Что дает аудит налогообложения и как он проводится. Налоговый аудит: как извлечь из него максимальную пользу Налоговые и аудиторские проверки на предприятии

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Для получения представлений о СВК и аудиторском риске необходимо обратиться к МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем», МСА 402 «Аудит субьектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также Федеральным правилом (стандартом) аудита №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

На контрольную среду влияют ряд факторов:

  • понимание руководством значения налоговой отчетности;
  • готовность к исправлению существенных ошибок;
  • получение консультаций у аудиторов;
  • осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета;
  • распределение ответственности и полномочий на предприятии;
  • проведение внутреннего аудита;
  • наличие должностных инструкций;
  • соблюдение графика составления отчетности;
  • наличие учетной политики в целях налогообложения;
  • соответствие внешней отчетности внутренним отчетам;
  • разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу;
  • наличие СВК на предприятии.

Исходя из опыта проведения аудиторских проверок налоговой отчетности следует, что контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности зависит от ответственности руководства к исполнению обязанностей налогоплательщика, от осведомленности исполнительного органа о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  • определение целей СВК;
  • определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей;
  • определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита;
  • разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты;
  • создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.

Экономическую обоснованность расходов на СВК подтверждают следующие доводы:

  • приобретение услуг по созданию и совершенствованию системы внутреннего контроля необходимо в связи с проведением особенных хозяйственных операций;
  • совершенствование СВК способствует улучшению определенных финансовых показателей организации.

Совершенствование СВК может оказать существенное влияние на:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
  • финансовая устойчивость;
  • своевременность и достоверность финансовой и налоговой отчетности;
  • сохранность имущества и информации;
  • соблюдение норм законодательства, внутренних процедур и регламентов.

Функционирование СВК зависит от соблюдения принципов:

  • принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность;
  • принцип сбалансированности: субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
  • принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях: информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
  • принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
  • принцип постоянства: СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
  • принцип комплексности: весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
  • принцип распределения обязанностей: функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы компании, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При проверке системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

Необходимо соблюдать и контролировать соответствие первичных документов установленным требованиям и следить за обеспечением полной и достоверной информации о хозяйственных операциях в целях налогообложения. Для этого аудитору следует изучить организацию документооборота: существует ли график документооборота; насколько пригоден существующий документооборот для составления аналитических регистров налогового учета и формирования налогооблагаемых показателей; какое место занимают в установленном документообороте Налоговые декларации; учитывает ли существующий документооборот интересы внешних пользователей (органов ФНС). Аудитору следует также убедиться в том, что учетная политика организации не противоречит нормам бухгалтерского и налогового законодательства, разработаны ли формы первичных документов, не предусмотренных Госкомстатом, и технология документооборота; установлен ли список лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Процедуры получения аудиторских доказательств разрабатываются в соответствии с МСА «Аудиторские доказательства» и Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Проводя оценку СВК, следует также получать доказательства в виде тестирования.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС РФ, например журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Конечной целью составления налоговых регистров является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налогооблагаемую базу. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Рекомендации ознакомления с аудируемым лицом содержатся в МСА 310 «Знание бизнеса» и в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор должен получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность организации. Необходимо изучить отраслевые особенности налогообложения, динамику налогового законодательства за период проверки. Для изучения СВК аудитор запрашивает следующие документы:

  • статистическая отчетность;
  • налоговые декларации;
  • учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов;
  • график документооборота.

После предварительного знакомства аудитор составляет мнение об особенностях системы налогообложения организации и приступает к аудиту налоговой отчетности. Цель проверки — выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством. Задача проверки — собрать достаточные аудиторские доказательства о достоверности налоговой отчетности. При этом необходимо соблюдать следующие критерии:

  • существование — наличие по состоянию на определенную дату расхода по налогу и налогового обязательства;
  • возникновение — подтверждение того, что хозяйственные операции, формирующие налогооблагаемые показатели, имели место в течении налогового периода;
  • права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства по налогам;
  • полнота — отсутствие неотраженных в налоговой отчетности активов, обязательств, хозяйственных операций или событий, имеющих налоговые последствия;
  • стоимостная оценка — отражение в налоговой отчетности надлежащей стоимости налогооблагаемых показателей;
  • точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответсвующему налоговому периоду;
  • представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание хозяйственной операции, актива или обязательства в соответствии с правилами их отражения в налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Аудиторская организация несет ответственность за правильность и обоснованность своего мнения о достоверности налоговой отчетности.

Для оценки СВК на уровне отчетности небходимы следующие документы:

  • налоговые декларации по налогам;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • учетная и налоговая политики;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • структура организации аудируемого лица;
  • структура бухгалтерии аудируемого лица;
  • схема и график документооборота;
  • должностные инструкции работников;
  • положение о внутреннем аудите;
  • штатное расписание;
  • инветаризационные описи и ведомости;
  • переписка с налоговыми органами;
  • акты сверок с контрагентами;
  • рабочие планы счетов: бухгалтерских и налоговых;
  • выписки из лицевого счета налогоплательщика по проверяемому налогу;
  • акты проверок налоговых органов.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у организации при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.

Несмотря на то, что законодательство в рамках проверки достоверности финансовой отчетности организаций не требует обязательного проведения отдельного аудита налогообложения, такой вид ревизии становится все более актуальным. Связано это в основном с большими рисками доначислений в бюджет при проведении проверок налоговыми органами. Рассмотрим особенности налогового аудита.

Аудит начислений и не только

Даже для тех компаний, которые обязаны представлять заключение о достоверности своей бухгалтерской отчетности, такого рода заключение о налоговой отчетности не является необходимым. Однако налоговые риски становятся все более вероятными и ощутимыми.

Поэтому осуществление аудита налогообложения (как в рамках обязательной аудиторской проверки, так и отдельно) необходимо прежде всего компаниям, которые проводят высокорисковые в плане налоговых доначислений операции. Например, экспортно-импортные, льготируемые, не имеющие однозначного толкования в налоговом законодательстве и пр.

Проверка аудиторами правильности исчисления налоговых обязательств необходима также тем организациям, которые работают в условиях совмещения налоговых режимов.

В рамках налогового аудита могут быть выявлены не только те факты, которые привели к появлению потенциальной недоимки в бюджет, но и те, которые сформировали скрытые налоговые резервы в виде переплат. Такое может произойти, когда компания, имея право на льготу, не воспользовалась ею. Например, не применила льготу по налогу на имущество с высокоэффективным энергопотреблением или льготы, предоставленные региональным законодательством.

Цели и этапы аудиторской проверки налогообложения предприятия

В результате проверки аудиторы должны сделать вывод о том, насколько достоверной является налоговая отчетность предприятия, какие ошибки выявлены и какие меры следует принять для их устранения.

Для осуществления этой цели могут быть выделены 3 основных этапа:

  • изучение состояния налогового учета проверяемого предприятия за год или иной период;
  • оценка состояния налогового учета;
  • выработка рекомендаций по минимизации налоговых рисков.

Задачи налогового аудита

Во время осуществления названных этапов проверяющими будут выполняться следующие основные задачи:

  • проверка полноты базы налогообложения по всем уплачиваемым предприятием налогам. При этом могут быть выявлены объекты, не включенные в базу по налогу на имущество, например движимое имущество, полученное от взаимозависимых лиц, или операции, не попавшие в базу по начислению НДС, такие как безвозмездная передача имущества и пр.;
  • проверка базы налогообложения на предмет включения в нее необлагаемых операций. Например, возможно ошибочное включение предприятием в доходы по налогу на прибыль имущества, полученного на пополнение чистых активов, и т.п.;
  • проверка обоснованности применения пониженных или нулевых ставок налогов. При выполнении этой задачи аудиторы могут выявить неправомерность применения сельскохозяйственными или медицинскими организациями ставки 0% по налогу на прибыль или применение такой ставки при получении доходов вне рамок их основной деятельности (доходы от аренды, реализации основных средств, начисления процентов по займам и пр.). Также при выполнении этой задачи проверяется обоснованность применения ставки НДС 0% по экспортным операциям и т.д.;
  • обоснованность и возможность применения льгот по налогам. Здесь необходимо провести проверку с учетом положений не только федерального, но и регионального законодательства;
  • оценка рискованности учетной политики по налогообложению. В рамках этой задачи аудиторы проверят, как часто подход организации к решению той или иной налоговой проблемы отличается от точки зрения контролеров или высших арбитров. Здесь же будут рассмотрены и оценены применяемые методы оптимизации налогообложения;
  • проверка правильности составления налоговой отчетности с учетом всех выявленных фактов и предоставление рекомендаций по ее уточнению;
  • выработка рекомендаций по использованию обнаруженных налоговых резервов.

Отметим, что возможен аудит правильности исчисления отдельного налога, а не всех уплачиваемых предприятием налогов в комплексе.

Аудит налоговой отчетности представляет собой проверку финансовой документации на ее соответствие положениям НК. Данное мероприятие может быть санкционировано как контрольными органами, так и руководителем предприятия. Рассмотрим далее его особенности.

Зачем нужно проведение налогового аудита

Руководитель предприятия может инициировать проверку, не дожидаясь ревизии контрольных органов. Налоговый аудит в этом случае позволит своевременно выявить недочеты в документации и исправить их. Это, в свою очередь, предупредит санкции за нарушения, а также исключит вероятность переплат в бюджет. Специалисты, выполняющие , выявляют ошибки, которые могут возникнуть не только вследствие недостаточного профессионализма лица, ответственного за составление документации, но и по причине достаточно частого внесения изменений в действующее законодательство.

Специфика проверки

Инициативный налоговый аудит зачастую оказывается необходимым. Это особенно актуально для крупных предприятий, поскольку позволяет существенно оптимизировать затраты. Налоговый аудит может выполняться не только перед официальной проверкой контрольных органов. Целесообразно организовать ревизию и при смене гл. бухгалтера либо иного специалиста, ответственного за оформление деклараций и отчисление обязательных бюджетных платежей. Следует отметить, что в случае выявления переплат по налогам, их можно будет вернуть только в течение 3-х лет после их совершения. В этой связи своевременность аудита имеет большое значение.

Классификация

Налоговый аудит может быть:

  1. Комплексным. Этот вид проверки потребует от руководителя больших временных и финансовых затрат. Процедура предполагает масштабную ревизию всей документации. Однако при такой проверке есть вероятность того, что определенные нюансы будут пропущены. Они могут быть и незначительными, но могут оказывать и существенное влияние на достоверность сведений в отчетности. Вместе с тем комплексный целесообразно выполнять перед плановой проверкой контрольных структур. Кроме того, такая ревизия позволит выявить направления расходования средств и оптимизировать их.
  2. Тематическим. Такой вид проверки подходит тем предприятиям, которые знают свои проблемные места. Тематический аудит налогового учета позволяет провести тщательное изучение конкретных элементов отчетности. Как правило, такая проверка занимает намного меньше времени, чем комплексная, что, несомненно, является еще одним его достоинством.
  3. Структурным. Такой налоговый аудит подойдет для предприятий, имеющих сеть подразделений. В ходе этой проверки будет охвачена вся система обложения. В ходе структурного аудита можно сравнить нагрузку разных подразделений и сбалансировать ее.

Методика

Налоговый выполняется в два этапа. На первом осуществляется предварительная оценка существующей на предприятии системы обложения, на втором - проверка правильности отчислений. В свою очередь, указанные этапы включают в себя различные мероприятия. На первой стадии:

  1. Выявляются факторы, оказывающие влияние на показатели отчетности.
  2. Проверяется методика начисления платежей.
  3. Осуществляется диагностика документооборота и работы отделов, несущих ответственность за отчисления.
  4. Рассчитываются налоговые показатели предприятия.

По итогам первого этапа специалисты получают представление о специфике деятельности компании и оценивают вероятные нарушения положений законодательства, намечают слабые зоны. Сроки выполнения указанных мероприятий будут зависеть от объема документооборота и величины самого предприятия.

Проверка правильности отчислений

На этом этапе анализируются декларации по налогам с прибыли, НДФЛ, НДС, справки по авансам и пр. Средняя продолжительность проверки, как правило, не более 5 дней на одно отчисление. Если предприятие имеет несколько подразделений или ведет деятельность на разных уровнях, то длительность анализа может увеличиться. В результате анализа специалисты формулируют выводы о структуре обложения, исправляют недочеты, предлагают разные варианты оптимизации.

Экспресс-проверка

Этот в определенной степени объединяет тематический и комплексный анализ. Экспресс-проверка предполагает изучение всей отчетности в сжатый срок. Ее выполняют тогда, когда у предприятия недостаточно времени для проведения других видов аудита, а объем документации достаточно большой. Экспресс-проверка незаменима и в случаях, когда намечается приобретение крупной компании или ее доли. В ходе аудита выполняется оценка или всех или определенной их части по конкретному направлению работы.

Заключение

Налоговый аудит практически на всех предприятиях осуществляется по приведенной выше схеме. Те или иные особенности выполнения проверки могут обуславливаться спецификой работы предприятия. Например, добыча ископаемых облагается разными налогами, порядок и размер выплаты которых отличается в зависимости от сырья (минералы, нефть, металлы и пр.). Нарушения при отчислениях с прибыли, как правило, связаны с неправильным определением базы обложения, использованием льгот либо математическими неточностями. При этом ошибки при расчете НДС обуславливаются неверным применением налога к вычету. В некоторых случаях предусмотренная в законе схема используется для уклонения от уплаты его в бюджет.

Налоговый аудит – не самая желанная процедура для предприятия, но она позволяет обойти ряд серьезных для компании проблем.

Вы узнаете:

  • Что такое налоговой аудит и с какой целью он проводится.
  • Какие существуют виды налогового аудита.
  • Как выбрать аудиторскую компанию.
  • Когда необходимо проводить инициативный налоговый аудит предприятия.
  • В каких случаях проводится досудебный налоговый аудит.

Что такое налоговый аудит

Налоговый аудит – это процедура, в ходе которой инспекторы проверяют отчетность предприятия в части уплаты обязательных взносов и устанавливают, насколько она достоверна. Отметим, в этих бумагах компаний сегодня содержатся определенные налоговые показатели, выходящие за рамки бухучета. Именно поэтому проверяющие должны обладать определенными профессиональными навыками и знаниями, чтобы судить о качестве отчетности.

Совет . Предварительно стоит проводить внутренний налоговый аудит, в ходе которого компания может детально изучить всю документацию, исправить выявленные ошибки и избежать штрафных санкций со стороны инспекторов.

Таким образом, налоговый аудит – это комплекс определенных услуг, которые оказывают как индивидуальные эксперты, так и специализированные компании. Процедура предусматривает проверку правильности начисления и уплаты обязательных взносов в бюджет и внебюджетные фонды, составление налоговой отчетности, проведение консультаций. Кроме того, сюда же может включаться организация, восстановление и ведение бухгалтерского учета в части, связанной с фискальными сборами.

По сей день неясно, какое место налоговый аудит занимает среди услуг, которые предоставляют индивидуальные специалисты и компании. Кроме того, аудит налогового учета не закреплен на законодательном уровне. В связи с этим следует развивать и совершенствовать методологические и организационно-методические основы данной деятельности.

Термин «налоговый аудит» часто можно встретить в спецлитературе и перечне услуг, которые оказывают как индивидуальные эксперты, так и организации. Но что именно представляет собой данный вид ревизии, какими особенностями обладает и что включает в себя, трудно сказать точно. В современном отечественном законодательстве и международных стандартах аудита понятие также не раскрывается полностью.

Опираясь на существующие научные данные и исследования на тему, специалисты трактуют налоговый аудит по-своему. По их мнению, он является комплексной независимой проверкой налогового учета, правильности начисления и уплаты взносов, оценкой фискальных рисков в деятельности компании.

В рамках аудита тщательно изучают соответствующую отчетность предприятия-заказчика. Цель такой проверки – выявление неточностей, допущенных при составлении финансовых или бухгалтерских отчетов, и их устранение в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Узнайте, как запрещено работать с 1 января 2019 года

Редакция электронного журнала «Коммерческий директор» подготовила подборку основных изменений, которые влияют на работу коммерческого отдела и всей компании в целом. Узнайте, кому бояться штрафов и как избежать проверок.

Какие виды налогового аудита существуют

Налоговый аудит бывает комплексным, тематическим и структурным. В рамках комплексной проверки специалисты исследуют всю годовую налоговую отчетность. Если проводится тематический аудит, ревизируются конкретные бумаги за выбранной отрезок времени. Структурный аудит налогового учета – это проверка декларации по отдельным видам обязательных взносов, уплачиваемых предприятием по месту расположения его филиалов.

Комплексный аудит является наиболее масштабной процедурой при организации налогового аудита. На ее проведение эксперты тратят много времени, а проверяемый объект – финансов. Это серьезное и большое обследование, в ходе которого в документации могут быть допущены некоторые неточности, как несущественные, так и весьма значительные. Вместе с тем комплексный аудит налогового учета – самый оптимальный вариант для клиента, если его ожидает плановая проверка фискальных органов. В ходе подобного обследования также можно лучше изучить расходы компании и понять, как их сократить.

Тематический аудит подходит клиентам, которые знают о наиболее проблемных сферах своего предприятия и стараются исправить недочеты. Благодаря этой проверке удается лучше изучить отчетность, найти и устранить пробелы. Тематическое обследование занимает меньше времени, чем комплексное, что также является его преимуществом.

Структурный аудит предпочитают использовать компании с многочисленными подразделениями. Этот вид проверки дает возможность узнать обо всей системе налогообложения предприятия, сравнить и уравновесить фискальную нагрузку на филиалы.

Существует и так называемый экспресс-аудит , выделяемый в отдельную категорию. Он сочетает в себе признаки комплексного и тематического и представляет собой проверку всей налоговой отчетности за максимально короткое время. К этому виду прибегают, если для проведения комплексного нет достаточных финансовых и временных ресурсов, а тематический выполнить нельзя, поскольку необходимо проверить большой объем информации. Помимо этого, экспресс-аудит налоговых рисков становится палочкой-выручалочкой для клиента, желающего приобрести целое предприятие или его часть. При этом анализируются потенциальные убытки в ходе реализации имеющейся фискальной политики или по одному из направлений деятельности организации, выставленной на продажу.

С какой целью проводится налоговый аудит

Прежде всего, налоговый аудит предприятия проводят, чтобы избежать штрафов из-за нарушения законодательных норм по уплате обязательных взносов и сборов. Функции налогового аудита – это проверка:

  • начислений и выплат налогов и сборов;
  • обоснованности применения льгот при расчете взносов в бюджет;
  • правильности формирования деклараций по налогам;
  • фискальных рисков;
  • формирования и отражения налогов в учете.

Налоговый аудит – важное мероприятие для любой компании. И чем выше риски при исчислении и уплате обязательных взносов, чем больше их объем у фирмы, тем острее ощущается потребность в таком обследовании.

Выполняя налоговый аудит, индивидуальный эксперт или специализированная компания старается провести все процедуры в соответствии с интересами заказчика, в частности по вопросам оптимизации и планирования налогообложения. Вместе с тем проверяющие исследуют, насколько правильно и обоснованно ведется расчет, как выплачиваются обязательные взносы, как компания использует льготы, как операции отражаются в соответствующих отчетах (зачастую о них ничего не сказано на законодательном уровне). В ходе обследования анализируют, как составлены налоговые декларации, отвечают ли они современным законодательным нормам.

Все процедуры налогового аудита позволяют минимизировать риски. Благодаря такой проверке руководитель компании не беспокоится о возможных штрафах и санкциях, которые на него могут наложить фискальные органы.

Таким образом, налоговый аудит позволяет увидеть ошибки, допущенные при составлении отчетов, узнать не только о недоимках, но и переплатах сумм обязательных взносов. При этом недочеты не всегда возникают из-за невнимательности бухгалтеров. Не последнюю роль здесь играет постоянно меняющееся фискальное законодательство. По итогам проверки организация может исправить погрешности и только потом передать результаты налоговой инспекции, избежав штрафов.

Сегодня аудиторские компании предлагают клиентам не только консультации и проверки. В течение последних нескольких лет заказчики стали интересоваться сопутствующими услугами – анализом финансово-хозяйственной деятельности, налоговым и управленческим консультированием, связанным в том числе с реструктуризацией компании, правовым сопровождением и представительством интересов в фискальных органах, автоматизацией бухучета и внедрением IT. Клиенты также заказывают оценку стоимости активов компаний как имущественных комплексов, предпринимательских рисков, создание и анализ инвестпроектов, разработку бизнес-планов и ряд других услуг. То есть популярность налогового аудита во всех его проявлениях растет изо дня в день.

Компании, которым крайне необходима проверка, заключают договор на проведение налогового аудита со специализированными организациями. Договор на налоговый аудит включает в себя объем работ, которые необходимо выполнить в рамках данной процедуры. Обычно общая стоимость услуги из-за этого возрастает.

Кем являются субъекты налогового аудита

Как правило, налоговый аудит заказывают крупные компании, ведущие разноплановую деятельность и проводящие операции по импорту и экспорту. Ввиду большого оборота средств на данных предприятиях их обязательства по налогам также велики. Суммы пеней и других денежных взысканий нередко очень высоки. Независимая проверка нужна таким фирмам в целях сокращения налоговых выплат, минимизации всевозможных рисков, в том числе штрафов.

Проведение налогового аудита для крупных компаний – выгодное мероприятие с экономической точки зрения. Организации устраняют ошибки и передают в фискальные органы грамотно оформленную достоверную документацию. Аудит позволяет исправить неточности в налоговом учете, под которым понимают не только исчисление обязательных взносов в бюджет с прибыли, описанных в гл. 25 Налогового кодекса РФ, но и расчет сумм всех платежей, вменяемых компании законом.

Субъектами налогового аудита также становятся предприятия, для которых проведение общих проверок такого формата обязательно. Речь в данном случае идет об ОАО, кредитных и страховых компаниях, фондовых и товарных биржах, инвестиционных фондах, государственных внебюджетных фондах, созданных за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц на основании закона РФ. Общий аудит налогового учета обязателен для организаций и ИП, имеющих ежегодную прибыль от продажи товаров или услуг более 500 тыс. МРОТ или размер активов баланса на конец отчетного года свыше 200 тыс. МРОТ, а также для других компаний, которым согласно законодательству требуется такое обследование. В таком случае анализ состояния исчисления и уплаты взносов в бюджет лучше выполнять в ходе обязательной аудиторской проверки.

Налоговый аудит также заказывают компании, в которых поменялся главный бухгалтер. Из-за этого, как правило, бухгалтерский и налоговый учет тоже перестраиваются, и порой не в лучшую сторону. Обычно все вопросы по расчетам с бюджетом решает главный бухгалтер, и наладить правильный фискальный учет, исправив погрешности предшествующего специалиста, довольно трудно. Аудит налоговой отчетности призван помочь компании в такой ситуации.

Проверку может заказать также владелец или руководитель предприятия, желающий узнать, правильно ли ведется начисление и уплата обязательных взносов.

Мнение эксперта

Как выбрать аудиторскую компанию

Алексей Дорожный,

директор по развитию бизнеса компании Bazis logistics & distribution, г. Москва

Планирование налогового аудита в 2008 году стало для нас важной задачей. О выборе специалистов в этой сфере впервые мы задумались, когда приняли решение о приобретении нескольких транспортных предприятий в российских регионах. Все располагало к выгодной покупке. Приобретение подобных компаний – довольно трудный процесс. Нам потребовалось узнать реальную стоимость предприятий, их имущества, движимых и недвижимых активов. Мероприятие усложнялось еще и тем, что существенная часть технических средств компаний находилась в залоге у банков.

Мы поняли, что самостоятельная оценка транспортных предприятий отнимет слишком много времени и сил. Кроме того, не факт, что результат окажется точным. И тогда мы стали думать – какой фирме поручить профессиональный аудит.

Вот как мы поступили.

  1. Провели анализ российского рынка , изучив аудиторские компании. Информацию брали из СМИ и Интернета. Первостепенным для нас был срок, в течение которого фирма оказывает аудиторские услуги (компании, работающие менее 5–7 лет, не рассматривали), ее репутация, перечень работ (насколько он обширен) и цена на них. В итоге мы сформировали список подходящих фирм с достаточным опытом деятельности, отличной репутацией и положительными рекомендациями заказчиков.
  2. Попросили наших клиентов порекомендовать фирмы , поскольку дорожим их мнением. Частью нашей целевой аудитории являются крупные холдинги и промышленные российские предприятия.
  3. Опубликовали в журнале «Главбух» информацию о тендере на предоставление услуг по аудиту. Далее выбрали заинтересовавшие нас фирмы и поручили своим специалистам обсудить с их представителями условия сотрудничества в рамках деловых встреч.
  4. Выбирая подходящего для нас аудитора, изучили практический опыт потенциальных партнеров , область деятельности (с какими фирмами работали, какие методики применяли). Зачастую знакомились с результатами проведенных ранее проверок, ведь даже то, как оформлена итоговая документация, может сказать о многом. Важно, чтобы в процессе переговоров аудиторские компании давали гарантии в письменном виде. К примеру, специалисты должны пообещать, что оценят фирму в соответствии с ее реальной рыночной ценой и что при проведении налоговой проверки инспекция не предъявит никаких претензий. Если мы видели, что фирма не уделяет данному вопросу должного внимания, не рассматривали ее.
  5. Чтобы удостовериться, что мы сделали правильный выбор, сначала просили аудитора выполнить анализ какого-нибудь узкого направления работы фирмы , не поручая ответственных вопросов. Далее смотрели, как компания справилась с заданием, и уже на основании этого определяли, стоит ли с ней сотрудничать.

В итоге на выбор подходящей аудиторской фирмы у нас ушло около одного-полутора месяцев. Мы не торопились, да и большая часть организаций не совсем охотно сообщала нам о практических наработках. Но все же поиски увенчались успехом. Мы нашли региональную компанию из Калуги, оценивающую именно транспортные активы и подобные виды бизнеса. Соотношением цены и качества предоставленных услуг мы остались довольны.

  • Как найти партнеров по бизнесу, которые увеличат ваши продажи

Методика проведения налогового аудита

Аудит налоговой отчетности каждая компания проводит по-своему, применяя наработанные методики. Универсальной схемы организации налогового аудита не существует. Несмотря на то что фискальная система в России едина, все предприятия работают по разным схемам исчисления обязательных платежей в бюджет. Из-за этого нередко возникают неточности и нарушения. Задача налогового аудита заключается именно в поиске и исправлении ошибок, допущенных компанией.

В рамках обследования организация или частный аудитор выполняет некое задание, изучая бухгалтерскую и налоговую отчетность. В ходе проверки становится ясно, соответствует ли документация законодательным требованиям, отражены ли в ней процессы уплаты взносов в различные бюджеты и внебюджетные фонды.

При налоговом аудите компания сначала оценивает действующую систему формирования обязательных платежей на обследуемом объекте. Далее проверяется и подтверждается (или не подтверждается) правильность начисления и уплаты взносов в бюджет и внебюджетные фонды. После этого фирма оформляет и предоставляет результаты проверки.

На каждой стадии налогового аудита специалисты проводят определенные мероприятия. Сначала анализируют элементы системы налогообложения экономического субъекта, определяют основные факторы, влияющие на налоговые показатели, проверяют, верно ли исчисляются взносы. На этом же этапе проводится правовая и налоговая экспертиза действующей системы хозяйственных отношений, анализ схемы оборота документов, оценка функций и полномочий служб, отвечающих за расчет и погашение обязательных платежей. Также специалисты предварительно определяют налоговые показатели экономического субъекта. Благодаря перечисленным выше действиям удается разобраться в тонкостях главных хозяйственных операций анализируемой компании, понять, соответствует ли система исчисления взносов в бюджет законодательным требованиям, узнать об обязательствах по налогам и возможных рисках.

Далее следует основной этап анализа. Здесь главное – выявить участки, проверить которые нужно особенно тщательно. Предварительный анализ позволяет узнать о слабых местах налоговой системы компании. Именно поэтому анализировать все ее участки не нужно. К примеру, на первой стадии обследования аудитор может понять, что у проверяемого объекта возникнут сложности с НДС на экспорт в связи с реализацией товаров (работ, услуг) за границу, с налогом на прибыль трудности могут быть вызваны неправильным учетом доходов и расходов для налогообложения. Также не исключены проблемы с акцизами, если предприятие занимается реализацией подакцизных товаров, и т. д. Вместе с тем аудит налогового учета способен показать и безопасные области деятельности. Чаще всего такими участками являются простые налоги (на рекламу, транспортный налог и т. д.).

Проверять порядок исчисления обязательных взносов в компании можно выборочно. Но если речь идет о крупном предприятии с разветвленной системой, множеством филиалов, дочерних фирм с разным порядком налогообложения, оценивать нужно все. В данном случае проверке подлежат налоговые отчеты, которые субъект предоставляет по установленным формам, соответствие начисления обязательных взносов законодательным нормам, период их погашения и другие процедуры.

Каждый вид выплат специалисты анализируют по-разному. Так, при проверке исчисления налога на прибыль оценивается подтверждающая документация и экономическая обоснованность расходов.

Аудиторы также исследуют, правильно ли сформирована налоговая база, как заполнены налоговые декларации. Как было отмечено выше, налоговый учет – это регистрация всех операций, в том числе бухучет, включающий в себя информацию, влияющую на фискальные начисления компании. В данный момент почти все обязательные взносы рассчитываются на основании данных бухучета. Исключение составляет лишь налог на прибыль.

В ходе экспертизы специалисты анализируют бухгалтерский и налоговый учет за весь срок, выделенный для проверки. Аудиторы рассматривают первичную документацию, просят руководство пояснить, в соответствии с какими методиками и показателями ведется налоговый расчет. Эксперты, бухгалтерская, юридическая службы и руководство компании при этом взаимодействуют друг с другом.

Аудиторы должны знать о специализации проверяемого объекта, представлять, как он работает. В качестве примера можно привести обналичивание денежных средств. Чтобы документально оформлять подобные процедуры, компании часто прибегают к заключению фиктивных договоров подряда. Такие сделки следует грамотно юридически оформлять. В противном случае компания рискует столкнуться с неприятностями. При проверке эксперту следует уделить внимание всем проблемным и рисковым сделкам объекта (с точки зрения налогообложения). В связи с этим и руководству, и бухгалтерской службе нужно предоставить аудитору и формальные, и фактические сведения о своей работе.

Обследуемый объект и эксперт должны тесно взаимодействовать между собой еще и потому, что в течение проверки бухгалтерии следует быстро устранять выявленные недостатки. Налоговый аудит предприятия призван не найти как можно больше погрешностей и отразить это в отчете, а исправить ошибки совместно с сотрудниками компании. Если какие-то пробелы нельзя устранить в силу тех или иных обстоятельств, эксперты отражают это в отчете и консультируют работников, как в будущем не столкнуться с подобными ситуациями.

Третий, завершающий, этап налогового аудита – подведение итогов и оформление заключения. Оно должно содержать в себе мнение экспертов о том, насколько полно и верно в компании ведутся расчеты, как экономический субъект отражает и перечисляет платежи в бюджет и внебюджетные фонды, верно ли он применяет и использует налоговые льготы.

Но непосредственно в заключении отсутствуют рекомендации и аналитические данные. В связи с этим заказчик аудита налогового учета должен требовать отчет о проделанной работе, где детально описаны все выявленные недостатки вместе с предложениями по их устранению. Проводившая проверку компания или частный специалист полностью отвечает за достоверность данных и их занесение в итоговый документ обследования.

  • Как бороться с должниками: 5 шагов к организации финансового контроля

Какова степень ответственности аудиторов при проведении налогового аудита

И специалисты аудиторской компании, и сотрудники фискальной службы могут обнаружить нарушения действующего закона. Но при этом цель налоговой инспекции – привлечь компанию к ответственности. Задача же аудитора – указать на ошибки и помочь их исправить, как раз предотвратив возможные штрафы. У независимых экспертов нет полномочий обязывать клиентов выполнять те или иные процедуры. Они вправе лишь консультировать и советовать, как поступить.

Если аудитор выявляет неточности в бухгалтерских отчетах, нарушения Налогового кодекса РФ, то непременно сообщает об этом руководителю компании-заказчика и предлагает внести коррективы в отчетность, уточнить расчеты и налоговые декларации. Если бухгалтерский отдел не учитывает рекомендации и не устраняет ошибки, эксперт вправе письменно уведомить об этом руководство компании и отметить, какие меры ответственности предусмотрены за нарушения. Далее руководитель определяет, принимать во внимание выводы аудиторской компании или нет. То есть проверяющий перестает отвечать за последствия деятельности обследуемого субъекта. При этом он наделен определенными обязательствами перед заказчиком. К примеру, не имеет права разглашать конфиденциальные коммерческие данные предприятия, где проводит ревизию.

Как только налоговая проверка и аудит завершается, клиент может заказать иные услуги экспертной компании. К примеру, воспользоваться рекомендациями по оптимизации действующей системы налогообложения, провести налоговый аудит лизинговых операций, узнать о схемах начисления обязательных платежей с учетом специфики бизнеса, с помощью эксперта попробовать рациональнее применить налоговые льготы, выработать комплекс мер по оптимизации взносов в бюджет и внебюджетные фонды и снижению рисков, связанных с методиками их расчета. Предприятие также может воспользоваться рекомендациями, как сделать так, чтобы принципы налогообложения отдельных филиалов или дочерних компаний соответствовали единой системе, как контролировать правильность начисления взносов и сборов внутри организации, как адаптировать существующую систему налогового планирования и учета к вероятным изменениям требований фискального законодательства.

Аудитор вправе защищать интересы проверяемого объекта перед налоговой инспекцией. Взаимодействие с фискальными органами в процессе и по итогам обследования необходимо, чтобы получать разъяснения по актам проверок, которые их сотрудники выполняли на предприятии, и разрешать конфликты между анализируемым объектом и инспекцией.

Как уже было отмечено, аудиторская компания, предоставляя дополнительные услуги, может указать на различные нарушения в деятельности проверяемого объекта и разъяснить, какие санкции за них предусмотрены. Эксперт вправе порекомендовать, как устранить неприятные последствия, связанные с выявленными отклонениями от требований Налогового кодекса РФ, разработать новые проекты по формированию единой системы налогообложения предприятия и каких-либо его частей. Кроме того, проверяющая компания вправе дать советы относительно адаптации элементов и регистров бухучета (в том числе при использовании компьютерной обработки информации) к выбранной концепции управления обязательными платежами, выработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в фискальном законодательстве и иным параметрам, значительно влияющим на полноту, точность и своевременность начисления и внесения взносов в бюджет и внебюджетные фонды. При этом аудиторы часто вырабатывают оперативные управленческие и организационно-правовые методы по созданию постоянно действующей системы налогового планирования.

Стоит отметить, что должный эффект оказание дополнительных услуг оказывает в том случае, если перед этим провели непосредственно налоговый аудит предприятия. Если же такой проверки не было, специалисты не могут использовать все необходимые сведения о компании и ее направлениях, а значит, находить рациональные пути устранения недочетов.

Сегодня в России многие методы аудита налоговых отчетов определены не до конца, не выбрана их суть. Непонятно, какие цели и задачи преследует данная проверка, по каким принципам и критериям она проводится. Нет единых подходов к анализу налоговых отчетов, аудит не описан поэтапно. Проверку расчетов по обязательным платежам оценивают с тех же позиций, что и для бухгалтерских (финансовых) отчетов. Методика налогового аудита должна состоять из теории и практических рекомендаций. Только в этом случае обследование будет проведено качественно. В ходе проверки непременно следует учитывать особенности работы и специфику налогообложения предприятия.

Итоги аудита оформляют в виде заключения и отчета. Отметим, что на законодательном уровне данная документация никак не закреплена. Это говорит о том, что если налоговая инспекция будет проверять предприятие, заключение аудита в расчет она не примет. Сегодняшний практический опыт свидетельствует о том, что благодаря аудиту намного проще организовать эффективную систему налогообложения в нынешних условиях.

Когда необходимо проводить инициативный налоговый аудит предприятия

Как было отмечено ранее, аудиторские компании и индивидуальные эксперты проверяют систему налогообложения хозяйствующего субъекта, помогают в разработке и ведении отчетов. Специалисты проводят аудит налоговых рисков, консультируют по вопросам, связанным с исчислением и выплатой обязательных взносов. Эксперты анализируют бухгалтерские отчеты, выявляют ошибки, противоречащие законодательным нормам, и устраняют их.

Обычно услуги таких специалистов заказывают крупные предприятия со множеством филиалов или многоуровневой структурой и большим документооборотом. Компании среднего и малого бизнес-сегмента пользуются услугами аудиторских компаний, чтобы оптимизировать налогообложение.

Крайне важным является своевременное проведение налогового аудита. Если вся отчетность приводится в соответствие с законодательными нормами, компания может избежать большей части проблем. Инициативный налоговый аудит не является обязательным мероприятием. Провести его специализированная компания может только в том случае, если этого хочет непосредственно клиент, то есть, по его волеизъявлению. Налоговый аудит не гарантирует освобождение от проверок фискальных органов. Однако крупным предприятиям независимое обследование нередко необходимо, поскольку позволяет существенно сократить расходы. Ниже мы рассмотрим выгоду для компаний от проведения налогового аудита.

  • Управленческая отчетность: виды отчетов и порядок их составления

Выгодно ли проводить инициативный налоговый аудит

Точно рассчитать сумму средств предприятия, сэкономленных благодаря налоговому аудиту, невозможно, так как ошибки в отчетах бывают разными. Однако на основе нескольких примеров эффективной проверки такого рода можно составить объективное представление о данном процессе.

Пример . Одна компания, поставляющая полезные ископаемые и сырье, решила оспорить результаты налоговой проверки. Предприятие обязали доплатить свыше 10 млн рублей в связи с предъявлением к нему претензий. С этими требованиями компания не согласилась и обратилась в аудиторскую фирму. По итогам оспаривания проверки поставщика освободили от выплаты 10 млн рублей, а также возместили судебные издержки на сумму 300 тыс. руб. Стоимость аудита составила 950 тыс., ROI оценивается в 985 %.

Таким образом, налоговый аудит иногда позволяет не только избежать лишних расходов, но и вернуть потраченные средства.

Пример. Фирма по производству мебели, поставляющая 40 % своих товаров за рубеж, хотела воспользоваться правом на возврат НДС из бюджета, но не смогла, в связи с чем и попросила помощи у аудиторов. В ходе судебного разбирательства, инициированного аудиторской компанией, удалось вернуть 6 млн рублей и наладить схему возврата НДС.

Налоговый аудит ставит перед собой очень важную цель – оптимизировать расходы проверяемого субъекта.

Пример. Аудиторская компания оказала поддержку крупному технопарку. В ходе обследования эксперты проверили, как распределяется НДС между несколькими видами деятельности. Итоги показали, что в течение трех лет клиент переплатил свыше 30 млн рублей. Аудитор предложил распределять НДС по другой схеме, благодаря чему избавил технопарк от лишних расходов.

Примеры, описанные выше, показывают, насколько выгоден для компаний налоговый аудит. Затраты на его проведение окупаются практически моментально. Но чтобы процедуры налогового аудита стали максимально эффективными, предпочтение следует отдавать тому виду проверки, которая более всего соотносится со спецификой деятельности компании в данный момент.

Проведение налогового аудита для всех предприятий почти одинаково. Отличаться оно может только с учетом особенностей бизнеса.

К примеру, к добыче полезных ископаемых в России применяется множество налогов. Сумма и порядок их выплаты определяются добываемым ресурсом (компании могут заниматься разработкой металлов, нефти, минералов и т. д.). Нарушения в выплате НДПИ, как правило, связаны со специфическими и адвалорными ставками.

Ошибки в уплате налога на прибыль чаще всего бывают вызваны неверно сформированной налоговой базой, неправильным применением налоговых льгот или простыми математическими просчетами. Неточности при начислении НДС, как правило, связаны с учетом данного налога к вычету. По таким же методикам выстраиваются схемы уклонения от выплат.

Некоторые налоговые взносы на транспорт вообще не нужны. К ряду транспортных средств не применяются обязательные выплаты в принципе.

Неточности в налогах на имущество обычно вызваны неверно составленными договорами на аренду. Эксперты смотрят, грамотно ли они сформулированы юридически, выявляют ошибки, допущенные и клиентом, и его контрагентом.

В Налоговый кодекс РФ довольно часто вносятся коррективы. Помимо этого, меняется значение существующих законодательных норм. Учитывая все это, налоговый аудит – лучшее решение, позволяющее избежать как денежных штрафов, так и более серьезных санкций. Такая помогает позволяет предприятию не переплатить сегодня и избежать лишних расходов по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами в дальнейшем.

В каких случаях проводится досудебный налоговый аудит

В фискальной службе достаточно давно действует досудебный аудит – одно из структурных подразделений этого органа. Его деятельность позволяет разрешить сложные ситуации с налогоплательщиками, выявить и урегулировать проблемы в деятельности налоговых инспекций, не прибегая к долгим разбирательствам в суде.

Работает досудебный аудит по достаточно простому и отлаженному принципу. Налогоплательщики обращаются в фискальную службу с жалобами и возражениями. Далее рассматривают, правомерно ли при работе с заявлениями действуют (или бездействуют) налоговые органы. Если выясняется, что права предприятия нарушены, в ходе досудебной проверки выполняются все необходимые процедуры по их восстановлению.

Досудебный аудит для налогоплательщиков очень полезен. Оформление и подача жалоб, в сравнении с судебным производством, осуществляется быстрее и проще. Это связано с тем, что заявление можно составить в относительно свободной форме. Не требуется участие консультантов и адвокатов, нет госпошлин при его подаче. Когда апелляционная жалоба поступает в налоговую инспекцию, все мероприятия по реализации оспоренных решений, вынесенных по итогам проверок, приостанавливаются.

Досудебный аудит налогового учета имеет и еще одно весомое преимущество – урегулирование проблем в кратчайшие сроки. На основании общего правила жалобу изучают всего в течение месяца. Налоговый орган выносит то или иное заключение по результатам ее рассмотрения. Данное решение нижестоящие инспекции исполняют сразу же.

Помимо этого, досудебный аудит, несмотря на внутриведомственную основу данной системы, объективен и независим. Почему? Куратором этой структуры выступает руководство налогового органа. Проведение досудебного аудита строго регламентировано, и никаких дополнительных процедур в его рамках проводить нельзя. При изучении жалоб и возражений учитывают сформировавшуюся судебную практику. Существующие показатели оценки эффективности аудита предусматривают исключительно глубокое и детальное изучение жалоб и возражений, без формальностей.

Неверно рассчитанные или несвоевременно уплаченные суммы налогов и сборов могут обернуться для предприятия штрафами, блокировкой операций по счетам и даже арестом имущества. Снизить вероятность наступления таких событий поможет налоговый аудит. Что это такое, кто и как может его проводить – читайте в нашей статье.

Налоговый аудит: зачем он нужен

Говоря простыми словами, аудит – это проверка. Следовательно, налоговый аудит – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.

Ни Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ, ни Международные стандарты аудита (далее – МСА) не выделяют налоговый аудит как какой-то особый вид проверки. Дело в том, что с точки зрения наполнения строк финансовой отчетности, суммы кредиторской задолженности в части налогов и сборов в бухгалтерском балансе и текущего налога на прибыль в отчете о финансовых результатах не имеют особого приоритета перед другими статьями.

Зачем тогда налоговый аудит выделяют как самостоятельное направление? Назовем, по крайней мере, два момента:

  1. Постоянные изменения налогового законодательства России. Вторая часть Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) с 2000-го года изменилась более сотни раз. Специалистам, занятым в сфере расчета налоговых платежей, приходится постоянно держать руку на пульсе таких перемен. Иначе велика вероятность допустить ошибки;
  2. Пробелы в нормативно-правовых актах, регулирующих налоги и сборы. Это приводит к тому, что мало знать статьи одного лишь НК РФ. Необходимо ориентироваться еще и на правоприменительную практику в виде множества разъясняющих писем Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, а также решений Арбитражных судов.

Повышенная сложность операций, связанных с расчетом налогов, ‒ основная причина, которая привела к выделению налогового аудита в самостоятельную область проверки. Его цель сводится к минимизации рисков неверного исчисления налоговых платежей и связанных с ними негативных последствий для предприятия.

Виды налогового аудита

Сразу несколько классификаций налогового аудита позволят лучше понять и его суть, и особенности проведения. Основания для классификации с входящими в них элементами приведены на рисунке 1, а также описаны ниже.

Виды налогового аудита

1. По субъекту: внутренний и внешний

Внутренний – реализуется силами сотрудников организации, например, специалистами отдела внутреннего контроля.

Преимущества: оперативность и непрерывность проверки. Нет необходимости тратить время на поиск подрядчика и согласование с ним условий договора. Кроме того, проверкой можно охватить налоговые расчеты и платежи прошедшего месяца или квартала, а не нескольких лет, как это часто бывает в случае с привлеченными исполнителями.

Недостатки: так называемый синдром «замыленного глаза». Если бухгалтеры при совершении каких-то нетипичных и сложных операций советовались по вопросам их налогообложения именно с сотрудниками отдела внутреннего контроля, то впоследствии тем предстоит, по сути, проверять собственную точку зрения. Очевидно, что обнаружить возможное несоответствие налоговому законодательству в таком случае будет затруднительно.

Внешний – проводят сторонние специалисты по договору возмездного оказания услуг.

Преимущества: в исполнители можно выбрать компанию, которая хорошо зарекомендовала себя на рынке налоговых проверок и консалтинга. Это обеспечит высокую результативность, которой может не быть. при проведении налогового аудита собственными силами.

Недостатки:

  • значительная стоимость особенно для компаний с большими оборотами, разветвленной филиальной сетью и сложными операциями (экспорт, операции с ценными бумагами и т.д.);
  • проведение проверок не в постоянном режиме, а от периода к периоду. Выходит, что некоторые ошибки, которые уже были бы предотвращены и исправлены в ходе внутреннего аудита, при выборе внешних контролеров длительное время будут оставаться незамеченными.

2. По объему: комплексный, тематический и структурный

В ходе комплексного аудита контролируется исчисление и уплата всех налогов организации.

Преимущество: не остается областей, которые бы не подвергались проверке.

Недостаток: распыление внимания исполнителей вообще на всё может привести либо к неоправданному увеличению количества человеко-часов работы, либо к снижению глубины проверки по самым проблемным налогам (НДС и налог на прибыль).

На преодоление недостатков комплексной проверки направлен тематический подход, при котором контрольные процедуры коснутся только одного или нескольких налогов. Для организации или индивидуального предпринимателя-заказчика это позволяет порой существенно сэкономить на стоимости услуг аудиторов. Исполнители же получают возможность сосредоточиться на самом главном, не отвлекаясь на несущественное.

Структурный налоговый аудит – симбиоз комплексного и тематического направлений, так как проверке будут подвержены все виды налоговых отчислений, но только в разрезе структурных подразделений компании. А поскольку последние могут не являться плательщиками вообще всех налогов, которые перечисляет головная организация, то очевидно, что объем проверки ограничится лишь некоторыми их видами. Например, если на балансе представительства или филиала нет транспортных средств или недвижимых активов, то не будет транспортного, земельного налогов и налога на имущество.

3. По отношению к требованиям законодательства: инициативный и обязательный

Инициативный . Он проводится по инициативе руководства организации, ведь, как мы упомянули выше, законодательной обязанности проводить подобный аудит нет.

В то же время в рамках обязательного общего аудита финансовой отчетности аудиторы в любом случае подтверждают достоверность оборотов и сальдо, в том числе по счетам бухгалтерского учета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Поэтому если экономический субъект попадает в число тех, кому надлежит ежегодно проходить обязательный аудит, то отчасти налоговая сторона его деятельности становится объектом контрольных процедур. Однако так как в ходе общего аудита применяется выборочный подход к проверке, некоторые важные стороны налогообложения организации могут не попасть в поле зрения аудитора. Значит, ошибки в расчетах налогов и сборов будут пропущены.

Примечание: обязательный аудит проводится в случаях, перечисленных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ.

Этапы и методика проведения налогового аудита

Выделим три основных этапа налогового аудита:

  1. Ознакомительный предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта;
  2. Основной – проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
  3. Заключительный – формированиезаключения и/или отчета по результатам проведения налогового аудита, а также рекомендаций по оптимизации системы налогообложения на предприятии.

Разберем подробнее каждый из этапов.

Этап 1 – ознакомительный

Для того чтобы познакомиться с налоговой системой аудируемого лица, необходимо собрать информацию о ней. Полученные документы позволят не только составить первое впечатление об объекте проверки, но в итоге станут ее основой. Перечень таких документов во многом определяется видом налога и в частности особенностями формирования налоговой базы по нему. В таблице 1 приведены главные информационные источники для налогового аудита.

Собранная информация позволит аудитору на ознакомительном этапе проверки получить ответы на такие вопросы:

1. Какие налоги и сборы платит предприятие и какова налоговая нагрузка на него?

2. Каков уровень организации налогового учета на предприятии с точки зрения:

  • детальной проработки учетной политики для целей налогообложения,
  • качественно организованной системы документооборота,
  • надлежащей автоматизации расчета налоговых платежей,
  • рационального распределения должностных обязанностей в сфере исчисления и уплаты налогов и страховых взносов между подразделениями и ответственными лицами?проводится ли налоговая экспертиза хозяйственных договоров?

3. Не противоречат ли используемые подходы к налоговой оптимизации требованиям законодательства?

4. Проводится ли повышение квалификации сотрудников, ответственных за расчет налогов, с целью минимизации рисков несоблюдения ими измененных нормативно-правовых актов?

5. Как в целом можно оценить систему внутреннего контроля (далее – СВК) организации в части исчисления и уплаты налогов?

Обратите внимание на последний вопрос. В соответствии с пунктом 7 статьи 105.26 НК РФ экономические субъекты обязаны осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. Его цель сводится, в том числе и к правильности исчисления (удержания), полноте и своевременности уплаты налогов, сборов и страховых взносов.

Чтобы понять, насколько эффективна СВК предприятия, можно провести тестирование. При формировании структуры теста ориентир стоит держать на Приказ ФНС России от 16.06.2017 г. № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».

Файл могут использовать не только внешние, но и внутренние аудиторы предприятия. Если таких нет, то подобную проверку могут провести главный бухгалтер, финансовый директор или иное лицо, ответственное за учетно-экономический блок предприятия. Результатом тестирования будет определение уровня организации СВК в градациях:

  1. начальный
  2. определенный
  3. контролируемый
  4. управляемый
  5. совершенствуемый.

Этап 2 – основной

Общие подходы к методике построения налогового аудита едины. Они определяются самой схемой расчета налога или страхового взноса. Аудитор же просто повторяет все эти этапы, чтобы убедиться в правильности реализации каждого из них.

Проводя налоговый аудит на втором этапе, нужно по каждому перечислению в бюджет и внебюджетные фонды получить ответы на вопросы:

  1. Правильно ли рассчитана налоговая база и имеется ли документальное подтверждение ее расчета?
  2. Верно ли выбрана налоговая ставка и учтены ли все условия для ее применения, указанные в НК РФ?
  3. Обоснованно ли применены налоговые льготы и вычеты? Есть ли документальное подтверждение по ним, если оно требуется в соответствии с законодательством?
  4. Правильно ли сформирована налоговая декларация и соблюдены ли сроки ее сдачи?
  5. Выполнены ли правила для представления уточненных налоговых деклараций, если таковые составлялись?
  6. Своевременно ли произведено перечисление сумм налогов и страховых взносов в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды?
  7. Если организация применяет специальный режим налогообложения, то продолжают ли выполняться условия, при которых это право не будет утрачено?
  8. Нет ли нарушений законодательства при выполнении организацией функций налогового агента?
  9. Несмотря на то, что список вопросов – не столь велик, трудоемкость проверки на втором этапе – очень высока. И чем сложнее налоговая система конкретной организации, чем обширнее перечень ее хозяйственных операций и чем специфичнее они сами, тем больше времени потребуется аудитору для реализации данного этапа.

Наиболее проблемными и вызывающими множество вопросов в процессе исчисления считаются налог на прибыль и НДС. Мы подготовили для вас два чек-листа, используя которые можно убедиться, что:

  • документы, подтверждающие расходы для целей расчета налога на прибыль, соответствуют требованиям НК РФ и поэтому могут быть без проблем приняты в ходе выездной и/или камеральной проверки со стороны ИФНС;
  • вы и ваши контрагенты правильно составляете счета-фактуры, а значит, «входные» суммы НДС будут беспрепятственно приняты
к вычету .

Кроме того, именно по проверке этих двух налогов в начале 2000-х годов были разработаны два очень обстоятельных документа:

  • Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость (одобрено советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, от 21-22.10.2003 г. протокол № 18);
  • Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (утв. Минфином РФ 23.04.2004 г. и одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 25 от 22.04.2004 г.).

Конечно, за давностью лет некоторые положения в них утратили свою силу. Тем не менее, приведенные в них подходы к планированию и проведению налогового аудита, а также формы тестов и рабочих документов при условии их актуализации вполне применимы.

Этап 3 – заключительный

Чего в итоге ждут от специалиста, проводившего налоговый аудит в компании?

Во-первых, указаний на ошибки, присутствующие в расчетах налогов и страховых взносов, а также, возможно, помощь в их исправлении.

Во-вторых, рекомендаций о том, как можно легальными способами оптимизировать налоговую нагрузку на предприятие. Например, стоит ли сменить режим налогообложения? Что изменить в учетной политике для целей налогообложения? Разумно ли провести реорганизацию предприятия? Какие моменты стоит внести в текст хозяйственных договоров с контрагентами?

Обобщение такого рода информации – это и есть третий – заключительный – этап налогового аудита. Как и вообще в аудите, результаты проверки контролирующий субъект должен представить, руководствуясь исключительно профессиональным суждением. Будут ли это некие таблицы с возможными расчетами, схемы и матрицы возможных рисков и негативных последствий или простое текстовое описание – решать самому налоговому аудитору.