Двигатель ямз 7601 технические. Гильзы, поршни, поршневые и кольца
ЯМЗ-7601.10-20 (20-я комплектация) - ДВС производства ЯМЗ с воспламенением от сжатия и непосредственным впрыском топлива в цилиндр, предназначенный для установки на тяжелой грузовой технике. Двигатель оснащен системой турбонаддува, с жидкостным охлаждением и механическим регулятором частоты вращения.
Основные характеристики
ЯМЗ-7601.10-20 - 6-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель с воспламенением от сжатия. V-образное расположение цилиндров, угол развала цилиндров - 90º.
Базовая модель - ЯМЗ-7601.10-04. Основные особенности данной модели двигателя от базовой: картер маховика 238-1002310-Д2 (герметичный), стартер 2562.3708-30 (герметичный).
Сцепление применяемое вместе с двигателем - ЯМЗ-183-10; коробка переключения передач - механическая, ЯМЗ-2391-02 (2391.1700025-02) (герметичная).
Технические характеристики
Размерность двигателя | 130x140 |
Количество цилиндров | 6-цилиндровый |
Мощность, кВт / л.с. | 220 (330) |
Частота вращения, об./мин. | 1900 |
Макс. крутящий момент, Н.м (кгс.м) | 1275 (130) |
Частота при макс. крут. моменте, мин | 1100-1300 |
Удельный расход топлива при номин. мощности, г/кВт.ч. (г/л.с.ч) | 197 (145) |
Сцепление | ЯМЗ-183-35 |
Коробка передач | ЯМЗ-2391-42 |
Габариты, мм (длина/ ширина/ высота) | 2055/1045/1100 |
Масса, кг. | 1385 |
ТНВД | 135.5-10 |
Модель генератора | 4002.3771В-80 |
Основное применение | "Урал" автомобили 8x8 "Урал-532301-10" (брод 1,75м) |
Применение
Двигатель ЯМЗ-7601.10-20 предназначен для использования на тяжелой грузовой технике. Основное название - установка на автомобилях производства завода ОАО "АЗ "Урал".
Двигатель ЯМЗ 7601
Характеристики ЯМЗ-7601
Производство | «Автодизель»
Ярославский моторный завод |
Марка двигателя | 7601 |
Годы выпуска | 1996-н.в. |
Материал блока цилиндров | чугун |
Тип двигателя | дизельный |
Конфигурация | V-образный |
Количество цилиндров | 6 |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня, мм | 140 |
Диаметр цилиндра, мм | 130 |
Степень сжатия | 16.5 |
Объем двигателя, куб.см | 11150 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 300/1900 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 1275/1100-1300 |
Экологические нормы | Евро 2 |
Турбокомпрессор | ТКР 90 |
Вес двигателя, кг | 1010 |
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для УРАЛ 6368) | 32 |
Расход масла, % к расходу топлива, до | 0.2 |
Масло в двигатель: -летом -зимой (меньше +5° С) |
М-10-Г2к М-8-Г2к |
Сколько масла в двигателе, л | 24 |
Замена масла проводится, часов | 1000 |
Размеры, мм: - длина - ширина - высота |
1270 1045 1100 |
Ресурс двигателя, км
- по данным завода - на практике |
600 000 - |
Двигатель устанавливался | Урал 4320 Урал 5323 Урал 6323 Урал 6363 Урал 6367 Урал 6368 Урал 6923 МАЗ-5440 МАЗ-152 |
Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-7601
Новая версия 236-го двигателя была создана на базе ЯМЗ-236БЕ2 , который немного доработали и назвали 7601. Разберемся, чем отличается ЯМЗ-236 Евро-2 от 7601. Блок был оставлен старый - это чугунный V6 с углом развала 90°, с чугунными гильзами и с маслофорсунками для охлаждения поршней. Коленвал немного измененный, а маховик, поршни, поршневые кольца и шатуны оставили старыми. Для двигателей 7601 шли масляные насосы на 165 л/ч.
Головки остались такими же: по 2 клапана на цилиндр, а распредвал по-прежнему находится в блоке и имеет такие же характеристики, как ЯМЗ-236БЕ2.
Завод предписывает, после каждых 1000 часов работы движка, нужно проверять и по необходимости регулировать клапаны. Зазоры клапанов типичны для всего этого семейства - 0.25-0.30 мм (впуск/выпуск).
Тут установлен механический ТНВД 135-10 (135.5 для моделей ЯМЗ-7601.10-01, -04 -14) и форсунки 267-01, а их давление - 270 кгс/см 2 .
Давление масла должно находиться в диапазоне 4-7 кгс/см 2 (прогретый двигатель).
Дует в мотор турбокомпрессор ТКР-90, а давление наддува составляет 1.23 бар.
Здесь применен фильтр тонкой очистки топлива от предшественника.
Все эти модификации позволили довести мощность до 300 л.с. при 1900 об/мин, а крутящий момент поднять до 1275 Нм при 1100-1300 об/мин.
Силовые агрегаты рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 60°С до плюс 50°С, относительной влажности до 98% при температуре 25°С, запыленности воздуха до 0,4г/м³ , а также на движение автомобиля в горных условиях на высоте до 4500м над уровнем моря и преодоление перевалов до 4650м над уровнем моря при соответствующем снижении мощностных и экономических показателей. Внешний вид двигателя ЯМЗ-7511.10 с индивидуальными головками цилиндров и пластинчатым жидкостно-масляным радиатором (ЖМТ) приведен на рис 1, а сравнительные показатели двигателей типа ЯМЗ-7511 - в таблице 1.
Рис.1 - Силовой агрегат ЯМЗ-7511.10 с индивидуальными головками цилиндров
Модель силового агрегата | ЯМЗ - 7511.10 | ЯМЗ - 7512.10 | ЯМЗ - 7513.10 | ЯМЗ - 7514.10 | ЯМЗ - 7601.10 | |||
Тип двигателя | Четырехтактный с воспламенением от сжатия и турбонаддувом | |||||||
Число цилиндров | 8 | 6 | ||||||
Расположение цилиндров | V-образное, угол развала 90º | |||||||
Порядок работы цилиндров | 1 - 5 - 4 - 2 - 6 - 3 - 7 - 8 | 1 - 4 - 2 - 5 - 3 - 6 | ||||||
Схема нумерации цилиндров | См. рис 2 | |||||||
Направление вращения коленчатого вала | Правое | |||||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | |||||||
Ход поршня, мм | 140 | |||||||
Рабочий объем, л | 14,86 | 11,15 | ||||||
Степень сжатия | 16,5 | |||||||
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 294 (400) | 264 (360) | 309 (420) | 277 (375) | 220 (300) | |||
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин -1 | 1900 | 1500 | 1900 | |||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1715 (175) | 1570 (160) | 1813 (185) | - | 1274 (130) | |||
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин -1 | 1100 - 1300 | - | 1100 - 1300 | |||||
Частота вращения холостого хода, мин -1: | максимальная | 2150 | 1650 | 2150 | ||||
минимальная | 600±50 | 950±50 | 600±50 | |||||
Удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/кВт·ч (г/л.с.·ч): | минимальный | 194 (143) | 197 (145) | - | 197 (145) | |||
при номинальной мощности | 215 (158) | 208 (153) | 215 (158) | |||||
Удельный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более | 0,2 | |||||||
Скоростная характеристика | См. рис 3 | См. рис 4 | См. рис 5 | - | См. рис 6 | |||
Способ смесеобразования | Непосредственный впрыск | |||||||
Камера сгорания | Неразделенного типа в поршне | |||||||
Распределительный вал | Общий для обоих рядов цилиндров, с шестеренчатым приводом | |||||||
Фазы газораспределения: | впускные клапаны | открытие, град. до ВМТ | 21,5 | |||||
закрытие, град. после НМТ | 31,5 | |||||||
выпускные клапаны |
открытие, град. до ВМТ | 63 | ||||||
закрытие, град. после НМТ | 29,5 | |||||||
Число клапанов на цилиндр | Один впускной и один выпускной | |||||||
Тепловые зазоры клапанов на холодном двигателе, мм | 0,25 — 0,30 | |||||||
Система смазки | Смешанная, с охлаждением масла в жидкостно-масляном теплообменнике (ЖМТ): под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, распределительного вала, осей коромысел, топливный насос высокого давления, турбокомпрессор; остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием. | |||||||
Масляный насос | Шестеренчатого типа, односекционный | |||||||
Давление масла в прогретом двигателе в магистрали блока кПа (кгс/см 2): | при номинальной частоте вращения |
400 - 700 (4 - 7) |
300 - 600 (3 - 6) | 400 - 700 (4 - 7) | ||||
при минимальной частоте вращения, не менее | 100 (1) | |||||||
Масляные фильтры | Два: полнопоточный фильтр тонкой очистки масла (ПФТОМ) со сменным фильтрующим элементом и центробежный маслоочиститель (ЦМ) | |||||||
Система охлаждения масла | С жидкостно-масляным теплообменником (ЖМТ), который устанавливается на двигателе, пластинчатого или трубчатого типа | |||||||
Система охлаждения поршней маслом | Форсунки струйного охлаждения поршней маслом с отверстиями ∅2,5мм расположены на трубах с правой и левой стороны двигателя с отбором масла через втулку-дроссель ∅6мм на участке системы смазки двигателя между ЖМТ и ПФТОМ | |||||||
Давление масла начала открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см 2): | редукционный клапан масляного насоса | 700 - 800 (7,0 - 8,0) | ||||||
дифференциальный клапан | 490 - 520 (4,9 - 5,2) | |||||||
перепускной клапан масляного фильтра | 200 - 250 (2,0 - 2,5) | |||||||
сигнализатор открытия перепускного клапана масляного фильтра | 180 - 230 (1,8 - 2,3) | |||||||
перепускной клапан ЖМТ | 274±25 (2,8±0,25) (только для пластинчатого типа ЖМТ) | |||||||
Система питания топливом | Разделенного типа | |||||||
Топливный насос высокого давления с регулятором и топливоподкачивающим насосом |
Восьмисекционный, плунжерный, плунжеры золотникового типа. | Шестисекционный, плунжерный, плунжеры золотникового типа. | ||||||
Модель ТНВД | 175. 1111005 - 40 | 175. 1111005 - 60 | 175. 1111005 - 50 | 19Э 175. 1111005 | 135. 1111005 - 10 | |||
Порядок работы секций топливного насоса | 1 - 3 - 6 - 2 - 4 - 5 - 7 - 8 | 1 - 2 - 3 - 5 - 4 - 6 | ||||||
Регулятор частоты вращения | Центробежный, всережимный | |||||||
Топливоподкачивающий насос | Поршневой с насосом ручной прокачки топлива | |||||||
Форсунки | Закрытого типа, с многодырчатыми распылителями: | на двигателях с общими головками - 267. 1112010 - 02 или 204. 1112010 - 50. 01 | ||||||
на двигателях с индивидуальными головками - 51. 1112010 - 01 | ||||||||
Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см 2) | 26,5 +0,8 (270 +8) - 267. 1112010 - 02
26,5 +1,2 (270 +12) - 204. 1112010 - 50. 01 26,5 +1,2 (270 +12) - 51. 1112010 - 01 |
|||||||
Установочный угол опережения впрыскивания топлива | Устанавливается по меткам на маховике и корпусе ТНВД: | на двигателях с общими головками - (6 +1)º | ||||||
на двигателях с индивидуальными головками - (8 +1)º | ||||||||
Топливные фильтры: | грубой очистки | Фильтр-отстойник | ||||||
тонкой очистки | Со сменным фильтрующим элементом. На крышке расположен перепускной клапан-жиклер. Давление открытия клапан-жиклера 20-40 (0,2-0,4) кПа (кгс/см 2) | |||||||
Система наддува | Газотурбинный одним турбокомпрессором с радиальной центростремительной турбиной и центробежным компрессором | |||||||
Турбокомпрессор | Модель 122 (ЯМЗ), К - 36 - 87 - 01 или К36 - 30 - 01 (Чехия), ТКР - 100 (Турботехника) | Модель 122 - 07 (ЯМЗ), ТКР - 90 (Турботехника) | ||||||
Давление наддува (избыточное) на номинальном режиме работы, кПа (кгс/см 2) | 125 (1,25) | |||||||
Система охлаждения | Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Оборудована термостатическим устройством для автоматического поддержания теплового режима работы двигателя | |||||||
Водяной насос | Центробежного типа, с ременным приводом | |||||||
Вентилятор | Шестилопастный, с шестеренчатым приводом и фрикционной муфтой включения вентилятора | |||||||
Жидкостно - масляный теплообменник | Пластинчатого или трубчатого типа. Оборудованы краником или пробкой для слива охлаждающей жидкости. | |||||||
Термостаты | С твердым наполнителем. Температура начала открытия 80 ºС. | |||||||
Электрооборудование | Однопроводная схема. Номинальное напряжение 24В. | |||||||
Генератор | Переменного тока, с ременным двухручьевым приводом, с номинальным напряжением 28В. Модель генератора определяется комплектацией. См. комплектацию | |||||||
Пусковое устройство | Электрический стартер мод. 25. 3708 - 21 или 4581 (Словакия), номинальное напряжение 24В. Для облегчения пуска холодного двигателя предусмотрено электрофакельное устройство |
|||||||
Сцепление | См. комплектацию | |||||||
Коробка передач | См. комплектацию | |||||||
Заправочная ёмкость, л | система смазки двигателя | 32 | 24 | |||||
система охлаждения (без объема радиатора и расширительного бачка) | 22 | 17 | ||||||
коробка передач | См. раздел "коробка передач" | |||||||
Масса не заправленного силового агрегата в комплектности поставки, кг: |
С индивидуальными головками цилиндров |
без сцепления и коробки передач |
1250 | 1010 |
||||
со сцеплением | 1295 | - | - | |||||
1685 | - | 1385 | ||||||
С общими головками цилиндров | без сцепления и коробки передач | 1215 | - | |||||
со сцеплением | 1260 | - | - | |||||
со сцеплением и коробкой передач | 1635 | - | - | |||||
Габаритные размеры, мм | См. рис. 7 и 8 |
Дизельный двигатель ЯМЗ 7601.10
– модель двигателя, разработанная и собранная ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод). ЯМЗ 7601.10 из семейства шестицилиндровых V-образных четырехтактных дизельных двигателей сконструирован для эксплуатации на междугородних автобусах МАЗ-152 и автомобилях Урал.
ДВС ЯМЗ 7601.10 – экономичный, мощный и надежный двигатель, способный одинаково хорошо работать в колебаниях температур от -50 до +50ºС как в пустынной, так и в гористой местности, в условиях повышенной влажности и при любых климатических условиях. Двигатель обладает несложной конструкцией и замена некоторых его частей производится быстро и легко, так что несложный ремонт можно выполнить, фактически, в «полевых» условиях.
Дизель ЯМЗ 7601.10
часто встречается сейчас на автобусах российского производства и различной технике повышенной проходимости. Такое его использование совершенно оправдано, ведь в купе с надежностью, высокой ремонтоспособностью и хорошей мощностью, этот двигатель является еще и экономичным. Кроме того ценовая характеристика двигателя ЯМЗ 7601.10 и его модификаций на порядок ниже, чем у зарубежных аналогов, что делает данную модель востребованной на рынке Ближнего зарубежья и России.
Двигатели Ярославского моторного завода – это приемлемая цена, высокая надежность и гарантия качества.
Двигатель ЯМЗ 7601.10 – форсированный, четырехтактный, 6-ти цилиндровый, имеет V-образное расположение цилиндров, рабочий объем 11.150см 3 , охлаждение жидкостное, непосредственный впрыск топлива, жидкостно-масляной теплообменник, механический регулятор частоты вращения, промежуточное охлаждение надувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленный на автомобиле, турбонаддув, соответствует экологическим стандартам Евро-2, правилам по выбросам вредных веществ ЕЭК ООН №49-02В, правилам №96-01. Дизель ЯМЗ 7601.10 может комплектоваться коробкой передач и сцеплением, имеет ресурс до капитального ремонта 800000 км. Этот двигатель и его модификации являются самыми мощными среди всех шестицилиндровых V-образных двигателей Ярославского завода, ЯМЗ 7601 – это обособленная серия ДВС, все моторы которой имеют мощность в 300 л.с.
Основные технические характеристики ЯМЗ-7601.10 и его модификаций
Характеристики |
Значение |
Мощность, кВт (л.с.) |
|
Частота вращения, об/мин |
|
Максимальный крутящий момент, Н.м(кгс.м) |
|
Частота при максимальном крутящем моменте об/мин |
|
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч.) |
|
Габаритные размеры, мм (длинна/ширина/высота) |
|
Масса, кг |
|
Сцепление |
|
Коробка передач |
|
Генератор |
6582.3701 или 3112.3771 |
Двигатель ЯМЗ 7601.10 имеет следующие действующие модификации ЯМЗ-7601.10-04, -7601.10-14, -7601.10-18.Эти двигатели имеют схожие общие технические характеристики с моделью ЯМЗ-7601.10 и отличаются только габаритами и массой, конструкционные отличия моделей рассмотрены ниже.
Двигатель ЯМЗ 7601.10 имеет некоторые примечательные конструкционные отличия: имеет жидкометаллический теплоноситель (ЖМТ), муфту включения вентилятора, крыльчатку диаметром 660мм, кожух вентилятора, азотированный коленчатый вал, ТНВД (12×14), трубопроводы для установки ОНВ, элекрофакельное устройство (ЭФУ), 3-х ручьевой шкив коленчатого вала, индивидуальные головки, блок цилиндров, поршни, распредвал, толкатели, водяные трубки и впускные коллекторы.
ЯМЗ 7601.10-04 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе двигателя ЯМЗ 7601.10; оснащен блоком цилиндров с тремя отверстиями на заднем левом торце,3-х ручьевым шкивом коленчатого вала, масляным картером с фланцем для залива масла, установленным глубокой частью вперед, муфтой включения вентилятора (238НД), крыльчаткой вентилятора диаметром 600мм, водяными трубками (правая имеет сдвоенную термостатную коробку), байпасной системой, патрубком соединительных впускных колеекторов с фланцем (пониженный), сцеплением ЯМЗ-138-15, коробкой передач ЯМЗ-2391-02 с вылетом валика влево на 250мм, коленвал имеет цилиндрический носок. Данная модификация двигателя имеет габариты (длинна/ширина/высота) 2055/1045/1100мм, массу 1445кг и применяется на автомобилях, шасси 8×8 Урал-532301-10, -532361-10, -532341-10, -632341-10, шасси 10×10 Урал-692342-10.
ЯМЗ 7601.10-14 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе двигателя ЯМЗ 7601.10-01, оборудован 3-хручьевым шкивом коленвала с резонансными ручьями ГУР (гидроусилитель руля), соединительным патрубком, впускным патрубком, трубой соединения ОНВ, масляным картером, который установлен глубокой частью вперед, соединительной трубой ОНВ, сцеплением ЯМЗ-138-15, коробкой передач ЯМЗ-239-04, не имеет масляного щупа, масляной трубки, кронштейна крепления всасывающей трубы. Габаритные размеры этого дизеля составляют 2055/1045/1100мм (д/ш/в), а масса 1445, применяется он в составе автомобилей, шасси 4×2 Урал-6367; 6×4 Урал-6367; седельных тягачей Урал-63634 и самосвалов 6×4 Урал-63685.
ЯМЗ 7601.10-18 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе двигателя ЯМЗ 7601.10-01, оборудован генератором 6582.3701-03 и ремнем П-14×10×937, коленвалом 7601.1005008 с цилиндрическим носком, шкивом коленвала 236НЕ-1005061-Б с деталями крепления, масляным картером 236-1009010-В3 с всасывающей трубкой 236-1011398-Д, муфтой включения вентилятора 238БЕ-1308012, крыльчаткой 236НЕ-1308012 диаметром 600мм, сцеплением ЯМЗ-138-10, коробкой передач ЯМЗ-2391-02, в правой водяной трубке имеется отверстие под термореле 7601.1303104, газопровод по ДСП-236БЕ-1008-В, правый сильфон газопровода имеет защитный экран по черт. ЧР-10557, правый и левый впускные коллекторы разные – Э7601.1115012 и Э7601.1115014, установлена заглушка на впускном отверстии соединительного патрубка впускных коллекторов, ТКР (турбокомпрессор) по ДСП-236БЕ-1118Б, сапун расположен с левой стороны на шестом цилиндре, не имеет впускного патрубка 236НЕ-1115128. Габариты данной модификации двигателя равны 2055/985/1294мм (д/ш/в), масса 1420кг, а применяется в составе автомобилей Урал-4320-44.