Что измеряет одометр автомобиля. Что показывает спидометр

Наверное многие любят следить за пробегом своего железного коня — сколько километров туда, сколько сюда. Также через определенный пробег нам нужно производить необходимое техническое обслуживание — например менять масло, ремень ГРМ и т.д. ЗА этим всем следит не сложное, но очень «умное» устройство — одометр. Название незнакомое, наверное, многие слышали, но не знают что это такое. Постараюсь объяснить как обычно просто и на «пальцах»…


Для начала как обычно начнем с определения.

Одометр – это устройство, которое фиксирует пробег (километраж) автомобиля. Принцип прост, он считает количество оборотов колеса таким образом выводит проходимое расстояние, которое отображается в километрах для российских и многих европейских авто, и в милях для многих американских машин.

Как вы видите, это просто отображение километража на спидометрах. Раньше устройство было механическое, сейчас все больше электронное или гибридное (электроника + механика).

Как работает?

Важно понять как работает этот узел, и из каких частей он состоит. Если не лезть в дебри — условно устройство можно разложить на три составляющих:

1) Это датчик который устанавливается рядом с колесом (есть варианты чуть ли не в самом колесе), также есть варианты которые установлены в трансмиссии (коробке передач) — они определенным образом учитывает обороты.

2) Счетчик или привод который считает эти обороты, после передает их в головное устройство

3) Отображение, это спидометр (для простых механических типов), или ЭБУ которое получает данные и после выводит их на цифровой дисплей.

Хочется отметить что сейчас практически не осталось механических одометров, все переходит на цифру.

Типы устройств

Предлагаю более подробно остановится на типах устройств одометров, так сказать пройтись по истории.

1) Механические одометры — самые простые и самые легко исправляемые.

Обычно на коробку передач вешался датчик который механически, через тросик, передавал информацию на специальный узел, который в свою очередь выводил информация на монитор спидометра. Если честно надежность и достоверность данных была на низком уровне. Народные умельцы могли залезть под авто, открутить тросик от коробки передач, и пробег просто не учитывался. Также легко было снять сам спидометр, в котором одометр находился внизу, и в ручную его скрутить. Так что пробег легко корректировался в нужную сторону.

2) Гибридные одометры — Здесь уже появляются первые электронные блоки управления и электронная индикация на дисплей.

Конструкция осталась механическая на уровне привода и трансмиссии, то есть информация получается механическим путем, после чего она преобразовывается в электронные импульсы которые преобразуются в километры на одометре.

3) Электронные или цифровые одометры — это полностью электронная система, начиная от снятия данных с приводов или колес, заканчивая обработкой (зачастую она ) до вывода на дисплей.

Такие системы самые стойкие на скрутку пробега, их не так то легко скорректировать, потому как везде электроника. Но народные умельцы научились корректировать и их. Обычно это прошивка ЭБУ.

Электронный вариант фиксирует, не только полный пробег автомобиля, но и суточный, что очень удобно. Допустим с суточным пробегом, можно замерить расстояние до того или иного пункта, а затем рассчитать расход бензина. Одометр в автомобиле, это один из показателей состояния. Да-да вы не ослышались именно состояния. Все потому что чем больше пробег (километраж) автомобиля который зафиксировал этот прибор — тем больше автомобиль изношен и должен обслуживаться. Нужно ездить на станции менять части механизмов, ведь по регламенту многие части автомобиля меняются именно по этому показанию. Например масла в трансмиссии, ремни или цепи ГРМ и т.д.

Точность показаний

Одометр нельзя назвать сверхточным приспособлением, погрешность у него приличная, даже у цифровых она может составлять 2 — 10 % от общего пробега. В этом нет ничего страшного — ведь одометр считает не миллиметрами и сантиметрами, а десятками или даже сотнями метров и километрами. Также хочется отметить что погрешность может расти в зависимости от износа автомобиля.

Если разложить погрешность по группам одометров, то становится понятно:

Механические обладают самой высокой степенью, потому как у них есть механические части в каждом из звеньев привода. Даже новые обладают погрешностью в 3 — 5 %, а вот уже изношенные имеют показатель около 10%.

Гибридные за счет своей цифровой составляющей отсекают большое количество погрешностей, они считают импульсы, а поэтому погрешность, даже при высоком износе редко выходит за рамки в 5%.

Цифровые практически вообще лишены недостатков, у них нет механических частей, а поэтому они учитывают всегда относительно ровные показания, погрешность даже при больших пробегах не более 2%.

Но стоит заметить что при пробуксовки автомобиля скажем на льду или снегу, колесо крутится ведется учет, но машина по сути стоит! Вот вам и погрешность, даже у электронных вариантов.

Скрутка — корректировка одометра

Для начала отвечу зачем его корректируют! Все очень просто, чем больше пробег — тем выше износ машины в целом, а также важных узлов, двигатель трансмиссия, подвеска — вылезает куча «болячек». Так например многие немецкие авто уже через 90 — 100 000 километров потребуют серьезных финансовых вливаний, хотя бы на замену турбины и ремонт роботизированной трансмиссии (если скажем ).

Поэтому многие нечестные продавцы, особенно перекупщики (лица которые занимаются куплей – продажей автомобилей), корректируют показания одометров. Если он механический — то тут все просто, его просто отматывают назад, при помощи механического воздействия. А вот если одометр электронный — то его откорректировать гораздо сложнее, потому как механических частей в нем нет. Нужны специальные устройства, которые могут подсоединиться к микросхемам автомобиля. Поэтому автомобили с электронными одометрами более защищены от корректировки. Хотя народные умельцы сматывают и их. Иногда понять реальный пробег очень сложно, особенно если стоит новая резина, кузов отполирован, салон после химчистки и т.д. Вам могут сказать что пробег всего 20 000 км, а он по сути может быть уже за 120 000 км. Так что нужно быть осторожным при покупке б/у машины. Обращайтесь к профессионалам, пусть вы ему отдадите пару тысяч рублей, зато он сэкономит вам на последующих ремонтах просто кучу денег.

Каждый владелец автомобиля уверенно ответит вам, что уж своего «железного друга» он изучил и знает его вдоль и поперек. Но если спросить их, а что такое одометр, ответит не каждый. А, между прочим, это устройство играет важную роль в жизни любого автомобиля. Так что давайте разберемся, одометр что это, зачем нужен, как расшифровать показатели и все, что касается этого загадочного устройства.

Одометр - это прибор для фиксации количества километров, пройденные транспортом за определенное время.

Прежде всего, давайте обозначим, какая между приборами одометр и спидометр разница, поскольку многие путают их между собой. Связано это с тем, что спидометр и одометр расположены недалеко друг от друга на панели приборов. Кроме того, конструкцией любого автомобиля заложено, что эти два устройства имеют один привод. Так как же правильно спидометр или одометр? Спидометр – устройство, главная функция которого показывать скорость передвижения автомобильного средства. В отличии от него, одометр – это прибор для фиксации количества километров, пройденные транспортом за определенное время. Проще говоря, принцип работы одометра заключается в подсчете количества оборотов колеса машины.
Следует отметить, что на приборной панели автомобиля высвечиваются два показателя данного устройства. Один – это общее число километров, проеденных данным транспортом, второе, так названный суточный одометр. Каждый из них имеет свое предназначение.

Функциональные свойства прибора

Современный электронный одометр

У многих начинающих водителей возникает вопрос, а зачем вообще иметь представление, какой километраж у вашей машины, неужели эти цифры так важны? Чрезвычайно важны.
Показатели одометра, показывающие общий километраж, снимают в таких случаях:

Можно сбросить показания одометра исключительно для суточного варианта, показатели общего километража не сбрасываются.

  • . Числовые показатели пройденных километров служат идентификатором технического состояния ходовой части и автомобиля в целом;
  • расход топлива. Обнулив показания суточного прибора и заправив бак машины, вы можете определить расход топлива на 100 км пробега;
  • точное расстояние между двумя населенными пунктами.

Что касается результатов суточного одометра, то его показатели будут полезны для водителей, заработная плата которых зависит от пробега транспорта.
Обращаем внимание, что у вас есть возможность провести сброс одометра исключительно для суточного варианта, показатели общего километража не сбрасываются.

Разбираемся в многообразии

Существует несколько типов приборов, которые отличаются не только конструктивными частями, но и точностью измерений:

  • механические. Первые, самые простые устройства, результаты которых имеют наибольшую погрешность измерений – 3-5%, изношенные устройства могут давать погрешность до 10%;
  • смешанные (электронно – механические). Гибридный вариант одометров, в котором значения получаются еще механическим путем, но преобразовываются и выводятся уже на электронный дисплей. Процент погрешность у таких одометров составляет порядка 5%;
  • электронные. Полностью электронные устройства с наименьшим процентом искажения результатов. Даже при длительной эксплуатации, погрешность одометра автомобиля составляет не более 2%.

Искажение реальных показателей

Отмотка показаний одометра с помощью дрели


Приборы для изменения результатов пробега в народе называют «крутилками»

Как было сказано выше, показания одометра – показатель состояния автомобиля. Бывают жизненные ситуации, когда необходимо проводить корректировку результатов устройства, после замены крупных узлов автомобиля. К сожалению, часто скруткой прибора пользуются недобросовестные продавцы, проводя изменение показаний одометра для уменьшения реального пробега авто. Правда, существует и такое понятие, как «подмотка одометра», когда результаты накручивают в большую сторону.
Легче всего изменять результаты у механического одометра, тут достаточно извлечь тросик прибора с коробки передач, подсоединить к нему электродрель или электрический моторчик, а потом «отмотать» показатели до нужного результата. Такой способ скрутить одометр подойдет также к гибридному варианту устройства.
Электронный одометр так легко изменить не получиться, поскольку он является частью машинного бортового компьютера и показания передаются не только на дисплей, но и иные системы управления автомобиля.
Так как обнулить одометр электронный? Для этого существуют как специальные программы, так и приборы для скрутки.

«Крутилки» для корректировки результатов пробега

Приборы для изменения результатов пробега в народе еще называют «крутилками». Бывают они нескольких видов, и могут использоваться не только для одометров, но и для спидометров:

  • для механических устройств зачастую используют приборы с эффектом Холла. Подсоединяются они через прикуриватель и стоят относительно не дорого;
  • оборудование для корректировки одометра через обд 2 или CAN – шину, корректирует не только показатели самого одометра, но и память всех устройств вашего борта, связанных с датчиком скорости. Принцип работы прост – подключаете прибор к нужному разъему и включаете зажигание.

Следует отметить, что корректировка одометра своими руками даст результат, если внимательно прочитать и следовать инструкции к прибору.

Программируем устройство

Корректор одометров Digimaster

Кроме оборудования, существуют также ряд программ, позволяющих проводить коррекцию. Наиболее распространенным вариантом считается калькулятор одометров, который позволяет вычислять скорость, в зависимости от размера колеса, оборотов коленчатого вала и передачи КПП. Для автомобилей марок «Хундай», «Форд», ВАЗ, «Мазда», «Тойота», «Киа», используют программа Stool для коррекции одометров. Также возможна корректировка одометра с помощью – это адаптер (универсальный), необходимый для работы с программами скрутки. Обратите также внимание на программатор одометров Amprog и корректор одометров Digimaster II.

Существует множество способов изменения показаний электронного одометра от специальных программ до корректоров-программаторов.

Для тех, кто предпочитает покупать комплексные варианты, оптимальный выход – покупка ПО 5 PRO программатор одометров. В его комплект входят:

  • программатор;
  • адаптеры USB-ПО5, BDM-ПО5, EEPROM-ПО5;
  • схема для восстановления комбинаций приборов МС-1.

Выбор программы и адаптеров зависит от марки вашего автомобильного транспорта, вида прибора, финансовых возможностей.

Поломка одометра

Не работающий одометр, дело не приятное и очень хлопотное. Если вы купили автомобиль с уже не работающим устройством, проведите полную диагностику транспорта. Таким образом, вы убережете себя от непредвиденных ситуаций на дороге в будущем и, конечно же, сделайте ремонт одометра. Провести данное действие можно, как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами профессионалов.
Самостоятельный ремонт необходимо проводить очень тщательно, поскольку малейшая ошибка приведет к неправильному функционированию устройства. Даже ошибка в неправильном монтаже (если поменять шурупы крепления местами) может привести к искажению результатов. Правда, в большинстве случаев это относится к механическим вариантам данного устройства. Не уверенны в своих силах – обращайтесь в службу технического обслуживания.
Что такое одометр автомобиля вы узнали, изучили понятие «показания одометра», что это и как их расшифровывать, ознакомились с программами, а также устройствами для корректировки результатов. Надеемся, что наша информация была вам полезна.

В мире ежеминутных изменений и вечного движения приходится постоянно следить за скоростями и пройденными расстояниями. Как говорил Мартовский Заяц в сказке Льюиса Кэролла, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». В ногу со временем хотят быть и велосипедисты. Вот почему такой прибор, как одометр для велосипеда, спешат приобрести не только спортсмены-профессионалы, но и любители.

Что такое одометр

Велосипедный одометр – прибор, необходимый для измерения числа оборотов колёс в процессе езды. Современные одометры с точностью определяют общий пробег велосипеда, помогая владельцу правильно представить возможности своего транспортного средства. На дисплее устройства отображается как суточный, так и общий пробег байка.

Как устроен

Одометры разных типов имеют различное устройство, но лежащий в основе принцип работы одинаков. Функциональными можно считать следующие детали прибора:

  • счётчик (отвечает за подсчёт числа оборотов колёс);
  • контроллер, фиксирующий обороты (он напрямую связан со счётчиком);
  • индикатор, отражающий числовые показатели пройденного километража на дисплее спидометра.

В механических одометрах усилие к тросику передаётся от приводного колёсика, находящегося в тесном контакте с велосипедной покрышкой.

В одометрах с электромеханической передачей импульс переносится по тросику с помощью сенсора на электронную панель. Электронные модели функционируют за счёт получения электрических импульсов.

Как работает

Вне зависимости от того, с какой скоростью движется ваше транспортное средство, его колёса совершают определённое количество оборотов, проходя километр пути. Этот показатель остаётся неизменным. Зная число оборотов колеса, легко рассчитать количество пройденных километров и вывести его на счётчик. В одометрах разного типа подсчёт и передача происходят по-разному.

Существует три вида одометров:

  • механические;
  • электромеханические;
  • электронные.

Более старые и мало-помалу уходящие в прошлое механические модели функционируют с помощью специального гибкого тросика, который вращается с той же скоростью, что и колесо. Вращение передаёт выходной вал, дальше усилие идёт по тросику на магнитную стрелку. Магнитная стрелка отображает числовой показатель на намагниченном диске.

Довольно простой по комплектации, механический одометр относительно дёшев. Его просто разбирать и ремонтировать, меняя старые детали на новые. Его работа не зависит от батареек и магнитных бурь. Между тем, при правильной установке и настройке со своей основной функцией элементарного подсчёта километров такой прибор справляется достойно.

Недостатком можно считать автоматическое обнуление показаний по достижении определённой пороговой цифры. К тому же механическое устройство несколько затрудняет вращение колеса, а в случае, если колёса изогнуты восьмёркой, не работает совсем. Может повлиять на показания счётчика и попадающая на прибор грязь. Так что такой одометр необходимо часто и тщательно протирать и смазывать. Зато для прогулок по чистому и гладкому шоссе прибор с механической передачей вполне подойдёт.

Электромеханические одометры работают за счёт вращения шестерёнки, которая приводит усилие к электромеханическому датчику.

Сенсорное устройство производит импульсы электричества, попадающие по проводам в блок спидометра, где вращается маленький электродвигатель, выполняющий роль привода пробегового счётчика. Одометры такого типа установлены на большинстве современных автомобилей.

Датчики электронных одометров полностью электронные. Кроме того, они имеют жидкокристаллические индикаторы. Такой прибор труднее «обмануть», для этого потребуется применить специальное устройство.

Современные велосипедные одометры, по сути, становятся частью «бортовых» велокомпьютеров, подсчитывающих не только общий пробег байка, но и многие другие параметры движения, необходимые велосипедистам, серьёзно занимающихся велотренировками. Это могут быть, к примеру, такие показатели, как:

  • текущая скорость;
  • средняя скорость;
  • длина дистанции;
  • время в пути;
  • каденс;
  • пробег;
  • часы.

Датчиком электронного одометра выступает контакт, герметично расположенный в корпусе, - геркон. Его закрепляют на перьях передней вилки либо (когда длина проводов для этого достаточна) около заднего колеса. На спице колеса крепится постоянный магнит, который заставляет датчик срабатывать. Время между двумя ближайшими включениями датчика отслеживает микроконтроллер. Жидкокристаллические индикаторы с семью сегментами отражают полученный результат, функцию подсветки выполняют светодиоды.

Бывают ли погрешности в работе велосипедных одометров

Как и любой прибор, одометр может иметь допустимый процент погрешностей. Механические устройства, установленные на горных велосипедах или байках, движущихся на пересечённой местности, могут давать до 15% погрешностей. Считается, что чем тяжелее условия эксплуатации транспортного средства, тем выше погрешность. К примеру, отрицательно повлиять на работу одометра может пробуксовка, ослабление гибкого тросика (он должен быть натянут, нельзя допускать, чтобы он провисал в петлях), разбалтывание деталей. Правда, такой высокий показатель искажения всё же не характерен для велосипедных одометров нового поколения. Электромеханические устройства могут дать до 5% искажений. А вот цифровые гаджеты, в которых отсутствуют механические связи между деталями и минимизируется риск внутренних повреждений, выдают не более 1% погрешностей.

Как правильно выбрать прибор

Если вы чётко решили, что велосипедный одометр вам необходим и не станет очередной игрушкой, праздно болтающейся на руле, перед установкой, в первую очередь, необходимо выбрать качественный прибор, который не придётся выбрасывать после первого же велосезона.

При выборе одометра необходимо учесть такие параметры, как:

  • надёжность прибора;
  • предел показаний;
  • качество корпуса;
  • функционал;
  • тип крепления.

Наиболее надёжные велосипедные счётчики производят такие компании, как VDO, BBB, Cateye, Sigma. Выбрать модель можно индивидуально, исходя из тех целей, которые вы перед собой ставите.

Одометры делятся на модели с максимальным показателем скорости 99,9 км/ч и устройства, отображающие трёхзначные показатели. К примеру, спидометр Sigma 506 показывает скорости выше 100 км/ч. Это устройство рассчитано на велогонщиков. Любителям оно вряд ли пригодится.

По размерам и компактности приборы могут быть разными, но функционал от этого не зависит. Можно приобрести даже устройство в виде ручных часов, измеряющее пульс спортсмена.

Крепить велокомпьютер можно также на или самом руле. Бывают приборы с универсальным креплением.

Идеальная модель одометра должна располагать крупным дисплеем с чётко читающимися цифрами.

Необходимо, чтобы прибор выдерживал вибрацию и жёсткие погодные условия, а его компоненты отличались качеством сборки.

Как настроить электронный одометр

Начать установку велосипедного компьютера – это, прежде всего, правильно указать параметры своего транспортного средства. Сделать это лучше всего сразу после приобретения велосипеда. Показатели лучше всего записать и сохранить.

  1. Для начала необходимо установить показатель C - длину колеса. Её необходимо уточнить, так как это число нестандартно. Для этого измеряем периметр покрышки с помощью сантиметровой ленты, намотанной на колесо по кругу. Другой способ: поставить краской на колесе яркую отметку и, прокатив велосипед на один оборот колеса, измерить расстояние от одного отпечатка до другого.
  2. Затем нужно с помощью электромонтажа закрепить датчик на одном из перьев вилки или на велораме.
  3. Далее крепко обматываем провод вокруг пера и тормозного троса.
  4. Устанавливаем на вынос руля или руль крепёжную площадку.
  5. Фиксируем магнит на спице, но не перетягиваем винт, чтобы не сломать магнитик. Между магнитом и датчиком не должно быть более 3 мм.
  6. Закрепляем велосипедный компьютер в контактной площадке и проверяем качество работы.

Велосипедный одометр – необходимое устройство в жизни каждого современного велосипедиста. При умелом использовании прибора можно своевременно прогнозировать сроки технического обслуживания, грамотно распределять спортивные нагрузки, комфортно перемещаться на большие расстояния в условиях велопохода. Грамотно выбранный и укреплённый одометр упрощает жизнь на двух колёсах и повышает ваши шансы не стоять на месте.

Механический измерительный прибор расстояния, который мы взяли за основу для этой статьи, имеет редуктор 1690:1! Это значит, что входной вал его должен провернуться 1690 раз, прежде чем на табло появится 1 километр. Одометры как этот в настоящее время заменены на цифровые спидометры, которые предоставляют больше возможностей и стоят меньше, но они не идут ни в какое сравнение с настоящими одометрами. В этой статье мы рассмотрим каждую мелочь данного сложнейшего механизма, а затем поговорим о том, как работают цифровые спидометры.

Механические одометры, внутреннее устройство

Механические одометры вращаются гибким кабелем, который сделан из туго скрученной пружины. Обычно кабель вращается внутри металлической трубки в резиновом корпусе. На велосипеде, маленькое колесико вращается в противоположную от колеса сторону, тем самым приводя в движение кабель, а передаточное число на таком приборе должно быть откалибровано в соответствии с размером маленького колесика.

В автомобиле кабель вращается выходным валом коробки передач. Кабель подключен к приборной панели, где он соединяется с входным валом одометра.

Зубчатая передача

Сам одометр использует серию из трех червячных передач (червячная передача - механическая передача, осуществляющаяся зацеплением «червяка» и сопряженного с ним червячного колеса) для достижения редуктора показателя 1690:1. Входной клапан приводит в движение первого «червя», который приводит в движение передачу. Каждый полный оборот «червя» проворачивает только один зубец. Этот же механизм приводит в движение следующего «червя», который проворачивает другую передачу, которая, в свою очередь, приводит в движение последнего «червя», который подключен к индикатору одометра и переворачивает цифру с десятыми мили.

Каждый индикатор имеет ряд шпилек, торчащих с одной стороны, и один набор из двух шпилек, торчащих с другой стороны. Когда набор из двух шпилек подходит к белой пластиковой шестерне, один из зубцов попадает между этих шпилек и проворачивается вместе с индикатором, пока шпильки не пройдут дальше. В этом механизме также участвует одна из шпилек индикатора с большим числом и совершает 1/10 его поворота.

Возможно теперь, вы можете понять почему, когда ваш спидометр «зашкаливает» (например, показывая цифру от 19 999 километров до 20 000 километров), цифра «два» в левой части дисплея может находиться не на одном уровне с остальным цифрами. Все дело в небольшом количестве маленьких шпилек, которые предотвращают идеальное выравнивание всех цифр. Как правило, прежде чем цифры выстроятся в правильный ряд, на спидометре должно быть как минимум 21 000 км.

Вы могли слышать о том, что механические спидометры можно перемотать назад. Это так, ведь сами по себе - это зубчатые передачи и при движении автомобиля назад он тоже будет вращаться в обратном направлении. Но вам не обязательно ехать сотни миль задом наперед, можно лишь подключить кабель к дрели и отмотать столько километров, сколько вам нужно. Если вы служили в армии на должности водителя, то данный способ скрутки пробега машины, кустовым способом, должен быть вам известен. Если же армейские сапоги пришлись вам не к лицу, то учится никогда не поздно. Если приспичит, конечно.

Все, что работает с механическим измерителем расстояния не пройдет с цифровым и вы в этом убедитесь, прочитав следующую часть нашей статьи.

Цифровые или компьютеризированные одометры. Внутренне устройство и как работает?

Если вы совершите прогулку по магазинам велосипедов, вероятнее всего, что вы не найдете ни одного велосипеда оснащенного одометром (или спидометром) с кабельным управлением. Вместо этого вы найдете велосипедные компьютеры. У таких велосипедов к одному из колес прикреплен магнит, а к раме прикреплен датчик. Каждый раз, когда колесо делает один полный оборот, магнит проходит мимо датчика, создавая в нем напряжение. Компьютер подсчитывает эти всплески напряжения, или импульсы, и использует их для подсчета расстояния.

Если у вас есть или был велосипед с подобным компьютером, вы должны знать, что его необходимо запрограммировать на окружность колеса. Окружность - это расстояние, пройденное колесом за один полный оборот. Каждый раз, когда компьютер чувствует импульс, он добавляет окружность колеса к общему расстоянию и обновляет цифровой дисплей.

Многие современные автомобили используют подобную систему. Кстати, статью про пару таких современных новинок от Volkswagen вы можете почитать . Вместо магнитного датчика на колесе, эта система использует зубчатое колесо, установленное на входном валу коробки передач, и магнитный датчик, который подсчитывает импульсы каждый раз, когда мимо проходит один из зубцов колеса. В некоторых автомобилях используются щелевые колеса и оптический датчик, точно такой же, как и в компьютерной мыши. Точно так же, как и в велосипеде, компьютер знает какое расстояние автомобиль проходит между каждым импульсом, и использует его для обновления показаний одометра.

Одной из самых интересных вещей в автомобильном одометре является то, как информация поступает на приборную панель. Вместо кабеля, который передает сигнал в механическом датчике, в цифровом информация о пройденном расстоянии (вместе с другими данными) поступает на приборную панель через провод связи от блока управления двигателем. Автомобиль является локальной сетью, к которой подключены различные устройства. Ниже мы приводим список некоторых из устройств, которые подключены к компьютеру автомобиля:

  • Блок управления двигателем
  • Система климат-контроля
  • Приборная панель
  • Контроль гидроусилителя руля
  • Радио
  • Антиблокировочная тормозная система
  • Блок управления надувной подушки безопасности
  • Блок управления (работает с освещением салона и т.п.)
  • Блок управления коробкой передач

Во многих автомобилях используется стандартизированный коммуникационный протокол, SAE J1850, чтобы дать возможность всем электронным модулям общаться между собой.

Считает все импульсы и отслеживает общее расстояние, пройденное автомобилем. Именно поэтому невозможно «открутить» цифровой одометр назад, т.к. значение, которое хранится в блоке управления двигателем, не будет совпадать с желаемым, а это невозможно. Это значение можно проверить с помощью компьютерной диагностики, которая есть в каждом сервисном центре официального дилера. Так что, если вы, к примеру, стоите на пороге покупки б/у автомобиля и терзаетесь сомнениями по поводу слишком маленького пробега на его панели приборов, знайте, что обращение к одному из более менее приличных СТО сможет помочь вам с проверкой «белого» пробега авто. Но вернемся к нашим «баранам». Несколько раз в секунду блок управления двигателем посылает пакет информации, состоящий из заголовка и данных. Заголовок - это просто номер, который идентифицирует пакет, как чтение расстояния, а данные - это цифра, соответствующая пройденному расстоянию. В панели инструментов расположен другой компьютер, который знает, что ему нужно искать эти пакеты с информацией и, как только он видит один из них, он тут же обновляет одометр новыми значениями. В автомобилях с цифровым одометром, приборная панель просто отображает новое значение. Автомобили с аналоговыми одометрами оборудованы небольшими шаговыми моторами, которые переворачивают цифры на одометре.

Если ваш спидометр или тахометр на ВАЗ, Газель, Тойоту, Ниссан, Mitsubishi или другую марку авто, вышел из строя, не отчаивайтесь. всегда будет рад помочь вам. У нас вы сможете найти и купить такой товар как цифровой спидометр, трос спидометра, стрелки спидометра, тахометр и многое, многое другое. Для этого требуется лишь оставить заявку на сайте, после чего десятки автомагазинов выйдут на вас со своими предложениями.

Спидометр… Об этом приборе, безусловно, знает всякий автомобилист. Однако что такое одометр в автомобиле – сможет ответить далеко не каждый, и это вполне закономерно, ведь этот прибор далеко не так прост и примитивен, как кажется на первый взгляд.

При этом далеко не все видят разницу между одометром и спидометром – совершенно иным прибором, совмещенном с ним. Что ж, мы попытаемся доходчиво рассказать о различиях, а также о том, что это такое — одометр автомобиля.

Принцип действия одометра

Выражаясь научным языком, одометр представляет собой механическое либо электронное устройство, определяющее количество оборотов, совершаемых колесом, то есть, счетчиком. Благодаря этой информации владелец автомобиля может определить путь, который пройден автомобилем в течение всего срока его эксплуатации либо за определенный промежуток времени. То есть, информация, получаемая прибором, доводится до водителя в числовой форме, а конкретно – километрах пройденного пути.

Принцип действия прибора таков – за один пройденный автомобилем километр колесо совершает одинаковое число оборотов. Зная, сколько оборотов оно совершило в общем за тот или иной путь, легко высчитать пройденный километрах, и именно он отображается на счетчике пробега.

Кроме того, обнулив данные одометра перед поездкой, вы легко можете установить расстояние из точки А в точку Б либо высчитать, сколько автомобиль проехал на одной заправке топливом. Обо всех этих функциях одометра знает, вероятно, любой водитель.

Их типы

Несмотря на то, что автомобиль – изобретение относительно недавнего прошлого, такой прибор как одометр был известен очень давно – его изобретателем стал Герон Александрийский. Вполне логично, что первый такого рода механизм был механическим.

Собственно, в автомобильной промышленности также все используемые первоначально одометры имели чисто механическую конструкцию, а сам счетчик, находящийся на приборной панели, представлял собой набор барабанов с нанесенными цифрами, которые менялись по мере прохождения автомобилем определенного расстояния (одного километра или мили).

Такие одометры отличались простотой конструкции и надежностью, однако имели и несколько существенных недостатков. Главным из них стало ограничение механического счетчика – при достижении определенного пробега он обнулялся.

Кроме того, точность работы такого одометра достигалась лишь при использовании на транспортном средстве колес строго определенной размерности, и отклонение от нее вызывало серьезную погрешность в измерениях.

В середине ХХ века автопроизводители стали использовать электромеханические счетчики, которые, получая информацию от механического датчика, выводили информацию не с помощью архаичных барабанов с цифрами, а на жидкокристаллическом дисплее.

Позднее были созданы и полностью электронные одометры, получавшие информацию об оборотах колеса от так называемого датчика Холла. При этом поступающая с него информация обрабатывалась бортовым компьютером автомобиля и хранилась в его памяти, что позволяла сохранять информацию не только об общем пробеге, но и отдельных поездках.

Это было очень удобно, к примеру, для замеров расхода топлива или пройденной дистанции в нескольких поездках.

Одометр и спидометр: в чем разница?

Как мы уже говорили, далеко не все знают о разнице между двумя совершенно разными приборами – одометром и спидометром. Многих вводит в заблуждение тот факт, что шкала одометра практически на всех автомобилях интегрирована в шкалу показаний спидометра.

Логично, что некоторые вполне обоснованно предполагают, что это один и тот же прибор. На самом деле разница между приборами очень значительна.

Спидометр служит для измерения скорости движения транспортного средства и никак не связан с функциями одометра – счетчика пройденного транспортным средством километража.

Совмещение шкал этих приборов обусловлено лишь удобством восприятия информации человеком, а также традицией. Впрочем, сегодня показания одометра выводятся на дисплей бортового компьютера среди основной информации, и дисплей этот опять таки располагается в районе шкалы спидометра. Тем не менее, путать данные приборы никак нельзя.

Использование одометра в определении пробега подержанного автомобиля

Общеизвестно, что одометр является основным средством, посредством которого можно установить пробег того или иного транспортного средства. Этот критерий – один из важнейших , поскольку пройденный километраж позволяет оценить общее техническое состояние автомобиля, степень износа узлов и агрегатов, а также остаточный ресурс двигателя.

Само собой, что у многих автолюбителей, расстающихся с собственным транспортным средством, часто возникает желание изменить показания одометра с целью увеличить начальную стоимость продаваемого автомобиля.

Мы оставим в стороне морально-этическую сторону данного вопроса и посмотрим, насколько реально в техническом плане «скрутить» счетчик одометра.

Здесь нам следует вновь углубиться в историю данного прибора. Первые, механические, одометры имели серьезный недостаток – изменить их показания было весьма просто. По сути, эта причина и вынудила автопроизводителей искать различные способы защиты данных, что, в итоге, и привело к созданию электронных приборов.

В них, как мы уже писали, информация об общем пробеге «зашита» в бортовом компьютере автомобиля, и скорректировать ее гораздо сложнее. На практике, отправить электронный одометр в минус все же возможно, однако делается это уже не вмешательством в работу механических узлов, а путем переписывания в памяти бортового компьютера заложенной в него информации.

Видео — про скрученные пробеги у автомобилей:

Сегодня в сети интернет имеется множество предложений в этой сфере, чего стоит хотя бы известный сайт одометр.рф, отзывы в котором говорят об относительной простоте такой процедуры.

Но не стоит забывать, что в большинстве современных авто информация о пробеге хранится сразу в нескольких независимых друг от друга электронных блоках, и вполне способна выявить факт «скручивания» показаний одометра со стороны автолюбителя.

Выводы

Как мы видим, получить ответ на вопрос о том, что такое одометр, не так и сложно. Зная принципы работы данного помощника автомобилиста, можно с легкостью получать информацию о пройденном пути, узнать общий пробег авто, контролировать расход топлива. Безусловно, это один из самых значимых приборов любого транспортного средства.

Видео — можно ли узнать скручен ли пробег (показания одометра) — советы перекупа.