Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах. MERCON V - как правильно выбрать трансмиссионное масло На американском рынке

1. Краткий экскурс в историю
Первая спецификация на ATF (Automatic Transmission Fluid - жидкость для автоматических коробок передач) типа "Dexron" выпущена корпорацией GM на заре времен, еще в 1967 году. В 1973 появилась спецификация Dexron II, которая де-факто стала всемирным стандартом ATF. В 80-ых годах был выпущен новый усовершенствованный Dexron, на синтетической основе, отличавшийся лучшими вязкостно-температурными свойствами и получивший наименование DIIE (старый минеральный продолжал идти под маркой DIID), также ставший стандартом для АКПП. В 1993 была выпущена следующая улучшенная спецификация - Dexron III с новыми требованиями к фрикционным свойствам ATF, которая остается стандартом до настоящего времени.
От GM старался не отставать и Ford со своей спецификацией "Mercon", но, несмотря на более частое обновление (а может из-за этого) такого распространения не получил и ATF Mercon обычно полностью унифицируется с Dexron"ом (сейчас, например - DIII/MerconV).
Третий член большой тройки, Chrysler, пошел своим путем с ATF типа Мораг (до середины 90-ых - 7176 или ATF+, в последнее время - 9ххх). Именно с него началась борьба специальных ATF за существование. Хотя иногда Chrysler упрощает жизнь пользователей нехитрой рекомендацией: "Dexron II или Mopar 7176" (это к слову о взаимозаменяемости).
Тем же путем пошел и конгломерат Mitsubishi (ММС) - Hyundai - Proton, ассоциированный ныне с Chrysler. На азиатском рынке они используют спецификацию ММС ATF SP (от Diamond), a Hyundai - и свою фирменную (genuine) ATF, суть тот же SP. На моделях для американского рынка SP заменяется Mopar 7176. Если говорить по сортам - то ATF Diamond SP - минералка, SPII - полусинтетика, SPIII - судя по всему, синтетика. Евроаналоги особенно успешно выпускает BP, так что подробнее можно посмотреть в их фирменных каталогах. Кстати, неоднократно категорично писалось, что "в автоматы ММС можно заливать только специальную ATF SP". Это не совсем так. Во многие старые ММС-шные автоматические коробки предписывается заливка Dexron"a. Приблизительно это можно определить так: АКПП всех (или почти всех) семейств, выпускавшиеся примерно до периода 1992-1995 м.г. заправлялись DII, АКПП выпуска с 1992-1995 - уже ATF SP, далее с 1995-1997 - SP II, нынешние АКПП - SPIII. Так что тип заливаемой жидкости всегда следует уточнять по инструкции. А в остальном по отношению к ATF SP действуют те же принципы, что и нижеизложенные для ATF Type Т (Toyota).
Также свою ATF рекомендует Honda, но в рамках этой статьи ее автомобили не рассматриваются.
Ну и, наконец, собственно Toyota. Ее жидкость - Type Т (ТТ) берет начало где-то в 80-х годах. Показательно, что переход на ТТ происходит постепенно, по мере развития его производства. В целом, наибольшее распространение получили Type T-II и пришедший на смену T-IV (синтетика), T-III встречается реже. Первоначально эта ATF использовалась на полноприводных коробках (А241Н - ТТ, А540Н - T-III, из свежих U-140F, A340F - T-IV), затем на ЕСТ (коробки с электронным управлением) (А245Е - сначала T-III, затем T-IV, A340E - сначала DII, затем T-IV). Евроаналог ТТ - синтетический Castrol (а кто же еще) Transmax Z (который, кстати, чрезвычайно близок к DIII). В целом, ввиду периодических изменений рекомендаций (даже для одной и той же модификации) номинальный тип ATF следует уточнять в родных руководствах по эксплуатации - он зависит не только от типа коробки, но и от года выпуска конкретного автомобиля.

2. Зачем это надо производителю?
С одной стороны - насколько проще было бы упомянутым автопроизводителям не заниматься изобретением велосипеда, а использовать самую массовую ATF (кстати, европейцы по этому пути и идут), но с другой - почему бы не подкормить аффилированных производителей масел? Раз Dexron сейчас могут выпускать все, кому ни лень, а откат, грубо говоря, за сертификацию должен получать GM, то и японцы, тоже далеко не дураки, захотели свою долю прибыли. Благо вводить новые спецификации им никто не мешает, а платить за это все равно придется владельцам. Да и грамотное позиционирование позволяет убеждать людей, что ТТ и прочие специальные ATF значительно лучше Dexron"ов. И обратите внимание - на Dexron"e ведущих производителей постоянно пишется - "не использовать вместо Mopar, SP и т.д.", а на многих специальных ATF - нечто вроде "допустимо использовать в АКПП, для которых рекомендован Dexron". Вот так, масленщики не мелочатся и никакими механическими проблемами с автоматом в этом случае не пугают. А если наоборот?

3. Зачем это нужно коробке?
И в самом деле, для чего затевалась вся эта морока? Ведь по вязкостно-температурным свойствам для любой из специальных ATF легко подбирается аналог из Dexron"ов. Так вот и получается, что единственное отличие специальных ATF - наличие неких "повышенных фрикционных свойств" (т.е. они увеличивают трение). Зачем? Так как в указанных автоматических коробках предусмотрен режим работы гидротрансформатора "с частичной блокировкой".
Если описывать упрощенно, то реализуется это следующим образом? Обычной автомат работает в двух режимах - или как гидротрансформатор (ГДТ), передавая момент через жидкость, или в режиме жесткой блокировки, когда коленвал двигателя, корпус ГДТ и входной вал коробки жестко соединены фрикционной муфтой и момент передается к входному валу автомата чисто механически, без потерь. В коробке с частичной блокировкой есть и промежуточный режим, когда с высокой частотой срабатывает клапан блокировки трансформатора, кратковременно подводя и отводя муфту к корпусу ГДТ, чтобы в момент касания передать усилие через нее. Вот практически и все. Если при этом, по какой либо причине (например, из-за отсутствия пресловутых "повышенных фрикционных свойств") не хватит силы трения для передачи момента через муфту, то коробка будет работать - в режиме нормальной гидропередачи. Из самых неприятных последствий, которые можно ожидать - немного повышенный расход топлива и немного меньшая эффективность торможения двигателем (да и то, не аксиома, в каждом конкретном случае может быть по-разному). Могут ли быть повреждения механизмов? А почему, если коробка все равно будет отрабатывать данный режим, вне зависимости от эффективности передачи вращения? Да и реализуется частичная блокировка при небольших нагрузках на двигатель (степени нажатия на педаль) и скоростях ниже средней.
Если для новой коробки в идеальных японских условиях характеристики ATF возможно и будут иметь какое-то влияние на работу, то в тех машинах, что работают у нас и о которых мы говорим, определяющими будут совсем другие факторы. Подумайте сами, что окажется сильнее - чуть модифицированный (? - только по словам производителя) состав жидкости с приростом коэффициента трения (? - а насколько, кстати, может быть больше этот самый коэффициент? ведь не стоит забывать, что в той же самой ATF купается не только муфта блокировки, но и остальные фрикционы коробки, и планетарные ряды, как и на базовых вариантах тех же семейств автоматов без частичной блокировки). Так вот, будет ли сильнее влияние "чудесного" состава жидкости или реальные:
- износ со временем муфты блокировки или изменение ее фрикционных свойств
- давление рабочей жидкости (колебания которого на 10-15% от среднего значения - норма и для новой коробки)
- регулировки двигателя
- общий износ элементов АКПП (и в гидравлике, и в механике)
- регулировки АКПП (опять разброс номинальных значений)
- манера езды
- состояние и старение рабочей жидкости в коробке
- климатические условия (по нашим условиям - особенно морозы).

4. Что происходит на рынке?
Может быть отсюда ситуацию видно и недостаточно хорошо, но общие выводы из общения с регионами сделать можно - ТТ в избытке представлен на Дальнем востоке и в достатке - вдоль Сибирского тракта. Но по мере продвижения на запад он встречается все реже, и ареал его распространения кое-где ограничен вообще только фирменными Т-центрами. Плохо дело с ТТ и по мере удаления от тракта к северу или югу.
Так что если, например, принято решение довериться производителю, - часто начинаются судорожные поиски дефицитной рекомендованной ATF. Причем не всегда в нужном направлении - разве не ищет народ во многих случаях просто "ТТ", не разбирая, 1-2-3 или 4? Особенно это симптоматично на фоне баталий с DIID-DIIE-DIII.
Вот, казалось бы неплохо, что наладили активное производство ТТ корейцы. Но задумаемся - если в случае с Dexron"ом можно взять качественный товар от любых "ведущих мировых производителей", то от корейцев - получить только желанную марку специальной жидкости с неизвестным качеством, в том числе и непотребным (пример моторных масел из страны утренней свежести это показывает). В общем - парадоксальная ситуация, все равно как для ТАЗов лучше подходит сертифицированное заводом "нечто" типа 6ВМГЗ или "лукойл-стандарт", нежели какой-нибудь "заштатный" Mobil. Или, может быть, покупатель удовлетворится, залив какую-нибудь малоизвестную марку ATF штатовского производства (любят они это дело), которая не только соответствует ТТ и SP, но и волшебным образом удовлетворяет аж всем существующим спецификациям всех известных производителей?

5. А что, если...
Не углубляясь лишний раз в детали, с достаточной ответственностью можно сказать:
- Допустимо использовать Dexron последующих спецификаций вместо предыдущих (наоборот - не стоит) без каких-либо последствий. В районах с низкими температурами даже рекомендуется заменять DIID на DIIE или синтетический DIII
- Можно смешивать разные типы ATF, но в этом случае уже существует некоторая, пусть и небольшая, вероятность навредить, поэтому возможно стоит воздерживаться от экспериментов. Единичные случаи свертывания ATF при смешении минералки и синтетики известны.

6. Что и как
Даже заливая Dexron, по крайней мере первый раз после приобретения машины это надо сделать грамотно, с промывкой, полной заменой ATF, заменой фильтра, и лучше - не в домашних условиях.
Для справки
1) Известно несколько способов полной замены ATF:
- "с отсосом" - через доступные отверстия автомата (например, для щупа) по максимуму откачивается все что можно, потом заливается новая ATF. Плохо, что по крайней мере в корпусе ГДТ остается изрядная доля старой жидкости.
- "последовательная замена" - максимально сливается старая жидкость, заливается новая, перемешивается, снова сливается и так далее несколько раз (2-3-..., чем больше - тем лучше). Но, понятно, часть старой жидкости остается растворенной в свежей. Способ недешевый и неспешный, но надежный.
- "проточная замена" - после слива ATF к автомату подключается стенд (например, через шланги охладителя ATF) и коробка промывается принудительно свежей жидкостью. Способ хороший, но не всегда может быть реализован конструктивно.
Ориентировочно, для полной промывки и заправки в среднем используется количество ATF, сопоставимое с двумя полными заправочным объемам АКПП или больше.
2) Не забудьте заменить фильтр. На этом экономить не следует, даже если некоторые недобросовестные сервисмены уверяют в обратном. Даже простейший сетчатый фильтр типа "маслоприемник" нуждается хоть и не в замене, но в регулярной очистке-промывке и проверке на наличие повреждений. А уж фильтр закрытого "коробочного" типа, обычный для Toyota, требует (!) замены по крайней мере раз в две смены масла (в зависимости от интенсивности накопления продуктов износа в каждой конкретной коробке).

7. Заключение
Сами по себе логические комбинации о взаимозаменяемости Dexron"ов (DIII) и специальных ATF ничего не стоили, если бы за ними не стоял многолетний положительный опыт серьезных и независимых профессионалов эксплуатации и ремонта АКПП в российских условиях, а также большой опыт простых владельцев.

Все здравстуйте! Спасибо ВСЕМ в этой ветке - почерпнул много полезной инфы!
Теперь своя история!
Часть первая. Техническая и финансовая!
Машнку брал с рук, фф2 рестайл при пробеге 49 941 км, 2 л. История по сервисной книжке обрывается на пробеге 21 тыс км. Про замену ATF у прежнего хозяина спросить забыл. К данному пробегу добавил свои 16 200 км. На прежнем папелаце (nissan) уже налипал на ремонт АКПП, скажу честно скорее сам виноват - машина гонялась и в хвост и в гриву не разбирая дорог. Дабы избежать этого решил произвести полную замену, к тому же машина с фаркопом, и не известно что и как тягал на ней прошлый владелец. Просмотрел эту ветку, и понеслось... Были куплены: фильтр америкос (FT1210 FRAM Фильтр акпп с прокладкой 679,36 р.), герметк (036166 ELRING Герметик 151,43 р.), ATF (Трансмиссионное масло Motorcraft Mercon V ATF & PSF (4,73л) 2 упаковки 2470 р). Далее поиск СТО, искал по инету, цены варировались от 4700 до 6500 р. и это только за работу!!! К тому же многие говорили о необходимость 12-15 л ATF. Не бюджетно... В общем - кто ищет тот найдёт! На сто- 3000 без снятия поддона и замены фильтра, 3500 со снятием и заменой + принудили мыть машину, рядом - 150 р. Соответственно выбрал вторую операцию! Весь процесс занял 1 час 20 мин, подключение аппарати и т.д. и т.п. уже здесь описывалось. ATFка была тёмная, без частиц (это сразу видно, в аппарате 2 здоровые стеклянные колбы), на поддоне и магните тонкий слойчик тёмной желеобразной субстанции. По словам мастера не кримнально, но чуток подзапустили смену. Потребовалось чуть больше 8 л жидкости, до того как она пошла чистая.
Часть вторая. Лирическая и эмоциональная!!!
На машине мной был сделан чип-тюнинг S-Line MAX 2, до него работа автомата вполне удовлетворяла, но после... Почувствовались задержки и задумки, АКПП как бы не успевала за двигателем. Переключения по ощущениям как и на всех АКПП, маааленькие тычки. Кстати, кто не знает при плавном торможении тычок на скорости около 3-5 км/ч - особенность работы нашего коробаса, связанное с переходом на со 2 на 1 диапазон. Для гарантийных машин лечилось бесплатно перепрошивкой и отодвиганием этого перехода на 7-10 км/ч, остальным платно. В Дженсере несколько месяцев назад стоило 1500 р, я не стал. По ощущениям теперь всё ровно, коробочка пошустрей, задумки более коротки, переключения совсем малозаметны и мягки и даже тот "финальный" сгладился. В купе с чипом, маслом Motul, и заменой ATF - ощущение иной машины, это не только моё субъективное мнение, ездит и девушка она вообще в восторге!
Итог.
Потраченных денег не жаль! Делать стоит! Если пробег в районе 50к, спокойной езды до 65к, частичной замены хватит - все мои цены пополам (кроме фильтра))), если больше предпочтительней полную. Скупой платит дважды, и поверьте моему опыту - лучше регулярно менять ATF чем ремонтировать АКПП. У друга королла, маниакально частично меняет ATF каждые 35000, общий пробег 260000 и менять машину не собирается. Вдаваться в споры тут с кем-то не буду! Будет нужно и если смогу - подскажу, а любителям поспорить - оставьте при себе!
Всех благ и удачи!

При выборе трансмиссионного масла, в случае, если вам предписано масло MERCON V, необходимо ориентироваться на последнюю информацию об изменениях спецификаций и номеров:

На американском рынке:

1. Вместо артикулов XT-2-QDX (США) и CXT2LM12 (Канада) «Mercon», а также XT-5-QM (США) и CXT5LM12 (Канада) «Mercon V for Automatic Transmission and Power Steering Fluid» в продажу поставляется артикул XT-5-QMC «Mercon V for Automatic Transmission and Power Steering Fluid Mercon compatible»). При этом упоминанание этих спецификаций и артикулов встречается друг за другом, через запятую, что наталкивает на мысль о том, что предыдущий Mercon V был не compatible - т.е. не совместимым.

2. Помимо полусинтетического трансмиссионного масла Mercon V (https://www.fcsdchemicalsandlubricants.com/main/product.asp?product=MERCON%AE%20V%20Automatic%20Tran...), появилось полусинтетическое масло Synthetic blend Mercon V (https://www.fcsdchemicalsandlubricants.com/main/product.asp?product=Synthetic%20Blend%20MERCON%AE%20...). Вероятнее всего, обновленное масло обладает улучшенной термостабильностью.

3. Несмотря на то, что в ГУР вы можете заливать и трансмиссионное масло Mercon V, существует специальная жидкость для ГУР Motorcraft XL-14 (Mercon V), которая заменила ранее выпускавшуюся Motorcraft XL-9 (Mercon). Как одно, так и другое масло полностью соответствуют спецификации ФОРД WSS-M2C-195-A.

4. До сих пор выпускается трансмиссионное масло, соответствующее спецификации ФОРД ESP-M2C166H (эта спецификация Mercon предшествовала текущей MERCON V, и была специально создана для АКПП автомобилей ФОРД), но её имеет смысл применять только для раздаток отдельных моделей автомобилей, и не имеет смысла применять в АКПП (вероятно из-за того, что соответствует Mercon V): https://www.fcsdchemicalsandlubricants.com/main/product.asp?product=Transfer%20Case%20Fluid&category...

5. Для тех, кто все же сомневается переходить или нет на на Mercon V, специалисты рекомендуют эту трансмиссионную жидкость (OEM Motorcraft):
Conoco:
http://www.conocophillipslubricants.com/documents/conoco/industrial_oils/TB%20Super%20ATF%20TDS%20We...
Kendall:
http://www.conocophillipslubricants.com/documents/Kendall/power_transmission_fluid/Ken%20Classic%20A...

Пакет присадок в этих трансмиссионных маслах будет максимально совместим с тем, что с завода залито в АКПП CD4E и ГУР вашего автомобиля.

Дилеры брендов Conoco и Kendall есть во многих городах России, масло не сложно купить.

На европейском рынке:

Произошла симметричная замена спецификации Mercon V на спецификацию Mercon V Mercon compatible, без каких либо проблем со смешиванием ATF.

1. Для замены трансмиссионного масла в АКПП вместо Mercon (артикул для литрушки - 5014519, для пятилитрушки - 5014520, соответствует спецификации ФОРД WSS-M2C-166H), а также Mercon V (артикул 8000045, оответствующее спецификации ФОРД WSS-M2C202B). В настоящее время используется универсальный артикул 1565889 (соответствие спецификации ФОРД WSS-M2C919E).

2. Для жидкости ГУР единая спецификация ФОРД WSS-M2C195A сохранена, но вместо Mercon (артикул 4571525 и артикул 1087900) и Mercon V (артикул 8000047) теперь используется универсальный артикул 1590988.

Отличия трансмиссионных масел, имеющих допуски Mercon V и Mercon, заключаются с различиях, которые можно отследить по данным, приведенным в паспортах масла и паспортах безопасности масла (TDS и MSDS) по температурным свойствам: вязкость при -40 (она стала <=12000) и значение показателя температура потери текучести (она опустилась ниже -45 вместо прежних -40). Основное отличие в потребительских свойствах Mercon V от обычного Mercon заключается в улучшенных низкотемпературных свойствах (он стал гораздо более текучим для обеспечения быстрой смазываемости при экстремально низких температурах) и новыми фрикционными добавками. В основном улучшение свойств было обусловлено переходом на полусинтетическое и синтетическое базовое масло.

Трансмиссионное масло Меркон 5 считается прекрасным выбором для автовладельцев. Производить замену смазки можно даже раньше установленных сроков. Среди его положительных воздействий можно выделить: отвод избытков тепловой энергии от рабочей области мотора, защита от различных загрязнений, повышенный ресурс выработки состава и некоторые иные – Mercon V всеми этими полезными качествами обладает в полной мере.

В автомобиле требуется периодически менять масло. Операция считается вынужденной профилактической мерой. Бывает порой, что даже новые транспортные средства заезжают на станцию технического обслуживания, но только по причине смены смазывающей смеси в двигательной системе. Как бы ни была элементарна операция, к ней необходимо относиться с особой ответственностью, тем более что процедура не отнимает много времени.

Особенности масла Меркон 5

У многих автовладельцев возникает закономерный вопрос, почему стоит останавливать свой выбор на масле Меркон? Ответ кроется в технической регламентации автомобиля. Как известно, выбор смазки следует осуществлять после внимательного изучения документации по эксплуатации транспортного средства. В технических актах, как правило, устанавливаются оптимальные параметры по смазочному компоненту. Опираясь на эти значения, делается выбор масла , которое впоследствии можно использовать в коробке передач и в силовом агрегате автомобиля.

Если у собственника машина уже подержаная, то рациональным вариантом после покупки будет посещение официалов. Это необходимо для того, чтобы получить всю подробную информацию по применению расходных материалов. После приобретения транспорта б/у следует незамедлительно сменить все масляные жидкости, потому что неизвестно, давно ли осуществлялась замена технического компонента, и сколько наездил прежний собственник после этого.

Встречаются случаи, когда подобная информация просто недоступна, поэтому специалистами рекомендуется применять масло Меркон 5. Стоит учитывать, что неверно выбранный масляный состав может обернуться для автовладельца печальным последствием. Как результат – снижение мощности силового агрегата и повышенный расход горючего. Но это в лучшем случае. Если же все пойдет по глобальному сценарию, то возможна скорая поломка движка и как итог – его капитальный ремонт. В связи с этим не стоит жалеть денег на значимых мелочах, чтобы потом не заплатить вдвое больше.

Масляная жидкость Mercon считается отличным средством для содержания автотранспорта, поддерживающая оптимальную функциональность в работе устройств машины. Технические свойства продукта отвечают всем международным стандартам качества.

Варианты замены смазочной смеси в АКПП

Различают несколько вариантов, но в основном популярностью в пунктах технического обслуживания используются два главных способа:

  1. Первый заключается в замене состава заданного объема, по стандартному принципу (слить-влить). В результате такой операции можно избавиться от значительного количества смазки, образующейся в поддоне коробки. Но стоит и учитывать, что в системе остается использованный прежний продукт.
  2. Второй предполагает использование компьютерных технологий, позволяющее заменить отработанное масло полностью. Этот принцип позволяет сберечь все полезные характеристики, заданные производителем.

Выбирая оптимальный вариант, при смене смазочной смеси ручным способом следует обратить особое внимание на оттенок и состояние масляного элемента. Если состав черного цвета и в нем видны различные загрязнения, например, пыли, то со 100% гарантией требуется осуществлять замену посредством использования аппаратуры, так как отработанная смазка исчерпала весь свой потенциал, и смешивать ее с новой порцией не допускается.

Перед тем, как сделать полную замену, необходимо провести специальную проверку, чтобы выяснить причину загрязнения.

Порядок выбора и работы смазки

Перед приобретением смазочных смесей для коробки передач стоит учитывать тот факт, что масло для механических коробок не подходит для «автоматики».

В процессе длительной эксплуатации в АКП накапливаются следы изнашивания внутренних механизмов системы, которые со временем могут просочиться в масляную жидкость. Это не очень полезно для устройства, так как в процессе эксплуатирования возможно появление неблагоприятных последствий, а именно – чрезмерная вибрация и плохое переключение передач.

При возникновении подобных эффектов смазочная смесь начинает постепенно утрачивать свои полезные характеристики. Если транспортное средство продолжает эксплуатироваться, то в скором времени возникнут новые проблемы и уже придется везти его в сервис по обслуживанию автомобилей.

Если в двигательной системе транспорта залит дешевый продукт, то через 10 тысяч километров он преобразуется в обычную воду. В отличие от подобных элементов, смазка Mercon V обладает значительной стойкостью, даже в условиях агрессивного вождения. При чрезмерных нагрузках замену следует проводить в соответствии с плановым техническим обслуживанием. Масло Меркон 5 – это высококачественный полусинтетический состав для автомобилей с АКП разного поколения и моделей.

Основная цель масляного средства Mercon – повышение износоустойчивости и снижение вибрационных потоков в коробке автоматического типа. То есть, данный состав прекрасно сочетается с автомобилями, которые уже прошли не одну тысячу километров. Стоит отметить, что смазывающая смесь Меркон подходит не только для легковесного транспорта, но и для грузовых машин. Единственным условием использования считается возраст, выпуск транспортного средства должен быть моложе 10 лет. Для подобных машин разработан специальный ассортимент трансмиссионных масел Mercon.

Если владелец автомобиля остановил свой выбор на масле Меркон 5, то после замены смазки он почувствует разницу. Продолжительные научные разработки и бесчисленное количество тестирований сделали свое дело, а именно удалось достичь наилучших фрикционных показателей при переключении передач и снизить вибрацию.