Нуриев большой театр. Первые зрители рассказали о своих впечатлениях от балета "нуреев"

Илья Демуцкий

Балет в двух действиях

Спектакль идет с одним антрактом.

Продолжительность - 2 часа 30 минут.

При поддержке и содействии Р.А. Абрамовича и А.Л. Костина

Композитор — Илья Демуцкий

Хореограф-постановщик — Юрий Посохов

Художник по костюмам — Елена Зайцева

Дирижер-постановщик — Антон Гришанин

Художник по свету — Александр Сиваев

Художник по видеопроекциям — Сергей Рылко

Ассистенты хореографа-постановщика — Куинн Уортон, Никита Дмитриевский

В спектакле принимают участие хор и мимический ансамбль.

Рудольф Нуреев: талантливый танцор и неординарная личность

Рудольф Нуреев - гений балетного искусства 20 столетия, незаурядная личность с эпатажными наклонностями. Он оставил немеркнущий след в истории мирового балета и в душах тех, кто его знал и любил. У него не было спектаклей без аншлагов. Билеты на них раскупали задолго до афишной даты.

Жизнь, полная испытаний и нищеты

Будущей величайшему танцору пришлось много пережить. Даже появился на свет он в известном «Транссибирском экспрессе», шедшим на Дальний Восток, близ станции Раздольное Приморского края, неподалеку от Иркутска. Рудольф, а именно так назвали мальчика, был младшим сыном в семье политрука Хамита Фазлеевича Нуреева, уроженца башкирской деревни, и татарки Фариды Аглиулловны Нуреевой.

До войны мальчик практически жил только с матерью и тремя старшими сестрами, потому что отец был на службе. Сначала это был Владивосток, затем Москва. После ухода отца на фронт семья переехала в Башкирию, где и прошло детство Рудольфа.

Жили они крайне бедно, голодали. В школу Рудольф ходил, но отношения с одноклассниками из-за самолюбивого характера мальчика не складывались. Отрадой в его жизни были танцы, которые он полюбил с детства.

  • С 7 лет он посещал танцевальные кружки, был участником детского фольклорного ансамбля в Уфе.
  • В 11 лет увлекся классическим балетом.
  • С учителями ему повезло. Первой была прима балета Дягилева А. Удальцова, давшая ему основы хореографии. Позже Рудольф будет учиться у солистки Кировского театра Е. Войтович.

Сцена и карьера в СССР

Мечта о сцене осуществилась в начале 1954, когда Нуреева приняли в балетную труппу Башкирского театра. Впрочем, пробыл он на его сцене недолго. В следующем году танцор поступил на учебу в хореографическое училище Северной столицы России. В Питере он попал к опытному балетному преподавателю А. Пушкину, наполнявшего душу Рудольфа танцем.

В 1958 одаренный юноша стал солистом Кировского театра. Еще со времен его ученических спектаклей у Рудольфа появились многочисленные поклонники.

  • Триумфальный дебют вместе с прославленной танцовщицей Н. Дудинской в «Лауренсии» А. Крейна не стал неожиданностью, а лишь добавил популярности артисту.
  • Огромный успех сопутствовал Нурееву на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в 1959 в Вене, где танцор получил главную премию.
  • В течение четырехлетней работы в Кировском театре исполнил 15 партий, включая ведущие в спектаклях: «Баядерка», «Жизель», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Лебединое озеро».

Нуреев действительно стал «революционером» балета не только благодаря великолепной хореографической технике и сценическим приемам, но и своей личности. Каждое движение несло отпечаток внутреннего неугасимого огня танцора. А его выразительная экспрессивная пластика, неординарная восточная внешность добавляли эффекта. Однако вне сцены это был своенравный, бестактный человек, с которым приходилось нелегко.

Эмиграция и балетная карьера за рубежом

1961 год стал переломным в судьбе Рудольфа. Будучи летом вместе с труппой на гастролях в Париже, он отказался от возвращения на родину, став первым «невозвращенцем» в артистической среде. На Западе танцора без промедления приняли в труппу Балета Маркиса де Куэваса.

  • После непродолжительной работы в Grand Ballet Нуреев выехал в Копенгаген, а в конце года уже блистательно выступал вместе с именитой танцовщицей Марго Фонтейн в ее бенефисном спектакле.
  • Рудольф произвел на публику потрясающее впечатление своей виртуозностью, невероятной энергией и драматизмом.
  • С Марго он работал вплоть до смерти балерины.

В Дании Нуреев познакомился и с прославленным танцором Э. Бруном, которого ценил и как профессионала, и как мужчину. Впоследствии Рудольф и Эрик стали друзьями и сексуальными партнерами, каковыми были на протяжении четверти века.

  • В 1975 количество его выступлений достигло 300 в год. Великий танцор практически ежедневно выходил на сцену.
  • При таком насыщенном танцевальном графике он успевал делать и постановочную работу.
  • В 1964 в первый раз испробовал себя, создав авторские редакции балетов А. Глазунова «Раймонда» и П. Чайковского «Лебединое озеро» для разных театров.
  • Его первый оригинальный спектакль «Танкреди» Х. Хейнца был поставлен в столице Австрии.
  • В 80-х Нуреев возглавил балетный коллектив Гранд Опера в Париже, став и здесь новатором в продвижении талантливой молодежи, игнорируя маститых премьеров и солистов.

Неравнодушен был артист и к кинематографическому искусству. Он снимался в фильмах-балетах «Я - танцовщик», «Ромео и Джульетта», «Юноша и смерть». Были в судьбе Нуреева и художественные кинороли: в драме «Валентино» и в мелодраме «На виду».

Под занавес творческого полета

В последние годы, испытывая серьезные проблемы со здоровьем, Рудольф Нуреев продолжал творческую работу в качестве дирижера. Он выступал во многих городах мира, в том числе в 1992 - в Казани. «Перестроечная» Россия приняла своего «блудного сына» с восторгом.

Последней работой мастера балета стала «Баядерка» в Гранд Опера, поставившая заключительную точку творчества великого мастера балета Рудольфа Нуреева. Скончался танцор шестого января 1993 в Париже, где и погребен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Жизнь Нуреева - это бесконечный танец. Купить билеты на его спектакли свободно было невозможно нигде. Все они - аншлаговые. Вместе с ведущими труппами Рудольф Нуреев ездил по всему миру, исполняя и классические, и современные партии. Он легко возводил мосты между классикой и модерном балетного искусства. В этом танцору помогала его вечная жажда независимости, смелость и эпатажность.

британского фотографа Ричарда Аведона, на которой танцовщик Рудольф Нуреев, фундаментально раздетый, демонстрирует отдельные части божьего дара, ему ниспосланного, в поиске Google по картинкам можно найти только в не очень хорошем разрешении 400 x 600. Сообщается, что специально для балета «Нуреев» Большой театр выкупил права на это фото среди некоторых других изображений. Сообщается также, что фото должно было стать частью оформления сценического пространства, проецируясь в одной из сцен на целый задник. Только представьте: в Большом театре стержень хореографического таланта Нуреева с ним самим целиком демонстрируют в таком масштабе, вот уж стоило бы купить билет. Теперь все пропало: балет официально перенесли за три дня до премьеры, хотя неофициально мало кто удивится, если в мае 2018-го окажется, что восстанавливать работу никто и не планировал. «Нуреев» гарантированно мог стать самой громкой премьерой сезона в российском музыкальном театре и одной из самых значительных в мировом - таков был его потенциал, обусловленный мощнейшей командой и прекрасным материалом. Теперь же остается только гадать и выспрашивать у театральных друзей видеозапись последнего прогона: говорят, артисты от озлобленности по поводу переноса станцевали на все 146%.

Что произошло

Никакой определенности с этой ситуацией до сих пор не появилось. Существует официальная версия переноса, озвученная гендиректором театра Владимиром Уриным 10 июля: он с коллегами посмотрел прогон и якобы понял, что спектакль не готов хореографически. Режиссерски готов, а хореографически - нет; кроме того, по мнению Урина, не собираются воедино все элементы этого сложного проекта: там задействованы и оперные солисты, и драматические актеры. И поэтому балет для выхода перед публикой не готов.

Эту версию опровергают в своих аккаунтах в социальных сетях и в комментариях СМИ некоторые артисты спектакля. Добавляет таинственности нежелание комментировать ситуацию хореографа спектакля Юрия Посохова, который, по словам Урина, согласился с тем, что необходимо больше времени, и попросил еще месяц на доработку.

Существует крайне сомнительная версия, которая сводится к тому, что спектакль был отменен из-за уголовных скандалов с Кириллом Серебренниковым, «Гоголь-центром» и «Седьмой студией». Сомнительная она потому, что слишком уж тяжело заподозрить Владимира Урина в излишней осторожности: тут самое время вспомнить, что постановка опального, казалось бы, после «Тангейзера» Тимофея Кулябина в 2016 году Уриным отменена не была.

Третья версия была озвучена, как ни удивительно, государственным информагентством ТАСС. Балет якобы отменили по прямому распоряжению министра Мединского, который обнаружил в постановке вместо тонкой хореографии пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений» и во избежание «гей-провокации» сорвал в Большом театре все телефоны.

Во всем этом - большая подлость ситуации. Объяснения Урина вкупе с молчанием других участников процесса звучат малоубедительно, но и кровавый режим в лице пресс-секретаря Мединского факт прямой цензуры отрицает. Формально выходит: причина снятия чисто техническая, а значит, и повода для протеста, каковой наличествовал в случае с тем же «Тангейзером» в Новосибирске, нет.

Публика потеряла выразительное произведение искусства и нервы на обмене и возврате билетов, креативная команда понятно, как себя чувствует, еще более понятно, как чувствуют себя артисты, задействованные в балете. И никто, получается, не виноват - ну, не успели. На этом фоне абсолютно зловеще читается сегодняшний инсайдерский пост Алексея Венедиктова в телеграме: на прогон «Нуреева» затесались бедолаги из РПЦ. В ужасе от увиденного побежавшие к епископу Тихону Шевкунову, который по такому делу позвонил Мединскому, которому для переназначения в следующем году нужна поддержка Тихона. Министр якобы позвонил Урину и устроил страшный крик, а потом немного остыл и попросил просто перенести. Никаких заговоров и финансовых махинаций, а обычное «кабы чего не вышло».

Что это значит

На пресс-конференции Владимира Урина спросили, останется ли оригинальное художественное решение спектакля нетронутым, в том числе и фотографии Нуреева. Урин ответил утвердительно, одновременно очертив рукой рамку до пояса, - что это значит, останутся, но в пределах допустимого? Хочется пошутить: мол, у балеруна ведь все самое главное как раз ниже, но какие уж тут шутки.

Выходит, что единственная сколько-нибудь реальная причина, по которой этот балет был снят, - экстравертная демонстрация в нем темы гомосексуальности. Что вообще можно об этом сказать, когда уже все сказано? Проговорить тривиальности на тему того, что Российская Федерация - государство, скрепляемое в числе прочего гомофобией? Тоже мне новость.

Сама модель языка, которой Урин комментировал спектакль, вызывает удивление: «Это [Нуреев] фигура неоднозначная, и рассказать о ней - непросто. Я понимал, что там будет соответствующая тема, которая может вызвать неприятие у отдельных людей». Что вообще такое «неоднозначная фигура»? Только заурядный идиот и сельский обыватель может быть однозначной фигурой. А что такое соответствующая тема, которая может вызвать неприятие? А показ в новостях сюжета о победе одной футбольной команды над другой не вызовет неприятие у фанатов последней? Или футбол не так раскалывает общество, как гомосексуалы? То есть предельно ясно, почему Урин подобрал именно эти слова, но это ведь вообще не должно являться предметом дискуссии, когда ты делаешь искусство на мировом уровне.

На российской почве демонстрация явления воспринимается как его пропаганда. Неконвенциональные сексуальные предпочтения - это элемент общественного разнообразия, который в нынешнее государство не вписывается. Просто потому что управлять этим разнообразием сложно, чиновники сначала вытесняют гомосексуальность из сферы общественных отношений, а теперь делают то же самое с искусством. В итоге артисты Большого, среди которых, как и во всякой балетной труппе, хватает поклонников любви, что таит свое имя, должны бесконечно растанцовывать «Ромео и Джульетту».

Помимо прочего, это еще одна монета в копилку историй о стремительной провинциализации российского искусства. Зрителям, купившим билеты на «Нуреева», после отмены было предложено обменять их на показ «Дон Кихота». Почему? Потому что в балете «все должно быть красиво и изящно», а травести в юбках и красивый мужик с огромным болтом на заднике - это «некрасиво», пятидесятилетние советские женщины не поймут.

Следует вспомнить последний скандал такого рода в Большом театре: в 2005-м нашистская истерика развернулась вокруг постановки прекрасным режиссером Эймунтасом Някрошюсом не менее прекрасной оперы «Дети Розенталя» Леонида Десятникова, к которой написал либретто писатель Сорокин (в эпитетах не нуждается). Это была первая заказанная Большим опера за долгое-долгое время, и, даже судя по чудом утекшей

Эта постановка по уровню общественного внимания может сравниться лишь с давним шумом вокруг появления в том же Большом оперы «Дети Розенталя», когда «Наши» протестовали против либретто . А по накалу «скандальных» страстей атмосфера вокруг « а» тянет на голливудский блокбастер.

Но главное, эта история красноречиво говорит о сегодняшней России.

Сама личность и биография главного героя может вызвать зубовный скрежет у разного рода «хранителей устоев». Ведь Нуреев всю жизнь на устои - любого рода — плевать хотел.

Ажиотаж вокруг двух премьерных показов балета такой, что дирекция театра придумала особый порядок продажи билетов — именных и по паспортам. Не только потому спрос велик, что на самом деле премьера должна была пройти несколько месяцев назад,

но ее внезапно отменили, в последний момент, после генеральной репетиции, под предлогом, что труппа из-за загруженности прочей работой не успела отрепетировать танцы как следует (директор твердо стоял на своем, хотя версий об истинных причинах запрета ходило много).

И не только потому, что режиссер-постановщик балета Кирилл Серебренников, успевший, к счастью, поставить «Нуреева» целиком, сегодня сидит под домашним арестом, лишенный возможности работать, и спектакль сейчас выпускали без него.

До той летней, отмененной, премьеры сам по себе балет интересовал, кроме балетоманов, разве что любителей «клубнички» на сцене: фото обнаженного Рудольфа, пусть оно мелькает всего пару секунд - это же кайф.

Вопрос «будет или не будет рассказ о Нурееве-гее?» — кайф в квадрате.

Интересовал не балет, но контекст вокруг балета. Вкус запретного плода. Шепоток в кулуарах.

Нынешняя премьера — после ареста - широкой публикой воспринимается как акция в его поддержку, хотел ли этого театр или нет. Крики «Браво, Кирилл» на аплодисментах, хочется думать, будут режиссером услышаны. А граффити на заднике сцены, где нацарапано K.Serebr, как и решение нескольких человек из постановочной команды выйти на поклоны в майках с портретом Серебренникова и надписью «Свободу режиссеру», ведет спектакль от искусства к общественному поступку.

Но спектакль оказался таким, что стоит говорить о нем самом.

Балет о Рудольфе в Москве — географическая странность. Нуреев - вообще-то фигура питерская. Его биография перед невозвращением с гастролей во Франции связана с ленинградской балетной школой, в которой он учился, с Кировским (ныне Мариинским) театром, где он служил.

Но идея балета о знаменитом танцовщике родилась в Большом. Название предложила команда: композитор , режиссер Кирилл Серебренников и непосредственный автор замысла — хореограф (дирекция ГАБТа пригласила их поставить спектакль во второй раз, после успеха первого проекта - балета «Герой нашего времени»). На обложке программки стоят даты жизни Рудольфа и написано: «К 80-летию со дня рождения».

Нуреев - один из двух балетных мировых звезд родом из СССР (второй, конечно, Барышников), имя которого известно каждому.

Но главное - жизнь танцовщика, которого за буйный нрав и вздорный характер прозвали «диким зверем в гостиной», полна эффектных и совершенно театральных моментов. Тем не менее, постановщики не пошли по проторенной дорожке «родился-учился-женился».

Серебренников, который еще и сценарист, и сценограф, и не пытался это сделать. Соавторы мудро сосредоточились на узловых моментах. Они взяли биографию Нуреева как точку отсчета - и сочинили спектакль, который можно было бы назвать хлестким журналистским слоганом, родившимся после истории побега от «совка» в парижском аэропорту.

Балет «Нуреев» — это, конечно же, история прыжка к свободе. К свободе «от» — и к свободе «для».

К возможности прожить свою, а не навязанную кем-то жизнь. К мании разноликого творчества, обуревающей танцовщика с тремястами спектаклями в год. Все детали биографии, использованные в этом не балете даже, а придуманном Серебренниковым конгломерате танца, драмы и оперы, работают на такую идею.

Композитор Илья Демуцкий, по его словам, творил партитуру по наказу хореографа: написать с эмоциями, «чтоб прям душу рвало». Музыку, которую оркестр Большого театра играл под управлением дирижера , отдельно вряд ли будут слушать, но она идеальна для балета-байопика: автор бесхитростно, почти без иронии, оперирует готовыми клише, что и воссоздает нужную картину.

Сам Демуцкий рассказывает о «примитивной, удушающей музыке» в эпизоде ленинградской балетной школы, о «патриотической удушающей советской песне», о миксте нескольких классических балетов, перетекающих друг в друга и обратно — так нам напоминают о коронных партиях Нуреева.

Есть еще вальсики и марши, цитируемый Малер, обработанный Люлли с Рамо и джаз с саксофоном. И все покорно звучат «в ноги». Кроме грустной татарской песни, возникающей в ключевые моменты жизни.

Идея вспомнить вехи биографии через вещи героя, посмертно продаваемые на аукционе, в балетном театре не нова.

Но в нынешнем спектакле - сквозь призму реальных посмертных аукционов Нуреева — это драматургически работает. Сквозной персонаж балета — Аукционист (), распродающий документы, картины, мебель и личный остров Нуреева.

В продаже дневник успеваемости Рудольфа, а на сцене танцкласс ленинградского балетного училища имени Вагановой, с конъюнктурно сменными — от до Хрущева — портретами вождей на стене и бессменной рутинной ежедневного экзерсиса.

С талантливым юным эгоцентриком Рудиком, вихрем - он все делал вихрем — врывающимся на сцену, в действие, и грубо пихающим партнершу.

На аукционе интимная записка, а на сцене дуэт с брутальным скандинавом — коллегой, наставником в профессии и любовником по жизни, человеком контрастных, по сравнению с Нуреевым, качеств. Выразительный (Брун) в черном и смятенный Владислав (Нуреев) в белом.

Хореография Посохова здесь удивительная: как можно было достичь одновременно откровенного эротизма и воплотить несомненный душевный, артистический порыв? Если вообще говорить о танцах этого балета, то они сделаны уверенной рукой, которая знает толк в небанальном комбинировании классических па. И в уместной пластической интонации, придающей обычному — необычный смысл, а привычному - довольно неожиданный ракурс.

Типичная для Серебренникова саркастически-социальная сцена побега в Ле Бурже, когда родина, насильственно тянущая артиста в цепкие объятия, воплощена в казенном женском хоре в плюшевых платьях, с солисткой (), штампованно поющей о любви к отечеству.

А в Европе — вольная жизнь, среди молодежи в костюмах прет-а-порте, гулянка у богачей в шубе на голое тело, перемигивания с компанией упоительно порочных («манких», как сказано в либретто) трансвеститов в Булонском лесу.

Завсегдатаи «Гоголь-центра» весь спектакль отмечали кое-какие, то здесь, то там, отсылки к «Машине Мюллера». И, наконец, съемка обнаженного Рудольфа у фотографа Аведона, Да, знаменитая фотография с голым телом анфас, бурно обсуждаемый хит летних репетиций, теперь в глаза не маячит. Самое интересное в проекции срезает линия окна.

Можно сгоряча подумать, что так, с остроумным и злым смаком, будет до финала: мало ли что учудил по жизни эксцентричный нуреевский гений! Хотя мы любим его не только за это. Но второй акт меняет дело.

Аукционист, что двигал действие рассказом о жизни, теперь говорит о творчестве. Грядет череда перефразированных Посоховым ролей Нуреева. От его «барочного» балетика «Сюита Баха», здесь поданного как нарядный апофеоз а-ля семнадцатый век. С выходом Короля-Солнца со свитой, на пару с разодетым в пух и прах контртенором в золотой маске. (Художник по костюмам постаралась).

Через дуэт Руди с любимой английской партнершей (), напоминающий об их коронном спектакле «Маргарита и Арман». И грезы Нуреева, парафраз его Лунного Пьеро из одноименного балета на музыку Шенберга.

Тут, кстати, поет та же Шилова, но уже не в плюше, а в черной коже, что не мешает ей вставлять прежнее, рефренное, мучительное для героя: «Родины себе не выбирают».

Аукционист зачитывает письма, написанные сейчас, в 2017 году, соратниками и учениками Нуреева. Звучат пафосные воспоминания, а и (оба превосходны) их как бы «отанцовывают».

Пафоса иной раз слишком много, как и произносимого текста, и повторений аукционных сцен. Да и хороший, но слишком интеллигентный для этой роли танцовщик Лантратов, обладающий отнюдь не нуреевским темпераментом, все-таки не передает его легендарную грубоватую харизму. Так что яркая нецензурная брань, которую Нуреев, всесильный глава балета Парижской оперы, обрушивает в спектакле на труппу, кажется насущно необходимой художественной краской.

Но пафос — это дорога к реально трогающему финалу, когда на аукционе продают последний лот — дирижерскую палочку.

По сцене плывут Тени из балета «Баядерка», которыми слабеющий Нуреев руководит из оркестровой ямы. Постепенно музыка затихает, Рудольф управляет тишиной. И это трижды символ. Нуреев в последние годы серьезно увлекся дирижированием. А своей «Баядеркой», которую он репетировал с артистами Оперы полумертвым от СПИДа, «дикий зверь» попрощался с миром: после премьеры в октябре 1992 года он прожил всего три месяца.

Перенос премьеры балета «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова в Большом театре стал одной из самых обсуждаемых тем в начале июля. Руководство театра уверяет, что артисты не готовы к выступлению, однако публика считает, что отмена премьеры «Нуреева» может быть последствием дела о финансовых махинациях в «Седьмой студии», по которому Серебренников проходит как свидетель. Позже ТАСС сообщил, что спектакль отменили за пропаганду гомосексуализма по личному распоряжению министра культуры Владимира Мединского, однако директор Большого театра назвал подобные заявления провокацией.

В субботу, 8 июля, на сайте Большого театра сообщили, что премьера балета «Нуреев» 11 июля не состоится. На исторической сцене с 11 по 14 июля вместо него покажут «Дон Кихот».

Постановкой о великом советском танцовщике занимались режиссер Кирилл Серебренников, хореограф Юрий Посохов и композитор Илья Демуцкий. В позапрошлом сезоне их творческая группа создала в Большом спектакль «Герой нашего времени», который был признан лучшим в сезоне и получил «Золотую маску».

Кирилл Серебренников заявил «Ведомостям» , что решение об отмене премьеры приняли представители Большого театра.

Я не хочу комментировать. Это решение театра. Вот так они решили

Кирилл Серебренников.

Выступая на закрытии сезона в возглавляемом им «Гоголь-центре», Серебренников заявил, что спектакль все равно состоится.

Как встречают артистов на сцене - лучшее тому подтверждение. Жертвам так не хлопают. Хлопают так только победителям. Поэтому это надо очень четко понимать

Кирилл Серебренников.

Директор Большого театра Владимир Урин рассказал, что причиной для переноса премьеры стала неготовность артистов, сообщило РИА «Новости» . По его словам, изначально спектакль должен был выйти в сезоне 2018/2019, однако из-за изменений в расписании артисты приступили к срочной подготовке «Нуреева» к 11 июля 2017 года.

Владимир Урин.

Директор театра также подчеркнул, что речь идет не об отмене, а о переносе балета, а премьера состоится в мае следующего года. Присутствовать на ней Кирилл Серебрянников не сможет, поскольку в это время будет занят работой в Мюнхене.

ТАСС со ссылкой на осведомленный источник сообщил, что приказ об отмене спектакля дал лично министр культуры Владимир Мединский. По словам источника, министр посчитал постановку пропагандой гомосексуализма.

В беседе с РБК Урин опроверг, что от Мединского поступал какой-либо приказ и назвал подобные сообщения провокацией.

Я своей профессиональной деятельностью клянусь, что такого звонка [от Владимира Мединского] не было, никаких указаний не давалось. Кто пускает такие провокации, мне трудно сказать

Владимир Урин.

Директор Большого театра также опроверг мнение, что перенос премьеры имеет политическую подоплеку. По его словам, руководство театра понимало неоднозначность фигуры Нуриева и присутствие «соответствующей темы, которая может вызвать неприятие ряда людей».

Также Урин опроверг слухи о том, что спектакль хочет купить Роман Абрамович. Бизнесмен присутствовал на прогоне балета, и он ему понравился.

Спектакль, который создан на государственные деньги, даже по закону не имею права (продавать)

Владимир Урин.

Гендиректор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов опубликовал в своем Facebook фрагмент репетиции спектакля. В нем часть танцоров-мужчин выступают на каблуках.

В спектакле «Нуреев» танцоры должны выступать в сопровождении оперных певцов. Также в спектакле есть текстовые элементы и, по данным источника «Ведомостей», нецензурные высказывания на английском.

Центральная линия спектакля посвящена отношениям Рудольфа Нуреева, который в 1961 году попросил политического убежища в Париже и стал первым советским «невозращенцем», и датского танцовщика Эрика Бруна. Часть танцоров должны были выступать в образах трансвеститов. По словам продюсера Дмитрия Изотова, который присутствовал на прогоне спектакля, все прошло успешно.

В комментариях на Facebook многие сожалеют, что премьера не состоялась и опасаются, что ее так никогда и не будет.

Но директор Большого театра уже объявил дату премьеры - выход спектакля «Нуриев» запланирован на 4−5 мая 2018 года.

Вокруг премьеры балета «Нуреев» с самого начала, когда она еще только была в проекте, возникла особая атмосфера, и тому было немало причин.

Нуреев

Причина первая - сам герой балета: Рудольф Нуреев, артист и человек. Невозвращенец. Открытый гей. Личность, сотканная из одних противоречий. Человек, в чьей жизни, биографии, карьере, поведении уживались, казалось бы, несовместимые вещи: нищета и роскошь, неукротимый, порой неуправляемый нрав и изысканность, искренность и эпатаж, непредсказуемость и холодный расчет, «волна и камень, лед и пламень»…

Жизнь Нуреева и сам он - как шахматная доска, на которой пересекаются черные и белые клетки. И даже на вопрос о том, как правильно звучит и пишется его фамилия, нет однозначного ответа. С начала 1990-х Татарский театр оперы и балета проводит балетный фестиваль имени Нуриева, а Башкирский - фестиваль имени Нуреева. И это форумы, посвященные одному и тому же человеку!

Его «прыжок к свободе», его духовная Свобода и независимость, особенности его личной жизни, причина смерти - все это и сегодня иногда вызывает некоторую настороженность: слишком много в нем «неправильного», того, что выбивалось тогда и выбивается сейчас из идеологических рамок. Но даже недоброжелатели признают, что Нуреев внес колоссальный вклад в развитие искусства балета, эволюцию мужского танца. И вообще в искусство ХХ века.

Серебренников

Для постановки балета театр пригласил ту же группу, которая ставила в 2015 «Героя нашего времени»: режиссер и сценограф Кирилл Серебренников, хореограф Юрий Посохов, композитор Илья Демуцкий (точнее, на приглашении Демуцкого тогда настоял К. Серебренников, хотя первоначально музыку к «Герою нашего времени» должен был писать Юрий Красавин). Дирижировал, как и «Героя…», Антон Гришанин.

Напомним, что «Герой нашего времени», несмотря на неоднозначное восприятие публикой и критикой, получил три «Золотые маски» (в номинациях «Балет/спектакль», «Работа композитора в музыкальном театре» - И. Демуцкий, «Работа художника по свету в музыкальном театре» - С. Донжер), приз Benois de la danse (Ю. Посохов). После такого успеха ни театр, ни постановщики, конечно, не могли снизить взятую планку.

23 мая 2017 страна была шокирована сообщением об уголовном «Деле “Седьмой студии”» (как оказалось, заведенном еще в 2015). Прошли обыски в «Гоголь-центре», худруком которого является К. Серебренников, и дома у режиссера. Захват «Гоголь-центра» напоминал военную операцию: ОМОН, «всех впускать - никого не выпускать» - а в это время и в последующие дни у здания театра собирались стихийные митинги. Проведен обыск у директора РАМТа С. Апфельбаум (в 2012–2014 - директор Департамента поддержки искусства и народного творчества МК РФ). Были задержаны директор «Гоголь-центра» в 2012–2015 А. Малобродский, бывший главный бухгалтер НКО «Седьмая студия» Н. Масляева, бывший генеральный директор «Седьмой студии» Ю. Итин. Серебренников проходил свидетелем по этому делу. Сумма похищенных, по мнению следствия, средств колебалась от 1,2 до 133 млн. руб.

«Нуреев»
Балет в двух действиях
Либретто Кирилл Серебренников
Композитор Илья Демуцкий
Хореограф Юрий Посохов
Режиссер и сценограф Кирилл Серебренников
Дирижер Антон Гришанин
Художник по костюмам Елена Зайцева
Художник по свету Александр Сиваев
Художник по видеопроекциям Сергей Рылко
Главные партии в премьерных спектаклях исполняли: Нуреев - Владислав Лантратов, Артем Овчаренко , Аукционист / Аведон / Серый - Игорь Верник, Владимир Кошевой , Ученик - Вячеслав Лопатин, Денис Савин , Дива - Светлана Захарова, Екатерина Шипулина , Балерина - Анастасия Сташкевич, Дарья Бочкова , Эрик - Денис Савин, Владислав Козлов , Марго - Мария Александрова, Кристина Кретова , Меццо-сопрано / Вахтерша / Ветер - Светлана Шилова , Тенор / Завхоз - Марат Гали , Контратенор, певец Короля - Вадим Волков, Владимир Магомадов , Педагог - Виктор Барыкин, Ян Годовский.
Соло на сцене: клавесин, рояль - Ольга Соколова, арфа - Александр Болдачев, саксофон - Алексей Волков, контрабас - Павел Степин, ударные - Василий Моисеев.
Продолжительность спектакля - 2 часа 30 мин.
Мировая премьера: 9 и 10 декабря 2017, Историческая сцена Большого театра

В это время Серебренников, помимо работы над «Нуреевым», готовил премьеры спектаклей «Чаадский» в «Геликон-опере», «Маленькие трагедии» в «Гоголь-центре», «Гензель и Гретель» в Штутгартской опере, работал над фильмом «Лето».

Владимир Урин уже на следующий день, 24 мая, написал письмо В. Путину. О содержании письма рассказала журналистам сам Урин:

«Я считаю, что то, как это было сделано в отношении режиссера, неправильно. Он художник, человек, не отвечающий, с моей точки зрения и насколько я знаю, за финансовую составляющую. Всех интересует имя. Люди не разбираются в ситуации, но слышат имя, и в результате возникает впечатление, что главный виновник этой финансовой “разборки” - Кирилл Серебренников. Свою точку зрения я высказал в письме президенту» (www.gazeta.ru).

Премьера, которая не состоялась

Премьеру «Нуреева» в Большом театре назначили на 11 июля. Спектакль был включен в программу XXV юбилейного Чеховского фестиваля. Какой феноменальной получилась бы концовка Чеховского: «Старик и море» А. Васильева - посвящение Ю. Любимову - и «Нуреев» К. Серебренникова в Большом театре!

Но за три дня до премьеры Владимир Урин объявил, что она переносится на сезон 2018/19. Официальная причина - неготовность спектакля к показу: «сырой» кордебалет, не успели смонтировать декорации.

8 июля на YouTube была опубликована видеозапись (позже она была удалена) встречи директора Большого Владимира Урина с сотрудниками театра. На встрече Урин объяснил, что причиной переноса премьеры балета «Нуреев» Кирилла Серебренникова в Большом театре стала плохая готовность спектакля:

«Мы понимаем, что на сегодняшний день в том виде, в каком находится спектакль, показывать его на сцене Большого театра нельзя. <…> Премьера «Нуреева» переносится на сезон 2018/2019 годов, поскольку план на следующий сезон уже полностью сформирован. Решение о переносе принято вместе с постановщиками, режиссером Кириллом Серебренниковым и хореографом Юрием Посоховым».

Урин признал, что руководство театра «немножко не рассчитало масштабы спектакля и время, которое на него необходимо <…> Спектакль оказался гораздо сложнее, чем мы предполагали. И по объему, и по соотношению всего того, что построил там Серебренников, и по хореографии Посохова, и необходимости соединить, гармонизировать эту историю».

«За оставшиеся два дня те проблемы репетиционного характера, <…> конечно, решить невозможно. Это очевидно. Просто смотришь на сцену и понимаешь, что за оставшиеся два-три дня изменить эту картину невозможно. Большой театр не имеет права, не закончив, не завершив спектакль, выходить на зрителя <…> Тем не менее, для нас абсолютно очевидно, что это очень важная для нас работа, принципиальная работа, новая работа, и мы обязательно ее осуществим», - пообещал В. Урин (meduza.io).

При этом сами участники генерального прогона (он состоялся 8 июля) отмечали 100-процентную готовность артистов. А недостатки, если таковые и были, можно было оперативно устранить.

Брифинг

Более подробно обо всем Урин рассказал журналистом на брифинге 10 июля. На нем присутствовал и худрук Большого балета Махар Вазиев. Вот что сказал В. Урин:

«Когда мы сделали “Герой нашего времени” вместе с командой Кирилла Серебренникова, Юрия Посохова и Ильи Демуцкого, я практически на следующий день встретился с Юрой Посоховым и спросил: “Какие есть предложения? Какие идеи для того, чтобы запустить следующую работу?” Он говорит: “У меня несколько идей” и назвал Нуреева. Я сразу понимал, когда давал согласие, что это фигура неоднозначная, со сложной судьбой. И рассказать об этом будет достаточно непросто. Я прекрасно понимал, что там будет соответствующая тема, которая может вызывать определенную неприязнь. Тем не менее, я остановился именно на ней.

Затем мы обсудили с Кириллом Семеновичем, готов ли он продолжать работать. Он сказал - да. И с Ильей, который писал музыку, он тоже дал подтверждение. Я бы хотел уважаемым всем коллегам сказать, что этот спектакль изначально планировался на сезон 18/19! Но у нас произошел сбой: Джон Ноймайер, который должен был делать у нас в сезоне 17/18 “Анну Каренину”, перенес свою премьеру. И тогда я вызвал ребят и сказал: “Ребята, давайте срочно браться - писать музыку и делать спектакль”. Илья схватился за голову и сказал, что срок маленький, невозможно. Тем не менее, договорились о сроках.

В конце января этого года приехал Юрий Посохов и начал репетиции. В это время я получил сценарий. Автором либретто является Кирилл Серебренников. Я читал сценарий. Стали работать. Было достаточно трудное время, театральные люди знают, что у нас в январе и феврале был юбилейный фестиваль Юрия Николаевича Григоровича. И занятость артистов была достаточно плотной в труппе. И репетиции только выборочно мог делать Посохов.

Закончился фестиваль в феврале, и начались более плотные репетиции. А в мае мы уехали на гастроли в Японию и вернулись только за 20 дней до премьеры. Мы понимали, что за эти 20 дней можно собрать балет, вполне достаточно по времени, потому что основные вещи были поставлены. Но дальше появился Кирилл Семенович. И выяснилось, что, прочитав либретто, я не понял, что это не просто балет, помимо балетной составляющей спектакля, есть хор, оперные солисты и большая массовка. И кода 1 июля, где-то через 7–8 дней после того, как вернулись из Японии, мы вышли на сцену и приступили к репетициям, большую часть времени Кирилл Семенович взял на себя. Потому что он должен был организовать все это пространство. Посохов даже не вмешивался в то, что происходит. И вот мы начинаем выпускной период. Мы смотрим один прогон. Я сейчас не говорю о том, что сделал Кирилл Семенович, но по качеству балета мы понимаем, что это плохо. Также для того, чтобы выпустить спектакль, нам необходимо как минимум два хороших состава исполнителей. А тут кто-то лучше, кто-то хуже и так далее. Проблемным было все, что касалось кордебалета. И вот 7-го числа мы смотрим прогон. Утром и вечером - на всех прогонах я был. Мы смотрим, находясь в абсолютном, полном унынии от того, что видим. Что будем делать? После вечернего прогона мы приглашаем и Юру и Кирилла. Начинаем разговор: “Юра, ты понимаешь, что это плохо?” – “Понимаю”. – “Сколько тебе времени нужно для того, чтобы это доделать?” – “Если серьезно, то месяц”. Это было сказано в горячности, усталости и так далее. Но в течение всего периода, особенно после Японии, он постоянно говорил: “Мне не хватает времени, я это не успеваю проработать” и так далее.

И тогда мы приняли решение о переносе премьеры. Нам необходимо было принять решение, какой спектакль указывать вместо этого. Соответственно, дать всем службам поручение, чтобы привезли декорации. Артисты должны были подготовиться к этому спектаклю и так далее. Дальше Кирилл Семенович меня попросил: давайте не будем останавливаться, сделаем еще один прогон. И что очень важно, зафиксируем на видео. Я дал согласие. Вызвали артистов. Вечернюю репетицию снимали. Был первый состав. А утром я собрал коллектив и сказал о том, что вот такое решение принято. А дальше вечерняя репетиция. И тут я вам должен сказать, что на определенном драйве, на определенной обиде, на протесте ребята собрались и прогон прошел очень неплохо. Не без проблем, но произошел очень серьезный качественный рывок. Тем более что в зале были близкие Кирилла Семеновича, Юры Посохова. Больше никого в зале не было. Очень ограниченный круг людей близких, поддерживающих, реагирующих на то, что происходит на спектакле. Артисты почувствовали и выдали результат. Хотя, еще раз повторяю, не без проблем. Вот как развивались события, вот какие были приняты решения и почему» (www.svoboda.org).

Сцена из спектакля "Нуреев". Фото Дамир Юсупов

Версий много, официальная - одна

В. Урину поверили не все. Была распространена информация о том, что указание снять «Нуреева» дал лично министр культуры. Впрочем, снятие уже фактически сделанного спектакля с премьеры - случай в наши дни, в отличие от советских времен, редкий и нерядовой. Потому и догадок и версий в СМИ был больше чем достаточно. Бесспорно то, что разговор В. Урина с В. Мединским по поводу «Нуреева» был (по сообщению пресс-службы МК РФ, довольно долгий), но и министр, и его пресс-служба отметили, что премьера была отменена не по итогам этой беседы, поскольку беседа состоялась уже после объявления о переносе.

Официальная версия была подтверждена документальным фильмом о спектакле «Нуреев», показанным 9 августа по телеканалу «Культура» в рамках программы «Билет в Большой».

Все остальное - размышления и догадки. В частности, говорили и писали, что причиной отмены премьеры мог быть огромный фотопортрет обнаженного Нуреева, сделанный Р. Аведоном и используемый в качестве декорации. Принадлежность Нуреева к ЛГБТ-сообществу также могла повлиять (одна из сюжетных линий балета - близкие отношения Нуреева и датского танцовщика Эрика Бруна). Наиболее правдоподобной (из тех, что официально не были озвучены) кажется та, что В. Урин и Большой театр не хотели «подставлять» Серебренникова и усугублять ситуацию, в которой он оказался, показом спектакля с достаточно рискованным «содержимым». Знали бы мы, что произойдет потом…

Как показала жизнь, решение В. Урина, чем бы он ни руководствовался, можно признать мудрым, тактичным, дипломатичным, взвешенным. Уступив в локальной «битве», театр выиграл «войну».

В. Урин: «Премьера будет»

В любом случае, Урин говорил не об отмене спектакля, а об отмене премьеры и переносе ее на сезон 2017/18 - скорее всего, на май 2018. Но перенос - это крайне сложно, учитывая то, что сезон - с премьерами, текущего репертуара, гастролей балетной труппы, индивидуальным графиком солистов, расписанием Исторической сцены (в расчете на нее готовился спектакль) и прочими многочисленными деталями и нюансами - был спланирован уже давно. И найти место в этом плотном расписании для еще одной премьеры было невероятно тяжело.

Но тут снова грянул гром: 22 августа К. Серебренников был арестован в Санкт-Петербурге, где заканчивал съемки фильма «Лето», и под конвоем препровожден в Москву. Это напомнило арест Мейерхольда в июне 1939 и конвоирование по тому же маршруту: из Ленинграда - в Москву.

В качестве «меры пресечения» режиссеру был определен домашний арест. Это означало, что он не сможет продолжить работу над своими спектаклями, в т.ч. и над «Нуреевым».

В. Урин был в числе деятелей культуры, поручившихся за Серебренникова: «Я просил и обращался в суд вместе со всеми и давал гарантии, что Серебренников никуда не исчезнет. Моя позиция была, чтобы его не арестовывали и дали возможность работать, а следствие бы работало соответствующим образом. Но, к сожалению, суд принял иное решение. Естественно, он не сможет ни снимать фильм, ни работать над спектаклем. Это очевидно. <…> Я буду обращаться к следствию, ходатайствовать о разрешении встретиться с Кириллом Серебренниковым, обсудить это с ним в присутствии следователя, потому что дальше этот вопрос все равно находится не только в компетенции моей как директора, но и его как создателя спектакля» (www.kommersant.ru).

После того как состоялась разрешенная следствием встреча В. Урина с К. Серебренниковым, гендиреткор Большого театра прокомментировал ситуацию на «Деловом завтраке» в «Российской газете»:

«С судьбой “Нуреева” мы определились давно: у нас не было никаких сомнений в том, что спектакль выйдет. Сомнения возникали у других - не без участия прессы и околотеатральных кругов. Мы с Махаром Вазиевым объяснили свое решение честно и открыто. А дальше развитие событий уже, к сожалению, не зависело от нас. В конце августа, перед тем как возникла ситуация с домашним арестом Кирилла Серебренникова, я разговаривал с ним по телефону: он был на съемках в Санкт-Петербурге, и мы договорились, что в сентябре увидимся и обсудим сроки выпуска спектакля. Затем последовал домашний арест, и чтобы встретиться с Кириллом Семеновичем, мне потребовалось разрешение. Надо отдать должное, никаких проблем с этим не возникло: разрешение было дано.

После этого я встретился с Махаром Вазиевым, и потом мы созвонились с Юрием Посоховым. Не надо забывать, что не только Кирилл Семенович, но и хореограф Юрий Посохов является постановщиком “Нуреева”. Кирилл Серебренников, понимая ситуацию, в которой мы оказались, дал согласие, чтобы спектакль мы выпустили без него, если ситуация к ноябрю – началу декабря не изменится.

Дело в том, что большая часть доработки, из-за которой перенесли сроки выпуска “Нуреева”, касалась хореографической составляющей спектакля. А само решение о его выпуске надо было принимать сейчас, потому что от этого зависит планирование афиши, договоренности с Посоховым и т.д. В итоге мы объявили даты премьеры “Нуреева” - 9 и 10 декабря».

И вновь нужно отдать должное искусству В. Урина-дипломата. Его умению провести театр и спектакль между Сциллой и Харибдой, между властью, политической, идеологической и силовой машиной государства - и создателями, труппой, театральным сообществом, мнением которого Урин дорожит, сутью театра. И в конце концов Большой театр явил зрителю и слушателю новый по жанру, пронзительный по содержанию, великолепный спектакль!

Сцена из спектакля "Нуреев". Фото Дамир Юсупов

Больше чем балет

Вероятно, в истории балета не было спектакля более масштабного. 600 участников. К балетным артистам (солисты, ведущие и второстепенные персонажи, кордебалет, учащиеся хореографического училища) добавились солисты оперы, хор, драматические актеры. Не просто балет, а синтетическое действо, включающее танец, кино, элементы оперного и драматического спектакля, фотографию. И все это придумано, объединено и воплощено на сцене режиссером, ставящим и в драматическом театре, и в опере, балете, снимающим кино.

«Нуреев» - балет-«байопик» (термин, пришедший из кино), в центре которого биография великого танцовщика, повествование о нем на протяжении всей жизни, рассказ о наиболее важных моментах его судьбы: от прихода в балет в раннем детстве и до ухода со сцены и из жизни. В истории отечественного балета это первый спектакль в подобном жанре.

В силу обстоятельств этот спектакль оказался не просто событием театральной жизни. И не только жизни культурной. Также как в судьбе героя балета в неразделимый клубок событий обстоятельств сплелись культура, искусство, политика, реакция общества по обе стороны железного занавеса, так и спектакль «Нуреев» оказался в центре внимания благодаря самым разным обстоятельствам. Это и «дело» «Седьмой студии», и ситуация с К. Серебренниковым, которого поддержало большинство деятелей театра.

Михалковы против

Но были и другие. Например, за отмену премьеры «Нуреева» выступил клан Михалковых-Кончаловских. В последнее время известные режиссеры все чаще выступают от имени народа, России, всех православных. Поучают, порицают, наставляют, «изгоняют бесов». Берут на себя роль гуру.

«Не верю, что, когда начиналась работа над спектаклем, не было понятно, что будет в результате. Кто это делает и о ком этот спектакль. И что основной темой в биографии Нуреева, его творческих и человеческих метаниях, будет терпкая и пикантная тема его гомосексуальных привязанностей и проблем. Предполагать, что постановка сведется только к мастерству гениального танцовщика было чрезвычайно наивно. Да, думаю, никто так и не предполагал.

Для России, для православных эта тема болезненная: фиксация и оформление однополых браков, во-первых, смертный грех, во-вторых, постепенное истребление человечества и нарушение всех тех канонов, по которым человечество жило, по крайней мере, в течение двух тысяч лет. Никто никому не мешает и не запрещает распоряжаться своими гениталиями, как ему хочется. Это проблема каждого, он сам ее решает. Но это не повод для того, чтобы занавес Большого театра, открывшись, показал бы гениталии замечательного танцора Нуреева. Не повод для того, чтобы эта как бы свобода стала достоянием людей, которые пришли в Большой театр, академический Большой театр» (Н. Михалков, newsland.com).

«Всегда есть сочувствие к человеку, который ошибся, сделал что-то такое, что нарушает закон. Конечно, жалко, что человек ошибся. Решать такие вопросы нельзя по понятиям. Есть закон. <…> А если бы не Кирилл Серебренников, а Иван Петрович Пупкин, кто бы обратил внимание? А таких событий в российской жизни происходит ежедневно достаточное количество. <…> Можно сказать: вот это талантливый человек, значит, он может делать любые ошибки, а если человек не известен никому, как этот бухгалтер, то бог с ним, да? <…> «эх, брат, как же тебя угораздило» - это все, что я могу сказать» (А. Кончаловский, www.kommersant.ru).

Сцена из спектакля "Нуреев". Фото Дамир Юсупов

РПЦ тоже против

Включилась в дискуссию и РПЦ, в лице ее постоянного спикера протоиерея В. Чаплина: «Близится очередной “час Х” в противостоянии сторонников нравственных норм и безграничной свободы в культуре. На 9 и 10 декабря намечены премьерные показы балета “Нуреев” в Большом театре.

Ранее многие в обществе возмущались и содержанием, и оформлением балета. Это неудивительно, ведь, насколько известно, смысловым центром постановки является не творческая, а сексуальная жизнь эпатажного танцовщика. К тому же на сцене должно было присутствовать его фото в обнаженном виде. Можно спорить о том, должны ли государственные академические театры позитивно живописать гомосексуализм, делающий многих людей несчастными (священники знают это из исповеди). Но вот постер, придуманный для сцены, однозначно является порнографическим.

Критика ГАБТовской постановки на стадии ее обсуждения ярко говорит о нарастающей активности членов нашего общества - на самом деле весьма консервативного, если не брать за его «эталон» московскую тусовку <…>

Обсуждение моральной приемлемости или неприемлемости «Нуреева» должно быть по-настоящему широким. Пока, увы, народ ничего не знает о том, сохранятся ли порнографический постер в оформлении и гей-романтика в содержании. <…> Очень важна, кстати, и дискуссия о самом Нурееве. Почему его образ подается чуть ли не как центральный в российском балете? Не стоит ли поговорить о его гражданской позиции до и после «невозвращения» в СССР? Не прекратить ли молчать о том, что в его случае смертельная болезнь однозначно стала следствием сексуальной распущенности? Наконец, надо выяснить отношение к нему в среде татарского и башкирского народов, чья кровь текла в жилах эпатажного танцовщика…» (realnoevremya.ru).

При упоминании о постере сама собой всплывает параллель с новосибирским «Тангейзером». История Серебренникова и отмены / возвращения премьеры его балета, как и история с постановкой и снятием «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета - своеобразное зеркало, барометр того «ветра перемен», который дует сегодня в обществе. Речь о переменах, случившихся за последние 6–7 лет. Со времени встречи тогда еще президента Д. Медведева с творческой интеллигенцией с деятелями искусства в Мультимедиа Арт Музее в марте 2011 и открытия министром культуры РФ А. Авдеевым проекта «Платформа» на «Винзаводе» в октябре того же года.

Есть что-то мистическое в том, что образом К. Серебренников, стоявший у истоков «Седьмой студии», «Платформы», начавший разговор с Д. Медведевым на встрече в ММАМ, написал два либретто и в течение года подготовил два спектакля о двух персонажах, один из которых реальный, другой - полуреальный – полукнижный, но оба стали неудобны властям. Как и сам режиссер, выведший их на сцену музыкального театра: так не о себе ли он писал и ставил? Рифмы напрашиваются. Есть и подтверждения этой гипотезе, о них рассказывает главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин:

“Несмотря на неоднократные напоминания о недопустимости контактов с иностранцами, Нуреев разговаривал на английском языке с артистами французской труппы, среди которых были люди, явно вражески настроенные к СССР… Он характеризуется недисциплинированностью, нетерпимостью к замечаниям и грубым поведением”.

А это уже про Серебренникова: “Способствует размыванию традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослаблению единства многонационального народа Российской Федерации (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры”)» (meduza.io).

Сцена из спектакля "Нуреев". Фото Дамир Юсупов