаркоп легкового автомобиля

В 2019 году в России действует . Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.

Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:

77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:

1) при установке на транспортное средство компонентов:

  • предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
  • предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.

Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:

  • При серийном внесении изменений в конструкции. В данном случае речь идет об установке ТСУ на заводе.
  • При установке фаркопа в качестве дополнительного оборудования, если одновременно выполняются 2 условия:
    • Изготовитель предусмотрел установку фаркопа в эксплуатационной документации. В данном случае речь идет о руководстве по эксплуатации , которое выдается при покупке любого автомобиля. Откройте данный документ и найдите раздел, посвященный использованию прицепа. Если такой раздел есть, то все в порядке.
    • Фаркоп должен иметь документацию изготовителя, подтверждающую, что он предназначен для использования именно на автомобиле Вашей модели и прошел оценку соответствия.

Таким образом, список необходимых документов для использования фаркопа:

  • Руководство по эксплуатации автомобиля.
  • Документы на фаркоп, подтверждающие, что он подходит для автомобиля нужной модели.
  • Сертификат на фаркоп, подтверждающий, что он соответствует требованиям Технического регламента.

Обратите внимание, возить указанные документы с собой и предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны . Их можно хранить и дома. Просто если у сотрудника ГИБДД возникнут вопросы по поводу фаркопа, сразу же скажите ему, что все необходимые документы у Вас есть и тягово-спцепное устройство установлено законно. Обычно этого бывает достаточно. Если полицейский все же решит оформить , то Вы сможете оспорить его на основании имеющихся документов.

Что делать, если документов на ТСУ нет?

Если у Вас отсутствуют перечисленные выше документы на фаркоп, то обратитесь к производителю этого оборудования с целью получения копий. Уважающие себя организации предоставляют копии документов без особых проблем.

Обратиться можно:

  • в электронной форме - через сайт организации;
  • лично - через официального представителя в Вашем городе;
  • по почте - заказным письмом.

Если восстановить документы не удается, то остается либо вариант с покупкой нового сцепного устройства, либо официальное внесение изменений в конструкцию через ГИБДД.

Примечание. Некоторые организации предлагают купить пакет документов на фаркоп . Рекомендую подобные предложения игнорировать, т.к. документы производителя есть только у самого производителя. Если такие документы будут выданы другой организацией, то они будут поддельными.

Что делать, если планируется покупка фаркопа?

Если Вы только планируете установить на машину тягово-сцепное устройство, то Вы обратились к данной статье вовремя.

Что делать, если фаркоп уже установлен?

Если хотя бы одного из документов нет, следует обратиться к производителю фаркопа и запросить их. Как показывает практика, производители без проблем высылают недостающие документы.

Обратите внимание, если Вы покупаете автомобиль бывший в употреблении и имеющий фаркоп, то документы нужно забрать у предшествующего собственника. В противном случае ГИБДД может потребовать демонтировать оборудование перед регистрацией автомобиля.

Подведем итоги данной статьи:

  1. Большая часть фаркопов сопровождается необходимыми документами, т.е. их установка может быть произведена без регистрации в ГИБДД .
  2. Если документы на сцепное устройство отсутствуют, то их следует запросить у производителя.
  3. Если получить документы невозможно, то остается либо демонтировать фаркоп, либо оформить его как изменение конструкции ТС.

Удачи на дорогах!

Александр-208

Добрый день. А как отнесется инспектор ГИБДД к фаркопу со съёмным крюком? Крюка нет, розетка торчит, а всё остальное является усилителем бампера.

Александр , здравствуйте.

В данном случае часть фаркопа (розетку) нужно рассматривать также, как целый фаркоп. То есть если документы есть (на весь комплект, или только на розетку), то проблем с ГИБДД не будет. Если документов нет, то розетка является самовольным изменением конструкции и может вызвать вопросы ГИБДД.

Удачи на дорогах!

Дмитрий-473

Очередной способ отъёма денег у населения. Всю жизнь все ездили с фаркопами и ни кому дела небыло, а тут раскусили. Все кто живёт в областях имеют фаркопы на машинах и прицепы- надо и мусор со двора вывезти и стройматериал привезти. Это в больших городах прицепы не нужны. Так что под удар наших властей поподают жители глубинки " самые богатые". Только разобрались со знаком "шипы", а сколько денег с людей содрали и всё шито крыто теперь за фаркопы взялись!!!

Купил в автосалоне шевроле нива 2123-55 в 2014 с доп.опциями в том числе форкоп (ш/нива)Ступино. Выдали толко заказ наряд на установку.В 2015 автосалон закрыли.и там документов не найдут.говарит через 3 года уничтожили. Как быть? Копия ОТТС ЕСТЬ (Я скопировал)..

Евгений-272

Всю жизнь все ездили с фаркопами и ни кому дела небыло, а тут раскусили.

"Всю жизнь" фаркопы выпускали "пару" фирм-изготовителей, а сейчас наверное только ленивый их не изготавливает и не устанавливает (всё образно). Это нужно, прежде всего, для того, чтоб исключить недобросовестных изготовителей и установщиков. Вот для этого и проводят эту "регистрацию" фаркопов, проверяя при этом соответствующие документы. Вы-же не хотите, чтоб вам на встречку выехал один прицеп?