Основные приемы торможения на льду. Торможение автомобиля в критической ситуации Abs не дает тормозить

Сегодня новые автомобили оснащены самыми разными системами, с помощью которых даже водители-новички могут с легкостью справится с управлением. Одной из самых первых систем, считается антиблокировочная тормозная система. Система ABS устанавливается даже в базовые комплектации автомашин. Это электромеханический блок, который в таких сложных дорожных ситуациях, как скользкий, мокрый путь или гололед, управляет торможением транспортного средства. По сути, это правая рука водителя, тем более новичка.

Правильное торможение без АБС

Каждому водителю следует осознавать, что недостаточно просто вовремя воспользоваться педалью тормоза. Так как если при большой скорости резко нажать на тормоз, то колеса автомобиля блокируются, в результате чего не будет сцепки колес с дорожным покрытием. Покрытие дороги может быть разным, поэтому и скорость скольжения колес будет разная. В результате транспортное средство перестает быть управляемым и может легко пойти в занос. Если владелец автомашины неопытный, то контролирование направления автомобиля может выдаться ему не по силам.


Самое главное в таком торможении – это не допустить, чтобы колеса жестко заблокировались, в результате чего транспортное средство идет в занос. Во избежание таких случаев, рекомендуется применение приема прерывистого торможения. Для осуществления такого правильного торможения, необходимо периодически с маленьким интервалом то нажимать, то отпускать педаль тормоза, и ни в коем случае нельзя держать педаль тормоза нажатой до полной остановки. С помощью такой простой методики торможения, можно контролировать автомобиль несмотря на качество поверхности дороги.

Однако необходимо учитывать простой человеческий фактор – водитель в непредвиденной ситуации способен растеряться и все правила торможения могут просто вылететь у него с головы. Для контроля транспортного средства в подобных экстренных ситуациях и была разработана антиблокировочная система торможения.

В чем секрет работы ABS

Важно знать по какому принципу работает АБС, ведь она имеет тесную связь с системой управления, а это значит, что соответственно и с уровнем безопасности автоводителя и пассажира. Итак, основная идея работы системы состоит в том, что когда водитель жмет педаль тормоза, происходит мгновенный контроль, а также на колеса перераспределяется тормозное усилие. Посредством этого, автомашина управляема в любых условиях, и достигается эффект снижения скорости. Однако нельзя полагаться только на различные дополнительные системы потому, что водителю следует освоить собственный автомобиль – длину тормозного пути и поведение в экстренных ситуациях. Рекомендуется протестировать способности автомобиля на специализированных автодромах, для того, чтобы в будущем предотвратить щекотливые ситуации на дороге.


Еще существуют некоторые особенности работы АБС. Например, когда шофер решил прекратить движение автомашины, оснащенной системой ABS, то при нажатии педали тормоза ощущается легкая вибрация на педали, и может слышатся сопровождающий звук похожий на «трещотку». Вибрация и звук – это признак того, что система заработала. Тем временем датчики выполняют считывание показателей скорости, а блок управления обеспечивает контроль давления внутри тормозных цилиндров. Таким образом, не позволяет блокировку колес, а притормаживает быстрыми рывками. Благодаря этому, обороты автомобиля падают, и при этом не идет в занос, что позволяет управлять транспортным средством до самой остановки. Даже при скользкой дороге, с системой ABS, водителю необходимо только держать под контролем направление автомобиля. Такое идеальное и управляемое торможение возможно только благодаря системе АБС.

Следует подчеркнуть следующие этапы действия:

  1. Сбрасывание давления в тормозном цилиндре.
  2. Поддержка беспрерывного давления в цилиндре.
  3. Увеличение давления до соответствующего уровня в самом тормозном цилиндре.

Важно знать, что гидроблок в транспортном средстве монтируется в тормозную систему подряд прямо после главного тормозного цилиндра. Что касается электромагнитного клапана, то это – своеобразный кран, который впускает и блокирует приток жидкого вещества к самим тормозным цилиндрам.

Контролирование, а также рабочие процессы системы торможения автомашины выполняются в согласии с информацией, которая поступила на блок управления АБС от скоростных датчиков.


При процессе торможения, ABS расшифровывает информацию с датчиков частоты вращения колес, благодаря которой равномерно падает скорость транспортного средства. В случае остановки любого колеса, сигнал моментально отправляется с датчиков скорости к блоку управления. Приняв такой сигнал, модуль управления снимает блокировку благодаря активации выпускного клапана, который блокирует вход жидкого вещества в колесный тормозной цилиндр. В этот момент насос возвращает жидкость в гидроаккумулятор. Когда обороты колеса увеличатся до допустимой скорости, то блок управления даст команду прикрыть выпускной и открыть впускной клапан. После этого запускается насос, который будет нагнетать давление в тормозной цилиндр, в результате чего колесо будет дальше притормаживать. Эти процессы осуществляются мгновенно, и длятся до окончательной остановки транспортного средства.

Обсуждаемая суть работы АБС, представляет самую новую четырехканальную систему, в которой происходит контроль всех колес транспортного средства.

Другие известные типы

  1. Одноканальный состоит из датчика, расположенного на заднем мосту, задача которого заключается в распределении тормозного усилия синхронно на четыре колеса. Такого рода система имеет всего одну пару клапанов, благодаря чему, одновременно варьируется давление полностью по всему контуру.
  2. Двухканальный – в ней осуществляется парный контроль колес, которые размещены по одной стороне.
  3. Трехканальный состоит из трех датчиков скорости: один вмонтирован на заднем мосту, а остальные вмонтированы на передних колесах в отдельности. В упомянутом виде системы находится три пары клапанов (впускной и выпускной). Действие этого вида ABS состоит в индивидуальном контроле передних колес и в паре задних.

Сравнив разные типы АБС, можно заключить, что их отличие проявляется только в разном количестве самих клапанов и датчиков контроля скорости. Однако суть системы в транспортном средстве, а также порядок протекающих процессов идентична у всех видов систем.

История внедрения системы

Инженеры ведущих автомобильных компаний усердно занимались разработкой ABS в первой половине 70-х годов. Даже самые первые системы были довольно успешны, и уже в том десятилетии подобные системы начали устанавливать в автомобили серийного производства.


Изначально на автомашины монтировались механические датчики только на одной оси, которые отправляли данные в модуль управления об изменении давления в тормозных контурах. Разработчики с Германии сделали в этой области еще один шаг вперед и начали использовать датчики без контактов, и это, в свою очередь, катализировало передачу информации в логический блок. Кроме того, число ложных срабатываний сократилось, и за счет того, что устранились трущиеся поверхности, пропал износ. По тому же принципу, который использовался в первых антиблокировочных системах, работает и современная система.

Составные антиблокировочной системы

Гипотетически строение АБС абсолютно несложно, и состоит из следующих устройств:

Последнее играет роль «интеллекта» системы (компьютер), поэтому не трудно представить какую он отыгрывает роль. Что касается датчиков контроля скорости и гидроблока, необходим более глубокий анализ.

Как работает датчик скорости


Датчики, которые контролируют скорость работают по принципу электромагнитной индукции. В редуктор ведущего моста жестко зафиксирована катушка с магнитным сердечником. Также в ступице закреплен зубчатый венец, который вращается параллельно с колесом. Затем такое вращение меняет параметры магнитного поля, что в ответ обуславливает появление тока. Сила электротока будет прямо пропорционально расти по отношению к скорости вращения колес. Отталкиваясь от этой силы, в свою очередь, создается сигнал, и передается в блок электронного управления. Импульсы передаются от четырех датчиков скорости, которые бывают двух типов: активными и пассивными, а также отличатся по конструкции.

Активный тип датчика функционирует с магнитной втулкой. Передача бинарного сигнала осуществляется посредством считывания его метки. Благодаря скорости вращения, отсутствуют погрешности, и как результат – точные импульсные данные.

В пассивном типе применяется определенная гребенка в блоке ступицы. Благодаря подобным сигналам, датчик способен определить скорость вращения. Важно учитывать один недостаток этой конструкции – при небольшой скорости может получится неточность.

Гидроблок

В состав гидроблока входит:

  • резервуар для хранения тормозной жидкости – гидроаккумулятор;
  • впускные и выпускные электромагнитные клапаны, благодаря которым регулируется давление, нагнетаемое в тормозных цилиндрах транспортного средства. Каждый вид ABS отличается числом пар клапанов;
  • благодаря универсальному насосу осуществляется нагнетание необходимого давления в системе, в результате чего подается тормозная жидкость из гидроаккумулятора, а когда необходимо, отбирает ее назад.

Некоторые недостатки АБС

Один из самых больших недостатков антиблокировочной системы торможения это то, что ее эффективность зависит от качества и состояния поверхности дороги. При недостаточно хорошей поверхности дороги, путь торможения значительно длиннее. Это благодаря тому, что время от времени колесо теряет контакт или сцепление с асфальтом и прекращает вращение. ABS определяет подобного рода остановку колеса, как блокировку, и тем самым перестает тормозить. В момент сцепки колес с асфальтом, запрограммированная команда не согласуется с необходимой в данном случае, и самой системе необходимо опять перестраиваться, что требует времени и увеличивается тормозной путь. Свести к минимуму такой эффект можно только уменьшив скорость движения транспортного средства.


В случае неоднородного покрытия дороги, например, снег – асфальт или лед – асфальт, попадая на мокрый или скользящий участок дороги, ABS оценивает покрытие и настраивает под данную дорогу процесс торможения. Вместе с тем при попадании колес на асфальт, АБС опять перестраивается, из-за чего снова-таки увеличивается длина тупи торможения.

На грунтовых дорогах обычная система торможения работает намного лучше и надежнее, чем антиблокировочная система торможения. Ведь при обычном торможении, заблокированное колесо толкает грунт, создавая небольшую горку, которая не дает возможности дальше двигаться транспортному средству. Благодаря этому автомобиль останавливается очень быстро.

Еще один изъян антиблокировочной системы торможения состоит в том, что при небольшой скорости, система совсем отключается. В случае, когда дорога под уклоном и в то же время скользкая, нужно помнить о том, что может потребоваться для торможения надежный ручной тормоз. Поэтому его нужно иметь всегда в рабочем состоянии.

Штатного отключения антиблокировочной системы торможения в автомобилях не предусматривается. Иногда водители хотят отключить эту систему. Для этого необходимо вытянуть из блока штекер. Необходимо также учесть, что в новых автомобилях от ABS зависит и перераспределение межосевых тормозных сил. Поэтому, посредством торможения, полностью блокируются задние колеса.

Важно отметить, что система АБС – отличное дополнение к тормозной системе автомобиля, благодаря которому можно контролировать автомобиль в самых сложных и необычных ситуациях. Несмотря на это не следует забывать, что невозможно полностью полагаться на автомат. Со стороны водителя тоже нужно прикладывать большие усилия, чтобы держать ситуацию под контролем.

Видео

Многие из нас с вами пересаживаясь на автомобили с АБС, толком не знают — как на них тормозить. Возникают вопросы даже у опытных водителей. Да что таить — я и сам когда пересел на свой FORD FUSION, такое торможение было для меня сюрпризом, ведь ВАЗ 2114 который был у меня до этого, такой системы не имел и процесс остановки там немного отличался (особенно зимой и в дождливую погоду). Поэтому нужно знать и понимать, как эта система работает и правильно на ней останавливаться …


Немного про устройство

Про систему ABS, я уже писал – почитайте, будет интересно. Но сегодня хочу немного напомнить о принципе работы этого устройства.

БЕЗ АБС

Автомобиль — который не имеет такую систему, на скользкой дороге (будь то снег или дождь), при нажатии на педаль тормоза блокирует все 4 колеса, особенно если торможение экстренное. Таким образом, тормозной путь вырастает, потому как пятно соприкосновения резины и покрытия одно – на ледяной (снежной) дороге оно быстро забьется снегом, а на асфальтовой дороге (дождь) оно поплывет.

Траектория будет не линейной и скорее всего, проявится занос. Многие профессиональные водители сознательно пускают автомобиль в небольшой занос, затем педаль отпускается и опять нажимается – своего рода имитация работы антиблокировочной системы.

С АБС

В устройстве колеса автомобиля установлены специальные приспособления, это зубчатая шестерня, а также датчик, который улавливает блокировку колеса. После этого сигнал подается в специальный контроллер, где принимается решение о разблокировки той или иной стороны.

Тем самым колеса окончательно не блокируются, а торможение происходит более эффективно (если грубо, то можно описать тормозной путь как – точка — тире – тире — точка). Таким образом — поверхность шины всегда подставляет новую часть колеса, для торможения затем меняется другой и т.д. Все это происходит в автоматическом режиме.

Думаю это понятно. Теперь непосредственно сам урок.

УРОК

1) Для начала ребята нужно понимать — что чудес не бывает и не всегда ABS вас может спасти. Например — зимой на ледяной дороге при экстремальном торможении не 100% защиты. ДА и шипы вас тоже не спасут. Поэтому первое правило в экстремальных условиях (снег, дождь) обязательно держим увеличенную дистанцию ( , там все подробно).

2) В таких ситуациях не советую разгоняться до предельных скоростей, опять же эта система может вас не спасти. Повторюсь — чудес не бывает.

3) Для тех, кто пересаживается с обычных автомобилей на варианты с АБС. Уж так повелось — что мы привыкли останавливать машину либо накатом (легко блокируем колеса – отпускаем – опять блокируем и т.д., не уводя автомобиль в занос), либо скоростью, понижаем передачу (я про зимнее вождение). Ребята тут это не прокатит – блокировка тут исключена, потому как ABS не даст вам заблокировать колеса, педаль начнет сопротивляться нажатию, издавая специфические звуки. ДА и если у вас автомат – то скоростью вы также не затормозите.

4) новичков и тех, кто только что «пересел» кроется в том что – при сопротивлении педали нажатию, они сразу бросают ее нажимать. Таким образом, только усугубляя свою ситуацию, ведь машина не встала. ДЕЛАТЬ ЭТОГО НЕ В КОЕМ СЛУЧАИ — НЕЛЬЗЯ . Нужно давить педаль изо всех сил — пока машина не остановится. А характерный звук и сопротивление педали, вас пугать не должно именно так работает АБС, она не дает вам заблокировать колеса.

5) Если применительно к автомату, то принцип действия такой – едем правая нога на педали газа

– при необходимости экстренного торможения — ногу просто убираем с газа и давим на тормоз изо всех сил

Является незаменимой вещью для повседневной езды. Но что происходит, когда вы пытаетесь остановить автомобиль зимой на заснеженной дороге? Может ли помочь вам в этом случае система ABS? На самом деле и, да и нет. От того, как машина остановится на снегу, будет зависеть, как вы будете нажимать педаль тормоза.

Предлагаем вам видео и объяснение, как нужно правильно останавливать автомобиль, оснащенный системой ABS .

Главный секрет правильного торможения на снегу, это не нажимать резко педаль тормоза. То есть, если мягко и плавно нажимать педаль тормоза, то автомобиль, оснащенный системой ABS, остановится намного быстрее. В противном случае, если вы слишком сильно будете держать педаль тормоза, ваш тормозной путь на снегу будет больше, даже в том случае, если система ABS предотвратит блокировку колес.

Вот вам пример небольшого видео, которое демонстрирует нам, что если неправильно нажимать педаль тормоза в автомобиле, оснащенным антиблокировочной тормозной системой, то тормозной путь на рыхлом снегу будет очень большой. Также ролик показывает нам разницу тормозного пути в случае нажатия педали тормоза более мягко и плавно.

Почему же это происходит? Из-за чего один этот же автомобиль с системой ABS по-разному ведет себя на дороге из-за разной техники торможения? Ведь во время торможения на скользкой и заснеженной дороге в работу должна вмешиваться система ABS, которая должна предотвратить блокировку колес.

Вот объяснение, почему во время остановки на снегу водители должны нажимать педаль тормоза более мягко и плавней. Для этого нам нужно понять, как работает система ABS .

Основная идея антиблокировочной тормозной системы (ABS) сводится к разнице между кинетическим трением и трением покоя. Представьте себе, что вы пытаетесь сдвинуть тяжелую коробку на полу. Сначала вы начинаете давить на нее своим телом. Чтобы сдвинуть коробку с места вам понадобится приложить большие усилия. И наконец потратив немало сил, вы сдвинете коробку с места, и она медленно начнет двигаться.

Это происходит из-за разницы статического трения (трения покоя - трение между двумя объектами, которые не движутся относительно друг друга) и кинетического трения (трение скольжения ).

Вот основная формула силы трения:

F = μN ,

где "N " - это нормальная сила (как правило, какие-либо силы, прижимающие объект к земле - прижимные силы и т.п.), а "μ " является коэффициентом трения.

Статические коэффициенты трения больше чем коэффициенты кинетического трения. Когда вы нажимаете на педаль тормоза в вашем автомобиле, вы хотите, чтобы ваша машина замедлялась главным образом за счет статического трения (также это трение называют еще трением качения), а не за счет кинетического трения (трение скольжения).

Сами понимаете, что если автомобиль будет останавливаться за счет кинетического трения, то машину может занести.

А благодаря статическому трению во время правильной техники торможения за счет увеличения силы трения, тормозной путь машины, может, существенно уменьшится. Особенно на снежной дороге.


Стандартная система ABS

Стандартная антиблокировочная тормозная система использует четыре датчика скорости, которые установлены на каждом колесе, гидравлический насос, четыре гидравлических клапана (при условии, что в вашей машине используется 4-канальная система ABS) и электронный контролер (блок управления ABS).

Блок управления системой ABS контролирует скорость вращения каждого колеса с помощью датчиков скорости вращения колес, принцип работы которых основан на эффекте Холла .

Если контролер ABS видит, что колесо замедляется со скоростью, которая не соответствует скорости замедления всего автомобиля (не соответствует скорости вращения и замедления других колес), то он приводит в движение гидравлический клапан в тормозной магистрали (системе) этого колеса. Это уменьшает давление в тормозной системе, распределенной для этого, слишком быстро замедляющегося, колеса.


В итоге, это колесо начинает проворачиваться быстрее и постепенно его скорость сравнивается с остальными колесами. После этого система ABS использует гидравлический насос в тормозной системе, чтобы восстановить давление колеса, чтобы снова равномерно распределяя тормозное усилие между 4 колесами продолжить остановку автомобиля.

Когда электронный контролер системы ABS снова видит чрезмерное торможение колеса, он снова активирует клапан. Это цикл повторяется примерно 15 раз в секунду.

Благодаря такому контролю над давлением в тормозной системе каждого колеса (быстрое нагнетание или ослабление тормозных усилий) колеса автомобиля не блокируются, что способствует сохранению сцепления с дорогой и препятствует заносу.


Единственное что в идеале это работает только на асфальте. Но не на снегу. К сожалению, на заснеженной поверхности дороги нажать педаль тормоза в пол и ждать когда машина остановится недостаточно.

Чтобы снизить тормозной путь на снегу на автомобиле с системой ABS вам понадобится более мягко (и плавно) нажимать педаль тормоза.

Формула здесь проста. Чем мягче вы будете нажимать педаль тормоза, тем меньше вероятности того, что автомобиль будет останавливаться с помощью кинетического трения (скольжения) . Соответственно чем меньше скольжения колес автомобиля, тем эффективнее он будет останавливаться на заснеженной дороге за счет статического трения. А значит, тормозной путь будет существенно меньше.

Классические рекомендации старой автомобильной школы гласят, что при заносе на переднеприводном автомобиле нужно добавить газу, а на заднеприводном – наоборот, сбросить. При этом категорически запрещается тормозить. Все это совершенно верно при езде на старых или спортивных автомобилях. На самом деле, производители уже давно не выпускают машин, не оборудованных электронными помощниками. Во многих странах это запрещено законодательно. Езда по зимней заснеженной дороге на авто, оснащенном системами ABS и EBD, имеет несколько отличий.

Немного о современной автомобильной электронике

Сегодня на отечественных дорогах остается все меньше автомобилей, у которых в стандартном опционном наборе не присутствуют такие аббревиатуры, как ABS и EBD. Современный автомобиль комплектуется роботизированными коробками передач и автоматически подключаемым полным приводом. А в автошколах продолжают преподавать теорию по запыленным учебникам из прошлого века, в которых добрая половина советов начинается с фразы «выжмите сцепление»:

  1. Антиблокировочная система (ABS) препятствует блокированию колес при торможении. Специальные датчики измеряют угловую скорость вращения колес и передают данные о ней на контроллер устройства. В современных системах также учитывается положение рулевого колеса, сведения об этом передает особый датчик положения руля. Собранная информация обрабатывается компьютером ABS. При нажатии на тормоз при езде по дороге с плохим сцеплением возможно блокирование колес. Анализируя полученные данные, бортовые электронные «мозги» дают команду исполнительным устройствам. Ими выступают электрические клапаны в трубках тормозной системы, которые регулируют подачу тормозной жидкости в каждый отдельно взятый тормозной цилиндр. Так достигается эффект растормаживания заблокированного колеса. На практике это выглядит как многократное нажатие и отпускание педали тормоза. Правда, происходит это несколько десятков раз в секунду, и каждый тормозной цилиндр имеет свою отдельную педаль. Старые водители наверняка помнят этот прием торможения на льду, но ни один из них не сможет похвастаться такой скоростью реакции и наличием четырех ног для индивидуального управления каждым колесом.

Производители регулярно обновляют компьютерное обеспечение ABS. Известны случаи, когда эксперты обнаруживали ошибки в прошивках бортовых контроллеров. Система слишком активно реагировала на блокирование колес, в результате чего автомобиль замедлял движение не так эффективно, как должно было быть. Самый яркий пример – Volkswagen Tiguan. Однако, это единичные случаи. Современные системы ABS «научились» распознавать оледеневшую дорогу, мелкий гравий и жидкую грязь. В каждом конкретном случае компьютер выбирает оптимальный алгоритм торможения.

  1. Основное отличие EBD (система распределения тормозных усилий) от ABS заключается в том, что она работает постоянно, в любых дорожных условиях и независимо от действий водителя. Ее основная задача – распределить усилия на рабочие тормозные цилиндры таким образом, чтобы баланс сил на шасси был оптимальным. В качестве исходных данных она использует ту же информацию, что и ABS. EBD позволяет автомобилю сохранить устойчивость на дороге, что делает передвижение более безопасным. Обе эти системы разработаны для совместной эффективной работы и органично дополняют друг друга.

Тормозим, но осторожно

Старые учебники автошкол из прошлого века категорически запрещают нажимать на педаль тормоза при вхождении в поворот на дороге с плохим сцеплением. Большинство водителей стараются сбросить скорость еще до этого маневра. Конечно же, это правильное решение. Однако, довольно часто возникает ситуация, когда нужно предотвратить столкновение с неожиданно возникшим препятствием. Правила дорожного движения дают только одну рекомендацию – педаль тормоза должна быть выжата в пол до отказа. Это решение не всегда верно для автомобилей, оснащенных электронными системами распределения тормозных усилий. Дело в том, что у передних колес обычно есть необходимый запас сцепления с дорогой. При этом можно аккуратно уменьшать скорость автомобиля, не теряя полной управляемости. Снижение скорости даст больше времени на реакцию и улучшит сцепление с дорожным покрытием.

Резкое нажатие на педаль, наоборот, может привести к удлинению тормозного пути.

Проблема ритмического заноса

В такую ситуацию чаще всего можно попасть на переднеприводном автомобиле. Описать ее можно очень просто – зад авто болтается по дороге, словно маятник у настенных часов. Связано это со слишком активным выворачиванием руля в попытке выйти из заноса или, наоборот, со запоздалой реакцией на юз задних колес. Классический автоинструктор предложит слегка добавить газу, при этом необходимо активно работать рулевым колесом, пытаясь исправить неверную траекторию. К сожалению, стандартный курс вождения в отечественных автошколах не предусматривает такой экстремальной подготовки водителей. В результате вполне можно полностью потерять управление автомобилем и попасть под колеса встречного тяжелого грузовика.

При внедрении электронных помощников проблема перестает носить столь критический характер. Они помогут сохранить курсовую устойчивость автомобиля и уравняют скорости вращения колес. Экстренное торможение в этом случае, конечно, не является панацеей, но облегчить свое положение вы сможете, используя достижения технического прогресса.

ABS и EBD не заменят полностью вашего мастерства владения автомобилем, но окажут существенную помощь при торможении в критических условиях. Пользоваться тормозами в машинах, оборудованных этими системами, можно с известной долей осторожности. Кстати, если ваше авто оснащено вдобавок и системой ESP, то возможность срыва в занос сводится к минимуму. Умная электроника будет неусыпно следить за соблюдением выбранного курса, не нуждаясь при этом во вмешательстве водителя.

Приступая к обсуждению темы торможения зимой, первым делом необходимо отметить, что практически самым главным условием правильного торможения в период гололеда является выбор водителем «зимней» скорости. Обычно водители с достаточным опытом вождения, с наступлением зимы, автоматически переходят на более спокойный способ езды. Этот способ заключается не только в снижении средней скорости движения, но и в увеличении дистанции с соседними автомобилями, а также в переходе на специальную технику управления машиной.

Водители же с небольшим стажем постепенно нарабатывают опыт, учась на собственных ошибках и анализируя все временные недостатки собственного стиля вождения. То есть, чтобы научиться чувствовать себя уверенно на покрытой льдом дороге, следует постоянно совершенствовать собственную водительскую технику, независимо от стажа нахождения за рулем авто.

Торможение без ABS

Если ваша машина не оснащена системой автоблокировки колес, а сами вы являетесь водителем-новичком – от вас потребуется повышенная внимательность и умение «прислушиваться» к поведению вашего автомобиля. Здесь следует отметить способность различать характерный звук блокируемых колес при нажатии педали тормоза. Этот звук должен служить водителю сигналом о том, что , и автомобилю будет трудно остановиться – по принципу детских санок, катящихся с горки до тех пор, пока на их пути не возникнет какое-либо препятствие.

Чтобы не довести ситуацию до встречи с препятствием, при возникновении характерного звука следует отпустить тормозную педаль, чтобы разблокировать колеса – тогда контроль над управлением снова перейдет к водителю, благодаря силе инерции. Для того, чтобы такая опасная ситуация не повторилась в дальнейшем, водителю следует отрабатывать специальную технику так называемого прерывистого торможения, которая достигается путем частого, но недолгого нажатия на педаль тормоза. В этом случае торможение на льду будет удобно тем, что машина снизит скорость, однако колеса не заблокируются – это позволит автомобилю не только правильно затормозить, но и не отклониться от выбранной траектории движения.

Внимание – распространенная ошибка!

Вообще торможение на льду способом «в пол» является главнейшей ошибкой водителей. Любые резкие движения – рулем или педалями тормоза и газа – вообще категорически , когда коэффициент сцепления шины с дорогой крайне низок. При резких движениях на скользкой дороге колеса неизбежно блокируются, что приводит к заносам задней или передней осей автомобиля. Поэтому, как уже говорилось выше, тормозить нужно прерывисто или ступенчато – тогда машина сможет притормозить еще до того, как колеса заблокируются и, таким образом, вы сможете избежать заноса

В случае если вы располагаете достаточно обширным местом для торможения, можно использовать так называемый комбинированный способ торможения зимой, который заключается во включении понижения передачи одновременно с торможением. При использовании этого метода главное не сбить двигатель – для этого необходимо включать передачи только при соответствующем им диапазоне скорости, чтобы избыточная тяга, направленная на ведущие колеса, не помешала устойчивости машины

Торможение с ABS

К сожалению, не всегда совершенна – особенно ее первые вариации. Владельцам авто, оснащенных ABS, следует помнить о том, что тормозной путь их машин, при определенных обстоятельствах, может стать даже длиннее, нежели на автомобилях без антиблокировочной системы.

Компьютерный «мозг» ABS рассчитан на считывание и анализ колесных тормозных импульсов, чтобы система имела возможность уравновешивать колеса, если одно из них начинает блокироваться. Все бы хорошо, но вот на скользких участках АБС «не понимает», как ей действовать – именно с этим, и связана излишняя длина тормозного пути. Конечно, ABS последних годов выпуска таких проблем обычно не имеют, и благодаря работе системы в экстренной ситуации можно вовремя остановиться, а также еще некоторое время «дотянуть» на незаблокированных колесах, чтобы разминуться с препятствием.

Чтобы правильно осуществить торможение зимой на авто, экипированном антиблокировочной системой, следует до упора надавить на тормозную педаль и выжать сцепление. В этом случае ABS самостоятельно начнет импульсно тормозить, однако колеса не будут блокироваться. Такой необходимо доводить до совершенства на учебных площадках, чтобы досконально изучить поведение вашей машины при экстренном торможении на ледяном «катке».

Метод торможения двигателем

Торможение двигателем зимой относится к наиболее полезным профилактическим навыкам водителя во избежание заносов на покрытой льдом дороге. Для выполнения такого торможения следует отпустить педаль газа, в то время как сцепление будет включено на определенной передаче. В этом случае прекратится подача горючей смеси к двигателю, однако он будет получать крутящий момент посредством трансмиссии. То есть мотор, потребляя энергию, будет тормозить трансмиссию и, как итог – затормаживать и колеса. Передние колеса получат дополнительный вес, благодаря силе инерции, и, соответственно повысится устойчивость транспортного средства в целом.

Колеса не будут блокированы тормозными колодками, в отличие от воздействия на них рабочей системы тормозов. Тормозящее усилие, с помощью дифференциала, распределится среди всех ведущих колес машины. Именно поэтому торможение двигателем зимой так популярно среди водителей в качестве профилактической меры безопасности на скользком или мокром дорожном покрытии.

В целом торможение двигателем должно происходить по определенной схеме, дабы избежать возможной поломки и/или быстрого износа деталей синхронизаторов. Необходимый порядок действий следует досконально знать каждому водителю – особенно новичку.

Итак, первым делом следует отпустить педаль акселератора. Затем водитель выжимает педаль сцепления, после чего . Когда передача выключена, нужно отпустить сцепление (не включая передачу!). После этого выжимаем сцепление, включаем пониженную передачу и, как заключительный этап – отпускаем педаль сцепления. Если четко действовать данной инструкции – можно избежать возможного вреда для синхронизаторов и, кроме того, значительно повысить уровень безопасности при торможении двигателем.

Оттачивать такой метод торможения лучше всего сначала на учебной площадке, а начинать использовать его на дороге только тогда, когда он будет досконально освоен. Кстати, помимо прочего, этот способ полезен еще и тем, что водитель сможет лучше ознакомиться с поведением своей машины и получить более четкое представление о ее остановочном пути.

В заключение необходимо сказать несколько слов о разных ситуациях зимнего торможения.

Например, тормозя на пешеходных переходах, водитель должен всегда помнить о том, что дорожное покрытие на этих участках, как правило, гораздо более скользкое, чем на остальных отрезках дороги. Это связано с тем, что в этих местах наиболее часто притормаживают различные транспортные средства. Тормозить на светофорах рекомендуется импульсно или же комбинированно – причем делать это следует заблаговременно. Трогаться же с места лучше тоже начинать не сразу, поскольку другие водители к этому моменту могут еще не успеть закончить преодоление перекрестка, несмотря на красный сигнал светофора. Особенно внимательным следует быть на пешеходных переходах – там возможен риск падения пешехода, что тоже представляет серьезную опасность на зимней дороге.

В заторах и потоках тоже нужно быть предельно внимательным и тормозить прерывистым, ступенчатым или же комбинированным способом. Следите за перспективой и начинайте торможение тогда, когда начинают тормозить автомобили, находящиеся далеко впереди (третий – пятый автомобиль перед вами). Эти меры предосторожности позволят увеличить расстояние для безопасной остановки в случае необходимости.

Двигаться по обледенелым спускам следует с включенным сцеплением, чтобы избежать потери устойчивости автомобиля.

Видео — торможение на автомобиле с ABS и без

Заключение!

Если на покрытой льдом дороге вам неожиданно встречается препятствие – тормозите импульсно. Хотя, в зависимости от ситуации, можно постараться и объехать внезапно появившийся предмет, главное при этом – внимательно осмотреться вокруг при помощи зеркал заднего вида.

Желаем всем водителям безопасной езды по зимним дорогам!

  • Новости
  • Практикум

Парковку в Москве можно будет оплатить картой Тройка

Пластиковые карты «Тройка», использующиеся для оплаты общественного транспорта, этим летом получат полезную для автомобилистов функцию. С их помощью можно будет оплатить стоянку в зоне платной парковки. Для этого паркоматы оборудуют специальным модулем для связи с центром обработки транспортных транзакций Московского метрополитена. Система сможет проверять, достаточно ли средств на балансе...

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

Acura NSX: готовятся новые версии

В мае этого года, на заводе Honda в американском городе Мэррисвиль начался выпуск суперкара Acura NSX второго поколения. Японцам потребовалось несколько лет, чтобы определиться с типом силовой установки Acura NSX, и, в конце концов, выбор был сделан в пользу шестицилиндрового 3,5-литрового бензинового турбированного двигателя, на пару с которым трудятся...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

В Петербурге угнали автомобиль без двигателя и крыши

По данным издания «Фонтанка.ру», в полицию обратился бизнесмен, который и рассказал, что из двора его дома на проспекте Энергетиков похитили зелёную ГАЗ М-20 «Победа», которая была выпущена еще в 1957 году и имела советские номера. По словам потерпевшего, машина вообще не имела мотора с крышей и предназначалась для реставрации. Кому потребовался автомобиль...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Российская сборка Мазд: теперь будут делать и моторы

Напомним, производство автомобилей Mazda на мощностях СП «Мазда Соллерс» во Владивостоке стартовало осенью 2012 года. Первой моделью, которую освоил завод, стал кроссовер Mazda CX-5, а затем на конвейер встали седаны Mazda 6. По итогам 2015 года было выпущено 24 185 автомобилей. Теперь ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг...

О пробках в Москве будут предупреждать за неделю

На такую меру специалисты центра пошли из-за работ в центре Москвы по программе «Моя улица», сообщает Официальный портал Мэра и правительства столицы. В ЦОДД уже сейчас анализируют автомобильные потоки в ЦАО. На данный момент на дорогах в центре бывают затруднения, в том числе на Тверской улице, Бульварном и Садовом кольце и Новом Арбате. В пресс-службе ведомства...

Пробег Магадан-Лиссабон: есть мировой рекорд

Они проехали через всю Евразию из Магадана до Лиссабона за 6 дней 9 часов 38 минут и 12 секунд. Этот пробег был организован не только ради минут и секунд. Он нес культурную, благотворительную и даже, можно сказать, научную миссию. Во-первых, 10 евроцентов с каждого пройденного километра было перечислено в пользу организации...

В новом календаре Pirelli снимется профессор МГУ

В съемках культового календаря приняли участие голливудские звёзды Кейт Уинслет, Ума Турман, Пенелопа Круз, Хелен Мирен, Леа Сейду, Робин Райт, а специально приглашенным гостем стала профессор МГУ Анастасия Игнатова, сообщает Mashable. Съемки календаря проходят в Берлине, Лондоне, Лос-Анджелесе и французском городке Ле Туке. Как...

К ним можно относиться как угодно - восхищаться, ненавидеть, любоваться, испытывать отвращение, но равнодушным они не оставят никого. Часть из них - это просто памятник человеческой бездарности, выполненный из золота и рубинов в натуральную величину, часть настолько эксклюзивны, что при...

Рейтинг надежных машин 2018-2019 года

Надежность, безусловно, является наиглавнейшим требованием к автомобилю. Дизайн, тюнинг, любые «навороты» – все эти ультрамодные ухищрения по степени своей важности неизбежно меркнут, когда заходит речь о надежности транспортного средства. Машина должна служить своему владельцу, а не доставлять ему проблемы своими...

КАК выбрать и купить автомобиль, Покупка и продажа.

Как выбрать и купить автомобиль Выбор автомобилей, как новых, так и подержанных, на рынке огромен. И не потеряться в этом изобилии поможет здравый смысл и практичный подход к выбору машины. Не поддавайтесь первому желанию купить понравившийся автомобиль, внимательно изучите все...

Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение

Сегодня мы будем рассматривать шесть кроссоверов: Toyota RAV4, Honda CR-V, Mazda CX-5, Mitsubishi Outlander, Suzuki Grand Vitara и Ford Kuga. К двум очень свежим новинкам мы решили добавить ещё и дебюты 2015 года, чтобы тест-драйв кроссоверов 2017 года был более...

ГДЕ можно купить новую машину в Москве?, где продать машину в москве быстро.

Где можно купить новую машину в Москве? Количество автосалонов в Москве скоро достигнет отметки в тысячу. Сейчас в столице можно купить практически любой автомобиль, даже Ferrari или Lamborghini. В борьбе за клиента салоны идут на всевозможные хитрости. Но ваша задача...

ВЫБИРАЕМ автомобиль: "европеец" или "японец", Покупка и продажа.

Выбираем автомобиль: «европеец» или «японец» Собираясь приобрести новый автомобиль, автолюбитель несомненно столкнется с вопросом о том, что же предпочесть: левый руль «японца» или правый – законный – «европейца». ...

Самые покупаемые машины в 2018-2019 году в России

Как выбрать новый автомобиль? Кроме вкусовых предпочтений и технических характеристик будущего автомобиля, вам может помочь список или рейтинг самых продающихся и популярных автомобилей в России в 2016–2017 году. Если автомобиль пользуется спросом, значит, он заслуживает вашего внимания. Очевидный факт россияне...

Какие машины самые безопасные

При принятии решения о приобретении автомобиля в первую очередь многие покупатели обращают внимание на эксплуатационные и технические свойства машины, ее дизайн и прочую атрибутику. При этом не все из них задумываются о безопасности будущего автомобиля. Безусловно, это печально, поскольку зачастую...

Автомобили для настоящих мужчин

Какой автомобиль способен вызвать у мужчины чувство превосходства и гордости. На этот вопрос попытался дать ответ один из самых титулованных печатных изданий финансово-экономический журнал Forbes. Данное печатное издание пыталось определить самый мужской автомобиль по рейтингу их продаж. По мнению редакции, ...

Самые угоняемые автомобили Москвы в2018-2019году

Рейтинг самых угоняемых машин в Москве остается почти неизменным в течение нескольких лет. Ежедневно в столице угоняется около 35 автомобилей, причем 26 из них являются иномарками. Самые угоняемые марки По сведениям портала «Прайм Страхование» наиболее угоняемые машины 2017 года в...

  • Обсуждение
  • Вконтакте