Что будет, если смешать тосол с антифризом. Почему нельзя смешивать антифриз с тосолом Что будет если смешается тосол с антифризом

Практически каждому современному автолюбителю хорошо знакомы охлаждающие жидкости, область их применения и функциональное назначение. В настоящей статье мы постараемся ответить на вопросы, которые волнуют многих, особенно начинающих, автолюбителей — «Можно ли смешивать охлаждающие жидкости разных видов, зачем это делать и к каким последствиям это может привести?

Автолюбителя старшего поколения, «воспитанные» советским автопромом, привыкли все охлаждающие жидкости именовать «тосолом». Это объясняется тем, что в те «далекие» времена «Тосол» был практически единственным хладагентом, доступным широкому кругу потребителей. Между тем, «Тосол» это всего лишь торговое название одного из представителей семейства хладагентов.

Современная промышленность выпускает охлаждающие жидкости двух типов:

  • «Солевые». Эти антифризы могут быть зеленого или синего цвета;
  • «Кислотные». Цвет жидкости — красный.

Зачем смешивать «тосол» с другими антифризами?

По своему составу антифризы делятся на этиленовые и полипропиленгликолевые. Второй тип хладагентов более популярен, т.к. этиленовые антифризы являются токсичными, и их применение требует от автолюбителей повышенной осторожности.

Среди автолюбителей распространено мнение, что смешивание охлаждающих жидкостей разного типа приводит к накоплению в системе большего количества присадок, которые, в свою очередь, обеспечивают дополнительную защиту системы от коррозии. Также, по данной теории, смешивание разных охлаждающих жидкостей замедляет процесс распада самих материалов и, тем самым обеспечивает более длительный период эффективного функционирования хладагентов.
Оба предположения достаточно спорны, хотя бы потому, что не подтверждены какими либо фактами. Скорее всего, данная теория возникла «постфактум» и играла роль оправдания различным форс-мажорным случаям, когда приходится доливать в систему тот антифриз, который удалось купить в настоящий момент.

В теплое время года такая ситуация не несет в себе большой опасности. Летом можно и простую воду в радиатор залить. Но с наступлением холодов, ее, воду, надо будет обязательно слить, тщательно промыть систему и залить антифриз. Если этого не сделать то, вода в системе, при отрицательной температуре, обязательно замерзнет, чем может нанести непоправимый вред патрубкам и расширительному бачку.

Существует вероятность возникновения такой неприятной ситуации и в том случае, когда в систему залиты различные типы антифриза. Главная опасность заключается в том, что очень сложно базовые характеристики такого «смешанного хладагента».

Так смешивать или нет?

В общем случае на этот вопрос следует ответить следующим образом – «Смешивать антифризы можно при условии …». Вот об этих «условиях» мы и поговорим ниже.

Первое, что необходимо знать автолюбителю, это то, что различные хладагенты имеют разный состав. Распространенной ошибкой является классификация антифризов по их цвету. Цвет играет роль второстепенную, точнее, он не играет никакой роль. Важен химический состав жидкости.

Структура антифриза

  • основа (полипропиленгликоль или этиленгликоль);
  • дистиллированная вода;
  • красители;
  • различные присадки.

Как мы уже выяснили, красители не оказывают на физические характеристики антифриза никакого влияния, то же самое можно смело утверждать и по поводу дистиллированной воды. Главным, при поиске ответа на вопрос – можно ли смешивать «Тосол» с другими антифризами, является анализ совместимости присадок, содержащихся в этих материалах.

Производители антифризов используют в качестве присадок различные вещества, физические и химические характеристики которых могут сильно отличаться. Отличаются они также и по своему функциональному назначению.

Современные антифризы могут содержать, и, как правило, содержат присадки, которые обладают хорошими антикоррозийными свойствами. Такие присадки надежно защищают элементы системы охлаждения автомобиля от различных агрессивных сред. Эта группа присадок очень важно в антифризах на этиленгликолевой основе.

Присадки второй группы предназначены для снижения температуры замерзания антифриза.

Третья группа присадок это материал, обладающий хорошими «смазывающими» характеристиками.

При смешивании «тосола» с другими антифризами существует вероятность, что присадки, имеющие различный химический состав, могут вступать в реакцию друг с другом, тем самым негативно влияя на рабочие параметры материалов. Кроме этого, результатом упоминаемых химических реакций, может стать образование различных осадочных элементов, которые будут засорять систему охлаждения автомобиля, что неминуемо приведет к снижению ее эффективности.

Смешивать или нет антифриз и тосол?

Функции охлаждающих жидкостей заключаются в обеспечении комфортной работы двигателя. Для этого существует две категории подходящих средств: тосол и антифриз. Эти два понятия на слуху у всех, но так ли уж отличаются перечисленные вещества? В чем их сходство и принципиальная разница, а также что будет если смешать антифриз с тосолом расскажет наша статья.

В чем разница между тосолом и антифризом

Еще совсем недавно отечественный автомобильный рынок был намного «скромней» и предлагал исключительно одну марку охлаждающей жидкости для двигателя. Разработана она еще в 1971 году и приобрела название «тосол». Кстати, это аббревиатура от названия отдела НИИ, занимающаяся как раз этим вопросом («Технология органического синтеза»), а окончание «ол» определяет принадлежность к группе органических спиртов. Впоследствии название стало нарицательным, его и сейчас используют отечественные производители, хотя начальный состав уже безнадежно изменен.
«Антифриз» - понятие относительно новое, по крайней мере для отечественного автолюбителя. Это международное обозначение незамерзающей жидкости, ведь дословный перевод звучит как «против мороза». Оба понятия в разной степени используются в маркетинговых целях, тосол преподносится как исключительно оригинальный и проверенный состав. На стороне антифриза - эффектное название и позиционирование как исключительно нового и уникального продукта, жизненно необходимого для «здоровья» вашего авто.
По сути своей обе жидкости выполняют одну и ту же функцию. Главное отличие - в составе и бренде производителя, но существуют еще и другие критерии выбора, о которых речь пойдет далее.

В составе любой охлаждающей жидкости можно выделить два основных компонента: этиленгликоль (пропиленгликоль) и воду. Дополнительные присадки и красители определяют характеристики и свойства, а также сферы использования вещества.
Обычно используется следующая градация:

  • Класс G 11 минеральные составы. Содержат различные комбинации силикатов, фосфатов и других соединений. Образуют на стенках системы охлаждения толстый твердый слой, который затрудняет теплоотдачу. Рассчитан на срок службы до двух лет, после чего требуется полная замена жидкости. Для удобства идентификации окрашены в синий или зеленый цвет.
  • Класс G 12 органические вещества. В качестве присадок используется карбоновая кислота. Она воздействует исключительно в местах коррозии, образуя тонкий защитный слой. Это более усовершенствованные составы, главный недостаток которых - отсутствие профилактической защиты (компоненты активизируются только после «обнаружения» коррозии, а не защищают от нее). Срок службы таких жидкостей составляет 3-5 лет. Отличаются широкой гаммой расцветок: от желтого до фиолетового.
  • Класс G 12+ и G 12++ представляют собой комбинированные смеси на основе карбидных кислот и силикатов. Они лишены недостатка предыдущих составов, называются гибридными и могут прослужить до 5-7 лет. Также окрашены в желто-красно-сиреневую гамму.
  • Класс G 13 на основе пропиленгликоля. Это самый современный и нетоксичный на сегодняшний день вид охлаждающих жидкостей. Четкой градации по цвету не имеют, обычно розовые или фиолетовые.

Минеральные присадки, которых всего 5-7% в общем объеме играют главную роль в составе охлаждающей жидкости. Они обеспечивают защиту от коррозии, предотвращение разрушения резиновых уплотнителей и другие важные функции. «Рецепт» у разных производителей может существенно отличаться, поэтому составы разных брендов не стоит смешивать или менять по своему усмотрению.

Считается также что для медного или латунного радиатора следует использовать исключительно составы с карбоксилатной основой. В свою очередь, алюминиевые теплообменники лучше работают на жидкостях силикатного происхождения. Гибридные антифризы универсальны, поэтому подойдут для любого типа авто.

Большинство автолюбителей не признают смешивания любых технических жидкостей. Разумеется, это самый правильный и верный шаг, как и применение составов, рекомендованных производителем вашей машины. Вместе с тем, бывают непредвиденные ситуации, когда действовать приходится на свой страх и риск. В этом случае стоит придерживаться следующих правил.
Как обеспечить оптимальное смешение жидкостей:

  1. Использовать продукты одного и того же производителя. Зачастую один и тот же состав может «прятаться» под разными этикетками.
  2. Ориентироваться на характеристики и классы у разных производителей. Это более правильный, хотя и не идеальный выбор.
  3. Тосол проверенного качества (не фальсификат) можно использовать для смешения антифриза класса G 11. Для других классов это недопустимо.
  4. В некоторых случаях поможет ориентация по цвету жидкости, но в последнее время эти стандарты стали часто нарушать, поэтому возможен несовместимый результат.
  5. Относительно безопасно можно смешивать вещества класса G 11 или G 12 с аналогичными составами с маркировкой G 12+ и G 12++. Как уже говорилось ранее, эти смеси гибридные, а значит в той или иной концентрации содержат активные компоненты от предыдущих разработок. Самостоятельно делать гибрид смешением G 11 и G 12 не рекомендуется, ведь результат может быть совсем не такой, как ожидалось.
  6. Разбавлять антифриз класса G 13 любым другим нецелесообразно и просто бессмысленно. В градации охлаждающих жидкостей он занимает привилегированное место, в том числе и по стоимости.

Следует отметить, что это форс-мажорная ситуация, которая допустима на непродолжительный период. При удобном случае следует обязательно слить «коктейль» с системы, промыть ее дистиллированной водой и заправить смесью, рекомендованной в инструкции производителя.

Какие проблемы возникнут при смешивании

Многие автомобилисты, особенно старой закалки, часто используют принцип смешения «проверенного» тосола с новомодным антифризом. Разумное объяснение вроде также есть: долить антифриз в тосол - значит, улучшить его свойства дополнительными присадками, а в итоге значительно сэкономить на покупке охлаждающей жидкости. Логика железная, но иногда дает сбои и приходится ремонтировать всю систему. Ситуацию, что будет если в антифриз добавить тосол можно описать как лотерею. Многие так делают постоянно и никогда не сталкиваются с проблемами в работе двигателя, а для некоторых первый раз становится последним и влечет за собой дорогостоящий ремонт и дополнительные затраты.
Самый распространенный вариант поломки - выпадение твердых частиц осадка. Это происходит при смешении двух жидкостей разного состава, а без специального химического образования предугадать результат таких опытов нельзя. В этом случае происходит повреждения внутренних стенок охладительной системы абразивными частицами, что приводит к некорректной работе, засорению и повреждению креплений.

Если информация о том, что смешивать антифриз с тосолом вас не переубедила, можно воспользоваться следующими рекомендациями. В нашей статье они приведены как спасательный круг на всякий случай (поломка в дороге, невозможность купить оригинальный состав).
Что делать в таких случаях:

  • Еще раз внимательно перечитать список рекомендованных производителей составов. Они могут иметь отличное от приведенных классов обозначение. В этом случае поможет информация с официального сайта компании либо подсказки из интернета.
  • При переходе на другой тип охлаждающей жидкости, обязательно стоит слить остатки из системы, хорошо промыть ее дистиллированной водой и только после этого использовать приобретенную смесь. Если этого не сделать, велика вероятность химических реакций между веществами, результат которых сложно спрогнозировать.
  • Традиционно считается, что тосол - менее агрессивная жидкость, подходящая для бережной эксплуатации авто. Антифриз наделяют просто волшебной способностью моментально разъедать стенки трубок и резервуаров. Кстати, существует и совершенно противоположное мнение. Ответ в этом случае будет только один: если данный тип и состав жидкости не подходит для использования в вашем авто, негативный результат будет вопросом времени. Разный тип металла может совершенно по-разному реагировать на состав средства, поэтому что для одного радиатора будет очень полезно и «вкусно», для другого станет верной гибелью.

Что такое охлаждающие жидкости, их разновидности и состав, а также можно ли мешать тосол с антифризом, ведь такой вариант часто используется и даже идет в качестве советов бывалых автолюбителей на форумах. Все эти вопросы рассмотрены в нашей информации.

С тосолом, вроде как, все понятно. Это древняя жидкость для систем охлаждения двигателей, созданная еще в СССР. Синего цвета - для условий эксплуатации до −40ºС, красный тосол - для 65-градусных морозов. Состоит из этиленгликоля с пакетом присадок и дистиллированной воды.

Основа всех - так называемые одноатомные спирты: этиленгликоль у тосола, G11 с G12 и пропиленгликоль - у G13. То есть, теоретически, жидкости на базе этиленгликоля должны смешиваться без проблем. Да и этиленгликоль с веществом-«родственником», пропиленгликолем, может спокойно ужиться.

Так то оно так, но основная загвоздка тут - в химическом составе присадок, которые присутствуют в ОЖ. Между веществами, входящими в разные их пакеты, возможны нежелательные химические реакции. Это приводит, прежде всего, к исчезновению изначальных свойств той или иной присадки, оставляя поверхности без защиты.

Кроме того, продуктом таких химических взаимодействий могут стать нераствроимые соединения, частицы которых вполне в состоянии засорить мелкие отверстия и патрубки - например, вывести из строя радиатор . Выводы из всего вышесказанного следующие.

Смешивать тосол с G11, теоретически, можно - все таки обе жидкости существовали в одно время, а «советская» разрабатывалась именно как альтернатива G11. Подливать тосол к G12 уже не желательно. Присадки тут совершенно другие и «химический конфликт» более вероятен. Ну а с G13 тосол точно соединять не стоит - если, конечно, вам не безразлична судьба авто. Кстати, менять антифриз, как пишут эксперты

Можно ли вместе смешивать тосол и антифриз? — ответить на этот вопрос сразу не получится. Если взять за основу обычный тосол, еще с советских времен, и современный антифриз, который обогащен специальными добавками, то смесь положительного результата не даст.

Более этого, она скорее станет миной не очень замедленного действия для охлаждающей системы автомобиля, а затем и для двигателя.

Хлопья в ОЖ, осадок, жирная пленка, бурый цвет, жирный осадок в расширительном бочке — этот как раз плоды смеси отличных антифризов, или как принято называть в народе, тосола и антифриза. С научной точки зрения ситуация рассматривается несколько с другой стороны, а вернее с нескольких сторон.

Почему возникает такой негативный эффект, ведь тосолы — это те же антифризы, и иногда даже имеют единую основу в качестве этиленгликоля. Но, здесь большую роль играют присадки, которые разные производители добавляют в разных пропорциях. При чем нужно учитывать, что химический состав ингибиторов так же может разительно отличаться.

Для тосолов в основном применяются синтетические ингибиторы, которые получены исключительно синтезированием таких же синтетических веществ, иногда они содержат побочные соединения, которые по своим свойствам могут дать самый неожиданный результат при смешивании с другими присадочными пакетами. Осадок солевой не самая большая напасть в этом случае, щелочи и карбиды куда неприятнее для охлаждающей системы машины и ее двигателя.

Самый малый вред, который можно получить в итоге — это пустую смесь, которая не будет обладать ни свойствами тосола, ни свойствами антифриза. Срок работы и действенной жизни такого коктейля определить сложно, так как он не поддается ни отметкам продленных антифризов, ни двум годам тосолов. Вероятнее всего собственное изобретение не пройдет даже 20 000 километров, не говоря уже о тосольном минимуме в 50 000 км.

Что будет, если залить вместе тосол и антифриз?

1. Тосолы (и/или антифризы G-11) и антифриз G-12 смешивать вообще нельзя ни при каких условиях.

Причина кроется не только в полной противоположности присадок, но и в разной основе, все же двенадцатые антифризы в большинстве своем имеют пропиленгликолевую основу, и снабжены щелочными присадками, в отличие от этиленовых тосолов, сдобренных кислотными ингибиторами. Реакция кислоты на щелочь вполне определенная — машине наступит скорый «кирдык». Кстати, даже при одной основе этиленгликоля присадки в ветифризах G-12 и G-11 все равно разные, именно поэтому эти классы охлаждающих жидкостей имеют разную вязкость, текучесть и разные пороги критических температур на замерзание и закипание.

К примеру предельная температура для тосола 105 градусов выше нуля, а вот антифриз иногда может преодалеть рубеж в 125 градусов на закипание.

2. Единственное с какими простыми антифризами можно смешивать тосолы, это с классом G-12+.

Новая формула более нейтральна к сторонним соединениям, к тому же она более устойчива, и с вероятностью 70% наградит коктейльную смесь своими свойствами, нейтрализовав агрессию, но не пленку. Поэтому смешивать подобные антифризы и тосолы можно только в экстренных случаях, по окончании форс — мажоров рекомендуется несколько раз промыть всю охладительную систему и залить предписанный производителем автомобиля антифриз. кстати в этом случае обычной дистиллированной водой для промывки не оботись, понядобятся специальные смечи для промывки ОС.

3. Класс антифризов G-13 высок, но это не значит, что в него так же можно заливать тосолы/антифризы G-11.

Бесследно такая процедура не пройдет, хотя на первый взгляд смесь себя не проявит. Более щадящий антифриз подавит тосол, но только на время и по внешним признакам. В общем если вы не хотите, что бы ваша машина морщилась при приеме такого напитка, то не допускайте смешиваний, а следуйте четко указанным инструкциям автопроизводятеля. Просто не стоит забывать, что тосол не предполагает использование на современных авто, а хорош для стандартного старого автопрома, у которого зазоры между деталями достаточно большие, поэтому пленка защиты на них уместна и не влияет на характер работы. Тонкие же элементы и протоки пленка закоксит, а и без того низкая теплопроводность тосола, подготовит двигатель под тепловой удар.

Основная функция охлаждающих жидкостей - разогрев двигателя при запуске и предупреждение перегрева во время активной эксплуатации. Это достигается их физико-химическими свойствами: температура кипения составляет до 140°С, а температура замерзания до -60°С. Такая особенность сохраняет их аморфное состояние не зависимо от времени года в котором их применяют.

Из-за нарушившихся потребительских свойств охлаждающей жидкости двигатель может легко закипеть

Функциональные свойства охлаждающей жидкости

Внешний вид тары из под антифриза

К функциональным свойствам, которые должны быть у охлаждающей жидкости, нужно отнести:

  • высокую теплоемкость : для отвода тепла от блока цилиндров;
  • чистоту : пользование охлаждающей жидкость не должно сопровождаться отложениями на поверхностях (в трубках) охлаждающей системы;
  • инертность по отношению к другим материалам : они не должны провоцировать возникновение коррозии внутри системы;
  • кроме устойчивости к низким температурам важно отметить, что даже замерзнув при нетипично холодных условиях жидкость не должна менять свой объем . Изменение объема внутри герметичной системы может пагубно сказаться на ее целостности;
  • длительный срок эксплуатации : полная замена жидкости - процесс трудоемкий. Если предстоит длительная поездка, было бы накладно прерываться на замену охлаждающей жидкости.

Отличие тосола от антифриза (видео + текст)

На современном рынке можно встретить две распространенные разновидности охлаждающих жидкостей - антифриз и тосол.

Ложный факт: качество антифриза не зависит напрямую от его цвета

“Тосол” - это незарегистрированная торговая марка. Это название дали виду антифриза, разработанного для автомобилей ВАЗ. ТОС - аббревиатура от «Технология органического синтеза». Получив приставку «ол» - характерный признак наличия спиртов (хотя сегодня это уже под вопросом), жидкость и приобрела свое название. Такие ассоциации работают и по сей день, хотя этим названием пользуются изготовители жидкостей весьма разнообразных составов.

У Антифриза и Тосола много общего, но все-таки они разные

С одной стороны у сегодняшнего тосола и антифриза много общего, но малейшая разница в составе все же влияет на эксплуатационные свойства. Поэтому “одним и тем же“ их называть не стоит.

Как выбрать охлаждающую жидкость. На что обратить внимание в магазине

Среди разнообразия выбора вам может встретиться как готовая к использованию, так и концентрат жидкости. Насколько суровыми не были бы погодные условия в вашей местности, не стоит рисковать заливать в систему неприготовленный чистый концентрат. Всегда следуйте подсказкам производителя об оптимальных способах использования.

Подделку исключить весьма просто - даже при большом разбросе ценового уровня, она дешевле оригиналов.

Пробка должна быть целой — нередко в магазинах бадяжат с водой!

Выбирая охлаждающую жидкость, как и любой товар в пластиковых емкостях, обратите внимание на пробку - она должна обладать неповрежденной “пломбой” или другими системами защиты от несанкционированного вскрытия.

Если такие отсутствуют - это верный знак того, что в первоначальный состав может быть разбавлен.

БМВ закипела, возможно из-за проблем с охлаждающей жидкостью

Так же, пробку с отсутствием систем защиты вы вполне можете открутить и проверить есть ли под ней мембрана. Ее наличие - хороший признак.

Информация на этикетке должна знакомить покупателя с фирмой-изготовителем, условием эксплуатации, сроком хранения/ датой изготовления, номером партии и прочее.

Если канистра с жидкостью прозрачная, то уделите внимание визуальной оценке ее содержимого. Осадок, помутнение, излишняя пенность или неоднородность жидкости должны сразу оттолкнуть вас от такого товара.

Доверьтесь своему обонянию - правильная охлаждающая жидкость не содержит запаха бензина, масла, солярки.

Как доливать охлаждающую жидкость. Немного о совместимости

Уровень антифриза в системе может упасть по двум причинам:

  1. испарение из него воды;
  2. нарушенная герметичность системы.

Если в первом случае достаточно долить дистиллированной воды, то во втором (конечно, после устранения нарушения герметичности) - следует подобрать идентичную охлаждающую жидкость.

Если Вы не уверены в том, какая жидкость залита в систему, то лучше .

Способы долива

Вам повезло, если есть возможность найти или приобрести жидкость того же производителя. В ином случае, произведенные разными изготовителями, но по одинаковым тех. условиям, антифризы вполне можно смешать. Номера ТУ на упаковке должны совпадать. Если нет, то высок риск несовместимости компонентов, а в следствии - неприятных побочных эффектов от таких манипуляций.

Можно ли смешивать Тосол и Антифриз?

Однозначного ответа нет. Но в домашних условиях совместимость можно проверить самостоятельно.

Для этого следует смешать жидкости в равных пропорциях и, тщательно перемешав, выдержать час-два. В результате не должно наблюдаться расслоения, осадка, неоднородности или любого другого признака изменения аморфного состояния.

Так же следует развеять миф о цветовой несовместимости. На состав антифриза никак не влияет желтый он, синий, зеленый или красный.