Что делать если сцепление не работает. Не работает сцепление: причины и что делать? Выжимной подшипник и нажимной диск

Как бы бережно владелец ни относился к своему автомобилю, но однажды узлы дают сбои. Нередко водитель не может тронуться с места. Опытные водители понимают - пропало сцепление. Это важный узел в автомобиле, который передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя к КПП и приводу колес. Давайте рассмотрим основные и что делать, если невозможно нормально передвигаться на автомобиле. Также рассмотрим способы устранения поломки сцепления.

Устройство и принцип работы узла

Система сцепления является ключевым агрегатом любого автомобиля, оснащенного МКПП. Принцип работы механизма заключается в отключении и присоединении коленчатого вала двигателя с трансмиссией. Так осуществляется плавное ускорение или же такое же плавное замедление авто. Кроме того, принцип работы механической подразумевает отключение крутящего момент при переключениях.

Сцепление включает в себя несколько основных узлов. Это ведущий диск или корзина. Деталь может называться и нажимным диском. В механизме имеется выжимной подшипник, диск сцепления или ведомый диск, маховик. Присутствует вилка сцепления.

Причины неисправностей

Основная причина, по которой сцепление может выйти из строя - это нарушение правил эксплуатации автомобиля. Если часто начало движения сопровождается пробуксовками ведущих колес, резкими рывками педали, если водитель при движении удерживает ногу на педали, то все это приводит к интенсивному износу всех узлов системы. Если то это результат неправильной эксплуатации.

Но также виной всему может быть поддельный комплект или просто некачественные детали. Далеко не все компании, занимающиеся изготовлением запчастей к автомобилям, производят качественную продукцию. Кроме того, на современном рынке под видом качественных деталей продаются подделки. Эти элементы не отличаются большим сроком службой и надежность их очень низкая.

Если пропало сцепление, то среди причин можно выделить несколько самых основных. Это протечки масла, которое в результате попадает на поверхность ведомого диска.

В этом случае диск буксует и не может передавать вращение - он проскальзывает за счет масла. Также популярная неисправность - перегрев и, как следствие, деформация диска. При износе выжимного диска, корзины или маховика тоже может пропадать сцепление.

Если при начале движения машина дергается и прыгает, то это говорит о том, что фрикционные накладки на диске стерлись, на них появились трещины или любые другие дефекты. Эти же симптомы говорят о том, что диск деформирован. Если на заведенном двигателе не удается включить передачу, то виновата корзина сцепления. Сцепление может не выжиматься, если имеется износ или деформация вилки. Но не нужно сразу же снимать КПП - это тяжелая работа, требующая больших затрат времени.

Нередко причины неисправности заключаются в приводе. Если передачи не включаются, переключение скоростей затруднено, то стоит проверить гидравлический привод.

Шум при включенном сцеплении

Это говорит о неисправности. Если шум пропадет при нажатии на педаль, то это выжимной подшипник. Среди причин шума - износ элемента, отсутствие смазки в подшипнике, люфты выжимного подшипника.

К сожалению, для устранения данной неисправности потребуется снимать КПП. Деталь, если она шумит, нужно менять. Но если и снимать коробку, то лучше менять сразу весь комплект сцепления - так выйдет значительно дешевле и легче.

Причина преждевременного выхода подшипника из строя - это недостаточное количество смазки или некачественная смазка. Если новый подшипник сухой, тогда стоит приобрести другую модель - в продаже имеется большой выбор подшипников для любых моделей автомобилей.

Шум при нажатой педали

Если шум появляется, когда сцепление выключено, тогда можно смело говорить об износе демпферных пружин на диске сцепления. Нередко выходят из строя и элементы, соединяющие кожух с нажимным диском. Иногда шум порождает вилка сцепления.

Фрикционные накладки на диске изнашиваются в среднем за 100-150 тысяч километров. Однако это зависит от качества комплекта, а также от марки и модели автомобиля. Что касается замены, то ориентируются по пробегу. Ремонту диск сцепления не подлежит и его меняют полостью.

Машина дергается

В этом случае придется снимать КПП и разбирать комплект сцепления. Причиной данного эффекта чаще всего является диск, а также корзина. Если ступица диска имеет люфт, то его меняют. Если пружины болтаются в своих посадочных местах, то диск следует заменить. Бывает, что из него вылетает пружина, и переключение скоростей становится невозможным.

Сцепление буксует

Данная ситуация - частое явление. Нормального сцепления нет, двигатель работает на высоких оборотах, а автомобиль очень слабо разгоняется и практически не едет. При ускорениях можно услышать специфический запах горелого сцепления. Обычно буксует уже старое, изношенное сцепление. Но также на диск может попасть масло, если протекает сальник коленчатого вала или сальник первичного вала КПП.

Проверяют и гидравлический, а также механический привод сцепления. Растянувшийся тросик или неисправный цилиндр сцепления могут приводить к такому эффекту.

Ведет сцепление

Принцип работы механической коробки передач в том, что передачи переключаются, когда первичный вал КПП не вращается. Если диск или корзина имеет деформации, то сцепление не выключается полностью. Диск сцепления с маховиком полностью не разъединяются, и в результате первичный вал вращается даже при нажатой педали сцепления. Передачи, естественно, не будут включаться.

Вторая причина - плохая работа гидравлического привода. Возможны утечки тормозной жидкости или падение его уровня, попадание воздуха в гидропривод. Если пропало сцепление, передачи на заведенном двигателе не переключаются и ход педали тугой, то можно проверить и правильно отрегулировать тросик или гидравлический привод. Но если регулировки ничего не дают, тогда нужно снимать КПП и выполнять замену комплекта сцепления.

Что делать, если нет сцепления?

Если вдруг данная неполадка настигла водителя прямо на дороге, тогда не стоит впадать в панику. Можно включить нужную передачу на заглушенном моторе, затем завести двигатель и начать движение. Остальные передачи можно включать без сцепления - когда обороты коленчатого вала и первичного вала будут одинаковы, передача включиться. Но без опыта это может быть трудно. Особенно трудно будет включаться задняя передача, так как на ней нет синхронизаторов.

Если пропало сцепление, что делать? Лучше и безопаснее вызвать эвакуатор и доехать до места ремонта. Так будет безопасней и для водителя, и для КПП автомобиля, ремонт которой может быть очень дорогим.

Неисправности сцепления, пожалуй, самые неожиданные и неприятные, потому что в большинстве случаев автомобиль полностью обездвижен. О том, какие бывают неисправности сцепления, а так же о том, как о отремонтировать сцепление - в статье.

Чаще всего встречаются следующие поломки механизма сцепления:

  • неполное выключение (в таком случае передачи переключаются тяжело или не переключаются совсем);
  • сцепление пробуксовывает при отпущенной педали (ощущается горелый запах, автомобиль не развивает скорость, с трудом преодолевает подъемы);
  • не плавное включение сцепления с рывками и вибрацией;
  • шум в механизме сцепления при нажатии педали сцепления;
  • шум в механизме сцепления при отпущенной педали.

Неисправности сцепления


Итак, теперь разберем их подробнее и определим, как устранять.

Сцепление бывает с механическим или гидравлическим приводом. Неполное выключение сцепления может произойти из-за пониженного уровня тормозной жидкости в питательном бачке, а также неправильной регулировки. Уровень жидкости необходимо периодически контролировать, и если он не соответствует норме, то нужно подлить тормозной жидкости. Если уровень жидкости в питательном бачке постоянно уменьшается, то это свидетельствует о нарушении герметичности гидропривода сцепления (жидкость подтекает), а также о возможном износе рабочего цилиндра сцепления. Данная неполадка может также произойти по причине завоздушивания системы гидравлического привода. Для удаления воздуха необходимо прокачать систему.

В идеале, надо заехать на подъемник или эстакаду и внимательно осмотреть рабочий цилиндр сцепления на предмет подтеков. Особенно это актуально в зиму, если жидкость давно не менялась. Вообще, "тормозуха" очень гигроскопична, а значит хорошо тянет в себя влагу. Поэтому ее надо менять примерно раз в три года.


Бывает такое, что после длительной стоянки автомобиля скорости вообще отказываются включаться. Это происходит из-за того, что ведомый диск «прикис» к маховику и нажимному диску. В таком случае необходимо несколько раз понажимать педаль сцепления, а потом вновь попробовать включить скорость, если это не помогло, то можно заглушить двигатель, включить скорость, нажать педаль сцепления, затянуть ручник и аккуратно попробовать запустить двигатель. Если данные процедуры не помогли, то необходимо обратиться в сервис для ремонта сцепления.


Если автомобиль не набирает скорость, с трудом преодолевает подъемы – это говорит о том, что сцепление выключено не полностью. Такое случается из-за износа накладок на ведомом диске сцепления, износа ведущего диска или неправильной регулировки привода сцепления. При эксплуатации автомобиля в нормальных условиях, замена сцепления требуется к 100 тыс. километров.

Еще одна неисправность сцепления может выражаться в вибрации и дерганьях при начале движения. Причиной этого может быть деформация ведомого диска, а также замасливание его фрикционных накладок. Последнее может происходить из-за износа сальника коленвала или первичного вала коробки переменных передач. Для того чтобы это проверить, необходимо оставить автомобиль на ровном чистом месте на ночь, а утром заглянуть под него спереди. Обнаружение капель или лужиц масла может свидетельствовать о наличии данной неисправности.


Определить еще одну неисправность механизма сцепления можно, открыв окно и нажав педаль сцепления. Если из-под автомобиля будут слышны посторонний шум и скрежет, который пропадает, если отпустить педаль сцепления, то это говорит о неисправности выжимного подшипника. Медлить с его заменой не стоит, т.к. в случае его полной поломки (если он заклинит) произойдет разрушение нажимного диска сцепления, в том числе остальных деталей сцепления, а также возможно повреждение кожуха сцепления и корпуса коробки переменных передач, что повлечет большие финансовые затраты. Поэтому при замене деталей сцепления, выжимной подшипник также необходимо заменить.

Он может исправно работать, однако после нескольких лет работы смазка в нем высыхает и выгоняется. Естественно, сухой подшипник долго работать не может.

Но если педаль сцепления отпущена, а шум не прекращается, то, скорее всего, это свидетельствует о разрушении ведомого или нажимного диска, что в свою очередь потребует замены этих деталей. Так же, конечно редко, но бывает, что гудит один из подшипников первичного вала коробки передач.

Как сберечь сцепление

Для того чтобы сцепление как можно дольше прожило, необходимо придерживаться следующих правил: на светофорах и в пробках выключать скорость и убирать ногу с педали сцепления, при переключениях отпускать педаль газа, не резко трогаться с места, при движении автомобиля накатом ставить рычаг коробки переменных передач в положение нейтрали и убрать ногу с педали сцепления, стараться не использовать автомобиль по бездорожью и в качестве буксира.


Если пренебрегать данными правилами, то замена ведомого диска, а возможно и полностью сцепления может потребоваться намного раньше. Для проверки износа ведомого диска необходимо на прямой передаче резко нажать на акселератор. Если двигатель «взревел», а автомобиль неохотно развивает скорость, ощущается специфический горелый запах, то это первый признак того, что пора задуматься о замене ведомого диска. Как правило, после того как сцепление подгорело, оно изнашивается полностью в течение пары недель.

Заключение

Таким образом, механизм сцепления в период эксплуатации не требует большого внимания, однако при появлении описанных выше признаков, по возможности необходимо быстрее заменить изношенные детали. А если пробег автомобиля более 100 тыс. километров и предстоит дальняя поездка, то лучше заранее позаботиться и сделать ревизию механизма сцепления автомобиля.

Видео: неисправности сцепления

Регулярное использование автомобиля рано или поздно приводит к рабочим сбоям отдельных его систем, причиной чего часто являются неисправности двигателя, ходовой части или любого другого механизма. Проблемы со сцеплением также не могут остаться без внимания автовладельца, ведь появление даже малейших сбоев в работе данного узла уже «чувствуется».

Для того чтоб обнаружить проблему как можно раньше, следует регулярно проводить визуальный осмотр всех элементов автомобильного сцепления, ну и конечно, не забывать прислушиваться к работе машины. В данной статье мы расскажем, на что стоит обращать свое внимание в первую очередь и как самостоятельно бороться с появившимися неполадками системы сцепления.

1. Что такое сцепление?

Автомобильное сцепление можно назвать «выключателем крутящего момента», главное предназначение которого заключается в плавном присоединении маховика мотора к первичному валу КПП в момент начала движения и при переключении передач. Кроме того, сцепление обладает одной очень важной функцией: в ситуации резкого торможения оно защищает трансмиссию от механической перегрузки, а как результат – и от дорогостоящих ремонтных работ.

На сегодняшний день, можно выделить несколько видов сцепления. Так, например, учитывая количество ведомых дисков, все такие механизмы разделяют на две группы: однодисковые и многодисковые, причем наиболее распространенным вариантом есть однодисковое сцепление.

Исходя из рабочей среды сцепления, можно выделить два его вида: «сухой» и «влажный» . В наше время особой популярностью среди автопроизводителей пользуется «сухое» сцепление, для работы которого, в отличие от «влажного» вида, не требуется специальная масляная ванна.

По приводу в действие механизма, сцепление может быть гидравлическим, механическим, электрическим или комбинированным , а с точки зрения особенностей конструкции, оно различается способом нажатия на прижимной диск и может иметь круговое расположение пружин или обладать центральной диафрагмой.

Составляющими элементами системы сцепления являются: сам диск сцепления (его называют «ведомым»), нажимной диск, выжимной подшипник и вилка его привода, система привода и выключатель сцепления (педаль выключения).

Что касается принципа работы автомобильного сцепления, то в однодисковом варианте он сводится к плотному сжатию рабочих поверхностей маховика, накладок диска и прижимной поверхности «корзины». В процессе работы, когда на прижимной диск «корзины» воздействуют выжимные пружины, то он вынужден плотно прилегать к диску сцепления, чем и прижимает последний к маховику.

Поскольку первичный вал заходит в шлицевую муфту, то крутящий момент от диска сцепления переходит и на него. Когда водитель нажимает на педаль, в игру вступает система привода, и выжимной подшипник оказывает давление на выжимные пружины, благодаря чему рабочая поверхность «корзины» отдаляется от диска. Диск «обретает свободу», и первичный вал КПП прекращает вращаться, несмотря на то, что силовой агрегат и не думает останавливаться.

В автомобилях, оборудованных двухдисковым сцеплением, имеется уже два диска и «корзина», обладающая двумя рабочими поверхностями. Между ними находятся ограничительные втулки и система, регулирующая синхронное нажатие, а сам процесс рассоединения маховика и первичного вала проходит так, как и в однодисковом сцеплении.

В автоматических КПП чаще всего устанавливают влажное многодисковое сцепление, хотя иногда встречаются коробки автомат и с сухим сцеплением. В таких устройствах выжим сцепления происходит не нажатием на соответствующую педаль (поскольку ее просто нет), а посредством сервопривода, который также известен как актуатор. Нужно отметить, что и переключение передач выполняется при помощи указанных механизмов. Существует несколько вариантов актуаторов: электрический, представленный в виде шагового двигателя, и гидравлический, имеющий вид гидроцилиндра. Процесс управления сервоприводами проводится посредством электронного блока (для электрических устройств) и гидравлического распределителя (для гидравлических моделей).

Коробки передач роботизированного типа имеют два сцепления, работающих попеременно: когда для переключения передачи (например, первой) выжимается первое сцепление, то второе ожидает команды переключения следующей передачи.

2. Признаки неисправности сцепления

Когда в работе сцепления возникают неполадки, это сказывается и на характере передвижения транспортного средства, что не может остаться незамеченным. Так, наиболее типичными признаками неисправностей сцепления есть его неполное выключение (говорят, сцепление «ведет»); неполное включение (сцепление «буксует»); рабочие рывки; появление вибрации при включении сцепления или шум при его выключении.

Неполное выключение влечет за собой проблематичное включение передач на работающем моторе, а также шум, треск, скрежет и другие похожие звуки, сопровождающие переключение передач. Кроме того, свободный ход педали сцепления существенно увеличивается.

«Пробуксовка» сцепления характеризируется неприятным запахом горелых фрикционных накладок ведомого диска, общим перегревом силового агрегата, повышенным расходом горючего, а также недостаточной динамикой транспортного средства. Каждый из приведенных показателей имеет свою причину, которую с легкостью можно обнаружить в ходе более детальной диагностики.

3. Наиболее частые причины появления неисправностей сцепления

Как правило, основная причина поломки сцепления кроется в неправильной эксплуатации транспортного средства. К примеру, если машина застряла в снежном сугробе, а Вы продолжаете усиленно газовать, пытаясь освободиться, или Вам просто нравится стартовать с пробуксовкой, имейте ввиду – всё это значительно сокращает ресурс узла сцепления.

Помимо самого диска сцепления, из строя может выйти и выжимной подшипник, который служит для плавного включения/выключения сцепления. Зачастую, перед «смертью» данной детали, водитель может услышать характерный визг, свидетельствующий о том, что подшипник стоит срочно заменить.

Причинами рабочего отказа сцепления также могут быть неполадки в механизме его привода, представленные в виде обрыва или заедания троса, поломки рычажной системы, утечки жидкости из гидропривода (если у Вас гидравлическое сцепление) или других аналогичных неисправностей. Давайте рассмотрим возможные причины более детально, определив их отношение к конкретному признаку.

Неполное выключение сцепления, когда оно «ведет», совсем не включаются или тяжело включаются передачи переднего хода, а включение передачи заднего хода сопровождается треском, может быть результатом следующих причин:

1) Неправильно установлен зазор;

2) Ведомый диск поврежден или деформирован;

3) Износилась пружина диафрагмы;

4) Сломался, заедает или поврежден трос (либо рычажная передача);

5) В случае с гидравлической системой, возможна утечка жидкости;

6) Повреждена манжета поршня, находящаяся в рабочем цилиндре;

7) Наблюдается малый ход педали;

8) Направляющая втулка подшипника нуждается в дополнительной смазке;

9) Периодически заскакивает ступица ведомого диска, расположенная на шлицах первичного вала;

10) Рычаги нажимного диска отрегулированы по-разному.

Неполное включение сцепления (машина «буксует», четко ощущается запах горелых фрикционных накладок, заметен замедленный разгон, потеря скорости движения и замедленное преодоление подъемов), как правило, наблюдается в следующих случаях:

1) Не приработан ведомый диск сцепления;

2) Ослабла или повреждена пружина диафрагмы;

3) Износилась сопрягаемая поверхность маховика;

4) Заедает трос сцепления;

5) Ослабли нажимные пружины;

6) Замаслились фрикционные накладки ведомого диска;

7) Чрезмерно износились элементы узла;

8) Засорение или перекрытие компенсационного отверстия главного цилиндра, вызванное набуханием манжеты.

Если при включении сцепления наблюдается вибрация, то, скорее всего:

- неплотно закреплены двигатель и коробка передач;

Изношены шлицы, расположенные на первичном валу КПП;

Изношен нажимной диск, маховик или диафрагменная пружина;

Покоробились накладки сцепления;

Разболтались заклепки накладок;

Заедает ступица ведомого диска на шлицах первичного вала или пластичные пружины ведомого диска потеряли упругость.

Также, причиной вибрации может быть неодинаковая регулировка рычагов нажимного диска. Вибрации и шумы, идущие из трансмиссии, зачастую являются следствием неправильной установки свободного хода педали; повреждением ведомого диска или усталостью его пружин; поломкой, либо сильным износом элементов демпферного устройства указанного диска.

Основными причинами, вызывающими характерное повышение шума при выключении сцепления, есть износ или любой другой дефект выжимного подшипника; повреждение штифтов его диафрагмы, либо сильная «усталость» переднего подшипника первичного вала КПП.

Повышенный уровень шума при включении сцепления обусловливается выходом из строя пружин демпфера или снижением их упругости, снижением упругости оттяжной пружины вилки выключения сцепления (либо ее соскакиванием) или поломкой пластин, которые соединяют нажимной диск с кожухом.

Если при выключении зажигания педаль сцепления остается прижатой к полу, значит, заедает привод или выжимной подшипник, а скрип при нажатии на педаль сцепления в ситуации неработающего мотора свидетельствует об отсутствии смазки или износе втулки оси педали.

Бывает, что выключить сцепление можно только при резком нажатии на педаль, а плавное воздействие легко доводит ее до самого упора в пол, так и не включая сцепление. Причин этому может быть несколько:

1) Зеркала главного цилиндра износились либо сильно загрязнились;

2) Наблюдается существенный износ манжеты поршня главного цилиндра;

3) Низкий уровень жидкости в бачке главного цилиндра выключения сцепления;

4) Соединение трубопровода с главным и рабочим цилиндрами недостаточно герметично, вследствие чего наблюдается подтекание жидкости.

Когда в работе сцепления присутствуют рывки, то причину стоит искать в заедании ступицы ведомого диска, замасливании его фрикционных накладок (или же загрязнении маховика и нажимного диска), заедании механизма привода выключения сцепления, а также в повышенном износе фрикционных накладок или ослаблении их заклепок.

4. Самостоятельная диагностика неисправностей сцепления

Когда машина разгоняется или, наоборот, снижает скорость, для переключения шестерней коробки передач коленвалу приходится каждый раз разобщаться и снова соприкасаться с силовой передачей автомобиля. Поскольку это случается очень часто, то со временем признаки износа сцепления начинают проявляться в поведении транспортного средства в процессе его передвижения по дороге.

Как мы уже выяснили ранее, все неисправности сцепления можно разделить на несколько групп, среди которых наиболее частыми являются неисправности связанные с неполным включением сцепления (когда говорят, что оно «ведет») и с полным включением (сцепление «буксует»).

Опытные автовладельцы умеют проверять сцепление на неполное выключение. В принципе, ничего сложного в этом нет, и если при малых оборотах, с нажатой до конца педалью, первая передача легко включается, без заеданий и постороннего шума – значит, выключение происходит полностью. Появление шума шестерен и затруднение включения свидетельствуют о том, что сцепление «ведет».

Если в процессе движения Вы начинаете слышать запах гари, а на подъеме авто заметно замедляется, да и вообще начало плохо набирать скорость – тут даже диагностика не нужна, так как пробуксовка «налицо». Это значит, что при выключенном сцеплении ведущий и ведомый диски смыкаются недостаточно плотно.

Самый простой (но достаточно надежный) способ самостоятельной диагностики сцепления на автомобилях с ручной механической коробкой передач предусматривает выполнение следующих действий:

Для начала необходимо прогреть мотор, чтобы загустевшее масло не оказывало дополнительного сопротивления; затем нужно поставить машину на стояночный тормоз (желательно на ровной местности, без серьезных уклонов); дальше, используя педаль «газа», следует довести обороты двигателя до значения 1500-1700. Теперь до упора выжимаем педаль сцепления и «забиваем» первую передачу, после чего педаль плавно отпускается.

Если после того, как Вы полностью убрали ногу с педали «сцепления», автомобильный двигатель не заглох, или заглох только спустя некоторое время – это значит, что сцепление однозначно требует ремонтного вмешательства.

5. Что делать с неисправным сцеплением?

При появлении поломки следует как можно раньше узнать об этом, что поможет предотвратить более серьезные последствия путем своевременного устранения неисправностей, желательно в кратчайшие сроки.

Если отказало сцепление, одной из возможных причин данного явления может быть неисправный ведомый диск. Устранить такую неполадку и произвести ремонт сцепления поможет его демонтаж и тщательный осмотр на предмет повреждений, деформаций или дефектов. Если таковы имеются, то поврежденную деталь следует заменить новым элементом.

Если проблема кроется в утечке, появившейся в гидравлической системе сцепления, в первую очередь следует проверить все трубопроводы, а также главный и рабочий цилиндры. Кроме того, нередко источником проблемы есть воздух, попавший в гидравлическую систему сцепления, и если это действительно так, то все, что нужно, – просто удалить его.

Обратите внимание! Прежде чем разбирать силовой агрегат и проверять механизм сцепления на предмет износа его составляющих частей, следует убедиться в достаточном свободном ходе педали. Для этого при помощи линейки замерьте свободный ход упорной площадки педали, достающей до центра упорной площадки для ноги водителя (к примеру, для некоторых моделей наиболее распространенных отечественных ВАЗов, свободный ход должен составлять от 20 до 30 миллиметров).

Если Вы точно не знаете, каким должно быть указанное расстояние конкретно для Вашего автомобиля, то этот момент можно уточнить либо в сервисной книге транспортного средства, либо на сайте его производителя.

После того как Вы убедитесь, что свободный ход находится в норме, желательно обратиться к специалистам ближайшей станции технического обслуживания, так как при недостатке опыта в плане разборки и регулировки сцепления, существует серьезная вероятности нанести ему вред. При самостоятельном ремонте (если Вы все же решили рискнуть), нужно аккуратно разобрать «корзину» сцепления и внимательно осмотреть все диски, уделяя особое внимание степени износа деталей, состоянию пружин и наличию масла. В отдельном порядке следует осмотреть выжимной подшипник, ведь множество проблем связано именно с ним.

Сцепление машины предназначено для того, чтобы передавать крутящий момент, оно является важным узлом автомобиля. Сцепление расположено между мотором и коробкой перемены передач. Сцепление служит для того, чтобы подключать и отключать передачу вращения от коленчатого вала мотора на трансмиссию, а также предохранить детали трансмиссии от перегрузок. Для того чтобы предотвратить поломку сцепления, его нужно правильно эксплуатировать. Как это сделать, будет описано ниже. Также будут даны рекомендации о том, что делать, если пропадет сцепление.

Поломки механизма сцепления

1. При нажатии на педаль сцепление остается включенным. Это происходит из-за того, что перекошен выжимной подшипник. Причина может быть в поломанных пружинах и короблении ведомого диска. Ход педали будет увеличенным. При этой неисправности потребуется установка новых дисков и пружин. Затем прокачиваем сцепление и регулируем ход педали.

2. Если происходит неполное включение сцепления, то это может быть из-за ослабленных пружин, изношенных или замасленных накладок ведомого диска. В этом случае ход педали сцепления будет недостаточным. В таком случае сцепление нужно промыть, заменить изношенные детали и произвести регулировку хода педали.

3. Если сцепление включается рывками, то значит, на плоскостях дисков есть задиры или сцепление заедает. Возможен также износ накладок диска. При этой неисправности необходимо установить новый диск, а изношенные детали поменять. Задиры на дисках устранить шлифовкой.

4. Если обнаружена течь тормозной жидкости из привода сцепления, то нужно найти место подтека. Течь возможна из соединений или цилиндров сцепления. Течь устраняется подтягиванием трубок или заменой манжет либо цилиндров. Затем необходимо удалить воздух из гидравлического привода.

Как грамотно эксплуатировать машину и сцепление, чтобы предотвратить описанные поломки?

Нужно регулярно проверять количество тормозной жидкости в бачке сцепления. Бачок служит для подачи жидкости в гидравлическую систему сцепления. Если количество жидкости недостаточно, то ее нужно добавить. Если жидкости не будет в системе, то сцепление включится при прикладывании большого усилия, либо оно работать не будет. Такая же поломка будет наблюдаться при нарушенной регулировке сцепления.

Случается, при прикладывании большого усилия передача включается. В это время диск сцепления и маховик должны быть полностью отделены. В этом случае машина начнет движение независимо от того, что в это время мотор не соединен с трансмиссией. Если вы будете стоять на перекрестке, то шансы дорожного происшествия многократно увеличиваются. Но ведомый диск цепляется за маховик, и вращающий момент подается на первичный вал коробки, а затем на колеса. Не секрет, что при отпускании педали ведомый диск сцепления проскальзывает между плоскостью маховика и нажимным диском. Поэтому накладки диска становятся тоньше. Со временем накладки нужно менять.

Бывает, когда включают передачу и отпускают педаль, машина не трогается. Это случается тогда, когда ведомый диск имеет большой износ. В этом случае диск не зажимается, и сцепление начинает пробуксовывать. При этом вращающий момент от коленчатого вала мотора на трансмиссию не передается. Чтобы не допустить этой поломки, нужно обращать внимание на звуки в своей машине. Следить за тем, чтобы все узлы трансмиссии работали безукоризненно. При первых сигналах пробуксовки обратите внимание на накладки диска. Специалисты рекомендуют производить замену диска при пробеге в 80 тысяч километров. Если вы не имеете опыта и все время на педали держите ногу, то производить замену ведомого диска придется намного раньше.

Как узнать, имеет ли износ ведомый диск?

Для того чтобы узнать износ диска, нужно надавить на тормозную педаль. При этом движение должно быть на прямой передаче. Если скорость машины не меняется при увеличении числа оборотов, то это будет означать, что настал момент менять диск. Когда вы услышите шелестящий шум при включенном сцеплении, а при выключении шум исчезает, то нужно менять выжимной подшипник.

Каждый автомобилист управляет машиной по-своему. Некоторые владельцы автомобилей управляют аккуратно и плавно трогаются с места. Другие, в большинстве случаев таксисты, трогаются с места резко и переключаются быстро. При этом ногу удерживают на педали. Такой стиль управления не способствует экономии времени и сил. А вот более быстрый износ деталей трансмиссии будет гарантирован. К слову сказать, специалисты не рекомендуют держать педаль сцепления нажатой во время торможения, например, на перекрестках. Будет лучше, если вы переведете коробку передач в нейтральное положение, снимите ногу с педали сцепления и плавно будете нажимать на тормозную педаль.