Дорога и ее основные элементы. Что нужно знать велосипедисту для езды по дорогам общего пользования


Передвижения занимают в ЕО исключительно большое место: действие романа начинается в Петербурге, затем герой едет в Псковскую губернию, в деревню дяди. Оттуда действие переносится в Москву, куда героиня отправляется «на ярмарку невест», с тем чтобы в дальнейшем переехать с мужем в его петербургский дом. Онегин за это время совершает поездку по маршруту Москва - Нижний Новгород - Астрахань - Военно-Грузинская дорога и Закавказье (?) - северокавказские минеральные источники - Крым - Одесса - Петербург. Чувство пространства, расстояний, сочетание дома и дороги, домашнего, устойчивого и дорожного, подвижного быта составляют важную часть внутреннего мира пушкинского романа. Существенными элементами пространственного чувства человека являются способ и скорость его передвижения. Тютчев, впервые проехав по Европе по железной дороге, отметил, что пространство сжалось, промежутки между городами сократились, а города сблизились: «Можно переноситься к одним, не расставаясь с другими. Города подают друг другу руку» (Старина и новизна. СПб., 1914. Кн. 18. С. 20). Именно малые (для нас) скорости и длительность передвижений связывали образ России с темой дороги, что так характерно для литературы пушкинского и гоголевского периодов.
Карета - основное средство передвижения в XVIII - начале XIX в. - являлась и мерилом социального достоинства.
Все оттенки «почтовых» значений были понятны читателям ЕО. В первой главе Онегин спешит на бал «в ямской карете» (XXVII, S). Содержать своего кучера и собственную карету с лошадьми в Петербурге было дорого. В 1830-е гг. П- отец и муж, известный литератор, вынужденный светским положением к частым выездам, - не держал лошадей, а имел только карету. Лошадей нанимали. Четверка приходилась для разъезда по городу по 300 руб. в месяц (в 1836 г.). Извозчикам или кучерам платили отдельно. «Последнюю карету поставил Пушкину в июне 1836 года мастер Дриттенпрейс за 4150 руб. (с городским и дорожным прибором)» (Щеголев П; Пушкин и мужики. М., 1928. С. 172). Не имея собственного выезда, Онегин нанимал ямскую карету. Такую карету можно было взять на извозчичьей бирже на день. «Не таков (как „Ванюшка") извозчик-лихач. Не кочует он по улицам порожняком, не выезжает на промысел ни свет ни заря, не морит себя, стоя до полуночи из-за гривенника <...> седоки лихача показываются не ранее полудня» (Кокорев И. Т. Русские очерки. М., 1956. Т. 1. С. 357).
Способ передвижения соответствовал общественному положению. Начало этому было положено петровской «Табелью о рангах», которая требовала, «чтоб каждый такой наряд, экипаж <...> имел, как чин и характер его требует» (Памятники русского права. М., 1961. Вып. 8. С. 190; характер - здесь: положение). Разница в экипажах, количестве и цене лошадей и в пушкинскую эпоху образовывала сложную иерархию, имевшую социально-знаковый характер:
Пустилися к нему купцы на бегунах, Художники (ремесленники. - Ю. Л.) пешком, приказные в санях,
Особы классные в каретах и колясках
И на извозчиках различны лица...
(Шаховской А. А. Комедии, стихотворения. Л., 1961. С. 111)

539
Стремглав <...> поскакал (7, XXVII, 3-4) - в допетровской Руси признаком важности пассажира была медленная езда. В послепетровском обществе знаками достоинства сделалась и слишком быстрая (признак «государственного» человека), и слишком медленная езда (признак вельможества). В Москве ездили медленнее, чем в Петербурге. Однако еще в XVIII в. установилась общеевропейская «щегольская» мода очень быстрой езды по людным улицам города.
Количество фонарей (один или два) или факелов зависело от важности седока. В 1820-е гг. «двойные фонари» (1, XXVII, 7) - это признак лишь дорогой, щегольской кареты.
Летя в пыли на почтовых (7, II, 2); ...Ларина тащилась, /Боясь прогонов дорогих, /Не на почтовых, на своих... (7, XXXV, 9-77). Езда для путешественников, пользующихся казенными лошадьми (езда «на почтовых» или «перекладных»), осуществлялась следующим образом: путешественник запасался подорожной - документом, куда вносились его маршрут, чин, звание (от этого зависело количество лошадей; неслуживший Онегин, как и П, - чиновник 13-го класса, имел право лишь на трех лошадей; особы 1-го класса имели право на 20 лошадей, 2-го - на 15, а 3-го - на 12). Подорожная регистрировалась на заставах; данные о выехавших или въехавших в столицы публиковались в газетах. На почтовых станциях фельдъегери и курьеры получали лошадей вне очереди (для них должны были иметься специальные тройки), но, если курьерские лошади были в разгоне, забирали любых, бывших в наличии, затем лошадей получали путешественники «по собственной надобности» в порядке чинов. Это приводило к тому, что обычному путешественнику часто приходилось просиживать на станциях долгое время (см. стихотворение П. А. Вяземского «Станция»).
Обычная скорость для едущих «по своей надобности» была зимой не более 12 верст в час, летом - не более 10, а осенью - 8. В сутки обычно проезжали 70-100 верст. На станции проезжающий «платил прогоны» - оплачивал лошадей по таксе, которая колебалась от 8 до 10 коп. за одну лошадь на одну версту.
Ларины ехали в Москву «на своих» (или «долгих»). В этих случаях лошадей на станциях не меняли, а давали им отдохнуть, ночью тоже, естественно, не двигались с места (ночная езда была обычной при гоньбе перекладных), от чего скорость путешествия резко уменьшалась. Однако одновременно уменьшалась и стоимость.
«Наконец день выезда наступил. Это было после крещенья. На дорогу нажарили телятины, гуся, индейку, утку, испекли пирог с курицею, пирожков с фаршем и вареных лепешек, сдобных калачиков, в которые были запечены яйца цельные совсем с скорлупою. Стоило разломить тесто, вынуть яичко и кушай его с калачиком на здоровье. Особый большой ящик назначался для харчевого запаса. Для чайного и столового приборов был изготовлен погребец. Там было все: и жестяные тарелки для стола, ножи, вилки, ложки и столовые и чайные чашки, перечница, горчичница, водка, соль, уксус, чай, сахар, салфетки и проч. Кроме погребца и ящика для харчей, был еще ящик для дорожного складного самовара <...> Для обороны от разбойников, об которых предания были еще свежи, особенно при неизбежном переезде через страшные леса муромские, были взяты с собой два ружья, пара пистолетов,
540
а из холодного оружия - сабля <...> Поезд наш состоял из трех кибиток. В первой сидели я, брат и отец, во второй тетушка с сестрою, в третьей повар с горничными девушками и со всеми запасами для стола: провизиею, кастрюлями и проч., и, наконец, сзади всех ехали сани с овсом для продовольствия в дороге лошадей. Это был обычный порядок путешествия наших <...> Разумеется такие путешествия обходились недорого, так что 20 или много 25 рублей ассигнациями, т. е. менее 7 рублей нынешним серебром, на 4-х тройках достаточно было доехать до Нижнего - это от нас около 500 верст, а может и более» (Селиванов. С. 145-147). Хозяйственная мать Татьяны, страшившаяся «прогонов дорогих», видимо, понесла такие же расходы.
Представления о размерах «поездки» при езде «на долгих» дает С. Т. Аксаков: «Мы едем-с в трех каретах, в двух колясках и в двадцати повозках; всего двадцать пять экипажей-с; господ и служителей находятся двадцать две персоны; до сотни берем лошадей» (Аксаков С. Т. Собр. соч. М., 1955. С. 423). Хозяйственная Ларина путешествовала, видимо, несколько скромнее.
При плохом состоянии дорог поломка экипажей и починка их на скорую руку с помощью «сельских циклопов», благословлявших «колеи и рвы отеческой земли» (7, XXXIV, 13-14), делалась обычной деталью дорожного быта. «Коляска моя была куплена у великого Фребелиуса, знаменитейшего из петербургских каретных мастеров, которые одни умеют приготовлять оси, рессоры и подтяжные ремни, способные выдерживать в продолжение недели всякого рода удары, толчки и подпрыгивания на русских дорогах <...> „Наши русские дороги, - сказал мне один очень любезный житель Петербурга, - коверкают в сорок восемь часов экипажи французские, английские и венские, но щадят наши национальные экипажи в течение восьми дней нашей беспримерной скачки - а это много". В силу этого предвещания, я и ожидал на восьмой день какой-нибудь беды. Она не заставила ждать себя: произведение „великого" Фребелиуса, моя петербургская коляска сломалась перед самой станцией, к которой я подъехал уже в наклонном положении» (Бургоэн П. де. Воспоминания французского дипломата при С.-Петербургском дворе. 1828-1831 гг. // Военный сб. СПб., 1866. Т. 48. С. 190).
В 1820-е гг. начали входить в употребление также дилижансы - общественные кареты, ходящие по расписанию. Первая компания дилижансов, ходивших между Петербургом и Москвою, была организована в 1820 г. вельможами М. С. Воронцовым и А. С. Меншиковым не только из коммерческих, но также из либерально-цивилизаторских побуждений. Начинание имело успех; Меншиков 27 февраля 1821 г. писал Воронцову: «Наши дилижансы в самом цветущем ходу, охотников много, отправление исправное» (цит. по: Тургенев. С. 444). Дилижансы брали зимой по 4 пассажира, летом - 6 и имели места внутри кареты, которые стоили по 100 руб., и снаружи (60-75 руб.). Путь из Петербурга в Москву они проделывали в 4-4,5 суток.
Однако основным средством передвижения все же оставались карета, бричка, возок, телега; зимой - сани.

Когда-то люди передвигались только пешком. Потом были приручены лошади, и появились всадники. Одно из величайших изобретений человека – хомут – позволило впрягать лошадь в повозку, появились пассажирские экипажи, и ходить по дорогам, узким городским улочкам стало сложнее. В городах для пешеходов начали обустраивать тротуары.

«Попал под лошадь», – такие сообщения о ДТП стали появляться в газетах задолго до наступления эры автомобилей. Рассеянные и невнимательные пешеходы были всегда.

Пешеход такой же участник дорожного движения

Наиболее часты ДТП с участием пешеходов случаются на и при попытках перейти улицу не в месте установленного перехода. Как правильно и где переходить городскую улицу, учат, начиная с детского сада. Тем не менее, нарушения совершаются с обеих сторон. Не менее важно соблюдать правила и при передвижении по дорогам как внутри, так и вне населенного пункта.

Если вы идете по дороге

Передвигаясь по городу, пешеход обязан идти по тротуару и не выходить на проезжую часть. А двигаться, если вы пешком отправились в соседний населенный пункт, и путь туда лежит только по автостраде, у которой практически нет даже обочины? В этом случае идти надо обязательно по левой стороне навстречу движущемуся транспортному потоку. Так вы сможете всякий раз, при приближении встречного автомобиля, объективно оценить складывающуюся обстановку и выбрать заранее подходящее место подальше от проезжей части, где можно встать и переждать. Водитель встречной машины, видя вас лицом к себе, будет уверен в адекватности вашего поведения.

Если, двигаясь пешком, вы хотите «поймать попутку», сигнальте проезжающим водителям со своей, левой, стороны. Переходите дорогу к остановившейся машине, пропустив проезжающий транспорт и убедившись в своей полной безопасности.

Передвижение по дорогам в темное время суток

Ходить по неосвещенной дороге ночью пешком – особенно опасно. Совершать такие переходы следует лишь в случае крайней необходимости. Но бывает, что зимой школьники идут , когда еще не совсем рассвело, или уже в сумерках возвращаются после второй смены. В этом случае родители должны приобрести для них верхнюю одежду со светоотражающими элементами на куртке, брюках, на головном уборе. В продаже сегодня есть ранцы со светоотражателями. Тогда водитель встречной машины, заранее увидев пешехода, переключит фары на ближний свет и не ослепит путника.

Каждый год в Эстонии на нерегулируемых пешеходных переходах случаются десятки происшествий с детьми до 15 лет, пересекающими дорогу пешком или на велосипеде. В 2017 году в таких происшествиях пострадали в общей сложности 48 детей. Для ребенка, когда он идет пешком или едет на велосипеде, риск несчастного случая в два раза больше, чем для взрослого.

Поведение ребенка на дороге зачастую оказывается отражением того, как ведут себя на дороге взрослые. «Пешеход и велосипедист - самые незащищенные участники дорожного движения, которые в случае дорожно-транспортного происшествия всегда оказываются пострадавшей стороной. Подаваемый родителями правильный пример и совместные тренировки по безопасному передвижению по дорогам помогают сделать путь ребенка до школы и обратно более безопасным. Однако важную роль в том, как дети ведут себя на дорогах, играет и поведение других взрослых, которое влияет на принимаемые детьми решения», - объясняет эксперт отдела профилактической работы Департамента шоссейных дорог Эве-Май Валдна.

5 советов, которые родители должны время от времени повторять ребенку и которым сами всегда должны следовать:

  • Будь внимателен и думай, где и как безопасно переходить дорогу!
  • Прежде чем переходить дорогу, обязательно остановись и посмотри по сторонам - машины сразу остановиться не могут! При скорости движения 50 км/ч остановочный путь транспортного средства на сухом асфальте составляет около 28 м, на мокром - 38 м, а на заснеженном - 62 м.
  • Постарайся установить зрительный контакт с водителем!
  • Переходя дорогу, не занимайся ничем посторонним!
  • Имей запас времени!

Другие советы и дополнительную информацию можно найти на специальной странице .

«Чтобы ребенок умел безопасно передвигаться по дорогам и считался с другими участниками движения, родители должны его этому научить. Важен также пример, которой ему подают окружающие. Для безопасного передвижения по дорогам ребенку нужен опыт. Однако многие взрослые в начальных классах возят ребенка в школу и из школы на машине, не задумываясь о том, что таким путем достаточных навыков передвижения в качестве пешехода ребенок приобрести не может. Расширяющийся с возрастом радиус передвижения приводит ребенка в места, где он раньше не бывал, и он оказывается в ситуации, при которой должен самостоятельно принимать правильные решения и выбирать наиболее безопасную траекторию движения», - добавляет Валдна.

Кампания Департамента шоссейных дорог по пересечению дороги «Подай пример, чтобы ребенок был осторожен» проводится с 22 августа по 19 сентября. В этом году кампания впервые адресована родителям, дети которых ходят в 1-6-й классы. В рамках кампании с 31 августа по 7 сентября будет впервые проводиться «Неделя движения пешком вместе с ребенком», цель которой состоит в том, чтобы побудить родителей вместе с детьми тренироваться в передвижении по дорогам.