Что делать если на дорогу выбежал лось. Что делать, если лось вышел на дорогу

Выход животных на дороги - это большая проблема. Встречи с ними оборачиваются неприятными последствиями, потому как конструктивно легковые автомобили очень уязвимы перед сохатыми. С начала лета в Рыбинске сбили более 15 лосей, в некоторых случаях животные погибли, машины получили серьезные повреждения. Почему лоси выходят на дорогу и как уберечь себя и близких при встрече с диким животным?

Почему лоси выходят на дороги?

Нередко именно в период гона лоси выходят на дороги и, торопясь за самкой, не разбирая дороги, попадают в ДТП. Однако это лишь одна из причин, почему их так часто можно увидеть рядом с проезжей частью.Еще одна причина - желание спастись от комаров. У лося нет хвоста, отмахиваться ему нечем, поэтому он ищет открытое место, сквозняк. А возле проезжей части кровососущих намного меньше. Кроме того, лосей привлекают резкие, едкие запахи - запах дыма, бензина. Дыша такими запахами, лоси также спасаются он насекомых, которые поселяются у них в больших ноздрях. Они также любят тереться, например, о покрашенные заборы - отбивают свой природный запах, чтобы его не почуял хищник.

Чем опасна встреча с лосем?

Встреча с лосем опасна по простой причине. Вес взрослой особи составляет примерно 500 кг, а рост в холке превышает 2,3 метра при очень длинных ногах. Массивное туловище поднимается над землей примерно на 1,3 метра. А это значит, что тело находится выше всех защитных зон автомобиля, то есть выше бамперов и сминаемых конструкций передка, помогающих при возникновении обычных ДТП поглотить энергию соударения. При ударе ноги животного подрубаются бампером, как гильотиной, и полтонны живой массы летит прямо в лобовое стекло. Из школьного курса физики мы помним, что при расчете энергии соударения берется квадрат скорости. Тем самым разница даже в 10 км/ч становится существенной.

Что делать, если лось все-таки встал на пути?

Увидеть лося ночью очень трудно. Серая шерсть поглощает свет фар, и животное целиком становится заметно как раз за 40-50 метров. Еще секунда нужна на принятие решение. И зачастую человек начинает торможение за 30-20 метров до препятствия. В этот момент главное не паниковать - и бить по тормозам, снижая скорость до минимума. Это поможет безопасно обрулить лося.

Что делать, чтобы избежать ДТП с лосем

* Соблюдать скоростной режим и следить за установленными знаками.

* Быть предельно внимательным, особенно в тёмное время суток и в условиях плохой видимости.

* Если заметили какое-то шевеление в кустах на обочине, снижайте скорость и будьте осторожны.

* Если лось выбежал на дорогу, то не пытайтесь по-быстрому проскочить перед ним. Снизьте скорость до минимума и если животное не собирается уходить, остановитесь.

* Не сигнальте, не моргайте ему фарами, лось может воспринять это как вызов и напасть на вас.

* Если ширина дороги позволяет, постарайтесь аккуратно объехать его сзади.

* Если дорога узкая, то лучше не пытаться объезжать животное, а постарайтесь сдать назад или развернуться и отъехать.

Что делать если сбил лося на дороге

* В первую очередь, как и в случае любого ДТП, убедиться, что ни вы, ни пассажиры не пострадали.

* Если есть пострадавшие, то необходимо вызвать скорую помощь.

* Сообщите о ДТП в ГИБДД. Если у вас есть каско и машина серьёзно повреждена, то получить выплату без вызова ГИБДД вам не удастся. Но здесь есть момент - штраф за сбитое животное, если наезд произошёл в зоне действия знака 1.27. Об этом говорит приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 декабря 2011 г. № 948 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам». За наезд на кабана или дикого северного оленя, предусмотрен штраф в размере 15000 рублей. За сбитого лося 40000 рублей, а зубр или бизон - 90000 рублей. В общем вполне так прилично. Но если уверены, что знака 1.27 не было, то всё это вполне может быть оспорено в суде.

Да и дело даже не в штрафе, само по себе убить или покалечить животное - очень неприятно и любого нормального человека потом будет мучить совесть. Так что будьте предельно внимательны, передвигаясь по загородным трассам помните о возможности внезапного появления на дороге диких животных даже там, где не установлен знак 1.27, ведь звери не по знакам ходят.

Валентина Гундерина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Их манит к себе запах бензина

Казалось бы, откуда в Москве, огромном мегаполисе, могут появиться лоси? Этих невозмутимых животных горожане нередко могут встретить на востоке столицы - во дворе своего дома, в парке или у пруда. И некоторые особо сердобольные даже начинают подкармливать сохатых.

Зачем же все-таки лоси выходят к людям? И почему любят перекрывать автомобилистам проезжую часть? Корреспондент «МК» решила узнать, как на самом деле живут эти лесные великаны, и отправилась на биостанцию в «Лосиный остров».

Дорога на «остров»

Ехать до биостанции парка «Лосиный остров» в Подмосковье из столицы не близко. Сначала полчаса на электричке от Ярославского вокзала до станции Перловская. Затем еще 15 минут на маршрутке. А после около 2 километров пешком по ухабистой дороге через лес...

К вам тут, наверное, не часто ездят? - спросила я начальника лосиной биостанции Ивана Юткина, который услужливо встретил меня на машине у конечной остановки маршрутки.

Я бы так не сказал, - улыбнулся он. - Машин сейчас и правда пока немного. Идет комплексное благоустройство станции. А вот местные жители гулять тут очень даже любят - каждый день ходят мамочки с колясками, с детьми. А как закончим реконструкцию, будем на экскурсию к лосям школьников возить. Народу еще прибавится.

Пока мы медленно тряслись по ямам, я разглядела в лесу на опушке двух пятнистых оленей. Как оказалось, это самка с малышом. Пятнистые олени очень любят бродить на придорожной территории, где много подножного корма. Но при виде людей тут же убегают.

А вот лоси совсем другие. Медлительные, осторожные, они, в отличие от оленей, предпочитают бродить где-то в чаще леса - там, где человеку пройти трудно. Но в то же время при столкновении с людьми ведут себя довольно спокойно. Лишь бы их не трогали. По словам Юткина, несмотря на их кажущуюся флегматичность и нерасторопность, лоси очень чуткие и понятливые создания.

Макс, Дина и Луша

На биостанции парка «Лосиный остров» в настоящее время живут трое лосят: самец Макс, самка Дина (им обоим около 1 года от роду) и совсем еще маленькая Луша (на днях ей исполнилось 4 месяца).

Мы с Иваном пришли как раз к обеду. В деревянную кормушку, похожую на лодку, им только что насыпали каши и положили несколько кусочков черного хлеба. Пока мы не спеша подходили к лосиному «ресторану», Макс и Дина на своих ногах-ходулях уже подбежали к «тарелке» и стали жадно уплетать еду.


Каша и хлеб - это для них так, подкормка, - улыбается Иван Юткин. - В день они съедают около 5 кг каши каждый. Основной же корм - веточный. Ветки ивы и осины мы специально завозим для них.

В природе, кстати, сохатые обычно так и питаются. Летом едят листочки и кору ивы, осины, клена, липы, рябины. Весной с удовольствием поедают молодые побеги, почки у березы, зимой - осиновую кору, а также еловый и сосновый молодой лапник, который содержит большое количество витаминов.

Оказывается, отсутствие корма - это основная причина, почему лосей практически не держат в зоопарках. Этим животным постоянно нужна свежая кора деревьев. Иначе они просто погибнут.

А откуда у вас появились эти лоси? - интересуюсь я, пока Макс и Дина постепенно и методично пережевывают кашу с хлебом.

Макс приехал к нам из Тверской области, Дина - из Нарофоминского района Подмосковья. И того, и другого нашли люди. Подобрали в лесу еще совсем маленьких. Лушу тоже не так давно нашли в лесу в Ярославской области.

Как пояснил егерь, практически все звери, которые попадают на биостанцию, - «браконьерские». Мать убили, лосенок остался один и в природе мог просто погибнуть.

В первые месяцы малышам необходимо материнское молоко, ведь они еще не умеют толком ни есть, ни пить. С мамой лосики живут до года. Потомство появляется в апреле - начале мая. И на следующий год в это же время она их прогоняет, чтобы обеспечить безопасность другим новорожденным. А к году жизни они уже знают все необходимое для выживания в природе.

Так за разговорами прошло около получаса, а наши лоси все никак не могли отойти от кормушки.

Пока не съедят все, не уйдут, - рассмеялся Иван. - Потом пойдут на травку лягут, будут отдыхать.

Макс и Дина, будто понимая, о чем толкует их наставник, помахали ушами, покрутили головами (видимо, поблагодарили за вкусный обед) и медленно пошли гулять по территории станции.

Кстати, на самой биостанции, а также за ее пределами, егеря оборудуют специальные кормовые площадки. Туда и зимой, и летом приходят кормиться лоси, олени и даже кабаны. Особенно востребованы такие кормушки зимой, когда естественного корма в лесу не хватает. Кроме того, оборудуются для зверей в парке и так называемые солонцы - деревянные емкости с кубиками соли. Животные очень любят соль. Для них это своего рода минеральная добавка к пище - улучшает пищеварение, регулирует обмен веществ и водно-солевой баланс в организме. Каждый кубик соли весит порядка 2,5–3 килограмм, его хватает на три месяца.

Малышка дряхлая моя

Чистый воздух, сосновый бор вперемешку с березовой рощей, речка - трудно поверить, что в нескольких километрах от шумной Москвы может быть так спокойно и приятно. Иван работает егерем на станции уже семь лет, а начинал здесь же экскурсоводом.

Думаю, все егеря - немного больные люди, в хорошем смысле. Этакие энтузиасты, фанаты своего дела, - пожимает плечами Иван. - Я люблю природу, животных. На биостанции нас сейчас всего трое, плюс водитель. Но ничего, справляемся. Не за зарплату, конечно, работаем. По любви. Все лучше, чем в в офисе сидеть.

За эти годы Иван хорошо изучил повадки лосей, их характер и привычки.

Лоси - умные животные. Они знают свои имена и всегда откликаются, когда их зовут, - объясняет он. Пример Макса и Дины это подтверждает.

А лоси всегда такие доброжелательные к людям?

Они такие спокойные, потому что относительно молодые, - объясняет он. - Подрастут, будут дичать, проявлять характер. Начнут сторониться людей, подойти будет невозможно. Однако тех, кто с ними занимался в детстве, помнить будут всегда и при случае подпустят к себе.

Когда Максу и Дине исполнится два года, лосей отпустят на свободу, в лес. Там они будут жить своей жизнью. Но все равно, уверяют егеря, периодически животные будут возвращаться, навещать своих «хозяев».

Лось - это одиночка, в природе жить вместе могут только мамы с детьми или несколько годовалых животных, которым комфортно быть вместе, пока они маленькие, - продолжает Юткин. - А вообще наши лоси все немного неправильные, потому что контактируют с людьми (обычно в полтора года у лося начинается половое созревание - он становится более агрессивным и самостоятельным). У нас есть одна из таких старых воспитанниц - девочка Малышка. Ей сейчас 13 лет. В ноябре она должна прийти к нам в парк с потомством. Каждый год она возвращается в начале зимы на территорию зимовать. А в апреле вновь уходит на волю, в дикие условия - рожать малышей.

Интересно, что основные органы чувств у лесного великана - это слух и обоняние. В лесу спокойно стоящего человека он может просто не увидеть. Человеческую же речь слышит на расстоянии до 800 метров. А, например, аромат хвои кедра в лесу сохатый чувствует на расстоянии аж до 3 километров.

Сохатые токсикоманы

По большому счету лось довольно безобидное животное. Он не тронет человека, если тот сам не проявит активность.

По словам Ивана, в течение года в Подмосковье обычно бывает пара-тройка случаев, когда лось нападает на человека. Однако виноваты в этом, как правило, сами люди.

Некоторые, увидев в лесу лося, стараются к нему подойти, погладить, сделать фото, и даже сесть на него пытаются, - говорит Иван. - Животное, разумеется, начинает защищаться. Бьет копытами. Причем он может ударить любой ногой, а в случае необходимости и подняться на задние ноги и нанести удар передним копытом. Так что провоцировать его лучше не стоит. Пусть он спокойно стоит, ест у дерева кору, а вы идите дальше.

Единственное время, когда сохатые могут сами напасть на человека, - это осень. С августа по октябрь у лосей идет период гона, когда самцы активно ищут самок для размножения. И в это время они могут проявлять агрессию.

От любого зверя, и от лосей в том числе, лучше не бежать. Если побежите, лось вас догонит, - объясняют егеря. - Первый признак того, что животное возбуждено и может напасть, - это прижатые к шее уши и опущенная голова. Видите такого лося - стойте на месте, не подходите к нему! Держите дистанцию как минимум 10 метров. А вообще спастись от лося можно, просто спрятавшись за дерево.

Нередко именно в период гона лоси выходят на дороги и, торопясь за самкой, не разбирая дороги, попадают в ДТП. Однако это лишь одна из причин, почему их так часто можно увидеть рядом с проезжей частью.

На улице ночь, дорога пустая. Лось вышел на обочину в поисках свежего корма, - говорит Иван. - Тут появляется машина, лось видит свет фар, пугается и бежит.

Самое интересное, что, в отличие от того же оленя, лось не побежит обратно в лес. Если он стоит мордой к автомобилю, со страха кинется вперед, прямо на свет. Так лось оказывается на капоте автомобиля, если водитель вовремя не сможет увернуться от столкновения.

Еще одна причина - желание спастись от комаров. У лося нет хвоста, отмахиваться ему нечем, поэтому он ищет открытое место, сквозняк. А возле проезжей части кровососущих, сами понимаете, намного меньше. Вместе с тем, как выясняется, любят лоси и нюхнуть газку.

Лоси в какой-то степени токсикоманы, им нравятся резкие, едкие запахи - запах дыма, бензина, - удивляет меня специалист.

Почему? Оказывается, дыша такими запахами, лоси также спасаются он насекомых, которые поселяются у них в больших ноздрях. Они также любят тереться, например, о покрашенные заборы - отбивают свой природный запах, чтобы его не почуял хищник.

Кроме того, гонять лосей в парке - особенно в московской части «Лосиного острова» - часто могут бездомные собаки, которые сбиваются в стаи и бегают по лесу.

А вообще у лося нет четких границ ареала. По своей натуре он бродяга. По словам егерей, летом лоси-самцы могут проходить за сутки порядка 80 км. Поэтому куда-то уйти для них не проблема. В августе 2010 года был случай, когда лосиха убрела в грузовое депо Казанского вокзала Москвы. Ее потом егеря забирали оттуда.

Лоси, даже если выходят в город к жилым домам, далеко от леса все равно не уходят. Чаще всего сегодня лосей можно увидеть на востоке Москвы в районе Гольяново (район примыкает к парку «Лосиный остров»), а также в районе улицы Красной Сосны. Обычно животные выходят к домам в поисках разнообразной пищи. Подкрепятся, а потом вновь возвращаются в лес.

МЕЖДУ ТЕМ

По данным парка «Лосиный остров», в московской части парка в настоящее время обитает 10–12 лосей. В областной части - около 50 лосей. Конкуренцию в плане корма лосям в Подмосковье составляют пятнистые олени (около 200 голов), которые объедают нижний ярус растений.

Владимирскому водителю удалось избежать аварии и не сбить лося на загородной трассе. Об этом сегодня рассказала горожанка Тамара Хуждоева. Дикое животное по рассказу женщины выбежало на дорогу прямо перед "носом" машины. История произошла позавчера вечером в Судогодском районе, недалеко от населенного пункта Бараки. Как уверена Тамара, трагедия не случилась только благодаря двум факторам: низкой скорости и внимательности водителя.

- Все произошло поздно вечером , - вспоминает Тамара Худжоева. - Мы ехали в сторону Судогды, коротая время за разговорами. В какое-то мгновение большущий лось выскочил на дорогу и побежал наперерез машине. У меня что называется "душа ушла в пятки". Я только зажмурилась и вжалась в спинку сидения, ожидая сильного столкновения. К счастью, муж успел среагировать и "ударить" по тормозам. На небольшой скорости удалось вырулить и объехать сохатого, который невозмутимо продолжил свой путь к другой стороне дороги.

За последнее время в сводках ГИБДД Владимирской области все чаще встречается статистика ДТП с дикими животными. Наиболее распространенный случай, это "встреча" на дороге машины и лося. К сожалению, зачастую последствия таких аварий приводят к печальным последствиям. Известно много примеров, когда водитель погибал от сильного удара об крупного парнокопытного.

Мы пообщались с дальнобойщиком Николаем Гранковым, который подтвердил, что проблема есть. Лоси действительно выбегают на трассу, что бывает полной неожиданностью для автолюбителей.

- Да, животные выскакивают из леса, особенно в темное время суток , - подтверждает профессиональный водитель. - Сигналить или мигать фарами опасно, животное может повести себя непредсказуемо и наоборот ринуться в вашу сторону. У нас в области стоит снижать скорость, если стоит предупреждающий знак "дикие животные", в народе его называют "олень".

Почему лоси выбегают на дорогу? Причин в разное время года может быть множество. Летом, по мнению Николая, на дорогу их могут выгонять на трассы полчища кровососов... Но есть и еще причины, о которых знает водитель.

- По Ивановской трассе на границе с нашей областью тоже регулярно сбивают лосей , - сообщил Николай. - Егеря делают солонцы и подрубают осинки всего в 50-ти метрах от дороги. Им просто лень дальше таскать соль в чащу. Вот лоси и бегают вокруг солонцов через дорогу туда-сюда.

Пользователь форума "Век" под ником ~Asterisk~ также оставила свой комментарий о встрече с дикими животными. Случай произошел вчера.

У вас есть новость? Хотите заработать?. Оставляйте свои новости в соцсетях с хэштегом #Progorod33 и они тоже будут опубликованы на нашем сайте!

"Начался побег рогатых пленных с леса в светскую жизнь... сегодня ночью муж ехал в сторону Иваново, видит лось попытался перебежать дорогу, ну не тут-то было, дорога сырая + фура едет на него, лось чухнул, что нужно делать ноги, а ноги та не слушаются, бег получается только с пробуксовкой))) лось не дурак не получается на копытах бежать, нужно на коленках))) и вуаля!!! лось скрылся с место происшествия...животное и водитель не пострадали, отделались только мокрыми штанами..." (Пунктуация и орфография автора сохранены).

Мне как специалисту хотелось бы рассмотреть проблему ДТП на дорогах с участием диких копытных животных (ДКЖ).

Приведу небольшой личный пример. Дача у меня находится в поселке Сычево по трассе «Новая Рига». Не на всех участках, где наиболее вероятен переход диких копытных животных, установлены дорожные знаки, предупреждающие об этом. Так как дача у нас в этом районе больше десяти лет, то участки, где чаще происходит столкновение автотранспорта с ДКЖ (в большинстве случаев это лоси), мне по большей части известны.

Как то я ехал с другом на рыбалку на платный пруд в районе города Волоколамска. Время 0.30. Не доезжая до поворота на Сычево-Чисмено, участок с узким перешейком леса, я сказал напарнику: «Тут очень часто сбивают лосей. На этом участке я видел пару знаков предупреждения, но этого мало. Это наиболее любимое место перехода зверя».

Только мы проехали это место и поворот на Сычево, как впереди я увидел две стоящих на «аварийке» машины: одна на правой обочине, другая на левой. Я стал притормаживать и сразу увидел на обочине мертвого лося. Им оказалась самка второго года. Так как этот район принадлежал Румянцевскому военно-охотничьему хозяйству, я хотел сообщить об этом начальнику или егерю этого хозяйства. Но из машины вышел сотрудник охотинспекции Юрий Заикин, который мне сообщил, что все уже оповещены и они ждут подъезда сотрудников ДПС и охотхозяйства. В пострадавшей машине ехала семья отдыхать на Селигер (муж, жена и двое детей), по счастью они не пострадали, что не скажешь об их машине.

Юрий мне сообщил, что ранее в этом же месте, только в сторону Москвы произошло еще одно столкновение с лосем, но с более трагическими последствиями. Зверь при столкновении влетел в лобовое стекло и практически вылетел через заднее, четверо пассажиров погибли. На этом участке я не встретил ни одного предупреждающего знака.

Почему? Знаки у дорожников закончились? Или они не сотрудничают с местными охотничьими хозяйствами, которые должны подсказывать, где больше уделить вниманию предупреждающей информации. Неужели государство привлекает специалистов ведущего института страны - Всероссийского НИИ охотничьего хозяйства им. Б.М. Житкова - только для проектирования скоростной платной автомобильной дороги Москва—Санкт-Петербург (СПАД) на участке 543 км - 646 км (2010 г).

Наверное, крупные автомобильные дороги, такие как автомобильная дорога Адлер - Красная Поляна, проходящая по территории Сочинского национального парка и скоростная платная автомобильная дорога Москва—Санкт-Петербург (СПАД), больше интересуют наши власти. А до других уже построенных трасс или трасс с наименьшим значением, чем перечисленные выше уже никому нет дела, пускай тут гибнут и звери, и люди.

Специалисты Всероссийского НИИ, при поддержке нашего правительства и при взаимодействии с охотпользователями, должны этим плотно заниматься, выявлять такие места, огораживать их, делать под трассами проходы, чтобы звери могли свободно передвигаться под ними по своим путям миграции.

По официальным данным на трассе «Клин-Дмитров» в 2010 г. сбито 40 лосей. И это только официально зарегистрированных, а сколько неучтенных?! Не надо забывать, что за этими столкновениями стоят и ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ жизни. Как тут быть? Трасса очень сложная, потому как намного уже, чем «Новая Рига». Огораживать весь участок никому не выгодно. И тут я считаю, что есть наиболее примелькавшиеся места столкновений, где надо дать животным беспрепятственный проход под трассой или над трассой.

Есть у меня большая претензия к дорожным службам. Практически повсеместно дорожная обочина прокашивается на метр-полтора в обе стороны, а то и того меньше, а далее стоит плотная стена кустарников или борщевика. И дела до этого никому нет. Не проверяют их что ли?

В России, к сожалению, не ведется статистика дорожно-транспортных инцидентов, обусловленных столкновениями с дикими животными. Самое страшное, что ЭТО НИКОМУ НЕ НАДО! Неужели это не интересует наше МПР, ведь дело не только в погибших животных - ГИБНУТ ЛЮДИ.

Такую информацию можно узнать только у сотрудников ГИБДД. Из архива: по словам начальника отдела дорожной инспекции и организации движения Управления ГИБДД ГУВД по Московской области полковника милиции Александра Криволапа, только за период с 2007 по июль 2009 года на территории нашего региона зарегистрировано около 600 дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на ДКЖ, в своем подавляющем большинстве именно с лосями.

Из них почти сотня так называемых «учетных», то есть таких ДТП, в которых пострадали люди. Общий счет жертв столкновений с ДЖК за указанный период таков - 21 погибший и 105 получивших ранения различной степени тяжести. Наибольшее количество ДТП с участием лосей зафиксировано на Минском, Новорижском, Дмитровском шоссе, а также в Клинском, Рузском и Серпуховском муниципальных районах.

ДТП с участием лосей практически все схожи между собой. Предсказать же поведение лосей не возьмется никто. Лось может идти вдоль проезжей части, а затем внезапно выпрыгнуть прямо под мчащийся автомобиль. Он может просто остановиться посреди дороги, при этом создается впечатление, что на него не действуют ни свет фар приближающегося авто, ни рев клаксона (если водитель, разумеется, успеет на него нажать).

Осенью лось особенно непредсказуем — время гона и…«пьяных яблок»: лоси активно поедают падающие с деревьев яблоки-дички и другие плоды, которые, попадая на прелую листву, начинают подгнивать и бродить. В результате животные впадают в некое подобие опьянения. В мае-июне идет расселение прошлогоднего молодняка и число выходов лосей на дороги возрастает.

В общем, для нас остается только один кардинальный и простой способ предотвращения ДТП с участием лосей - установка ограждения. Согласно зарубежному опыту, заборы, изготовленные из стальной сетки высотой минимум 2 м, которые устанавливаются вдоль дороги в тех местах, где животные часто переходят трассу, сокращают количество ДТП с участием диких животных примерно на 60—70%.

Так как, согласно данным областной Госавтоинспекции, многие ДТП с участием лосей произошли вне заповедников, то Управление ГИБДД обратилось в МПР РФ и соответствующее министерство Московской области с просьбой, во-первых, определить участки миграции ДЖК через автомобильные дороги, а во-вторых, учитывая зарубежный опыт, ввести в практику использование сетчатых ограждений, которые бы предотвратили внезапный выход животных на автомобильные дороги. Но если определение направлений миграции животных через дороги задача вполне реальная, то вот насчет установки ограждений… Надо быть реалистами — в настоящее время средства на установку ограждений вряд ли у кого найдутся.

Можно сделать ставку на увеличение количества предупреждающих знаков, но они действуют только на тех водителей которые «дружат с головой», тех же кому «море по колено» можно остановить только большими штрафами или лишением прав. Хотя при нашем жизненном укладе, когда толщина кошелька решает все проблемы, эта мера не поможет, так что число ДТП можно снизить, только ограничив выход ДКЖ на дороги.

В принципе неплохие результаты показали опыты по использованию запахов: на стволы деревьев и столбы ограждения была налита жидкость, имеющая одинаковый запах с мочой волков. Подсчеты, проведенные до начала опыта и после его завершения, показали, что эта мера привела к сильному снижению количества ДТП на тех участках, где использовалась упомянутая жидкость. Но это все проводилось в Норвегии.

Я полностью согласен с мнением Александром Криволапа по поводу ограждения дорог сеткой, но с одной оговоркой: только в местах наиболее постоянных переходов, а в самом центре этих мест обязательно должен присутствовать подземный переход. А самое лучшее что может нам подойти это наземные экодуки. Экодуки - безопасные мосты для братьев наших меньших, через которую любой зверь не боясь перейдет на другую сторону дороги.

Экодуки были созданы во Франции в течение 1950-х годов. С тех пор несколько европейских стран, включая Нидерланды, Швейцарию, Германию и Францию использовали подобные структуры. В одних только Нидерландах есть более 600 туннелей, устроенных под главными и второстепенными дорогами и магистралями, включая самый протяженный в мире экодук длиной в 800 метров.

Почему мы так боимся обратиться к зарубежной практике, где этому придают наивысочайшее значение? И там не только думают, как обезопасить проход крупных копытных животных, там даже мелких хищников и даже обычную лягушку не обходят вниманием.

Пример зарубежных дорожных происшествий с ДКЖ: Швеция лоси и олени (до 13.500 и 59.000 столкновений в год соответственно), зайцы (до 81.500), барсуки (до 33.000), лисицы (до 12.500). Голландия, Чехия, Швейцария, США, Германия, Канада далеко шагнули в этом направлении.

В Германии на дорогах в местах наиболее массовых переходов зверя (в основном это косули) ставят низкие заборы, с одним или несколькими верховыми мостами или проходами под дорогой. Но там почти все земли частные и огораживают забором сами частники, естественно они не будут делать никакие проходы для зверей, это раз, а второе им выгодней огородить свою территорию, чем выплачивать фермерам неустойку за потраву посевов.

Что же делается у нас в РФ для того, чтобы уберечь животных и самое главное людей от ДТП и гибели? Честно скажу - практически ничего. Дорожники выбрали самый дешёвый и простой способ: прокашивание обочин и установка предупреждающих знаков. Практически они оставили водителей и животных на произвол судьбы. МПР РФ тоже только может с трибуны кричать о повышении в будущем численности биоресурсов, а практически ничего для этого не делает, никто никого не контролирует.

Представляю читателям интересный документ, который если бы работал, дал наибольший эффект в сохранении братьев наших меньших, но про который, наверное, все забыли, который аж с 2008 года не обновлялся, так как никому от этого не выгодно, а животные как гибли сотнями на дорогах, так и продолжают гибнуть. Вот куда надо обратить свой всевидящий глаз «зеленым защитникам природы», а не махать мечами по закрытию весенней охоты по науськиванию западных стран.

Сначала надо у себя в стране навести порядок. И мы охотпользователи, которых все кому не лень обвиняют в попустительстве при сохранении объектов животного мира, готовы к сотрудничеству в этом направлении, ведь никто кроме нас не знает лучше эти места переходов.

ПостановлениеРФ от 13 августа 1996 года №997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи»(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.03.2008 N 169).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О животном мире» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи.

В постановлении много пунктов, и желающие могут сами, найдя его, ознакомится с ним. Тема статьи: дороги и я выставляю главу V.

Требования при эксплуатации транспортныхмагистралей и объектов.

23. При проектировании и сооружении транспортных магистралей необходимо ограничить их прохождение по границам различных типов ландшафтов, на путях миграции и в места концентрации объектов животного мира.
24. Владельцы транспортных средств и организации, эксплуатирующие транспортные магистрали, обязаны принимать меры к предотвращению ущерба, наносимого объектам животного мира, ограничивать в пределах своей компетенции судоходство и скорость движения транспорта по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
На транспортных магистралях необходимо устанавливать специальные предупредительные знаки и знаки ограничения скорости движения транспорта.
25. Опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции ограждаются устройствами со специальными проходами, типы и конструкции которых согласовываются со специально уполномоченными государственными органами по охране и контролю за использованием объектов животного мира и среды их обитания.
26. При пересечении транспортными магистралями мелких рек и ручьев (поверхностных водотоков) должна обеспечиваться свободная миграция рыб и наземных животных.
27. При проектировании транспортных магистралей для снижения влияния на объекты животного мира шума движущегося транспорта необходимо устанавливать санитарно-защитные зоны в соответствии с действующими правилами и нормами.

Типы и конструкции уже используются в зарубежных странах уже не одно десятилетие, и отработаны как в экономических, так и в практических целях, и нет ничего зазорного, чтобы использовать их опыт: проделать все это у себя.

Хочу привести еще один пример как НЕ работает это постановление. Недавно я раскопал одну очень интересную информацию по Ярославской области. Почему она меня заинтересовала, да потому что у нашего МВОО ЦО ВУ в этих местах как раз находится охотничье хозяйство, где только с мая по июнь 2014 года сбито 11 лосей (самка 2-х лет, самец 3-х лет, а остальные все бычки-годовички, отторгнутые маткой от себя в связи с рождением нового потомства), и которые как глупые котята тыкаются куда ни лень, тем самым, попадая под колеса транспортных средств.

Первый в России экодук должен появится под Переславлем-Залесским в Ярославской области при реконструкции участка 115-135-й километр трассы М8 «Холмогоры» (Москва-Архангельск), сообщил замдиректора филиала управления автомобильных дорог «Центральная Россия» Федерального дорожного агентства Анатолий Пясецкий на пресс-конференции.

Скоростной участок, который называют трассой-дублёром М8, призван разгрузить существующую трассу, испытывающую колоссальную нагрузку - до 17 тысяч автомобилей в сутки. Новая дорога пройдёт по территории национального парка «Плещеево озеро». «И впервые в Российской Федерации предусмотрено строительство экодука в зоне национального парка. Он будет создан для того, чтобы животные могли перемещаться из одной части национального парка в другую.

Это по сути тот же путепровод шириной около 50 метров, на котором будет посажена растительность, будет воссоздан природный ландшафт», - сказал Пясецкий. По его словам, протяжённость экодука составит около одного километра, и он будет незаметен на рельефе местности, то есть животные не будут воспринимать его как большую возвышенность. При создании этого объекта дорожники будут опираться на опыт США и Канады. По словам Пясецкого, участок в Переславском районе - самый сложный по согласованию.

Всего существует 14 вариантов прохождения трассы, и ни один пока не утверждён, поскольку местные жители неоднократно выступали «против». «Сначала вмешались лыжники, потом дачники, потом Свято-Алексеевская пустынь», - сказал чиновник. После того, как решился вопрос с обителью, против трассы выступил национальный парк «Плещеево озеро», несмотря на то, что районные власти выделят парку земли взамен тех, что будут затронуты дорогой. «Нацпарк и Минприроды на сегодня согласие на строительство трассы не дают».

Сейчас подготовлены две рабочие группы - со стороны федерального дорожного управления и со стороны Минприроды. В ближайшее время произойдёт их встреча, и они должны договориться. У меня есть такая информация», - сообщил представитель Росавтодора. По словам Пясецкого, можно ожидать, что строительство участка 115-135-й километр начнётся в 2013 году.Уже закончился 2014 год, а движения в эту сторону так и нет.

Казалось бы, почему руководство нацпарка и Минприроды «против» - всех должно очень устраивать, ведь делаем одно дело: сохраняем поголовье диких животных и человеческие жизни при строительстве новой трассы. Вот вам и казус: строительство новых трас с экодуками буксует, что уж говорить об уже построенных трассах, где построить экодуки по зарубежной технологии, как говорится, плевое дело.

Получается, что все наши трассы как федерального, так и местного значения, построенные за последние 10-15 лет, а то и ранее в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции, не ограждались устройствами со специальными проходами и конструкциями, практически не согласовывались со специальным уполномоченным государственным органам по охране и контролю за использованием объектов животного мира и среды их обитания.

В последнее время наметились подвижки по ярославской трассе после Переславль-Залесского, там стали расширять дорогу и в месте с ней расчищают широкую дорожную обочину, что позволяет просматривать ее более чем на 20-30 метров, такой же способ я наблюдал при реконструкции трассы Вологда-Санкт Петербург, там вообще обочины расширили по сотне метров.

Вот так бы везде бы расширили хотя бы придорожное пространство (не только траву и кустарники спилить, но в глубь в лес метров на пять десять все почистит), это бы позволило все водителям ночью вовремя обнаружить приближающее к дороге животное.

Уполномоченные органы готовы винить в уменьшении поголовья братьев наших меньших кого угодно, только не себя и не свое безразличие к нашей природе.

Не знаю, чего нет у нашего правительства для этого - средств или желания. Но видать не так важны ему жизни братьев наших меньших, да и человеческие тоже. Важность леопардов, белых медведей, и других кошачьих хищных видов, стоит на приоритете в противовес другим массовым крупным животным, которые сотнями гибнут на дорогах, и которые составляют одно из важнейших звеньев во всем охотничьем хозяйстве России.

Люди поймите, что охраняя животных от гибели, мы в первую очередь охраняем себя от нее!!!

С начала августа на дорогах Беларуси произошли 2 столкновения транспортных средств с дикими животными, в которых погибли люди. 19 августа в Столбцовском районе мотоциклист , 20 августа в Островецком районе автомобиль . Без кардинальных мер по исключению подобных встреч, ситуация будет только усугубляться - охотничье хозяйство в стране развивается, численность диких животных - увеличивается.

В последние годы арендаторам охотничьих угодий поступает много жалоб и исков от пострадавших при встрече с дикими животными на дорогах. Арендаторы также заинтересованы в уменьшении количества подобных аварий, так как каждое погибшее на дороге животное охотничьего вида - финансовая потеря организации.

В ремя "пьяных" лосей

Период с августа по начало октября - время осенней миграции диких животных, рассказали сайт в Научно-практическом центре по животноводству НАН РБ. За 7 месяцев нынешнего года на дорогах страны было совершено 9 наездов на диких животных с погибшими и пострадавшими в них людьми. Большинство подобных ДТП произошло во время весенней миграции зверей - конец апреля - май.

По словам экспертов, днем или в сумерки больше вероятность встретить на дороге лань или оленя, ночью - кабана или лося. Кстати, лани и косули очень пугливы, так что в зоне действия знака "Дикие животные" нелишне двигаться, периодически подавая звуковой сигнал.

Наиболее опасен для водителей , вес которого может доходить до 600 килограммов, а действия - абсолютно непредсказуемы. Лось может спокойно идти вдоль проезжей части, а затем внезапно прыгнуть прямо под мчащийся автомобиль. Он может остановиться посреди дороги, не реагируя на свет фар приближающегося автомобиля и рев клаксона. А при попытке объезда неподвижное животное вдруг прыгнет прямо на капот автомобиля. Пик "непредсказуемости" приходится на осень, виной чему "пьяные" яблоки. По словам экспертов, лоси активно поедают падающие с деревьев яблоки-"дички" и другие плоды, которые, попадая на прелую листву, начинают подгнивать и бродить. В результате животные впадают в состояние "опьянения" и становятся совершенно неадекватными.

Животное перед капотом - что делать?

Как показывает практика, водитель может затормозить перед животным лишь когда заметил его на дороге заблаговременно. В сумерки, ночное время или при внезапном появлении животного на дороге среагировать вовремя практически невозможно.

Реальный выход - максимально затормозив, идти на столкновение. Удар машиной любого животного - даже 600-килограммового лося - оставляет водителю больше шансов, чем фронтальное столкновение с другим автомобилем при выезде на "встречку", удар о дерево или опору освещения при съезде с трассы.

Чаще всего, как показывает практика, сидящие в автомобиле получают смертельные травмы не в результате столкновения с животным, а именно после съезда за пределы проезжей части. Поэтому ни в коем случае не пытайтесь вывернуть руль даже когда столкновение неизбежно.

Не пробуйте проскочить перед животным, объезжая его по направлению его движения - звери развивают большую скорость, редко поворачивая назад.

Будьте предельно внимательны, увидев закончившее переход дороги животное. Олени, лани и кабаны живут стадами - за одним животным можно ожидать появления других.

И ни в коем случае не выходите после столкновения из машины, пытаясь осмотреть раненое животное - в шоковом состоянии оно может покалечить или даже убить. В беседе с сайт сотрудники УГАИ МВД РБ припомнили случай, когда раненный кабан изодрал клыками шины и кузов ударившего его автомобиля. Водителя спасло лишь то, что он не покидал салона.

Чего ожидать от ГАИ и охраны животного мира?

Инспекторов ГАИ вызывать на место ДТП - обязательно! За съезд с места аварии предусмотрен штраф в размере от 2 до 5 миллионов рублей или лишение прав сроком на 2 года.

Вместе с тем, как пояснили в ГАИ, водитель, столкнувшийся с препятствием, нарушает пункт 9.9 ПДД, так как обязан "принимать в складывающейся ситуации меры по снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, обеспечивающие безопасные условия для дорожного движения". Если в процессе разбирательства будет установлено, что животное появилось перед автомобилем внезапно и водитель не имел возможности избежать столкновения, административной ответственности он не понесет.

О ранении или гибели животного необходимо сообщить пользователю охотничьих угодий либо по телефону дежурной линии Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при президенте Республики Беларусь. Контактные данные организаций есть на информационных табличках, установленных вдоль дорог в районе угодий. Не стоит бояться, что собственник угодий потребует возмещения вреда - за оленя, косулю или кабана, "добытых" с нарушением правил, придется заплатить 6 млн рублей в качестве компенсации ущерба природе, лося - 9,5 млн рублей. Подобное требование может быть предъявлено к водителю, чья вина в ДТП, совершенном в зоне действия предупреждающего знака "Дикие животные", доказана. При этом, поскольку ответственность лица, управляющего транспортным средством, застрахована, вред должна возмещать страховая компания в пределах лимита (10 тыс. евро). Если же если водитель был пьян и/или уехал с места ДТП, страховая предъявит ему регрессный иск.

Что будет с "трофеем"?

Сбитое автомобилем животное передают в территориальное Общество охотников и рыболовов. Если с момента аварии прошло не более двух часов и внутренние органы животного не пострадали, его тушу после соответствующей санитарной проверки и обработки могут разделать, а мясо пустить в продажу. В противном случае погибшего зверя утилизируют.

Страховые нюансы

Страховой риск "повреждения транспортного средства в результате действий животных" сегодня предусмотрен в типовых договорах КАСКО всех белорусских страховщиков. Следовательно, компания возместит владельцу полиса добровольного комплексного страхования вред, полученный от встречи с животным.

Если автокаско нет, страховая ущерб не возместит. Если же вина водителя в ДТП не установлена, а на дороге не было предупреждающих знаков о возможном появлении диких животных, можно попробовать взыскать через суд компенсацию расходов на ремонт машины с арендаторов охотничьих угодий или дорожно-эксплуатационной службы.

Решение проблемы: у нас и за рубежом

Минлесхоз несколько лет назад обязал каждого пользователя охотничьих угодий определить основные пути миграции животных на своей территории и внести предложения дорожным службам по установке информационных указателей и предупреждающих дорожных знаков. Мера оказалась недостаточно эффективной и "Белгосохота" с учетом зарубежного опыта разработала рекомендации охотпользователям. Например, в Беларуси уже начали строить надземные переходы для зверей и подземные - для земноводных в местах их массовой миграции.

Мировой опыт доказал, что самая эффективная мера обезопасить трассы от зверей, - оградить дороги от леса забором-"сеткой". Подобные конструкции практикуют в Литве, Латвии, Швеции, Германии, Франции и других европейских странах. В Беларуси, где леса занимают более 60 процентов околодорожных территорий, это пока дорогое удовольствие.

В Норвегии пробовали использовать отпугивающие запахи, нанося на стволы деревьев и столбы ограждения жидкость, имитирующую запах мочи волка. Это привело к реальному снижению количества ДТП на контрольных участках.

А еще в Европе популярно изменение конструкции дороги - на участках наиболее вероятного выхода лося на дорогу вдоль обочины насыпают камни среднего размера. Шаткая земля под ногами заставляет лося идти медленнее, что дает водителям время среагировать.

В Швеции и Финляндии одно время пытались бороться с дикими животными с помощью "волчьих глаз" - вдоль дороги на столбах или деревьях монтировали зеркала, которые отражали свет фар автомобиля, что должно отпугнуть диких животных от дороги. Но эксперименты показали, что, например, на лосей это не действует. В Беларуси, кстати, тоже пытались внедрить эту технологию, но большинство "волчьих глаз" с деревьев наши соотечественники украли.