Что относится к специализированному транспорту. Специальный или специализированный? Что мы перевозим

В спектр услуг автотранспортной компании ООО «ТрансЛинии» включены специализированные грузовые перевозки, которые требуют наличия специализированного автомобильного транспорта, особых условий работы и связаны с определенными рисками.

Что мы перевозим

Специальных условий транспортировки требуют грузы:

  • тяжеловесные, крупногабаритные и негабаритные — массой более 500 кг, превышающие стандартные размеры дорожных габаритов;
  • скоропортящиеся — продукты питания с определенным сроком хранения и другая продукция, качество которой может ухудшиться за время доставки;
  • опасные — вещества, представляющие опасность для людей или материальных ценностей;
  • ценные — предметы искусства и музейные экспонаты.

Мы осуществляем специальные грузоперевозки в Перми, Москве и по всей России. Тип груза и его объем — одна из составляющих стоимости услуги.

Стоимость перевозки специальных грузов

Тип транспортного средства Вес, тонн Объем, м 3 Стоимость в руб./за 1 час Стоимость в руб./за 1 км. Минимальное кол-во часов при заказе
Газель 1,5 15 350 12 2
Бычок 3 16-20 750 18 4
Бычок, термос, рефрижератор 3 16 800 19 4
Тент, бортовой, изотерм, рефрижератор 5 22-34 850 20 4
10 34-45 1000 29 4
«Вездеход» 10 - 1500 38 8
20 - 1900 45 8
Тент, бортовой 20 82-92 1200 39 4
Термос, рефрижератор 20 82-92 1400 42 4
Трал - - 2500 75 8

Наш автомобильный транспорт

Наличие собственного автопарка позволяет нам обеспечивать надлежащие условия для перевозок. У нас вы можете заказать транспортные средства:

  • бортовой тентованный полуприцеп, грузоподъемностью до 20 тонн;
  • грузовой фургон (промтоварный, рефрижератор);
  • полуприцеп-цистерну для опасных веществ;
  • низкорамную платформу длиной до 12 метров, грузоподъемностью до 60 тонн.

Кроме этих машин есть еще несколько видов грузового транспорта специального назначения.

Весь автотранспорт содержится в отличном состоянии и готов выехать по первому требованию. Его обслуживают водители, имеющие большой опыт в доставке опасного, негабаритного и ценного груза, хорошо знакомые с направлениями Москва-Пермь-Москва и по другим городам.

Как мы работаем

Особенности работы

Автотранспортная компания ООО «ТрансЛинии» более 10 лет работает в сфере грузоперевозок. Наши специалисты хорошо знакомы с тем, что они делают и с дорогами Москвы, Перми и всей России. Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами выполняется с соблюдением определенных правил, для чего:

  • подбор техники осуществляется в соответствии со спецификой груза;
  • разрабатывается оптимальный маршрут для оперативной и безопасной доставки;
  • строго соблюдается техника безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и во время движения транспортного средства.

Загружая автомобильный транспорт, наши специалисты строго следят за упаковкой и закреплением предметов в кузове, за заданной температурой и не допускают задержек в пути. Для бережной транспортировки музейных экспонатов и хрупких ценных вещей используют автомобиль, обитый изнутри мягким материалом. Мы предлагаем дополнительные услуги по страхованию и предоставляем в аренду складские помещения.

Уже само название – специальный транспорт, подразумевает уникальность данного типа транспортных средств. Практически любой автомобиль, используемый для особых целей, отличается от "гражданских" аналогов внутренним содержимым (особый двигатель, интерьер салона, дополнительное оборудование), а некоторые из специальных транспортных средств выделяются еще и необычным внешним видом.

Можно дать формальное определение специального транспорта:

Специальный транспорт — это специальным образом оборудованные транспортные средства, предназначенные для решения конретных задач.

Классическим примером специального транспорта является автомобиль, который используется в деятельности "силовых" структур государства: правоохранительных органов, служб разведки и контрразведки, служб спасения и прочих военизированных формирований.

Виды специального транспорта:

Полицейский транспорт

Первым образцом специального транспорта была полицейская дрезина, сконструированная в 1899 году инженером Франком Лумисом. Заказчиком этого необычного транспорта стало полицейское управление города Акрон (США, Аризона). В качестве основы была использована "гражданская" вагонетка, оснащенная электрическим агрегатом. Запас хода этого устройства равнялся 30 километрам, а максимальная скорость доходила до 25 км/час. В качестве специального оснащения использовались носилки, предназначенные для транспортировки раненых (или особо буйных) пассажиров от места происшествия до полицейской дрезины.

С тех пор, практически все транспортные средства полиции (или милиции) унаследовали главные принципы конструкции первого образца специального транспорта – "гражданскую" основу специального авто, присутствие особого инвентаря или оборудования "на борту" автомобиля, наличие цветовой маркировки на корпусе, позволяющей идентифицировать этот транспортное средство, как полицейский автомобиль (грузовик, снегоход, мотоцикл, автобус и так далее).


Современный полицейский автомобиль, как правило, создается на усиленной платформе гражданского авто. Особую, "полицейскую" версию выпускают только Ford и GM или подобные им гиганты автоиндустрии. Разумеется, гражданский автомобиль требует доводки ходовой части, усиления двигателя и установки дополнительных приспособлений – средств дальней связи, медицинского оборудования, креплений под оружие. Часть салона отводится под своеобразную КПЗ на колесах. Немалым плюсом для полицейского авто является объемный багажник, способный вместить дополнительное оборудование – средства для блокирования нарушителей, особую аппаратуру для фиксации нарушений.






В качестве автомобиля-донора могут использоваться самые разные классы транспортных средств – от спортивного автомобиля до тяжелого внедорожника или микроавтобуса. Последний вариант предпочитают спецподразделения полиции, поскольку внутри вместительного микроавтобуса очень легко упрятать скрытую точку наблюдения или просто использовать объемный салон для транспортировки к месту происшествия группы спецназа, оснащенного массивным вооружением или оборудованием.

Транспорт структур отвечающих за контрразведывательную деятельность (или разведку) отличается от полицейских автомобилей внешней незаметностью в гражданском транспортном потоке. Такие машины не выделяются особой маркировкой или специальными сигналами, поскольку они предназначены для проведения операций, сокрытых от общего внимания. Но этот транспорт тоже относится к категории специальных автомобилей, поэтому под "обычным" корпусом, неотличимым от гражданского аналога, скрыта особая начинка.



Именно спецслужбы предпочитают исключительно внутреннюю доводку автомобиля. Чаще всего на серийную машину устанавливают форсированный двигатель, средства связи и слежения. Иногда проводят бронирование стекол и корпуса. Из всех образцов специального транспорта именно автомобили спецслужб имеют самый обыденный внешний вид. Очень часто обычные водители даже не догадываются о том, какая машина двигается по соседству, предполагая, что машины контрразведчиков и шпионов выглядят следующим образом:




Транспорт службы спасения. Скорая помощь. Пожарные автомобили.

Совершенно иные задачи решаются при помощи транспортных средств служб спасения и устранения аварий. В отличие от машин контрразведчиков и шпионов, автомобили МЧС, пожарной службы, "Скорой помощи" и прочих аналогичных структур сияют в общем транспортном потоке, как новогодняя елка. Кричащая расцветка, обилие специальных сигналов, как визуальных, так и звуковых, демонстрируют принадлежность этих автомобилей к отдельной касте транспорта, используемого в особых случаях, не терпящих промедления и задержки. Но специальный транспорт служб спасения отличается не только пестрым колером ЛКП – под кричащими цветами прочного корпуса скрыты очень сложные механизмы и устройства, позволяющие решить любую проблему.




Именно эти модели специального транспорта можно назвать по-настоящему уникальными. Например, "Скорая помощь" - внешне простой автомобиль, который можно выделить в общем потоке транспорта только по особой расцветке корпуса и "люстрам" спецсигнала. Но эта простота обманчива. За стандартным корпусом микроавтобуса скрывается особый комплект оборудования, позволяющий начать лечение или комплекс реанимационных мероприятий уже в дороге.



Рядовые граждане даже не знают, что существует более десятка вариаций комплектации автомобилей "Скорой помощи", которые различаются по разновидностям оказываемой помощи. Существует психиатрическая, акушерская, неврологическая, педиатрическая, кардиологическая "Скорая помощь".

Автомобили МЧС и пожарной охраны комплектуются не меньшим количеством спецсредств. Однако, в отличие от "Скорой помощи", у транспорта МЧС все "фишки" конструкции заметны издалека. Например, пожарная автолестница – этот вариант специального транспорта невозможно перепутать с другим автомобилем. Ведь ни у одного военного, гражданского или полицейского авто нет главного отличительного принципа – огромной раздвижной лестницы.



Первые образцы подобной техники появились в 1951 году. Современные автолестницы способны "дотянутся" до высоты 60 метров. Основой для автолестниц, как правило, служат шасси и рамы грузовых автомобилей.

Не менее оригинальный вид имеет и классический пожарный автомобиль, укомплектованный цистерной, насосной станцией, гидростволом на лафете и прочими приспособлениями, предназначенными для борьбы с огнем.



Этот "монстр", основанный на шасси тяжелого, восьмиколесного тягача МАЗ-543, способен транспортировать более 10 тон воды и около тонны специальной порошкообразной взвеси.

Специальные грузовики. Автомобили инкассаторов.

Отдельной категорией специального транспорта являются бронированные грузовики, автобусу или автомобили, предназначенные для транспортировки чрезвычайно вредных и опасных веществ. К этой же категории можно отнести транспорт инкассаторов.

Опасные грузы перевозятся в специально подготовленном кузове, исключающем контакт вредного вещества (или тары с вредным веществом) и окружающей среды. Поэтому наиболее интересной деталью специальных грузовиков или тягачей является такой кузов (или прицеп). Существуют крытые грузовые отсеки, цистерны, термические контейнеры и прочее.




Главная задача этих контейнеров состоит в защите окружающей среды от их содержимого.

Автомобили инкассаторов предназначаются для диаметрально противоположной цели – защиты содержимого от окружающей среды. Для этого используют подготовленные шасси от микроавтобусов и особый – "бронированный" корпус.




Специальный бронированный автомобиль АС-1925 "ОНЕГА". Внутри даже есть кондиционер.

По большому счету автомобиль инкассаторов является гибридом передвижного сейфа и полицейского транспорта. Внутри бронированного корпуса, отделенного от водительской части, обязательно дежурит группа вооруженных людей. Поэтому помимо места "под сейф" в машине инкассаторов должны предусматриваться и места "для пассажиров", что увеличивает объем кузова. По техническому обеспечению машина инкассаторов не уступает иным полицейским авто. В таком специализированном транспортном средстве обязательно присутствуют средства связи, спутниковый маячок, и особое оборудование, активируемое в экстренных ситуациях. Именно эта особенность "строения" инкассаторского автомобиля заставляет говорить о нем, как об идеальном специальном транспортном средстве.

Транспортные средства представляют собой устройства, предназначенные для перемещения из одного места в другое людей, различных грузов и разнообразного установленного на транспортном средстве оборудования. Виды транспорта классифицируются в зависимости от среды, в которой функционирует транспортное средство и осуществляется перевозка. Различают водные, наземные, воздушные, подземные и космические транспортные средства. Также существуют комбинированные транспортные средства, способные передвигаться в нескольких средах - амфибии, аэропланы, некоторые виды транспорта на воздушной подушке.

Виды водных транспортных средств

К водным видам транспорта относятся транспортные средства, осуществляющие перевозки по воде - рекам, океанам, каналам, морям, водохранилищам и озерам. Основным видом транспорта для воды является судно. В зависимости от глубины водоема водный транспорт делится на следующие виды:

  • речной - паромы, баржи, речные трамваи, суда на воздушных подушках;
  • морской - круизные лайнеры, тяжеловозы, танкеры, контейнеровозы.

К минусам водных транспортных средств можно отнести их низкую скорость, сезонность навигации и возможность прямого межконтинентального сообщения, а к плюсам - большую вместительность и низкую минимальную стоимость транспортировки.

Виды грузовых транспортных средств

Грузовым транспортом может считаться транспортное средство, передвигающееся в любой среде. Существуют грузовые самолеты, грузовые суда, грузовые поезда и разнообразный наземный колесный грузовой транспорт. Различаются следующие виды наземных грузовых автомашин:

  • Грузовые автомобили, объединенные с кузовом - бортовые грузовики, фургоны, темрофургоны;
  • Самоходные тягачи, предназначенные для буксировки прицепной техники и прицепов;
  • Прицепы без собственных двигателей, которые предназначены для сцепки с тягачом в составе автопоезда;
  • Полуприцепы со сцепным устройством - тентованные, бортовые, платформы, тралы, рефрижераторы, самосвалы.

Виды специальных транспортных средств

К категории специальных транспортных средств относится транспорт, используемый для целей, отличных от гражданских, или имеющий специальное оборудование. Существуют следующие виды специальных транспортных средств:

  • Автомобили, мотоциклы и автобусы оперативных служб полиции;
  • Автомобили скорой медицинской помощи;
  • Машины городского коммунального хозяйства - снегоуборочная техника, поливальные машины;
  • Войсковой транспорт (бронетранспортеры, боевые машины и другое);
  • Машины МЧС, пожарные автомобили;
  • Внутрипроизводственный транспорт, использующийся на крупных предприятиях.

Основные виды транспортных средств

Кроме среды перемещения, транспорт различается по функциональному назначению. Выделяют общий транспорт (общественный), личный транспорт и транспорт специального назначения (технологический и военный). Также транспортные средства можно классифицировать на несколько различных видов по используемым источникам энергии на следующие категории:

  • транспорт с электрическим двигателем;
  • транспорт с тепловым двигателем;
  • транспорт с гибридным двигателем;
  • транспорт без собственного двигателя - парусный и приводимый в движение мускульной силой.

К современным и перспективным видам транспорта можно отнести транспортные средства на магнитной подушке и автоматический транспорт без водителя.

– это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.

Классификация по назначению

Транспортные средства различаются по своему назначению. Можно выделить пассажирские и грузовые автомобили, а также ТС специального назначения.

Если с пассажирским и грузовым авто все предельно ясно, то специальный транспорт не предназначен для перевозки людей и грузов. Подобные автомобили транспортируют оборудование, которое на них закреплено. Так, к таким средствам можно отнести пожарные машины, автовышки, автокраны, автолавки и другие авто, комплектующиеся тем или иным оборудованием.

Если пассажирское авто может вместить в себя до 8 человек без водителя, то оно классифицируется как легковое. Если вместимость ТС более 8 человек, тогда такой тип транспортного средства – автобус.

Транспортировщик может служить для общего назначения или для перевозки специальных грузов. Авто общего назначения имеют в своей конструкции кузов с бортами без опрокидывающего устройства. Также они могут быть укомплектованы тентом и дугами для монтажа.

Грузовые автомобили специального назначения имеют в своей конструкции различные технические возможности для перевозки определенных грузов. Например, панелевоз оптимизирован для удобной транспортировки панелей и строительных плит. Самосвал применяют для преимущественно сыпучих грузов. Бензовоз предназначен для светлых нефтепродуктов.

Прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски

Любое ТС может использоваться с дополнительным оборудованием. Это могут быть прицепы, полуприцепы или роспуски.

Прицеп – это один из видов транспортных средств, использующихся без водителя. Движение его осуществляется посредством автомобиля при помощи буксировки.

Полуприцеп представляет собой буксируемое ТС без участия водителя. Часть массы его отдается буксирующему автомобилю.

Прицеп-роспуск предназначен для перевозки длинных грузов. Конструкция предусматривает дышло, длина которого в ходе эксплуатации может меняться.

Транспортное средство, выполняющее буксировку, называют тягачом. Такое авто комплектуется специальным устройством, которое позволяет сцеплять автомобиль и любой из прицепов. По-другому такая конструкция называется седлом, а тягач называют седельным тягачом. Однако седельный тягач находится в отдельной категории транспортных средств.

Индексации и виды

Раньше в СССР каждая модель ТС имела свой индекс. Он обозначал завод, на котором было произведено авто.

В 1966 году приняли так называемую отраслевую нормаль ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов». Этот документ не только позволял классифицировать виды транспортных средств. На основании этого положения стали классифицировать также прицепы и другое оборудование.

По этой системе все транспортные средства, классификация которых была описана в этом документе, имели в своем индексе четыре, пять или шесть цифр. По ним можно было определить категории ТС.

Расшифровка цифровых индексов

По второй цифре можно было узнать тип транспортного средства. 1 – легковое ТС, 2 – автобус, 3 – грузовик общего предназначения, 4 – седельный тягач, 5 – самосвал, 6 - цистерна, 7 – фургон, 9 – ТС специального назначения.

Что касалось первой цифры, то она обозначала класс ТС. Например, легковые транспортные средства, классификация которых проводилась по объему двигателя. Грузовые машины делятся на классы по массе. Автобусы различали по длине.

Классификация легковых ТС

По отраслевой нормали легковые колесные транспортные средства классифицировались следующим образом.

  • 1 – особо малый класс, объем двигателя составлял до 1,2 л;
  • 2 – малый класс, объем от 1,3 до 1,8 л;
  • 3 – автомобили среднего класса, объем двигателя от 1,9 до 3,5 л;
  • 4 – большой класс с объемом выше 3,5 л;
  • 5 – высший класс легковых транспортных средств.

На сегодняшний день отраслевая нормаль уже не обязательна, и многие заводы не придерживаются ее. Однако отечественные производители авто все еще используют эту индексацию.

Иногда можно встретить транспортные средства, классификация которых не подходит под первую цифру в модели. Это значит, что индекс присвоили модели на этапе разработки, а затем в конструкции что-то изменилось, а цифра осталась.

Автомобили иностранного производства и их система классификации

Индексы иномарок, которые ввозили на территорию нашей страны, не входили в перечень транспортных средств по принятой нормали. Поэтому в 1992 году была внедрена Система сертификации по механическим транспортным средствам, а с 1 октября 1998 года действует ее измененный вариант.

Для всех видов средств передвижения, которые попадали в оборот в нашей стране, необходимо было оформлять специальный документ, который назывался «Одобрение типа транспортного средства». Из документа следовало, что каждое ТС должно иметь свою отдельную марку.

Чтобы упростить порядок прохождения сертификации в РФ используют так называемую Международную систему классификации. В соответствии с ней любое дорожное транспортное средство можно отнести к одной из групп – L, M, N, O. Других обозначений не существует.

Категории транспортных средств по международной системе

В группу L входят любые ТС, количество колес которых менее четырех, а также квадроциклы:

  • L1 - это мопед или ТС с двумя колесами, которое может развивать максимальную скорость до 50 км/ч. Если в конструкции транспортного средства имеется ДВС, то объем его не должен превышать 50 см³. Если в качестве силового агрегата используется электрический двигатель, то номинальные показатели мощности должны быть менее 4 кВт;
  • L2 – трехколесный мопед, а также любое ТС с тремя колесами, скорость которого не превышает 50 км/ч, а объем двигателя 50 см³;
  • L3 – мотоцикл с объемом более 50 см³. Его максимальная скорость выше, чем 50 км/ч;
  • L4 – мотоцикл, укомплектованный коляской для перевозки пассажира;
  • L5 – трициклы, скорость которых превышает 50 км/ч;
  • L6 – это легкий квадрацикл. Масса снаряженного ТС не должна превышать 350 кг; Максимальная скорость не более 50 км/ч;
  • L7 – полноценный квадрацикл с массой до 400 кг.

  • М1 – это ТС для перевозки пассажиров, которые имеют не более 8 мест;
  • M2 – ТС с количеством мест для пассажиров более восьми;
  • M3 – ТС с количеством мест более 8 и весом до 5 тонн;
  • M4 – транспортное средство с количеством мест более восьми и весом свыше 5 тонн.
  • N1 – грузовики с весом до 3,5 тонн;
  • N2 – ТС с массой от 3,5 до 12 тонн;
  • N3 – ТС с массой более 12 тонн.

Классификация ТС по Европейской Конвенции

В 1968 году в Австрии была принята Конвенция о дорожном движении. Классификация, которая предусмотрена в этом документе, используется для обозначения различных категорий транспорта.

Виды ТС по Конвенции

Она включает в себя несколько категорий:

  • А – это мотоциклы и другая двухколесная моторизованная техника;
  • B – автомобили с массой до 3500 кг и количеством мест не более восьми;
  • С – все ТС, кроме тех, что относятся к категории D. Масса должна составлять больше 3500 кг;
  • D – пассажирский транспорт, имеющий более 8 мест;
  • Е - грузовой транспорт, тягачи.

Категория Е позволяет водителям управлять автопоездами, которые состоят из тягача. Также сюда можно включить любые транспортные средства классификации В, С, D. Эти ТС могут работать в составе автопоезда. Эту категорию водителям присваивают вместе с остальными категориями, а ставится она при регистрации машины в свидетельство транспортного средства.

Неофициальная европейская классификация

Кроме официальной классификации, есть еще и неофициальная, которая применяется достаточно широко. Она достаточно популярна среди владельцев ТС. Здесь можно выделить категории в зависимости от конструкции транспортных средств: A, B, C, D, E, F. В основном такую классификацию применяют в обзорах автомобильные журналисты для сравнения и оценки.

Класс А содержит малолитражные ТС невысокой стоимости. F – это самые дорогие, очень мощные и престижные марки авто. В промежутках находятся классы других видов машин. Четких рамок здесь нет. Это множество самых разнообразных легковых авто.

С развитием автоиндустрии постоянно производят новые машины, которые впоследствии занимают свои ниши. С новыми разработками классификация постоянно расширяется. Часто бывает так, что различные модели могут занимать границы нескольких классов, тем самым образуя новый класс.

Яркий пример такого явления – это паркетный внедорожник. Он предназначен для дорог с твердым покрытием.

VIN-коды

По сути это уникальный номер ТС. В таком коде зашифрована вся информация о происхождении, производителе и технических характеристиках той или иной модели. Номера можно найти на многих неразъемных узлах и агрегатах машин. В основном они находятся на кузове, элементах шасси или специальных шильдиках.

Те, кто разработал и внедрил эти номера, ввели наиболее простой и надежный метод, который существенно облегчает процесс классификации автомобилей. Такой номер позволяет хоть немного защитить автомобили от угона.

Сам код – это не беспорядок букв и цифр. Каждый знак несет в себе определенную информацию. Набор шифров не очень большой, каждый код имеет 17 символов. В основном это буквы латинского алфавита и цифры. В этом шифре предусмотрена позиция для специального контрольного числа, которое вычисляется исходя из самого кода.

Процесс вычисления контрольного номера – это достаточно мощное средство защиты от перебитых номеров. Цифры уничтожить не составляет особого труда. А вот сделать такой номер, чтобы он подпадал под контрольное число, – это уже отдельная и достаточно сложная задача.

В заключение хотелось бы добавить, что все уважающие себя автопроизводители используют общие правила для вычисления контрольной цифры. Однако производители из России, Японии и Кореи не придерживаются таких методов защиты. Кстати, по этому коду легко находить оригинальные запчасти к той или иной модели.

Итак, мы выяснили, какие бывают виды транспортных средств, и рассмотрели их подробную классификацию.

Cпециализированные транспортные средства


Такие транспортные средства приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных грузов, отличающихся специфическими условиями их транспортировки, и оборудованы различными приспособлениями и устройствами, которые обеспечивают сохранность и качество доставляемых на строительные объекты грузов и комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Применение специализированного транспорта способствует повышению эффективности и качества строительства, позволяет снизить себестоимость перевозок, свести к минимуму потери строительных материалов и полуфабрикатов, а такте повреждение строительных изделий и конструкций, которые весьма значительны при использовании транспортных средств общего назначения. В настоящее время без применения специализированного транспорта практически невозможна доставка многих грузов на объекты строительства. Большинство специализированных транспортных средств представляют собой сменные прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям, пневмоколесным тягачам и тракторам, что позволяет более эффективно использовать базовую машину.

В условиях городского строительства широко применяется автомобильный специализированный транспорт. Современные специализированные транспортные средства для строительства выпускаются в соответствии с утвержденным Госстроем «Типажом специализированных автотранспортных средств для строительства» и предназначены для перевозки грунта, сыпучих и глыбообразных грузов (самосвалы), жидких и полужидких (битумовозы, известковозы, бетоно- и растворовозы), порошкообразных (цементовозы), мелкоштучных и тарных грузов (контейнеровозы), длинномерных грузов (трубовозы, металловозы, лесовозы), железобетонных конструкций (панелевозы, фермовозы, плитовозы, балковозы, блоковозы, сантехкабиновозы), технологического оборудования и строительных машин (тяжеловозы).

Автомобили-самосвалы перевозят строительные грузы в металлических кузовах с корытообразной, трапециевидной и прямоугольной формой поперечного сечения, принудительно наклоняемых при разгрузке с помощью подъемного (опрокидного) механизма назад, на боковые (одну или две) стороны, на стороны и назад. По назначению различают специальные карьерные и универсальные общестроительные самосвалы. В условиях городского строительства применяют универсальные самосвалы (рис. 2.7) грузоподъемностью 4… 12 т, предназначенные для перевозки грунта, гравия, щебня, песка, асфальта, бетонной смеси, строительного раствора и т. п. Современные универсальные самосвалы выпускают на шасси грузовых бортовых автомобилей общего назначения (иногда с укороченной базой) и оборудуют однотипными гидравлическими системами, обеспечивающими быстрый подъем и опускание кузова, высокую надежность и безопасность работы.

Основными узлами таких систем является масляный бак, гидравлический насос с приводом от коробки отбора мощности автомобиля, один или несколько (в зависимости от грузоподъемности) телескопических гидроцилиндров одностороннего действия, непосредственно воздействующих на кузов, распределитель или кран управления, соединительные трубопроводы и предохранительные устройства. Гидроцилиндры подъемных механизмов могут иметь горизонтальное, наклонное и вертикальное расположение и устанавливаются на раме автомобиля под передней частью кузова или на переднем его борту (рис. 2.7, а). Разделитель или кран управления направляет поток рабочей жидкости от насоса к гидроцилиндру (или синхронно работающим гидроцилиндрам) при опрокидывании кузова, соединяет полости гидроцилиндров со сливным баком при опускании кузова, ограничивает давление в системе и обеспечивает фиксацию кузова в определенных положениях (крайних или промежуточных).

Наиболее распространены в строительстве самосвальные автопоезда в составе автомобиля-самосвала и прицепа-самосвала или седельного тягача и полуприцепа-самосвала (рис. 2.7, б).

Рис. 2.7. Автомобили-самосвалы

Автомобиль-самосвал разгружается на стороны, а прицеп-самосвал - на стороны и назад. Прицепы-самосвалы могут иметь разъемные (сдвоенные) кузова, передний из которых разгружается на две (боковые), а задний - на три (боковые и назад) стороны. Современные автомобили-самосвалы и самосвальные прицепы имеют унифицированные кузова, ходовую часть, подъемные механизмы и оборудуются системой автоматического открывания и закрывания бортов с управлением из кабины водителя.

Для перевозки керамзита и других сыпучих материалов с небольшой плотностью применяют специализированные прицепы и полуприцепы - керамзитовозы грузоподъемностью до 12 т, т. е. самосвалы с увеличенной вместимостью кузова.

При перевозках на строительные объекты мелкоштучных и тарных грузов (санитарно-технической и вентиляционной аппаратуры, отделочных, изоляционных и кровельных материалов, кирпича, оконных и дверных блоков, небольших по массе и размерам сборных железобетонных конструкций и т. п.) все шире используют контейнеризацию и пакетирование. Для доставки контейнеров и пакетов применяют бортовые автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения и специализированные транспортные средства - автомобили-самопогрузчики и контейнеровозы.

Автомобили-самопогрузчики наряду с выполнением транспортных функций могут осуществлять погрузку и разгрузку перевозимых тарных грузов, перегружать грузы на рядом расположенные автомобили и прицепы с помощью гидравлических погрузочно-раз-грузочных устройств, установленных на самом автомобиле. Автомобили-самопогрузчики оборудуют бортовыми манипуляторами, качающимися порталами, грузоподъемными бортами и навесными грузоподъемными устройствами.

Автомобили-самопогрузчики с качающимся порталом (бокового или заднего расположения, рис. 2.8, а) предназначены для перевозки, погрузки и разгрузки контейнеров массой до 5 т. Рабочий орган - качающийся портал шарнирно соединен с платформой для установки контейнеров и может поворачиваться в вертикальной плоскости на угол до 120° двумя синхронно действующими длинно-ходовыми гидроцилиндрами двустороннего действия. Качающиеся порталы используют также для погрузки-разгрузки сменных кузовов-контейнеров. Для перевозки, погрузки и разгрузки контейнеров большой грузоподъемности (20 т и более) применяют полуприцепы, оборудованные боковыми гидравлическими перегружателями (рис. 2.8, б).

Автомобили-самопогрузчики и контейнеровозы оборудуют выдвижными и откидными гидравлическими опорами 3, действующими при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и обеспечивающими устойчивость машины и разгрузку ее ходовой части.

Автомобили-самопогрузчики с бортовыми гидравлическими манипуляторами осуществляют самопогрузку и саморазгрузку базового автомобиля и прицепа, погрузку-разгрузку других расположенных рядом транспортных средств, а также могут быть использованы на строительно-монтажных работах небольшого объема.

Манипулятор грузоподъемностью 2,5 т состоит (рис. 2.9) из поворотной колонки, шарнирно сочлененного стрелового оборудования, двух выносных гидравлических опор, механизма поворота стрелы в плане, двух пультов управления и комплекта сменного рабочего оборудования.

Рис. 2.8. Автомобили-самопогрузчики и контейнеровозы

Рис. 2.9. Автомобиль-самопогрузчик с бортовым манипулятором

Стреловое оборудование смонтировано на поворотной колонке, установленной на опорной раме шасси, и состоит из рукояти, рычага, телескопической стрелы с основной и выдвижной секциями, гидроцилиндров управления, крюковой подвески или ротатора. Ротатор обеспечивает манипулирование грузом в горизонтальной плоскости через реечную передачу и гидроцилиндр двустороннего действия, штоком которого является рейка ротатора, входящая в зацепление с шестерней.

В комплект сменного рабочего оборудования манипулятора входят удлинитель стрелы, выдвигаемый вручную, вилочный подхват, клещевой захват для пакетированных грузов и захват для контейнеров. Поворот стрелового оборудования в плане на угол 400° обеспечивается реечным поворотным механизмом, включающим два попеременно работающих гидроцилиндра, рейку и шестерню, жестко закрепленную на валу поворотной колонки. Привод аксиально-поршневого насоса гидросистемы манипулятора осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. Управление манипулятором может осуществляться с любого из двух пультов управления, расположенных по обеим сторонам автомобиля.

Конструкции отечественных бортовых манипуляторов выполнены по единой принципиальной схеме и различаются между собой грузовым моментом, грузоподъемностью, высотой подъема и опускания крюка, массой, габаритными размерами. Компоновочные схемы размещения бортовых манипуляторов на автотранспортных средствах показаны на рис. 2.10.

Рис. 2.10. Размещение бортовых манипуляторов на автотранспортных средствах

Для перевозки жидких вяжущих материалов (битум, гудрон, эмульсии) в разогретом состоянии от предприятий-изготовителей к местам производства дорожных, кровельных и изоляционных работ применяют битумовозы и автогудронаторы. Они представляют собой цистерны эллиптической формы, смонтированные на шасси автомобилей или на полуприцепах к седельным тягачам, и оснащаются системами подогрева (для поддержания температуры перевозимого материала не ниже 200°С) и выдачи мастики. Вместимость цистерн гудронаторов 3500…7000 л, битумовозов - 4000… 15000 л.

Для перевозки труб длиной 6… 12 м диаметром до 1420 мм и сварных секций из труб (плетей) длиной 24…36 м применяют специальные автопоезда - трубовозы и плетевозы. В состав трубовоза входят автотягач, одноосный прицеп-роспуск с жестким дышлом или полуприцеп. Тяговое усилие на груженый прицеп-роспуск передается у трубовозов через тягово-сцепное устройство и дышло, у плетевозов - непосредственно трубами (плетями), закрепленными на тягаче и двухосном прицепе-роспуске. Количество одновременно перевозимых труб устанавливается, исходя из грузоподъемности автопоезда. При многорядной укладке трубы увязывают предохранительным канатом. Для перевозки изолированных труб в городских условиях обычно применяют специализированные полуприцепы-трубовозы о гидравлическими разгрузочными механизмами, обеспечивающими сохранность изолирующего слоя и подготовленных для сварки торцов труб при транспортировке, погрузке и разгрузке.

Рис. 2.11. Автопоезд для перевозки труб

На рис. 2.11, а показан седельный тягач с полуприцепом-трубовозом грузоподъемностью т, оборудованным двумя (передним и задним) гидравлическими разгрузочными механизмами 2. Рама полуприцепа выполнена раздвижной и на передней и задней ее частях имеются деревянные опорные плоскости и боковые стойки. Полуприцеп оборудован передним и задним металлическими предохранительными щитами 5, предотвращающими осевое перемещение труб при перевозке. Разгрузочный механизм состоит из телескопической стрелы (рис. 2.11, в), раздвигаемой встроенным гидроцилиндром, и двух телескопических гидроцилиндров для поворота стрелы с грузовым захватом для труб в вертикальной плоскости. На рис. 2.11, б, в показаны положения стрелы соответственно перед разгрузкой и в конце разгрузки. Устойчивость автопоезда обеспечивается откидными опорами 6. Пульт управления разгрузочными механизмами расположен в передней части полуприцепа. Трубовозы и плетевозы оборудуют габаритными сигналами. Грузоподъемность автомобильных трубовозов 9…12 т, плетевозов - 6…19 т.

Для перевозки крупноразмерных железобетонных конструкций и деталей с заводов-изготовителей на строительные площадки применяют специализированные прицепы и полуприцепы: панелевозы, фермовозы, балковозы, плитовозы, блоковозы и сантехкабиновозы. Выбор типа транспортного средства определяется габаритами, массой и условиями перевозки изделий.

Панелевозы (рис. 2.12, а) выполнены в виде полуприцепов к седельным автотягачам и предназначены для перевозки в вертикальном или крутонаклонном положении стеновых панелей, перекрытий, перегородок, плит, лестничных маршей и т. п. Различают ферменные и рамные полуприцепы-панелевозы. Несущий металлический каркас ферменных панелевозов выполняют в виде пространственной фермы («хребта») трапециевидного (рис. 2.12, б) или прямоугольного сечения или в виде двух плоских продольных ферм, соединенных между собой передней и задней опорными площадками и горизонтальными связями (рис, 2.12, в). Хребтовая ферма располагается по продольной оси симметрии полуприцепа, а перевозимые панели - в кассетах по обеим сторонам от нее под углом 8… 12° к вертикали. Передняя и задняя площадки фермы имеют поручни для такелажников. У панелевозов с плоскими несущими фермами панели располагаются в несколько рядов вертикально в кассете между фермами. Некоторые конструкции панелевозов имеют также дополнительные боковые наклонные кассеты для перевозки укороченных панелей в один ряд (рис. 2.12, г), что позволяет лучше использовать грузоподъемность автопоезда. Для крепления панелей используют винтовые зажимы, прижимные планки и канаты, затягиваемые с помощью ручной лебедки.

Рамные прицепы-панелевозы (рис. 2.12, д) имеют раму, несущую кассету и воспринимающую основную нагрузку. Панели устанавливаются внутри кассеты на деревянный настил и удерживаются от бокового перемещения зажимными винтами. Передняя часть полуприцепов-панелевозов опирается на седельно-сцепное устройство тягача, а задняя - на одноосную или двухосную тележку с управляемыми или неуправляемыми колесами.

Рис. 2.12. Панелевозы

В стесненных условиях городской застройки обычно применяют панелевозы с управляемыми задними тележками, улучшающими маневренность автопоезда. Современные полуприцепы-панелевозы оборудуются раздельно управляемыми гидравлическими опорами с гидроцилиндрами двустороннего действия, работающими от гидросистемы автомобиля, и имеют автоматическую сцепку с тягачом, что позволяет вести монтаж непосредственно с панелевозов (монтаж с «колес»), более эффективно использовать базовый автомобиль, который может обслуживать несколько сменных полуприцепов (челночный метод работы) и осуществлять погрузку-разгрузку панелевоза на неровных площадках. Грузоподъемность полуприцепов-панелевозов 9…22 т.

Ферменные и рамные панелевозы можно переоборудовать в полуприцепы платформенного типа и использовать для перевозки плит, балок, фундаментных блоков и других грузов. Это повышает их универсальность и коэффициент использования пробега за счет возможности загрузки машины при движении в обратном направлении.

Длиннобазовые полуприцепы-фермовозы предназначены для перевозки ферм длиной 12…30 м, установленных и закрепленных в положении, близком к рабочему. Полуприцепы-фермовозы имеют ферменную или балочную конструкцию с кассетной платформой и двухосной со сдвоенными колесами управляемой и неуправляемой тележками. В условиях стесненных строительных площадок применяют полуприцепы-фермовозы с гидравлическим управлением тележки, у которой каждое колесо поворачивается на соответствующий угол в зависимости от угла «складывания» автопоезда.

На рис. 2.13 показан автопоезд-фермовоз для перевозки ферм любой конструкции длиной до 24 м и высотой до 2,5 м. Рама полуприцепа кассетного типа ферменной конструкции передней частью опирается на седельно-сцепное устройство тягача, а задней - на седельно-опорное устройство двухосной задней управляемой тележки 4. Колеса тележки управляются автоматически с помощью следящей системы с гидравлическим приводом. Переднюю передвижную опору полуприцепа устанавливают вдоль рамы в зависимости от длины перевозимых ферм и передвигают с помощью ручной лебедки. Ферма опирается на грузовые площадки рамы и закрепляется в верхнем ее поясе прижимными винтами. Грузоподъемность полуприцепов-фермовозов 10…22 т.

Рис. 2.13. Автопоезд-фермовоз

Полуприцепы-сантехкабиновозы и блоковозы предназначены для перевозки объемных элементов жилых и промышленных зданий (унифицированных санитарно-технических кабин, блок-комнат, маршей), технологического оборудования (секций лифтов, трансформаторов, котлов, бункеров, баков и др.) и контейнеров. По конструкции они имеют много общего с панелевозами рамного типа и отличаются низким расположением грузовой площадки и отсутствием специальных средств крепления.

Рис. 2.14. Сантехкабиновоз

Полуприцеп-сантехкабиновоз (рис. 2.14) представляет собой сварной из гнутых и прокатных профилем каркас кассетного типа, передняя часть которого опирается на седельно-сцепное устройство автомобиля-тягача, а задняя - на одно- или двухосную тележку с управляемыми или неуправляемыми колесами. Оборудуются они механическими или управляемыми гидравлическими опорными устройствами. Грузоподъемность 4…30 т.

Полуприцепы-плитовозы применяют для перевозки плит перекрытий и покрытий в горизонтальном положении, а также балок, колонн, ригелей, пиломатериалов и др. Несущей частью грузовой площадки плитовоза является хребтовая рама с консолями для настила и выдвижными боковыми стойками. Полуприцепы имеют одноосную или двухосную заднюю тележку. Некоторые конструкции плитовозов выполняют с раздвижной телескопической рамой. Грузоподъемность плитовозов до 22 т.

Для перевозки тяжеловесного крупногабаритного оборудования и строительных машин применяют трех-, четырех- и шестиосные многоколесные прицепы и полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью 20… 120 т с низкорасположенной платформой. Прицепы транспортируют балластными автомобильными тягачами, а полуприцепы - седельными. Прицепы и полуприцепы большой грузоподъемности оборудуют гидравлическими подъемными механизмами для опускания платформы при погрузке и подъеме ее при транспортировке грузов. Для погрузки и выгрузки грузов на тягаче устанавливают лебедку с приводом от коробки отбора мощности автомобиля.

Основными направлениями развития специализированных транспортных средств являются: расширение их серийного производства и номенклатуры с одновременным снижением количества типоразмеров, создание транспортных средств многоцелевого назначения, совершенствование механизмов крепления грузов, опорных, зажимных и погрузочно-разгрузочных устройств, повышение единичной грузоподъемности и широкая унификация машин.

Необходимость создания специализированных транспортных средств связана с разнообразием перевозимых грузов. Это относится в первую очередь к перевозке строительных грузов: крупногабаритных строительных конструкций различных конфигураций, сыпучих нерудных материалов и других видов грузов, необходимых для промышленного и гражданского строительства. Для перевозки промышленных, торговых и сельскохозяйственных грузов требуется многообразный специализированный подвижной состав: контейнеровозы, таровозы, лесовозы, трубовозы, металловозы, автомобили, оборудован, ные саморазгружающимися устройствами, и др. Изобретатели и рационализаторы ленинградских автопредприятий и авторемзаводов, а также конструкторы и разработчики постоянно совершенствуют и создают новые образцы специализированных транспортных средств, способствующих механизации погрузочно-разгрузочных работ и в конечном итоге повышающих производительность труда при автоперевозках.

Самосвальный прицеп модели Т-325А предназначен для работы в составе автопоездов с автомобилями-самосвалами «Татра»-148СЗ, «Татра»-815СЗ и используется для перевозки сыпучих материалов. Прицеп состоит из сварной рамы, выполненной из швеллеров № 14 и 12. В передней части рамы расположено сцепное устройство, в средней части смонтированы кронштейны под крепление гидроподъемника, в задней части рамы приварены кронштейны подвески задней оси.

Платформа прицепа представляет собой сварную конструкцию из прокатных и гнутых профилей, ее внутренние размеры -3224X2350X618 мм. Платформа опрокидывается на боковые стороны. Боковые борта подвешены на верхних шарнирах, запоры бортов - рычажного типа. Подвеска осей прицепа выполнена на продольных полуэллиптических рессорах. Колеса бездисковые, с бортовыми и замочными кольцами.

Пневматический привод осуществляется по однопроводной («Татра»-148СЗ) и двухпроводной («Татра»-815СЗ) схемам. Стояночный тормоз имеет ручной механический привод только на колодки задней оси, для фиксации привода использовано храповое устройство.

Прицеп оснащен телескопическим гидроподъемником от автомобиля-самосвала MA3-503.

Полуприцеп-санкабиновоз модели А-978 (рис. 1) предназначен для перевозки санитарно-технических кабин с габаритными размерами не более 2700Х1600Х Х2600 мм, а также илит, блоков и контейнеров. Этот низкорамный полуприцеп имеет три погрузочные площадки (на переднюю и заднюю устанавливается по одной кабине, на среднюю - три кабины).

Платформа полуприцепа представляет собой сварную конструкцию ступенчатой формы с продольными несущими балками. Опорная и колесная рамы имеют трехстороннее ограждение. Ось с колесами и рессорами в сборе заимствована от полуприцепа MA3-93801. Пневматический привод тормозов осуществлен по однопро-водной схеме.

В качестве основного седельного тягача применяется автомобиль МАЗ -5429 (МАЗ -504) или тягач К.амАЗ-5410.

Полуприцеп кассетного типа модели А-490-П2 (рис. 2) служит для перевозки строительных^ железобетонных плоских стеновых панелей и изделии объемного типа. Рама полуприцепа имеет сварную конструкцию, изготовлена из швеллера № 20, в верхней части по всей длине замкнута верхним поясом ферм, а в средней части - нижним поясом ферм. Боковые фермы образуют в средней части полуприцепа кассету.

Рис. 1. Полуприцеп-санкабиновоз модели А-978

Рис. 2. Полуприцеп кассетного типа модели А-490-П2

Рис. 3. Полуприцеп-самосвал модели 84А2-ПС-2

Рис. 4. Полуприцеп-самосвал модели 84А2-ПС-3

Опорное устройство, подвеска и ось заимствованы от полуприцепа МАЗ -5245. Опорное устройство представляет собой два винтовых домкрата, шарнирно закрепленных на раме полуприцепа. Подвеска выполнена на двух продольных полуэллиптических рессорах. Трапы и верхние площадки полуприцепа имеют ограждения для безопасной работы такелажников. Основным тягачом полуприцепа является седельный тягач МАЗ -504А.

Полуприцеп кассетного типа изготовлен на авторемонтном заводе производственного объединения «Ленавторемонт» по чертежам проектно-технологического бюро Главленавтотранса.

Полуприцеп-самосвал модели 84А2 выпускается в трех модификациях: 84А2-ПС-1-для перевозки сыпучих строительных материалов с большой удельной массой; 84А2-ПС-2 (рис. 1.3) - для перевозки обычных сыпучих строительных материалов; 84А2-ПС-3 (рис. 1.4) - для перевозки длинномерных строительных изделий и материалов.

Опорное устройство полуприцепа унифицировано с опорным устройством полуприцепов А-483 и А-490 и представляет собой два винтовых домкрата, шарнирно закрепленных на раме. Ось с колесами и подвеской в сборе заимствованы от полуприцепа MA3-93801.

Полуприцеп оборудован двумя гидроцилиндрами от автомобиля-самосвала ЗИЛ -ММЗ -555. Возможна установка гидроцилиндров от автомобилей ЗИЛ -ММЗ -4502 и МАЗ -5549.

Основным тягачом полуприцепа-самосвала является седельный тягач модели МАЗ -5429 с гидрооборудованием или тягач КамАЗ-5410 с гидрооборудованием.

Тягач с подъемным седельным устройством на базе автомобиля ЗИЛ -130 модели А-824 используется на территориях перевалочных баз, товарных станциях и других грузообразующих объектах, где постоянно существует необходимость транспортирования полуприцепов на небольшие расстояния к местам погрузки и выгрузки. Для выполнения этих операций в автопредприятиях используются маневровые тягачи с подъемным седельным устройством на базе стандартного автомобиля ЗИЛ -130. Конструкция тягача, выполненная по предложению рационализаторов проектно-технологического бюро Главленавтотранса, исключает необходимость механического подъема опорных катков полуприцепа и высвобождает линейные автомобили от непроизводительной работы на грузовых площадках.

Переоборудование стандартного автомобиля ЗИЛ -130 в маневровый тягач не представляет особой сложности и может быть выполнено в условиях автопредприятия. Для этого на раму автомобиля ЗИЛ -130 устанавливается подъемная рама, передний конец которой шарнир-но связан с кронштейном, а задний - со штоками гидроподъемников. Гидроподъемники (2 шт.) использованы от автомобиля ЗИЛ -ММЗ -555. На подъемной раме крепится седельное устройство, заимствованное от автомобиля-тягача ЗИЛ -130В1. Высота подъема седла - 300 мм. Лонжероны рамы соединены между собой опорной плитой, в передней части которой установлены направляющие салазки для облегчения сцепки тягача с полуприцепом.

Седельно-сцепное устройство связано с подъемной рамой тормозной камерой, которая служит для открывания замка седельного устройства. Подъемная рама в поднятом положении (для разгрузки гидроцилиндров) удерживается опорными башмаками; поворот башмаков осуществляется через вторую тормозную камеру, установленную на поперечине подъемной рамы. Управление тормозными камерами через пневмоприводы осуществляется из кабины автомобиля.

Весь монтаж подъемно-сцепного устройства производится без разборки или какой-либо доработки шасси автомобиля ЗИЛ -130. Электропроводка сигнальных и световых приборов выполняется по электрической схеме тягача ЗИЛ -130В1.

Рис. 5. Автомобиль-картофелевоз

Автомобиль-картофелевоз, изображенный на рис. 5, выполнен на базе автомобиля ГАЗ -53.

Существующие способы перевозки картофеля (в бортовых автомобилях, фургонах, контейнерах, поддонах, различной таре) не обеспечивают должной механизации погрузочно-разгрузочных операций и сохранность картофеля в холодное время года Новая конструкция кар-тофелевоза служит для бестарной перевозки картофеля с овощных баз в торговые точки города.

Основным оборудованием картофелевоза является специальный кузов-бункер с ленточным выдвижным транспортером. Кузов-бункер каркасного типа имеет

П-образное основание. Снаружи корпус бункера обшит листовым железом. Внутри обшивка деревянная, предохраняющая картофель от ударов и одновременно служащая теплоизолятором. Вертикальные стенки бункера покрыты теплоизоляционным материалом, обшитым фанерой.

В крыше бункера имеется загрузочный люк, который открывается и закрывается с помощью рукоятки через систему блоков на задней стенке бункера. Разгрузочный люк перекрывается шиберной заслонкой, над которой в раструбе вмонтирован ворошильный рычаг. Рычаг приводится в движение рукояткой на левом борту бункера. Для свободного скатывания картофеля разгрузочный люк поверх обшивки покрыт алюминиевым листом. Для наблюдения за погрузкой и выгрузкой картофеля в левой стенке бункера предусмотрено смотровое окно.

Ленточный транспортер имеет приводной и натяжной барабаны. Приводом служит электромотор мощностью 1,3 кВт. Питание электромотора осуществляется от городской сети 220 В.

Электромотор с приводным барабаном расположен в передней части транспортера под бункером. Задняя часть транспортера с натяжным барабаном в транспортном положении частично выступает за пределы бункера. При разгрузке она может быть поднята на необходимую высоту (до 2300 мм) от уровня поверхности стояночной площадки автомобиля. В рабочем и транспортном положениях транспортер крепится фиксирующим устройством. Пульт управления транспортером расположен в шкафу на задней стенке бункера.

При выгрузке бункера картофелевоз устанавливают задним концом транспортера против складского помещения на расстоянии не ближе 2 м от стены здания, транспортер поднимают на нужную высоту к месту приема груза и с помощью присоединительного кабеля включают питание электродвигателя. По окончании разгрузки транспортер устанавливают в транспортное положение, затем отключают питание электродвигателя. При закрытых загрузочном люке и шиберной заслонке автомобиль готов к движению.

В картофелевозе предусмотрен воздухообогрев бункера за счет отвода тепла от выхлопного трубопровода. Циркуляция воздуха осуществляется вентилятором системы отопления кабины водителя.

Техническая документация на автомобиль-картофеле-воз находится в проектно-технологическом бюро Главленавтотранса.

Полуприцеп-панелевоз модели А-483 хребтового типа предназначен для перевозки домостроительных панелей длиной до 7,5 м. Панелевоз представляет собой сварную рамную конструкцию, обеспечивающую транспортировку панелей в наклонном положении. Полуприцеп-панелевоз работает в сцепе с тягачом МАЗ -5429.

Полуприцеп разработан в проектно-технологическом бюро Главленавтотранса.

Полуприцеп для перевозки строительных изделий в вертикальном положении (рис. 1.6) обеспечивает перевозку строительных изделий различного типа, в том числе конструкций, которые необходимо перевозить в подвешенном состоянии, например Т-образных рам. Полуприцеп состоит из сварной рамы, изготовленной из двух продольных ферм. Фермы связаны поперечинами, образующими в средней части замкнутую кассету, которая служит для перевозки стеновых панелей. Для перевозки конструкций типа Т-образных рам в подвешенном состоянии на верхних поясах продольных ферм установлены подвижные поперечные балки, имеющие ролики и стопорные устройства. Для предотвращения поперечного перемещения строительных конструкций подвижные балки снабжены боковыми вертикальными роликами.

м

Рис. 6. Полуприцеп для перевозки строительных изделий в вертикальном положении

Полуприцеп буксируется седельным тягачом, выполненным на базе автомобиля КрАЗ.

Фургон модели 84А15 предназначен для перевозки промышленных и продовольственных грузов. Он устанавливается на шасси газобаллонных автомобилей ГАЗ -52-28 или ГАЗ -53-27. Фургон изготовлен из металла, его каркас выполнен из профиля прямоугольного сечения, наружная обшивка каркаса - из стального листа толщиной 0,8 мм. На передней и боковых стенках фургона расположены деревянные брусья типа решетки. В задней стенке имеется двустворчатая дверь, надежно запирающаяся специальным штанговым запором с устройством, обеспечивающим сохранность пломбы от повреждения. Для удобства входа и выхода из фургона у задней двери расположена выдвижная откидывающаяся лестница, которая в транспортном положении крепится под полом фургона.

Кузов-фургон модели 79А2, предназначенный для перевозки хлебобулочных изделий в контейнерах, устанавливается на автомобиле ГАЗ -52-01. Кузов имеет сварной каркас из труб прямоугольного сечения. Снаружи каркас обшит листовым металлом толщиной 0,8 мм, внутри потолок и стенки обиты фанерой, пол набран из досок толщиной 25 мм, сверху каркас покрыт оцинкованным листом.

Для удобства погрузки и выгрузки контейнеров предусмотрены две направляющие из неравнобокого уголка с упорами, крепящиеся с помощью шпилек к основанию фургона, и два зажима, прижимающие контейнеры к передней стенке фургона и предохраняющие их от продольного смещения.

Фургон имеет пять дверей - четыре двери с правой стороны и одну сзади. Двери сварные, двустворчатые, снабжены внутренними верхними и нижними замками, снаружи обшиты листовой сталью, изнутри фанерой.

В фургоне предусмотрены естественная вентиляция, отбойные брусья и водосток. Вентиляционные люки расположены в передней и задней стенках фургона.

Рис. 7. Тележка для буксировки неисправных малотоннажных автомобилей

Кузов-фургон разработан проектно-технологическим бюро Главленавтотранса и изготовлен на авторемонтном заводе производственного объединения «Ленавторемонт».

Тележка для буксировки неисправных малотоннажных автомобилей (рис. 7) предназначена для буксировки автомобилей НЫСА , ЖУК , ЕрАЗ, УАЗ и др. Ось тележки изготовлена из толстостенной трубы диаметром 130 мм. На оси насажены ступицы от автомобиля НЫСА -522. Колеса тележки использованы от автомобиля УАЗ . Ширина колеи колес- 1400 мм.

Ось тележки проходит через дышло коробчатого сечения, изготовленного из листовой стали толщиной 10 мм. К передней части дышла приварена буксировочная петля, задняя часть дышла является опорной площадкой, на которую установлен гидравлический домкрат грузоподъемностью 5 т. К средней части дышла приварены две вертикальные стойки длиной 240 мм, связанные между собой стальной перемычкой. Детали выполнены из швеллера № 10.

К атегория: - Транспортирующие и погрузочно-разгрузочные машины