Буксировка неисправного автомобиля. Длина жесткой сцепки Виды жесткой сцепки автомобилей и их применение

Порой в жизни любого автомобилиста происходят ситуации, когда в тормозной системе авто происходят какие-то неполадки. Многие также имеют прицепы. К чему мы ведем этот разговор? Все верно, сегодня мы поговорим о таком незаменимом в некоторых случаях приспособлении, как жесткая сцепка для легкового авто.

Общеизвестно, что автомобили с неисправной тормозной системой необходимо буксировать лишь с использованием жесткой сцепки (либо с частичной или полной погрузкой), равно как и прицепы. Поэтому многим автомобилистам будет интересно знать, как сделать жесткую сцепку для легкового автомобиля своими руками. Полезность этой нехитрой конструкции сложно переоценить, в первую очередь такая сцепка не даст буксируемому предмету, будь то автомобиль или прицеп, а может и дом на колесах въехать вам в задний бампер. Соответственно дистанция между буксировщиком и буксируемым предметом останется неизменной, что особенно поможет вам на скользкой дороге.

В первую очередь нужно понимать, что в настоящее время на рынке существует огромное количество разнообразных конструкций жестких сцепок, но любую из них вполне можно сделать своими руками. Давайте в первую очередь разберемся с выбором жесткой сцепки для легкового автомобиля.

Преимущества разных видов жесткой сцепки, их отличия, а также нюансы их изготовления

В первую очередь жесткая сцепка подразделяется на два подвида. Первый вид - это сцепка с одной штангой. Второй - с двумя (по виду это те самые устройства, что напоминают букву «А», так как между двумя штангами приваривается дополнительный стержень, играющий роль ребра жесткости).

Если вы решили сделать сцепку с одной штангой, то в этом случае вы выиграете в цене на материалы, вдобавок и времени на изготовление данной конструкции потребуется меньше. Следовательно, и вес получившегося сооружения будет куда меньше, чем с А-образным механизмом. Для изготовления одноштанговой сцепки с регулируемой длиной вам следует взять пару метров труб разного диаметра, вставить одну в другую и просверлить отверстия для фиксирующего цилиндра. У вас получится готовый каркас, к которому нужно лишь прикрепить соединительные элементы для обоих сцепляемых автомобилей.

Но следует помнить о том, что наиболее жесткой фигурой является все же треугольник (конечно, если при его изготовлении не использовать шарниры). К тому же в случае изготовления А-образной конструкции нагрузка на саму сцепку со стороны буксируемого предмета будет снижена вдвое, так как нагрузка будет распределяться на две оси А-образной конструкции. Для придания этому изделию дополнительной жесткости и прочности приваривается дополнительное ребро жесткости между двумя конусно расположенными трубами, в виде третьей трубы по диаметру равной первым двум.

При изготовлении сцепки любого устройства желательно сделать его разборным. Для этого сцепка изготавливается из труб разного диаметра, вставив их одна в другую можно регулировать длину сцепки. В трубах просверливаются отверстия, в которые необходимо будет вставить цельнометаллический цилиндр (по диаметру равный отверстию или на 1-1,5 мм меньше). Важно подобрать цилиндр такого диаметра, чтобы при отсутствии нагрузки он самопроизвольно не выпадал из отверстия.

В случае сцепки с имеющимся ребром жесткости (что подразумевает неразборную конструкцию), конечно же, компактность устройства несколько страдает, но во много раз увеличивается как надежность устройства, так и его долговечность.

Кстати говоря, если у вас имеется довольно масштабный автомобиль, к примеру микроавтобус или же американский автомобиль достаточно большого веса (например, любое авто из линейки GMC), то именно неразборное сцепное устройство подойдет вам лучше всего.

Как сделать жесткую сцепку для легкового автомобиля своими руками

Исходя из того, какое именно сцепное устройство вы собираетесь сделать, вам необходимо всего лишь отрезать трубы нужного размера. По факту, для легковых автомобилей современной конструкции требуется сцепка длиной всего в 1 метр. Вследствие этого, для изготовления неразборного А-образного устройства вам потребуется 3 трубы, 2 из которых длиной чуть больше 1 метра и диаметром 20-50 мм (в зависимости от веса и марки авто).

Основной момент, на который следует обратить внимание при изготовлении А-образного устройства - это деталь, соединяющая обе трубы вместе. Ее следует изготавливать из листовой стали толщиной не менее 5 мм. Деталь представляет собой своеобразный металлический "чехол", к которой и привариваются обе трубы треугольника, соответственно полосе стали нужно придать форму, максимально повторяющую контур соединяемых труб.

Следующий важный момент при изготовлении сцепки - это само крепление, к которому будет прикрепляться буксируемый предмет. Оно крепится к вышеописанной детали при помощи сварки. Для того чтобы сделать ваше устройство максимально удобным и универсальным, рекомендуем сделать в вашей сцепке отверстия как для фаркопов, так и для стандартных буксировочных тросов.

Мы собрали для вас несколько видео, просмотрев которые вы легко определитесь с выбором жесткой сцепки:

Далеко не все водители знакомы с правилами буксировки транспортных средств: в автошколах этому разделу уделяется достаточно мало времени, а на практике не многие испытывали себя в качестве водителя буксирующего или буксируемого автотранспорта.

В реальной дорожной ситуации отсутствие теоретических и практических знаний вызывает определенные трудности.

В этой статье рассмотрим основные моменты буксировки автомобиля.

Буксировка запрещена/разрешена

Начнем с того, когда ППД запрещается буксировать транспортное средство:

Штраф за нарушение правил буксировки автомобиля в 2019 году составит 500 рублей . Это, конечно, немного, но столкновение «ведомого» и «ведущего» транспортных средств положительных эмоции не вызывает.

А что же надо для того, чтобы помочь попавшему в беду автолюбителю?

Кроме непосредственно самого транспорта, еще и соответствующее состояние гибкой сцепки. Она должна быть целой, не иметь повреждений и потертостей, петли и карабины для крепления должны быть исправны.

Длина троса – не менее 4 и не более 5 метров. Если он будет короче, то шанс второго автомобиля въехать в передний стремится к стопроцентному, а если длиннее – то едущая сзади машина будет сильно отклонятся от траектории движения.

На фале должны быть предупредительные щитки или флажки . Это устройства с диагонально нарисованными светоотражающими белыми и красными полосками. Если их нет – можно использовать кусочки красной ткани.

Современные стальные тросы изготавливаются из цветных нитей: белой, синей, красной и прочих, часть из которых покрыта световозвращающим составом. То есть современные фалы сами по себе являются предупредительными устройствами.

В последнюю очередь проверяются буксировочные крюки и серьги.

Согласно изменениям ПДД от 04.04.2017 года водитель буксирующего транспортного средства должен иметь не менее двух лет водительского стажа.

Виды буксировки

В нашей стране гибкая сцепка до сих пор более распространена, чем жесткая, а в Западных странах все обстоит совершенно иначе. Далее рассмотрим особенности каждого из них.

Видео: Буксировка механических транспортных средств

Самый распространенный, но в то же время и самый опасный вид. Популярен он благодаря тому, что трос попадает в транспортное средство вместе с аптечкой и огнетушителем, как обязательный комплект.

При помощи специальных креплений фал цепляется за заднюю часть буксирующего средства и за переднюю чесать буксируемого. Но данный метод имеет ряд ограничений:

  1. За рулём буксируемого транспортного средства обязательно должен находится водитель.
  2. Расстояние между двумя автомобилями – в диапазоне от 4 до 6 метров.
  3. Обязательна установка светоотражающих знаков на буксировочном тросе.
  4. Перевозка пассажиров в буксируемом транспорте запрещена (кроме легковых автомобилей).

Если специального троса под рукой не оказалось, можно использовать кусок парашютной стропы или прочного шнура. Как в этом случае завязать трос? Рекомендуется использовать один из нескольких узлов: простой полуштык, беседочный (булинь), эскимосский или специальный буксировочный.

Один конец фала к левой проушине «ведущего» транспорта, второй – к правой «ведомого». Это улучшает обзор водителю буксируемого автомобиля.

Буксировка транспорта осуществляется при помощи неподвижных, преимущественно металлических, специальных приспособлений. Они могут иметь различную конструкцию и несколько точек крепления.

Простейшие – к каждому автомобилю закрепляются только в одном месте. В нескольких точках закрепляются более сложный конструкции, которые позволяют буксируемому автомобилю двигаться на прямом участке дороги по одной траектории с буксирующим.

Применяется данный метод редко, так как мало автомобилистов постоянно возят с собой громоздкую жесткую сцепку . Хотя она и имеет ряд существенных преимуществ и позволяет перемещать более тяжелые транспортные средства.

Ограничения данного метода:

  1. За рулем «ведомого» автомобиля должен находится водитель, кроме прямолинейного движения, когда конструкция сцепки позволяет транспорту сохранять заданную траекторию.
  2. Расстояние между транспортными средствами не должно превышать четырех метров.
  3. Перевозка пассажиров в буксируемом транспорте запрещена (кузове автомобиля, троллейбусе, автобусе и пр.).
  4. Запрещена транспортировка автомобиля с неисправной тормозной системой, кроме случаев, когда масса буксируемого транспорта на 50% меньше массы буксирующего.

Метод частичной погрузки

По сравнению с предыдущими, более сложный способ транспортировки.

В данном случае необходим грузовой «ведущий» транспорт и кран, который поможет осуществить погрузку. Обычно используется для перегона грузовых транспортных средств.

Метод полной погрузки к буксировке автомобиля не относится. Он является способом перевозки груза, в конкретном случае – транспортного средства.

Ограничения при частичной погрузке:

  1. Запрещена нахождение людей, не исключая водителя, в буксируемом автомобиле, и в кузове буксирующего.
  2. Запрещена транспортировка автотранспорта с неисправными тормозами, кроме случаев, когда масса буксируемого авто в два раза меньше массы буксирующего.

Особенности буксировки транспорта с АКПП

Многие считают, что транспортировать такой автомобиль на фале нельзя . Да, нежелательно, но при соблюдении определенных правил – можно.

Буксировка автомобиля с АКПП с неработающим двигателем очень затруднительна. Так как маслонасос в этот момент не работает, а трансмиссия продолжает выражаться, не происходит должного охлаждения. Как следствие, перегрев и выход из строя агрегата.

При буксировке на длительные расстояния лучше воспользоваться услугами эвакуатора, так как последующий ремонт зачастую выходит дороже оплаты специализированной техники.

В других случаях нужно учитывать ряд рекомендаций :

  1. Залейте максимальное количество трансмиссионной жидкости.
  2. Разблокируйте рулевое управление, повернув ключ в замке зажигания.
  3. Установите селектор коробки передач в нейтральное положение.
  4. Скоростные ограничения для каждого автомобиля указаны в инструкции. Если же под рукой ее нет, то учитывайте правило 50×50. То есть со скоростью 50 км/ч можно буксировать транспортное средство не более чем на 50 км пути.
  5. Контролируйте температурный режим трансмиссии. Своевременно делайте остановки для охлаждения узла.

Полноприводные автомобили буксируются исключительно методом погрузки.

Буксировка автомобилем с АКПП другого автомобиля

  1. Масса «ведомого» автомобиля не должна превышать фактическую массу «ведущего».
  2. Рекомендуемая скорость – не более 40 км/ч.
  3. Соблюдайте плавность хода. Не совершайте резких рывков, так как при динамической нагрузке масса буксируемого автомобиля увеличивается в несколько раз.
  4. При возможности используйте жесткую сцепку.

Несколько слов в завершение

Разрешенная скорость – до 50 км/ч, а на автомагистрали – не менее 40 км/ч.

У буксируемого автомобиля, при ее неисправности, на задней части транспортного средства необходимо закрепить знак аварийной остановки.

На «ведущем» и «ведомом» транспортных средствах должны быть включены либо ближние фары, либо противотуманный свет, либо дневные ходовые огни.

Не зависимо от того, нужен вам буксировочный транспорт или вы хотите помочь попавшему в беду автомобилисту, всегда соблюдайте правила дорожного движения и не пренебрегайте запретами. Удачи вам на дорогах!

Вас заинтересует:


4 Comments

    Не применяйте повышенные передачи. Начинать движение следует с «2», а при повышении оборотов до 3 000 – 3 500 переключаться на «L».

    Ага, такой разогнался до 3500 на второй и воткнул L (первую передачу). Молодцы! Все правильно!

    Вы в разделе «Ограничения при частичной погрузке»пишите

    1) Запрещена нахождение людей, ...не исключая водителя, в буксируемом автомобиле,... и в кузове буксирующего.

    2) Запрещена транспортировка автотранспорта с неисправными тормозами,... кроме случаев, когда масса буксируемого авто в два раза меньше массы буксирующего.

    Я понимаю так, что в буксируемом автомобиле нахождение запрещено и запрещена транспортировка с неисправными тормозами.

    У меня вопрос:

    1) Зачем исправные тормоза если водитель отсутствует в буксируемом автомобиле?

    Переделал таз 2104 под техничку, сварил подкат с вращающейся платформой, катаю тазы на соревнования, иногда колымлю эвакуацией, когда везу пустой подкат, скидываю на него комплект колёс с багажника крыши, чтоб пустой не прыгал. На тачке наклейки команды наклеены, с пометкой «ТЕХНИЧКА», ни разу не остановили. Категория В,С.

Один из способов отбуксировать автомобиль, который по каким-либо причинам не может двигаться иначе, – использование гибкого троса. С ним участвующие в процессе транспортные средства соединены друг с другом так, что имеют некоторую свободу перемещения.

Это самый часто используемый метод буксировки, но далеко не все знают, что он должен выполняться по правилам. Иначе водителей ждет штраф, а машины могут оказаться разбитыми. О том, как по ПДД осуществляется гибкая сцепка, читайте в этой статье.

Читайте в этой статье

Особенности гибкой сцепки

Метод транспортировки машины с помощью гибкого троса применяется, если она пострадала в ДТП, случилась незначительная поломка или кончился бензин. В этих случаях ехать на авто нельзя, даже если технически возможность не утрачена.

Буксировка на гибкой сцепке производится с использованием исправного транспортного средства. К его задней части с помощью специального крепления и цепляют трос. Второй его конец, на котором фиксатор тоже есть, присоединяют к «носу» пострадавшего авто.

Мягкий, чаще всего из синтетических ниток или стальных проволок трос, должен быть прочным. Но он не делает из двух автомобилей монолитную конструкцию.

Правила буксировки по ПДД

Неверная или неумелая транспортировка автомобиля с помощью другого ТС на мягком тросе может привести к проблемам на дороге для обоих водителей, прочих участников движения, стать причиной аварии. Поэтому разработаны правила буксировки на гибкой сцепке, которые входят в ПДД РФ. Они содержатся в пункте 20 и касаются разных ее аспектов.

Расстояние

Между автомобилями, участвующими в процессе транспортировки одного другим на тросе, должно быть не менее 4 — 6 м. Норма установлена подпунктом 20.3 ПДД. Когда выполняется буксировка на гибкой сцепке, расстояние поможет избежать столкновения машин в форс-мажорной ситуации.

В то же время оба водителя имеют хорошие возможности для обозрения дороги и окружающего пространства. Это тоже важный фактор безаварийной езды. Они успеют среагировать на любую нештатную ситуацию, например, выбоину на дороге, нарушение правил другим участником движения.

Длина троса

Выбор соединяющего оба автомобиля приспособления – важный момент, хотя в ПДД он никак не регламентируется. Но если указано необходимое расстояние между ТС, длина троса при гибкой сцепке обязана его обеспечивать. То есть она должна быть не менее 6 м. Еще одна важная деталь – наличие на нем световозвращающих устройств. Их должно быть не менее двух.

Нанесенные на приспособления красно-белые полосы позволят другим автомобилистам издалека видеть, что одна машина буксирует другую.

При выборе троса важно обращать внимание на его качество, надежность креплений. Приспособления бывают капроновыми, из металлических проволок, иных синтетических материалов. Выбор остается за автомобилистом, законом он не диктуется.

Как правильно буксировать грузовой автомобиль

Машины, предназначенные для перемещения грузов, отличаются от «легковушек» большими габаритами и массой. Именно это может поставить в тупик водителя, если нужно транспортировать такое ТС с помощью другого авто и мягкого троса.

Но буксировка грузового автомобиля на гибкой сцепке существенных отличий в сравнении с легковым не имеет, правила действуют те же. Важное условие, записанное в ПДД: в кузове транспортируемой машины не должно быть пассажиров.

В остальном условия буксировки грузовика не отличаются от требований, существующих для другого типа транспорта.

ПДД для легковых авто

Гибкая сцепка для легковых автомобилей предполагает выполнение следующих правил:

  • между ведущим и ведомым ТС должно быть расстояние не менее 4 — 6 м;
  • за рулем буксируемой машины обязан быть водитель, в салоне имеют право находиться и пассажиры;
  • на трос обязательно вешают не менее двух световозвращающих знаков;
  • на буксируемой машине должны гореть аварийные огни, а во время движения по тоннелю и «габаритки»;
  • на ведущем ТС необходимо включать фары дневного света.

О том, как правильно буксировать автомобиль на гибкой сцепке, смотрите в этом видео:

Запреты и ограничения

Транспортировка неисправного авто на буксире невозможна, если:

  • водитель ведущего ТС имеет стаж менее 2 лет;
  • у буксируемой машины неисправно рулевое управление;
  • у нее есть проблема с тормозами;
  • нужно переместить не одно, а два автомобиля и более;
  • отбуксировать необходимо мотоцикл без бокового прицепа;
  • на дороге гололед;
  • в качестве ведущего собираются использовать мотоцикл без бокового прицепа.

Эти условия оговорены в подпункте 20.4 ПДД. Меньше рискует тот, кто нарушает первый запрет, то есть берется буксировать ТС, не имея достаточного стажа вождения. Здесь применяется статья 12.21 КоАП:

Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

В остальных случаях речь может идти уже не только о наказании рублем, а об аварии.

Договор водителей

Все детали выполнения гибкой сцепки ПДД не учитывают. Для безопасной транспортировки водителям обязательно нужно договориться о том, как вести себя на дороге в процессе. Важные детали:

  • Выбор маршрута. Он определяется заранее так, чтобы на пути было меньше сложных участков, то есть перекрестков, спусков и подъемов, отрезков дороги с большим количеством автомобилей.
  • Знаки, которыми они будут общаться друг с другом. Иногда возникает необходимость остановки или замедления хода. Нужно, чтобы водитель буксируемого ТС был об этом предупрежден световым или звуковым сигналом, рукой. И сам мог при необходимости подать знак коллеге.

Проблема может возникнуть из-за других автомобилистов. Например, тех, кто хочет обогнать буксируемое ТС, не понимая, что между ним и ведущим находится трос. Такого водителя следует остановить любым способом – звуковым сигналом, криком, размахиванием рукой. Иначе произойдет ДТП.

Помимо соблюдения условий пункта 20 ПДД, стоит прислушаться к мнению опытных автомобилистов о том, как правильно буксировать автомобиль на гибкой сцепке. Не раз опробованы несколько хитростей:

  • водителю ведущего ТС следует начинать движение плавно, чтобы не сорвать сцепление и не повредить трос;
  • ехать дальше нужно тоже без резких переходов с одной скорости на другую;
  • сцеплением необходимо пользоваться осторожно, а двигатель держать работающим на повышенных оборотах;
  • в связи с предыдущей рекомендацией важно следить за температурой охлаждающей жидкости;
  • водителю буксируемого ТС нужно контролировать дистанцию между ним и ведущим, не допускать опасного сближения и слишком тугого натяжения троса;
  • тормозить при необходимости ему следует плавно, аккуратно давя на педаль;
  • обоим ТС не следует превышать скоростной режим, максимум – 50 км/ч;
  • в связи с предыдущим советом лучше избегать автомагистралей, где ехать медленно крайне нежелательно;
  • если аварийные огни на ведомой машине не работают, можно использовать знак, прикрепив его на заднюю часть.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УСТРОЙСТВА БУКСИРНЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

ГОСТ 25907-89

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УСТРОЙСТВА БУКСИРНЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Общие технические требования. Методы испытаний

Towing attachments for commercial venicles. General technical requirements and test procedure.

ГОСТ

25907-89

Срок действия с 01.01.90

до 01.0 .9 5

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на буксирные устройства, состоящие из буксирной вилки или гнезда со шкворнем (буксирных вилок или гнезд), расположенных в передней части автомобилей всех типов (кроме легковых и грузопассажирских, изготовленных на их базе) конструктивной полной массой* до 50000 кг (а также в задней части тех автомобилей, которые не имеют тягово-сцепного устройства), и жесткого буксира типа «штанга» или «треугольник», применяемого в качестве сцепного звена с буксирующим автомобилем, имеющим сзади тяговый крюк по ГОСТ 2349 или тяговую вилку по СТ СЭВ 5165.

Стандарт не распространяется на буксирные устройства автомобилей конструктивной полной массой свыше 50 000 кг и автомобилей, поставленных на производство до 01.01.92, а также на буксирные устройства других типов.

1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. В зависимости от конструктивного исполнения следует различать буксирные устройства типов «штанга - буксирная вилка» и «треугольник - буксирные вилки».

* Под конструктивной полной массой седельного тягача следует понимать сумму массы снаряженного седельного тягача и седельной массы, устанавливаемых изготовителем, а также регламентированных масс водителя и обслуживающего персонала по числу мест в кабине.

1.2. Типоразмер буксирного устройства должен определяться в зависимости от конструктивной полной массы буксируемого автомобиля в соответствии с таблицей.

Размеры, мм

Типоразмер

Конструктивная полная масса буксируемого автомобиля, кг

не менее

не менее

не менее

Высота расположения продольной оси буксирной вилки

До 3500

1800

От 570

до 1150

От 1500

до 2000

От 300 до 800

Св. 3500 до 19000

2100

От 600*

Св. 14500 до 35000

2200

Св. 30000

От 900

до 1300

* Конкретное значение устанавливаетсяпо согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком).

1.3. Основные размеры буксирной вилки со шкворнем должны соответствовать указанным на черт. 1 и в таблице.

Черт. 1

Примечание. Конструкция буксирной вилки со шкворнем чертежом не регламентируется.

1.4. На автомобилях всех типов, кроме автомобилей высокой проходимости, должны устанавливаться одна или две буксирные вилки, а на автомобилях высокой проходимости обязательна установка двух буксирных вилок. Буксирные вилки должны быть расположены либо в вертикальной продольной плоскости симметрии автомобиля (одна вилка), либо симметрично относительно нее на расстоянии от 570 до 1150 мм между осями шкворней (две вилки), причем ось вилки (вилок) должна быть параллельна продольной оси автомобиля.

По согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) допускается иное число и расположение буксирных вилок.

1.5. Высота расположения продольной оси буксирной вилки (буксирных вилок) от опорной поверхности для автомобилей всех типов, кроме автобусов, должна соответствовать указанной в таблице, а для автобусов - устанавливаться по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком).


Черт. 2

Примечания:

1. Конструкция буксира чертежом не регламентируется.

2. Отклонение размеров петель по ГОСТ 7505 .

1.6. Размеры буксиров и их петель должны соответствовать, указанным на черт. 2 и в таблице. Для буксиров типа «штанга» типоразмеров 1-3 по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) допускаются, а для буксира типоразмера 4 обязательны одинаковые размеры петель на обоих концах буксира, которые должны соответствовать указанным на черт. 2 для петли, сцепляемой с тягово-сцепным устройством буксирующего автомобиля.

Для буксиров типа «треугольник», в конструкцию которых встроены шарниры с горизонтальной осью вращения, размеры петель, сцепляемых с буксирными вилками, допускается устанавливать по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком).

Для международных перевозок размеры петли буксира, соединяемой с тягово-сцепным устройством буксирующего автомобиля, должны соответствовать СТ СЭВ 5165.

Конструкция буксира типа «треугольник» должна позволять изменять размер С в пределах, указанных в таблице.

2. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Элементы буксирного устройства (буксирные вилки и жесткие буксиры) должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по нормативно-технической документации.

2.2. Конструктивные размеры и формы элементов буксирных устройств, материал и способ изготовления, а также место и способ крепления буксирной вилки (буксирных вилок) к автомобилю и способ стопорения шкворня следует устанавливать в нормативно-технической документации по результатам расчета на прочность и опыта эксплуатации.

2.3. Твердость сопрягаемых рабочих поверхностей петли буксира и шкворня вилки должна быть не ниже HRC э 43.

2.4. Буксирные вилки не должны выступать за габариты автомобиля, а их конструкция и расположение должны обеспечивать возможность свободного отклонения прицепленного буксира относительно продольной оси автомобиля:

в вертикальной плоскости (угол a черт. 1) на угол не менее ±15°, а для автомобилей высокой проходимости на угол не менее ±45°. Последнее требование допускается обеспечивать конструкцией буксира;

в горизонтальной плоскости (угол β черт. 1) для буксира типа «штанга» на угол не менее ±50°.

По согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком) допускаются иные углы свободного отклонения прицепленного буксира.

Для буксира, выполненного с одинаковыми размерами петель в соответствии с , углы свободного его отклонения устанавливают по согласованию изготовителя с потребителем (заказчиком).

2.5. Конструктивные размеры и форма буксирной вилки должны обеспечивать возможность сцепки с тросом, цепью или канатом при вытаскивании застрявшего автомобиля или закреплении автомобиля для перевозки его на другом транспортном средстве.

2.6. Шкворень должен быть расположен вертикально и иметь посадку с гарантированным зазором в отверстиях буксирной вилки. Конструкция стопорения шкворня должна исключать возможность самопроизвольного отсоединения буксира во время движения и не препятствовать отклонению его в пределах углов, предусмотренных в п. 2.4.

2.7. Сцепные петли буксира должны быть неподвижно закреплены и установлены в одной плоскости. Для буксира типа «штанга» допускается взаимное отклонение плоскостей петель не более 3°. Для буксира типа «треугольник» при опоре на общую плоскость неперпендикулярность оси каждой сцепной петли буксира к. этой плоскости должна быть не более 3°.

2.8. Буксир следует окрашивать красными и белыми чередующимися поперечными полосами шириной 240-260 мм.

По требованию потребителя (заказчика) допускается однотонная окраска темных цветов.

2.9. На буксире должны быть нанесены:

обозначение типоразмера;

максимальная конструктивная полная масса буксируемого автомобиля в тоннах;

товарный знак предприятия-изготовителя;

клеймо службы контроля;

месяц и год выпуска буксира.

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Испытания буксирных устройств подразделяются на лабораторные и пробеговые и должны проводиться в ходе предварительных испытаний автомобиля, а пробеговые испытания буксирных устройств - также и при приемочных испытаниях автомобиля.

3.2. При лабораторных испытаниях буксирных вилок автомобиль должен быть закреплен от перемещений на твердой горизонтальной опорной поверхности путем фиксации элементов передней оси. Вместо комплектного автомобиля допускается использовать его шасси или корпус при обеспечении эквивалентности условий нагружения.

3.3. Статическая нагрузка при лабораторных испытаниях должна быть приложена к установленному в буксирную вилку шкворню через жесткую штангу или заменяющее ее приспособление с имитацией работы штанги как на растяжение, так и на сжатие.

3.4. Лабораторные испытаниябуксирнойвилки должныпроводиться последовательно при направлениях действия статической нагрузки:

под углом ±25° к продольной оси автомобиля в горизонтальной плоскости;

под углом ±10° к продольной оси автомобиля в его вертикальной плоскости.

Величина статической нагрузки должна быть равна половине силы тяжести от конструктивной полной массы автомобиля.

3.5. Для автомобилей, имеющих в передней части две буксирные вилки, дополнительно проводят лабораторные испытания буксирных вилок с буксиром типа «треугольник» при направлениях действия статической нагрузки:

параллельно продольной оси автомобиля;

под углом ±5° к продольной оси автомобиля в его вертикальной плоскости.

Величина статической нагрузки должна быть равна полуторакратной величине силы тяжести от конструктивной полной массы автомобиля, а для автомобилей, изготовленных по требованиям заказчика, - утроенной величине силы тяжести от конструктивной полной массы автомобиля или устанавливаться по согласова­нию с потребителем (заказчиком).

3.6. Лабораторные испытания буксиров должны проводиться с имитацией их работы как на сжатие, так и на растяжение, при этом величина статической нагрузки для буксиров типа «штанга» должна составлять половину силы тяжести от конструктивной полной массы буксируемого автомобиля, для буксиров типа «треугольник» - полуторакратной ее величине, а для буксиров типа «треугольник», изготовляемых по требованиям заказчика, - утроенной ее величине. В качестве конструктивной полной массы буксируемого автомобиля для буксира соответствующего типоразмера следует принимать ее максимальное значение по таблице. Для буксиров типа «треугольник» допускается проводить испытания путем приложенияк петле, соединяемойс тягово-сцепным устройством автомобиля, боковой статической нагрузки, действующей в общей плоскости буксира последовательно в обоих направлениях, причем ее величина должна быть такой, чтобы обеспечить эквивалентное вышеизложенному нагружение петель буксира, сцепляемых с буксирными вилками.

3.7. Число повторений каждого приложения статической нагрузки по пп. 3.4-3.6 должно быть не менее пяти. Контроль угла приложения статической нагрузки, а также углов гибкости буксирного устройства по п. 2.4 и углов взаиморасположения плоскостей петель по должен проводитьсясоответствующим угломерным инструментом с погрешностью не более 0,2°.

3.8. Пробеговые испытания буксирных устройств должны проводиться путем буксировки автомобиля, груженого до конструктивной полной массы, в объеме не менее 250 км пробега со скоростью не выше 50 км/ч, причем 120 км пробега должно проводиться в условиях имитации городского режима движения, а 130 км пробега - при движении по грунтовым дорогам. При использовании буксира типа «треугольник»радиусы поворота буксирующего автомобиля должны превышать минимальный радиус поворота буксируемого автомобиля не менее чем в 1,25 раза во избежание бокового скольжения передней оси буксируемого автомобиля и опасности поломки буксира и буксирных вилок.

Пробеговые испытания буксирных устройств седельного тягача допускается проводить при снаряженном его состоянии.

3.9. После окончания как лабораторных, так и пробеговых испытаний детали буксирных вилок и буксира, а также детали несущей системы, к которым крепятся буксирные вилки, не должны быть деформированы, элементы крепления буксирных вилок не должны быть разрушены, а расположенное рядом с буксирными вилкамиоборудование (осветительные и сигнальные приборы, элементы тормозной системы, рулевогоуправления и т.п.) не должно быть повреждено. Контроль визуальный.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ СТАНДАРТА.

О.И. Гируцкий, канд. техн. наук (руководитель темы); В.И. Соловьев, канд. техн. наук; Н.М. Варыпаев; Б.В. Кисуленко, канд. техн. наук; И.И. Малашков, канд. техн. наук

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.06.89 № 2277

3. Срок проверки 1994 г.

4. Взамен ГОСТ 25906-83, ГОСТ 25907-83

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ



Жесткая сцепка универсальна. Она предназначена для буксировки любого типа транспортного средства на расстояния. Это весьма экономичное и удобное решение. Устройства жесткой сцепки имеют такую конструкцию, которая позволяет их закреплять практически на любом транспортном средстве. В принципе, эвакуация автомобиля, который потерял способность передвигаться самостоятельно, представляет собой достаточно сложную проблему. Она усугубляется, если буксировать предстоит грузовой автомобиль.

Существует два вида сцепок - жесткая и гибкая. Выбор между ними зависит от целого ряда факторов, большинство из которых относятся к техническому состоянию автомобиля, подлежащего транспортировке. Например, при неисправной тормозной системе можно использовать только жесткую сцепку. Именно она обеспечит следование буксируемого транспортного средства по одной колее с тягачом.

Достоинства жесткой сцепки

В сравнении с гибкой сцепкой жесткая имеет массу неоспоримых достоинств. Во-первых, отсутствует рывок, и транспортируемый автомобиль не сможет приблизиться к тягачу на опасное расстояние. Во-вторых, между двумя машинами всегда будет существовать заданная дистанция. В-третьих, жесткая сцепка обуславливает участие в процедуре буксировке только одного водителя (за рулем тягача), к квалификационному уровню которого предъявляются невысокие требования. И главное, этот тип транспортировки считается максимально безопасным. Именно эти преимущества позволяют использовать жесткий тип буксировки повсеместно: при неблагоприятных погодных и дорожных условиях, в плотном потоке машин и любых неисправностях.

Транспортировка автомобиля на жесткой сцепке

В отличие от троса, который есть в комплекте у каждого автомобилиста, жесткая сцепка - редкий атрибут. Чаще ею пользуются эвакуаторы. Но буксировка на жесткой сцепке предполагает то же дополнительное оборудование: знак аварийной остановки, аптечку и огнетушитель. В данном случае трос может провисать до покрытия дороги. Само устройство сцепки может иметь различные конструкции. Например, самые простые предполагают по одной точке крепления к каждой из машин. В основном, такую конструкцию имеет жесткая сцепка для легковых автомобилей. Более сложные сцепки имеют несколько точек и позволяют буксировать транспортное средство ровно по одной колее с тягачом, без малейшего смещения в стороны. Для каждого типа устройств разработаны различные правила буксировки. Буксировка на жестком устройстве позволяет перегонять тяжелые автомобили.

Подготовка к буксировке транспортного средства

Если предстоит транспортировка грузовика, то необходимо оценить его тоннажность и вес груза, если таковой имеется. Тягач должен быть в состоянии буксировать без натуги и перегревов. То есть его вес должен превышать вес другого автомобиля. Жесткая сцепка для грузовых автомобилей также должна соответствовать общему весу буксируемого транспортного средства. Водителю тягача стоит проверить натяжение ремней и уровень охлаждающей жидкости, ведь предстоят повышенные нагрузки, и двигатель должен охлаждаться качественно. Шоферу автомобиля, который будет буксироваться, также необходимо подготовиться: отсоединить провод низкого напряжения на Непосредственно перед отправлением в путь нужно обоим водителям согласовать действия.

Процедура транспортировки

Наиболее сложный момент - это начало буксировки, то есть старт. Водитель автомобиля, который будут транспортировать, должен убедиться в том, что машина снята с и передача включена. Все последующие действия принадлежат водителю тягача. Он должен начинать движение на самой низкой передаче. Автомобиль должен двигаться медленно и плавно, чтобы без рывка потянуть буксируемое транспортное средство. Еще один важный момент - это переключение передач во время передвижения. Это нужно делать максимально быстро. Во время следования по маршруту на буксируемом транспортном средстве должна быть включена аварийная сигнализация. Если она не работает, то на задней части машины должен быть прикреплен знак аварийной остановки.

Правила транспортировки транспортного средства

Скорость передвижения автопоезда не должна быть выше 50 км/час, если перегоняется транспортное средство с механической коробкой передач. Если у машины АКПП, то движение должно происходить не быстрее 40 км/час. с поломанным рулевым управлением возможна лишь с помощью сложных конструкций жесткой сцепки. Запрещаются буксировка: более одного транспортного средства, автомобилей с прицепами и мотоциклов без коляски. В кабине буксируемой машины может находиться только ее водитель. Размеры жесткой сцепки должны обеспечивать расстояние между автомобилями - не более 4 метров. Само устройство должно иметь предупредительные знаки в виде щитков или флажков размером 20 х 20 см с нанесением на них чередующихся красных и белых полос со светоотражающими материалами. Если у буксируемого автомобиля неисправна тормозная система, его вес должен быть в 2 раза меньше, чем у буксира.

Как выбрать жесткую сцепку

На сегодняшний день в продаже предложено огромное многообразие различных жестких сцепок. Перед покупкой в первую очередь необходимо убедиться, что устройство соответствует тоннажности вашего автомобиля. Далее определяется конструкция, которая вам необходима, - простая или сложная. От этого будет зависеть, будете ли вы вызывать эвакуатор в сложных случаях либо воспользуетесь услугами проезжающих мимо автомобилистов. Также необходимо учесть, помещается ли устройство в багажник вашего автомобиля и сколько места оно в нем занимает. На сегодняшний день существуют телескопические модели, которые в сложенном состоянии имеют минимальные габариты. О стоимости говорить не стоит - это «решает» ваш кошелек. Также можно самостоятельно изготовить устройство. Жесткая сцепка, своими руками изготовленная, в отдельных случаях может быть единственным вариантом подобных механизмов для перевозки в багажнике вашего автомобиля.

Вызов эвакуатора

Даже если в багажнике вашего автомобиля есть жесткая сцепка, но ситуация не соответствует вышеописанным условностям и предписанным правилам, лучше вызвать эвакуатор. Для этого в вашей записной книжке должен быть записан нужный номер телефона. Некоторые водители крайне суеверны и предпочитают этого не делать, «дабы не будить лиха». Напрасно, поскольку передвижение на транспортном средстве всегда сопряжено с рисками, и лучше заранее подстраховаться. Например, вовремя проходить ТО и всегда проверять автомобиль, перед тем как отправиться в путь. Тем не менее, хороших вам дорог и удачных поездок!