Чертежи дом дача на колесах. Дом на колёсах своими руками, варианты кемпингов

(шестидесятые-семидесятые годы)

Путепрокладчик БАТ-М

Путепрокладчик БАТ-М относится к классу дорожных машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъемных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.

От автора. БАТ-М это именно путепрокладчик, а не бульдозер подобно тракторным бульдозерам типа С-100. Он не предназначен для отрывки котлованов. Его мощность достигается высокооборотным дизельным двигателем. Как известно, мощность двигателя и его крутящий момент это не одно и то же. Поэтому БАТ-М роет куда хуже нежели трактор. Использование БАТ-м для отрывки котлованов это вынужденная мера, диктуемая боевой обстановкой.

Базовая машина - тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Кабина герметизирована, снабжена фильтро - вентиляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж в кабине может находится без средств защиты.

Рабочий орган может устанавливаться в бульдозерное (ширина 5м.), двухотвальное (ширина 4.5.м.) и грейдерное (ширина 4.0.м.) положение. Благодаря этому путепрокладчик может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа, регулируемая по высоте, лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.

На снимке слева: Рабочий орган БАТ-М, установленный в грейдерное положение.
На снимке в начале статьи рабочий орган установлен в двухотвальное положение. Впереди видна лыжа, с помощью которой регулируется заглубление.

Поднимание и опускание, в том силе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода

Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподъемностью 2 тонны, причем управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропаля).

В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую
проходимость по пересеченной местности. Площадь опорой поверхности гусениц равна танковой, что при значительно меньшей, чем у танка массе (27.5 т.) обеспечивает машине хорошую проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.

На снимке справа: БАТ-М с рабочим органом, переведенным в транспортное положение.

Для транспортировки по железной дороге крылья бульдозера отделяются от рамы и укладываются на специальные стойки, рама с устройством перекоса разделяется на две части и укладывается на платформу позади кабины. В этом виде БАТ-М имеет туже габаритность по ширине, что и танк.

Значительный запас топлива (около 950 кг.) обеспечивает машине пробег свыше 500 км. или автономную работу в течение 12-15 часов.

Основные тактико-технические характеристики БАТ-М

Базовая машина......................................................................................................... артиллерийский тяжелый тягач АТ-Т (Изделие 405 му)
Масса машины (без экипажа и имущества).......................................................... 27.5 т.
Габаритные размеры:
- в транспортном положении
длина............................... 7.05м. (рабочий орган как показано выше)
3.95м. (рабочий орган как показано на снимке выше)
- в рабочем положении
длина................................. 10.4м. (по переднему кончику лыжи)
ширина............................. 4.5м. (рабочий орган в двухотвальном положении)
высота............................. 3.4м. (по верху стрелы крана)
Клиренс..................................................................................................................... 38-41.5 см.
Железнодорожный габарит.................................................................................... 1- Т
Удельное давление на грунт................................................................................... 072 кг/кв. см.
Минимальный радиус поворота............................................................................. 2.64м.
Максимальный угол подъема.................................................................................. 25 градусов
Максимальный угол крена....................................................................................... 25 градусов
Максимальная глубина брода.................................................................................
Запас хода по топливу............................................................................................. 1100 км.
Максимальная скорость движения....................................................................... 35 км/час
Средняя скорость движения по грунтовым дорогам.......................................... 20-25 км/час
Скорость прокладки колонного пути по средне пересеченной местности....... 1.5-10 км/час
Скорость прокладки колонного пути в кустарнике и редколесью 4-8 км/час
Скорость расчистки маршрута.............................................................................. 5-16 км/час
Скорость расчистки колонного пути от снега..................................................... 8-10 км/час (при глубине снега до 1 метра)
Скорость при снятии 10 см. грунта....................................................................... 4-5 км/час
Производительность при отрывке спусков, котлованов и т.п.............................. 400-450 куб.м/час
Категории разрабатываемых грунтов........................................................................ I-IV
Экипаж....................................................................................................................... 2 чел.
Вместимость кабины.............................................................................................. 4 чел.
Двигатель................................................................................................................. дизельный V-образный А-401
Мощность двигателя................................................................................................. 305.23 квт. (415 л.с.)
Бульдозерное оборудование:
-ширина отвала в бульдозерном положении........................................... 5.0 м.
-ширина отвала в грейдерном положении.......................................... 4.0м.
-ширина отвала в двухотвальном положении...................................... 4.5м.
- высота отвала........................................................................................... 1.07м.
-заглубление отвала от дневной поверхности....................................... 0.24м.
-угол поперечного наклона отвала......................................................... 8-9 градусов от горизонтального положения
Крановое оборудование:
- грузоподъемность (при любом вылете стрелы)................................. 2 т.
-максимальный вылет стрелы................................................................ 5.4м.
Лебедка:
-тяговое усилие......................................................................................... 25.5 т.
-длина троса............................................................................................. 100м.

В кабине имеется корзина и арматура для установки радиостанции Р-113, однако ею машина не комплектуется. В кабине установлен рентгенометр ДП-3. Машина комплектуется прибором ночного видения ПНВ-57 (один комплект).

Экспортировался в страны-участницы Варшавского договора, Алжир, Египет, Ирак, Сирию, Китай и в некоторые другие страны. Серийно производился с 1953 по 1972 г.

Состоит на вооружении в инженерно-саперной роте мотострелкового(танкового) полка -1 машина., в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии - 9 машин.

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации путепрокладчика БАТ-М. Военное издательство МО СССР. Москва 1964г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
3.Путепрокладчик БАТ-М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. БАТ-М.0000-0000 ТО.

(шестидесятые-семидесятые годы)

Путепрокладчик БАТ-М

Путепрокладчик БАТ-М относится к классу дорожных машин и предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье; расчистки дорог и колонных путей от снега, расчистки обломков зданий, отрывки кюветов; может использоваться для отрывки котлованов, окопов и укрытий для техники, грузоподъемных работ, засыпки собранных в котловане блиндажей, убежищ.

Базовая машина - тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Мощность двигателя 305 л.с., масса 27.5т., транспортная скорость до 35.5 км/час. Кабина герметизирована, снабжена фильто - вентилляционной установкой, благодаря чему, машина может работать на местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж в кабине может находится без средств защиты.

Рабочий орган может устанавливаться в бульдозерное (ширина 5м.), двухотвальное (как показано на рисунке)(ширина4.5м) и грейдерное (ширина 4.0м.) положение. Благодаря этому путепрокладчик может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа, регулируемая по высоте, лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.

Поднимание и опускание, в том силе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода.

Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподьемностью 2 тонны, причем управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропаля).

В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую проходимость по пересеченной местности. Площадь опорой поверхности гусениц равна танковой, что при значительно меньшей, чем у танка массе (27.5 т.) обеспечивает машине хорошую проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.

Значительный запас топлива (около 950 кг.) обеспечивает машине пробег свыше 500 км. или автономную работу в течение 12-15 часов.

Производительность:
-прокладка колонного пути по среднепересеченной местности 1.5-10 км/час;
-землеройные работы 200-250 куб.м/час;
-грузоподьемность крана - 2 т.

Состоит на вооружении в инженерно-саперной роте мотострелкового(танкового) полка -1 шт, в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии - 9 шт.

От автора. Машина прочная, надежная, безотказная. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины). Кроме перечисленного в статье оборудования, имеет мощную лебедку с приводом от базового двигателя и очень толстым тросом. Лебедкой машина вытягивает себя из любой грязи. Может вытянуть и танк, если только он не слишком засел. Мощнее только лебедка на специальном танковом тягаче БТС. Однако для землеройных работ несколько слабовата (слишком велик рабочий орган для машины такой мощности и собственного веса). Впрочем, БАТ-М в целом для землеройных работ не предназначен. Дальнейшим развитием этой машины является путепрокладчик БАТ-2. Там в кабине размещается, кроме экипажа еще и саперное отделение. Та машина полубронированная. Однако на взгляд автора она длинновата, менее поворотлива и более громоздкая.

Источники

1.Инструкция по материальной части и эксплуатации гусеничного инженерного путепрокладчика БАТ-М. Военное издательство МО СССР. Москва 1964г.
2.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.