Черный дым из выхлопной при запуске двигателя. Черный дым из выхлопной трубы дизеля

Если вы неожиданно обнаружили, что дым из выхлопной трубы вашего автомобиля поменял цвет и стал заметно гуще, чем должен быть, это повод серьезно задуматься. Явление такого рода – признак возникших проблем с машиной. Они могут быть крайне разнообразными:

  • Неисправности топливной системы или системы охлаждения;
  • Поломки в системе зажигания;
  • Неправильная работа газораспределительного механизма (ГРМ);
  • Какие-либо неприятности с цилиндро-поршневой группой (ЦПГ).

Непосредственные же причины появления дыма – попадание в цилиндр посторонних жидкостей (тосола и моторного масла), либо избыточное поступление, и, как следствие, неполное или даже ненормальное сгорание топлива.
В некоторых случаях дым – вторичный признак неполадок в какой-либо системе автомобиля. В частности, неисправности в системе охлаждения часто влекут за собой перегрев мотора, из-за которого выходят из строя поршневые кольца. Моторное масло начинает попадать в цилиндр, и появляется дым.

Поскольку причин возможных неисправностей много, начинать локализацию проблемы лучше с определения цвета дыма. В этой статье мы расскажем, какие неполадки может означать дым из выхлопной трубы в зависимости от своей окраски. Причины белого дыма из выхлопной трубы:

Появление белого дыма в некоторых случаях – совершенно нормальное явление, если говорить о первых минутах работы непрогретого мотора в холодное время года. Причина этого – конденсат в выхлопной системе. Но по мере прогрева двигателя конденсат и белый дым (который на самом деле пар) пропадают.

ЗИМОЙ: Следует заметить, что чем ниже температура, тем сильнее растет вероятность появления белого дыма. Более низкая температура прямо пропорционально влияет на густоту пара: уже при -10°С белый дым из выхлопной трубы на прогретом двигателе не исчезает, а если градусник падает до -20°С, то появляется характерный сизый оттенок. Свою лепту вносит и влажность воздуха. Если она большая, то и пар будет густым.

ЛЕТОМ: Однако когда вы видите белый дым, а на улице тепло и двигатель прогрет, это сулит плохие новости. Самая вероятная причина белого дыма из выхлопной трубы:

— попадание тосола в цилиндр, что гарантированно происходит, если прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) утратила свою герметичность. Поскольку охлаждающая жидкость (ОЖ) имеет в своем составе воду, она испаряется под воздействием высокой температуры в цилиндре, но не вся, что и приводит к появлению белого пара. Правда, белым он может быть не всегда: в некоторых случаях присадки, содержащиеся в тосоле, придают ему другой оттенок, в том числе и сизый, что уже затрудняет определение причины дымления.

Проверяем опытным путем: пар или сизый дым?

Понять, что это именно водяной пар, можно по 2-м признакам.

  • Во-первых, пар быстро рассеивается , тогда как сизый дым , появляющийся при попадании в цилиндр моторного масла, на какое-то время остается в воздухе .
  • Во-вторых, можно устроить проверку. Она заключается в том, чтобы прогреть мотор и на короткий промежуток времени приложить к выхлопной трубе лист бумаги. Затем нужно внимательно его рассмотреть: если это пар, на листе ничего не будет видно, и он останется таким, каким был до проверки. Дым же оставляет масляные следы, и бумага в этом месте становится жирной на ощупь.


1)
Может случиться так, что тосол попадает в цилиндр не по вине, пришедшей в негодность прокладки, а из-за трещины в блоке двигателя или ГБЦ. При таком развитии событий выхлопные газы нередко просачиваются в охлаждающую жидкость, образуя газовую пробку. Обнаружить ее довольно легко. Откройте расширительный бачок. Вас должны насторожить характерный запах, присущий выхлопным газам, масляная пленка на тосоле и низкий уровень ОЖ. Далее запустите мотор (он должен быть холодным) и пощупайте верхний патрубок радиатора – вы должны ощутить сильный рост давления в нем. Далее посмотрите на расширительный бачок. Уровень жидкости резко пошел вверх, а она пузырится? Значит, газы все-таки попадают в тосол.

2) Поскольку ОЖ при остановке мотора уходит в поддон картера, она начинает портить моторное масло. При смешивании этих жидкостей получается эмульсия, которая обладает свойством пенообразования. После запуска двигателя она начинает циркулировать по смазочной системе, и при этом образовавшаяся пена странного цвета (от голубоватого до светло-коричневого). Пена остается на крышке ГБЦ и пробке горловины, куда заливается масло. Проверить ее наличие можно путем вытаскивания масляного щупа и открытия пробки горловины. Но иногда, если течь ОЖ незначительна, пена появляется, но масло почти не портится.

3) Однако, когда тосол льется рекой, это грозит очень серьезными проблемами. Мало того, что уровень ОЖ стремительно падает и она превращает масло в пенную эмульсию, так еще и может случится гидроудар, поскольку большое количество тосола неспособно испариться, и поэтому, накапливаясь, может воспрепятствовать движению поршня. Последствия крайне трагичны – почти наверняка мотор покажет «руку дружбы» (т.е. сломанный шатун пробьет дыру в блоке двигателя).

4) Иногда можно попробовать локализовать проблему более точно. Дело в том, что ОЖ обладает интересным свойством: она замечательно очищает все, на что попадает. Поэтому вы будете весьма удивлены, когда выкрутите свечи зажигания и обнаружите, что они кристально чистые, как, будто только из магазина. Узнать об утечке тосола можно, вооружившись резиновым шлангом с переходником или тестером утечек и подав воздух под давлением в цилиндр через место установки свечи. Если уровень ОЖ в расширительном бачке повышается, значит, есть утечка. Следует заметить, что при проверке коленвал должен быть повернут так, чтобы все клапана цилиндра с выкрученной свечой были закрыты, а машина стояла на передаче и на ручнике.

5) Более глубокая диагностика требует снятия ГБЦ и ее детальный осмотр. Особенное внимание стоит уделить прокладке, головкам, камерам сгорания, тарелкам клапанов и днищам поршней.

  • Начать лучше с прокладки, поскольку именно ее неудовлетворительное состояние чаще всего является причиной попадания тосола в цилиндр. Также не мешает с помощью специальных инструментов оценить геометрию плоскости ГБЦ. Если ее повело из-за перегрева, головку блока придется заменять. Еще следует проверить, есть ли трещины, для чего ГБЦ необходимо проверить на герметичность под давлением. В лучшем случае все будет в норме, а в худшем – обнаружится трещина, которая зачастую появляется недалеко от седла клапана впуска.
  • Закончив с головкой, загляните в цилиндр. Чтобы осмотр был полноценным, поршень нужно переместить в нижнюю мертвую точку. Ваша задача – поискать трещины в гильзе. Такое случается крайне редко, но тем не менее. Это не составит большого труда: края трещины всегда «отполированы» поршневыми кольцами.

Есть и довольно экзотический способ попадания тосола в цилиндр – через впускной коллектор. Случается это из-за прохудившейся прокладки коллектора, при условии, что она одновременно является прокладкой каналов, с помощью которых он обогревается ОЖ. Характерные признаки: давление в системе охлаждение не растет, а сама жидкость не воняет выхлопными газами, но при этом ее уровень уменьшается и появляется пена из-за превращения моторного масла в эмульсию.

Белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя, свидетельствующий о попадания тосола в цилиндр , может выступать и в качестве косвенного свидетельства перегрева мотора из-за неполадок в системе охлаждения. По этой причине диагностика требуется и ей, ведь если ОЖ пошла в цилиндр, это могло произойти потому, что «повело» головку, а конечным виновником всех бед мог стать, например, изношенный водяной насос.

Черный дым из выхлопной трубы: причины

Если дым, идущий из выхлопной трубы, насыщенного черного оттенка и в нем даже можно разглядеть маленькие частички сажи, значит, топливо-воздушная смесь переобагощена.

Иначе говоря, топливо не сгорает в цилиндре до конца, и дожигание происходит уже в глушителе. Вышеописанное явление случается при неправильной работе системы питания или зажигания, а также системы электронного впрыска, если автомобиль ею оборудован.

Как правило, черный дым не появляется в одиночку: он сопровождается высоким расходом горючего, затрудненным запуском мотора и его неустойчивой работой, а иногда даже происходит падение мощности двигателя.

  • Черный дым из выхлопной трубы: карбюратор

Если говорить о силовых установках с карбюраторами, то виновник всех бед, скорее всего, – это неисправный игольчатый клапан, из-за которого получается перелив топлива, или засорившиеся жиклеры, через которые перестал поступать воздух.

Кроме того, причиной возникших неполадок может стать неверно выставленное зажигание.

  • Черный дым из выхлопной трубы: инжектор

Инжекторные моторы могут начать дымить потому, что вышел из строя какой-нибудь датчик (например, расхода воздуха) или форсунки стали негерметичными, что может вызвать гидроудар (из-за большого объема топлива, которое будет буквально литься в цилиндр), чьи последствия описаны выше.

  • Черный дым из выхлопной трубы: дизель

Выхлоп дизельных агрегатов иссиня-черного цвета сам по себе, однако дымление возникает не только из-за негерметичных форсунок, но и вследствие их неправильной регулировки (т.е. если угол опережения впрыска неверно отрегулирован). Также корнем всех зол может быть неисправность топливного насоса высокого давления.

Эксплуатировать автомобиль в таком состоянии можно, но крайне не рекомендуется. Из-за слишком большого объема поступающего в цилиндр горючего оно проникает в поддон картера и портит масло, увеличивая его объем и придавая характерный запах, что негативно влияет на смазочные свойства, принося вред всему мотору в целом и особенно – ЦПГ, которая начинает сильно изнашиваться.

Сизый дым из выхлопной трубы: причины

Если из глушителя идет синий дым – это означает, что в цилиндре сжигается не только топливо-воздушная смесь, но и моторное масло, которое проникло туда каким-либо образом. Строго говоря, цвет дыма может быть совсем не синим, а, к примеру, сизо-голубым, да и густота не всегда большая: если масла в цилиндре мало, то и дым будет жидким. По этой причине его можно запросто спутать с белым дымом. Как их отличать друг от друга – читайте выше. И все же, почему из выхлопной трубы идет синий дым?

Естественно, сизый дым на прогретом двигателе появляется не один, а в компании с повышенным расходом масла . Как правило, его потребление увеличивается в среднем на 0,5 л. на 100 км. пробега, а в тяжелых случаях даже на 1 л. Что характерно, даже при таком гигантском расходе вы можете не увидеть дымление, если ваша машина оснащена нейтрализатором, поскольку он очищает выхлопные газы и таким образом затрудняет обнаружение проблемы.

Путей попадания в цилиндр у масла всего 2. Либо оно просачивается снизу сквозь поршневые кольца, либо наоборот, сверху, через зазоры, которые образовались между стержнями клапанов и направляющими втулками.

1) Наиболее вероятная причина появления масла в цилиндре – это износ некоторых деталей ЦПГ , в первую очередь, поршневых колец. Выходившие свой ресурс кольца неспособны эффективно снимать излишки моторного масла со стенок цилиндра, что и приводит к появлению синего дыма. Если смазочные материалы оказались некачественными, то даже новые поршневые кольца могут быстро пригореть и залечь в своих канавках, что приводит к полной потере их функциональности.

2) Иногда виновником дымления синего цвета оказывается сам цилиндр. Это происходит тогда, когда он сильно изношен и становится овальной формы посередке, и кольца уже не могут плотно прилегать к стенкам , что и вызывает попадание излишков масла в топливо-воздушную смесь. По этой причине при дефектовке цилиндр измеряют в нескольких разных точках, чтобы проконтролировать его состояние в полном объеме.

3) Причиной возникновения проблем может быть и поврежденная поверхность цилиндра , особенно если в масло каким-либо образом попали абразивные частички, царапающие внутренние стенки.

4) Когда машину долго не заводили, в цилиндре и на кольцах может появиться ржавчина, что в конечном счете порождает синий дым. К счастью, такое встречается крайне редко, но если это ваш случай, без ремонта поршневой или даже ее замены не обойтись.

5) Кстати о ремонте. Нарушение его технологии в виде слишком грубой обработки поверхности цилиндра, несоблюдения его размеров или установки дефектных поршней и/или колец тоже вызывает появление синего дыма.

6) Зачастую износ ЦПГ приводит к уменьшению компрессии с одновременных увеличением давления картерных газов. Проверить это можно специальными приборами, например, компрессометром. Но если масла в цилиндр поступает много, оно может уплотнить зазоры, из-за которых теряется компрессия, и в результате при измерениях вы обнаружите, что показатели в норме. Такое явление способно затруднить локализацию неисправности, вследствие которой появился синий дым.

7) В некоторых случаях «масляное» дымление возникает ненадолго и только во время прогревания мотора, после чего или сильно уменьшается, или вовсе пропадает. Такое происходит, если износ ЦПГ невелик: детали нагреваются и расширяются, приобретая оптимальную форму. А вот если поршневая уже выработала свой ресурс, картина меняется на противоположную: нагретое масло становится менее вязким и почти беспрепятственно проникает в цилиндр сквозь большие зазоры.

8) Очень часто одна неисправность тянет за собой другую. Например, при появлении детонации в цилиндре сильно страдают поршневые кольца, деформируясь или даже ломаясь. Перегрев двигателя приводит к изменению формы поршней, и они перестают нормально прилегать к стенкам цилиндров.

9) Гидроудар, ставший причиной изгибания шатуна, приводит к такому же эффекту, ровно как столкновение поршня с клапаном вследствие обрыва ремня ГРМ . Все это способно привести к тому, что у вас будет идти синий дым из выхлопной трубы.

10) Как уже было сказано, масло в цилиндр может проникать не только снизу, но сверху, что происходит, когда изношены стержни клапанов , направляющие втулки и маслосъемные колпачки. Распознать ситуацию, когда масло протекает через них, можно, понаблюдав за синим дымом. Если его выделение усиливается при прогретом моторе, то причина появления кроется в каких-то деталях ГРМ. Еще одним характерным признаком является усиление дымления на холостом ходу и при торможении с помощью двигателя. Происходит это потому, что в этих режимах работы мотора во впускном коллекторе образовывается сильное разряжение, и масло под его действием быстрее течет в цилиндр по стержню клапана. Когда же водитель нажимает на газ, дым из трубы на короткое время становится более густым.

11) Порой усиление расхода масла и дымление появляются тогда, когда двигатель «троит» (т.е. какой-нибудь цилиндр не участвует в работе мотора). Происходит такое, например, при поломке системы зажигания или если клапан этого цилиндра прогорел. При прогаре дым окрашивается в голубовато-белый цвет. Диагностика чрезвычайно проста: компрессии в этом цилиндре не будет, а свеча зажигания окажется в обильном черном нагаре.

  • Стоить заметить, что вышеописанные неисправности редко возникают в нескольких цилиндрах. Нет, все обычно начинается с одного, и отыскать его непросто, но можно. В первую очередь, следует выкрутить свечи зажигания и оценить величину нагара на них. Где его больше, там с большой степенью вероятности кроется проблема.

Также необходимо измерить и сравнить компрессию в цилиндрах. Если вы слышите посторонние шумы в виде стуков, возникающих и меняющихся при изменении числа оборотов мотора, его нагрузки и нагрева, постарайтесь их локализовать.

12) Частным случаем для силовых агрегатов с турбиной является появление синего дыма из-за неисправностей подшипников и уплотнения ротора, обусловленное износом этих деталей. Если проблема в уплотнителе подшипника, то масло подтекает из-под него, образуя лужицу во входном патрубке. А вот когда причина кроется в уплотнителе самой турбины, диагностика сильно осложняется, ведь масло сгорает в глушителе, не оставляя почти никаких следов.

13) Есть и весьма экзотическая неисправность, вызывающая дымление. Присуща она машинам с автоматической КПП , оснащенной вакуумным датчиком нагрузки. Изредка бывает, что мембрана регулятора разрушается. От ее полости к впускному коллектору идет шланг, и если мембрана дырявая , то мотор затягивает через него масло из коробки, которое оказывается в цилиндрах, рядом с которыми сделан отбор вакуума. Нередко в таком случае масло буквально заливает свечи зажигания.

Для диагностики надо вывернуть их, если они покрыты маслом или нагаром красноватого оттенка (а масло для автоматических КПП, как правило, именно такого цвета) и свечи странно, не похоже ни на что, пахнут, то стоит отправиться в сервис, не дожидаясь проблем с коробкой передач.

В заключение хотелось бы сказать, что если вы обнаружили дымление у своей машины, постарайтесь не ездить на ней, а сразу начать искать причину неисправности своими руками или отправившись в сервис. Игнорирование проблемы приведет вас к большим финансовым и временным затратам, а в самом плохом случае – к замене всего двигателя со всеми вытекающими последствиями.

Как вы думаете, какой ? Это вопрос о цвете дыма из выхлопной трубы. На многочисленных форумах в интернете каждый день огромное количество людей ищут причины, которые возможно привели к образованию сильного дыма в выхлопной системе. предлагает подробную инструкцию, которая поможет вам узнать по цвету выхлопа причины образования излишнего задымления.

Смотрите также: Самые дорогие поломки в автомобиле

Обычно мы не задумываемся, как все работает в автомобиле, и не вдаемся в подробности об устройстве транспортного средства. Но это происходит ровно до того момента пока наша машина не начинает показывать , которые нас начинают пугать. Многие из нас после этого вместо того чтобы обратиться в автосервис проводят бессонные ночи в поисках ответов в интернете на возникающие вопросы об автомобиле.

Самая распространенная , это появление излишнего дыма из выхлопной системы.

К сожалению, информация в сети противоречива и может сбить столку любого. Мы предлагаем для вас подробную инструкцию инфографику, которая поможет узнать по цвету выхлопа возможную причину неисправности автомашины.


Для тех, кто не знает. На всех современных автомобилях, в которых двигатели прогреты до рабочей температуры (90 градусов), и все системы работают исправно, дым из выхлопной системы не должен быть видимым.

Важно знать: Пять видов жидкостей которые необходимо проверять в автомобиле

Есть три вида дыма, который может выходить из трубы. Это белый, сизый (белый с голубоватым оттенком) и черный.

Вот основные причины, по которым образуется дым определенного цвета:

Белый дым образуется из-за испарения воды, которая смешивается с выхлопными газами, образующиеся при цикле сгорания топлива в двигателе

Сизый дым* (синий, голубой) образуется из смешивания остатков топлива, которые попадают в выхлопную систему, смешиваясь с газами поступающими из камеры сгорания

Черный дым говорит о том, что в камере сгорания во время цикла работы переизбыток топлива.

* Внимание! К сожалению, многие владельцы путают сизый дым с другими оттенками цветов. Для того чтобы вы могли точно знать как выглядит сизый (синий, голубой, серо-голубой и т.п.) ниже в качестве образца приводим все возможные оттенки сизого дыма. (Палитра цветов Yandex)


Ниже вы можете посмотреть три блок-схемы (инфографика) которые помогут вам узнать отдельно по каждому цвету выхлопа возможные причины образования дыма. Наша инструкция позволит вам сэкономить немалые средства, которые вы отдадите за диагностику в техническом центре. Ведь сделав простую диагностику с помощью наших схем-модулей, вы сможете узнать, насколько проблема с появлением дыма, серьезная. Конечно, имейте, в виду, что наши три схемы не являются исчерпывающими, и не учитывают все возможные варианты неисправностей. Но, тем не менее, наши инструкции помогут дать представление о масштабе проблемы появления дыма из выхлопной системы транспортного средства. Также наша инфографика подскажет вам, где именно искать неисправность, которая привела к излишнему видимому дыму из трубы выхлопа.


У этого поста - 9 комментариев.

Большое белое облако дыма

Запуская автомобиль холодным зимним утром, вы не раз замечали клубы белого дыма, выходящего из выхлопных труб, окутывающие автомобиль сзади. Облако поднимается вверх и полностью растворяется в воздухе. Образование такого «дыма» объясняется тем, что двигатель машины остывает за ночь и становится очень холодным. Облако по своему составу не является дымом, это водяной пар, который конденсируется под воздействием холодного воздуха. Водяной пар представляет собой побочный продукт горения бензина и образуется при холодной температуре. Чем она ниже, тем больше и заметнее облако. Большое количество водяного пара в выхлопе свидетельствует о хорошей работе двигателя. Для самой выхлопной системы его образование не является хорошим показателем. При длительных поездках, когда происходит прогрев двигателя до оптимальной рабочей температуры, вода испаряется полностью. Если автомобиль передвигается на короткие расстояния, двигатель до нужной температуры не прогревается, а вода остается в выхлопных трубах и глушителе, что становится причиной возникновения коррозии.

Дым синевато-белого цвета

Если запуск автомобиля сопровождается выходом синеватого дыма из выхлопных труб, это говорит о том, что в цилиндры попало небольшое количество . При запуске двигателя за несколько секунд происходит сгорание масла, дым исчезает и больше не появляется. Появление синевато-белого дыма не говорит о серьезной проблеме, не превышает расход масла и не является признаком изнашивания поршней. Его можно сравнить с «одеревенелостью» тела по утрам, которая быстро исчезает после нескольких движений.

Образование густого белого дыма после прогрева

Появление белого дыма после прогрева двигателя, когда его облако достигает огромных размеров и плотности, говорит о существующей проблеме. Густой белый дым является признаком того, что охлаждающая жидкость, наполовину состоящая из воды, попала в двигатель. При нагревании двигателя происходит расширение металлических деталей, из которых он состоит. Между деталями, в том числе в головках цилиндров, располагаются прокладки, называемые сальниками. Их задача – не дать протечь охлаждающей жидкости внутрь цилиндра. При изнашивании сальников головок жидкость начинает просачиваться в цилиндр. Во избежание серьезных проблем с двигателем необходима замена прокладок блока цилиндров. Густой белый дым может появиться и в результате появления трещины в головке цилиндра. Это серьезная проблема, требующая обращения в автосервис.

Постоянный белый дым

Некоторые автомобили выпуска середины 90-х годов оборудованы клапаном с вакуумным шлангом для двигателя. Образование густого белого дыма происходит по причине попадания трансмиссионной жидкости в двигатель через этот клапан. Жидкость, попадающая в цилиндры, быстро загрязняет свечи зажигания, что влечет за собой отсутствие искры и неработоспособность цилиндра. В этом нет ничего хорошего, но говорить о большом риске для двигателя в этом случае не стоит.

Образование черного дыма из выхлопной трубы

Черный дым, идущий из выхлопной трубы, свидетельствует о попадании в нее не прогоревшего топлива. Дым может появиться в результате попадания в цилиндры большого количества топлива по причине залива свечей. На современных автомобилях с инжекторами залив свечей может происходить из-за давления топлива или системы впрыска. Могут быть и другие причины. Например, потеря мощности и . В определенный момент свечи окончательно загрязняются и перестают работать. Для исправления этой неполадки необходимо специальное оборудование, имеющееся в автосервисе.

Постоянный синевато-белый дым

Если моторное масло постоянно попадает в цилиндры, наблюдается постоянное присутствие синевато-белого дыма. Это связано с поршневым кольцом, уплотняющим зазор между поршнем и цилиндром. Внимательный к своей машине автомобилист заметит характерное при этой неполадке увеличение расхода масла и сможет вовремя решить проблему. Если оставить ее без внимания, масло может залить свечи и проблем станет больше. Для проверки каждого цилиндра потребуется специальное оборудование, то есть придется обращаться в автосервис.

9 комментариев на “Идет дым из выхлопной трубы — серый, синий, белый, черный дым из выхлопной трубы”

    Очень полезная статья, однозначно в закладки, особенно стоит обращать внимание на выхлоп, когда приобретаете автомобиль. Если есть дым, то обходите стороной данный автомобиль.

    Сложно по цвету дыма определить состояние двигателя. Мой дружок Москвич прошел больше 100 тысяч. Откровенно, до сих пор неведомо, как он дымит. Утром, холодный двигатель — пар видно невооруженным глазом, гараж закрыл и поехал. Не грею двигатель никогда. Кольца не тронутые, масло не берет. Но химичим мы с ним регулярно. Любые серьезные присадки — перепробовали. Определение серьёзности по интуиции. Расход горючего, какой был у новой машины, такой же и остался. Из механических приборов использую ИКС для регулировки карбюратора.

    Отлично расписана вся визуальная диагностика состояния автомобиля по цвету дыма с выхлопной трубы. Пусть это будет не стопроцентное попадание, но все же намек на «диагноз» реальный. И воспользовавшись этим можно предупредить «заболевание», проведя профилактическую проверку и необходимую регулировку.

    Не всегда пар из выхлопной трубы следует игнорировать, если в холод его можно как-то объяснить, то когда тепло и появляется такой пар, тогда это указывает на протечки охлаждающей жидкости к цилиндрам, а, следовательно необходимо будет проверять поршневые манжеты и кольца, которые не поддерживают герметичность блока. И также образование дыма черного цвета может говорить не о каких-то серьезных неисправностях, а всего лишь о плохом топливе, особенно часто это заметно по дизельным автомобилям.

    Кроме того, нужно знать, что отечественные автомобили “кушают масло”, т.е. оно элементарно попадает в топливную систему и это считается нормой, но на современных иномарках такого нет, там сколько масла залил столько же будет и через год. Поэтому наличие масла в моторе и соответственно синевато-белый дым, идущий из трубы, для отечественных машин не указывает на неисправности. Я уже не говорю о цвете дыма при заливе в машинку обкаточного масла, которое бывает такого горелого цвета, что думаю с ним даже у салонного авто будет особый дым.

    Алексей, не верю, что вазовская тройка может не кушать масло. Для того чтобы сократить расход масла нужно минимум провести капиталку двигателя, поменять все кольца, поршня, прокладки блока цилиндров и то полностью убрать его потребление думаю не получиться. А замерить количество масла при его минимальном расходе можно только слив полностью старое из системы, промыв ее и только потом залить новое, а уже через пол года, как вы говорите, снова слить масло и посмотреть его количество, но только знайте, что все равно в системе останется его какая-то часть, поэтому утверждение, что якобы “ни капельки масла за пол года не ушло” не соответствует действительности, или же у вас есть какой-то сверхточный метод замера. Как вы проводили замер? По масляному щупу уж точно не определишь, если уменьшилось на 50 грамм. Возможно, вы просто не правильно вычислили количество, когда заливали новое масло, не учли, что в системе также оставалось некоторое количество старого, и у вас в итоге получился нулевой расход.

    Статья предупреждает, и дает элементарные понятия как определить неисправность. Но судя по отзывам все супер спецы, и ВАЗ масло не может не «жрать» а иномарка это предел совершенства — почитаете инструкцию к своим иномаркам и теорию ДВС после чего перестанете умничать и писать бред. Всем спасибо.

    Информация полезна но описана не до конца. Есть такое понятие как автомобиль не дымит но иногда и дымит синеватым оттенком виновником в такой ситуации есть изношеные сальники клапанов. происходит это когда автомобиль тормозит двигателем,в это время воспламенения не происходит,масло собирается в цылиндрах и при необходимости водитель нажимает на педаль газа идет кратковременное сгорание масла с топливом и мы видим выпущенное облако синего дыма,потом это все пропадает и автомобиль работает в нормаль но режиме. или дым может появится от избыточного давления в двигателе с которым дохлые сальники клапанов не в состоянии справится происходит это чаще всего на затяжных подъемах.

    Статья познавательная и полезная. Могу рассказать, как избавиться от белого облака дыма, который появляется из-за воды в глушителе. Всё можно сделать в гаражных условиях в течении десяти минут.

    Вам понадобится:
    1. Дрель
    2. Сверло диаметром 3мм.

    Необходимо визуально отметить самую низкую точку вашего глушителя и просверлить там отверстие. Через эту дырочку будет вытекать вся влага, которая раньше собиралась в глушителе и создавала большое белое облако дыма. Благодаря этому отверстию вы не только избавитесь от дыма, но и продлите срок службы глушителя в два раза. Внутри глушителя будет постоянно сухо – следовательно, не будет развиваться коррозия.

    Кстати, раньше отечественный автопром делал данные технологические отверстия на производстве. Затем прекратили и начали хорошо зарабатывать на продаже новых глушителей. Я шестой год езжу ежедневно на одном глушителе с отверстием. Глушителя без отверстия мне хватало на два года максимум. И последнее, отверстие никак не влияет на звук выхлопа.

Цвет выхлопных газов во время запуска двигателя и в процессе его дальнейшей работы является своеобразным индикатором состояния силового агрегата и систем. Различные неполадки могут приводить к тому, что двигатель дымит белым, черным, синим или сизым выхлопом. Как правило, на исправном моторе водители кратковременно наблюдают только белый дым при запуске дизельного двигателя или бензинового .

Отметим, что данное явление в ряде случаев не является неисправностью, особенно когда указанное дымообразование после прогрева ДВС становится менее интенсивным или полностью исчезает. Если же при запуске двигателя идет синий дым или водитель замечает черный дым при запуске холодного двигателя, тогда это является поводом для проверки силового агрегата.

В этой статье мы поговорим о том, по каким причинам может появляться черный дым при запуске двигателя в мороз, на что указывает сизый дым при запуске холодного двигателя, а также почему при запуске двигателя идет белый дым.

Читайте в этой статье

Дым из выхлопной трубы при запуске двигателя: белый, черный, синий цвет выхлопных газов

Как уже было сказано, при запуске двигателя дым из выхлопной системы может быть разного цвета, при этом не всегда дымление становится поводом для беспокойства. Начнем с белого цвета выхлопа.

Дело в том, что после стоянки в накапливается конденсат. После запуска конденсат начинает испаряться, также на количество дыма и его плотность влияет наружная температура и влажность воздуха (чем холоднее и влажнее, тем гуще и дольше будет сохраняться белый дым). В морозы такое дымление может быть постоянным, то есть установка дымит белым независимо от степени прогрева ДВС.

Повышенного внимания требует ситуация, когда на улице тепло, при этом после запуска мотора из выхлопной трубы идет густое облако белого дыма. В этом случае высока вероятность попадания рабочей жидкости (тосола или антифриза) из системы охлаждения прямо в цилиндры.

Данная неисправность появляется в результате перегревов двигателя, пробоя или , образования в тех местах, где проходят каналы рубашки охлаждения ДВС.

В такой ситуации понадобится снимать головку, при необходимости шлифовать привалочную плоскость, менять прокладку ГБЦ, проверять головку на герметичность, ремонтировать трещины и т.п.

  • Для подтверждения диагноза следует открутить крышку на заведенном моторе. Бурление и пузыри четко укажут на прорыв газов в систему охлаждения, при этом уровень ОЖ также может повышаться. После остановки ДВС указанный уровень в бачке понижается, часть ОЖ попадает в цилиндры.
  • Отметим, что не всегда жидкость будет бурлить, особенно в случае наличия микродефектов. В подобной ситуации следует ориентироваться только по цвету, состоянию и уровню ОЖ.
  • Запах гари, наличие масляных пятен на поверхности, снижение уровня в бачке без видимых причин и ряд других косвенных признаков укажет на попадание жидкости из системы охлаждения в цилиндры.
  • Также не лишним будет достать масляный щуп и открутить крышку маслозаливной горловины. Дело в том, что при интенсивном проникновении охлаждающей жидкости в камеру сгорания возникают протечки из надпоршневого пространства через в картер ДВС.

Результатом становится разжижение и помутнение моторного масла, появление характерной коричневатой эмульсии. Добавим, что при интенсивном скоплении ОЖ в пространстве над поршнем может произойти гидроудар двигателя. По указанным причинам сильное дымление белым дымом является тревожным симптомом и требует немедленного устранения. Другими словами, эксплуатацию ДВС лучше прекратить до устранения проблемы.

Черный дым при запуске двигателя

Черный цвет выхлопных газов зачастую возникает в том случае, когда имеются проблемы с системой питания и качеством топливно-воздушной смеси.

Такой дым образуется в результате того, что происходит сильное обогащение рабочей смеси топлива и воздуха применительно к конкретному режиму работы ДВС.

Под обогащением следует понимать большое количество горючего по отношению к количеству воздуха. В этом случае могут появляться следующие дополнительные признаки:

  • двигатель легко крутится от стартера, но с трудом запускается;
  • достаточно часто , даже новые или исправные;
  • после запуска мотор «троит», работа ДВС неустойчивая;
  • в и сильно хлопать;
  • силовой агрегат теряет мощность и перерасходует топливо;
  • на приборной панели может , БК выдает ошибку;
  • в выхлопе присутствует явный запах бензина или солярки;

По оттенку дым может изменяться в различных случаях от серого до густого черного. Почернение возникает от избытков сажи, которая образуется в результате неполноценного сгорания топливного заряда.

Дымить черным мотор может как «на холодную», так и после прогрева, во время перегазовок и т.п. Если постоянный черный выхлоп отмечен на дизельном двигателе, тогда еще одной причиной может стать выход из строя или другие неполадки сажевого фильтра.

  • Список причин, которые приводят к нарушениям топливоподачи, смесеобразования и сгорания смеси, достаточно широкий. На двигателях с карбюратором необходимо начинать проверку с самого дозирующего устройства, поплавковой камеры и уровня топлива в ней, а также воздушных и топливных жиклеров.
  • Еще внимание следует уделить системе холостого хода. Параллельно на инжекторном и карбюраторном моторе рекомендуется проверить систему зажигания, так как выход из строя отдельных элементов (свечи зажигания, высоковольтные свечные бронепровода, катушка и т.д.) вызывает сбои в работе ДВС и может приводить к пропускам воспламенения.
  • Еще одним пунктом во время диагностики считается система впуска, так как загрязнение воздушного фильтра является частой причиной слишком «богатой» смеси.
  • Добавим, что на ДВС с инжектором к избытку подаваемого топлива приводят сбои в работе датчиков . Неверные данные подаются на , после чего контроллер инициирует увеличенную подачу горючего.
  • В этом случае следует проверять дроссельный узел, кислородный датчик и другие элементы. Относительно редко, но также возможен выход из строя самого электронного блока управления двигателем.
  • Что касается системы питания , сами форсунки могут стать негерметичными и переливать топливо в цилиндры. Такая неполадка свойственна как бензиновым моторам, так и дизельным.

Это может происходить по причине сильного загрязнения, износа или возникновения других дефектов инжекторов. На бензиновых моторах следует также проверить топливную рампу и регулятор давления.

Опасность данной ситуации в том, что при сильном переливе топлива увеличивается не только расход, заливает свечи и возникают другие проблемы, но и происходит смывание горючим масляной пленки со стенок цилиндров. В результате во время запуска возрастает общий износ . Если в цилиндр попадает много топлива, которое не сгорает, тогда горючее также может в избытке стекать в картер ДВС.

Для проверки будет достаточно извлечь масляный щуп и понюхать моторное масло, оценить его состояние. Сильное разжижение и отчетливый запах горючего укажут на значительный перелив. В подобной ситуации двигатель нуждается в углубленной диагностике, может понадобиться чистка, настройка или даже замена топливных форсунок.

Сизый дым после запуска мотора

Синий цвет выхлопных газов или сизый оттенок является признаком того, что в камеру сгорания активно попадает моторное масло. Такой дым голубоватый, масляный и густой. Попадание масла легко установить простым способом.

Достаточно завести мотор и прислонить к выхлопной трубе чистый лист бумаги. Наличие жирных пятен, которые не высыхают, укажет на частицы смазки в выпускной системе. Дополнительным признаком можно считать повышенный расход масла, который заметно превышает допустимый показатель для данного типа ДВС. Масло попадает в камеру сгорания по следующим причинам:

  1. Значительный износ элементов ЦПГ.
  2. Неисправности .

В первом случае речь идет об износе поршневых колец, появлении дефектов самого поршня или стенок цилиндров (задиры, эллипсность и т.д.). Во втором случае масло протекает по причине того, что отсутствует должное уплотнение в области стержня клапана и направляющей втулки клапана.

На начальном этапе для ремонта может быть достаточно замены сальников клапанов (маслосъемных колпачков). Состояние ЦПГ помогает определить замер компрессии в двигателе.

Если снижение компрессии по цилиндрам незначительное, тогда двигатель может иметь сизый или синий выхлоп только после запуска и до момента прогрева. Дело в том, что после прогрева зазоры между деталями уменьшаются, масло прекращает попадать в камеру сгорания.

В случае сильно увеличенных зазоров разжиженное от нагрева масло все равно будет попадать в рабочую камеру. Если автомобиль оснащен турбокомпрессором, тогда сизый дым после запуска мотора или в процессе его работы может оказаться следствием неисправностей данного элемента.

В случае износа подшипников турбины, а также уплотнителей ротора, масло через турбонагнетатель будет проникать в систему выпуска и там гореть. В результате из выхлопной трубы идет синеватый дым с частицами смазки.

Дым из-под капота при запуске двигателя

Указанное явление чаще всего можно встретить в том случае, если в каком-либо месте (сальники, прокладки) имеется утечка масла. Смазочный материал попадает на выпускной коллектор и начинает выгорать по мере прогрева ДВС, а водитель видит дым из моторного отсека.

Также не следует исключать и возможность попадания посторонних предметов на нагретые элементы ДВС или выпускную систему. Аналогичный эффект может вызывать и утечка топлива, которая возникает по причине потери герметичности определенных элементов системы топливоподачи и топливного впрыска.

В обоих случаях проблему нужно немедленно решать, так как значительно повышается риск возгорания и пожара в подкапотном пространстве. Параллельно негерметичность в выхлопной системе или проблемы с турбонаддувом также могут оказаться причиной того, что из-под капота появился дым при запуске мотора или дымит постоянно во время его работы.

Например, искривление фланца приемной трубы или прогар прокладки станет причиной появления дыма в моторном отсеке. Еще следует уделить внимание тому, стоит ли на автомобиле жидкостной предпусковой подогреватель салона и двигателя.

Появление дыма из-под капота в этом случае больше свойственно дизельным агрегатам, так как предпусковой подогрев более востребован на данном типе моторов. Если просто, подогреватель на конкретном авто может являться .

Так как устройство внутри себя сжигает горючее, для горения порции топлива необходима подача воздуха, а также должна быть реализована система для отвода газов после сгорания. При неквалифицированной самостоятельной установке или по другим причинам система отвода газов из подогревателя может быть выведена так, что патрубок для отвода выхлопа идет в подкапотное пространство.

В норме предпусковые жидкостные подогреватели практически не дымят, а продукты горения выводятся в области переднего крыла (за колесом). При этом определенные неисправности вполне могут приводить к тому, что из-под капота появляется дым. В этом случае установленную систему следует проверять отдельно.

Как видно, для устранения причины черного, белого или синего цвета выхлопа в одних случаях может быть достаточно замены фильтров и прочистки инжектора. В то же самое время для других моторов единственным выходом будет замена изношенных элементов ЦПГ, ГРМ или даже капитальный ремонт двигателя.

Добавим, что если двигатель начал неожиданно дымить черным выхлопом при запуске без явных причин, тогда в самом начале рекомендуется сменить топливо. Заправка некачественным горючим или топливом с высоким содержанием присадок и примесей часто приводит к трудностям воспламенения смеси и изменению цвета отработавших газов.

Не следует забывать и о том, что от фаз газораспределения, качества регулировки клапанов и нормально выставленного зажигания напрямую зависит стабильность работы агрегата и полноценность сгорания топливно-воздушной смеси. Ремень ГРМ (при наличии) должен быть выставлен строго по меткам, тепловой зазор клапанов необходимо тщательно регулировать.

Отметим, что в процессе проведения первичной диагностики можно , цвету нагара на электродах и резьбовой части. Например, мокрые свечи или черный маслянистый нагар дополнительно укажут на причину и степень серьезности проблемы. Напоследок добавим, что для быстрого поиска неисправности инжекторного бензинового или дизельного мотора рекомендуется сразу провести полную компьютерную диагностику двигателя.

С учетом невысокой стоимости данной операции на СТО можно выявить неполадки и сбои в работе отдельных датчиков ЭСУД. Также можно проверить ДВС на ошибки самому при помощи диагностического адаптера в .

Читайте также

Черный цвет выхлопа дизельного двигателя. Сажа из выхлопной трубы дизеля, причины неполного сгорания топлива. Определение основных неисправностей.

  • Почему дизельный двигатель дымит белым выхлопом. Белый выхлоп дизеля "на холодную" и после прогрева мотора. Основные причины, диагностика неисправностей.


  • Для опытных и начинающих автомобилистов неприятным событием является неожиданно появившийся черный дым из выхлопной трубы, бензин при этом может быть залит на АЗС с хорошей репутацией. Важно понимать, какие ожидаются последствия для транспортного средства, и что придется предпринимать для устранения подобного негатива.

    Даже те автовладельцы, которые совсем недавно получили права, понимают, что общее техническое состояние автомобиля зависит от работоспособности каждого узла и каждой системы в отдельности. Значительный износ трущихся поверхностей в двигателе или потеря герметичности гидравлики, связанной с силовой установкой, определятся по косвенным признакам. Чаще всего это выражается в виде темных выхлопов.

    Обеспечить правильную диагностику и узнать, почему идет черный дым из выхлопной трубы, удастся во многих случаях даже в гаражных условиях. При этом необходимо обращать внимание на общее состояние автомобиля и эксплуатационные характеристики:

    • работа ДВС без перебоев;
    • возникновение посторонних шумов;
    • изменение расхода топлива или технических жидкостей;
    • работоспособность машины на холодную или на горячую и пр.

    Важно своевременно устранять выявленные небольшие недостатки, так как они могут стать причиной серьезных поломок.

    Факт возникновения сажевых выбросов

    Проявляется черный дым из глушителя чаще всего после нажатия на педаль акселератора. Мотор в такой ситуации ведет себя нестабильно, может троить. Нередко подобные автомобили плохо стартуют, особенно после длительной стоянки или в холодное время года. Также возможен увеличенный расход топлива.

    Работа с карбюраторными авто

    В том случае, когда за подготовку топливной смеси отвечает карбюратор, то с высокой долей вероятности именно он является главным виновником появления частиц сажи в газообразных выбросах. Происходит перелив в поплавковой камере, а причины для этого скрываются в таких факторах:

    • повреждение игольчатого клапана, что приводит к подаче излишнего топлива для сгорания;
    • блокирование проходного канала для иголки, что минимизирует порции бензина;
    • засорение жиклеров сторонними частицами из-за низкокачественного бензина.

    Устранение недостатка заключается в чистке и промывке карбюратора. В том случае, когда это не решит проблему, придется менять иглу либо жиклеры. Далее настраиваем уровень топлива в камере.

    Важно знать, что чистку жиклеров категорически запрещено проводить стальными приспособлениями, так как при этом может повредиться внутреннее отверстие . Использовать рекомендуем медную проволоку или мягкие неметаллические материалы.

    На старых авто одной из «болезней» является засорение воздушного фильтра. При забитых порах он не справляется со своими обязанностями – пропускать достаточный объем воздуха для топливовоздушной смеси. Таким образом, смесь получается с неправильной пропорцией, переобогащенной топливом.

    Необходимо знать, что воздушный фильтр должен меняться с периодичностью 10-12 тыс. км пробега, чтобы поддерживать проход достаточного объема кислорода в цилиндры.

    Водителю рекомендуем контролировать зазор на свечах. Если между электродами не соблюдается установленное производителем значение, то катушка зажигания не в состоянии продуцировать на концах достаточное искрообразование. Это приводит к пропаданию воспламенения и ускорению выхода из строя системы зажигания.

    Мотор станет неправильно работать при разбалансировке свечных зазоров. Обычно интервал должен быть в пределах 0,9-1,1 мм. Замерять его нужно на всех свечах при помощи щупа.

    Чистка инжектора

    Конструкция, в которой используется инжектор, выглядит значительно проще. В ней отсутствуют запорные иголки или камеры сгорания. Однако чистка такой системы может оказаться проблематичней, ведь используется совершенно иная система подачи топлива.

    Всеми процессами смесеобразования в подобной конструкции занимается электроника. Непосредственный впрыск осуществляет инжектор. Именно он часто выступает в качестве главной проблемы.

    Основной проход забивается, что стимулирует повышение давления на входе. Таким образом накапливается критическая масса, пробивающая проход. В результате в систему приникает избыточный объем топлива, а мотор начинает работать нестабильно – «плавать», выдавая бесконтрольно то низкие, то высокие обороты.

    Для исправления требуется обязательная чистка каналов, которую можно провести самостоятельно. Опытные мастера знают несколько способов возвращения работоспособности. В некоторых случаях рейку потребуется демонтировать для освобождения каналов, но это – довольно трудоемкий процесс. Большинство водителей используют специальные присадки в топливо для устранения загрязнений.

    Стоит учесть, что рейку необходимо чистить не реже, чем через 60–70 тысяч км пробега.

    Автомобилисты знают, что работа инжектора осуществляется в автоматическом режиме. Запуск и подача топлива завязаны на работу датчиков, отслеживающих текущие рабочие циклы. Если происходят сбои, то виновником их могут быть вышедшие из строя датчики, которые отправляют в двигатель топливо в неправильной дозации (то чрезмерно много, то чрезмерно мало). Выявить подобную поломку самостоятельно в домашних условиях вряд ли удастся, поэтому необходимо провести диагностику на стендах СТО.

    Еще одним виновником черного дыма из выхлопной трубы в бензиновых автомобилях может являться топливный насос. У инжекторных систем ТН традиционно располагается в бензобаке. При возможной поломке агрегат способен отправлять топливо с избыточным давлением в систему, что провоцирует нежелательное избыточное давление и реализуется в переливе в камерах впрыска. Ремонтировать ТН не стоит, поэтому придется его заменить на новый.

    Причина дыма с сажей в некоторых случаях как для карбюраторных, так и для инжекторных авто скрывается в засоренности выхлопной системы . В подобных условиях загрязнения мотор начинает выполнять свои функции под дополнительной нагрузкой, что вызывает рост расхода масла и топлива.

    Глушитель засоряется, выдавая облака гари, из-за разрушения фильтрующей сетки. Она крошится и превращается в мелкие частицы, засоряющие проходы. При этом от двигателя слышны сторонние звуки, а его температура даже после непродолжительной эксплуатации существенно повышается. Выходящие из трубы клубы имеют аромат жженого металла, поэтому затягивать с диагностикой и ремонтом в подобных условиях нельзя.

    Важно своевременно регулировать зазоры на клапанах. В противном случае неправильная настройка данного узла способна существенно снизить эффективность работы мотора. Также существенно понижается эксплуатационный ресурс силовой установки.

    Сниженный уровень зазоров способствует прогоранию седел и клапанов. Образуемый нагар поступает сначала в цилиндры, а затем отправляется в глушитель и в атмосферу.

    Как образуется черный дым

    В большинстве случаев выбросы черных клубов – следствие сгорания в неполном объеме топливной смеси внутри цилиндров. Черный оттенок возникает из-за летучих частиц, покрытых сажей и перемещающихся по выхлопным трубам одновременно с отработанными выбросами. Одновременно происходит загрязнение всей системы и нарушение работоспособности силовой установки.

    Для большинства же дизельных машин наличие небольшого количества черного дыма на старте не всегда является поводом для беспокойства автовладельца. В случае с бензиновыми моторами необходимо в первую очередь не посещать АЗС с некачественным топливом и пройти диагностику.

    Самостоятельные способы борьбы с образованием черного дыма

    Не так часто встречаются механические поломки двигателя, приводящие к грязным черным клубам дыма сзади авто. Более популярным являются последствия действий недобросовестных или невнимательных автовладельцев. Когда собственник машины неправильно и в течение длительного времени эксплуатирует авто, то основные системы машины начинают сбоить, что способно привести к дорогостоящему ремонту.

    Минимизировать риски возникновения черного дыма удастся с помощью выполнения простых рекомендаций:

    • Если почувствовали, что залитая порция бензина оказалась некачественной, то стоит избавиться от нее, слив в полной мере из топливного бака остатки. Оцениваем после этого качество выхлопа.
    • Проводим регулярно замену топливного фильтра, особенно после использования низкокачественного бензина.
    • При необходимости меняем воздушный фильтр, чтобы загрязняющие частички не проникали в топливную смесь вместе с воздухом.
    • Если имеется возможность и опыт в гаражных условиях проверяем работоспособность инжекторных форсунок и карбюратора.
    • Стоит проконтролировать текущую компрессию в цилиндрах, сравнивая значения с номинальными.

    Если таким способом не удалось выявить проблему возникновения сажевых клубов, то придется отправиться на СТО. Мониторинг будет проводиться механиками-двигателистами.

    Обычно проводится компьютерная диагностика мотора на стендах для определения неполадок. В некоторых случаях вердиктом служит необходимость проведения капремонта. В качестве профилактики осуществляется замена технических жидкостей, включая масло, антифриз и всех фильтров.

    Иногда на станции предлагают провести небольшие профилактические мероприятия. Можно промыть двигатель от загрязнений. После ремонта или профилактики обязательно проводится повторное тестирование на холостую и под нагрузкой.