Чёрно-белый пароход. Чёрно-белый пароход Эсминец разумный модель схема окраски

Эсминец «Разумный» (проект 7, тип «Гневный»), СССР, 1941 г.

Накануне Великой Отечественной войны флот в Советском Союзе, по существу, создавался заново. Основные классы надводных кораблей в нашей стране не строили со времен первой мировой войны. Первыми и самыми многочисленными эсминцами новой постройки, стали корабли проекта 7, разработанного в 1934 г. под руководством главного конструктора В.А.Никитина. Закладка головного корабля - эсминца «Гневный» состоялась 27 ноября 1935г. на Северной судостроительной верфи в Ленинграде.

Корпус корабля отличался стремительными обводами и очень большим отношением длины к ширине (10,7:1). Две турбины развивали максимальную мощность по 27 000 л.с., что позволяло эсминцу достигать скорости до 38 узлов (свыше 70 км/ч). Проектное вооружение состояло из двух трехтрубных торпедных аппаратов, четырех 130-мм универсальных орудий, двух 76-мм универсальных орудий, 4-5 37-мм зенитных автоматов, а также зенитных пулеметов. Впоследствии зенитное вооружение неоднократно усиливалось.

Всего было построено 29 эсминцев проекта 7 и 17 - проекта 7У («улучшенный») с иным расположением энергетической установки, и еще один - проекта 7УЭ (с измененным электрооборудованием).
Эсминцы проекта 7, несколько отличавшиеся друг от друга, строились тремя сериями на шести заводах в Ленинграде, Николаеве и Комсомольске на Амуре. До 22 июня 1941 года успели вступить в строй 21 «семерка» и 9 «семерок У», что составляло почти половину количества советских эсминцев.

Эсминец «Разумный» (до 25 сентября 1940 - «Прочный») относился к III серии «семерок» и был заложен в июле 1936 года на заводе в Николаеве. В августе 1937 года его отправили для достройки на Дальний Восток. Спуск на воду состоялся 30 июня 1939 года, а ввод в строй - 20 октября 1941 года. Его боевая биография началась в 1942 году, когда было принято решение перебросить Северным морским путем несколько кораблей с Тихого океана, чтобы усилить Северный флот. В состав «Экспедиции особого назначения» (ЭОН-18) вошли лидер эсминцев «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный». 14 августа экспедиция тронулась в путь, а 14 октября отдали якоря в Ваенге (ныне - Североморск). С прибытием ЭОН-18 на северном флоте была создана бригада эсминцев, в которую входили «семерки» «Гремящий», «Громкий», «Грозный», «Сокрушительный», «Разумный» и «Разъяренный». 15 ноября 1943 года, при проводке из Тикси в Архангельск конвоя АБ-55, «Разумный» потопил немецкую подводную лодку, а 8 декабря 1944 серией глубинных бомб уничтожил и вторую вражескую субмарину.

Столь же активно действовали на Севере и другие эсминцы этого проекта. Особенно отличился «Гремящий», который сбил 14 и повредил 23 самолета противника, а также потопил германскую подводную лодку U-585. 1 марта 1943 года «Гремящий» был удостоен гвардейского звания.

После окончания войны оставшиеся в строю 18 «семерок» прошли капитальный ремонт и модернизацию. Четыре тихоокеанских «семерки» в 1954-55 годах были переданы ВМС Китая, а в 1956-58 годах остальные корабли этого проекта были переклассифицированы в корабли-цели и опытовые суда.

Комплектация:

  • набор деталей для сбора модели Эсминец "Разумный ", Проект 7 (1:200)
  • декали
  • инструкция

Внимание! Модели не собраны и не окрашены. , и можно подобрать в соответствующих разделах.

Итак, начинаю рассказ о сборке эсминца Разумный. Корабль известный, заслуженный, очень красивый.

Начал, как обычно, с каркаса. Ничего необычного, кроме того, что я наклеил части продольных элементов на один большой кусок картона, чтобы получить цельные, а не разрезанные детали. Получилось нормально, но с более крупными кораблями, боюсь, такой номер може не пройти - сложно будет выдержать направление. На фото - всё сложено насухо, только кольцо трубы склеено, чтоб можно было полюбоваться на силуэт:) На бумажке рядом - опоры черновой обшивки. Это не линкор, тут их мало:)

Как можно видеть из exif, каркас я зарезал несколько месяцев назад - сил не было смотреть на нетронутый журнал:)

Между приклеиванием деталей палубы надо собрать надстройку, всё довольно просто, однако пришлось подклеивать стены картоном с изнанки, да и вообще - лучше бы автор сделал коробчатый каркас для всех надстроек.

Сразу же установил ту немногую мелочёвку, что есть в модели - после установки палубы это было бы куда сложнее сделать. Тут тоже ничего сверхъестественного, разве что проявилась любовь автора к деталям из рулонов бумаги, как огнетушители на фото, при том что все стволы и мачты предлагается сделать по шаблонам.

Палубу успешно поставил, винта нет, только в корме чуток, но это поправлю позже. Естественно, каркас - дело долгое и нудное, требующее перерывов, так что я немного отвлёкся на мостик.

Белый цвет - очень проблемный, но я надеюсь научиться с ним работать. Мелочёвка на мостике довольно примитивная, при желании можно заметно улучшить.

После сборки вскрылась совершенно неожиданная проблема: кончился кабель, из которого я делал проволочные детали. Я, конечно, предусмотрительно выцыганил у админов на работе ещё несколько, но в них проволока оказалась заметно толще, хотя с виду что там асус чёрненький, что тут:(Буду дальше искать, где ещё взять. Пока же использую проволоку из 40-контактного кабеля, она тоньше и паяется лучше, но малопригодна для больших деталей так как плохо держит форму. Для сравнения выкладываю фото лесенок, спаянных из старой и новой проволок. Так как штангель у меня с погрешностью +-0.1мм, точная толщина мне неясна, но навскидку в районе 0.2-0.3мм. Для сравнения - конструкция, на которой они висят, склеена из двух слоёв ватмана (около 0.5мм) плюс лист обычной бумаги из журнала (это то, что отслаивается).

Вследствие простоты пайки из этой проволоки хорошо получаются вот такие конструкции:

Их ставлю на избушку с дальномерами:

Ещё раз хочу отметить отличную сходимость и качество разработки в целом.

Ну и напоследок вернулся к каркасу, установил первые сегменты черновой обшивки. Для маленького корабля решил попробовать два слоя ватмана - вроде нормально вышло.

В начале 30-х годов прошлого столетия военно-морской флот Советского Союза был довольно слабо оснащен. В его состав входило всего 17 «Новиков», так называли существующие на тот момент эскадренные миноносцы. На момент создания их можно было считать лучшими в мире, но к 30-м годам они уже не шли ни в какое сравнение с теми эсминцами, которые были на вооружении у ведущих держав мира. Возникла острая необходимость в строительстве принципиально новых судов, способных конкурировать со своими "близнецами". Так появились эсминцы проекта 7.

Итальянский прототип

На тот момент самыми лучшими в мире считались эсминцы итальянского производства. Поэтому в Италию была срочно направлена группа советских ученых-инженеров, целью которых было перенять опыт заграничных коллег по цеху. Советские инженеры изучили документацию, понаблюдали за ходом строительства и вернулись на родину с новыми идеями.

Строительство новых эсминцев

С этого момента в началось строительство принципиально новых, современных эсминцев. Технический проект этих судов был утвержден в 1934 году и получил название «Проект № 7». Строительство эскадренных миноносцев нового поколения, также известных как эсминцы проекта 7 ("Гневный" - один из них), с этого момента было поставлено на поток и проходило под личным контролем главы государства И. В. Сталина. В это самое время недалеко от границ Советского государства английский эсминец напоролся на мину и затонул. Строительство было временно приостановлено, потому что судно, которое выходит из строя от одной мины, вряд ли можно было назвать совершенным. По приказу Сталина были срочно проведены проверки, нескольких конструкторов наказали. В итоге было решено строительство запланированного количества эсминцев проекта 7 закончить и спустить на воду, а следующую партию судов усовершенствовать и выпускать уже по улучшенному проекту.

Вооружение эскадренных миноносцев

При строительстве эсминцев главный упор делали на вооружение, чтобы максимально повысить оборонную мощь страны, пострадавшую в Первой мировой войне. Постепенно корабли совершенствовались. В частности было значительно улучшена система ПВО, которая изначально не отличалась особой точностью. Первые турбины Парсонса на эсминцах проекта 7 были сконструированы с солидным запасом. И конструкторы не ошиблись - эсминцы советского производства, построенные по проекту 7, были самыми сильными в мире на то время.

К началу Второй мировой войны советскими конструкторами было построено и спущено на воду 28 эсминцев проекта 7. Миноносцы главного противника - Германии - были несколько сильнее по вооружению (на одну пушку), но значительно уступали качеством двигательной установки, не отличающейся высокой надежностью. В итоге именно корабли этой серии стали главным костяком вооружения России на момент начала Второй мировой войны. Их использовали на всех морских театрах боевых действий. Противником из строя за время войны были выведены только 10 эсминцев, но они успели перед этим совершить не один подвиг.

Известные сражения

Во время войны часто бывает так, что обычный рядовой бой навсегда входит в историю. Именно таким стало сражение у мыса Канин Нос. В трудный 1942 год Россия нуждалась в помощи союзников. Оружие, топливо - все это мы получали морским путем благодаря конвоям. Но именно в сентябре 1942 года Уинстон Черчилль высказался о том, что конвои необходимо временно прекратить из-за больших потерь. Однако руководство страны уговорило Великобританию организовать очередной конвой, который начал движение 18 сентября. Находясь в зоне ответственности союзников, он потерял 11 судов. После этого охрану приняли на себя советские эсминцы. Среди них были известные «семерки» - «Гремящий» и «Сокрушительный». Возле мыса Канин Нос немцы атаковали конвой со всех сторон. В мощном комбинированном ударе участвовали немецкие самолеты и подводные лодки. Жестокий бой длился два с половиной часа. С воздуха конвой атаковали десятки торпедоносцев и бомбардировщиков, но все они были встречены мощным согласованным огнем. В результате жаркого сражения конвой прибыл к месту назначения и понес при этом минимальные потери. Только одно судно было торпедировано. Немцы в том бою потеряли 15 самолетов. Стало понятно, что конвои нужны, что это опасно, но вполне оправдано.

Эсминец «Разумный»

Эсминец «Разумный» проекта 7 прошел испытания и был спущен на воду в ноябре 1941 года. В задачи эсминца и его команды входило несение дозорной службы. В этот период одной из значимых страниц стало спасение команды корабля «Разящий», потерпевшего аварию. Командование «Разумного» успешно справилось с поставленной задачей. Для усиления Северного флота в 1942 году «Разумный» в числе еще трех эскадренных миноносцев был переправлен в порт Полярный. Во время переправления судов «Разумный» оказался зажатым с двух сторон льдинами, но, в конце концов, все-таки благополучно прибыл в порт. С этого момента корабль начал нести службу в составе Северного флота, совершил несколько боевых походов и до конца войны активно нес конвойную службу.

Эсминец «Гневный»

Один из самых известных эсминцев проекта 7 того времени. Перед командой «Гневного» стояла задача по установке минных заграждений в Финском заливе. Цель: остановить противника и не допустить прорыва к Ленинграду. Для выполнения поставленной задачи была собрана эскадра, во главе которой двигался «Гневный». Внезапно раздался взрыв - эсминец подорвался на немецкой мине. Тогда погибло 20 человек. Поврежденный корабль пытались взять на буксир, но это оказалось невозможно. Командование приняло решение потопить эсминец, чтобы он не попал в руки противника. Оставшаяся команда была переправлена на сопровождающие суда, а по «Гневному» открыли огонь. Этот проекта 7 стал первой крупной потерей в составе ВМФ России после начала войны.

Судьба «семерок» после войны

После окончания войны все эсминцы проекта 7, участвовавшие в сражениях, были отправлены на капитальный ремонт, после чего снова вернулись в строй. Они прослужили в военно-морском флоте Советского Союза еще около 12 лет. За эти годы их конструкция и вооружение модернизировались и совершенствовались. Даже внешний вид миноносцев проекта 7 претерпел изменения. Позже, в 50-х годах, "семерки" стали постепенно вытесняться принципиально новыми и совершенными эскадренными миноносцами и выводиться из состава ВМФ. На сегодняшний день сохранились только три легендарные «семерки», которые передали на вооружение в КНР. Там их переименовали и назвали в честь маньчжурских городов. Одним из этих судов является эсминец «Рекордный», который прослужил в военно-морском флоте России весь срок, а после модернизации в Китае исправно нес дозорную службу вплоть до 80-х годов.

Заложен 7 марта 1936 года на заводе № 200 в Николаеве под именем «Прочный», перезаложен 15 августа 1937 года на заводе № 202 во Владивостоке. Спущен на воду 30 июня 1939 года, 25 сентября 1940 года переименован в «Разумный». Вступил в строй 20 октября 1941 года и 7 ноября 1941 года включён в состав ТОФ.

В связи со слабостью Северного флота и необходимостью его срочного усиления, командование решило перебросить несколько кораблей с дальнего востока в Мурманск. Для этого были выбраны лидер «Баку» и эсминцы «Разъярённый», «Разумный» и «Ревностный». Эти корабли вошли в состав Экспедиции особого назначения ЭОН-18, которой предстояло пройти Северным морским путём. Корпуса кораблей одели в ледовые «шубы» - широкие пояса из деревянных брусьев и досок, обитые сверху кровельным железом. Во внутренних помещени­ях установили дополнительные подкрепления из металлических балок, деревян­ных стрингеров и пиллерсов. Один из гребных винтов заменили специальным ледовым, с чугунной ступицей и стальными съемными лопастями, второй оставили штатным (на «Разумном» оставлен левый винт, на «Разъярённом» - правый), но его лопасти усилили стальными полосами толщиной в 10 мм. В разных местах корпуса были установлены тензодатчики, показывающие величину деформации корпуса. Были проведены работы по утеплению жилых помещений.

Отряд вышел из Владивостока 15 июля 1942 года. Через 3 дня эсминец «Ревностный» столкнулся с пароходом «Терней», и его пришлось оставить в Советской гавани. Оставшиеся корабли благополучно прибыли в Петропавловск-Камчатский, а 30 июля - в бухту Провидения. Там они задержались до 14 августа для замены винта на «Разъярённом».

15 августа ЭОН-18 попала в лёд. Ледокол «Микоян» не мог самостоятельно справиться со льдом, поэтому на помощь ему были отправлены ледоколы «Каганович» и «Сталин». Но и этого оказалось недостаточно. Эсминец «Разумный» был зажат льдом с двух сторон, с 26 августа по 8 сентября он не мог сдвинуться с места. Выбравшись из льда, отряд относительно благополучно прибыл в Тикси, где пополнил запасы провизии и топлива. Через несколько дней отряд двинулся дальше.

Немецкий флот совершил попытку перехвата отряда, направив навстречу кораблям «карманный линкор» «Адмирал Шеер». Однако в условиях плохой видимости ЭОН-18 разминулась с противником, направившимся к порту Диксон.

Завершающая часть похода прошла достаточно спокойно. В 9.20 14 октября корабли ЭОН-18, пройдя 7327 миль, вошли на рейд Ваенги.

21 ноября участвовал в спасении личного состава гибнущего эсминца «Сокрушительный», но, имея главной задачей противолодочную оборону кораблей, спас только одного человека.

20 января 1943 г. совместно с лидером «Баку» вышел в море для атаки обнаруженного радиоразведкой конвоя противника. В 22.03 были обнаружены «суда» противника. Корабли начали занимать позицию для атаки, но при сближении «противником» оказался о. Вардё. В 22.09, разобравшись в обстановке, вновь легли на прежний курс. В 23.14 по пеленгу 270° на дистанции около 70 кабельтовых обнаружили отряд боевых кораблей в составе минного заградителя «Скагеррак», тральщиков М-303 и М-322, противолодочных кораблей Uj-1104 и Uj-1105, шедших курсом 110-115°, принятых за конвой в составе двух транспортов, эсминца, сторожевого корабля и тральщика. «Баку» сразу же повернул на них. В 23.15 германские корабли начали давать опознавательные сигналы, а лидер и эсминец их репетовали. В 23.22 «Баку» с дистанции 26,5 кабельтовых дал торпедный залп из одного аппарата (второй отказал) по, как он считал, второму транспорту и одновременно открыл по нему огонь артиллерией всех калибров. В 23.24 он начал поворот вправо для отрыва от противника и лёг на курс 62°, увеличив ход до 30 узлов. «Разумный», шедший в кильватер лидеру, перепутав сигнал «Рцы» (атаковать торпедами) с сигналом «Покой» (поворачивать вправо), торпедного залпа не произвел и, открыв артиллерийский огонь якобы по миноносцу противника, через 10 секунд после поворота лидера последовал за ним, сделав всего 15 залпов. Вражеские корабли отвечали артиллерийским огнём, предположительно стреляли также две батареи с берега. Результаты этого боя до сих пор точно неизвестны. По советским данным, был потоплен торпедой один из кораблей противника. Повреждений от огня вражеских кораблей лидер и эсминец не получили.

3 и 4 февраля участвовал в эскортировании четырёх транспортов из Белого моря в Кольский залив. 25 февраля встал в Росте в ремонт. 3 апреля, находясь в сухом доке, в 21.45 был поражен авиабомбой, которая, пробив все палубы, разорвалась рядом с бортом. Еще одна бомба разорвалась в доке в 1,5 м от борта, один человек был убит, трое ранены. Ремонт продолжался до 25 июня.

До конца войны эсминец эскортировал конвои, несколько раз выходил на поиск кораблей противника, участвовал в обстреле норвежского порта Вардё.

Модель собиралась очень хорошо. Красил кистью Звезда Супер.

Эсминец «Разумный» (проект 7, тип «Гневный»), СССР, 1941 г.

Накануне Великой Отечественной войны флот в Советском Союзе, по существу, создавался заново. Основные классы надводных кораблей в нашей стране не строили со времен первой мировой войны. Первыми и самыми многочисленными эсминцами новой постройки, стали корабли проекта 7, разработанного в 1934 г. под руководством главного конструктора В.А.Никитина. Закладка головного корабля – эсминца «Гневный» состоялась 27 ноября 1935г. на Северной судостроительной верфи в Ленинграде.
Корпус корабля отличался стремительными обводами и очень большим отношением длины к ширине (10,7:1). Две турбины развивали максимальную мощность по 27 000 л.с., что позволяло эсминцу достигать скорости до 38 узлов (свыше 70 км/ч). Проектное вооружение состояло из двух трехтрубных торпедных аппаратов, четырех 130-мм универсальных орудий, двух 76-мм универсальных орудий, 4-5 37-мм зенитных автоматов, а также зенитных пулеметов. Впоследствии зенитное вооружение неоднократно усиливалось.
Всего было построено 29 эсминцев проекта 7 и 17 – проекта 7У («улучшенный») с иным расположением энергетической установки, и еще один – проекта 7УЭ (с измененным электрооборудованием).
Эсминцы проекта 7, несколько отличавшиеся друг от друга, строились тремя сериями на шести заводах в Ленинграде, Николаеве и Комсомольске на Амуре. До 22 июня 1941 года успели вступить в строй 21 «семерка» и 9 «семерок У», что составляло почти половину количества советских эсминцев.
Эсминец «Разумный» (до 25 сентября 1940 – «Прочный») относился к III серии «семерок» и был заложен в июле 1936 года на заводе в Николаеве. В августе 1937 года его отправили для достройки на Дальний Восток. Спуск на воду состоялся 30 июня 1939 года, а ввод в строй - 20 октября 1941 года. Его боевая биография началась в 1942 году, когда было принято решение перебросить Северным морским путем несколько кораблей с Тихого океана, чтобы усилить Северный флот. В состав «Экспедиции особого назначения» (ЭОН-18) вошли лидер эсминцев «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный». 14 августа экспедиция тронулась в путь, а 14 октября отдали якоря в Ваенге (ныне – Североморск). С прибытием ЭОН-18 на северном флоте была создана бригада эсминцев, в которую входили «семерки» «Гремящий», «Громкий», «Грозный», «Сокрушительный», «Разумный» и «Разъяренный». 15 ноября 1943 года, при проводке из Тикси в Архангельск конвоя АБ-55, «Разумный» потопил немецкую подводную лодку, а 8 декабря 1944 серией глубинных бомб уничтожил и вторую вражескую субмарину.
Столь же активно действовали на Севере и другие эсминцы этого проекта. Особенно отличился «Гремящий», который сбил 14 и повредил 23 самолета противника, а также потопил германскую подводную лодку U-585. 1 марта 1943 года «Гремящий» был удостоен гвардейского звания.
После окончания войны оставшиеся в строю 18 «семерок» прошли капитальный ремонт и модернизацию. Четыре тихоокеанских «семерки» в 1954-55 годах были переданы ВМС Китая, а в 1956-58 годах остальные корабли этого проекта были переклассифицированы в корабли-цели и опытовые суда.