Черный дым с глушителя. Белый дым из выхлопной трубы – о каких неисправностях сигнализирует? По каким причинам появляется белый выхлопной дым

Дым из выхлопной трубы выходит постоянно, однако в некоторых случаях это начинает происходить настолько интенсивно, что у автовладельца небеспричинно могут появится причины для переживания. Действительно, если количество дыма резко увеличилось, он стал более плотным и окрасился в черный, белый или сизый цвет – стоит заглянуть под капот и немедленно устранить возникшую поломку. Стоит понимать, что без своевременного ремонта «симптомы» могут ухудшиться, и, помимо дыма, у автомобильного двигателя может появиться «кашель», или же транспортное средство вообще откажется выполнять свои функции. Давайте же разберемся, о каких именно неисправностях может сигнализировать дым из выхлопной трубы.

1. Как и почему появляется выхлопной дым: немного о работе выхлопной системы

Принцип функционирования выхлопной системы автомобиля не представляет абсолютно ничего сложного для профессионального механика или же автовладельца с опытом. Заключается он в следующем:

1. Когда работает двигатель, внутри него сгорает воздушно-топливная смесь.

2. Отработанные после этого процесса газы через выпускной клапан из камеры сгорания двигателя из-за перепада давления перемещаются в выпускной коллектор.

3. Дальше путь отработанных (то есть выхлопных) газов идет к приемной трубе. Но только вот если речь идет о дизельных двигателях, то на своем пути они также сталкиваются с крыльчаткой турбокомпрессора, которая благодаря им и запускается в действие.

4. Для того, чтобы выхлопные газы «очистились», и в атмосферу попадало как можно меньше вредных частиц, из приемной трубы они перенаправляются в катализатор.

6. Из глушителя отработанные газы из камеры сгорания наконец-то попадают в атмосферу.

Как это ни странно, но эффективность вывода отработанных газов в атмосферу на прямую влияет на мощность двигателя и исправность в работе других система авто. По этой причине каждый автовладелец должен регулярно проверять исправность и целостность выхлопной системы.

Знаете ли Вы? Практически во всех странах Европы уровень выхлопных газов строго регулируется. К примеру, если вы будете ездить по дорогам на авто, которое на холостом ходу выбрасывает в атмосферу больше 0,5% СО и больше 100 ррm, вас могут оштрафовать и отправить в автосервис на ремонт.

Тем не менее, когда речь идет именно об изменении цвета выхлопных газов, то проблема может заключаться далеко не в самой системе выхлопа, а может быть связана со следующими нарушениями работы автомобиля:

1. Неправильная работа системы питания. Речь идет о том, что системы впрыска топлива и подачи воздуха в камеру сгорания создают плохую смесь, в результате сгорания которой и может образоваться дым «неправильного» цвета (зачастую это происходит по причине перенасыщенности топливной смеси бензином, который полностью не сгорает, а просто дымит). Поломка может скрываться в неисправности работы датчиков, которые контролируют впрыск, форсунок, герметичность которых по тем или иным причинам может быть нарушена. Ко всему этому также добавятся чрезмерный расход топлива, а также резкое снижение мощности мотора. В таких случаях не стоит бездействовать, поскольку подобные мелкие поломки могут вызвать даже гидроудар двигателя.

2. Используется некачественное топливо. От подобного сложно застраховаться, но при проявлении первых симптомов следует сразу же сменить топливо. Стоит понимать, что длительное использование некачественного бензина может привести к появлению всех тех неисправностей в работе двигателя и его систем, о которых мы писали в предыдущем пункте.

3. Неточности в работе газораспределительной системы. Опять же, проблема будет заключаться в том, что топливная смесь не сгорает в двигателе и выбрасывается в атмосферу в виде черного дыма. К примеру, если растянулся ремень ГРМ, то газы из камеры сгорания могут выходить с неправильной периодичностью, в результате чего топливная смесь попросту не будет успевать сгорать. В такой ситуации, помимо грязного дыма из выхлопной трубы, появится еще и неровная работа двигателя, водитель будет отмечать низкую тягу авто.

4. Неточности в работе системы охлаждения. Иногда поломки в этой системе приводят к тому, что в камеру сгорания вместе с топливом и воздухом попадает еще и охладительная жидкость. Как результат, из выхлопной трубы начнет выходить очень грязный дым. Главным подтверждением того, что проблема действительно заключается в системе охлаждения, будет резкое снижение уровня охладительной жидкости в бачке. Происходит такое смешивание из-за трещин в корпусе системы, или же износа прокладки.

5. Нарушение герметичности и отсутствие необходимого количества смазки. В таком случае необходимо обратить внимание на целостность цилиндров, соединительных колец и поршней двигателя. Зачастую к подобному может приводить использование низкокачественного масла с наличием абразивных частиц. Также не стоит исключать развитие коррозийных очагов.

6. Неисправности компрессора в турбодвигателях. Как результат, моторное масло опять-таки будет попадать в двигатель и систему выхлопа. Иногда масло может гореть и вне камеры сгорания, что, в свою очередь, может стать причиной прогорания стенок разных элементов автомобиля.

7. Разрыв мембраны регулятора вакуумного датчика коробки-автомат. В результате этого из коробки передач масло будет попадать в один из цилиндров. О последствиях присутствия масла в двигателе мы уже писали. Но в каждой из описанных случае интенсивность дыма и его цвет могут достаточно сильно отличаться. Чтобы в этом вопросе было легче разбираться, расскажем о каждом цвете дыма в отдельности.

2. О чем сигнализирует черный цвет выхлопного дыма?

Причины появления черного дыма в случае с бензиновым и дизельным двигателями являются разными. По этой причине будет более рационально рассмотреть их по порядку.

Черный выхлопной дым из бензинового двигателя

В наиболее частых случаях из выхлопной трубы автомобиля с бензиновым двигателем выходит черный дым, если в камеру сгорания попадает слишком много топлива. Как мы уже писали выше, происходить это может по очень разным причинам. Поэтому для устранения неисправности необходимо будет проверить:

1. Карбюратор. Если он не отрегулирован, то есть его клапаны полностью не закрываются, то в камеру сгорания будет заливаться слишком много бензина, а чрезмерно обогащенная смесь, как известно, неспособна в таких условиях равномерно и эффективно сгорать. Правда, если дело действительно в карбюраторе, не стоит пытаться самостоятельно исправить ситуацию. Без наличия специального опыта ситуацию можно еще и усугубить.

2. Форсунки. Если они не герметичны, будет возникать также ситуацию, которую мы описали выше. Как результат, в процессе будет образовываться много сажи, которая и окрасит дым в черный цвет.

3. Датчик массового расхода топлива. Этот датчик осуществляет контроль подачи воздуха в камеру сгорания. Если он не будет контролировать этот процесс, в камеру сгорания будет подаваться слишком мало воздуха, что опять же приведет к появлению дыма черного цвета.

Черный дым из выхлопной трубы автомобиля с дизельным двигателем

По сути, причины появления черного дыма при работе дизельного двигателя являются теми же, что и при работе бензинового. Но все же в такой ситуации существует один тонкий нюанс, который необходимо проверить дополнительно.

Интересно знать: Идеальным материалом для изготовления труб выхлопной системы является нержавеющая сталь. Благодаря ей вес всех элементов получается достаточно большим, однако это придает ей надежности.

Речь идет о высоком давлении в рампе. При наличии насоса высокого давления могут сбиваться откалиброванные при установке показатели. В таком случае давление в рампе может подниматься до слишком высоких значений, что и приведет к неисправности работы двигателя и появлению черного дыма из его выхлопной трубы.

3. По каким причинам появляется белый выхлопной дым?

Когда прогревается холодный двигатель, то появление из выхлопной трубы дыма белого цвета считается вполне приемлемым. Правда, в этом случае из трубы будет выходить совсем не дым, а обычный пар, в который будет преобразовываться накопившаяся в выхлопной системе вода. По мере прогревания автомобильного мотора подобное проявление исчезает, поэтому беспокоиться по данному поводу точно не стоит.

Но нужно отметить, что если температура атмосферы опускается до -10°С, белый пар из трубы будет выходить независимо от того, прогрелся двигатель или нет. Если же ударит настоящий мороз градусов 20-25 – дым станет очень густым и приобретет молочный цвет. Таким образом, все автовладельцы должны понимать, что нормальным считается появление белого дыма из выхлопной трубы при отрицательных температурах воздуха. При этом, чем выше будет влажность воздуха, тем гуще и белее будет получаться пар.

Но еще одной причиной появления дыма белого цвета из выхлопной трубы является попадание на цилиндры охлаждающей жидкости. Так как она содержит в себе определенное количество воды, влага в процессе горения не успеет полностью испариться, поэтому из нее образуется что-то наподобие густого тумана, который будет выходить из трубы.

Но при этом к дыму стоит внимательно приглядываться, поскольку иногда под таким же видом из выхлопной трубы может выходить и так называемый масляный дым, который, впрочем, имеет более сизоватый оттенок. Если из трубы действительно выходит пар, он будет сразу же рассеиваться, а вот что касается дыма, то облако после него будет еще достаточно долго висеть в воздухе.

Чтобы на 100% убедиться в том, что через выхлопную трубу не выходит масло, на несколько мгновений прикройте ее отверстие при помощи обычной бумаги. Если из трубы выходит только пар, то капли на бумаге вскоре бесследно исчезнут. Если же масло – то на бумаге останутся жирные пятна. О причинах попадания антифриза в цилиндры двигателя мы говорили в первом разделе данной статьи.

Интересно знать: Если из выхлопной системы забрать катализатор и глушитель, мотор станет работать намного лучше. Только вот шума он при этом будет создавать в несколько раз больше.

Для устранения белого дыма очень важно проверить исправность всей системы охлаждения. В частности, следует обратить внимание на:

- термостат;

Датчик работы вентилятора;

Вентилятор;

Радиатор (все его пробки, шланги и соединения).

При этом стоит на некоторое время прекратить эксплуатацию автомобиля. Ведь если неисправности действительно присутствуют, интенсивная эксплуатация может значительно усугубить ситуацию. Ведь попадание антифриза и масла на двигатель приводит к очень быстрому износу всех деталей. А ремонт двигателя, как известно, дело очень дорогостоящее.

4. Причины сизого (синего) дыма из выхлопной трубы.

При появлении синего дыма из выхлопной трубы не стоит рассчитывать на то, что вскоре все само собой пройдет. Подобные «симптомы» сигнализируют о неизбежном ремонте, поскольку в двигатель попало моторное масло. Наиболее частой причиной подобного является износ деталей, через которые жидкость и просачивается.

Что же могло износиться?

1. Маслосъёмные колпачки. Обычно узнать об этом удается только после замены масла. Дело в том, что при эксплуатации старого оно сильно загрязняется, густеет и само для себя выполняет роль сальника, не покидая пределов системы. Но вот когда заливается свежая и чистая жидкость, более жидкая по своей консистенции, избежать протекания уже не удается.

2. Если изнашиваются маслосъёмные кольца, в результате также начинает вытекать масло, что приводит образованию сизого дыма. Чтобы узнать, в каком состоянии находятся эти кольца, стоит проверить компрессию.

Если сизый дым появился при работе дизельного мотора, то причины его появления будут аналогичными. Тянуть с ремонтом не стоит, поскольку если уже износились одни детали, изнашиваться начнут и другие.

Отработавшие газы образуются в цилиндре двигателя при сгорании топливовоздушной смеси. Соответственно, если этот процесс идет по какому-то аномальному сценарию, то приобретает характерный цвет и запах. Основные причины таких явлений: неполное сгорание топливовоздушной смеси и попадание в камеру сгорания масла или . К сожалению, далеко не всегда можно с уверенностью связать их с конкретным изменением цвета дыма из выхлопной трубы, но свои закономерности в этом все же есть.

Неполное сгорание топливовоздушной смеси возникает из-за ее некорректного соотношения (слишком богатая или бедная) либо, к примеру, по причине снижения . При этом цвет выхлопных газов варьируется от светло-серого до темно-серого или черного. Более явно это проявляется у дизельных моторов, ведь они работают в более широком диапазоне соотношения топливовоздушной смеси. Изменение цвета выхлопных газов сопровождается и появлением характерного запаха бензина или солярки. Если смесь слишком богатая (переизбыток топлива), то дым переходит в темные оттенки серого, а в более светлые - при обедненной (переизбыток воздуха). Среди виновников масса конкретных причин: от до потери герметичности системы впуска воздуха.

Сизые оттенки выхлопных газов четко указывают на сгорание масла в цилиндре. В камеру сгорания оно попадет по многим причинам: от износа поршневых колец и цилиндропоршневой группы в целом до усталости маслосъемных колпачков.

Износ маслосъемных колпачков проявляет себя довольно специфично - большой выброс сизого дыма из выхлопной трубы происходит при и потом полностью сходит на нет. Дело в том, что при длительном простое машины масло потихоньку просачивается через изношенные маслосъемные колпачки и накапливается в цилиндре. После пуска мотора этот объем быстро сгорает. При работе двигателя масло просачивается через колпачки в очень малых объемах, поэтому его сгорание не приводит к появлению сизого дыма, если, конечно, клапаны откровенно не болтаются в своих направляющих.

Если же сизый дым наблюдается постоянно, значит в больших объемах и это может говорить о сильном износе стенок цилиндров или, к примеру, поршневых колец, то есть о дорогостоящем ремонте.

Еще один виновник - система вентиляции картерных газов, которая из-за неисправности начинает активно гнать масло во впускную систему двигателя. При этом активный масложор наблюдается при езде именно на высоких оборотах.


Попадание антифриза в камеру сгорания всегда вызывает постоянный густой белый дым из выхлопной трубы. Среди причин: трещины в блоке цилиндров, гильзе или головке блока; прогорание прокладки ГБЦ. Однако под такой вид дыма частенько подстраиваются и другие факторы: от законов физики и заложенных алгоритмов работы конкретных моторов до пресловутого попадания масла в камеру сгорания.

Частенько густой белый дым наблюдается при после холодного пуска в сырую погоду. С ростом температуры идет активное испарение скопившего в выхлопной системе конденсата. Спустя пару минут этот эффект сойдет на нет. Более того, на многоцилиндровых моторах большого объема в момент прогрева из трубы может даже бежать отчетливая водяная струйка - это абсолютно нормально и говорит, что двигатель чувствует себя хорошо.

Неожиданное появление густого белого дыма на ходу на полностью прогретом дизельном двигателе может вызвать система регенерации сажевого фильтра, которая увидела для себя подходящие условия движения автомобиля и решила провести процедуру выжигания сажи. Главное не паниковать, процесс обычно занимает всего пару минут. В этом режиме система управления мотором принудительно обогащает топливовоздушную смесь, чтобы поднять температуру отработавших газов до необходимого уровня для выжигания сажи.

Под густой белый дым с едва различимыми темноватыми оттенками иногда подстраивается и сгорание масла в камере сгорания в больших объемах. Такое частенько происходит, когда изношенная начинает активно гнать жидкость во впускную систему мотора или тем же самым занимается неисправная система вентиляции картера. Проблема в том, что характерный запах горелого масла может перебивать каталитический нейтрализатор. Однако можно пролить свет на источник бед, если подержать у выхлопной трубы белую салфетку или лист бумага (только не обожгитесь!). Масляный туман обязательно оставит характерные следы на самодельном индикаторе.


Благодарим ООО «Иномотор» (г. Москва) за помощь в подготовке материала.

Истории болезней подержанных автомобилей различных моделей вы найдете в .

О чем расскажет цвет дым из выхлопной трубы: черный, синий (сизый) или белый, каждый цвет имеет свое значение.

Всем известно – когда дымит двигатель, это «не есть гут». Многие считают, что без вскрытия и дефектовки причину дыма из выхлопной трубы не определить. Да, с такой точностью, которую показывает данная процедура, это невозможно. Но есть ряд признаков, которые помогают определить неисправность еще до разборки – это позволяет спрогнозировать временные и денежные затраты на ремонт.

Черный дым: бензиновый двигатель

Черный дым из выхлопной трубы бензинового двигателя – это следствие горения слишком большого количества топлива, то есть, сильно переобогащенной смеси. В таком случае есть несколько вариантов неисправностей, которые стоит проверить:

  • Отрегулировать карбюратор. Если же в этой области не хватает знаний и практики, то не стоит пытаться сделать это собственноручно – это очень тонкий процесс, который требует крайней аккуратности и полнейшего понятия дела.
  • Проверить герметичность форсунок. Если они не полностью закрываются, то в цилиндры поступает неконтролируемое количество топлива, которое сгорает, от этого образуется сажа, поэтому дым черный.
  • Проверить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Если он неисправен, то показывает неверное количество проходящего воздуха, соответственно, в цилиндры подается непропорциональное количество бензина, поэтому идет черный дым из выхлопной трубы.

Черный дым: дизельный двигатель

Здесь причины практически не отличаются, есть только несколько более тонких моментов. Если из выхлопной идет черный дым на дизеле, то надо проверить несколько возможных причин:

  • Слишком высокое давление в рампе. У дизельного двигателя с Common Rail имеется топливный насос высокого давления (ТНВД), который нужно калибровать. Так вот, если его настройка неверна, то будет наблюдаться такая картина.
  • В целом, все остальным причины, почему идет черный дым на дизеле, не отличаются от бензинового двигателя.

Сизый дым: бензиновый мотор

В такой ситуации надо быть готовым к ремонту. Если двигатель дымит синим дымом, это верный признак масла в цилиндрах. Как оно туда попадает – уже другой вопрос, как правило, это следствие износа деталей.

Двигатель дымит синим дымом потому что масло сгорает вместе с бензином. Поэтому, стоит подумать, откуда оно там. Есть всего два пути: снизу и сверху.

  • Износ маслосъемных колпачков приводит к тому, что идет синий дым из выхлопной трубы. Как правило, двигатель дымит синим дымом после замены масла, особенно, если замена производилась невовремя. Дело в том, что старое, грязное масло обладает большей вязкостью, а мусор и грязь, которая в нем имеется, играет роль сальника. Таким образом, пока залито старое масло, двигатель работает боле ли менее нормально. Новое масло все это промывает, после чего маслосъемный колпачок становится заливной горловиной.
  • Износ маслосъемных колец так же приводит к тому, что двигатель дымит синим. Их роль – собирать масло со стенок цилиндров во время рабочего хода и впуска, то есть, когда поршень стремится к нижней мертвой точке. Говоря простым языком, идет вниз. Если кольца износились, то масло остается на стенках цилиндров, после чего собирается компрессионными кольцами во время такта сжатия и выпуска, то есть, когда поршень идет вверх. Для того, чтобы диагностировать данную неисправность, надо проверить компрессию.

Если же дымит двигатель синим дымом, то надо обратить внимание на уровень масла и постоянно за ним следить, потому что «жор масла» будет проявляться любом случае. После того, как проявилась данная неисправность, желательно поубавить свои аппетиты и не крутить двигатель выше 3000 оборотов.

Проверять цвет дыма надо на горячую, идеально во время старта с места в горку. Так же стоит обратить внимание на выхлопной патрубок – он должен быть сухим. Масло по природе своей в цилиндрах не сгорает, а вылетает в выхлопной тракт с газами. Соответственно, его остатки будут видны на патрубке.

У дизельного мотора причины ровно те же, поэтому рассматривать его отдельно нет смысла.

Белый дым из выхлопной: причины, способы устранения

Бывает еще так, что двигатель дымит белым дымом. В этом случае надо сначала обратить внимание на погодные условия – это может быть просто пар, потому как выхлопные газы имеют достаточно высокую температуру. Если же конденсата на патрубке не наблюдается, то стоит обратить внимание на цвет свечей зажигания. По всей вероятности, они будут имеет такой же белый налет, как и цвет дыма. В таком случае дело в бедной смеси. Итак, белый дым из выхлопной трубы может идти по нескольким причинам:

  • Неисправность топливного насоса, как следствие, недостаточное давление в топливной рампе и недостаток топлива в горючей смеси.
  • Забитые форсунки. Через них проходит меньше топлива, чем того ожидает электронный блок управления двигателем.
  • Забит топливный фильтр. Опять таки, недостаток топлива.

Чем опасен дым из выхлопной: черный, сизый или белый

Само собой, к наибольшим последствиям может привести синий дым из глушителя. С одной стороны это мелочь. С другой же, в двигателе происходят сложные, четко спланированные процессы. Отклонение от алгоритма приводит к неисправности.

Так, например, масло, попадая в выхлопной коллектор, оседает на седлах клапанов. Они имеют очень высокую температуру, поэтому оно моментально пригорает, образуя достаточно толстый коксовый слой. Из-за этого клапан неполностью закрывается, снижая тем самым компрессию двигателя. К поломке, конечно, это вряд ли приведет, а вот хлопот неплохо прибавит. Поиски причины того, что двигатель не тянет и не развивает обороты, можно искать вечно. Так вот, вскоре это приведет к тому, что клапан будет постоянно открытым, а это хлопки в глушитель, повышенный расход топлива, затрудненный пуск в холодное время.


Кроме того, это может привести к тому, что кольца в засядут в канавках и потребуется раскоксовка.
Обязательно стоит уточнить, это далеко не все причины того, что двигатель дымит, их может быть гораздо больше.

Видео: почему из выхлопной идет черный дым

Если вы неожиданно обнаружили, что дым из выхлопной трубы вашего автомобиля поменял цвет и стал заметно гуще, чем должен быть, это повод серьезно задуматься. Явление такого рода – признак возникших проблем с машиной. Они могут быть крайне разнообразными:

  • Неисправности топливной системы или системы охлаждения;
  • Поломки в системе зажигания;
  • Неправильная работа газораспределительного механизма (ГРМ);
  • Какие-либо неприятности с цилиндро-поршневой группой (ЦПГ).

Непосредственные же причины появления дыма – попадание в цилиндр посторонних жидкостей (тосола и моторного масла), либо избыточное поступление, и, как следствие, неполное или даже ненормальное сгорание топлива.
В некоторых случаях дым – вторичный признак неполадок в какой-либо системе автомобиля. В частности, неисправности в системе охлаждения часто влекут за собой перегрев мотора, из-за которого выходят из строя поршневые кольца. Моторное масло начинает попадать в цилиндр, и появляется дым.

Поскольку причин возможных неисправностей много, начинать локализацию проблемы лучше с определения цвета дыма. В этой статье мы расскажем, какие неполадки может означать дым из выхлопной трубы в зависимости от своей окраски. Причины белого дыма из выхлопной трубы:

Появление белого дыма в некоторых случаях – совершенно нормальное явление, если говорить о первых минутах работы непрогретого мотора в холодное время года. Причина этого – конденсат в выхлопной системе. Но по мере прогрева двигателя конденсат и белый дым (который на самом деле пар) пропадают.

ЗИМОЙ: Следует заметить, что чем ниже температура, тем сильнее растет вероятность появления белого дыма. Более низкая температура прямо пропорционально влияет на густоту пара: уже при -10°С белый дым из выхлопной трубы на прогретом двигателе не исчезает, а если градусник падает до -20°С, то появляется характерный сизый оттенок. Свою лепту вносит и влажность воздуха. Если она большая, то и пар будет густым.

ЛЕТОМ: Однако когда вы видите белый дым, а на улице тепло и двигатель прогрет, это сулит плохие новости. Самая вероятная причина белого дыма из выхлопной трубы:

— попадание тосола в цилиндр, что гарантированно происходит, если прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) утратила свою герметичность. Поскольку охлаждающая жидкость (ОЖ) имеет в своем составе воду, она испаряется под воздействием высокой температуры в цилиндре, но не вся, что и приводит к появлению белого пара. Правда, белым он может быть не всегда: в некоторых случаях присадки, содержащиеся в тосоле, придают ему другой оттенок, в том числе и сизый, что уже затрудняет определение причины дымления.

Проверяем опытным путем: пар или сизый дым?

Понять, что это именно водяной пар, можно по 2-м признакам.

  • Во-первых, пар быстро рассеивается , тогда как сизый дым , появляющийся при попадании в цилиндр моторного масла, на какое-то время остается в воздухе .
  • Во-вторых, можно устроить проверку. Она заключается в том, чтобы прогреть мотор и на короткий промежуток времени приложить к выхлопной трубе лист бумаги. Затем нужно внимательно его рассмотреть: если это пар, на листе ничего не будет видно, и он останется таким, каким был до проверки. Дым же оставляет масляные следы, и бумага в этом месте становится жирной на ощупь.


1)
Может случиться так, что тосол попадает в цилиндр не по вине, пришедшей в негодность прокладки, а из-за трещины в блоке двигателя или ГБЦ. При таком развитии событий выхлопные газы нередко просачиваются в охлаждающую жидкость, образуя газовую пробку. Обнаружить ее довольно легко. Откройте расширительный бачок. Вас должны насторожить характерный запах, присущий выхлопным газам, масляная пленка на тосоле и низкий уровень ОЖ. Далее запустите мотор (он должен быть холодным) и пощупайте верхний патрубок радиатора – вы должны ощутить сильный рост давления в нем. Далее посмотрите на расширительный бачок. Уровень жидкости резко пошел вверх, а она пузырится? Значит, газы все-таки попадают в тосол.

2) Поскольку ОЖ при остановке мотора уходит в поддон картера, она начинает портить моторное масло. При смешивании этих жидкостей получается эмульсия, которая обладает свойством пенообразования. После запуска двигателя она начинает циркулировать по смазочной системе, и при этом образовавшаяся пена странного цвета (от голубоватого до светло-коричневого). Пена остается на крышке ГБЦ и пробке горловины, куда заливается масло. Проверить ее наличие можно путем вытаскивания масляного щупа и открытия пробки горловины. Но иногда, если течь ОЖ незначительна, пена появляется, но масло почти не портится.

3) Однако, когда тосол льется рекой, это грозит очень серьезными проблемами. Мало того, что уровень ОЖ стремительно падает и она превращает масло в пенную эмульсию, так еще и может случится гидроудар, поскольку большое количество тосола неспособно испариться, и поэтому, накапливаясь, может воспрепятствовать движению поршня. Последствия крайне трагичны – почти наверняка мотор покажет «руку дружбы» (т.е. сломанный шатун пробьет дыру в блоке двигателя).

4) Иногда можно попробовать локализовать проблему более точно. Дело в том, что ОЖ обладает интересным свойством: она замечательно очищает все, на что попадает. Поэтому вы будете весьма удивлены, когда выкрутите свечи зажигания и обнаружите, что они кристально чистые, как, будто только из магазина. Узнать об утечке тосола можно, вооружившись резиновым шлангом с переходником или тестером утечек и подав воздух под давлением в цилиндр через место установки свечи. Если уровень ОЖ в расширительном бачке повышается, значит, есть утечка. Следует заметить, что при проверке коленвал должен быть повернут так, чтобы все клапана цилиндра с выкрученной свечой были закрыты, а машина стояла на передаче и на ручнике.

5) Более глубокая диагностика требует снятия ГБЦ и ее детальный осмотр. Особенное внимание стоит уделить прокладке, головкам, камерам сгорания, тарелкам клапанов и днищам поршней.

  • Начать лучше с прокладки, поскольку именно ее неудовлетворительное состояние чаще всего является причиной попадания тосола в цилиндр. Также не мешает с помощью специальных инструментов оценить геометрию плоскости ГБЦ. Если ее повело из-за перегрева, головку блока придется заменять. Еще следует проверить, есть ли трещины, для чего ГБЦ необходимо проверить на герметичность под давлением. В лучшем случае все будет в норме, а в худшем – обнаружится трещина, которая зачастую появляется недалеко от седла клапана впуска.
  • Закончив с головкой, загляните в цилиндр. Чтобы осмотр был полноценным, поршень нужно переместить в нижнюю мертвую точку. Ваша задача – поискать трещины в гильзе. Такое случается крайне редко, но тем не менее. Это не составит большого труда: края трещины всегда «отполированы» поршневыми кольцами.

Есть и довольно экзотический способ попадания тосола в цилиндр – через впускной коллектор. Случается это из-за прохудившейся прокладки коллектора, при условии, что она одновременно является прокладкой каналов, с помощью которых он обогревается ОЖ. Характерные признаки: давление в системе охлаждение не растет, а сама жидкость не воняет выхлопными газами, но при этом ее уровень уменьшается и появляется пена из-за превращения моторного масла в эмульсию.

Белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя, свидетельствующий о попадания тосола в цилиндр , может выступать и в качестве косвенного свидетельства перегрева мотора из-за неполадок в системе охлаждения. По этой причине диагностика требуется и ей, ведь если ОЖ пошла в цилиндр, это могло произойти потому, что «повело» головку, а конечным виновником всех бед мог стать, например, изношенный водяной насос.

Черный дым из выхлопной трубы: причины

Если дым, идущий из выхлопной трубы, насыщенного черного оттенка и в нем даже можно разглядеть маленькие частички сажи, значит, топливо-воздушная смесь переобагощена.

Иначе говоря, топливо не сгорает в цилиндре до конца, и дожигание происходит уже в глушителе. Вышеописанное явление случается при неправильной работе системы питания или зажигания, а также системы электронного впрыска, если автомобиль ею оборудован.

Как правило, черный дым не появляется в одиночку: он сопровождается высоким расходом горючего, затрудненным запуском мотора и его неустойчивой работой, а иногда даже происходит падение мощности двигателя.

  • Черный дым из выхлопной трубы: карбюратор

Если говорить о силовых установках с карбюраторами, то виновник всех бед, скорее всего, – это неисправный игольчатый клапан, из-за которого получается перелив топлива, или засорившиеся жиклеры, через которые перестал поступать воздух.

Кроме того, причиной возникших неполадок может стать неверно выставленное зажигание.

  • Черный дым из выхлопной трубы: инжектор

Инжекторные моторы могут начать дымить потому, что вышел из строя какой-нибудь датчик (например, расхода воздуха) или форсунки стали негерметичными, что может вызвать гидроудар (из-за большого объема топлива, которое будет буквально литься в цилиндр), чьи последствия описаны выше.

  • Черный дым из выхлопной трубы: дизель

Выхлоп дизельных агрегатов иссиня-черного цвета сам по себе, однако дымление возникает не только из-за негерметичных форсунок, но и вследствие их неправильной регулировки (т.е. если угол опережения впрыска неверно отрегулирован). Также корнем всех зол может быть неисправность топливного насоса высокого давления.

Эксплуатировать автомобиль в таком состоянии можно, но крайне не рекомендуется. Из-за слишком большого объема поступающего в цилиндр горючего оно проникает в поддон картера и портит масло, увеличивая его объем и придавая характерный запах, что негативно влияет на смазочные свойства, принося вред всему мотору в целом и особенно – ЦПГ, которая начинает сильно изнашиваться.

Сизый дым из выхлопной трубы: причины

Если из глушителя идет синий дым – это означает, что в цилиндре сжигается не только топливо-воздушная смесь, но и моторное масло, которое проникло туда каким-либо образом. Строго говоря, цвет дыма может быть совсем не синим, а, к примеру, сизо-голубым, да и густота не всегда большая: если масла в цилиндре мало, то и дым будет жидким. По этой причине его можно запросто спутать с белым дымом. Как их отличать друг от друга – читайте выше. И все же, почему из выхлопной трубы идет синий дым?

Естественно, сизый дым на прогретом двигателе появляется не один, а в компании с повышенным расходом масла . Как правило, его потребление увеличивается в среднем на 0,5 л. на 100 км. пробега, а в тяжелых случаях даже на 1 л. Что характерно, даже при таком гигантском расходе вы можете не увидеть дымление, если ваша машина оснащена нейтрализатором, поскольку он очищает выхлопные газы и таким образом затрудняет обнаружение проблемы.

Путей попадания в цилиндр у масла всего 2. Либо оно просачивается снизу сквозь поршневые кольца, либо наоборот, сверху, через зазоры, которые образовались между стержнями клапанов и направляющими втулками.

1) Наиболее вероятная причина появления масла в цилиндре – это износ некоторых деталей ЦПГ , в первую очередь, поршневых колец. Выходившие свой ресурс кольца неспособны эффективно снимать излишки моторного масла со стенок цилиндра, что и приводит к появлению синего дыма. Если смазочные материалы оказались некачественными, то даже новые поршневые кольца могут быстро пригореть и залечь в своих канавках, что приводит к полной потере их функциональности.

2) Иногда виновником дымления синего цвета оказывается сам цилиндр. Это происходит тогда, когда он сильно изношен и становится овальной формы посередке, и кольца уже не могут плотно прилегать к стенкам , что и вызывает попадание излишков масла в топливо-воздушную смесь. По этой причине при дефектовке цилиндр измеряют в нескольких разных точках, чтобы проконтролировать его состояние в полном объеме.

3) Причиной возникновения проблем может быть и поврежденная поверхность цилиндра , особенно если в масло каким-либо образом попали абразивные частички, царапающие внутренние стенки.

4) Когда машину долго не заводили, в цилиндре и на кольцах может появиться ржавчина, что в конечном счете порождает синий дым. К счастью, такое встречается крайне редко, но если это ваш случай, без ремонта поршневой или даже ее замены не обойтись.

5) Кстати о ремонте. Нарушение его технологии в виде слишком грубой обработки поверхности цилиндра, несоблюдения его размеров или установки дефектных поршней и/или колец тоже вызывает появление синего дыма.

6) Зачастую износ ЦПГ приводит к уменьшению компрессии с одновременных увеличением давления картерных газов. Проверить это можно специальными приборами, например, компрессометром. Но если масла в цилиндр поступает много, оно может уплотнить зазоры, из-за которых теряется компрессия, и в результате при измерениях вы обнаружите, что показатели в норме. Такое явление способно затруднить локализацию неисправности, вследствие которой появился синий дым.

7) В некоторых случаях «масляное» дымление возникает ненадолго и только во время прогревания мотора, после чего или сильно уменьшается, или вовсе пропадает. Такое происходит, если износ ЦПГ невелик: детали нагреваются и расширяются, приобретая оптимальную форму. А вот если поршневая уже выработала свой ресурс, картина меняется на противоположную: нагретое масло становится менее вязким и почти беспрепятственно проникает в цилиндр сквозь большие зазоры.

8) Очень часто одна неисправность тянет за собой другую. Например, при появлении детонации в цилиндре сильно страдают поршневые кольца, деформируясь или даже ломаясь. Перегрев двигателя приводит к изменению формы поршней, и они перестают нормально прилегать к стенкам цилиндров.

9) Гидроудар, ставший причиной изгибания шатуна, приводит к такому же эффекту, ровно как столкновение поршня с клапаном вследствие обрыва ремня ГРМ . Все это способно привести к тому, что у вас будет идти синий дым из выхлопной трубы.

10) Как уже было сказано, масло в цилиндр может проникать не только снизу, но сверху, что происходит, когда изношены стержни клапанов , направляющие втулки и маслосъемные колпачки. Распознать ситуацию, когда масло протекает через них, можно, понаблюдав за синим дымом. Если его выделение усиливается при прогретом моторе, то причина появления кроется в каких-то деталях ГРМ. Еще одним характерным признаком является усиление дымления на холостом ходу и при торможении с помощью двигателя. Происходит это потому, что в этих режимах работы мотора во впускном коллекторе образовывается сильное разряжение, и масло под его действием быстрее течет в цилиндр по стержню клапана. Когда же водитель нажимает на газ, дым из трубы на короткое время становится более густым.

11) Порой усиление расхода масла и дымление появляются тогда, когда двигатель «троит» (т.е. какой-нибудь цилиндр не участвует в работе мотора). Происходит такое, например, при поломке системы зажигания или если клапан этого цилиндра прогорел. При прогаре дым окрашивается в голубовато-белый цвет. Диагностика чрезвычайно проста: компрессии в этом цилиндре не будет, а свеча зажигания окажется в обильном черном нагаре.

  • Стоить заметить, что вышеописанные неисправности редко возникают в нескольких цилиндрах. Нет, все обычно начинается с одного, и отыскать его непросто, но можно. В первую очередь, следует выкрутить свечи зажигания и оценить величину нагара на них. Где его больше, там с большой степенью вероятности кроется проблема.

Также необходимо измерить и сравнить компрессию в цилиндрах. Если вы слышите посторонние шумы в виде стуков, возникающих и меняющихся при изменении числа оборотов мотора, его нагрузки и нагрева, постарайтесь их локализовать.

12) Частным случаем для силовых агрегатов с турбиной является появление синего дыма из-за неисправностей подшипников и уплотнения ротора, обусловленное износом этих деталей. Если проблема в уплотнителе подшипника, то масло подтекает из-под него, образуя лужицу во входном патрубке. А вот когда причина кроется в уплотнителе самой турбины, диагностика сильно осложняется, ведь масло сгорает в глушителе, не оставляя почти никаких следов.

13) Есть и весьма экзотическая неисправность, вызывающая дымление. Присуща она машинам с автоматической КПП , оснащенной вакуумным датчиком нагрузки. Изредка бывает, что мембрана регулятора разрушается. От ее полости к впускному коллектору идет шланг, и если мембрана дырявая , то мотор затягивает через него масло из коробки, которое оказывается в цилиндрах, рядом с которыми сделан отбор вакуума. Нередко в таком случае масло буквально заливает свечи зажигания.

Для диагностики надо вывернуть их, если они покрыты маслом или нагаром красноватого оттенка (а масло для автоматических КПП, как правило, именно такого цвета) и свечи странно, не похоже ни на что, пахнут, то стоит отправиться в сервис, не дожидаясь проблем с коробкой передач.

В заключение хотелось бы сказать, что если вы обнаружили дымление у своей машины, постарайтесь не ездить на ней, а сразу начать искать причину неисправности своими руками или отправившись в сервис. Игнорирование проблемы приведет вас к большим финансовым и временным затратам, а в самом плохом случае – к замене всего двигателя со всеми вытекающими последствиями.

Цвет выхлопных газов во время запуска двигателя и в процессе его дальнейшей работы является своеобразным индикатором состояния силового агрегата и систем. Различные неполадки могут приводить к тому, что двигатель дымит белым, черным, синим или сизым выхлопом. Как правило, на исправном моторе водители кратковременно наблюдают только белый дым при запуске дизельного двигателя или бензинового .

Отметим, что данное явление в ряде случаев не является неисправностью, особенно когда указанное дымообразование после прогрева ДВС становится менее интенсивным или полностью исчезает. Если же при запуске двигателя идет синий дым или водитель замечает черный дым при запуске холодного двигателя, тогда это является поводом для проверки силового агрегата.

В этой статье мы поговорим о том, по каким причинам может появляться черный дым при запуске двигателя в мороз, на что указывает сизый дым при запуске холодного двигателя, а также почему при запуске двигателя идет белый дым.

Читайте в этой статье

Дым из выхлопной трубы при запуске двигателя: белый, черный, синий цвет выхлопных газов

Как уже было сказано, при запуске двигателя дым из выхлопной системы может быть разного цвета, при этом не всегда дымление становится поводом для беспокойства. Начнем с белого цвета выхлопа.

Дело в том, что после стоянки в накапливается конденсат. После запуска конденсат начинает испаряться, также на количество дыма и его плотность влияет наружная температура и влажность воздуха (чем холоднее и влажнее, тем гуще и дольше будет сохраняться белый дым). В морозы такое дымление может быть постоянным, то есть установка дымит белым независимо от степени прогрева ДВС.

Повышенного внимания требует ситуация, когда на улице тепло, при этом после запуска мотора из выхлопной трубы идет густое облако белого дыма. В этом случае высока вероятность попадания рабочей жидкости (тосола или антифриза) из системы охлаждения прямо в цилиндры.

Данная неисправность появляется в результате перегревов двигателя, пробоя или , образования в тех местах, где проходят каналы рубашки охлаждения ДВС.

В такой ситуации понадобится снимать головку, при необходимости шлифовать привалочную плоскость, менять прокладку ГБЦ, проверять головку на герметичность, ремонтировать трещины и т.п.

  • Для подтверждения диагноза следует открутить крышку на заведенном моторе. Бурление и пузыри четко укажут на прорыв газов в систему охлаждения, при этом уровень ОЖ также может повышаться. После остановки ДВС указанный уровень в бачке понижается, часть ОЖ попадает в цилиндры.
  • Отметим, что не всегда жидкость будет бурлить, особенно в случае наличия микродефектов. В подобной ситуации следует ориентироваться только по цвету, состоянию и уровню ОЖ.
  • Запах гари, наличие масляных пятен на поверхности, снижение уровня в бачке без видимых причин и ряд других косвенных признаков укажет на попадание жидкости из системы охлаждения в цилиндры.
  • Также не лишним будет достать масляный щуп и открутить крышку маслозаливной горловины. Дело в том, что при интенсивном проникновении охлаждающей жидкости в камеру сгорания возникают протечки из надпоршневого пространства через в картер ДВС.

Результатом становится разжижение и помутнение моторного масла, появление характерной коричневатой эмульсии. Добавим, что при интенсивном скоплении ОЖ в пространстве над поршнем может произойти гидроудар двигателя. По указанным причинам сильное дымление белым дымом является тревожным симптомом и требует немедленного устранения. Другими словами, эксплуатацию ДВС лучше прекратить до устранения проблемы.

Черный дым при запуске двигателя

Черный цвет выхлопных газов зачастую возникает в том случае, когда имеются проблемы с системой питания и качеством топливно-воздушной смеси.

Такой дым образуется в результате того, что происходит сильное обогащение рабочей смеси топлива и воздуха применительно к конкретному режиму работы ДВС.

Под обогащением следует понимать большое количество горючего по отношению к количеству воздуха. В этом случае могут появляться следующие дополнительные признаки:

  • двигатель легко крутится от стартера, но с трудом запускается;
  • достаточно часто , даже новые или исправные;
  • после запуска мотор «троит», работа ДВС неустойчивая;
  • в и сильно хлопать;
  • силовой агрегат теряет мощность и перерасходует топливо;
  • на приборной панели может , БК выдает ошибку;
  • в выхлопе присутствует явный запах бензина или солярки;

По оттенку дым может изменяться в различных случаях от серого до густого черного. Почернение возникает от избытков сажи, которая образуется в результате неполноценного сгорания топливного заряда.

Дымить черным мотор может как «на холодную», так и после прогрева, во время перегазовок и т.п. Если постоянный черный выхлоп отмечен на дизельном двигателе, тогда еще одной причиной может стать выход из строя или другие неполадки сажевого фильтра.

  • Список причин, которые приводят к нарушениям топливоподачи, смесеобразования и сгорания смеси, достаточно широкий. На двигателях с карбюратором необходимо начинать проверку с самого дозирующего устройства, поплавковой камеры и уровня топлива в ней, а также воздушных и топливных жиклеров.
  • Еще внимание следует уделить системе холостого хода. Параллельно на инжекторном и карбюраторном моторе рекомендуется проверить систему зажигания, так как выход из строя отдельных элементов (свечи зажигания, высоковольтные свечные бронепровода, катушка и т.д.) вызывает сбои в работе ДВС и может приводить к пропускам воспламенения.
  • Еще одним пунктом во время диагностики считается система впуска, так как загрязнение воздушного фильтра является частой причиной слишком «богатой» смеси.
  • Добавим, что на ДВС с инжектором к избытку подаваемого топлива приводят сбои в работе датчиков . Неверные данные подаются на , после чего контроллер инициирует увеличенную подачу горючего.
  • В этом случае следует проверять дроссельный узел, кислородный датчик и другие элементы. Относительно редко, но также возможен выход из строя самого электронного блока управления двигателем.
  • Что касается системы питания , сами форсунки могут стать негерметичными и переливать топливо в цилиндры. Такая неполадка свойственна как бензиновым моторам, так и дизельным.

Это может происходить по причине сильного загрязнения, износа или возникновения других дефектов инжекторов. На бензиновых моторах следует также проверить топливную рампу и регулятор давления.

Опасность данной ситуации в том, что при сильном переливе топлива увеличивается не только расход, заливает свечи и возникают другие проблемы, но и происходит смывание горючим масляной пленки со стенок цилиндров. В результате во время запуска возрастает общий износ . Если в цилиндр попадает много топлива, которое не сгорает, тогда горючее также может в избытке стекать в картер ДВС.

Для проверки будет достаточно извлечь масляный щуп и понюхать моторное масло, оценить его состояние. Сильное разжижение и отчетливый запах горючего укажут на значительный перелив. В подобной ситуации двигатель нуждается в углубленной диагностике, может понадобиться чистка, настройка или даже замена топливных форсунок.

Сизый дым после запуска мотора

Синий цвет выхлопных газов или сизый оттенок является признаком того, что в камеру сгорания активно попадает моторное масло. Такой дым голубоватый, масляный и густой. Попадание масла легко установить простым способом.

Достаточно завести мотор и прислонить к выхлопной трубе чистый лист бумаги. Наличие жирных пятен, которые не высыхают, укажет на частицы смазки в выпускной системе. Дополнительным признаком можно считать повышенный расход масла, который заметно превышает допустимый показатель для данного типа ДВС. Масло попадает в камеру сгорания по следующим причинам:

  1. Значительный износ элементов ЦПГ.
  2. Неисправности .

В первом случае речь идет об износе поршневых колец, появлении дефектов самого поршня или стенок цилиндров (задиры, эллипсность и т.д.). Во втором случае масло протекает по причине того, что отсутствует должное уплотнение в области стержня клапана и направляющей втулки клапана.

На начальном этапе для ремонта может быть достаточно замены сальников клапанов (маслосъемных колпачков). Состояние ЦПГ помогает определить замер компрессии в двигателе.

Если снижение компрессии по цилиндрам незначительное, тогда двигатель может иметь сизый или синий выхлоп только после запуска и до момента прогрева. Дело в том, что после прогрева зазоры между деталями уменьшаются, масло прекращает попадать в камеру сгорания.

В случае сильно увеличенных зазоров разжиженное от нагрева масло все равно будет попадать в рабочую камеру. Если автомобиль оснащен турбокомпрессором, тогда сизый дым после запуска мотора или в процессе его работы может оказаться следствием неисправностей данного элемента.

В случае износа подшипников турбины, а также уплотнителей ротора, масло через турбонагнетатель будет проникать в систему выпуска и там гореть. В результате из выхлопной трубы идет синеватый дым с частицами смазки.

Дым из-под капота при запуске двигателя

Указанное явление чаще всего можно встретить в том случае, если в каком-либо месте (сальники, прокладки) имеется утечка масла. Смазочный материал попадает на выпускной коллектор и начинает выгорать по мере прогрева ДВС, а водитель видит дым из моторного отсека.

Также не следует исключать и возможность попадания посторонних предметов на нагретые элементы ДВС или выпускную систему. Аналогичный эффект может вызывать и утечка топлива, которая возникает по причине потери герметичности определенных элементов системы топливоподачи и топливного впрыска.

В обоих случаях проблему нужно немедленно решать, так как значительно повышается риск возгорания и пожара в подкапотном пространстве. Параллельно негерметичность в выхлопной системе или проблемы с турбонаддувом также могут оказаться причиной того, что из-под капота появился дым при запуске мотора или дымит постоянно во время его работы.

Например, искривление фланца приемной трубы или прогар прокладки станет причиной появления дыма в моторном отсеке. Еще следует уделить внимание тому, стоит ли на автомобиле жидкостной предпусковой подогреватель салона и двигателя.

Появление дыма из-под капота в этом случае больше свойственно дизельным агрегатам, так как предпусковой подогрев более востребован на данном типе моторов. Если просто, подогреватель на конкретном авто может являться .

Так как устройство внутри себя сжигает горючее, для горения порции топлива необходима подача воздуха, а также должна быть реализована система для отвода газов после сгорания. При неквалифицированной самостоятельной установке или по другим причинам система отвода газов из подогревателя может быть выведена так, что патрубок для отвода выхлопа идет в подкапотное пространство.

В норме предпусковые жидкостные подогреватели практически не дымят, а продукты горения выводятся в области переднего крыла (за колесом). При этом определенные неисправности вполне могут приводить к тому, что из-под капота появляется дым. В этом случае установленную систему следует проверять отдельно.

Как видно, для устранения причины черного, белого или синего цвета выхлопа в одних случаях может быть достаточно замены фильтров и прочистки инжектора. В то же самое время для других моторов единственным выходом будет замена изношенных элементов ЦПГ, ГРМ или даже капитальный ремонт двигателя.

Добавим, что если двигатель начал неожиданно дымить черным выхлопом при запуске без явных причин, тогда в самом начале рекомендуется сменить топливо. Заправка некачественным горючим или топливом с высоким содержанием присадок и примесей часто приводит к трудностям воспламенения смеси и изменению цвета отработавших газов.

Не следует забывать и о том, что от фаз газораспределения, качества регулировки клапанов и нормально выставленного зажигания напрямую зависит стабильность работы агрегата и полноценность сгорания топливно-воздушной смеси. Ремень ГРМ (при наличии) должен быть выставлен строго по меткам, тепловой зазор клапанов необходимо тщательно регулировать.

Отметим, что в процессе проведения первичной диагностики можно , цвету нагара на электродах и резьбовой части. Например, мокрые свечи или черный маслянистый нагар дополнительно укажут на причину и степень серьезности проблемы. Напоследок добавим, что для быстрого поиска неисправности инжекторного бензинового или дизельного мотора рекомендуется сразу провести полную компьютерную диагностику двигателя.

С учетом невысокой стоимости данной операции на СТО можно выявить неполадки и сбои в работе отдельных датчиков ЭСУД. Также можно проверить ДВС на ошибки самому при помощи диагностического адаптера в .

Читайте также

Черный цвет выхлопа дизельного двигателя. Сажа из выхлопной трубы дизеля, причины неполного сгорания топлива. Определение основных неисправностей.

  • Почему дизельный двигатель дымит белым выхлопом. Белый выхлоп дизеля "на холодную" и после прогрева мотора. Основные причины, диагностика неисправностей.