Система глонасс: отечественная глобальная навигация. Система «Эра-Глонасс»

Время чтения: 6 минут

С 2017 года каждый автомобиль, введенный в эксплуатацию на территории РФ, должен быть оснащен системой «ЭРА-ГЛОНАСС», которая помогает экстренно среагировать на ДТП и направить на место происшествия спасательные службы. Вопрос об установке таких систем на ввозимые авто с пробегом также решится в ближайшее время. Так или иначе, в будущем большинство водителей столкнутся с навигацией «ГЛОНАСС»; поэтому полезно будет разобраться, что собой представляет система.

Что такое «ЭРА-ГЛОНАСС»

Чтобы понять, что такое система экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС» и для чего она нужна в машине, сначала расшифруем аббревиатуру: система экстренного реагирования при авариях, которая работает при помощи глобальной навигационной спутниковой системы.

Главная цель её внедрения – уменьшить травматизм и смертность на дорогах, вызванные запоздалым реагированием служб спасения.

Ведь более 50% летальных исходов при авариях происходят не из-за самого ДТП, а вследствие позднего приезда скорой помощи. А время до приезда медиков – это не только путь от подстанции до места ДТП, но и время, затраченное водителем на вызов.

Оперативно набрать 112 или 03 не всегда получается по нескольким причинам:

  • на месте аварии не ловит сотовая связь;
  • мобильная сеть перегружена;
  • пострадавший не в состоянии набрать номер.

По данным испытаний, скорость реагирования с «ЭРА-ГЛОНАСС» на 30% выше. При обычном наборе 112, даже если удалось дозвониться, какое-то время тратится на ожидание, а на объяснение места и обстоятельств аварии также нужны дополнительные десятки секунд.

Главное преимущество, которое имеет система безопасности «ЭРА-ГЛОНАСС», – это экстренный сигнал такого формата, что спасательные службы едут на вызов, уже зная точные координаты ДТП и степень повреждений у пострадавшего.

Необходимую службу вызывает специалист-оператор из контактного центра системы.

Функции системы

Кроме мгновенной реакции на аварии и другие чрезвычайные ситуации, зачем «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле? Функционал системы позволяет контролировать:

  1. местоположение машины;
  2. текущий расход топлива;
  3. скоростной режим.

Это поможет организаторам грузовых перевозок отслеживать перемещения своих водителей. «ЭРА» также позволяет удаленно диагностировать транспортное средство в случае поломки и выполнять охранно-поисковые работы.

Водитель и пассажиры могут нажать тревожную кнопку и вручную, если вдруг стали жертвами нападения.

Также система умеет информировать о том, что:

  • поблизости случилось крупное ДТП;
  • резко ухудшаются погодные условия;
  • вы приближаетесь к опасным участкам дороги, или, наоборот, к заправке, месту отдыха.

Аналоги российской разработки – европейская система реагирования ECall и американская программа NG9-1-1, которые получают сигнал через систему GPS. Технологическая совместимость «ЭРА-ГЛОНАСС» с GPS и ECall также возможна.

Проект разрабатывался с 2009 года, тестировался на территории 63 регионов РФ. В начале 2015 года работа системы стартовала по всей стране: чтобы этого добиться, государство потратило 5 млрд руб.

Ежегодное поддержание работы «ЭРА» обходится еще в 1,5 млрд. Разработчики этого проекта утверждают, что установка системы экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС» не требует абонентской платы от водителя. Информация о том, будут ли передаваться в полицию сведения о нарушении ПДД, пока не оглашалась.

Как работает ГЛОНАСС

Рассмотрим, как работает система «ЭРА-ГЛОНАСС» и система 112 на автомобиле.

При ДТП мгновенно происходят действия в следующем порядке:

  1. прибор распознает тип столкновения (передом, боковой частью, задом авто);
  2. согласно запрограммированному алгоритму устройство устанавливает степень тяжести повреждения;
  3. далее через спутник определяются координаты ТС с погрешностью 3-6 метров;
  4. прибор связывается с системой «ЭРА», куда передаются все данные;
  5. последний этап – передача оператором приоритетного сигнала о бедствии в систему 112; передать звонок удастся через покрытие того оператора, сеть которого лучше всего ловит сигнал на месте ДТП. Даже при перегрузке сети звонок все равно пробьётся в 112, чтобы передать экстренную информацию.
  6. Система экстренного реагирования при авариях в «ЭРА-ГЛОНАСС» может быть активирована и принудительно. Для этого нужно нажать тревожную кнопку SOS в салоне, после чего оператор мгновенно отзывается на запрос и уточняет детали аварии. После разъяснения обстоятельств сигнал моментально передается в службу 112.

    Если водитель, нажав кнопку, не в состоянии говорить, оператор (после отсутствия ответа) оперативно считывает доступную информацию с прибора и передаёт сигнал в 112, уточнив, что состояние пострадавшего не дает ему говорить.

    При необходимости на место направляется не только скорая помощь, но и спасатели, сотрудники ГИБДД.

    Из каких приборов состоит система вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле? Это, в первую очередь, навигационно-информационная платформа, сеть передачи данных и сотовая сеть (встроенная SIM-карта).

    Перечень приборов включает в себя черный ящик (блок-терминал) и датчики ДТП. На официальном сайте «ЭРА-ГЛОНАСС» указаны еще такие составляющие:

  • тревожная кнопка;
  • внешняя антенна;
  • микрофон;
  • динамик;
  • датчик уровня топлива;
  • видеорегистратор;
  • скрытый автономный поисковый терминал;
  • датчик работы мотора;
  • навигатор;
  • датчик давления шин.

Кнопка SOS – это, проще говоря, встроенный в авто сотовый телефон для связи со службой спасения. За дополнительную плату система экстренной связи в «ЭРА-ГЛОНАСС» оснащается тахографом (прибор, фиксирующий скоростной режим), устройством для удалённой диагностики и системой, которая организовывает движение ТС.

Обязательно ли устанавливать ГЛОНАСС

По техническим требованиям с 2016 года системой оборудовались:

  • коммерческие автомобили, перевозящие людей;
  • транспортные средства, транспортирующие опасные грузы;
  • машины, груз которых – твердые бытовые отходы, мусор.

Кнопка ГЛОНАСС с 1 января 2017 года должна быть на всех машинах, которые выпускаются в обращение внутри РФ. Автомобили, собранные в России, оснащают системой уже на заводе. Первым таким автомобилем стала «Лада Веста».

Все официальные дилеры в частности и юридические лица, занимающиеся продажей машин, в целом, не смогут получить паспорт транспортного средства (ПТС) без регистрации в своем автомобиле системы «ЭРА».

Поскольку 100% акций находятся у государственного акционерного общества АО «ГЛОНАСС», даёт добро на выдачу ПТС только эта структура.

Последние новости про «ЭРА-ГЛОНАСС» сообщают, что для официального оформления систем проводятся несколько краш-тестов каждой модели (прямой и боковой удар, опрокидывание), и взимается плата за сертификацию. Краш-тест проводится только на полигонах центрального института НАМИ. После того как сертификат выдан, машина получает ПТС.

На это у автосалонов уходят колоссальные средства, которые придётся покрывать, повышая цену за автомобиль.

Юридическим лицам, которые успели получить ПТС на авто до 1 января 2017 года, можно не устанавливать ГЛОНАСС, пока не потребуется обновить техпаспорт.

Обязательная установка системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на авто с 2017 года вынуждает многих производителей уменьшать модельные ряды на российском рынке, а некоторые компании и вовсе готовы его покинуть. Бренды, которые массово продавали машины в количестве десятков тысяч, подорожают лишь на 1% (примерно 7000 рублей). А вот luxury автомобили (Lamborghini,

Aston Martin, Rolls-Royce и другие), продажи которых не превышали тысячи единиц в год, затрачивают на установку системы до 2 миллионов рублей.

На сегодняшний день Audi и BMW уже сокращают модельный ряд на рынке РФ. По прогнозам автомобильных экспертов, количество моделей таких авто в России может уменьшиться на 100 ед. (то есть на 1/3).

Многих россиян беспокоит, предусмотрена ли законодательством обязательная установка ГЛОНАСС на личный автомобиль, привезенный из-за рубежа? В феврале 2017 года неоднозначная ситуация на границе возникла с японскими автомобилями, которые не могли получить ПТС без установки «ЭРА-ГЛОНАСС».

Такое требование основывается на Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств».

С одной стороны, если вы физическое лицо и приобрели автомобиль для личного пользования, то, согласно Таможенному кодексу РФ (ст. 352, ч. 2), на вас не должны распространяться меры технического регулирования. Однако какой смысл вводить «ГЛОНАСС» повсеместно и при этом пропускать автомобили без тревожной кнопки? В настоящее время установка «ЭРА-ГЛОНАСС» на ввозимые старые (б/у) автомобили обязательна.

Мнение по поводу установки ГЛОНАСС на все без исключения машины страны уже неоднократно высказывалось. У автовладельцев такой подход вызывает опасения, ведь установка требует затрат, а затем осуществляет дополнительный контроль поведения на дороге.

Если в будущем «ЭРА-ГЛОНАСС» станет обязательной для всех автомобилей, возможно, каждому водителю придется самостоятельно монтировать систему (ведь краш-тест собственного авто вас делать не заставят). Рассмотрим процесс установки своими руками.

Как установить ГЛОНАСС на авто

Чтобы подключить прибор к бортовой сети автомобиля, нужно соединить его проводку с проводами тех цепей, которые не зависят от включенного зажигания. Ведь при аварии, когда автомобиль заглохнет, устройство должно быть включенным, чтобы передать сигнал SOS.

Независимые от зажигания цепи – это лампочки салонного освещения: вспомните, ведь они горят даже в «заглушенном» авто. Принцип монтажа в том, что водителю придется спаять соответствующие провода на приборе «ГЛОНАСС» и проводку салонного освещения. Также соединение проводов можно выполнить в блоке предохранителей за приборной консолью.

Подробная инструкция по установке изложена в статье « ».

Для монтажа «продвинутого» блока «ГЛОНАСС» с дополнительными функциями лучше обратиться в автосервис.

Можно ли отключить систему

Наличие навигационной системы практически устанавливает тотальный контроль над каждым преодоленным автомобилем километром. Поэтому некоторые водители стремятся обойти закон и деактивировать систему. Нередко обмануть навигацию пытаются водители общественного и коммерческого транспорта.

В общем, есть немало желающих знать, как отключить «ЭРА-ГЛОНАСС».

Повредить систему можно разными способами:

  • разорвать проводку;
  • повредить антенну;
  • экранировать металлом различные детали;
  • внедриться в микросхему (придется нарушить пломбу);
  • повредить SIM-карту.

Но любое вмешательство в конструкцию ТС будет замечено диспетчерами, ведь пропадет сигнал на спутнике. Одним словом, отмена системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле в 2017 году, когда устройства оптимизированы для полного контроля над машинами, – неблагодарное дело: диспетчеры очень быстро сообщат в ГИБДД о подозрительном исчезновении сигнала.

Недостатки действующей системы ГЛОНАСС

На сегодняшний день очевидны такие недостатки внедрения «ЭРА-ГЛОНАСС»:

  • удорожание автомобилей в дилерских сетях;
  • исчезновение с рынка многих моделей авто;
  • если в будущем Росстандарт будет требовать установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» для каждого автомобиля, появится прецедент для подделывания трекеров.

Кроме того, в нынешних российских реалиях внедрение «ГЛОНАСС» не является универсальным решением: во многих удаленных и малонаселенных районах по объективным причинам службам спасения не удастся оперативно отреагировать на тревожный сигнал от системы.

«ЭРА-ГЛОНАСС»: что может тревожная кнопка: Видео

Обладатели Lada Vesta сразу обращают внимание на необычный плафон освещения салона, расположенный над лобовым стеклом между солнцезащитными козырьками. Он привлекает внимание наличием кнопки «SOS». Эта кнопка которая является элементом модуля ЭРА-ГЛОНАСС (аварийной системы экстренного вызова службы спасения). Встроенный блок системы ЭРА — ГЛОНАСС с 1 января 2017 года становится обязательным атрибутом каждого нового автомобиля, эксплуатируемого в России. По сути, он представляет собой дешёвый смартфон, состоящий из обычных деталей: аккумулятора, сим-карты, микрофона, динамика, антенны, навигационного модуля GPS/ГЛОНАСС, модема 3G, инерционного датчика. Стоимость блока не превышает 100 американских долларов.

Как работает ЭРА-ГЛОНАСС

Принцип работы системы ЭРА — ГЛОНАСС заключается в следующем. При резком ударе спереди или сбоку и опрокидывании автомобиля срабатывает инерционный датчик, включающий передатчик смартфона, который передаёт через канал связи глобальной сети 3G специальный аварийный сигнал SOS, содержащий следующую информацию:

  • скорость движения в момент аварии;
  • значение перегрузки при столкновении;
  • число пассажиров в салоне, пристёгнутых ремнями безопасности;
  • навигационные координаты места передачи сигнала;
  • сведения о транспортном средстве (VIN-код, тип топлива, цвет машины).

Весь объём передаваемой информации не превышает 140 байт, то есть он мизерный, поэтому информация может быть передана даже в условиях слабого уровня связи. При отсутствии доступа интернет связи сигнал автоматически передаётся в виде СМС по обычному каналу мобильной сети любого доступного сотового оператора: ЭРА-ГЛОНАСС, МТС, Билайн, Мегафон.

Видео: ЭРА ГЛОНАСС

Дежурный оператор ЭРА-ГЛОНАСС, принявший сигнал SOS, видит на дисплее координаты источника сигнала и совершает контрольный звонок по номеру машины для подтверждения происшествия и уточнения деталей. Если ответа на звонок нет, он направляет звонки на службы 02, 03, 112 для отправки бригад спасателей, медиков и полиции по полученным автоматически координатам. Вызов помощи при необходимости можно совершить и вручную, нажав на тревожную кнопку «SOS», та самая, которая находится над ветровым стеклом. При этом устанавливается громкая связь с оператором «колл» центра.

Зачем нужна ЭРА-ГЛОНАСС

Система экстренного реагирования на автомобильные аварии с использованием глобальных спутниковых навигационных станций применяется и разрабатывается не только в России, но и в других развитых странах мира. Известны аналогичные проекты в Евросоюзе (eCall), Японии (ECall), США (E911 и NG9-1-1), Бразилии (SIMRAV). Основная задача этих систем – снижение смертности на дорогах в результате автомобильных аварий.

В России эта проблема актуальна и правительство рассчитывает за счёт внедрения ЭРА-ГЛОНАСС добиться значительного сокращения числа жертв на дорогах. Статистика ДТП с летальным исходом показывает, что большая часть смертей связана с отсутствием своевременного оказания необходимой медицинской помощи пострадавшим. Учитывая, что в РФ почти все федеральные трассы охвачены сетью мобильной связи, ожидания правительства в борьбе за выживаемость людей в результате внедрения быстрой системы реагирования на аварии вполне обоснованы и прогнозируемы. Система позволяет значительно сократить время на уточнение места происшествия и выезжающие бригады уже владеют информацией о количестве пострадавших и предполагаемой тяжести происшествия.

Кроме решения задачи быстрого реагирования на дорожные аварии установка на каждый автомобиль смартфона с индивидуальным телефонным номером может способствовать решению многих других задач по обеспечению и контролю безопасности движения. Например, содействовать наблюдению за перемещением и отлову похищенных машин, оперативно направлять команду технической помощи при неисправности автомобиля в дороге и т.д.

Основные минусы нововведения

Видео: Запрет на ввоз подержанных автомобилей в Россию 2017

1. Запрет на ввоз иномарок без системы ЭРА — ГЛОНАСС

Согласно требованиям Технического регламента с 1.01.2017 для получения ПТС (техпаспорта) на новый автомобиль требуется наличие на нём бортовой аппаратуры ЭРА-ГЛОНАСС. При этом на легковых авто должна быть функция ручного и автоматического вызова, а на внедорожниках и грузовых машинах достаточно иметь только ручной режим (только тревожная кнопка).

Но главная проблема заключается не в установке дополнительного оборудования на машину, а в том, что она должна пройти сертификацию в испытательной лаборатории, которых в России только две. ОТТС – одобрение типа ТС, выдаётся каждой новой модели авто, если она успешно проходит «краш» тесты (выдаёт сигналы SOS) при опрокидывании, боковом и фронтальном ударе (разбиваются две из трёх предоставленных для испытаний машин).

ОТТС выдается сроком на три года. Поэтому, если ОТТС на марку авто выдан, к примеру, в декабре 2016 года, то эту марку автомобиля можно продавать в Таможенном Союзе без ЭРЫ-ГЛОНАСС до конца 2019 года.

При этом испытания должны проводиться обязательно на полигоне НАМИ (научного автомоторного института), испытания самих производителей в расчёт не берутся. Уже известны ответные планы официальных представителей основных импортёров иномарок в Россию по новым требованиям. Большинство марок намерены установить тревожные кнопки на свои модели.

Основные автогиганты, ориентированные на российский рынок, «Форд», «Рено», «Шкода», «Хундай», «Киа» планируют внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС на все свои модели. «Нисан» уже установил её на кроссовер Murano и планирует установку на другие модели. Кроме того, власти оставили в силе все ОТТС, выданные до 1.01.2017 года, срок действия которых составляет 3 года.

Однако от новых требований пострадают любители редких и эксклюзивных моделей, на которых внедрение новой системы экономически не выгодно. Так, представители «БМВ» заявили, что поставки 5GT, 3M, а также кабриолетов в Россию будут прекращены в связи с нерентабельностью. «Роллс-ройс» хотя и готов раскошелиться на дополнительные расходы, но ясно, что это впрямую отразится на стоимости и так недешёвых моделей.

2. Запрет на ввоз подержанных иномарок

Российское таможенное ведомство 21.12.2016 издало по данному вопросу официальное разъяснение, которым предупреждает, что с 1.01.2017 года все автомобили, приобретаемые за рубежом и ввозимые в Россию, должны быть оборудованы аппаратурой ЭРА-ГЛОНАСС и информация об этом должна указываться в СБКТС (Свидетельство безопасной конструкции ТС). Таким образом, без установленной системы ЭРА -ГЛОНАСС ПТС на машину будет невозможно получить.

ЦИТАТА: ФТС России предупреждает лиц, планирующих приобретение за рубежом автомобилей, что с 1 января 2017 года для выдачи паспорта транспортного средства необходимо оснащение автомобилей устройством вызова экстренных оперативных служб. Информация о таком оснащении должна содержаться в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства.

Правда, небольшая надежда еще остается. Связана она с тем,что на данный момент, то есть на момент публикации этой статьи (6.01.2017) Госстандарт Белоруссии, входящей в Таможенный Союз, разрешил ввоз новых и поддержанных иномарок без системы оповещения до конца 2018 года. Возможно, подобное решение примут и в России. Мы будем следить за развитием ситуации.

К 19 февраля ситуация начала немного проясняться. Как и ожидалось введение системы ЭРА-ГЛОНАС фактически перекрыло импорт подержанных машин, что вызвало большое недовольство, особенно на Дальнем Востоке. На Владивостокской таможне скопилось большое количество японских машин, ввезенных после 1 января, на которые нельзя было получить ПТС. К решению проблемы подключился губернатор Приморского края, на 19 февраля 2017 года планировался митинг, который был одобрен властями. В результате органы ГИБДД все-таки начали выдавать ПТС на завезенные до 15 февраля машины без кнопки ЭРА-ГЛОНАСС. Правда пока непонятно, что будет с автомобилями, которые завезли после 15 февраля и далее. Окончательно решить этот вопрос обещают к 13 марта, поэтому митинг решено было не проводить.

Если производителю или его дистрибьютору, торгующему серией машин, требуется иметь одно ОТТС на всю серию ввозимой модели, то частному лицу или предпринимателю, ввозящему транспортное средство в единичных количествах, нужно иметь СБТКС на конкретный автомобиль. Выдаётся такое свидетельство специальными сертифицированными лабораториями после проведения «краш» тестов. Следовательно, для ввоза иномарки из-за границы потребуется покупать 3 машины, 2 из которых будут разбиты на испытаниях.

В этом отношении повезло тем, кто успел оформить свидетельство до 1.01.2017 по старым требованиям без оснащения машины тревожной кнопкой. Они могут получить ПТС на основании действующего СБТКС.

ЦИТАТА: При наличии действующего свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, оформленного до 1 января 2017 года и не содержащего информации об оснащении транспортного средства устройством вызова экстренных служб, паспорт транспортного средства может быть оформлен.

Как обстоят дела у отечественных производителей

Видео: Лада Веста. ЭРА-ГЛОНАСС, SOS. Проверка на активацию.

Первыми отечественными автомобилями, оснащёнными оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС стали автовазовские модели «Лады» Vesta и XRAY. Продолжаются работы по установке системы на новые модели Granta и Kalina. УАЗ собирается начать установку тревожных кнопок на Patriot с 2019 года, когда закончится срок действия полученного ранее одобрения.

Хотя система быстрого реагирования на автомобильные аварии официально считается запущенной в эксплуатацию, работает она ещё со сбоями. Нажатия на кнопку SOS с целью проверки их исправности на двух новых автомобилях марки Lada Vesta привели к тому, что на одной машине кнопка не работала, а на второй на запросные гудки получили ответ: «Вызов отклонён».

Таким образом, в вопросе нововведения по обязательной установке системы ЭРА-ГЛОНАСС в обществе существует двоякое мнение:

  1. Правительственное мнение о необходимости снижения смертельных исходов в автомобильных авариях и усиления безопасности.
  2. Мнение импортёров авто иностранного производства, обоснованное требованием ВТО о значительном снижении к 2019 году российских таможенных тарифов на ввозимую автомобильную технику, которые считают это попыткой российского правительства защитить интересы отечественных производителей за счёт создания искусственных преград для импорта иномарок в Россию.

Согласно нормам Таможенного союза, начиная с 1 января 2017 года все автомобили, производящиеся в Евразийском союзе (ЕАЭС), должны будут в обязательном порядке оборудоваться системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Данная технология – это, по сути, тревожная кнопка, которая посылает сигнал бедствия службам спасения в случае ДТП.

Предполагается, что оснащение машин системой «ЭРА-ГЛОНАСС» позволит значительно снизить количество жертв ДТП и сделать отечественные дороги более безопасными. И эксперты, и производители авто, в целом, поддерживают эту инициативу, однако обращают внимание на небольшие недостатки самой процедуры ее реализации.

Немного истории

ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) является российским аналогом американской GPS. Ее разработка началась по заказу минобороны еще в 1976 году, в 1993 году система была принята в эксплуатацию, а уже в 2010 году количество ее спутников достигло числа, необходимого для полного покрытия Земли, что дало возможность начать работу над созданием проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» («ЭРА» расшифровывается, как экстренное реагирование при авариях).

Необходимость разработки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» обуславливается тем, что с увеличением количества машин на российских дорогах резко возросло и число ДТП. При этом в случае аварии часто экстренные службы вызываются слишком поздно, из-за чего жертвы ДТП не могут вовремя получить необходимую помощь.

«ЭРА-ГЛОНАСС» должна стать решением данной проблемы. Как подсчитали в Минтранспорта, эта система поможет спасать до 4000 жизней в год.

Работать проект «ЭРА-ГЛОНАСС» начал с начала 2015 года, тогда терминалами «ЭРА» начали оборудоваться новые модели автомобилей. С 1 января 2016 года системой начали оснащать машины, изготовляемые в ЕАЭС, предназначенные для транспортировки опасных грузов, мусора и бытовых отходов, а также пассажиров.

В 2017 году «ЭРА-ГЛОНАСС» станет обязательным элементом комплектации для всех новых автомобилей.

Как работает система «ЭРА-ГЛОНАСС»

Оснащение автомобиля системой «ЭРА-ГЛОНАСС» предусматривает установку навигационного и коммуникационного модулей, блока интерфейса с «тревожной» кнопкой, а также многих других элементов, среди которых специальный датчик удара, микрофон, громкоговоритель. Описание комплекта «ЭРА-ГЛОНАСС», рекомендуемого к установке, содержится в специальном ГОСТе.

Суть работы системы заключается в том, что в момент фиксирования столкновения информация об аварии сразу передается в службу спасения по каналу сотовой связи. Сигнал обрабатывает профессиональный оператор, который «отсеивает» ложные вызовы и при необходимости вызывает экстренные службы.

Так, при поступлении данных о ДТП оператор связывается с водителем машины и если тот просит о помощи или не отвечает на вызов, то на место происшествия немедленно направляется полиция, пожарная служба и «скорая» помощь.

Сегодня терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» изготовляют разные производители, причем как российские, так и зарубежные. Выбор конкретной марки изготовитель автомобилей может осуществлять по своему усмотрению, но, так или иначе, оборудование должно будет пройти обязательную сертификацию.

Как повлияет установка системы на стоимость автомобилей?

Главной проблемой обязательной установки системы «ЭРА-ГЛОНАСС» автопроизводители называют высокую стоимость данной технологии. При этом дорогой является не столько само оборудование, сколько его сертификация, ведь сегодня существует лишь одна лаборатория, производящая сертификацию модулей «ЭРА-ГЛОНАСС» — сертификационный центр «Связь-сертификат».

По словам автопроизводителей, пользуясь положением монополиста, данная организация устанавливает очень высокие цены на свои услуги.

Это приводит к тому, что стоимость машин с сертифицированным оборудованием становится выше, что негативно и для производителей, и для дилеров, и для покупателей. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже заинтересовалась этим вопросом и сделала соответствующий запрос в «Связь-сертификат».

Мнение водителей

Водители, по большому счету, воспринимают внедрение технологии «ЭРА-ГЛОНАСС» положительно, особенно учитывая, что автомобили, уже находящиеся в эксплуатации, не нужно будет обязательно переоборудовать. Однако существует два основных момента, вызывающих сомнения и вопросы.

Первый из них – это повышение цены на новые машины, а второй – возможность отслеживать местоположение авто и, предположительно, разговоры внутри салона. Что касается повышения стоимости автомобилей, то тут все будет зависеть от работы ФАС и политики самих дилеров. Ну а проблему «слежки» решить и вовсе просто – достаточно заехать на СТО и заказать демонтаж системы.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» — это большой и сложный документ, устанавливает требования к колесным транспортным средствам при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на территории Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации.

с 1 января 2017 года — все транспортные средства, категорий М и N, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза должны быть оборудованы системой «ЭРА-ГЛОНАСС». С 1 января 2018 года самостоятельная установка системы «ЭРА-ГЛОНАСС» не требуется.
Системой «ЭРА-ГЛОНАСС» должны быть оборудованы новые транспортные средства и ввозимые на территорию России, то есть при прохождении через таможню.

Что изменится с 1 января 2018 года?

Значительных изменений не будет. Изменения с 1 января 2018 года носят технический хараткер. Данные о ДТП полученные системой «ЭРА-ГЛОНАСС» будут автоматически передаваться автостраховщикам.


Нужно ли после 1 января 2018 года всем устанавливать «ЭРА-ГЛОНАСС»?

  • Главный вопрос — на какие транспортные средства необходимо установить систему «ЭРА-ГЛОНАСС» и не придется ли всем водителям в срочном порядке устанавливать это дорогостоящее оборудование?

    Требование установки «ЭРА-ГЛОНАСС» распространяется на выпускаемые в обращение транспортные средства.

    «выпуск в обращение» — разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза;

    Из правил оформления ПТС:

    6) в поле «сведения об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб» — идентификационный номер устройства вызова экстренных оперативных служб.

    В случае отсутствия информации в данном поле делается запись «отсутствует» ;

    Как видно, при регистрации транспортного средства (покупке) на территории РФ в ПТС указывается информация о системе «ЭРА-ГЛОНАСС» либо делается запись о ее отсутствии, что подтверждает отсутствие необходимости устанавливать систему на автомобили уже находящиеся у владельцев.

    Текст технического регламента об обязательной установке системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

    13.1. Выпускаемые в обращение транспортные средства категории M 1 , входящие в область применения Правил ЕЭК ООН N 94 и 95, и категории N 1 , входящие в область применения Правил ЕЭК ООН N 95, оснащаются системой вызова экстренных оперативных служб, прочие выпускаемые в обращение транспортные средства категорий M 1 и N 1 , транспортные средства категорий M 2 , M 3 , N 2 , N 3 оснащаются устройством вызова экстренных оперативных служб.

    Что такое «ЭРА-ГЛОНАСС»?

    Первая ассоциация со словом «ГЛОНАСС» — это отечественная спутниковая система навигации, и казалась бы зачем все автомобили оборудовать системой навигации? И не зачем. «ЭРА-ГЛОНАСС» — относится к спутниковой системе, но не предназначена для навигации — это система экстренного реагирования при авариях.

    Как работает «ЭРА-ГЛОНАСС»?

    При возникновении ДТП система определяет тип столкновения (в лоб, сзади, боковое), степень тяжести и в автоматическом режиме доводит информацию до экстренных служб. Оперативность реагирования на ДТП должно снизить тяжесть последствий дорожных происшествий.


    Схема работы «ЭРА-ГЛОНАС»
  • Автолюбители, которые первый раз приобретают машину, интересуются: что такое ЭРА ГЛОНАСС на легковом автомобиле, и как она работает.

    Это особенно любопытно, поскольку на новых машинах система уже заранее установлена. Если человек покупает себе авто в 2019 году, ему в любом случае придется познакомиться с программой.

    Визуально система выглядит как достаточно крупная кнопка, расположенная возле светильника. Тревожная кнопка ГЛОНАСС в авто специально размещена таким образом, чтобы в критической ситуации, в случае аварии, до нее было проще всего дотянуться.

    Однако, прежде чем использовать систему, необходимо определить, как именно она действуют, почему сейчас все новые автомобили ею оснащены . Рассмотрим основные важные моменты.

    ГЛОНАСС представляет собой бесплатную систему экстренного вызова . Ее установка обязательна для всех машин на территории РФ.

    Поскольку она официально введена в эксплуатацию только с начала 2015-го года, пока еще не все автомобили к ней подключены. Но в соответствии с планами правительства число неподключенных к ГЛОНАСС машин должно неуклонно сокращаться.

    Предусмотрена обязательная установка ЭРА ГЛОНАСС . Сейчас уже вступило в действие Решение Комиссии Таможенного союза от 1.01.17 года.

    Согласно нему абсолютно все новые авто обязательно оборудуются системой экстренного вызова. Специалисты отмечают, что после 2017-го года будет практически невозможно приобрести машину без ГЛОНАСС, поскольку истечет срок ОТТС, которые были получены в 2016-м году.

    Ключевое назначение системы – быстрое реагирование в случае ДТП, когда последствия аварии угрожают жизни и здоровью людей .

    ГЛОНАСС должна значительно увеличить шансы водителя, пассажиров выжить в ДТП. Согласно статистике, именно недостаточная скорость прибытия помощи на место происшествия становится причиной высокой смертности.

    Когда в салоне имеется данная сигнальная кнопка, в экстренном случае водитель имеет возможность отправить вызов сразу, при аварии. Такая оперативность во много раз увеличит вероятность благоприятного исхода даже при тяжелой автокатастрофе.

    Система экстренного оповещения ЭРА ГЛОНАСС действительно должна нести очень важную функцию. В Европе уже действует подобная система безопасности – это e-Call.

    Она едина для всех стран, входящих в Евросоюз . В Европе не будут продавать автомобили без этой системы экстренного вызова уже с 2017-го года.

    Видео: Кнопка SOS СОС ЭРА Глонасс в авто

    Система быстрого реагирования отличается эффективностью, простотой, достаточно высоким уровнем надежности. Она должна быть устойчивой к различным негативным воздействиям, чтобы продолжать успешно функционировать даже при аварии.

    Узнаем, как отследить машину по ГЛОНАСС . Остановимся на основных особенностях программы:

    Удобно, что в техническом обслуживании экстренная система не нуждается. Она производится в расчете на длительную бесперебойную работу.

    Планируется, что в ближайшем будущем ее исправность будет проверяться при стандартном техническом осмотре автомобиля.

    Разработчики старались предусмотреть все возможные нюансы, когда создавали ГЛОНАСС. Особый интерес представляет принцип работы системы.

    Например, если после аварии водитель и пассажиры не в состоянии нажать кнопку, дотянуться до нее, сигнал о ДТП в любом случае будет передан. При этом случайно отправленный вызов можно быстро отменить.

    Рассмотрим ключевые принципы функционирования ГЛОНАСС:

    Как только спасатели получают сигнал бедствия, они незамедлительно отправляются на место ДТП по указанным координатам. В соответствии с регламентом на это должно уйти максимум 20 минут.

    За это время вполне можно успеть вовремя оказать экстренную медицинскую помощь даже пострадавшим с тяжелыми травмами, представляющими опасность для жизни. Чаще всего скорая прибывает на место существенно быстрее, особенно в черте города.

    Многие задаются вопросом, для чего в автомобиле нужен ГЛОНАСС, скептически относятся к нововведению.

    Здесь стоит также обратить внимание и на тот спектр полезной информации, который способна охватить данная система. Например, некоторые автовладельцы опасаются, что ГЛОНАСС будет постоянно отслеживать все их перемещения.

    На самом деле это не так: система достаточно простая, в ней даже не предусматривается опция трекинга. Назначение – передавать сигнал бедствия .

    Когда возникает такая необходимость, дополнительно отправляются следующие сведения:

    1. Точные координаты места происшествия.
    2. Общее количество пассажиров в автомобиле (расчет производится в соответствии с количеством пристегнутых ремней безопасности).
    3. Базовые сведения о машине: цвет, номер, модель, тип топлива.
    4. Технические данные о ДТП: параметры перегрузок, последние параметры скорости.

    Все это необходимо для оказания максимально эффективной, оперативной помощи.

    Можно с уверенностью отметить, что система ГЛОНАСС на самом деле нужна в автомобилях . Она обеспечивает высокий уровень безопасности и гарантирует оперативную помощь в случае ДТП.