ACEA A5 B5 и другие современные классы масел. Другие стандарты: отличия и сходства

Классификация моторных масел по АСЕА позволяет автолюбителям и профессионалам ориентироваться на рынке и выбирать подходящие продукты из десятков тысяч предложений. Каждое качественное масло проходит проверку на соответствие международному стандарту.

ACEA (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles, ассоциация европейских автоинженеров) - это крупная организация, состоящая из самых авторитетных производителей авто в Европе. Стандарты АСЕА являются международными. Допуск масла (ACEA C3, C2, A2, B3 и т. д.) говорит о применимости состава к комплектующим с теми или иными характеристиками.

О стандарте

Изначально в мире существовала спецификация API (American Petroleum Institute). Однако иные условия эксплуатации автомобилей в Европе, постоянное развитие технологий, конструктивные отличия от американских машин вынудили производителей создать свои допуски моторных масел. В 1996 году вышла первая редакция стандартов европейской ассоциации. Вскоре стандарт стал международным.

В 2004 году классификация изменилась. Если ранее стандартизация проходила отдельно под дизельные и бензиновые двигатели, то начиная с 2004 г. марки масел объединили. Появились допуски АСЕА А1/В1, АСЕА А3/В4 и т. д. Первая пара буква/цифра значит уровень характеристик бензинового мотора, вторая - дизельного. Масла, применимые только для дизелей или только для бензиновых ДВС (например, АСЕА А3, АСЕА А5 или АСЕА В5), на сегодня не выпускаются.

Спецификации АСЕА делятся на 4 группы:

В каждой группе есть 5 категорий, обозначающихся цифрами от 1 до 5. Смазки из них отличаются эксплуатационными свойствами, составами.

Маркировки и их значения

В редакции 2012 года выделяется:

  • 4 категории смазок для бензиновых ДВС и дизелей легковых авто/малонагруженной техники (АСЕА A3/B4, A1/B1, A3/B3, A5/B5);
  • 4 категории - для дизелей тяжелой техники (от C1 до C4);
  • 4 класса - для моторов с системами очистки выхлопных газов (Е4, Е6, Е7, Е9).

Ниже можно найти расшифровку спецификации АСЕА для разных двигателей. Для удобства описания поделены на группы по предназначению.

Класс A/B: для бензиновых ДВС и малонагруженных дизелей

А1/В1 - составы для бензиновых и дизельных ДВС, в которых предусмотрен продленный интервал замены масла. Обеспечивают низкое трение при высокой температуре и скорости сдвига до 3,5 МПа/с.

А3/В3 - смазки для высокопроизводительных бензиновых моторов, дизелей легковых машин. Предназначены для продленного интервала замены, использования на протяжении всего года, обеспечения нормальных условий работы ДВС в тяжелых для него условиях эксплуатации.

АСЕА А3/В4 - для двигателей с непосредственным впрыском топлива. Заменяют масла A3/B3. Продукция класса АСЕА А3/В4 является энергосберегающей, снижает расход горючего.

АСЕА А5/В5 - для высокопроизводительных дизелей, бензиновых двигателей. Обеспечивают низкий коэффициент трения при высоких температурах, высокой скорости сдвига. Можно применять вместо смазок класса АСЕА А3/В4.

Класс C: для ДВС с сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами

C1 - состав для моторов с сажевыми фильтрами, трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Продлевает срок службы системы очистки выхлопных газов. Обеспечивает нормальные условия работы в сложных режимах эксплуатации: при высоких температурах, сдвиге скоростью до 2,9 МПа/с.

С2 - масло для высокопроизводительных дизелей, бензиновых ДВС. Отличается от предыдущего типа содержанием различных веществ.

С3 - смазка с низкой сульфатной зольностью. Обладает низкой вязкостью при высоких температурах, сдвигах скоростью до 3,5 МПа/с.

C4 - смазки с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора. Обладают минимальной вязкостью при высоких температурах и скоростях сдвига до 3,5 МПа/с.

Класс E: для мощных дизелей спецтехники

E4 - составы, обеспечивающие чистоту поршней. Рекомендуется применять для дизелей, соответствующих нормам экологичности Euro-1 - Euro-5, работающих в тяжелых условиях (высокие нагрузки, долгая беспрерывная работа). Вещества применимы для техники, в которой предусмотрен продленный интервал обслуживания. Данная спецификация моторного масла не предполагает совместимость с сажевыми фильтрами. Совместимость с системой рециркуляции необходимо уточнять для каждой конкретной модели авто.

Е6 - смазки, совместимые с сажевыми фильтрами, системами рециркуляции выхлопных газов. Рекомендуются для автомобилей, работающих на топливе с низким содержанием серы.

E7 - составы для ДВС без сажевых фильтров, но с системами рециркуляции выхлопных газов, снижения уровня оксида азота.

E9 - продукция с аналогичной предыдущей сферой применения, но с более жесткими требованиями к составу. Применяется на самых современных машинах.

Другие стандарты: отличия и сходства

Классификация АСЕА - не единственная в мире. Также общепризнанны нормативы API и ILSAC. В странах СНГ смазки приводят в соответствие с ГОСТ. Но этим стандартом не пользуются при выборе масла, доверяя международным классификациям.

API

Американский институт нефти разделяет все основы, на которых делаются смазки, на 5 групп. Они приведены в таблице ниже.

Группа Описание
I Минеральные масла, полученные посредством удаления парафинов, серы, ароматики из нефти. Основа содержит менее 90% насыщенных соединений. Индекс вязкости колеблется в пределах 90–100 ед., содержание серы - менее 0,03% от объема.
II Продукты с низким содержанием ароматики и парафинов. Отличаются повышенной окислительной стабильностью - сохраняют свои свойства даже при высоких температурах. Индекс вязкости колеблется в пределах 100–120 ед., содержание серы - менее 0,03% от объема. Содержит более 90% насыщенных соединений
III База с высоким индексом вязкости. Создаются с помощью современной технологии - каталитического гидрокрекинга. Индекс вязкости - более 120 ед., содержание серы - менее 0,03% от объема. Содержит более 90% насыщенных соединений. Обеспечивает создание более прочной и устойчивой к температурам пленки, чем продукты предыдущих типов.
IV Синтетические основы, созданные путем смешивания полиальфаолефинов (ПАО) с полиэтиленгликолями (PAG). Отличаются окислительной стабильностью, широким диапазоном температур применения, высокой вязкостью.
V Нафтеновые, эстеровые, ароматические, растительные и другие масла, не вошедшие в предыдущие группы.

S - категории качества для бензиновых моторов;В зависимости от основы и пакета присадок делаются выводы по поводу применимости готового состава к машинам тех или иных годов выпуска. АСЕА классификация делит все смазки на 4 категории, API - на 2:

  • S - категории качества для бензиновых моторов;
  • C - стандарты для дизелей.
Относительно недавно введен дополнительный класс - EC (Energy Conserving). Такой маркировкой обозначают энергосберегающие продукты.

Каждый стандарт содержит 2 буквы. Первая обозначает группу (S или C), вторая - год выпуска авто, к которым применимо масло.

API - американский стандарт, но он признан во всем мире. Поэтому класс по данному нормативу могут дать европейскому маслу.

ILSAC

ILSAC (Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел -International Lubricant Standartization and Approval Committee) - организация, созданная совместно американской и японской ассоциациями производителей автомобилей (ААМА и JAMA). Из названия понятно, что она занимается исключительно моторными маслами в отличие от объединений, описанных выше. Комитет ужесточает существующие допуски масел на основании собственных исследований.

Повышенные требования предъявляются к следующим характеристикам:

На сегодня классификация масел делит все составы на 5 категорий:

Классификация масел АСЕА, API, ILSAC - важный критерий выбора состава для автомобиля. Необходимо всегда сравнивать требования, предъявляемые производителем авто с марками смазки, указанными на упаковке.

Презентация среднеразмерного автомобиля Ситроен С5 состоялась на автосалоне в Париже в 2000 году, и уже в 2001 году было запущено его серийное производство. Новинка заменила на конвейере устаревшие модели XM и Xantia.

Первое поколение «це-пятых» универсалов и лифтбеков выпускалось до 2008 года. Характерными особенностями серии стали гидропневматическая подвеска, легко узнаваемый овал радиаторной решетки, раскосые фары, стремительные дизайн, изобилующий скошенными линиями и наклонами, а также широкая гамма силовых установок. Последние были представлены бензиновыми (1.8, 2.0, 3.0 литра) и дизельными (2.0 и 2.2 литра) движками, работающими на механике или автомате. Информация об их обслуживании (какое масло и сколько лить) – далее в статье. Первый рестайлинг С5 прошел в 2004 году, после которого у него появился новый дизайн кузова и дополнительный 1.6-литровый дизельный мотор.

Следующая генерация автомобиля (теперь это уже универсал и седан) дебютировала в 2008 году. Модель базируется на платформе PF3, имеет «ребристые» бока, массивные черты и теперь более похожа на немецкие авто. Что касается моторного отсека, то сюда устанавливаются дизельные агрегаты на 1.6, 2.0, 2.2, 2.7 и 3.0 литра (от 109 до 240 лошадок) и бензиновые двигатели с объемом 1.6, 1.8, 2.0 и 3.0 литра (от 120 до 211 л.с.), работающие с 4- или 6-ступенчатой АТ, механикой или 6-ступенчатым роботом. Второй крупный рестайлинг состоялся в 2010 году (после обновления С5 вновь обзавелся модернизированными моторами, но внешне машина отличается измененным рисунком на дисках), а небольшой третий – в 2012.

Ситроен С5 известен, прежде всего, своим комфортом и богатым оснащением, которые идеально сочетаются с просторным салоном и ходовыми качествами. Все это не могло не отразиться на цене автомобиля. Главными недостатками модели являются ее неликвидность на вторичном рынке, а также высокая стоимость технического обслуживания и ремонта.

Поколение I (2001-2008)

Двигатель DV6TED4 1.6

  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 3,8 л.

Двигатель EW7J4/6FZ 1.7

  • Расход масла на 1000 км.: до 300 мл.
  • Когда менять масло: 5000-10000

Двигатель 6FY-EW7A 1.7

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Синтетика 5W30
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 5,0 л.
  • Расход масла на 1000 км.: до 300 мл.
  • Когда менять масло: 5000-10000

Двигатели EW10J4, DW10TD, EW10A 2.0

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Синтетика 5W40
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 4,25 л.
  • Расход масла на 1000 км.: до 300 мл.
  • Когда менять масло: 5000-10000

Двигатель DW12TED4/4HX 2.2

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Синтетика 5W40
  • Типы масла (по вязкости): 5W-30, 5W-40, 10W-20
  • Расход масла на 1000 км.: до 300 мл.
  • Когда менять масло: 5000-10000

Двигатель 4HT (DW12BTED4) 2.2

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Синтетика 5W30
  • Типы масла (по вязкости): 5W-20, 5W-30, 10W-30
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 4,75 л.
  • Расход масла на 1000 км.: до 300 мл.
  • Когда менять масло: 5000-10000

Двигатель ES9J4S/XFX 3.0

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Синтетика 5W40
  • Типы масла (по вязкости): 5W-30, 5W-40, 10W-30
  • Расход масла на 1000 км.: до 300 мл.
  • Когда менять масло: 5000-10000

Поколение II (c 2008)

Двигатель DV6TED4 1.6

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Синтетика 5W30
  • Типы масла (по вязкости): 5W-30, 10W-30, 15W-40
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 3,75 л.
  • Расход масла на 1000 км.: до 300 мл.
  • Когда менять масло: 10000

Двигатель DW10BTED4 2.0

  • Какое моторное масло заливается с завода (оригинальное): Синтетика 5W30
  • Типы масла (по вязкости): 5W-30, 10W-30, 15W-40
  • Сколько литров масла в двигателе (общий объем): 5,25 л.
  • Расход масла на 1000 км.: до 300 мл.
  • Когда менять масло: 10000

По словам Ричарда Ван Ден Балка, менеджера по работе с OEM (оригинальными производителями легковых автомобилей) Chevron Oronite в Европе, примерно один из пяти автомобилей, реализуемых в Китае сегодня, производится европейскими производителями. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), в 2015 году было продано 21,1 млн. легковых автомобилей. Актуальность технических характеристик европейских моторных масел на рынке Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона увеличивается с ростом количества представителей среднего класса в Китае и желания иметь в собственности автомобиль.

Выступая на конференции F + L Week 2016, проходившей в марте в Сингапуре, Ван Ден Балк заявил, что параметры европейских моторных масел не очень хорошо понимают за пределами Европы. «И даже в Европе они не всегда понятны», - сказал Ван Ден Балк. Несмотря на то, что несколько европейских производителей автомобилей класса люкс на данный момент рассматривают Китай в качестве самого большого рынка для продаж своих автомобилей, ни один из методов испытаний моторных масел ACEA не предназначен для Китая. И маловероятно, что произойдут изменения в ближайшее время, отметил Ван Ден Балк. В настоящее время основной проблемой европейских OEM является качество топлива, добавил он.

Для большинства OEM классификации ACEA уже недостаточно, что усложняет сложившуюся ситуацию. Спецификации моторных масел ACEA используются многими производителями в качестве основы для своих спецификаций, и любой производитель может создавать свои собственные спецификации. В настоящее время в Европе существует не менее 50 различных OEM спецификаций, заявил Ван Ден Балк. Рост количества OEM спецификаций связан с процессом эволюции современных двигателей – например, к автомобилям, работающим при повышенных нагрузках, отличающихся повышенной мощностью, предъявляются повышенные требования, которые могут гарантировать эффективную защиту.

Кит Говард, руководитель направления технических и эксплуатационных испытаний для Китая компании Lubrizol, отметил, что бензиновые двигатели с непосредственным впрыском или турбонаддувом в части, касающейся их надежности, являются основным стимулирующим фактором для разработки новой спецификации ACEA 2016. В новой спецификации вводится новая категория ACEA C5, при этом категория A1/B1 будет отменена. Ключевой особенностью данной спецификации являются сажевые фильтры, и Говард дал прогноз, что в ближайшем будущем не только дизельные, но и бензиновые двигатели с непосредственным впрыском будут оснащены сажевыми фильтрами.

Ранее ожидалось, что классификация ACEA 2016 выйдет в апреле, но по словам Говарда, вероятнее всего, это произойдет в июне или июле.