Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах. Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах Моторное масло 0w40 где больше пао

Общепринятое мнение, в определении разницы и отличия между моторными маслами 0w40 или 5w40, гласит, что внимание стоит обращать только на первую цифру смазки для двигателя.

0w-40 и 5w-40 для зимы?

Это объясняется тем, что в первом случае критическая температура, при которой может замерзнуть масло равняется 35 градусов ниже нуля, а во втором, по достижению морозов 30 градусов. Но напрашивается вопрос — а как же тогда двигаются машины при сорока градусах и ниже зимой?

Для них есть какие-то специальные масла, которые не входят в линейку всесезонного использования?

Безусловно, масла однонаправленные, т.е. только для зимы или лета, имеют более твердую устойчивую структуру, но смазки для круглогодичного использования так же обладают большим порогом замерзания, чем отметка термометра в 35.

Это только подтверждает, что все моторные масла отличаются друг от друга, и даже те, которые находятся в одном ключе 0w40 или 5w40 по SAЕ, но выпущены у разных производителей. Наиболее часто возникают споры, о том, что лучше 0w40 или 5w40, считая что оба продукта синтетического происхождения, можно ли их смешивать, надо ли промывать двигатель при замене и т.п. Попробуем разобраться более детально в данной проблеме и дать ответы на все интересующие вопросы.

Моторные смазки 0w40 или 5w40 — есть ли отличия?

Для начала, оставим в стороне вязкость обоих линеек масел и признаем за константу то, что у всех смазочных материалов разный порог замерзания, даже при указании стандартного SAE 0w40 или 5w40. В этом вопросе, стоит вернуться к истокам, а именно базовой структуре моторной смазки. Как уже не раз говорилось, качество рабочего ресурса моторного масла напрямую зависит от его исходной основы, которая в большинстве случаев бывает природной, т.е. минеральной с современными технологиями очистки. При чем не стоит думать, что очищением исходного продукта занимается та же компания, которая называется производителем.

В мире насчитывается всего около трех корпораций, которые готовят базовое масло, у них в основном и происходит закупка сырья для дальнейшего использования, что означает добавление присадок. Второй разновидностью основы для моторных масел — считается синтетический продукт, полученный исключительно за счет синтезирования на молекулярном уровне.

По праву, синтетика всегда дороже и вызвано это не присадочными пакетами, а тем что база масла никогда не будет «болеть» теми проблемами, которым подвержено природное минеральное масло.

Рассматривая показатели обоих моторных смазок — 0w40 или 5w40 — на первый взгляд можно сделать вывод, что обе линейки относятся к чистым синтетическим маслам. На самом же деле это не так:

  • 0w40 — безусловно синтетика и подтверждением тому, является повышенная текучесть масла.
  • 5w40 — относят к синтетическим маслам условно, так как в большинстве случаев качество масла
    достигается процессом гидрокрекинга, а значит исходная база масла все же минеральная, о чем говорит более высокий порог вязкости у большинства продуктов.

Защитные свойства 0w40 и 5w40 так же будут отличаться, потому что изначально базовая структура будет разной и передаст каждому маслу свое.

Пакеты присадок

Разобравшись с основой, перейдем к присадкам, которые так же могут разниться в любых 0w40 или 5w40.

В этом вопросе определяется направленность масла и его назначение. К примеру, если стоит задача только на легкий старт двигателя в мороз, то такое масло никогда не даст значительного эффекта экономии топлива, но позволит спокойно стартовать и при минус 40. В летний же период его лучше не использовать, так как продукт при сильном разогреве может стекать, как вода со всех деталей двигателя и не обеспечивать должной защиты.

Вот почему все же рекомендуют «пятерки» для лета, они более устойчивы к высоким температурам. Определить текучесть, так же можно ознакомившись с температурой вспышки, у условно летних масел она будет значительно выше. Большинство импортных масел, даже в одинаковых рангах 0w40 или 5w40, будут отличаться от отечественных по экологии.

Зарубежные производители пытаются превзойти экологические нормы, установленные ЭКО 5, а отечественные будут бороться с «не чистым» топливом, которое заливается на всех заправках без исключения, даже не смотря на значки ЕВРО.

Чистота топлива так же достигается различными присадками, как и разнонаправленность моторных масел.

Какое же масло лучше 0w40 или 5w40?

Ответ один — нет лучших или худших — есть те, которые идеально подходят под конкретно взятый двигатель автомобиля.

Опять же в этом вопросе всплывает технология производства. Гидрокрекинговые масла никогда не смогут выступить в роли охлаждающей жидкости для современных модификаций силовых агрегатов со смежными системами, а значит, даже в летний период, не смотря на более высокую вязкость, полной защиты всех узлов они не обеспечат.

Поэтому большинство автоконцернов рекомендуют для своих моторов всесезонные масла 0w40, 0w20, 0w30 с быстрым течением в любое время года и играет тут основную роль далеко не вязкость и не климатическая температура, а именно терморегулирование под капотом машины.

5w40 ни чуть не хуже — это тоже высококачественный расходник для смазывания, но направлен он несколько на другое. Зазоры между поршневыми кольцами у всех машин разные, а значит защитить и «закупорить» эти зазоры может только то масло, которое имеет для этого лучшие показатели. Более высокая вязкость 5w40 способна образовать сразу же защиту на всех компонентах двигателя, включая и поршневую систему.

Плотность и устойчивость к разрушениям пленки, так же будет достигаться за счет присадок, но и базовая основа внесет свой вклад, являясь более устойчивой. Если же пренебречь всем выше сказанным и ориентироваться исключительно по критерию замерзания, то стоит вернутся в самое начало и определить, что для летнего периода масла абсолютно одинаковые. Правда 0w40 придется скорее всего заменять чаще тем машинам, которым показано 5w40, потому что термоокислы разрушат его быстрее.

Моторное масло с вязкостью 0W40 было разработано для защиты двигателя от повышенного истирания, а также увеличения его рабочего ресурса. Благодаря отличному вязкостному коэффициенту и уникальным свойствам, оно удаляет излишки тепловой энергии от трущихся деталей. Кроме того, создает тонкую пленку, закрывающую все тело металлической детали. В результате продлевается время работы мотора.

Преимущества

Максимально подходит для эксплуатации в российском климате. Свойства состава позволяют свободно выдерживать суровые морозы. Вязкость отличается высокой текучестью. В климатических условиях с повышенным температурным режимом используются густые составы.

Коэффициент вязкости смазывающей жидкости 0W40 дает возможность эксплуатировать ее в большом диапазоне температур (от – 40 до + 35 градусов). В принципе, этот параметр устанавливает сам производитель. В состав смазочных материалов от разных изготовителей входит определенный пакет различных компонентов. Поэтому основные характеристики смазки могут иметь определенные отличия.

Состав

Для изготовления масла 0W40 применяется специальный технологический процесс. Оно делится на несколько категорий:

  1. Минералка;
  2. Синтетика;
  3. Полусинтетика.

В каждый состав добавляется специальный пакет присадок.

Минеральные составы получается методом дистилляции с последующим рафинированием. Их можно использовать только в устаревших силовых установках. В масле 0W40 отсутствует чистая минеральная основа, так как в нее добавляется синтетика. Конечно, такой продукт стоит дорого, однако его характеристики становятся более качественными.

Для производства синтетического масла используются искусственные компоненты. В результате оно становится более текучим. 0W40 на синтетической основе облегчает запуск двигателя в сильные морозы.

Благодаря минимальному испарению, такое масло можно использовать в очень жарком климате. Отличные антиокислительные свойства, а также устойчивость к процессу парафинизации увеличивает срок эксплуатации автомасла до его полной замены. С такой смазкой двигатель прекрасно работает в городском режиме, где ему приходится испытывать большие нагрузки.

Полусинтетические продукты обладают свойствами обоих вышеописанных продуктов. На такой основе изготавливается масло для двигателей, работающих при средней нагрузке.

Liqui Moly 0w40

Среди всех образцов с вязкостью 0w40 наиболее высокой стоимостью отличается немецкая смазка Liqui Moly. Пятилитровая канистра стоит примерно 2800 руб. Качество смазки от компании Ликви Моли получило одобрение и допуск большинства ведущих изготовителей автомобилей.

Эксплуатационные характеристики отличаются от аналогов высочайшим качеством. С таким маслом мотор легко заводится при очень низкой температуре. Причем все трущиеся поверхности в момент запуска получают достаточное количество смазки.

Кроме того, благодаря высокому качеству масла, заметно снижается расход топлива. К недостатку 0w40 можно отнести недостаточно высокие моющие качества. Проведенные испытания показали, что на поверхности цилиндров образуется много сажи, появляется нагар. В результате снижается время работы поршневых колец, их приходится часто менять.

Среди всех аналогичных масел Liqui Moly отличается длительным периодом старения. Такую смазку можно эксплуатировать намного дольше других. Причем она практически не угорает.

Каждый водитель сам выбирает наиболее подходящее масло для своего автомобиля. 0W40 обладает высоким качеством и будет надежным защитником ДВС при любой температуре. Кроме того, оно облегчит пуск двигателя в зимнее время.

Нас капризами погоды не удивишь. А вот как помочь машине приспособиться к непредсказуемой погоде? В той же Москве зимой может быть и минус тридцать пять, и плюс пять. А летом да на солнцепеке - аж за сорок! Какое же масло подобрать, чтобы не вздрагивать от метеопрогноза, а каждый зимний пуск вредил бы мотору как можно меньше? Рецепт, кажется, есть: на прилавках стоят канистры с маслами 0W-40.

Очень заманчиво! Гуру уверяют: чем меньше первая циферка, тем легче на морозе пустить мотор. Но тут же вспоминаешь, что современное масло служит подолгу, выхаживая больше 15 тыс. км. Не буду же я его менять только потому, что зима сменилась летом или наоборот! Но понравится ли мотору работать летом на масле, которое подбирали под холодную зиму? Вот и проверим. Итак, экспертиза моторных масел для экстремального климата!

Имена участников громкие: Motul X-max, Castrol EDGE, Mobil 1 New Life и Liqui Moly Synthoil Energy. Все масла дорогущие, группы качества - по API SM, а Mobil 1 даже SN/SM.

ЭКСТРИМ ДЛЯ МАСЛА

Что будем проверять? Надо поймать все параметры, влияющие на работу мотора и в жуткий холод, и когда вокруг пекло. Для этого пришлось модифицировать нашу методику ресурсных испытаний.

Предельные температуры холодного пуска будут определяться температурой застывания и условной температурой проворачиваемости коленчатого вала. Косвенно на последнюю влияет индекс вязкости. Сравнительные затраты мощности стартера при холодном пуске позволяют оценить момент механических потерь двигателя.

Чтобы мотор пускался легче, масло должно быть менее вязким. Но ведь от вязкости зависят и скорость износа, и потери на трение (ЗР, 2008, № 3 ). Поэтому важно знать, что принесут «нулевки» при столь же экстремальных плюсовых температурах: мы искусственно поднимем температуру масла в поддоне, специально подогрев его. Для этого врежем в масляную магистраль форсунки, омывающие поршни. Контрольные замеры температуры показали, что она увеличилась на 15…20 °С.

Это еще не всё! И холод, и жара увеличивают темп образования отложений. Мороз способствует росту низкотемпературных отложений в масляных каналах, а высокая температура повышает уровень загрязнения камеры сгорания, в том числе самой опасной разновидности - лаков, осаждающихся на боковых поверхностях поршней и на направляющих втулках клапанов. Они мешают нормально работать кольцам и способны привести к зависанию клапанов, что одинаково неприятно. Уровень этих отложений мы тоже проверим в ходе длительного ресурсного теста.

Чтобы было с чем сравнивать «великих», к участию в тесте допустили обычную полусинтетику 10W-40 слабенького класса качества SJ. Результаты - в таблицах, смотрите и сравнивайте. Отметим, что для измерения физико-химических параметров мы брали не свежие масла из канистр, а проработавшие заданное время на стенде.

Все таблицы открываются в полный размер по клику мышки.

ЗИМОЙ

Все «нулевки», как и ожидалось, показали очень неплохие низкотемпературные свойства. Но что интересно: два основных параметра, которые характеризуют условия пуска на морозе, - температура застывания и условная температура проворачиваемости коленвала как бы в противофазе! Смотрите сами: рекордная температура застывания обнаружилась у Castrol EDGE: аж за -52 °С, но у него же и самая высокая условная температура проворачиваемости: «всего» -25 °С! А у Liqui Moly картина противоположная: первый показатель хуже, чем у остальных, а вот второй - лучше. Пожалуй, самые сбалансированные - Motul 8100 X-max и Mobil 1. И температура замерзания у них неплохая: -48 °С, и температура проворачиваемости достаточно низкая: -29…- 28 °С. Для средних российских широт и даже для Севера это оптимально. Кстати, индекс вязкости у этих масел самый высокий: 190. Ну а Motul 8100 X-max отличился еще и самой низкой мощностью, которая требовалась стартеру для раскрутки до пусковых оборотов.

Смотрим таблицу низкотемпературных отложений: они будут расти зимой в первую очередь. Здесь, как и для любой грязи, работает принцип «меньше пачкай - чище убирай». Количество загрязнений определяется составом базового масла, а качество их отмывки - структурой и объемом пакета присадок. Тут лучше других смотрится Motul 8100 X-max.

ЛЕТОМ

На базовой минералке износы в жарких условиях оказались вполне ощутимыми: мотору явно пришлось тяжело. Мэтры же отработали куда лучше: это хорошо видно по величинам износов поршневых колец и вкладышей подшипников. Параметры мощности и расхода топлива, периодически замеряемые в ходе испытаний, также подтвердили наблюдения. Лучшие результаты показали масла с наиболее высоким индексом вязкости - Motul 8100 X-max и Mobil 1. При равноценной вязкости на морозе такие масла имеют более близкую к оптимально-универсальной высокотемпературную вязкость, что обеспечивает стабильное формирование смазочных слоев, защищающих от износа и снижающих трение. А наименьший уровень высокотемпературных отложений показали Castrol EDGE и все тот же Motul 8100 X-max.

К ТРУДНОСТЯМ ГОТОВЫ!

Итак, можно сказать, что даже новый ледниковый период не помешает нам пустить мотор. Если, конечно, туда залита синтетика класса 0W-40. И менять ее перед летней жарой тоже незачем: с этим маслом мотор чувствует себя уверенно даже при перегреве.

Но, понятное дело, подбор хорошего масла - это лишь полдела. О свечах, аккумуляторе и разумной прокладке между рулем и сиденьем при смене сезона забывать тоже не следует.

ПОДРОБНЕЕ

Motul 8100 X-max 100% Synthetic, Франция

SAE 0W-40, API SM/CF, ILSAC GF-4

Цена: 2500 руб. за канистру 5 л

Допуски: аpproved Ford WSS M2C 937-A

Сбалансированное моторное масло, одинаково успешно выступившее на всех стадиях испытаний. Показало высокие защитные, энергосберегающие и низкотемпературные свойства. Имеет очень высокий индекс вязкости. Незначительное количество низкои высокотемпературных отложений, обнаруженное при вскрытии двигателя, говорит о качественном, стабильном базовом масле и хорошем пакете присадок.

Хорошие защитные, низкотемпературные, моющие и энергосберегающие свойства.

Цена кусачая.

Mobil 1 New Life Fully Synthetic

SAE 0W-40, API SM/SN, ACEA A3/B3, A3/B4

Цена: 1700 руб. за канистру 4 л

Допуски: аpproved MB 229.5/229.3, VW 502 00/505 00, BMW LongLife 01, Porsche A40, Lada cars

При умеренной цене имеем качественный продукт. Единственное из нашей группы официально поднялось над требованиями группы SM по API. Показало сбалансированные пусковые свойства при низких температурах, хорошие защитные свойства. Но при вскрытии двигателя поршни были грязноваты.

Обоснованная цена при весьма достойном качестве.

От моющей способности ожидали большего.

Castrol EDGE Fully Synthetic, EC

SAE 0W-40, API SM/CF, ACEA A3/B3, A3/B4

Цена: 1750 руб. за канистру 4 л

Допуски: аpproved MB 229.5/229.3, VW 502 00/505 00, BMW LongLife 01, All Porsche vehicles except Cayenne (V6)

Известная марка настраивала на высокий результат, и ожидания оправдались. Самая низкая температура застывания говорит об очень хорошем базовом масле. Поршни после испытаний были практически чистыми - еще одно подтверждение качества. При этом цена вполне доступная.

Самая низкая температура застывания, высокая моющая способность при достойном уровне защитных свойств.

Параметры энергосбережения похуже, чем у других масел.

Liqui Moly Synthoil Energy, Германия

SAE 0W-40, API SM/СF, ACEA A3-04/B4-04

Цена: 2700 руб. за канистру 5 л

Допуски: MB 229.3, VW 502 00/505 00, BMW LongLife-98, Porsche A40, Ford WSS-M2C937-A

Самое дорогое. Показало себя вполне достойно: наиболее низкая условная температура проворачиваемости коленчатого вала, хорошие энергосберегающие свойства. Однако защитные функции по цилиндрам и кольцам ниже, чем у других масел, - возможно, из-за более низкой высокотемпературной вязкости. Зато самый низкий темп старения!

Высокий ресурс, хорошие пусковые свойства при низких температурах

Цена! И более высокий темп износа поршневых колец, выявленный в цикле длительных испытаний.

ВОПРОСЫ

- Из каких соображений производитель автомобилей рекомендует ту или иную марку масла для определенной модели?

Исходя из базы данных тестирования конкретного масла на своих двигателях. Ни один производитель не станет испытывать все существующие в природе масла, в этом нет смысла.

- Насколько оправданно применение испытанных крутых масел в повседневности?

Из результатов тестирования следует, что переход с простенькой минералки на подобную синтетику гарантирует 3…4% снижения расхода топлива, уменьшение износа и отдаление срока серьезного ремонта, а также облегчение зимнего пуска, общее повышение надежности мотора.

- Оправданно ли в современных российских условиях применение сезонных масел типа «зима-лето»?

Такое разделение имеет смысл, скажем, для коммерческого транспорта с большими пробегами, когда за сезон масло успевает выработать свой ресурс и подлежит замене. К тому же при частых заменах и больших объемах заправки цена масла становится важным фактором экономии. Правда, сегодня сезонных масел днем с огнем не сыщешь.

- Почему при наличии нескольких развитых систем качества масел - API, ACEA и др. - требуются еще и допуски производителей?

Это, в общем-то, обычный конфликт интересов производителя (масленщика) и потребителя (двигателиста). Все принятые системы качества - API, ACEA, ILSAC - так или иначе содержат требования к физико-химическим параметрам моторных масел. А мотористам требуется, чтобы масло добросовестно работало в моторе всю свою жизнь - от смены до смены. Поэтому для них важны такие параметры, как уровень высоко- и низкотемпературных отложений, защита от износа и энергосбережение, совместимость с катализаторами, окислительная стабильность, склонность к образованию шламов. А это всё сугубо индивидуально, в разных моторах одно и то же масло может повести себя по-разному. Поэтому автомобильные фирмы тестируют масла в своих моторах и по результатам выдают допуски.

Кстати, требования допусков автомобильных компаний куда жестче, чем требования, которые предъявляют к своей продукции производители масла, - это по-человечески понятно.

ЧТО И КАК ОПРЕДЕЛЯЛИ

- Кинематическая вязкость - важнейший параметр масла, определяющий его работоспособность и применимость к различным типам двигателя. Определялся согласно ГОСТ 33–2000 при температурах 40 и 100 ºС, а также при 20 и 150 ºС с использованием методики СПбГПУ. Далее полученные значения аппроксимировались на весь температурный диапазон с использованием специальных методов.

- Индекс вязкости - важнейший параметр вязкостно-температурной характеристики (ВТХ) моторного масла, рассчитываемый по значениям кинематической вязкости при разных температурах. Характеризует степень «пологости» ВТХ, то есть разницу между значениями вязкости при низких и при высоких температурах.

- Условная температура проворачиваемости коленчатого вала - температура, при которой вязкость достигает значения 5000 сСт, условно принятого за предел проворачиваемости коленчатого вала. Определяется расчетным путем - интерполяцией замеренной ВТХ на условия низких температур.

- Температура застывания - та, при которой масло теряет текучесть. Определяется по ГОСТ 20287–91.

- Низкотемпературные отложения - образуются в результате разложения, полимеризации и окисления масла при температурах порядка 90…120 ºС. Определялись путем точного взвешивания контрольных весовых элементов - грибка масляного насоса и сетки маслоотделителя в клапанной крышке.

- Высокотемпературные отложения - формируются при разложении масла в зоне работы поршневой группы. Определялись аналогично методу ПЗВ с использованием экспертной оценки количества и цвета отложений на боковой поверхности поршня после длительных испытаний натурного двигателя.

Вобщем смотри, масло ты взял синтетическое, это 99.9% Оно жидкое и обладает высокими моющими средствами. Чем это чревато? Если есть микротрещины (старый, поношеный двигатель) то масло вымывает из них все отложения и двигатель начинает мокрить. Почему советуют на изношеных двигателях применять полусинтетику, либо вообще минералку? В минеральном масле много разных смол, которые в процессе эксплуатации откладываются на стенки и забиваются в микротрещины - двигатель не течет. Полусинтетика - обладает моющим свойствои и эти отложения постепенно вымывает, но не все. Так что если с движком у тебя не очень, то заметишь что он начал мокрить. Про 0W40 вот небольшая статейка:

Что такое "SAE"?
Спецификация SAE (SAE - общество инженеров-автомобилистов) является международным стандартом, регламентирующем вязкость масел. Ни о качественных характеристиках масел, ни их применении для конкретных марок автомобилей и типов двигателей спецификация SAE не говорит.
Для примера разберем, о чем говорит, например, обозначение SAE 10W-40 для моторных масел. Обозначение класса вязкости "10W" дает нам информацию о зимнем применении данного масла (W - это начальная буква английского слова WINTER - зима). Иными словами, от правильного выбора этого параметра зависит насколько легко, а самое главное без негативных последствий, Вы сможете запустить двигатель на морозе.
Класс вязкости "40" в нашем примере является так называемым "летним" классом и говорит о том, насколько масло способно сохранять работоспособность в высокотемпературных зонах двигателя.
Наличие только одного из рассмотренных параметров в обозначении класса вязкости по SAE говорит о сезонности данного масла (SAE 10W - зимнее сезонное масло, SAE 40 - летнее сезонное масло). Присутствие же в обозначении сразу двух классов (как в нашем примере - SAE 10W-40) говорит о всесезонности данного масла. (См. Также "Как выбрать класс вязкости по SAE?")
Как выбрать класс вязкости по SAE?
При выборе класса вязкости моторного масла необходимо следовать инструкциям завода-изготовителя Вашего автомобиля. Если же она отсутствует или не содержит подобных рекомендаций (например, если автомобиль далеко не новый и рекомендации в инструкции или уже устарели или просто отсутствуют), то можно воспользоваться следующими рекомендациями.
При выборе так называемого "зимнего" класса вязкости необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в регионе, где эксплуатируется Ваш автомобиль. При этом можно воспользоваться следующей таблицей, рекомендации которой совпадают с требованиями производителей автомобилей:

0W до -30 град.С и ниже
5W до -25 град.С
10W до -20 град.С
15W до -15 град.С
20W до -10 град.С
25W до -5 град.С

Следуя этим рекомендациям, Вы и Ваш автомобиль будете застрахованы от проблем с запуском в зимнее время и от негативных последствий для двигателя (таких как повышенный износ и "заклинивание" во время и сразу после запуска, когда двигатель работает в режиме масляного "голодания"), которые возникают обычно при применении масел несоответствующего класса вязкости.
Необходимо помнить, что при каждом запуске двигателя (не обязательно на сильном морозе, а даже при плюсовых температурах) требуется некоторое время для того, что бы масляный насос прокачал масло по системе смазки и оно поступило ко всем трущимся частям. В это время двигатель как раз и будет работать в режиме так называемого масляного "голодания", о котором мы уже упоминали выше. Понятно, что при этом резко возрастает трение и износ. Таким образом, чем более масло способно сохранять текучесть при низких температурах, тем быстрее оно будет прокачано по системе смазки и обеспечит защиту двигателя. Лучшими в этом отношении являются моторные масла класса "0W".
Что касается выбора так называемого "летнего" класса, то следует отметить, что большинство европейских производителей автомобилей рекомендуют использование масел класса "40" по SAE и выше (например "50" по SAE). Это связано с высокой тепловой напряженностью современных двигателей внутреннего сгорания и наличием высоких температур, удельных давлений и скоростей сдвига в различных зонах двигателя (поршневые кольца, распределительный вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В этих жестких условиях масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной пленки и охлаждения пар трения. Это задача становится особенно актуальной для предотвращения повышенного износа, задиров и "заклинивания" в жару или во время длительного нахождения в "пробке" (в условиях отсутствия обдува и охлаждения двигателя потоками встречного воздуха и, как следствие, перегрева масла в картере двигателя), а также в случае перегрева двигателя из-за возможных неисправностей в системе охлаждения.

Человеку, который самостоятельно решил заняться подбором масла для своей силовой установки, довольно сложно правильно определиться с выбором. Выбрать производителя масла, ещё не означает, что владелец автомобиля поступил верно, ведь грамотный подход подразумевает правильный подбор характеристик смазывающего материала, а это уже совсем другое дело.

Для этих целей необходимо обладать хотя бы базовыми знаниями и представлением о том, что за информация отображена на этикетке продукта и о чем она сообщает, а иногда и предупреждает потенциального покупателя.

Основная функция масла, защищать силовую установку от износа, происходящего за счет сил трения, предупреждать появление коррозии на поверхности деталей, отводить излишки тепла, удалять отработанные частицы из механизма, уплотнять соединения, передавать энергию и т.д. Как видно, задач у жидкости достаточно много, казалось бы, бери с самым большим набором характеристик, или самую дорогую, на деле все обстоит совсем по-другому.

Подходит масло двигателю или нет, зависит от того, в каких условиях будет эксплуатироваться установка, характеристики самой установки и уровня нагрузки, приходящейся на агрегат.

Вся эта информация указана на этикетке канистры, главное, правильно уметь расшифровать данные, которые написаны не прямым текстом, а в виде всевозможных кодов. Учитывая, что производителей масел большое количество, дабы избежать путаницы, было принято решение классифицировать и стандартизировать всю продукцию по определённым признакам, однако и здесь возникают определённые сложности.

Согласно маркировке, одним из самых пригодных для экстремальных условий смазок, является масло 0W40. Об этом свидетельствует характеристики и расшифровка, нанесённая на упаковке продукта. Попробуем разобраться в характеристиках этой жидкости, поскольку при желании использовать её в своей силовой установке может возникнуть много вопросов, получив на которые неверный ответ, можно привести агрегат в полную негодность.

Основа смазки

Прежде, чем говорить о конкретном масле, надо разобраться: «Что именно представляет собой этот продукт?». Прежде всего, о жидкости может рассказать её основа, то, на базе чего сделана смазка.

По основе, масла можно разделить на три категории:

  • Минеральные;
  • Полусинтетические;
  • Синтетические.

Минеральные масла являются продуктом перегонки нефтяных фракций. Способ производства сравнительно недорогой, благодаря чему конечная жидкость стоит не много, если сравнивать её с синтетикой. Смазка получается качественной, эффективной, но сильно густеет при очень низких температурах и выгорает при использовании в условиях повышенных.

Полусинтетическую жидкость получают за счёт смешивания синтетических и минеральных основ масел в определённой пропорции. Значение пропорции каждый производитель устанавливает сам. Полусинтетические масла хорошо защищают детали двигателей от вредной среды, окисления и сил трения. Преимуществом полусинтетической продукции является ее цена, которая намного дешевле синтетики.

Классификация масел 0W40 в основном говорит об их синтетическом происхождении, поэтому остановимся на них более подробно.

Синтетическая смазка, это жидкость, полученная искусственным путём, за счет того, что основу масла смешивают с различными видами присадок. Появление такого вида жидкости было вызвано необходимостью сохранения стойких характеристик смазки, не зависимо от условий эксплуатации силовой установки.

Вязкость масла должна быть одинаковой и при пуске двигателя в условиях холодного севера и в условиях жаркого, южного климата. Кроме того, в процессе самой эксплуатации мотора меняются условия, при которых масло подвергается различным воздействиям.

Минеральная и полусинтетическая основа масла не могла справиться с такими жесткими требованиями, поэтому учёными был разработан новый тип смазки, который справлялся с поставленными задачами.

Основные преимущества синтетической смазки:

  1. Постоянство основы масла. Основа синтетического масла стойкая к внешним факторам и процессам, происходящим внутри силовой установки. Её структура состоит из стабильных компонентов, которые прекрасно защищают детали и механизмы агрегата, создавая внутри двигателя одинаково стабильные рабочие условия.
  2. Малое содержание всевозможных присадок. Поскольку основные функции по стойкости и долговечности отведены основе масла, количество присадок в синтетических жидкостях минимально.
  3. Период, при котором присадки сохраняют свои первоначальные свойства более длинный. Кислород, как окислитель, имеет маленькое влияние на синтетическое масло, соответственно, свойства и характеристики всех компонентов и присадок сохраняются дольше.
  4. Стабильность при работе в условиях высокой температуры. Благодаря этому, применение смазки возможно на двигателях с высокими оборотами, а так же на форсированных установках.
  5. Способствуют меньшему выделению тепла, хороший его отвод от нагретых поверхностей трущихся элементов. Таким образом, если ездить на масле с синтетической основой, срок службы агрегата будет больше.
  6. Защитная масляная плёнка на поверхности деталей более прочная, что позволяет максимально защитить трущиеся элементы и увеличить их срок эксплуатации.
  7. Холодный пуск двигателя происходит намного легче, поскольку вязкость материала остается прежней, и агрегату нет необходимости тратить дополнительную энергию на то, что бы провернуть детали.
  8. Хорошая пропускная способность позволяет в условиях отрицательных температур быстро проникнуть к сильно нагруженным деталям, нуждающимся в защите и обеспечить их достаточным уровнем смазки, предотвратив ранний износ.
  9. Синтетическая основа хорошо выводит загрязнения и отложения внутри двигателя, обеспечивая мотору высокий уровень чистоты.

Моторное масло 0W 40 относится к классу синтетических всесезонных материалов, с возможностью работать в условиях крайне низких температур окружающего воздуха и прекрасно выполнять свои функции в летний период.

Классификация SAE

Вид маркировки был разработан в Соединённых Штатах Америки, за основу брали уровень вязкости масла и диапазон температур, при котором жидкость эксплуатировалась. Изначально жидкости разделили на восемь зимних и девять летних в зависимости от поведения вязкости при различных температурах. Маркировка была введена Ассоциацией Автомобильных Инженеров, и получила название SAE, аббревиатура от (Society of Automotive Engineers). Выделяют следующие типы смазок:

  • Летние;
  • Зимние;
  • Всесезонные

Летняя смазка, сезонная жидкость, которую необходимо использовать в силовой установке только в тот период, на который она рассчитана. Это означает, что менять такую смазку надо будет раз в полгода, что бы эксплуатировать только летом. Продукт имеет высокую вязкость, что позволяет обволакивать защищаемые детали и механизмы более плотным слоем смазки, и обеспечивать лучшую их сохранность от трения.

Желательно не использовать это масло в зимний период, поскольку можно нарушить работу всего мотора. В условиях низких температур жидкость становится очень густой, что не даёт возможности хорошо проворачиваться деталям установки и сильно их изнашивает и нагружает.

Зимняя смазка так же должна использоваться строго в тот период, на который она рассчитана. Жидкость обладает высокой текучестью и низкой вязкостью, что позволяет ей не застывать при отрицательных температурах и обеспечивать быстрый доступ ко всем трущимся элементам при холодном старте мотора. Эксплуатировать её летом нельзя, поскольку это может привести к выходу из строя элементов мотора.

Низкая вязкость жидкости в летний период приведет к тому, что она не сможет держаться должным образом на поверхностях деталей и оставит агрегат без нормальной смазки.

Всесезонная смазка, относится к наиболее популярному виду жидкостей. Преимущество заключается в отсутствии необходимости её менять с приходом сезона, срок службы ограничен только пробегом транспортного средства. Продукт прекрасно справляется как с низкими, так и высокими температурами, сочетая в себе качества зимнего и летнего материала.

Расшифровка маркировки в SAE классификации:

  • Для лучшего понимания, зимние смазки обозначались числом, которое говорило о вязкости материала, после числа ставилась буква «W» (winter-зима) как пример зимнего обозначения, SAE 0W. Число, это низкотемпературная вязкость, по индексу так же можно узнать примерную предельную температуру, при которой можно использовать смазку. В нашем примере это «-40°С». Для правильного определения температуры надо от 40 отнять числовой индекс;
  • Летние жидкости маркировались просто цифрой. Пример: SAE 40. Цифра говорила о высокотемпературной вязкости. Числовой показатель характеризует максимальную величину температуры, при которой можно использовать смазку без изменения её свойств и характеристик (в нашем случае это «+40°С»);
  • Всесезонные масла маркируются двумя индексами, которые говорят о низкотемпературной и высокотемпературной вязкости. Пример: моторное масло 0W40.

Выбор смазки исходя из характеристик двигателя

Подбор смазки по параметру характеристик автомобиля выполняется исходя из рекомендаций, которые предъявляет производитель силовой установки и указывает в технической документации. При покупке нового авто желательно узнать, что за смазка была залита в мотор и в дальнейшем использовать такой же вид жидкости.

Выбирая по характеристикам автомобиля, учитываются следующие данные:

  • Вид двигателя, его тип, год выпуска;
  • Условия эксплуатации агрегата;
  • Уровень износа деталей силового агрегата;
  • Совместимость смазки с другими материалами, присутствующими в моторе;
  • Насколько оправдано применение того или иного масла, можно ли заменить его другим.

Классификация API

Американский Институт Нефти (API), это стандарт, который состоит из 2-х символов, первый из которых характеризует тип силовой установки («S» - бензин, «C» - дизель), второй, конструктивные особенности и состояние двигателя.

Обозначения бензиновых силовых установок:

  • SC, SD, SE - двигатели до 1972 года выпуска.
  • SF - моторы с 1973 по 1988 год выпуска.
  • SG - агрегаты с 1989 по 1994 год выпуска, жесткие условия работы.
  • SH - силовые установки 1995-96 годов выпуска, жесткие условия работы.
  • SJ - моторы 1997-2000 годов выпуска.
  • SL - современные агрегаты до 2004 года выпуска.
  • SM - новые моторы, выпускаемые с 2004 года.

Дизельные силовые установки:

  • CB - двигатели до 1961 года выпуска, топливо с большим содержанием серы.
  • CC - агрегаты до 1983 года выпуска.
  • СD - силовые установки с 1983 по 1990 год выпуска.
  • CE - движки до 1990 года выпуска, есть турбина.
  • CF, CG-4 - моторы 1990 - 1998 годов выпуска, есть турбина.
  • CH-4 - установки с 1998 года выпуска, нормы США.
  • CI-4 - современные двигатели, оборудованы EGR-клапаном.
  • CI-4+ - современные моторы, оборудованы EGR-клапаном, есть турбина, нормы США.

Классификация ACEA

По этой классификации учитывается износостойкость смазки. Так, при работе силовой установки, рабочий диапазон температур варьируется в очень широком пределе (от 80° до 150°С). Если используемое масло не будет стойким, то по достижению высокой температуры оно попросту начнет терять свою вязкость и скатываться с деталей силовой установки, которую должно было защищать.

Классификация ACEA предусматривает использование двухзначного индекса: буква («А» - бензиновые, «В» - дизельные двигатели); цифра (ставится после буквы, говорит о свойствах масла). Чем больше цифра, тем лучше масло, маркировки A1, A5, B1, B5 - энергосберегающие; А2, А3, В2, В3, В4 - для использования на обычных автомобилях.

Смазка 0W40, расшифровка, преимущества

Моторное масло 0W40 это расходный всесезонный материал, который обладает характеристиками, позволяющими использовать его в любой период года, как летом, так и в суровые зимы. Согласно SAE классификации, значение расшифровывается так:

  • Масло синтетическое, всесезонное;
  • Температура, при которой масло перестанет соответствовать своим характеристикам и дальнейшая эксплуатация силовой установки будет граничить с риском выхода её из строя, особенно при холодном пуске: «-40°С»;
  • Максимальная температура, при которой масло не потеряет своих характеристик: «+40°С», что характеризует его, как жидкость для жаркого климата.

Тест моторных масел SAE 0W40 показал, что продукт соответствует жестким требованиям, предъявляемым к современным силовым установкам, и имеет следующие основные преимущества:

  • Имеет рекомендации по применению в силовых установках большинства автомобильных производителей, что свидетельствует об успешном проведенном тестирование на испытательных полигонах и лабораториях компаний;
  • Обладает превосходными эксплуатационными характеристиками, полученными благодаря новейшим инновационным разработкам;
  • Лёгкий пуск мотора не зависимо от температуры окружающего воздуха;
  • Высокие экономические показатели, достигнутые благодаря минимальным потерям на трение;
  • Максимально эффективная защита от износа мотора, обеспечивается высоким качеством основы жидкости и наличием присадок высокого уровня;
  • Хорошие моющие характеристики позволяют содержать силовую установку в чистоте;
  • Сопротивляемость процессам окисления, обеспечивается качественной базой, нейтральной к воздействию на неё кислорода.
  • Низкая зольность продукта, что не дает образоваться большому количеству сажи.

Моторное масло 0W 40, это отличный продукт, который можно применять в любых климатических условиях нашего региона. Он прекрасно подойдёт любой силовой установке, благодаря качественной базе, которая делает жидкость универсальной для любых условий эксплуатации и наличию хороших присадок и компонентов.

Тем не менее, собираясь приобрести данный вид смазки, необходимо взвесить все особенности, с которыми можно столкнуться при её эксплуатации. Так, применяя масло в новых моторах, жидкость прекрасно проявит себя и раскроет весь потенциал агрегата. Тогда как в изношенном двигателе, или в моторе старой модификации, её использование будет нежелательным.