Аккумуляторная батарея. Какая дата изготовления аккумулятора является свежей Типы автомобильных аккумуляторов и их срок работы

Всем привет, дорогие читатели блога и постоянные подписчики! Все мы знаем, что исправный аккумулятор гарантирует устойчивый запуск двигателя практически в любую погоду, ну разве что, за исключением самых сильных морозов (см. материал на тему ). В этой связи нам нужна информация о том, какой срок службы автомобильного аккумулятора, имеющая реальную практическую ценность для водителя.

К сожалению, ни одна АКБ (аккумуляторная батарея) не вечна, и раз в несколько лет нам придется ее утилизировать, заменив новой. Производители гарантируют обычно период действия до 5 лет, в течение которых батарея не должна доставлять владельцу авто серьезных проблем. Минимальный срок равен где-то 3 с половиной годам, поскольку многое зависит от интенсивности эксплуатации и ее особенностей.

Батарея может затрачивать больше энергии, чем это предусмотрено техническим паспортом изделия. Постоянный режим переразряда приводит к тому, что срок службы АКБ неуклонно сокращается. Порой даже 8–16 часов не хватает на то, чтобы вернуть аккумулятор «к жизни», поэтому, прежде, чем рассчитывать его ресурс, убедитесь в том, что он заряжен, насколько это возможно.

Что влияет на срок эксплуатации

Каждому известна истина, что максимальный объем энергии АКБ затрачивает в момент запуска силового агрегата. Поэтому за короткие поездки она попросту не успевает восстановиться, особенно, если водитель часто останавливается и глушить двигатель. То же самое можно сказать и о движении с включенным кондиционером. Активно разряжают батарею стереосистема, девайсы, запитанные через прикуриватель, заряжаемый телефон, я не говорю уже про внешние световые приборы. Свой баланс батарея способна качественно восстанавливать лишь при движении на длительных дистанциях.

Сокращают срок службы аккумулятора и пассивные потребители: сигнализация с индикатором работы, бортовой компьютер, система открывания дверей и прочее. Они работают даже в тот промежуток времени, когда авто стоит на стоянке либо в гараже. Чтобы не разряжать АКБ, достаточно просто отбросить минусовую клемму - таким приемом можно пользоваться, если планируется долгое время не эксплуатировать машину.

Влияние высокой и низкой температуры

Еще на средний период службы аккумулятора влияют погодные условия, в частности, температура воздуха. Морозы неблагоприятно воздействуют на вязкость электролита, а это, в свою очередь, увеличивает сопротивление проходящего заряда. Вследствие этого наблюдаются такие неблагоприятные процессы, как:

  • замерзание (загустение) электролита;
  • осыпание электродов;
  • снижение емкости;
  • деформация корпуса;
  • сокращение длительности службы с одновременным выходом из строя.

С другой стороны на то, сколько лет прослужит Ваша батарея, оказывает влияние и высокая температура воздуха. Она приводит к испарению жидкости, находящейся внутри банок,это приводит к недозаряду и переразряду, повышает вероятность коррозионных процессов. Существует допустимый уровень разряженности аккумулятора, который составляет зимой не более 25%, а летом - не выше 50%.

Сколько должен служить аккумулятор

Частое использование недозаряженной батареи приводит к ухудшению ее рабочих характеристик. Как видим, на эксплуатационные свойства такого оборудования влияет целая совокупность процессов и факторов. Быстрее всего выходит из строя АКБ на автомобилях, которые используются под такси, где период службы может не превышать 1–1,5 лет. Но бывают и ситуации, когда водителю удается ездить на одном аккумуляторе 6 и более лет.

Несмотря на то, что существует понятие гарантийного периода службы, который обязан соблюдать изготовитель. Министерство транспорта установило определенный норматив. Регламентируется он документом РД-3112199–1089-02 . Речь в данном руководящем документе идет о сроках службы свинцовых кислотных АКБ на различных транспортных средствах.

Это востребовано при расчете амортизации и списании автомобильных батарей по сроку службы.

Для того, чтобы увеличить срок службы своей батареи, необходимо правильно за ней ухаживать. Нелишним будет 1–2 раза в месяц проверять уровень напряжения на клеммах АКБ с помощью нагрузочной вилки. Также необходимо проверять уровень электролита и, при надобности, доводить его до нормы, а также плотность с помощью нехитрого устройства, называемого ареометром. Также обратите внимание на статью .Не забывайте подписаться на обновления блога, чтобы быть в курсе самых интересных новостей. На сегодня все, и до новых встреч!

При покупке стартерной аккумуляторной батареи (АКБ) необходимо обратить внимание на дату его выпуска. Разве это важно? Разве аккумулятору не все равно, сколько времени он пролежит на складе? Нет, не все равно, аккумулятор является одним из немногих компонентов автомобиля, имеющих «срок годности».

Всю необходимую информацию даст маркировка аккумуляторов. Но здесь есть одна тонкость - большинство производителей указывает дату изготовления аккумулятора не в привычном для нас формате, а в виде набора букв и цифр, а иногда и в виде цветовой маркировки. Почему так? Здесь дело в элементарном удобстве для самого производителя и дилерской сети: стандартизированные шифры легко и быстро читаются автоматикой, что важно для учета и логистики.

Дата изготовления аккумулятора может быть указана на фронтальной этикетке, выбита на крышке или помещена на отдельной этикетке на боковой стенке. Здесь нет стандартов, так что имеет смысл указать самые распространенные способы шифрования интересующей нас информации.

Наиболее просто маркируют свои АКБ такие производители, как MUTLU, TOPLA, STECO и ТИТАН. Обычно это последовательность цифр, каждая из которых означает число, месяц, неделю, год выпуска и другую информацию:

1-я цифра – номер линии

2-я цифра – год

3, 4-я цифры – месяц

5, 6-я цифры – число

1, 2-я цифры – год

3, 4-я цифры – неделя

ТИТАН, ТИТАН ARCTIC

1, 2-я цифры – число

3, 4-я цифры – месяц

5, 6-я цифры – год

7-я цифра – заводская линия

1-я цифра – линия

2, 3-я цифры – неделя

4-я цифра – день недели

5-я цифра – год выпуска

6-я цифра – тип АКБ

Аккумуляторы TUDOR имеют буквенную маркировку:

Вторая буква – год:

N – 2000 год

O – 2001 год

P – 2002 год

Q – 2003 год

R – 2004 год

S – 2005 год

Пятая буква – месяц выпуска: от A до L (A – январь, D – апрель, … L - декабрь)

I – пропускается.

Аккумуляторы BOSCH имеют цифро-буквенную маркировку, в которой первая буква означает завод-изготовитель:

А - Австрия

С - Чехия

G – Испания

F – Франция

H – Германия-Ганновер

Затем цифра указывает на номер конвейера, а следующая буква сообщает о дате изготовления или продажи на комплектацию данного изделия:

V – продажа на эксплуатацию

2 – 2002 год, 1 – 2001 год, 0 – 2000 т.д.

1 ... 31 – день месяца

Замыкает этот код цифра, указывающая номер смены.

А с АКБ VARTA все одновременно и сложнее, и проще, потому что дата изготовления указана одним-единственным цветным кружком:

Квартал Цвет
I квартал 2009 года
II квартал 2009 года
III квартал 2009 года
IV квартал 2009 года
I квартал 2010 года
II квартал 2010 года
III квартал 2010 года
IV квартал 2010 года
I квартал 2011 года
II квартал 2011 года
III квартал 2011 года
IV квартал 2011 года
I квартал 2012 года
II квартал 2012 года
III квартал 2012 года
IV квартал 2012 года

Сколько аккумулятор пробыл в магазине

Теперь, зная дату изготовления аккумулятора, можно делать выбор. С осторожностью относитесь к аккумуляторам, стоявшим на витрине: они могли простоять там, на ярком свету и в тепле, многие месяцы, а это уже значительно сокращает срок службы.

Но это относится, в первую очередь, к АКБ классического исполнения, поступающим на продажу с залитым электролитом - такие аккумуляторы могут прийти в негодность за год.

Совершенно иная ситуация с сухозаряженными аккумуляторами (эти АКБ были заряжены на заводе-изготовителе, после чего с них был слит электролит, а батарея особым образом законсервирована): они не теряют своих свойств на протяжении трех-пяти лет. Но если такой аккумулятор хранился более года, то после ввода в эксплуатацию он требует подзарядки.

Параметр: срок службы аккумулятора

Сколько времени прослужит АКБ? Считается, что нормальный срок службы аккумулятора лежит в пределах 1,5 - 4 лет, а может достигать даже шести и более лет.

Столь большой разброс обусловлен рядом причин:

Режим работы генератора;

Режим работы регулятора напряжения;

Показатели работы электрооборудования;

Годовой пробег автомобиля;

Преобладающие режимы эксплуатации автомобиля.

Нужно различать три различных срока службы: гарантийный, регламентированный и реальный. Рядового автолюбителя интересует последний параметр: срок эксплуатации аккумулятора в реальных условиях может значительно отличаться и от гарантийного (обычно это один или два года, определяется изготовителем), и от регламентированного (по ГОСТ - 18 месяцев).

В сложных условиях АКБ служит около полутора лет. Быстрый износ батареи происходит в режиме «такси» (частые разгоны и торможения, движение на короткие дистанции, стояние в пробках). В данном режиме производятся частые пуски двигателя, на что тратится значительная доля заряда батареи, но из-за коротких пробегов генератор не в состоянии обеспечить достаточную зарядку.

Быстрое исчерпание ресурса аккумулятора наблюдается и в обратной ситуации - при длительных безостановочных пробегах, особенно на высоких скоростных режимах. Здесь дело в перезаряде аккумулятора, в результате которого электролит батареи начинает «кипеть», и начинается сульфатация - образование на пластинах излишнего количества кристаллов сульфата свинца. Этот процесс приводит как к замедлению течения электрохимических процессов, так и к разрушению конструкции аккумулятора.

Грамотный уход, правильный режим, отлаженная электрика - продлеваем «жизнь» АКБ правильно

Два главных параметра АКБ - плотность электролита и напряжение на клеммах. При покупке нового аккумулятора они должны быть следующими: плотность электролита (для нашей климатической зоны) - 1,25 - 1,28 г/куб.см (лучшее значение - 1,27 г/куб.см); напряжение между клеммами - 12,5 - 12,7 В. Эти параметры должны быть и у аккумулятора во время эксплуатации.

Однако в настоящее время широкое распространение получили так называемые необслуживаемые АКБ, у которых элементарно невозможно измерить плотность электролита. Как быть с такими аккумуляторами?

Ответ очевиден - никак. Данный тип АКБ действительно нуждается в минимальном уходе, и воздействовать на него можно только зарядным устройством. Если аккумулятор постоянно недозаряжается генератором (особенно в зимнее время), то хотя бы раз в месяц такой аккумулятор необходимо ставить на зарядку, в результате чего реальный срок службы значительно возрастает.

Проще в плане продления срока службы аккумуляторы классического исполнения, в которых имеется возможность следить за уровнем и плотностью электролита. Наиболее часты ситуации, в которых уровень электролита падает (в норме электролит должен полностью укрывать пластины), а его плотность - растет. Это негативно влияет на аккумулятор, но проблема легко решается добавлением дистиллированной воды.

В описанном случае достаточно открыть пробки (устройство аккумулятора позволяет легко это сделать), и залить воду до указанной отметки (ее обычно видно, но при необходимости уровень электролита можно измерить стеклянной палочкой, идущей в комплекте с ареометром).

Слишком низкая плотность электролита указывает на значительный износ АКБ, либо на заводской брак. Если данное явление наблюдается во всех банках, а емкость, напряжение и пусковой ток ниже нормы, то этот аккумулятор следует заменить на новый.

Простым контролем напряжения и качеств электролита можно достичь значительного продления срок службы аккумулятора. Но в дело могут вмешиваться иные факторы - работа генератора, регулятора напряжения и всей электросети в целом.

Дополнительная нагрузка, подключенная к бортовой сети (особенно разного рода системы подогрева), отбирает значительную мощность у генератора, и тот не в состоянии осуществлять полноценную зарядку аккумулятора.

Зачастую проблема заключается в самом генераторе или регуляторе напряжения. При нормальной работе на клеммах регулятора должно поддерживаться напряжение 13,8 - 14,4 В. Иные показания свидетельствуют о неисправности, которую необходимо устранить.

Наконец, на срок эксплуатации АКБ влияет пробег автомобиля, хотя здесь далеко не всегда работает простая логика «больше пробег - больше износ АКБ» - определяющим фактором остается преобладающий режим движения. Поэтому при малом пробеге, но в режиме «такси», аккумулятор будет служить меньше, чем при большом пробеге, но более умеренном режиме.

Правильное хранение

Перед постановкой аккумулятора на хранение необходимо проверить напряжение на нем, и если оно недостаточно - провести полную зарядку. Также необходимо довести до нормального уровень и плотность электролита. После этого стоит обработать клеммы раствором питьевой соды, затем хорошо промыть водой и насухо вытереть - это предотвратит коррозию.

Теперь аккумулятор можно ставить в темное и прохладное место (при низкой температуре разряд батареи идет медленнее). Однако нельзя оставлять батарею на морозе - это может привести к ее физическому разрушению.

Правильная зарядка

При нормальной эксплуатации автомобиля и аккумулятора его зарядка не требуется - данную функцию выполняет генератор. Однако при постоянном недозаряде аккумулятор необходимо регулярно подключать к зарядному устройству.

Здесь важно выбрать оптимальный режим заряда, который устанавливается силой тока: чем больше зарядный ток, тем быстрее идет заряд. Однако слишком быстрый заряд негативно влияет на аккумулятор, и даже способен вывести его из строя.

Обычно зарядный ток выбирается на уровне 0,1 величины номинальной емкости. Например, если емкость АКБ составляет 45 Ач, то зарядный ток необходимо устанавливать на уровне 4,5 А. При этом время полной зарядки составит 12 - 15 часов.

При недостаточном заряде АКБ можно подзаряжать один-два раза в месяц на малом токе - порядка 1 - 2 А.

Несложные манипуляции с аккумуляторами позволяют продлить сроки их эксплуатации до четырех-шести и более лет. А это, согласитесь, очень хороший результат. Ведь АКБ - устройство не слишком дешевое, и приобретает его раз в год слишком накладно. Зачем тратить деньги, если можно просто грамотно эксплуатировать аккумулятор?

Срок службы автомобильного аккумулятора зависит от правильной эксплуатации устройства и условий использования машины. Зная факторы, которые приводят к выходу из строя АКБ, можно избежать возникновения неисправностей в работе прибора.

[ Скрыть ]

Технические характеристики

Аккумуляторная батарея автомобиля имеет пластмассовый корпус, в котором компактно располагаются свинцовые пластины. Каждый элемент запаян в пластиковые экраны.

Пластины имеют разный состав свинца. Плюс АКБ состоит из двуокиси свинца, а минус из мелкопористого свинца. Серно-кислотный электролит активно взаимодействует с веществами пластин. Происходит химическая реакция, и вырабатывается электрический ток. В случае посадки батареи возникает разрушение пластин.

Сколько должен служить аккумулятор

Ресурс длительности работы элементов питания может зависеть от факторов, указанных в таблице.

Типы автомобильных аккумуляторов и их срок работы

Различаются следующие виды автомобильных батарей:

  1. Свинцово-кислотные. Являются одними из дешевых и надежных батарей. Обычная кислотная АКБ может проработать не более 6 лет. Долговечность зависит от производителя.
  2. Аккумуляторы AGM. Пластины батареи связывает волокно, пропитанное кислотой. Благодаря таким процессам сокращаются потери холостого хода, тем самым повышается производительность. Эти АКБ предназначены для автомобилей с системой рекуперации энергии. Срок службы составляет не более 8 лет.
  3. Гелевые аккумуляторы. В этих батареях связывающим элементом служит гель двуокиси кремния. Срок годности составляет до 10 лет.

Факторы, сокращающие срок службы АКБ

Максимальный пусковой ток аккумулятор отдает в момент . При езде на небольшие расстояния батарея быстро выйдет из строя, потому что не успевает заряжаться. Активно разрушают АКБ подключенные девайсы и кондиционер. Свой баланс батарея способна качественно восстанавливать лишь при движении на длительных дистанциях.

Срок службы автомобильных аккумуляторов зависит от условий использования транспортных средств.

Каналом Avto-Blogger представлена правильная зарядка АКБ по времени.

Нахождение аккумулятора в разряженном состоянии

Разряженное состояние аккумулятора является катастрофичным. Происходит процесс сульфитации, и снижается плотность электролита. Решение проблемы — это замена электролита и зарядка небольшим током.

Короткое замыкание

Короткое замыкание батареи приводит к ее мгновенному выходу из строя. Как правило, при замыкании повреждается одна из банок. Свинцовые пластины полностью рассыпаются. К замыканию могут привести элементы, осыпавшие от старости батареи.

Коррозия

Коррозия пластин аккумулятора происходит вследствие долгой эксплуатации. Этот процесс сигнализирует владельца о скорой замене АКБ.

Глубокий разряд АКБ

При глубоком разряде батареи происходит сульфитация пластин и их распад, что способно влиять на снижение .

Разряд батареи происходит по следующим причинам:

  1. Утечка большого тока, причиной которой является неисправное электрооборудование. Утечка не должна превышать 100 миллиампер. Если значение будет больше, тогда на стоянке АКБ автомобиля быстро разрядиться. Не исключается возможность возгорания авто.
  2. Неправильная работа генератора. Напряжение бортовой сети должно составлять не более 14,4 В. Если подзарядный генератор будет выдавать большее значение, тогда произойдет перезаряд и батарея быстро выйдет из рабочего состояния.
  3. Режим езды. В автомобилях, которые эксплуатируются на небольшие расстояния (до 5 км), батарея постоянно находится в незаряженном состоянии. Это способствует быстрому выходу АКБ из строя, такие приборы служат не более двух лет.

Чрезмерный заряд аккумулятора

Перезаряд батареи влечет за собой выкипание электролита и происходит его распад на водород и кислород. Процесс электролиза очень опасен, потому что водород при малейшей искре возгорает. Чрезмерный заряд аккумулятора производится как от подзарядного, так и от генератора автомобиля. Из этого можно сделать вывод, что батарея должна периодически проходить техническое обслуживание.

Прочее

Эксплуатация автомобиля как при высоких, так и при низких температурах влечет к быстрому выходу из строя батареи.

В жаркое время в подкапотном пространстве температура достигает до 90 градусов и происходит выкипание воды. Снижение уровня электролита ведет к уменьшению емкости. Гарантийный срок эксплуатации АКБ завод изготовитель дает из расчета нормальных температурных режимов.

Чтобы продлить срок эксплуатации автомобильного аккумулятора, следует придерживаться советов:

  1. На автомобилях с механической коробкой передач при пуске желательно выжимать педаль сцепления. Этот совет более актуален в зимнее время, т. к. масло в коробке густое и запуск двигателя очень тяжелый.
  2. В период неисправности машины не рекомендуется долго крутить стартером.
  3. В зимнее время рекомендуется подзаряжать батарею 1 раз в месяц.
  4. Периодически необходимо зачищать клемы батареи от окисла.
  5. Замер бортовой сети при работе автомобиля периодически проводится с помощью мультиметра. Рекомендуется установить бортовой вольтметр на панель приборов, напряжение не должно превышать 14,4 вольта.

Правильная процедура зарядки АКБ

Емкость аккумулятора - это техническая характеристика, показывающая тот период времени, в течении которого аккумулятор будет производить питание подключенной к нему нагрузки. Единицей измерения емкости аккумулятора является ампер-час, если же аккумулятор небольшой, то миллиампер-час. Определяется емкость аккумулятора по формуле, которая представляет собой произведение постоянного тока разряда аккумулятора (в амперах или миллиамперах) на время его заряда (в часах):

Е [А * час] = I [А] х T [час]

Какая емкость аккумулятора.

Какая емкость аккумулятора - это понятие, которое дает понять сколько времени аккумулятор сможет питать подключенную к нему нагрузку. Энергию аккумулятора (которая может накапливаться в заряженном полностью аккумуляторе) полностью не характеризует емкость аккумулятора . Поэтому, чем напряжение аккумулятора больше, тем и энергия накопленная в нем будет больше. Электрическая энергия равна произведению напряжения на ток и время протекания тока:

[Дж]= I [А] х U [В] х T [с]

А энергия аккумулятора для ИБП равняется произведению емкости аккумулятора на его номинальное напряжение:

W [Вт*час]= E [А*час] х U [В]

Этот показатель говорит о возможностях данного аккумулятора. Часто емкость аккумулятора путают с его зарядом (заряженностью). Емкость показывает только потенциал аккумулятора, то есть время которое он способен выполнять питание нагрузки при его полном заряде.

В качестве наглядного примера можно взять стакан воды. В зависимости от того полный стакан либо пустой, его емкость (объем) не изменяется. Аналогичная ситуация и с аккумулятором - емкость одна и та же как в заряженном, так и в разряженном состоянии аккумулятора .

Энергетическая емкость аккумулятора [Вт/элемент] - это характеристика аккумулятора показывающая его способность разряжаться в режиме постоянной мощности за определенный небольшой период времени (обычно 15 минут). Для измерения емкости аккумулятора в ампер-часах по его энергии в Вт/эл (15 мин) существует формула:

Е [А*час] = W [Вт/эл] / 4

Резервная емкость аккумулятора является характеристикой автомобильного аккумулятора, которая показывает его способность производить питание электросистемы движущегося автомобиля при не работающем генераторе автомобиля. Единица измерения - минуты заряда аккумулятора током 25 А. Емкость аккумулятора (ампер-час) по его резервной емкости (минуты) можно приближенно оценить по формуле:

Е [А*час] = T [мин] / 2

Величины, от которых зависит емкость аккумулятора:

1. Ток заряда.

Производители обычно назначают номинальной емкость свинцового аккумулятора для UPS при длительных разрядах (10,20, 100 часов). При таких разрядах емкость аккумулятора обозначается: С10, С20 и С100. Протекающий через нагрузку ток, например, при 20-часовом заряде - I20 можно рассчитать по формуле:

I20 [А] = Е20 [А*час] / 20[час]

2. Износ аккумулятора

В состоянии поставки емкость свинцового аккумулятора может быть немного меньше или больше его номинальной емкости. При выполнении несколько раз циклов разряд-заряд или после нескольких недель пребывания в буфере (под "плавающим" зарядом) емкость аккумулятора будет увеличиваться. Однако дальнейшая эксплуатация или хранение аккумулятора приводят к падению емкости аккумулятора, а сам аккумулятор стареет, изнашивается и значит потребуется замена аккумулятора на новый.

Этот процесс чаще всего выполняется методом контрольного разряда. Сначала производят его заряд, а потом постоянным током разряжают, при этом регистрируют время до конечного напряжения разряда. Затем по формуле определяется остаточная емкость аккумулятора:

Е [А*час]= I [А] * T [час]

АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ

В процессе эксплуатации аккумуляторы постепенно утрачивают свою работоспособность даже при соответствующем техническом обслуживании. Рано или поздно батарея оказывается не в состоянии обеспечить пуск двигателя, особенно в холодное время года, и ее приходится заменять .

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Аккумуляторная батарея (АКБ) представляет собой химический источник тока, запасающий энергию, необходимую для питания электрического стартера, вращающего двигатель при пуске. Кроме того, она обеспечивает работу электрических приборов автомобиля при недостатке или отсутствии развиваемой генератором мощности. На транспортных средствах в основном применяются свинцовые стартерные батареи, состоящие из последовательно соединенных аккумуляторов, установленных в общем корпусе.


Устройство обслуживаемой АКБ:
1 – корпус;
2 – отрицательный электрод (пластина);
3 – сепаратор;
4 – положительный электрод (пластина);
5 – баретка;
6 – опорные призмы;
7 – крышка;
8 – пробка заливного отверстия;
9 – положительный вывод;
10 – межэлементная перемычка (соединительный мостик);
11 – отрицательный вывод

Так называемые «необслуживаемые» батареи отличаются от обычных замедленным «выкипанием» воды из электролита и большим его резервным объемом.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

На территории Российской Федерации АКБ должны соответствовать межгосударственному ГОСТу 959-2002 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники». Для обеспечения нормальной эксплуатации электрооборудования и самой батареи требуется ее соответствие по основным размерам и характеристикам данному автомобилю.
«Полярность» – определяет расположение отрицательного и положительного выводов батареи. Если смотреть на АКБ со стороны, к которой выводы смещены ближе, то полярность:
- прямая – если положительный вывод с обозначением «+» находится слева, а отрицательный вывод, обозначенный «–», – справа;
- обратная – если положительный вывод «+» находится справа, а отрицательный вывод «–» – слева.
Ширина батареи должна точно соответствовать штатной, поскольку большинство из них крепится за нижние боковые выступы корпуса.
Высота и длина могут быть несколько больше, если это допускают размеры ниши (установочной площадки) под АКБ.
Номинальная емкость (С 20) – количество электричества (в А.ч), которое способна отдать АКБ при 20-часовом режиме разряда током, численно равным 0,05 номинальной емкости до напряжения на выводах 10,5 В при температуре электролита 25°С.
Резервная емкость (Cр) – время разряда в минутах полностью заряженной батареи током 25 А до напряжения 10,5 В при температуре электролита 25°С.
Примечание . По ГОСТу 959-2002 номинальную и резервную емкость определяют поместив батарею в ванну с водой, имеющей температуру 25±2°С.
Резервная емкость численно в 1,63 раза больше номинальной (например, для батареи емкостью 55 А.ч она составляет 90 минут). Это расчетное время, в течение которого полностью заряженная АКБ обеспечивает электроэнергией минимум потребителей, необходимых для безопасного движения автомобиля в случае отказа генератора.
Ток холодной прокрутки (I х.п.) – по ГОСТу 959-2002 – это ток разряда, который способна отдать батарея при температуре электролита минус 18°С в течение 10 с напряжением не менее 7,5 В. Чем этот параметр выше, тем лучше двигатель будет пускаться зимой, но из-за увеличения нагрузки на стартер может снизиться его ресурс.
Величина тока холодной прокрутки зависит от методики ее измерения. Примерное соответствие значений тока холодной прокрутки, определенного по разным стандартам, приведено в таблице.


МАРКИРОВКА

По ГОСТу 959-2002 на каждой АКБ должно быть нанесено:
- товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
- условное обозначение батареи (рис.); - знаки полярности: плюс «+» и минус «–»;
- дата изготовления – месяц, год;
- номер НД (нормативного документа) на данную батарею;
- номинальная емкость в ампер-часах (А.ч);
- номинальное напряжение в вольтах (В);
- ток холодной прокрутки в амперах (А);
- масса батареи (если она 10 кг и более);
- знаки безопасности;
- символ переработки.


Примечание. На АКБ, предназначенных на экспорт, дополнительно должно быть нанесено: «ГОСТ 959-2002», надпись «сделано в (наименование страны-изготовителя)» и буква «Т» для экспорта в страны с тропическим климатом.


Условное обозначение батарей по европейскому стандарту EN 60095-1.


Условное обозначение батарей по американскому стандарту SAE J537.

Примеры маркировки АКБ


Маркировка российской батареи:
1 – условное обозначение;
2 и 3 – ток холодной прокрутки по DIN и EN;
4 – вес;
5 – резервная емкость;
6 – номинальная емкость;
7 – номинальное напряжение


Маркировка европейской батареи:
1 – тип;
2 – номинальная емкость;
3 – ток холодной прокрутки по EN;
4 – знаки мер безопасности


Маркировка американской батареи :
1 – условное обозначение;
2 и 3 – ток холодной прокрутки по SAE и DIN;
4 – номинальное напряжение

Примечание . На корпусе батареи может быть указано несколько значений тока холодной прокрутки и далее в скобках обозначения стандартов, по которым они определены.

ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

В соответствии с ГОСТ 959-2002:
- гарантийный срок хранения не залитых электролитом (сухозаряженных) батарей – 36 месяцев, при этом срок сохранения сухозаряженности – 12 месяцев;
- гарантийный срок эксплуатации батарей – 18 месяцев со дня продажи;
- гарантийная наработка батарей – 60 тыс. км пробега автомобиля в пределах гарантийного срока эксплуатации;
- гарантийный срок эксплуатации необслуживаемых батарей – 24 месяца при пробеге автомобиля не более 75 тыс. км;
Для необслуживаемых батарей гарантийный срок исчисляется:
- не залитых электролитом (сухозаряженных) – со дня продажи;
- залитых электролитом – со дня изготовления.

Примечание . При отсутствии возможности контроля за пробегом автомобиля и режимами обслуживания батареи гарантия практически распространяется только на заводской брак, выявленный за установленный продавцом гарантийный срок.

Фактический срок службы стартерных аккумуляторных батарей может быть значительно больше и зависит от условий эксплуатации. При исправном электрооборудовании, соответствующем техническом обслуживании и годовом пробеге автомобиля до 10–12 тыс. км он может достигать 5–8 лет.
Долговечность необслуживаемых АКБ , не имеющих отверстий для долива, существенно зависит от состояния электрооборудования и условий (интенсивности) эксплуатации. Напряжение в бортовой сети автомобиля должно находиться в пределах 13,9–14,3 В, иначе ресурс батареи резко снизится из-за «выкипания» воды из электролита или в связи с постоянным недозарядом и оплыванием активной массы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Чтобы АКБ выработала заложенный в нее ресурс при техническом обслуживании автомобиля, необходимо:
- проверять крепление батареи на автомобиле – незакрепленная батарея сильнее подвержена вибрациям, которые могут вызвать нарушение герметичности корпуса;
- проверять соединение клемм и выводов – окисленные контакты приводят к падению напряжения, отказам в работе электрооборудования, неполному заряду батареи и оплавлению выводов;
- протирать крышку от грязи для устранения возможности саморазряда;
- прочищать вентиляционные отверстия пробок или в крышке для предотвращения скопления газов в «банках»;
- проверять уровень электролита у батарей обычной конструкции – каждые 1,5–2,0 месяца, у «необслуживаемых» периодически, в зависимости от пробега автомобиля, но не реже 1–2 раза в год;
- по необходимости (и наличии заливных отверстий) восстанавливать уровень электролита в АКБ, доливая только дистиллированную воду (добавление электролита или кислоты недопустимо);
- при возможности оценивать степень заряженности отдельных «банок» по плотности электролита в них с помощью ареометра.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе с АКБ необходимо применять защитные очки и резиновые перчатки. В случае попадания электролита на открытые части тела необходимо срочно промыть пораженный участок обильным количеством воды и затем 5%-ным раствором кальцинированной соды. Во избежание взрыва запрещается пользоваться открытым огнем. Нельзя допускать замыкания положительного вывода батареи на массу. Для исключения возможности искрения запрещено отсоединять провода при включенных потребителях. Повышение напряжения, развиваемого генератором свыше величины, установленной в инструкции по эксплуатации автомобиля, недопустимо, так как приводит к интенсивному образованию взрывоопасной смеси водорода и кислорода внутри батареи. При снятии батареи сначала отсоединяют отрицательный вывод («массу»), затем положительный, а при установке на автомобиль наоборот – сначала соединяют положительный, затем отрицательный.

При приобретении АКБ необходимо обратить внимание на дату ее изготовления. Срок хранения на складе сухозаряженных батарей не должен превышать трех лет, залитых и заряженных – не более шести месяцев.
Желательно проверить, особенно если с даты изготовления прошло более одного года:
- целостность корпуса, освободив его от упаковки и наклонив на 45° – электролит не должен выливаться;
- уровень электролита – он должен находиться между отметками «мин» и «мах» у батарей с корпусом из полупрозрачного пластика или примерно на 15–20 мм выше верхнего уровня пластин;
- плотность электролита (для залитой и заряженной АКБ) должна составлять 1,25–1,26 г/см3 при 25±5°С;
- цвет индикатора заряженности (при наличии) должен быть зеленым;
- напряжение на выводах батареи без электрической нагрузки (ЭДС) должно быть не менее 12,6 В;
- напряжение на клеммах батареи с помощью нагрузочной вилки (например, для АКБ емкостью 55 А.ч при разряде током 100 А напряжение на 5–7 секунде должно быть не менее 10,5 В).
В любом случае необходимо наличие инструкции по эксплуатации на русском языке и гарантийного талона, в котором должны быть указаны условия гарантии .
Измеренные показатели должны быть записаны продавцом в гарантийный талон. Это пригодится в случае предъявления претензий к качеству АКБ в пункте по гарантийной проверке на наличие в ней дефектов.
Залитые электролитом и заряженные батареи полностью готовы к использованию и не требуют подготовки к эксплуатации.
Сухозаряженные батареи требуют подготовки к эксплуатации – заливку электролитом плотностью 1,27–1,28 г/см3 при температуре 25±5°С и выдержку в течение 30 мин для пропитки активной массы электродов. Если после этого плотность не изменилась – батарея готова к эксплуатации. При снижении плотности электролита необходим подзаряд до ее восстановления.
Кроме того, на пробках сухозаряженных батарей необходимо срезать (при наличии) приливы, закрывающие вентиляционные отверстия.