Чем отличается кража транспортного средства от угона. Что делать, если украли машину? Пошаговая инструкция

Преступники часто крадут автомобили, потому как транспортное средство можно выгодно продать или использовать для своих целей. Неправомерные действия могут по-разному квалифицироваться в зависимости от ситуации. Угон автомобиля отличается от кражи рядом признаков, о которых полезно знать. Данные преступления по-разному наказываются, потому как различаются их цели и сопутствующие обстоятельства.

Особенности понятий угона и кражи автомобиля

Кража – это преступное действие, которое заключается в тайном завладении имуществом для личной выгоды. В этом случае злоумышленник действует скрытно и не желает быть обнаруженным. Как правило, он заранее продумывает план действий и знает, какую прибыль сможет получить. Данный термин применяется не только по отношению к транспортным средствам, но и в случае хищения иного вида имущества.

Угон – это неправомерное завладение автомобилем. В большинстве случаев преступник не думает о том, какую выгоду он сможет получить. Чаще всего он хочет использовать автомобиль для передвижения или ради развлечения. Нередко это преступление осуществляется группой лиц в возрасте от 16 до 20 лет. Четкий план действий отсутствует, потому как неправомерное деяние происходит спонтанно. Отметим, что угнать можно только движимый объект.

Как можно понять, эти виды преступлений достаточно схожи , но при этом имеют различия. Для того чтобы четко понимать, что произошло, потребуется определить цель злоумышленника. Потому как если он решил украсть автомобиль с целью продажи и получения выгоды, тогда преступление не является угоном.

Основные характеристики

Преступления следует квалифицировать по определенным признакам. Важно определить каждый пункт, чтобы четко осознавать, что именно произошло. Мы рассмотрим, какие характеристики будут учитываться.

Квалификация по признакам:

  1. Цель. Необходимо четко определить, с какой целью было совершено преступное действие. Угон происходит без желания присвоить имущество или деньги, допустим, продав машину. Кража, напротив, осуществляется для получения выгоды с продажи машины или конкретных ее элементов.
  2. Объективная сторона. Она проявляется в активных действиях преступника. Когда происходит кража, злоумышленник тщательно продумывает все заранее. Допустим, он решает, где будет храниться авто, как можно вскрыть замок, как сбыть машину. В случае угона все происходит неожиданно и необдуманно. Например, у злоумышленника просто возникло желание прокатиться на чужом автомобиле.
  3. Субъект. Определяется возраст злоумышленников. Угонщиками оказываются люди до 20 лет, а кражу совершают более зрелые лица. Потому как юные преступники не осознают последствия своих действий и просто делают то, что хотят. Взрослые люди понимают, что их может ожидать за хищение.
  4. Момент окончания. Кража будет окончена в тот момент, когда преступник решит распорядиться похищенным имуществом. То есть, он найдет возможность продать машину. Угон будет завершен в тот момент, когда злоумышленник переместится на транспортном средстве с места его нахождения.
  5. Предмет посягательства. Когда нарушитель решает угонять авто, он не знает примерную его стоимость и не обращает внимания на марку. Если осуществляется воровство, то человек четко понимает, какую прибыль он получит и ищет наиболее выгодный объект.

Данный список не является полным и позволяет лишь примерно понять состав преступления и отличия рассмотренных видов. Работникам правоохранительных органов не составляет труда определить, к какому типу относится неправомерный поступок. Однако обычным гражданам будет полезно знать, по каким параметрам можно квалифицировать нарушение.

Предусмотренное наказание

Важно знать, чем будет отличаться хищение от угона для того, чтобы правильно расследовать дело и рассмотреть в суде, вынеся приговор. Потому как для каждого деяния предусмотрена своя статья. Минимальное наказание для угона – штраф в размере 120 000 рублей, а максимальное – лишение свободы. В этом случае применяется статья 166 УК РФ.

Важно! За кражу грозит штраф в размере до 500 000 рублей, также могут лишить свободы на срок до 6 лет, если был причинен крупный вред. Человек осуждается по статье 158 УК РФ.

Конкретная мера наказания определяется в судебном порядке, учитываться будет не только вид преступления, но и сопутствующие обстоятельства. Человек может обойтись даже небольшим штрафом, если его поступок посчитают незначительным. А могут даже лишить свободы на срок до 10 лет, если было совершено серьезное преступление. Именно поэтому похитители нередко пытаются доказать, что взяли машину просто покататься и вовсе не хотели продавать.

Сравнительный анализ

Для того чтобы отличие между угоном и хищением стало более очевидным, проведем сравнительный анализ. Разграничение между этими видами преступлений довольно четкое . Достаточно лишь знать характеристики.

Нарушитель желает только на время завладеть транспортом.

Главная задача – получить авто для дальнейшего владения или для сбыта машины или ее элементов.

Все происходит внезапно, предварительный умысел отсутствует.

Есть четкий план, в котором продуманы все этапы хищения.

Нередко угон происходит под алкогольным опьянением. Человек не понимает всех его последствий.

Гражданин или группа лиц действует на трезвую голову и понимает, что совершает. При этом объект кражи тщательно выбирается заранее.

Преступник находится в молодом возрасте, чаще всего до 20 лет.

Вор достаточно зрелый и, возможно, уже привлекался за подобные деяния.

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


В связи с увеличением количества автомобилей они все чаще становятся предметом противозаконных посягательств. Причем в отношении транспортных средств могут совершаться два вида преступлений: . Обращения граждан за защитой в правоохранительные органы считаются самыми многочисленными по стране. Эти два преступных деяния имеют свои дифференциальные черты и нюансы при квалификации.

Чтобы разобраться, чем отличаются эти два понятия, необходимо раскрыть их значение и проанализировать состав преступных деяний в соответствии с нормами УК. Итак, давайте узнаем, как статья «светит» за угон машины в РФ, чем отличается угон автомобиля от кражи, а также о других важных нюансах.

Чем отличается угон от кражи?

Понятия терминов

Итак, кража и угон автомобиля: в чем разница?

  • Кража представляет собой преступное деяние, которое выражается в тайном завладении ТС из меркантильных побуждений.
  • Угон – это завладение любым автотранспортным средством неправомерным способом. При этом злоумышленник не имеет цели хищения, т.е. завладения чужим имуществом из корыстных целей.

Как видно из формулировок, отличие кроется в цели преступных посягательств – необходимо определить, была ли цель завладеть чужим ТС или ее не было. Термин «угон» является более узким по своему значению, поскольку предметом посягательства может быть только движимое имущество, которое представляет экономическую ценность.

Квалифицирующие признаки

Общие признаки у данных преступных деяний имеются, однако квалификация происходит по различным нормам. Дифференциация похищения ТС и угона возможна по следующим признакам:

  1. Цель . Целью угона является временное завладение авто или другим ТС без желания обратить в свою пользу его полностью либо по отдельным деталям (поездка, передача другому лицу для дальнейшей реализации или разборки на запчасти). Цель кражи – завладеть авто для постоянного использования либо для его продажи целиком или отдельных элементов конструкции.
  2. Объективная сторона , которая проявляется в активных действиях злоумышленника. При угоне преступники действуют спонтанно, без предварительного планирования преступного деяния (возникло желание покататься на чужом авто). При краже действия злоумышленников продумываются заранее: обдумывается способ вскрытия замка, способ передвижения авто, место хранения, а также отрабатываются пути сбыта ТС.
  3. Субъект . Лиц, совершающие угон, можно охарактеризовать как молодые люди до 20 лет. Часто угоняют транспортные средства личности, находящиеся в нетрезвом состоянии. А кражу совершают лица более зрелого возраста, которые осознают свои действия и их последствия.
  4. Момент окончания . Угон считается завершенным тогда, когда ТС переместилось виновными лицами с места нахождения любыми способами. Кража ТС считается оконченной, когда у злоумышленника появилась возможность распорядиться им (реализовать полностью или отдельные конструктивные элементы).
  5. Предмет посягательства . Угоняя авто, злоумышленники не оценивают его стоимость, не придают значения марке и модели. При краже ТС оценивается с позиции наибольшей финансовой ценности, чтобы получить за него наибольшую выгоду.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Правовое регулирование злодеяния

  • Ответственность за кражу ТС предусмотрена нормой 158 УК, в которой раскрывается понятие злодеяния, а также его квалифицирующие признаки.
  • Ответственность за угон предусматривается 166 статьей УК, которая наступает при завладении любым видом транспорта (определение понятия «транспортное средство» можно найти в ПДД и других законодательных актах). К иным механическим ТС относятся: мотоциклы, автобусы, троллейбусы, трактора, моторные лодки и другие.

Большинство элементов состава данных злодеяний, а также размер санкций имеют схожие характеристики. Поэтому на практике очень сложно точно отграничить оба этих злодеяния. А теперь самое время поговорить про уголовную ответственность за угон транспортного средства.

О законодательных инициативах в отношении изменений в статью 166 УК РФ в отношении угона авто расскажет данное видео:

Виды ответственности и наказания за кражу и угон автомобилей

Указанными выше нормами УК предусмотрены различные формы наказаний за угон и похищение ТС. Степень наказания будет зависеть от обстоятельств преступного деяния. К тому же, действия злоумышленника могут быть квалифицированы по совокупности этих двух преступных деяний.

За простой угон предусмотрены санкции:

  1. Минимальное наказание: до 120000 рублей либо размер годового заработка.
  2. Максимальное наказание: лишение свободы до 5 лет.

За простую кражу законодатель установил следующие санкции:

  1. Минимальный предел наказания: наложение штрафа до 80000 рублей либо сумма полугодового заработка.
  2. Максимальное наказание: тюремное заключение до 2-х лет.

Кроме установленных пределов суд может назначить и другое альтернативное наказание: привлечение к выполнению принудительного труда или работ исправительного характера, арест, ограничение свободы. Учитывается каждый конкретный случай.

Квалифицированные типы преступления

В соответствии с ч. 2, 3, 4 нормы 166 УК угон имеет следующие квалифицированные виды:

  1. Злодеяние, совершенное группой лиц (имеется признак предварительного сговора) (минимальная санкция: штраф; максимальная: тюремное заключение до 7 лет).
  2. Угон с использованием насилия, которое не является опасным для жизни и здоровья потерпевшего либо с угрозой применения такого насилия.
  3. Злодеяние, которое совершается организованной группой, либо результатом которого явился вред в особо крупном размере (безальтернативная санкция – лишение свободы до 10 лет).
  4. Угон с использованием насильственных методов, которые представляют действительную опасность для жизни и здоровья, либо с угрозой применения (санкция: тюремное заключение до 12 лет).

На основании ст. 158 УК можно обозначить следующие квалифицированные признаки похищения автотранспортного средства:

  1. Группа лиц, которые заранее вступили в сговор.
  2. Организованная группа.
  3. Незаконное проникновение (гараж или иное помещение, предназначенное для хранения авто).
  4. Крупная и особо крупная величина ущерба (свыше 250 тысяч и свыше 1 млн. рублей соответственно).

За квалифицированную кражу ТС предусмотрено более жесткое наказание.

Несовершеннолетние субъекты

Итак, давайте поговорим про наказание за угон автомобиля несовершеннолетним. Субъектом преступного деяния, предусмотренного нормой об угоне, является гражданин, достигший 16-летнего возраста. Соответственно, виновное лицо может быть и несовершеннолетним.

Если же угонщик не достиг указанного возраста, он может быть привлечен к ответственности за совершение хулиганских деяний. В соответствии с нормой 213 УК субъектом совершения хулиганских действий является лицо, достигшее 14 лет.

Угон машины в пьяном состоянии, ответственность, статья УК и срок за него рассмотрены ниже.

Состояние опьянения

Сам факт нахождения злоумышленника в нетрезвом состоянии (под воздействием алкогольных напитков или других наркотических препаратов) является отягчающим обстоятельством. Это связано с увеличением степени общественной опасности, поэтому к злоумышленнику будут применены более строгие санкции. При задержании угонщика в таком состоянии сотрудниками ГАИ к нему также будут применены меры административной ответственности за несоблюдение ПДД. Применение данных мер возможно только при отсутствии элементов уголовного злодеяния (ст. 12.8 КоАП).

А если угон ТС в состоянии опьянения повлек за собой последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или летальный исход человека (нескольких человек) без прямого умысла (неосторожная форма вины), то злодеяние будет квалифицироваться по совокупности (ст. 264 УК).

Также необходимо учесть факт, что злоумышленник обязан возместить причиненный ущерб потерпевшему (ст. 151, 1064 ГК).

Попытка злонамеренных действий

Покушение на угон или кражу ТС будет иметь место при следующих обстоятельствах:

  • проникновение злоумышленника в кабину ТС;
  • неудачная попытка завести мотор авто;
  • попытка взлома замков либо сигнализации;
  • другие подобные действия, которые свидетельствуют о совершении угона, но по независящим причинам злоумышленник не смог завершить его.

Покушение на угон будет квалифицироваться только при отсутствии цели хищения. Если же будет установлена корыстная цель завладения чужим авто, то действия будут квалифицироваться как покушение на хищение ТС. Ответственность злоумышленника при данных обстоятельствах будет наступать за соответствующее преступное деяние с учетом ст. 30 УК.

О том, какое наказание и уголовная ответственность предусмотрены за угон автомобиля с пассажирами в России, расскажем ниже.

Попытки угона достаточно часто так и остаются попытками. О наиболее частых случаях расскажет данный видеосюжет:

Кража ТС с пассажирами

Если при угоне в транспортном средстве находились другие люди (пассажиры), то действия угонщика могут быть квалифицированы по совокупности следующих статей:

  1. Норма 127 УК – за то, что угонщик незаконным способом лишил другого человека свободы. При этом злоумышленник может действовать исходя из хулиганских побуждений или же для того, чтобы пассажиры не чинили препятствий в совершении угона. Для этого угонщик может применять различные средства для удержания в автомобиле (связывание). Для квалификации необходимо установить умысел угонщика авто.
  2. Норма 126 УК – похищение. Действия угонщика будут квалифицированы по данной статье, только если будет доказана вина угонщика и умысел, поскольку это преступное деяние имеет совершенно иной объект и предмет посягательства.

Если же к пассажирам применялись насильственные действия или угроза их применения, то деяния угонщика также будут квалифицироваться по соответствующим нормам УК, объектами которых выступают жизнь и здоровье. Пассажиры «поневоле» могут требовать по суду компенсации морального вреда.

Также следует принять во внимание, что само нахождение пассажиров в угнанном автомобиле не указывают на то, что эти лица являются соучастниками. Если пассажир выполнял пассивную роль, то действия не могут быть квалифицированы как соисполнительство.

Сложность доказывания того или иного злодеяния заключается в том, что злоумышленник «со стажем» может заявить, что не имел умысла присвоения чужого авто, а просто из хулиганских побуждений взял покататься на время. Органам следствия и дознания порой бывает сложно доказать обратное, соответственно злоумышленник может отделаться менее серьезным наказанием.

Для действительных похитителей автомобилей 166 норма УК представляет собой лазейку, с помощью которой можно значительно «скосить» наказание до выплаты незначительного штрафа, поскольку тюремное заключение применяется в самых крайних случаях. Квалификация преступных деяний будет полностью зависеть от обстоятельств дела, представленной стороной защиты доказательственной базы. Окончательное решение всегда остается за судебной инстанцией.

Накануне выборов лавина человеколюбивых инициатив захлестнула СМИ и органы государственной власти. Постаралось и одно из доверенных лиц главного кандидата, член ОНФ Вячеслав Лысаков, носящий с недавних пор значок депутата Госдумы РФ. Защитник прав автомобилистов «в законе», открыто противопоставленный оппозиционному Канаеву из ФАРа, вчера выдвинул проекты поправок к КОАП и УК РФ, касающихся самых насущных, самых актуальных положений законодательства. В частности, Лысаков предложил немного ослабить наказание за неуплату штрафов и вернуть минимально-допустимое содержание алкоголя в крови водителя. В ту же копилочку попало и предложение об отмене 166 УК РФ - "Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения". По мнению депутата, «эту статью надо убрать, а угон транспортных средств квалифицировать по тем статьям, которые предусматривают большее наказание" (цитата по РИА Новости).

С отменой этой статьи у нас просто сериал какой-то, твин-пикс бесконечный. 20 лет кряду одна часть общества твердит о неправомерности разделения понятий «угон» и кража», а другая, более подкованная юридически, лениво им оппонирует, приводя примеры реальных «угонов без цели хищения» и апеллируя к международной практике.

По мнению Лысакова, дело в недостаточном наказании по ст. 166, следовательно, статью нужно отменить. Оцените логику депутата! Не ужесточить наказание за угон, а махом убрать статью УК и всех угонщиков сажать исключительно за кражи. Так можно эту прогрессивную мысль додумать до конца и отменить все прочие статьи Уголовного кодекса, оставив одну, по которой полагается пожизненное заключение - больше бояться будут!

Давайте попробуем разобраться не в логике депутата, а в логике жизни. Насколько вообще справедливо разделение понятий «угон» и «кража» применительно к транспортным средствам? Для этого не нужно углубляться в недра юриспруденции, достаточно самых поверхностных знаний.

Угон - как гласит нынешняя его трактовка, это «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». К сожалению, целеполагание угонщиков отнесено исключительно в компетенцию следствия и судей, УК более подробно это не разъясняет. А ведь достаточно дополнить формулировку статьи уточнением понятия «угон» - и большинство противоречий исчезнет, и у угонщиков уже не останется лазейки в виде заявки «взял покататься». Это, заметим, ещё и весьма коррупционноёмкая статья в её нынешнем виде, за «долю малую» следователь может с полным основанием переквалифицировать «кражу» в «угон» и никто ему слова не скажет - всё по закону, умысла, типа, не было. Так вот, уточнение 166 статьи УК может выглядеть следующим образом: угон - это действо без цели хищения, не повлёкшее в результате совершения материального ущерба для владельца транспортного средства, не создавшее ограничений в праве распоряжения и пользования принадлежащим владельцу имуществом.

Примеры очевидны. Если некто взял машину покататься и ДОБРОВОЛЬНО ВЕРНУЛ, в том же состоянии, в котором брал - это угон. Если угонщика поймали и вернули машину владельцу в исходном состоянии и он не имеет материальных претензий к преступнику - это угон. Если же машину возвращают, но с прожжёными сиденьями, разбитыми фарами и заблёванным багажником - это уже ущерб, то есть кража. Если машину возвращают, но днём позже, чем владелец собирался её продать, вследствие чего сделка не состоялась - это ущерб, то есть кража. И так далее.

Вообще, радикально упростить положение вещей можно - внимание! - не отменой 166-ой статьи, а, напротив, её усилением в виде вывода в неё из других статей всех обстоятельств, связанных с хищением транспортных средств. Пусть 158-ой остаются иные виды имущества, а если ты сел в чужую машину и проехал хотя бы один метр - это угон, будь добр ответить именно за это. Это потребует перетряски всех существующих частей 166-ой статьи (ныне их четыре, причём вторая часть имеет два подпункта). В части 3, кстати, есть упоминание ущерба, но не в контексте уточнения понятия «угон», а просто как градация данного действа. Тут вообще возникает смысловая коллизия: завладение автомобилем без цели хищения, но с причинением ущерба! Звучит как оксюморон типа «гуманного убийства». Это противоречие немедленно нужно убирать, переписав статью и предложив более полную классификацию угонов.

Итак, в одной статье могут легко ужиться все ныне известные преступления, связанные с отчуждением автомобилей от владельцев, включая, кстати, и разбой. Их так и следует классифицировать: угон без ущерба, угон с материальным ущербом, угон с нравственным или физическим ущербом. Названия деяний (угон, кража, разбой) можно сохранить, можно придумать новые - не суть. Важно, чтобы не осталось лазеек для произвольных трактовок этих деяний. Следовательно, за однозначные преступления можно будет назначить и адекватные наказания. Не нравится Лысакову «от штрафа до пяти лет» за обычный угон - ради бога, это обсуждаемо, это и впрямь слишком широкая «вилка» для одного и того же преступления. Но не надо с водой выплёскивать ребёнка, вообще удаляя из Уголовного кодекса единственную профильную статью!

Теперь об актуальности самой инициативы Лысакова. Очевидно, что депутат мыслит не столько благом людей, сколько требованиями текущего момента, в который нужно продемонстрировать, как ОНФ-Единая Россия-Правительство (а Лысаков выступает полпредом всех трёх структур!) любит свой народ. Однако это не отменяет реальной актуальности вопроса, по крайней мере, с точки зрения простого автовладельца. Никто не хочет, чтобы его автомобиль угнали и ужесточение ответственности может немного расслабить напряжённость ожиданий обывателя. А эта медаль, извините, имеет и обратную сторону. Обыватель под напором торжественных реляций СМИ может так расслабиться, что вообще перестанет думать о вероятности угона! Что, конечно, сыграет на руку тем, кто не боится никакого наказания и всё равно будет угонять автомобили.

Против кого может быть направлено ужесточение? Против дилетантов, залётных многопрофильных воришек, которые сегодня Мазду уведут, завтра ларёк с пивом «бомбанут». Им - да, есть разница, сидеть год или десять. Но те, кто создал устойчивый бизнес на угонах, ужесточение наказания - как слону дробина. Если, конечно, за угон не будут давать безальтернативный расстрел с конфискацией. Достаточно полистать криминальные и судебные хроники в их ретроспективе, чтобы понять: реальные профессионалы угонного дела почти никогда не садятся в тюрьму! Их отмазывают на предварительных этапах, грамотно, с привлечением хороших юристов и своевременных «заносов». Вместо них садятся «быки» - рядовые мальчики, играющие в романтику на подсобках у профи. Мальчиков много, одних посадят, сразу другие найдутся, не простаивать же бизнесу! Количество угонов это не уменьшит.

Есть и другое, не менее важное обстоятельство: всех вип-персон угонного бизнеса, тех кто и определяет «количество и качество», в седьмом отделе МУРа знают поимённо. Но либо по закону предъявить им нечего, либо, что чаще, и не очень хочется - не с кем будет в баньку сходить, пива выпить, на бильярде перекинуться… Не от кого будет получить регулярный «конвертик».

Жизнь сводила автора этих строк с легендарными личностями противоугонного мира - Валерием Стрелецким (начальником 7-го отдела МУРа), Владимиром Иконниковым (начальником отдела розыска московского ГАИ) и его преемником Лындиным, я брал у них интервью и много разговаривал неформально, не под диктофон.Сложилось впечатление, что даже в рамках существующего законодательства профессионалы могут покончить с угонами в очень короткий срок. Это не метафора - угоны вполне реально сделать исчезающим видом преступления, оставив только случайные рецидивы от малолетнихимбецилов. И для этого не надо вводить смертную казнь - нужно просто каждому профессионалу быть кристально честным человеком и всегда доводить поимку преступника до реального наказания. Нужен тот самый идеальный принцип неотвратимости наказания. Увы, идеальные принципы в реальном мире не работают, а кристально честных людей не существует не только в МУРе и ГИБДД, но и в природе. Но, повторюсь, механизмы для этого есть - и у дорожной полиции, и у мастеров сыскного дела. Так что работать нужно не только в направлении пересмотра Уголовного кодекса, которого всё равно никто не боится, а в создании таких условий для работы полицейских, при которых исключатся взятки, совместные сауны с преступниками, исчезновение из уголовных дел доказательств и вещдоков и всех иных разваливающих дела обстоятельств.

В этом контексте любопытно посмотреть, почему же время от времени нам предъявляют задержанных с поличным угонщиков или даже целые банды?

Ну, совсем без результата работать полицейским тоже нельзя, общество не поймёт. И потом, такие задержания - это тоже средство конкурентной борьбы в этом неоднородном мире. Кто ближе к «нужным людям», тот может и конкурента руками сотрудников МУРа нейтрализовать, и наказать «нарушителей конвенции» (бригаду, зашедшую на чужую территорию или не поделившуюся со старшим по иерархии).

Короче говоря, инициатива Лысакова - это голый, безжалостный популизм, действие, начатое с конца. Ему бы поговорить с реальными операми, вникнуть в реальные проблемы. Но это же сложнее, чем заседать в Думе и выдавать законопроекты, которые однозначно понравятся большинству. Собственно говоря, его и в Думу избирали, чтобы нравился. А с угонами пусть борются профессионалы, и пусть они же и выдвигают предложения по изменению статей УК. Вот увидите, не пройдёт лысаковское предложение, забудут про него сразу после выборов.

Что подразумевают под кражей и угоном транспортного средства? Являются ли такие понятия синонимами? Рассмотрим, что об этом говорится в Уголовном кодексе Российской Федерации. Выясним, какие характерные особенности каждого преступления можно выделить.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В последние годы в Российской Федерации участились случаи угонов и хищений транспортных средств. Если виновники будут пойманы, их ожидает ответственность в соответствии с Уголовным кодексом. Но как квалифицировать преступление? В чем суть угона и кражи, какие их отличительные черты?

Понятие

Угон и кража – преступления, которые встречаются довольно часто, и в последнее время прослеживается их рост. Раскрываемость таких неправомерных действий находится на низком уровне.

Кража автомобиля – тайное хищение, то есть скрытное действие, которое осуществляется с целью завладения транспортным средством. Изъятие автомобиля осуществляется в корыстных целях, является безвозмездным.

Предмет посягательства – исключительно чужое движимое или недвижимое имущество, которое имеет экономическую ценность.

Под угоном понимают противозаконное завладение транспортным средством. В таких случаях автомобиль изымается из собственности лица, при этом не преследуется цель хищения.

Квалификация будет определена с учетом конечной цели преступления: было ли желание похитить машину, или такая цель не преследовалась.

Угон – более узкое понятие, та как предметом может быть только движимые виды имущества, что являются экономически ценными.

Как в законодательстве

Содержит сведения об угоне автомобиля Уголовный Кодекс РФ:

  1. В имеется информация о совершении краж и мерах наказания.
  2. предусматривает ответственность за угон.

При рассмотрении определения «транспорт» необходимо опираться на ст. 2 , пункт 1.2 части 1 ПДД.

В соответствии с такими документами ответственность предусмотрена не только при неправомерном завладении механическим ТС. А значит, нормы распространяются на любой вид транспорта.

В законодательстве понятия «угон» и «кража» сближены по составу преступления и видам наказания.

Чем отличается угон автомобиля от кражи

Угон и кража имеют несколько общих признаков, но являются совершенно разными преступлениями.

Угон, зачастую, осуществляется группой лиц. Их действия имеют такую последовательность:

  • вскрытие транспортного средства;
  • его угон;
  • передача автомобиля другому человеку, который будет заниматься перепродажей ТС или разберет его на запчасти.

Наказание обычно не строгое, так как находится оправдание такого плана: взял покататься, реализовать авто не собирался и т. д.

При рассмотрении дела о краже автомобиля будут фигурировать такие понятия: крупный размер, организованные группы. Такое преступления является более тяжким.

Если машина была угнана, компенсационные выплаты собственнику не полагаются. Поэтому установлено, что любой риск принимает лицо, что незаконно завладело имуществом.

Из-за действия виновников собственник авто утрачивает над ним контроль, и появляется возможность осуществить хищение ТС. Так на угонщиков будет распространяться имущественный вид ответственности за нанесенный ущерб.

Отличия кражи и угона имеют несколько субъективных и объективных признаков – цель, мотив совершенных действий.

Составим сравнительную таблицу основных отличий преступлений:

Угон Кража
Угонщик преследует цель временно завладеть машиной или иным ТС Основная цель – получить автотранспорт для постоянной эксплуатации или реализации всего объекта или его конструктивных элементов
Действия совершаются спонтанно, нет злого умысла. Лицо просто решает «прокатиться» на машине Действия злоумышленником тщательно продуманы, отрабатывается способ передвижения ТС, авто скрываются
Чаще преступление совершается молодыми людьми (16 – 20 лет) Преступники более зрелые.
Большая часть угонов осуществляется лицами, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения Злоумышленники прекрасно понимают, что делают, мыслят трезво, предварительно выбирают свою «жертву»
Преступление завершено, когда транспортное средство уведено с места, где находится, любыми способами. После хищения авто или его запчасти обычно перепродаются
Не имеет значение ни стоимость автомобиля, ни его марка, ни год выпуска Выбирается автомобиль, с которого можно получить экономическую выгоду

Такие отличия не являются исчерпывающими. Список можно продолжать.

Частыми являются случаи, когда угон квалифицируется как кража. Бывает, что наказание назначается лицу, которое такого преступления не совершал.

Рассмотрим на примере классический угон. Молодой человек шел по аллее. У него было приподнятое настроение, причиной чему стала успешная сдача экзамена (он получил водительские права).

Он увидел автомобиль полиции, дверь которого была приоткрыта. Работники полиции находились на задержании преступника и попросили помочь водителя.

Новоиспеченный водитель решил прокатиться и проверить свои навыки вождения. Не имея злого умысла он сел в авто и уехал.

Суд квалифицировал действия мужчины по статье 166 Уголовного кодекса.

Если лицо неправомерно завладевает транспортным средством, но не преследуется цель похитить его – это преступление против собственности, но оно не считается хищением чужой собственности.

Здесь имеет место не обращение чужой машины в собственность виновного лица, а только противозаконное ее использование в течение некоторого времени, на что не давалось согласие владельца транспортного средства.

Преступление может быть совершено в совокупности по двум видам хищения — угону и краже. Так определяют противоправное завладение машиной с наличием прямого умысла похитить ТС.

Наказания за каждый вид правонарушения

В ст. 166 и 158 Уголовного кодекса Российской Федерации описаны разные виды . Решение суда будет приниматься с учетом всех обстоятельств совершения преступления. Что же грозит злоумышленникам за угон и кражу?

Минимальное наказание по ст. 166 – штраф, размер которого составит 120 000 руб. или сумму годового дохода осужденного лица.

Максимальная мера наказания (если причинен ущерб в крупных размерах) – тюремное заключение на период от 1 до 5 лет.

Если преступление квалифицировано как кража, виновным лицам назначается штраф, сумма которого 100 – 500 000 рублей или величина прибыли осужденных за 1 – 3 года.

Максимальное наказание (при причинении вреда в крупных размерах), прописанное в законодательстве – тюремное заключение сроком до 6 лет.

В некоторых случаях человек должен отбывать наказание в тюремных узах в течение 10 лет. При этом не будет учитываться стоимость самого объекта хищения.

Раньше за кражу осуществлялось изымание имущества осужденного. Такая норма отменена.

Мера наказания определяется судом в каждом конкретном случае. Поэтому не стоит полагать, что такие штрафы и сроки лишения свободы обязательно будут назначены.

Даже профессиональный угонщик, который годами ворует автомобили, может заявить: взял машину, чтобы покататься. Не всегда удается доказать обратное. В результате такого человека ожидает условный срок или небольшой штраф.

Даже в тех ситуациях, когда на месте совершения преступления есть отмычки и иные предметы, которые использовались для хищения, не всегда можно доказать наличие преступного умысла.

Угнали! Или украли? Для владельца пропавшей машины разницы нет: гараж пуст. А вот для милиции, судов и преступников "угон" и "кража" - понятия принципиально разные. Тонкости в трактовках этих двух терминов и являются одной из главных опор криминального автобизнеса.

Угон - это временное владение автотранспортным средством без цели хищения. Если сосед без спроса взял ваш автомобиль , чтобы сгонять за водкой, это считается угоном. А если тот же сосед подделал документы, перебил номера и продал ваш автомобиль на рынке, то он уже считается вором, а его деяние - кражей (хищением).

Согласно статье 158 УК РФ, за кражу (хищение) автомобиля полагается штраф в размере до полумиллиона рублей или до десяти лет тюремного заключения (в зависимости от стоимости украденной машины). А за угон? Это уже статья 166 УК РФ - "Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)".

На первый взгляд, разница исчезающе мала - даже наказания в обеих статьях предусмотрены примерно одинаковые. Но дело в том, что в обеих "автомобильных" статьях Уголовного кодекса нет нижнего предела наказания - его определяет суд. А теперь представьте, что профессионального автовора задержали в момент угона. Что он скажет на суде? Неужели признается, что угонял автомобиль для перепродажи, и "повесит" на себя статью 158? Конечно, нет - он скажет, что просто хотел покататься! Ведь доказать обратное очень сложно. И угонщику (а на самом деле - несостоявшемуся вору) дают условный срок, а зачастую дело вообще ограничивается штрафом.

Причем даже наличие на месте преступления отмычек, сканеров и прочего "специнструмента" не помогает доказать наличие преступного воровского умысла. Чтобы доказать факт хищения и тем самым дать суду основание для более жесткого наказания, нужно убедить судей в том, что человек брал автомобиль для последующей перепродажи, перебивки номеров и т.д. А преступные группы давно работают так, чтобы доказать это было невозможно. Например, вор вскрывает автомобиль и отгоняет его в определенное место - "отстойник". Если его поймают в этот момент, он - простой угонщик. "Взял покататься". И если не поймают, то потом машину перегонят туда, где ее разберут на запчасти или перебьют номера...

Откуда же взялась эта нелепая "вилка", которая служит палочкой-выручалочкой для автомобильных воров?

За кражу транспортных средств (с последующей их продажей) у нас судили весьма строго еще в довоенное время. А вот понятия "угон" не существовало: "незаконное временное пользование" автомобилем приравнивалось к мелкому хулиганству и фактически не наказывалось. После войны - с резким ростом автопарка страны - число угонщиков увеличилось многократно: "позаимствовать" машину для поездки в соседнюю деревню не составляло труда, а наказания в виде лишения премии или незначительного штрафа мало кого пугали. При этом угонщики зачастую были "навеселе" и становились виновниками тяжелых аварий. Поэтому в 1965 году понятие "угон" выделили в отдельную статью 212 УК РСФСР "Угон транспортных средств", которая позже превратилась в нынешнюю статью 166 УК РФ. Статья 212 предусматривала для хулиганов солидные штрафы, тюремные сроки и даже конфискацию имущества. "Пьяные покатушки" резко пошли на убыль. Но вскоре угонщики вновь активизировались: в стране зарождался новый вид криминального бизнеса, который после распада СССР превратился в целую индустрию.

Сегодня ситуация становится год от года тяжелее. Если в 2000 году число угнанных и похищенных машин едва превышало 60 тысяч, то в 2003 году эта цифра перевалила за 100 тысяч. Продолжает падать раскрываемость - с того же 2000 года она снизилась на 28,6% по угонам и почти в два раза по кражам...

Конечно, власти пытаются предпринять хоть какие-нибудь меры. Например, подготовлены поправки к Уголовному кодексу, в которых полностью переписана статья 166. Предлагается переименовать ее в "Хищение автомобиля или иного транспортного средства", приравняв таким образом угон к краже, и обозначить нижние пределы наказаний - например, за кражу (угон) машины из гаража три года тюрьмы будут гарантированы.

Но, к сожалению, юридический казус с двумя ипостасями одного преступления (угон/кража) - далеко не единственное препятствие к поимке и наказанию автоворов. Есть еще одна колоссальная проблема - фактическое отсутствие единой компьютерной базы, в которой содержится информация об угнанных, растаможенных и зарегистрированных автомобилях. Но об этом - в следующий раз.

Виктор ПОХМЕЛКИН

Кандидат юридических наук, председатель Движения автомобилистов России, депутат Государственной Думы

Незаконное временное пользование какой-либо вещью никогда не считалось хищением. Чтобы объявить человека вором, нужно доказать его намерение продать или присвоить имущество. Если из Уголовного кодекса убрать статью 166 и понятие "угон", может произойти опасное явление - понятие хищения "размоется". Доказать факт кражи будет по-прежнему сложно, а угон в его нынешнем юридическом понимании останется без наказания вообще.

Предлагаю жестко уравнять ответственность за угон и кражу, а также убрать из обеих статей норму наказания в виде штрафа. Это заставит-таки отвечать угонщиков перед судом, а милицию - перед государством. Кроме того, нужно обязать государство компенсировать убытки гражданам, если честно купленный ими автомобиль впоследствии окажется ворованным и его эксплуатацию запретят. Такая норма стала бы хорошим стимулом государственным структурам для развития системы поиска краденых машин.

Владимир БОРИСОВ

Подполковник милиции, старший оперуполномоченный по особо важным делам (11 отдел ГУУР СКМ МВД)

Особый статус транспортного средства как объекта собственности в Уголовном кодексе выглядит нелепо. Представьте себе, что к вам в квартиру, взломав замки, влез вор - и украл телевизор. А на суде он вдруг заявит, что просто хотел посмотреть футбольный матч! Это - стопроцентная кража. А чем автомобиль хуже?

Сам факт кражи можно считать состоявшимся, как только угонщик трогается с места. Именно с этого времени законный владелец лишается возможности владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. К тому же большинство угонов заканчивается повреждением или полным уничтожением машины. То есть на практике суть угона и кражи одинакова. Более того, угонщики и воры - буквально одни и те же люди, которые на суде из матерых профессионалов превращаются в сравнительно безобидных хулиганов. К угонщикам суды по-прежнему крайне лояльны: лишь один из десяти получает не условное, а реальное наказание.

А у милиции при борьбе с угонами меньше полномочий и инструментов - например, за угонщиками практически невозможно организовать наблюдение, поскольку такие следственные меры предусмотрены только при розыске воров, организованных групп и т.д.

Необходимо законодательно объединить понятия угона и кражи - от этого выиграет и государство, и автовладельцы.

А КАК У НИХ?

В США и во многих европейских странах понятие "угон транспортного средства" тоже выделено в отдельную статью уголовного кодекса.

Например, в Польше за угон дают от трех месяцев до пяти лет тюрьмы. Кроме того, есть специальное понятие "квалифицированный угон": если угонщики использовали специальные сканеры и прочие технические средства, то угон "тянет" уже на 10 лет. Зато если машина возвращена владельцу в первозданном виде, суд вправе вообще отказаться от санкций.

В Германии понятие "угон" применяется даже к велосипедам, а угонщик несет наказание (до трех лет лишения свободы или штраф) только по жалобе потерпевшего. В Австрии не наказывают за угон транспортного средства у родственников и сослуживцев, а в остальных случаях грозит крупный штраф или до двух лет тюрьмы.

В США угон наказывается тюремным заключением сроком до одного года. Зато кража карается гораздо жестче, причем наказание в значительной степени зависит от стоимости машины.

Самая удачная и точная формулировка угона - в уголовном кодексе Испании: если угонщик в течение 48 часов не вернул машину хозяину, причем в первозданном виде, он автоматически превращается в вора и получает до трех лет тюрьмы. А если машина возвращена, ему грозит лишь штраф от трех до восьми месячных окладов.

Выходит, наш Уголовный кодекс - далеко не самый гуманный. Но если у европейских и американских полицейских есть все необходимые средства для того, чтобы ловить автомобильных воров, то наши правоохранительные органы вынуждены надеяться на удачу...