Что стало с маршрутками. «Кошмарный вред» отмены маршруток

«Фонтанка» ознакомилась с первой редакцией долгожданного документа транспортного планирования, который меняет маршрутную сеть города. Там много дизеля и мало электричества.

Михаил Огнев/архив "Фонтанки"

Масштабная реформа общественного транспорта в Петербурге выбивает почти каждый второй номер, режет 280 маршруток и не дает троллейбусам возвыситься над автобусами. Долгожданный документ транспортного планирования, который определяет, куда и на чем будут ездить петербуржцы, дорабатывают до конечного варианта, но основа не изменится. «Фонтанка» предлагает ознакомиться.

В Петербурге разработкой документа транспортного планирования занимается ГКУ «Организатор перевозок», подотчетное комитету по транспорту. По версии собеседников «Фонтанки» в городском правительстве, в августе 2018 года реформа уже : из «Организатора» ушел директор Владислав Самойлов, а комтранс покинула первый заместитель председателя Елена Осинцева. Именно эти два человека были генеральными ответственными за разработку.

Как причудливо тасуются маршруты

«Мероприятия», которые перечисляются в документе, делятся на три понятных типа: отмена маршрутов, появление новых и изменение действующих. В общем-то, давно был известен и главный пафос: уход от дублирования - в основном за счет того, что под нож пустят коммерческие перевозки. В начале марта проект постановления правительства чиновники показали депутатам Законодательного собрания. После этого месяц дали на внесение предложений и правок, однако, по словам источника в транспортном блоке, изменения в конечной редакции вряд ли будут значительными. «Поступают новые данные, например о пятнах застройки, в документ что-то вносят, но в целом он сохранит свой вид», – уточнил собеседник.

Некоторые поводы для волнений этот документ уже дал – накануне в СМИ появилась информация о том, что он почти полностью вычищает маршрутки с Васильевского острова. «Фонтанка» посмотрела на первоначальный вариант предлагаемой маршрутной сети и спешит доложить: город ждет такой падеж маршруток, что василестровский передел станет лишь небольшим эпизодом. Из порядка 300 маршрутов регулярных перевозок, подлежащих отмене, почти 280 относятся к тем, где посадка и высадка пассажиров производится «в любом не запрещенном ПДД месте».

ПЕРЕЧЕНЬ маршрутов регулярных перевозок, подлежащих отмене

Под сокращение попадают различные районы города, каждый найдет в списке что-то близкое и дорогое (или опостылевшее). Помимо муниципальных направлений в перечне есть и смежные межрегиональные: № 99 (от ул. Жени Егоровой до поселка Бугры), К-81 (от метро «Проспект Ветеранов» до поселка Новоселье), К-201 (от ул. Ленсовета до совхоза им. Тельмана), К-492 (от Красного Села до Пушкина), ряд маршрутов, ведущих к ТЦ «МЕГА Дыбенко» (например, К-153 и К-339) и другие.

Из социальных маршрутов с четко определенными местами остановок в новой реальности (согласно первоначальному предложению Смольного) не нашлось места 14 автобусам (19, 21, 29, 32, 44, 54, 64А, 84ш, 99ш, 103, 168, 169А, 187А, К-39, 134Ш). До кучи избавляются от трех троллейбусов: это № 1, который ходит от Хасанской до Ординарной, № 34 (Тихорецкий пр. – «Петроградская») и № 42 (платформа «Сортировочная» – Камчатская ул.).

Знамя безвременно павших маршруток дальше с гордостью понесут новые автобусные направления. Их, согласно представленной депутатам версии будущей сети, установят около 100. Почти все муниципальные, из смежных можно отметить № 446, который уже ранее анонсировал «Организатор перевозок» (из Красного Села в поселок Хвойный), 4 маршрута, которые не позволят упасть продажам «МЕГА Дыбенко» и «МЕГА Парнас», а также № 324 (от будущей станции «Шушары» до совхоза им. Тельмана) и № 399 - от Бугров до «Площади Мужества». Прописаны и два новых трамвайных маршрута, но здесь без неожиданностей, это № 63 и 59 ТМ, которых ждут к осени в ареале обитания «Чижика» (доезжать они будут по улице Потапова до нового депо и по Ириновскому до Передовиков).

ПЕРЕЧЕНЬ маршрутов регулярных перевозок, подлежащих установлению

Помимо вариантов «отрезать» и «пришить» есть опция «изменить маршрут». В изначальной редакции документа планирования исправлению подвергнутся 56 автобусных маршрутов в разных частях города. Кроме того, траекторию подправят пяти троллейбусам, в основном южным (32, 35, 45, 48, 47) и опять же трамваю «Чижик» с номером 64.

ПЕРЕЧЕНЬ маршрутов регулярных перевозок, подлежащих изменению

Незаконченные расчеты

Изначально предполагалось, что разработка маршрутной сети будет опираться на более ранние исследования. Еще в 2016 году «Организатор перевозок» заключил 20-миллионный контракт с ООО «Комплексные транспортные системы» (КТС). Подрядчик должен был изучить пассажиропоток на территории Санкт-Петербурга и разработать предложения по изменению документа планирования на 2018–2020 годов. Сюда входили выборочный мониторинг, анализ, моделирование матрицы корреспонденций и, наконец, идеи по формированию сети магистральных муниципальных и смежных межрегиональных маршрутов.

Тот факт, что использовали данные трехлетней давности, настораживает, но не критичен, некоторые коэффициенты позволяют экстраполировать эти цифры на сегодняшний день. Вот только исследовали, разумеется, не всю сеть: если посмотреть на техзадание, там перечислены порядка 10 социальных маршрутов и около сотни коммерческих.

«Пассажиропоток на субсидируемых направлениях более или менее изучен, его можно оценить различными способами, в том числе через информационные системы, – говорит собеседник, близкий к «Организатору перевозок». – Коммерческие перевозки менее изучены. Мы понимаем ту часть, которая использует электронные билеты, но это в среднем всего 17–18%, так что в случае с коммерческими маршрутами полагались на типизацию: то есть их разбили на несколько видов и отталкивались от натурных данных по каждому из них. Предполагалось в 2018 году взять эти цифры, информацию системы электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП) и автоматизированной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (АСУ ГПТ), отбросить не применимые данные и произвести моделирование с более или менее приемлемой погрешностью в 15–20%».

Судя по данным сайта госзакупок, контракт с ООО «Комплексные транспортные системы» был расторгнут в октябре 2018 года. Сейчас «Организатор перевозок» пытается в арбитраже отсудить у «Комплексных транспортных систем» неустойку. В итоге полноценного моделирования не провели, говорит еще один собеседник, непосредственно участвовавший в проекте. «Исходных данных собрали много, в том числе силами «Организатора перевозок», но воспользовались ими только частично, – рассказывает источник. – Разработкой в итоге занималось одно из подразделений учреждения. Я бы назвал это экспертным моделированием, основанным на оценке специалистами конфигурации маршрутов и пассажиропотока. Сеть выстраивалась в ручном режиме, а не системно». «Организатор перевозок» говорить о своей методике отказался, переадресовав вопросы в комитет по транспорту. Там приняли запрос, но на момент публикации ответ еще не прислали.

Принять и утвердить документ в окончательном виде надо к 1 июля, после чего всю сеть предполагается разыграть конкурсами по трем десяткам лотов. Участники должны будут сделать свои транспортные средства доступными для малобильного населения, а также предоставить возможность использования льгот. Для подвижного состава будет установлен возрастной ценз – техника должна быть выпущена не ранее, чем в 2018 году. Первые госконтракты должны быть заключены к 1 октября 2019 года. В них будет заложена прибыль перевозчика – 9,6% от стоимости соглашения. Заключаться они будут на 1,5 года. Общая стоимость контрактов будет рассчитываться исходя из направления, интервала движения техники и её количества.

Без троллейбусов и маршруток

Как следует из доклада вице-губернатора Эдуарда Батанова перед городским правительством, утверждение документа транспортного планирования чуть не вдвое сократит существующую сеть, которая насчитывает 668 маршрутов. Это влечет за собой и уменьшение количества техники: из 6,3 тысячи транспортных средств на улицах города должно остаться 4,1 тысячи, зато из них 3,5 должно быть большой вместимости. Для этого городским перевозчикам необходимо 2,3 тысячи новых автобусов. Власти считают, что этот шаг позволит сократить сегодняшнее дублирование маршрутов в 2 раза. А благодаря исчезновению маршруток на 30% должно снизиться количество ДТП. В экспериментальном режиме в 2017 году действовала пилотная зона на проспекте Просвещения, где все маршрутки заменили усилением движения на трамвае № 100 и автобусе № 21. Результат был признан удовлетворительным: сообщается, что транспортная работа снизилась там на 32%, при том что пассажиропоток вырос на 61%.

Сами перевозчики отказываются комментировать проекты документа до его утверждения. Разве что в «Горэлектротрансе» сообщили, что намерены развивать троллейбусную сеть как за счет обычных машин, так и за счет увеличенного автономного хода. «Электротранспорт привязан к действующей инфраструктуре, которая уже построена и работает, – говорят в пресс-службе. – Так что у нас есть основания предполагать, что он должен стать таким же каркасом для создания маршрутной сети, каким является под землей метрополитен». Информация о том, что троллейбусы в планах чиновников упоминаются лишь в контексте сокращения и изменения трассировки, собеседников в предприятии удивила: «Мы, напротив, собирались расширяться, думали набирать новых водителей, – говорит источник. – На севере, на юге. Уж Ленинский-то проспект, думали, точно наш будет».

Идею уйти от дублирования маршрутов поддерживают более или менее все. У того же «Пассажиравтотранса» 86% всей сети перекрывается маршрутками. «Тем не менее вызывает опасения готовность транспортной инфраструктуры, – сообщает источник, близкий к комтрансу. – Не хватает разворотных колец и автостанций, маршрутки по-прежнему будут отстаиваться у транспортных узлов. Есть сомнения по расчетам пассажиропотока, а это чревато тем, что, заключив договоры, потом перевозчики будут оспаривать объем финансирования, увидев реальную ситуацию».

Идею уйти от маршруток, несомненно, поддержат многие горожане, но у самого бизнеса остаются вопросы. «На самом деле, сейчас особенной разницы между социальными и коммерческим направлениями нет, – говорит представитель компании-перевозчика. – Маршрутки даже в документах проходят просто под грифом «нулевая субсидия», тарифы-то у них все равно ограничены общегородскими 40 рублями». Однако на самом деле коммерция позволяет экономить на расходах, характеристиках подвижного состава и льготах. «Какой-нибудь "пазик" стоит в разы дешевле социального МАЗа, – говорит собеседник. – Соответственно, другая окупаемость, и перевозчики все, что недобирают на «социалке», компенсируют на маршрутках. Тем более что там они могут более гибко управлять выпуском транспорта, увеличивая собираемость в пиковые часы». Так что, если Смольный хочет закрывать сеть социальными маршрутами, ему придется предложить участникам субсидию, которая обеспечит им какую-никакую доходность без возможности заработать на коммерции.

Там, где в ожидании неизбежного отмалчиваются перевозчики, говорят депутаты и активисты. Борис Вишневский и движение «Транспорт и горожане» свои замечания комтрансу уже направили. Больше всего их волнует, что не делается упор на развитие электротранспорта, не учитываются возможности автономного хода у троллейбусов и даже уже идущее проектирование троллейбусного депо на Васильевском острове. «Например, 47-й автобус можно заменить на такой троллейбус, 98-й автобус на 100% идёт под троллейбусными проводами. Или маршрутка К339 заменяется автобусами, а можно усилить 35-й троллейбус и на автономном ходе продлить в МЕГУ, – говорит помощник депутата Арсений Афиногенов. – Также убираются троллейбусы 34, 42, провода выводятся фактически из эксплуатации на Бухарестской и Каменноостровском, когда можно было бы, наоборот, заменить автобусы, используя тот же автономный ход. А 33-й троллейбус с огромной петлёй и низким пассажиропотоком никак не меняется».

Смущает эксперта и сохраняющееся дублирование: «Например, есть маршруты 35, 66, 67, 67а, 67б, которые и так в значительной степени между собой дублируются. В документе, представленном депутатам, предлагают маршрутку, доезжающую до жилого массива Канонерского острова, заменить на автобус 67к, при этом 67-й, не доезжающий туда, тоже сохраняется. Остается и полный дублёр перечисленных маршрутов – 35-й, идущий два раза в день. И таких примеров много».

О том, как в будущем могут выглядеть аукционы, на которых город поделят между перевозчиками, некоторое представление дает только что завершившийся конкурс на новый маршрут 115Б («Рыбацкое» – Металлострой). При стартовой стоимости в 33 млн рублей победителем стало ООО «Транспортная областная компания», снизив цену почти вдвое, до 17,8 млн. За бортом осталась большая тройка – «Пассажиравтотранс», «Питеравто» и «Третий парк».

Николай Кудин, Михаил Грачев,
«Фонтанка.ру»

Осенью 2016 года резко ухудшилась ситуация с московским городским транспортном. Пишу конкретно по маршруту «м. Пражская – 16-й мкрн. Чертанова», т.к. живу в этом районе и напрямую сталкиваюсь с данной проблемой. После того, как были отменены маршрутные такси, передвигаться по городу стало практически невозможно. Образуютcя толпы людей на остановках в ожидании автобуса, которые чисто физически не могут зайти в прибывший автобус, приходится ждать еще минут 20, чтобы попробовать попытаться зайти в следующий, но и тут нет гарантии, что это удастся. Теперь дорога до дома занимает вместо 15 минут минимум 40 минут! Пассажирам с детьми и беременным женщинам вообще закрыт проезд на городском транспорте, потому что если они и зайдут в автобус, то поездка для них будет просто невыносимой. Автобус набивается битком, больше своих возможностей. Если раньше был выбор – ждать автобус или поехать на маршрутке, то сейчас у пассажиров нет никакого выбора. Не хватило места в автобусе - жди следующий. Выходит, что если мы не может зайти в автобус, потому что пассажиров больше, чем автобус может себе позволить для перевозки, то почему мы не можем воспользоваться альтернативой? Или правительство предлагает нам на работу и после работы ходить пешком минут по 40? Стоять и ждать своей очереди, чтобы поехать на автобусе можно часами, но вы не забывайте, что не каждый имеет такую возможность и здоровье.

Для начала я обратилась с данной проблемой в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Мне был дан ответ в лице заместителя руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Д.В.Пронина. Ответ малоубедительный, т.к. ставит под сомнения то, что Департамент действительно знаком с реальной ситуацией в городе в связи с отменой маршрутных средств или же он старательно избегает понимать возникшую проблему.

Во-первых, что сразу бросается в глаза, так это слова о том, что появилась возможность уделять больше внимания качеству предоставляемых услуг, а не количеству перевезенных пассажиров. Т.е. мы – пассажиры, должны видеть во всем этом только плюсы, а именно - качественные услуги. Как говорит господин Пронин: «Сфера частных перевозок, работавшая в старом формате, не работала в интересах пассажиров: перевозчики были нацелены лишь на получение максимальной прибыли, при этом, не неся ответственности за качество обслуживания и безопасность пассажиров». А что мы видим сейчас? Неужели внедрение новой модели управления наземным городским транспортом действительно улучшила качество обслуживания? Тогда, что относится к понятию «качество» у Д.В.Пронина – то, что пассажиры битком набиваются в автобус и могут стоять только за счет того, что невозможно сдвинуться с места? О том, чтобы пассажиры зашли в автобус с детьми или с колясками, беременные женщины – речи не идет никакой. Проехаться в таком автобусе может быть опасным для жизни в прямом смысле слова, а нам говорят о качестве обслуживания. Тут не соблюдается ни качество, ни количество.

Во-вторых, я не понимаю, откуда берутся статистические данные востребованности того или иного маршрута, но я испытываю проблему на себе в реальном времени и вижу как тяжело другим пассажирам. Утром автобусов не дождешься, как и днем – они идут то один за другим, то ни одного. А вечером хоть в шесть вечера, хоть в восемь – борьба на выживание. Опять же непонятно, кто подтверждает информацию о том, что маршруты 680, 796, 831 справляется с перевозками пассажиров. Те, кто занимается подобными отписками, не обладает никакой достоверной информацией или же не пытается даже вникнуть в суть проблемы. Если как мне ответили, «Дорожная обстановка на улицах и магистралях, где проходят маршруты, характеризуется постоянным скоплением транспорта и периодическим созданием заторовых ситуаций. Это приводит к опозданию машин из рейсов, нарушению графика движения…», то неужели подобные заторы образовались в один миг и никак не прекратятся? А вот толпа народа, мерзнувшего и в дождь, и в холод, появилась в один миг и продолжается по настоящее время. Сколько я езжу по маршрутам, заторы, как правило, возникают при непосредственной близости к метро Пражская, которые не настолько критично задерживают движение транспорта. Поэтому в очередной раз это пустые слова.

В-третьих, преимущество маршрутных такси заключались в том, что они следовали до м. Пражская и обратно, не затрачивая время на весь маршрут. Кому надо было ехать дальше, тот пользовался городским автобусом. Наибольший пассажиропоток ездил до метро, пользуясь услугами маршруток, что существенно разгружало работу автобусов, которые не справлялись и продолжают не справляться с количеством людей. Не обязательно вводить 9 единиц дополнительного транспорта (если оно действительно так) для перевозки пассажиров по всему маршруту, разгрузка пассажиропотока нужна в большей степени в районе метро Пражская, с чем благополучно справлялись маршрутные такси.

В связи с вышеизложенным, настоятельно прошу проанализировать результаты и последствия внедрения новой политики в сфере транспорта на основании обращений жителей г. Москвы (весь Интернет переполнен жалобами по поводу отмены маршруток, а также письма, отправленные почтой России и электронным способом), и принять меры по возвращению маршрутных такси по маршруту «м. Пражская – 16-й микрорайон Чертанова» или же ввести частных перевозчиков, в рамках тех же государственных контрактов, но в форме маршрутных такси, курсирующих от м. Пражская до остановки 16-й микрорайон Чертанова, уменьшить интервалы рейсов городского транспорта, особенно в часы-пик для того, чтобы пассажиры беспрепятственно могли пользоваться транспортными услугами с целью беспрепятственного передвижения по городу, не только в моем районе, но и в других районах Москвы, где произошли подобные изменения.

В Петербурге к 1 июля примут транспортную реформу: с дорог исчезнут почти 300 маршруток, взамен появится около 100 автобусных направлений. За счет этого власти хотят сократить количество ДТП и число дублирующих маршрутов, а также сделать транспорт доступнее для маломобильных граждан. Однако есть опасения, что из-за реформы могут пострадать и пассажиры, и перевозчики.

«Бумага»
рассказывает, что известно об изменениях в городской системе транспорта.

Фото: Александр Петросян / «Коммерсант»

Власти отменят почти 300 маршруток и несколько троллейбусов

Комитет по транспорту Петербурга собирается отменить 300 маршрутов. 14 из них относятся к городским автобусам, три - к троллейбусам, все остальные - к маршрутным такси.

Нововведения касаются всех районов города. В списке - маршрутки, следующие от метро до «МЕГИ Парнас», «МЕГИ Дыбенко» и Пулкова, а также некоторые номерные коммерческие маршруты, в том числе К-1, К-10, К-12. Полный перечень можно увидеть в документе , опубликованном «Фонтанкой». Отдельное внимание СМИ уделяли изменениям на Васильевском острове - журналисты писали, что там в результате реформы почти не останется маршруток.

Из социальных маршрутов с улиц пропадут некоторые автобусы в Невском, Приморском, Красногвардейском районах и на юге города, а также 21-й и 168-й, следующие до «Ладожской», 29-й, следующий до «Московских ворот», 44-й, следующий до «Удельной», 84ш до поселка Новоселки и 99шк до поселка Бугры, 187А, следующий до «Экспофорума», и 134ш, следующий до 540-й гимназии.

Отменят также 1-й троллейбус (от Хасанской улицы до Ординарной), 34-й (от Тихорецкого проспекта до «Петроградской») и 42-й (от платформы Сортировочная до Камчатской улицы).

Троллейбусы, маршрутка К-39 и автобус 134ш должны прекратить работу в июле 2019-го. Остальные - в июле 2020-го.

Вместо маршруток запустят почти 100 автобусов

Вместо отмененных маршруток на дорогах Петербурга появятся 94 новых автобусных направления. В том числе по два автобуса до «МЕГИ Парнас» и «МЕГИ Дыбенко». При этом замены К-39 от «Московской» до Пулкова не будет.

Примерно три четверти этих маршрутов планируют запустить уже в июле. Направления 115Б (от «Рыбацкого» до Металлостроя), 330 (Колпино - станция метро «Шушары»), 339 (Павловск - Горная улица), 446 (улица Первого Мая - поселок Хвойный) введут в третьем квартале 2019-го, 193 (Суздальский проспект - ЖК «Цветной город») - в четвертом квартале, 145Б (Корабельная улица - Геологическая улица) - в начале 2020-го. Еще 11 маршрутов появятся только в 2021-м. Полный список можно посмотреть .

Кроме того, Смольный запустит два новых трамвайных маршрута из Малой Охты. 59 ТМ будет следовать до улицы Потапова, а 63-й трамвай - до Ириновского проспекта.

Часть маршрутов изменят. Среди них - автобусы, троллейбусы, маршрутки и трамвай

Еще 64 маршрута изменят. Нововведения коснутся 46 автобусов в разных районах города, десяти маршруток, пяти троллейбусов (32-й, 35-й, 45-й, 47-й и 48-й) и одного трамвая (64-й).

В большинстве случаев точные сроки изменений неизвестны - они вступят в силу в период с 2019 по 2023 год. До конца года по новым направлениям начнут ездить 46-й автобус от «Ладожской» до Белоостровской улицы, 92-й от Белорусской улицы до «Ладожской», 123-й от улицы Прокофьева до Гранитной. 64-й трамвай, следующий от «Ладожской» до «Ржевки», хотят ввести уже в августе. Полный перечень можно посмотреть .

Для реформы закупят больше 2 тысяч автобусов. На это потратят 25 млрд рублей

Для новых маршрутов власти собираются закупить автобусы. В марте комитет по транспорту оценивал общие затраты перевозчиков и городского бюджета в 25 млрд рублей. Эти деньги пойдут на 1684 новых автобуса большой вместимости и 668 средней вместимости. Из них более 200 будет на экологически чистом топливе. Закупка запланирована на 2020 год.

На конкурс по организации новых маршрутов планируется выставить 31 лот общей стоимостью 10 млрд рублей. В конкурсной документации указывается, что автобусы должны быть приспособлены для маломобильных граждан, использовать можно только машины, выпущенные не раньше 2018 года.

Стоимость у лотов разная - от 20 до 725 млн рублей. Однако частным перевозчикам, победившим в конкурсе, компенсируют из бюджета перевозку льготников - с 2020 года город будет выделять на это 16 млрд рублей ежегодно, рассказывал глава комитета по транспорту Александр Головин.

Власти рассчитывают уменьшить количество транспорта на дорогах и сократить число ДТП

Главная цель реформы - минимизировать дублирование маршрутов, заявляли в Смольном. Как утверждают чиновники, около 200 коммерческих маршрутов повторяют социальные на 40–100 %.

Реформа, по мнению властей, также сократит количество транспорта с низкой скоростью, слабой безопасностью и недоступностью для маломобильных групп. Число транспортных средств сократится с 6,3 до 4,1 тысячи, пишет «Фонтанка».

Кроме того, сокращение маршруток, по оценке Смольного, должно снизить количество ДТП в Петербурге на 30 %.

Перевозчики, депутаты и эксперты согласны, что реформа необходима. Но к документу в нынешнем виде у них есть претензии

В «Горэлектротрансе» удивились тому, что троллейбусная сеть сократится. «Мы, напротив, собирались расширяться, думали набирать новых водителей. На севере, на юге. Уж Ленинский-то проспект, думали, точно наш будет», - говорил «Фонтанке» источник на предприятии.

Многие перевозчики поддерживают реформу, однако есть опасения насчет готовности инфраструктуры. «Не хватает разворотных колец и автостанций, маршрутки по-прежнему будут отстаиваться у транспортных узлов. Есть сомнения по расчетам пассажиропотока, а это чревато тем, что, заключив договоры, потом перевозчики будут оспаривать объем финансирования, увидев реальную ситуацию», - говорил «Фонтанке» источник, близкий к комитету по транспорту.

На нововведения также

С первого июля 2020 года в Санкт-Петербурге радикально изменится работа коммерческих маршруток: в сущности, автобусов с грифом "К" просто не будет. Все коммерческие перевозчики начнут возить пассажиров по тем же тарифам, что и социальные автобусы, троллейбусы и трамваи. Остановки "по требованию" будут запрещены. А на тех улицах, где маршрутки дублируют движение иного городского транспорта, их движение будет и вовсе отменено.

Эти планы комитета по транспорту Санкт-Петербурга прозвучали на заседании транспортной коллегии. Председатель комитета Александр Головин утверждает, что речь о ликвидации системы частных перевозчиков не идет, будет изменен просто формат их работы. Однако, полагают перевозчики, планируемые нововведения отнюдь не поспособствуют решению транспортных проблем горожан.

Главным камнем преткновения станет финансирование, - отмечает председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Санкт-Петербурга Василий Киселев. - Если власти считают, что городской транспорт и дальше должен все более и более становиться дотационным, а не самоокупаемым, они все делают правильно. Только где брать деньги на затеи чиновников?

Нововведения, по словам Киселева, увеличат расходы городской казны на транспорт в три-пять раз, а то и более.

Пассажиры, живущие в пригородах и районах-новостройках, где дорожная инфраструктура значительно отстает от темпов строительства жилья, первыми испытают на себе все неудобства планируемых новаций. Ведь нормальных дорог в этих "городских джунглях" зачастую нет, соответственно, прокладывать в них автобусные-троллейбусные маршруты с типовыми остановочными павильонами и прочими удобствами нельзя.

На коммерческие маршруты сегодня приходится более 60 процентов транспортной сети города

Сегодняшняя палочка-выручалочка в этих условиях - коммерческие маршрутки. Они, к слову сказать, помогают жителям микрорайонов, пограничных между городом и областью, решить еще одну проблему: под чьей юрисдикцией находится маршрут. Власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области часто не могут прийти к общему знаменателю, когда речь идет о тарифах на транспортных маршрутах "город - область". Для коммерческих перевозчиков этой проблемы не существует. Они, как первопроходцы, создают транспортную сеть, которая впоследствии становится официальной. Неслучайно эксперты отмечают такую диспропорцию: количество социальных маршрутов в Санкт-Петербурге в последние годы значительно увеличивается, но протяженность их практически не растет. Реальные нужды горожан покрывают именно коммерческие маршруты, на которые приходится более 60 процентов транспортной сети.

Прямая речь

Игорь Малыгин, директор Института проблем транспорта РАН:

У Санкт-Петербурга не будет финансовой возможности осуществить эти планы. Тем более учитывая те затраты, которые уже сейчас несет бюджет, переводя городской транспорт на газ и электрическую тягу.

Чтобы окупить хотя бы этот перевод, потребуется не менее 5-7 лет активной эксплуатации электробусов и автобусов на газе. Кроме того, внедрение этих современных и экономичных видов транспорта потребует перестройки всей дорожной инфраструктуры, внесения существенных изменений в генплан города.

Поэтому ждать скорого отказа от коммерческих маршруток в нашем городе не стоит. Лозунг властей в идеале правильный, но на деле он трудноосуществим. Для того чтобы эти планы претворились в жизнь, необходима четкая схема государственно-частного партнерства и участие серьезного спонсора, которого пока не видно.

Справка "РГ"

Ранее стало известно, что ГУП "Петербургский метрополитен", ГУП "Горэлектротранс" и ГУП "Пассажиравтотранс" попросили у Смольного повысить стоимость разового проезда на 2 рубля в 2019 году, а стоимость проездных - на 4 процента. Если чиновники выполнят их

просьбу, то проезд в метро будет стоить 47 рублей, а на наземном городском транспорте - 42 рубля. Последнее изменение стоимости произошло в Санкт-Петербурге в январе 2017 года, когда цена поездки в трамвае, троллейбусе и автобусе поднялась до 40 рублей, а в метро - до 45. По данным экспертов, себестоимость поездок составляет 42,6 и 51, 1 рубля соответственно. Недополученные доходы перевозчиков компенсируются городским бюджетом.

Через год в Петербурге исчезнут маршрутки - город делает ставку на социальный транспорт. Опасения скептиков, что до некоторых уголков Северной столицы станет просто не добраться, эксперты считают беспочвенными.

Новую транспортную реформу вызвал к жизни Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ", принятый в 2015 году. Документ позволяет сохранить в прежнем виде "регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов", но на срок не более пяти лет. Срок истекает летом 2020 года, поэтому нововведения так или иначе затронут всех коммерческих перевозчиков Северной столицы. Исключение - государственные унитарные предприятия или государственные учреждения городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, для них переходный период - десять лет со дня официального опубликования ФЗ.

Смольный уже подготовил список маршрутов, которые будут ликвидированы. Однако, как пояснили корреспонденту "РГ" в ГКУ "Организатор перевозок", рассматривать его необходимо в совокупности с перечнем маршрутов, которые будут введены. Для горожан по большей части это только добавит комфорта: значительная часть отмененных коммерческих маршрутов станет "социальными", и вместо неудобных пазиков, куда трудно забраться пожилому человеку или маме с коляской, на линии будут работать автобусы средней и большой вместимости с низким полом.

Федеральный закон предоставляет нам право выбрать: будет действовать в регионе регулируемый тариф или нерегулируемый. В Петербурге принято решение действовать по первому сценарию, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель директора по планированию и развитию пассажирских перевозок ГКУ "ОП" Дмитрий Процкий. - Общественный транспорт - это то, что обеспечивает жизнедеятельность всего города, и город должен определять, где, когда и как он работает.

При нерегулируемом тарифе, подчеркивает специалист, кому и как ехать, определяет перевозчик. И это автоматически означает, что нерентабельные маршруты будут закрываться. За последние годы прекратили работать как минимум два десятка таких коммерческих линий - они еще числятся в реестре, но фактически их не существует. Еще одна обязанность перевозчика, работающего по регулируемому тарифу, - предоставлять все региональные льготы, и для Петербурга это тоже крайне важно. Для нерегулируемых тарифов льготные перевозки тоже возможны, но по отдельному соглашению, с компенсацией выпадающих доходов. Вряд ли цена за одного пассажира будет меньше, чем экономически обоснованная, при этом за свои же деньги город не будет иметь рычагов влияния на расписание и качество подвижного состава.

В ближайшее время в Северной столице должно появиться 2700 новых машин: 1500 автобусов, которые выработали свой ресурс, предстоит заменить, остальные выйдут на новые социальные маршруты

Петербург пошел по правильному пути, который давно выбран во всем цивилизованном мире, - отметил директор по решениям в области общественного транспорта компании - разработчика транспортных моделей Владимир Валдин. - Относиться к транспорту только как к бизнесу нельзя, это может обрушить систему в целом. Общественный транспорт - такая же часть инфраструктуры, как, например, освещение на улицах, и подходить к нему надо с инфраструктурных позиций.

ближайшее время петербургские перевозчики обязаны закупить новые автобусы, чтобы участвовать в конкурсах на право обслуживать пассажиров в 2020 году и далее, это предусмотрено конкурсной документацией. По словам Процкого, в ближайшее время в Северной столице должно появиться 2700 новых машин: 1500 автобусов, которые выработали свой ресурс, предстоит заменить, остальные выйдут на новые социальные маршруты. Например, в Веселом Поселке заменят маршрут К-3 до торгового комплекса "Мега" и наиболее востребованный К-155, который ходит по кругу между станциями метро "Улица Дыбенко" и "Проспект Большевиков". При этом еще раз подчеркнем, что на линию выйдут новые автобусы большей вместимости, чем те, что работают на этих линиях сейчас.

Из 270 коммерческих маршрутов 70 станут социальными, остальные перестанут существовать. Однако бояться таких изменений не стоит, об этом говорят сами перевозчики. Как рассказала корреспонденту "РГ" официальный представитель ГУП "Пассажиравтотранс" Татьяна Клепикова, более 80 процентов их маршрутной сети дублируется - и это нездоровая конкуренция. Согласно официальной информации, предприятие обслуживает 147 городских и пригородных маршрутов. Ежедневно на линии курсируют 1500 автобусов большого и особо большого класса, которые за год перевозят более 300 миллионов пассажиров - а могли бы и больше. Транспортники говорят, что коммерсанты специально "пасутся" на социальных маршрутах - едут перед автобусом и собирают пассажиров.

Увеличится скорость движения транспорта и повысится безопасность, поскольку посадка и высадка будут производиться только на остановочных пунктах, - добавляет Клепикова. - И сама посадка будет быстрее, потому что остановку не будут занимать коммерческие автобусы, ожидающие заполнения салона. Наше предприятие, со своей стороны, обновляет подвижной состав, а также постоянно ведет работу по укомплектованию штата водителей для выполнения дополнительной транспортной работы, которая будет нам поручена.

Понятно, что дополнительные расходы перевозчиков придется компенсировать. В Смольном пока не соглашаются с предложениями повысить тариф на проезд, которые поступают последние три года. Правда, как отметил Дмитрий Процкий, определенно вырастет субсидия перевозчикам из городского бюджета. Однако сейчас обсуждается новая схема финансирования общественного транспорта, которая может вообще убрать заинтересованность перевозчика в пассажиропотоке: он будет получать фиксированную сумму за километр пробега с надбавкой на прибыль, а вся выручка от продажи билетов и изменения пассажиропотока будет поступать в бюджет.

Тем временем

Электронный проездной билет "Подорожник" будет действовать на территории Ленинградской области. Как сообщили в Минтрансе РФ, эксперимент по его использованию признан удачным. В течение года картой "Подорожник" можно было расплатиться в двух автобусах, которые связывают Петербург с ближайшим пригородом в Ленобласти. Таким способом оплаты проезда воспользовались 2,5 миллиона человек. Теперь опыт будет внедряться на других маршрутах.