Чем выгоднее ездить. Купить машину или ездить на такси: что выгоднее для вас
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Привет, меня зовут Маша, и совсем недавно я устроилась на хорошую работу. Добираться до нее на общественном транспорте нужно с тремя пересадками. Летом на остановках стоять жарко, а зимой холодно. Поэтому я задумалась над покупкой автомобиля, но перед этим решила проверить, что выгоднее - такси или личный транспорт. Я взяла на неделю автомобиль у папы, затем неделю ездила на такси.
Специально для сайт я решила рассказать о том, что же выбрать: автомобиль или такси. Для этого я рассчитала стоимость поездок на том и на другом, взвесила все плюсы и минусы и нашла для себя оптимальный вариант.
Стоимость владения автомобилем
Расстояние от дома до работы и обратно составляет 30 км. Еще магазин, встреча с подружками или другие дела, которые грех не решить, если ты за рулем. Итого в день получается примерно 43 км. В неделю вышло 300 км, что при расходе примерно 10 л составляет 1 300 руб. Плюс 800 руб. мойка и 300 - парковка. Итого 2 400 руб. в неделю.
- Транспортный налог, ОСАГО, техосмотр еще 24 500 руб.
- Поменять резину с зимней на летнюю и обратно (предположим, она у вас есть), заменить технические жидкости - 7 000 руб.
- При покупке подержанного автомобиля (а я буду покупать подержанный) раз в год придется заменить ремень ГРМ, лампочки и прочие мелочи еще на 55 000 руб.
Выходит 86 500 в год, 1 663 руб. в неделю. Плюс 2 400 руб., о которых шла речь выше. Итого в 4 063 руб. в неделю или 580 в день мне будет обходиться личный автомобиль.
Плюсы и минусы личного автомобиля
С материальной стороной вопроса разобрались, перейдем к моральной.
У личного авто, несомненно, есть свои плюсы:
- Мобильность. Можно сесть и спокойно уехать куда угодно (если, конечно, бензин в баке есть, у меня пару раз его не было).
- Комфорт. Собственный автомобиль - это не только средство передвижения, но и место, где можно хранить много всего нужного: от бутылки воды до теплых вещей, если вдруг похолодает.
- Решение некоторых бытовых вопросов становится проще: можно закупиться продуктами на месяц вперед, например, или по дороге на работу завезти в приют собранные дома ненужные вещи.
- Спонтанные поездки за город, автопрогулки по ночному городу - тут и объяснять не надо, насколько это круто.
Теперь перейдем к минусам.
- Пробки и проблемы с парковкой. Перед выходом из дома приходилось тратить минут 10 на то, чтобы продумать маршрут. Той улицей я не поеду, там всегда пробки. В тот магазин тоже не поеду - там не припаркуешься.
- Если вдруг куда-то позвали друзья вечером, всегда в первую очередь надо думать, что делать с машиной, где оставить, как забрать. Из-за этого стала часто отказывать себе в посиделках.
- А еще я один раз очень неподходяще заглохла. И сначала не могла даже капот открыть.
- Портятся задники обуви, поэтому я завела специальные поездочные туфли. Быстро закрыть дверь машины и пойти по делам? Нет. Сначала нужно переобуться.
- Ну и кульминацией всего стали друзья и коллеги, которые постоянно просили куда-то отвезти, что-то привезти.
Расходы на такси
Такси - это лотерея. Может приехать чистая иномарка, а может и разваливающийся автопром.
- Моя поездка от дома до работы и потом обратно домой стоила примерно 400 руб. Несколько раз из-за нехватки машин пришлось воспользоваться тарифом «Повышенный спрос» и доплатить еще по 100 руб. за поездку в одну сторону.
- Без личного транспорта я старалась ехать сразу домой. Все дела, которые требовали передвижения на дальнее расстояние, я отложила на выходные и в итоге заплатила еще 700 руб.
- Неделя поездок на такси в итоге обошлась в 3 000 / 429 руб. в неделю / в день.
Плюсы и минусы такси
- Современные агрегаторы такси заранее высчитывают тариф в дневное и ночное время. И это весьма удобно. Ты примерно знаешь, сколько будет стоить твоя поездка от дома до работы.
- По дороге на работу можно заниматься своими делами: например, полистать ленту на фейсбуке. Не надо мыть машину, волноваться о пробках и т. д.
- А еще можно выпить и не беспокоиться о том, как доберешься до дома.
Но у такси тоже есть свои минусы.
- Болтливые таксисты, иногда не очень аккуратные салоны, которые пачкают одежду.
- В час пик или непогоду мало того, что цена может вырасти, так еще и авто очень сложно найти. Один раз я опоздала на работу по этой причине.
Так что же получается?
Если сравнить годовые затраты на личный автомобиль (при условии, что он у вас есть) и такси, выходит примерно 215 000 против 160 000 руб. (цифры я округлила в большую сторону). Безусловно, своя машина - это независимость и комфорт.
Но так как в моем случае автомобиль рассматривался лишь как средство для передвижения из дома на работу и обратно, для меня разница в 55 000 руб. оказалась весомой. И пока я выбрала такси.
Кстати, кроме финансовой стороны, за 2 недели своего эксперимента я выявила еще один значительный для меня минус использования личного транспорта, но об этом ниже.
Как обстоят дела в Европе
Мне стало интересно, как же обстоят дела в других странах. Знакомый из Германии рассказал, во сколько ему обходится его автомобиль. Страховка машины экономкласса - € 300, столько же налог на авто. В целом на содержание автомобиля он тратит примерно € 3 000 в год. Плюс затраты на бензин (если считать мои 300 км в неделю по € 1,5 за литр) еще € 2 300. Итого € 5 300 в год, или 415 000 руб.
Что меня удивило, так это цены на такси. Поездка, аналогичная моей из дома на работу и обратно, стоит около € 50. Даже если исключить поездки на выходные, выходит около € 13 000 или миллион рублей в год. Кажется, добавить тут нечего.
Сразу отказаться от покупки авто было тяжело, так как я настроилась, да и сумма была накоплена. Принять окончательное решение мне помог фитнес-браслет, который отслеживает количество пройденных шагов. Я поняла, что за неделю поездок на личном авто я начала меньше двигаться. Это значит, что проблемы со здоровьем и лишним весом неизбежны.
В будущем, когда у меня появятся дети или я перееду жить в какую-нибудь европейскую страну, я, конечно, куплю автомобиль. А пока сумму, накопленную на машину, потрачу на путешествие и ремонт.
Возможно, отказаться от авто не такая уж плохая идея?
Компания моего знакомого в кризис перестала оплачивать парковочные места для сотрудников. Теперь за парковку в центре Москвы он платит 1940 рублей в сутки (работа со сменным графиком 1/3). Простая арифметика уже через неделю пересадила его на такси – 1500 рублей от дома в ближнем Подмосковье и обратно. Пока знакомый воюет с начальством за место для машины, мы подсчитали, что выгоднее: добираться на работу на такси или обзавестись личным авто.
Очевидный ответ, который озвучила героиня советского фильма про такси и булочную, нас не удовлетворил. Тем более, что наши (уже не советские, а российские) современники на такси очень даже ездят: и в кино, и в Икею и в поликлинику.
Бюджет 1: Такси
Сразу приоткроем тайну: ответ на вопрос «что выгоднее» зависит от города, точнее от тарифов на такси. Обслуживание машины зависит скорее от её класса, чем от локации. Для расчёта изучаем стоимость поездок на авто в трёх категориях: «комфорт», «бизнес» и «премиум».
В Москве и Санкт-Петербурге мы считали цены на поездки по 40 минут (добраться куда-то быстрее в часы пик нереально) или по 30 км. В остальных городах – поездки по 15 минут или на 15 км. Наш пассажир ездит на работу и обратно 5 раз в неделю, т.е. в среднем 21 день в месяц.
Получаем вот такую табличку месячных расходов на такси:
Москва | Санкт-Петербург | Екатеринбург | Воронеж | Новосибирск | ||
Комфорт | 32 340 р | 34 020 р | 13 650 р | 9 240 р | 16 800 р | |
Бизнес | 54 978 р | 56 700 р | 20 580 р | 17 850 р | 26 250 р | |
Премиум | 77 616 р | 75 600 р | 23 100 р | 63 000 р | 61 340 р |
В Москве и Петербурге выгоднее иметь свою машину. Даже дорогую, даже с полным каско. Разве что машина нужна пару раз в неделю - тогда выгоднее такси.
Бюджет 2: Машина
Посчитаем траты того же пассажира на обслуживание собственной машины. Расчёт включает страховку и парковку (10% от стоимости), мойку раз в неделю и траты на бензин:
Бюджетное авто | Семейный автомобиль | Бизнесс-класс | |
Цены | 400 000 р | 800 000 р | 1 600 000 р |
Расходы на страхвоку и парковку за год | 46 000 р | 87 000 р | 168 000 р |
Бензин | 3 000 р | 5 000 р | 10 000 р |
Мойка 3 раза в месяц | 900 р | 1 350 р | 1 620 р |
ИТОГО в месяц | 7 733 р | 14 050 р | 25 620 р |
Расчёт для прагматиков
Теперь только цифры: в Москве и Санкт-Петербурге с их пробками, расстояниями и ценами на такси, выгоднее иметь свою машину. Даже дорогую, даже с полным каско. Использовать такси для ежедневных поездок – слишком накладно: расходы сопоставимы со средней зарплатой по городу (в 2015 году – 60 тысяч рублей). А если вместо езды на такси «премиум», купить собственную машину бизнес-класса, её стоимость с учётом обслуживания окупится уже через два года и шесть месяцев.
Но если машина нужна всего пару раз в неделю: вернуться домой из бара в пятницу и в субботу отвезти сумки из торгового центра, выгоднее ездить на такси. Расход на поездки по выходным (8 дней в месяц) в «комфорте» не превышает 12 тысяч в месяц, это дешевле обслуживания машины средней ценовой категории.
Бонус: не нужно забивать голову сменой резины, ремонтом и продлением страховок.
В городах поменьше, где поездка на такси не занимает больше 15-20 минут, ездить на такси выгоднее, чем содержать дорогую машину, равносильно содержанию машины среднего класса и дороже, чем ездить на бюджетном авто. Так что выбор между такси и машиной зависит от того, какое авто вы хотите купить. Если его стоимость меньше 800 тысяч, берите – обслуживать будет дешевле, чем ездить на такси. Машины подороже окупаются только если ездить на них каждый день (включая выходные) на большие расстояния.
Для «выходных» поездок покупка машины в Екатеринбурге, Воронеже и Новосибирске себя не оправдала. Считайте сами: семья в Екатеринбурге, которая пользуется такси 8 дней в месяц (каждые субботу и воскресенье) потратит 1300 рублей. Даже подержанная российская машина без страховки высосет из семейного бюджета в два раза больше.
В других городах такси выгоднее, чем дорогая машина.
Расчёт для романтиков
А теперь отвлечёмся от цифр и сравним, какие плюсы готовят нам оба варианта. Ведь что ни говори, на такси не махнёшь с друзьями в Питер на выходные. Зато серый «Ниссан» у ресторана на первом свидании выглядит не так романтично, как жёлтая машина с «шашечками».
- Посчитайте, сколько раз в месяц вам нужен автомобиль.
- Рассчитайте среднюю стоимость поездки, например, до работы и обратно.
- Отдельной графой рассчитайте стоимость (каско + ОСАГО) и стоимость парковки, если у вашего офиса она платная, плату за мойку, смену колёс и прибавьте 3-5% на непредвиденные расходы типа перегоревшей лампочки.
- Вычислите разницу между всеми поездками за месяц и обслуживанием машины.
- Посчитайте, за сколько месяцев окупятся вложения в машину.
Недавно я получил права. Автомобильные.
Сегодня съездил в город по одному мелочному, но важному делу.
Мыслишки появились по пути. И тут меня жаба заела.
Допустим, что я живу в "Племке", допустим, что я "киномеханик" в кинотеатре "Лена". Допустим, что з/п у меня 50 т.р. и еще раз допустим, что у меня старая, но ухоженная и экономичная Тойота Королла 94 г.в.
Пусть моя "королка" сжирает в среднем примерно 15 литров на 100 км.
Подсчитаем и сравним мои транспортные расходы до и после получения автомобильных прав.
Итак, математика чрезвычайно проста:
100 км = 15 литров = 15 л х 45 р/л = 675 р.
1 км пути на моей "королле" стоит 6,75 рублей . Пусть будет 7 рублей, с нашими-то пробками на дорогах.
Поскольку я работаю в "Лене" и живу на "Племке", то каждый день проезжаю на автобусном маршруте примерно 20 км, в один конец. Это стоит мне 18 рублей.
Теперь у меня есть машина - и это стоит 20 км х 7 р/км = 140 рублей в один конец.
Потом вечером еду обратно - это на автобусе стоит 18 рублей. На собственной машине - снова 140 рублей.
Допустим, что у меня еще есть ребенок, его надо надо в детский сад утром. Есть также второй - его надо в школу.
Жена у меня в городе работает. Ее тоже надо отвезти.
Значит, в день у меня самый минимум на бензин уходит где-то 500 р.
В месяц выходит 500 р. х 30 дней = 15 т.р.
Теперь индрайвер. Допустим, что часовая оплата моя 600 р. в час. Допустим, что я еду без перерыва.
В городе средняя скорость машины 40 км/час.
40 км х 7 р/км = 280 рублей.
Прибыль моя час езды индрайвера = 600 - 280 = 320 р.
Допустим, что в сутки у меня набирается 5 таких часов = 5 ч х 320 р. = 1600 р.
В месяц чистая прибыль (без учета бензаина) 1600 х 30 дней = 48 т.р.
Но, блин, для этого "индрайвера", мне придется каждый день по 5 часов пахать и "гробить" мою короллу.
При этом зарабатывая меньше чем киномехаником.
И это еще не учитывая амортизацию за автомобиль.
Уж лучше я буду киномехаником на "Лене" и буду каждый день на автобусе "ехать")))
Зачем мне своя машина при такой работе?
А жена и дети - с ними как быть?
Вывод один - для того, чтобы ездить на своей машине, нужно, чтобы эта машина отрабатывала свои деньги, причем хорошо отрабатывала.
Второе - чтобы иметь жену и детей, чтобы иметь машину, надо работать и зарабатывать много больше, чем обычный киномеханик)))
Получается еще один вывод.
Городу выгодно (в т.ч. Якутску), чтобы обычный горожанин использовал везде и всюду общественный транспорт. Выгода огромная, смотрите сами:
Меньше автомобилей - меньше изнашиваемость дорог. Меньше аварий. Тогда часть денег, выделяемых на ремонт дорог можно пустить на закупку хороших муниципальных автобусов.
Чтобы простимулировать это - можно проезд на этом автобусе уменьшить до 10 рублей. И все будут ездить на муниципалках, а мэр потирать руки - и овцы довльны, и волки одни только муниципальные остались)))
Никаких частных маршрутов =)
Исходные условия я принял такие: каждый будний день ездим на работу на расстояние 7 км. В выходные выбираемся в гости или парк в черте города - два раза в неделю.. Раз в месяц катаемся по межгороду в радиусе 120 км (скажем, в Миасс).
Я посчитал расходы для двух типов личных авто: бюджетного нового ценой 350 тысяч рублей (пусть будет Lada Granta) и среднеценового за 700 тысяч рублей (типаCitroen C4, Ford Focus или Volkswagen Golf). Такси тоже взял две разновидности: подешевле (частники) и полноценное.
Понятно, что цифры условные - у каждого своя ситуация, и насчет каждого параметра можно спорить. Но меня интересует даже не точное значение, а порядок величин.
Расходы на автомобиль, ежегодные, руб.
Статья расходов |
Авто за 350 тысяч рублей |
Авто за 700 тысяч рублей |
Топливо (пробег - 11 тысяч км, цена топлива - 33 рубля, расход - 10 л/100 км) | ||
Стоянка (1500 р. в месяц) | ||
Техобслуживание | ||
Шиномонтаж | ||
Отсутствует | ||
Потеря стоимости (в первые годы) | ||
Прочие (скребки, омывайка и т.п.) | ||
Транспортный налог | ||
Итого |
В данном расчете я беру пробег, рассчитанный исходя из указанных выше условий. Понятно, что имея машину, иной раз мы можем совершить необязательный вояж. Но я не рассматриваю поездки в Сочи или Владивосток на машине: в конце концов, необходимость личного авто для подобных турне вообще очень спорна - иной раз самолет будет оптимальнее по соотношению цена/время/риски. Короче, я учитываю необходимый минимум поездок, чтобы условия были сравнимыми.
Расходы на такси, ежегодные, руб.
Бюджетное такси (диспетчерская служба) |
Полноценное такси (со своим автопарком) |
|
Ежедневные поездки (цена х туда-обратно х количество дней) |
120х2х250= 60.000 |
180х2х250=90.000 |
Поездки в выходные (цена х туда-обратно х количество дней) |
160х2х100=32.000 |
220х2х100=44.000 |
Поездки по межгороду (цена километра х количество километров х количество поездок) |
8 х 240 х 12 = 23.000 |
12 х 240 х 12=34.560 |
Итого |
Мой грубый расчет показывает, что расходы на автомобиль и такси плюс-минус сравнимы. Тут сразу нужно признать, что я выбрал график не самого мобильного гражданина России, и если у кого-то работа связана с постоянными разъездами, вопрос о такси в принципе не стоит. Чем дешевле машину мы берем, чем меньше о ней заботимся и чем дальше ездим, тем больше экономическая эффективность личного авто.
Помимо цены, конечно, всех волнует удобство. В таблице ниже я собрал плюсы и минусы поездок на такси безотносительно стоимости удовольствия.
Плюсы и минусы такси
Подается к подъезду Зимой не нужно греть салон и отскребать лед Можно ездить пьяным В поездке можно заниматься своими делами или спать Минимум хлопот, связанных с содержанием машины Минимум нервотрепки из-за ДТП или серьезных поломок Можно эффективно сочетать с поездками на общественном транспорте, пешим ходом или велосипедом Нет проблем с парковкой |
Требует большие организационных усилий: спланировать день, позвонить заранее, дождаться Больше рисков опоздать Возможные проблемы с вызовом в тяжелых погодных условиях (сильный мороз, внезапный снегопад) Сложнее поездки с детьми (детское кресло) Есть риск нарваться на неадекватного водителя или неисправную/убогую машину Необходимо терпеть присутствие кого-то еще в салоне Ограниченные возможности спонтанных поездок, особенно на большие расстояния Не так престижно/интересно |
Как я вижу, почти все отмеченные минусы такси (кроме последнего) - это не минусы вида транспорта, как такового, а проблемы местных операторов. Если представить некую цивилизованную службу, которая к тому же ценит постоянных клиентов, почти все минусы можно свести на нет. В конце концов, и личный автомобиль может сломаться в дороге или застрять на стоянке в снегопад.
Этот небольшой анализ подводит меня к мысли, что такси, в принципе, могло бы стать альтернативой личному автомобилю. Правда, чтобы превратиться из средства для экстренных случаев в каждодневный транспорт, такси должно эволюционировать. Скажем, должны появиться операторы со своим автопарком из одинаковых машин. Должен быть контроль водителей. Должна быть удобная система заказа такси и оплаты (например, посредством электронного приложения - они существуют). Возможно, нужны такси на аглицкий манер с отдельным пассажирским салоном, где ты почти не видишь водителя. Тогда, глядишь, кто-то и доверил бы им свою жизнь в рутинных разъездах.
Но мои расчеты работают, если человек в принципе отказался от покупки личного авто в пользу такси. Но какой авторитет должны набрать такси для этого? И не будет ли такое такси многократно дороже полуофициальных услуг, которыми мы пользуется сейчас? А если своя машина есть, то оплачивать ее простой на стоянке вроде как совсем глупо.
Я вовсе не призываю всех продать машину и кинуться в объятья таксистов. Но в принципе эффективная служба такси может быть одним из способов сдерживая автомобилизации. Например, хорошее такси вместо второго автомобиля для семьи - чем не вариант?