Эсминец «Новик. Новые советские эсминцы иллюстрации эскадренного миноносца «Новик»

5 октября 1913 года на гранитной набережной Невы было особенно многолюдно. Необычное скопление жителей Петербурга вызвал красавец корабль — “Новик”. Конечно, широкая публика явилась сюда полюбоваться его прекрасной архитектурой, но специалисты и просто знающие люди считали ее не самым главным достоинством — основное было в том, что появление “Новика” знаменовало собой подлинную революцию в развитии кораблей этого класса. Именно “Новик” положил начало строительству эскадренных миноносцев нового типа во всех флотах мира.

Стоит, наверное, напомнить, что перед началом первой мировой войны составляли два подотряда: собственно миноносцы и контрминоносцы. Причем , созданные исключительно для торпедных атак в составе флотилии, вооружались мощным, по представлениям того времени, торпедным вооружением. Артиллерией немцы необоснованно пренебрегали — они считали, что боевую устойчивость соединения должен обеспечивать легкий крейсер — лидер миноносцев. Столь же пренебрежительно отнеслись германские кораблестроители и военные к радиооборудованию — предполагалось, что корабли подобного типа не следует использовать ни для разведки, ни для постановки мин заграждения. Однако обладали высокой скоростью, хорошей мореходностью и достаточно большой дальностью плавания.


Свой тип эсминца последовательно развивали и англичане, причем артиллерия на британских кораблях традиционно была более мощной, чем у германских “торпедоносцев”. А по английским образцам равнялись, постоянно усиливая артиллерийское вооружение миноносцев, и другие военно-морские флоты мира. Все, кроме русского…

Новый эскадренный миноносец строился на добровольные пожертвования, собранные населением России в период русско-японской войны. Из представленных “Особому комитету по усилению военного флота” конкурсных проектов лучшей оказалась разработка судостроительной технической конторы Путиловского завода. Она выгодно отличалась от других крайне низким удельным расходом топлива за счет применения нефтяного отопления котлов и высокой экономичностью, а также компактностью силового агрегата — паровой турбины, и прогрессивным использованием в конструкции корабля продольного набора и стали повышенной прочности. Все это позволило при умеренном водоизмещении и высокой скорости оснастить корабль мощным артиллерийским и торпедным вооружением и весьма совершенной по тому времени радиостанцией, обеспечивающей связь на дистанции до 300 миль.


Торжественная закладка корпуса “Новина” состоялась 1 августа 1910 года на Путиловской верфи, а 4 июля 1911 года корабль благополучно спустили на воду. Начался монтаж механизмов и вооружение корабля. Швартовые испытания начались 25 апреля 1912 года, на полтора месяца ранее контрактного срока.

Это был совершенно необычный корабль: эсминец, ставший родоначальником оригинальной концепции развития кораблей такого типа. Конструкторы не только позаимствовали все лучшее, что было у английских и германских эскадренных миноносцев, но и пошли дальше — к универсальному торпедно-артиллерийскому кораблю водоизмещением до 1500 т, с максимально возможным количеством торпедных труб и скорострельных 102-мм орудий, а также с устройством для постановки мин заграждения.

По артиллерийскому вооружению “Новик” примерно вдвое превосходил самые крупные эсминцы той эпохи. Однако его огневая мощь определялась не количеством пушек, а рациональной организацией стрельбы. Дело в том, что четыре полуавтоматических орудия “Новина” имели центральную наводку артиллерии. К тому же они существенно превосходили английские 102-мм пушки и по начальной скорости, и по массе снаряда, и по дальности стрельбы.


Столь же грозным было и торпедное вооружение русского эсминца: его восьмиторпедный бортовой залп оказался мощнее, чем у двух новейших зарубежных миноносцев. Возможность вести залповую торпедную стрельбу делала “Новик” единственным в своем роде кораблем. Столь высокая концентрация этого вооружения потребовала и особого оборудования — приборов центрального управления стрельбы торпедами.

Следует добавить, что “Новик” имел приспособления для постановки мин заграждения. Для этого на верхней палубе в кормовой части корабля проложили минные рельсы, к которым талрепами крепились мины. При постановке заграждений мины подкатывались к корме и сбрасывались в воду.

Ну и, разумеется, наиболее яркое отличие “Новика” от других кораблей состояло в его скорости — долгое время был самым быстрым кораблем мира. И первенство за “Новиком” (37,3 узла!) оставалось вплоть до 1917 года.


Таким образом, эсминец благодаря широкому универсализму и огромной боевой мощи стал грозным противником для надводных кораблей всех классов и типов. Подобные “Новику” боевые единицы появились в иностранных флотах лишь во время первой мировой войны.

Англичане, хотя и стремились к усилению артиллерийского вооружения миноносцев, тем не менее оснащали эсминцы лишь тремя 102-мм пушками и четырьмя 533-мм торпедными аппаратами. Четыре 102-мм орудия имели только “лидеры”, в то время как балтийские “новики” все имели столько же пушек, а на эсминцах серии “Изяслав ” было уже пять таких орудий.

Только в ходе войны англичане все-таки уяснили, что перезаряжать в боевых условиях торпедные аппараты чрезвычайно трудно. Это заставило их усилить торпедное вооружение своих новейших эсминцев с четырех до шести труб. И это в то время, как у первого “Новика” было восемь торпедных труб, а у миноносцев “ушаковской ” серии даже двенадцать!

Опять же в ходе войны, в начале 1916 года, англичане осознали и необходимость оснащения эсминцев приспособлениями для постановки мин заграждения. Причем для компенсации веса мин, устанавливаемых на верхнюю палубу, с корабля приходилось снимать кормовую пушку и кормовой двухтрубный торпедный аппарат. После такой продолжавшейся 12 часов операции эсминец мог принимать 40, а лидер — 60 мин заграждения. Ну а “Новик” изначально рассчитывался на 60 шаровых мин!


Когда началась первая мировая война, “Новик” оказался единственным в русском флоте кораблем подобного типа. Его боевые характеристики настолько резко отличались от соответствующих данных других эскадренных миноносцев, что он был зачислен в отряд… крейсеров Балтийского флота, в составе которого и начал мировую войну.

В свой первый боевой поход совместно с крейсерами “Новик” вышел 1 сентября 1914 года, когда крупная волна вынудила остальные эсминцы вернуться в шхеры. С немецким крейсерским дозором русские корабли встретились уже на следующий день. Противник немедленно начал отходить. Сорок минут преследовал “Новик” легкий крейсер “Аугсбург”, но крупная зыбь не позволила догнать неприятеля.

Со второй половины сентября 1914 года Балтийский флот приступил к активным минным постановкам во вражеских водах, для чего был выделен отряд эскадренных миноносцев особого назначения — “Генерал Кондратенко”, “Пограничник”, “Сибирский стрелок” и “Охотник”. “Новик” был назначен в этот отряд лидером. Минные постановки велись в юго-западной и южной частях Балтийского моря, имевших большое значение для Германии. Дело в том, что Нильская бухта вместе с прилегающими к ней районами во время первой мировой войны была местом боевой подготовки всего кайзеровского флота и нарушение в этом месте плавания существенно подрывало боеспособность кораблей. Здесь, в юго-западной части Балтийского моря, сходились морские маршруты германских транспортов, и от безопасности этих путей зависела работа многих сталелитейных и оружейных заводов.

Минные постановки отряда особого назначения прикрывал, как правило, второй дивизион миноносцев. Но “Новик” действовал зачастую самостоятельно, его операции не обеспечивались дополнительными силами. Расчет был на скрытность действий и большую скорость корабля. Курсы и скорость подбирались так, чтобы миноносец, следуя вдали от берега, успевал поставить мины в течение темного времени суток и к утру вернуться к своим берегам.


Считая, что материальная база русского флота слаба и он не может представлять особой опасности, немцы не вели постоянной разведки и наблюдений в важнейших для них районах. Это облегчило нашим морякам минные постановки в неприятельских водах. В итоге 5 ноября 1914 года, через 12 дней после минирования, подорвался и затонул броненосный крейсер “Фридрих Карл”. Для немецкого командования это было полной неожиданностью; противник решил, что крейсер торпедировала подводная лодка, поскольку не допускалось даже и мысли о русских минных постановках в этих водах.

В августе 1915 года германский флот еще раз попытался прорваться в Рижский залив. Для этого были сосредоточены громадные силы: 2 линейных корабля, 4 крейсера, 33 эскадренных миноносца, 4 дивизиона тральщиков, значительное число сторожевых кораблей и вспомогательных судов. Отряд прорыва прикрывали 10 дредноутов, 5 броненосных крейсеров и 32 эскадренных миноносца. Но тральные работы германского флота затруднялись умелыми действиями линейного корабля “Слава”. Раздосадованное неудачами германское командование направило ночью 17 августа в Рижский залив новейшие эсминцы V-99 и V-100, которым было приказано обнаружить и потопить торпедами русский корабль. И вот почти в полной тьме немцы неожиданно столкнулись с двумя эскадренными миноносцами. Это были “Генерал Кондратенко” и “Охотник”. Завязался бой, но противники быстро потеряли друг друга из вида. В 23 часа “Новик”, находившийся в то время у выхода из Ирбенского пролива, принял радиограмму с “Генерала Кондратенко”. Надо было помешать попытке врага форсировать вход в залив, поэтому моряки быстро приготовились к отражению атаки. Тревожно тянулось время… В 1 час 10 мин. немецкие эсминцы были внезапно освещены прожекторами с “Украины” и “Войскового”. Всего три минуты продолжался бой. С расстояния 600 м русские комендоры добились нескольких попаданий, а две выпущенные миноносцем торпеды прошли под килями немецких кораблей. Но противники вскоре опять разминулись, чему благоприятствовала исключительно темная ночь. Немцы уже не сомневались в провале своего предприятия и выжидали рассвета с тем, чтобы выйти из залива через район минных заграждений.


Ждали утро и на “Новике”. И вот в предрассветной мгле у Михайловского маяка сигнальщики заметили два миноносца, шедших полным ходом навстречу. На поднятые опознавательные сигналы ответа не последовало. Все сомнения отпали — это были лучшие эскадренные миноносцы германского флота V-99 и V-100, имевшие скорость хода 35,5 узла. Их общее вооружение составляло восемь 88-мм орудий и двенадцать торпедных труб. Однако русские моряки не дрогнули. Они великолепно знали свой корабль, его артиллерию и свои возможности. Эту уверенность дали изнурительные тренировки, когда матросы часами кидали тяжелые стальные болванки в жерла четырехдюймовок . Ибо при центральной наводке артиллерии стрельба велась залпами с целью взять противника в “вилку”, а потом — огонь на поражение с максимальной скорострельностью. После первого же накрытия заряжающие превращались в обыкновенных грузчиков — теперь количество снарядов, сыпавшихся на неприятеля, зависело от их сноровки и физической выносливости.

“Новик” открыл огонь первым с дистанции 8700 м. Неприятельские миноносцы развернулись и стали быстро отвечать всем бортом, однако их стрельба оказалась неэффективной. Вместе с тем немцам сразу же стало совершенно ясно, с кем им придется иметь дело. Третьим залпом “Новик” накрыл головной V-99 и перешел на беглый огонь. Облако дыма и пара окутало корабль, на шканцах вспыхнул пожар и упала дымовая труба, яркое пламя показалось и на корме. V-100 поспешил поставить дымовую завесу, и немцы начали отходить. Теперь уж “Новик” перенес всю мощь своих орудий на V-100 и быстро поджег его. Стрельба неприятеля стала беспорядочной. Попеременно поражая огнем оба миноносца, “Новик” маневрировал, рассчитывая загнать врага на русское минное поле. И вскоре это ему удалось. Под V-99 раздался глухой взрыв мины, затем другой, и корабль скрылся в серых волнах Балтики. V-100, имея тяжелые повреждения, еле ушел под прикрытие главных сил. “Новик” же практически не пострадал и потерь в личном составе не имел.


За этой победой последовал ряд не менее выдающихся боевых успехов “Новика”. Вечером 7 ноября 1915 года, следуя во главе отряда, корабль обнаружил у банки Спон сторожевое судно “Норбург ”. Беглый огонь “Новика” в считанные секунды парализовал сторожевик, а затем торпеда отправила его на дно.

Балтийский флот интенсивно продолжал свои минно-заградительные операции, и “Новик” в этих походах был одним из самых активных участников. Ночные минные постановки требовали особого мужества и высокой боевой выучки экипажа, особенна штурманов, поскольку маневрировать приходилось в районах немецких и собственных минных полей. Но мины должны были стоять в самых неожиданных для неприятеля местах, и поэтому, как только спускались сумерки, перегруженные эсминцы спешили к вражеским берегам. Вскоре отряд принял радиограмму командующего флотом: “Флот извещается, что вечером 4 декабря мы потопили в Балтийском море крейсер “Бремен” и большой эскадренный миноносец”. Из официального сообщения германского командования стало ясно, что эти два корабля погибли на минах, поставленных “Новиком”. Успех русских минных постановок определялся не только числом поврежденных и погибших кораблей кайзеровского флота, ко и тем влиянием, которое оказывалось на боевую деятельность германского флота и его судоходство в южной части Балтийского моря.

В ночь на 18 мая 1916 года эскадренные миноносцы “Новик”, “Гром” и “Победитель” под прикрытием крейсеров “Рюрик ”, “Олег” и “Богатырь” совершили дерзкий набег на немецкий конвой в Норчепингской бухте. В этом бою русские эсминцы впервые в мире применили залповую торпедную стрельбу по площадям. Вражеский отряд из 20 судов был рассеян, вспомогательный крейсер “Герман”, два вооруженных траулера и два парохода — потоплены.


В октябре 1917 года эсминец участвовал в Моонзундском сражении с германским флотом, рвавшимся к революционному Петрограду, после чего ушел на ремонт.

Вплоть до 1925 года корабль находился в порту на консервации. Приказом Реввоенсовета республики от 31 декабря 1922 года ему было присвоено имя первого Председателя ВЦИК Я. М. Свердлова, и в 1926—1929 годах “ ” прошел капитальный ремонт и модернизацию. Получив усиленное вооружение, обновленный корабль 30 августа 1928 года вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. К началу Великой Отечественной войны он был учебным кораблем Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. В июне 1941 года эсминец “ ” начал боевые действия против гитлеровского флота. 28 августа корабли Балтийского флота по приказу Ставки Верховного Главнокомандующего оставили Таллин . Вместе с боевыми кораблями уходили вспомогательные суда и транспорты, на которых эвакуировались защитники города и его жители. Для “Якова Свердлова”, шедшего в охранении эскадры, этот переход оказался последним. Вражеская мина прервала путь героического эсминца.


Эскадренный миноносец “Новик”: 1 — флагшток, 2 — 102-мм пушка, 3 -— вьюшка, 4 — спаренный торпедный аппарат, 5 — мин-балка , 6 — компас, 7— вентилятор — дефлектор, 8 — 5-весельный вельбот, 9 — керосиномоторный катер, 10 — боевой прожектор, 11 — дефлектор котельного отделения, 12 — 4-весельный ял, 13 — шлюп-балка, 14 — спасательный круг, 15 — дальномер, 16 — трап, 17 — отличительный огонь, 18 — леерное ограждение, 19 — штурвал, 20 — машинный телеграф, 21 — дефлектор, 22 — вентилятор — эжектор, 23 — битенг, 24 — волнолом, 25 — гюйс-шток, 26 — круглый люк, 27 — кнехт, 28 — киповая планка, 29 — паровой шпиль, 30 — световой люк, 31 — коечные сетки, 32 — пулемет, 33 — тамбур сходного люка, 34 — парадный трап, 35 — световой люк машинного отделения, 36 — привальный брус, 37 — отвод-предохранитель гребных винтов, 38 — минные рельсы, 39 — гребной винт,40 — якорь,

Тактико-технические данные:
Водоизмещение: 1280 тонн
Размеры: длина — 102.4 метра
ширина — 9.5 метра
осадка — 3.5 метра
Силовая установка: 2 паровые турбины "А.Е.Г.-Кертис-Вулкан " суммарной мощностью — 41,910 л.с.
2 турбо-генератора по 20 кВт и 2 дизель-генератора по 3 кВт
Скорость: наибольшая — 36/37,3 узла (по контракту/на приемных испытаниях)
экономическая — 21 узел (при 2-х задействованных котлах)
Дальность плавания: 576/1,470 миль
(36/21 узловым ходом)
Запас топлива: нормальный — 315 тонн (нефть);
усиленный — 418 тонн (нефть)
Бронирование: 60 мм
Артиллерийское вооружение: 4х1 102мм/60 орудия, 4х1 7.62-мм пулемета
Минно-торпедное вооружение: 4х2 457-мм торпедных аппарата (боекомплект — 8 торпед);


  • В мае 1983 года в Северодвинске была спущена на воду опытная глубоководная атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 685. К-278, впоследствии названная "Комсомолец", была единстве...

  • В октябре 1934 г. Управление кораблестроения императорского флота получило задание от Главного морского штаба ВМС Японии рассмотреть вопрос о создании нового линкора. Первый вариант про...

  • История государства российского хранит немало тайн. Одна из них связана с переправкой золота в 1918 году из Екатеринбурга в Москву. К лету 1918 года положение большевиков стало сложным. С разных...
  • Эсминец
    "Войсковой"
    (с 15 июня 1920 по август 1920 года – "Фридрих Энгельс",с 25 марта 1923 года – "Маркин")

    Длина - 73,18 м
    Ширина - 7,2 м
    Осадка - 3,35 м
    Водоизмещение - стандартное - 730 т
    Механизмы - 2 вертикальных паровых машины тройного расширения - 6200 инд.л.с.(сумм. контр.) - 7010 л.с. (Пр.И.) ; 4 водотрубных котла системы Normand (1340 м2, 16 кг/см2) в 2-х котельных отделениях фирмы "Vulcan" ; 2 паровых динамо-машины по 16 кВт.
    Скорость хода - максимальная - 26,95 узла, экономическая - 9 узлов
    Запас топлива, уголь - нормальный - 80 т, усиленный - 100 т
    Дальность плавания - 206 миль при 25 узлах; - 600 миль при скорости от 9 до 12 узлов
    Вооружение - на 1912 год: 2 - 102мм/60 ; 1 - 37мм салютн. ; 4 - 7,62мм пулемета; с 1916: 2 - 102мм/60 ; 1 - 40мм зенитка; 1 - 37мм салютн. ; 2 - 7,62мм пулемета; 2х1 торпедных аппарата 457мм; 2 прожектора по 60 см.
    Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность - 75 миль
    Экипаж - 5 офицеров / 3 кондуктора / 74 нижних чина

    24 сентября 1904 года зачислен в списки судов Балтийского флота, в 1904 году заложен на судоверфи завода "Ланге и сын" в Риге, спущен на воду 26 ноября 1904 года, вступил в строй в июне 1905 года. В кампании с 1905 по 1908 гг. входил в состав Практического отряда обороны побережья Балтийского моря. До 10 октября 1907 года классифицировался как минный крейсер. С 1909 года – в составе 1-ой минной дивизии. Прошел капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 гг. на заводе акционерного общества "Крейтон и Ко" с заменой водогрейных трубок в котлах и громоздких вентиляционных дефлекторов котельных отделений на "грибовидные". Кроме того, грот-мачту перенесли к кормовому мостику. В 1917 году прошел ремонт корпуса, главных и вспомогательных механизмов с перевооружением на заводе акционерного общества "Крейтон и Ко". В период первой мировой войны входил в состав 6-го дивизиона минной дивизии. Участвовал в набеговых операциях на коммуникации и дозоры противника, обороне Курляндского побережья и Рижского залива, минных постановках в юго-восточной и центральной частях Балтийского моря. Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота. С 8 по 21 августа 1915 года участвовал в Ирбенской и с 12 по 19 октября 1917 года в Моонзундской операциях. Принимал участие в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 10 по 18 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. 24 октября 1919 года убыл по Мариинской водной системе из Петрограда в Астрахань и 7 мая 1920 года вошел в состав Волжско-каспийской военной флотилии. С 5 июля 1920 года входил в состав Морских сил Каспийского моря и с 27 июня 1931 года – Каспийской военной флотилии. В декабре 1920 года участвовал в боях с контрреволюционерами и бандитами в районе Ленкорани. В июне 1922 года и июне 1928 года нанес визиты в Энзели (Пехлеви, Персия). Прошел капитальный ремонт в 1922-1923 гг. и с 17 февраля 1929 года по 1 июня 1931 года (модернизация). 23 августа 1926 года переклассифицирован в канонерскую лодку. В годы Великой Отечественной войны обеспечивал воинские и народнохозяйственные перевозки на Каспии (с августа 1942 года по февраль 1943 года). 18 июля 1949 года исключен из состава ВМФ с передачей организации ДОСФЛОТ города Сталинграда для использования в качестве учебного судна, а 28 июня 1958 года исключен из списков судов ДОССАФ с передачей "Главвторчермету" для разборки на металл.

    Pinkman26: Ветка советских эсминцев обрела своих преданных поклонников почти сразу же после своего выхода в версии 0.5.0.3. С момента ее появления в игре прошло уже больше года - многие игроки уже давно прокачались до «Хабаровска» и ждут возможности опробовать в бою новый эскадренный миноносец СССР. Что ж, у нас для них отличная новость - в одном из ближайших обновлений в игру будет добавлена новая альтернативная ветка эсминцев советского флота! На сегодняшний день ветка эсминцев CCCР включает в себя всего девять довольно разноплановых кораблей. Например, среди кораблей старших уровней встречаются не только «чистокровные» эсминцы, но и представители особого подкласса - лидеры эскадренных миноносцев, - требующие особого подхода и боевой тактики. В результате, прокачиваясь и переходя от уровня к уровню, игроку несколько раз приходится осваивать альтернативные стили игры, от чего страдает и равномерность развития, и внутренняя логика прокачки.Кроме того, последовательность кораблей в ветке не вполне отвечает исторической хронологии. На момент появления советских эсминцев в игре это было связано с производственными возможностями и ограниченным числом доступных на руках чертежей. Однако теперь мы готовы восстановить историческую достоверность и предложить игрокам два альтернативных, и главное – более логичных и комфортных пути развития. Основная веткаИзменения основной ветки прокачки начнутся уже с V уровня. Вместо «Гневного» здесь будет располагаться один из новичков - эсминец «Подвойский» (проект 1929 года). Благодаря ряду «рокировок» и перестановок основная ветка предстанет перед игроками в новом облике - с переходом от уровня к уровню габариты кораблей станут более линейно и последовательно возрастать, а вместе с этим будет поступательно и равномерно меняться и тактика игры на эсминцах ветки.Ну а начиная с VII уровня, ветка представлена исключительно лидерами эсминцев – крупными и быстрыми кораблями, способными вести артиллерийский бой в крейсерском стиле. Альтернативная ветка В состав альтернативной ветки войдут хорошо знакомые игрокам корабли «Огневой» и «Удалой», а также эсминец 40Н, который в нашей игре получит название «Грозовой». Геймплей на кораблях альтернативной ветки будет больше напоминать «классические» эсминцы и по стилю приблизится к немецким представителям класса.Одно из самых ощутимых изменений, которое ожидает игроков с вводом альтернативной ветки - перевод эсминца «Огневой» с VI уровня сразу на VIII. Такой резкий рост уровня будет сопровождаться ростом характеристик. Среди прочего, корабль получит более совершенную артиллерию главного калибра. Другие корабли, которые вырастут в уровне вместе с вводом альтернативной ветки, также будет ожидать соответствующее улучшение характеристик. Таким образом, на VII уровне у вас появится выбор: прокачивать основную ветку, которая унаследует привычный геймплей советских эсминцев, либо перейти на альтернативную ветку - ее представители ближе к классическому представлению об игровом процессе на эскадренных миноносцах. Добавим, что для большего разнообразия тактических возможностей, каждой ветке будет дан свой собственный набор снаряжения.Разумеется, для всех игроков, которые успели прокачать сменившие свой уровень корабли, мы продумаем максимально комфортные способы перехода к обновлённым веткам советских эсминцев. Изучать и покупать заново полюбившиеся эсминцы точно не придётся! Подробности об альтернативной ветке советских эсминцев появятся уже в скором времени. Следите за новостями!

    К началу 1930-х годов война будущего виделась военным теоретикам высокотехничном, в сочетании с массированным использованием "средств массового поражения". Почти единственным оружием, подходящим под это определение – в 1930-х годы XX века являлись отравляющие вещества… Соответственно особое внимание уделялось и средствам защиты от них – технологиям проведения дегазации, герметизации кораблей и средствам личной защиты – противогазам.

    Так, в ходе летней кампании 1929 года на эсминце "Калинин" и линейном корабле "Парижская коммуна" проводились испытания морских противогазов повой конструкции. Для этого выделили 1521 противогаз четырех основных типов. Из них 153 противогаза трех типов было направлено на "Калинин". Судя по описанию, данному в приказе РИС морских сил Нал гнпского моря (ЗК) основную массу их составляли модели "с коробкой за спиной", т.е. ранцевого типа и в меньшем степени "с коробком на голове". Небольшие партии имели отличия в системе клапанов и ряде других деталей. В течение девяти недель проводился комплекс испытаний. Они включали в себя три этапа:

    1. Испытания на полном ходу корабля с проведением боевой тревоги.

    2. На якоре, с имитацией отравляющих веществ (В качестве их имитатора уже тогда использовался столь хорошо знакомый многим поколениям "служивых людей" хлорпикрин).

    3. В ходе учебно-боевых (практических стрельб).

    Тем же летом в ходе "незначительных изменении", из которых и состоит почти вся активная жизнь каждого корабля на "Ленине", установили дымовую аппаратуру (Комплект № 2). В эту же кампанию приказом по бригаде эсминцев № 11\462 от 28 мая 1929 г. было "официально признано" появление легендарного советского промысла: фарцовки и всех связанных с ней "валютно-спекулятивных" проявлений. В нем говорилось об отдельных "несознательных моряках", покупающих при заходах в иностранные порты различные товары для контрабандного ввоза в СССР и перепродажи "на базах", а также о ведении ими "незаконных валютных операций".


    Вверху и справа: на эсминце "Урицкий" во время учений в море





    На эсминце "Урицкий" во время учений (вверху) "Сталин" на параде. 1927 г.


    На зимний период 1929-1930 годов бригаду эскадренных миноносцев Балтийского флота составляли: флагман – крейсер "Профинтерн".

    1 -й дивизион эсминцев: "Яков Свердлов" (красная марка на трубах), "Рыков", "Ленин", "Войков".

    2-й дивизион эсминцев: "Карл Маркс" (синяя марка). "Сталин", "Володарский", "Карл Либкнехт".

    3-й дивизион эсминцев: "Калинин" (желтая марка), "Артем", "Энгельс", "Урицкий". (38)

    Корабли по-прежнему несли в качестве минного оружия торпедные аппараты Путиловского завода образца 1913 года, калибром 452,5 миллиметра, часто называемых в литературе 450-миллиметровыми.

    Но в процессе службы и на учениях мелкие "чрезвычайные происшествия" следовали одно за другим: 18 декабря 1931 года, в 17 ч 00 мин на "Урицкий" завозят паклю. Дежурный машинист, обязанный немедленно убрать её с палубы, не сделал этого. И хотя "последствий" этого нарушения судового порядка "удалось избежать", они легко могли последовать. Так, 25 декабря 1931 года на корабле произошел небольшой пожар по причине короткого замыкания в лампе-переноске. Следующий пожар на "Урицком" произошел 7 марта 1932 года. В очередной раз была нарушена дисциплина и корабельное расписание: от курения в неположенном месте произошло возгорание керосина. И хотя возгорание не принесло серьёзных повреждений, оно все же говорило о многом…

    Но дело не ограничивалось дисциплиной. Когда полторы недели спустя. 18 марта, была проведена учебная гарнизонная воздушная тревога "Урицкий" не смог, в соответствии с нормативом времени, приготовиться к ведению зенитного огня. Впрочем во всем дивизионе с этим справились только "Войков", "Карл Маркс" и "Карл Либкнехт". Более того на "Урнцком" было обнаружено "отсутствие хозяина" одного из зенитных орудий (так по тексту документа).

    Все это, в сочетании со случаями дезертирства, многочисленными "самоволками", пьянством и дебошами. общей разболтанностью экипажа, вынудило руководство поставить 4 апреля 1932 года вопрос о лишении корабля звания "ударного".

    Проверка боевой готовности по соединению, проведенная 30 мая 1932 года, выявила массу мелких недочетов и нарушений. На эсминце "Карл Маркс" точность судовых часов колебалась до 1 -2 минут, на 1-м и 3-м торпедных аппаратах была обнаружена ржавчина. "…Лишь один рулевой старшина умеет определять силу ветра… Нет описи секретных документов в радиорубке", – так говорилось в отчете о смотре.

    Для всего соединения была отмечена "недостаточная борьба" с клопами и тараканами, особенно на эсминце "Карл Либкнехт". Все ещё отмечались "единичные заносные случаи вшивости на кораблях".

    На эсминце "Володарский" особо была отмечена низкая дисциплина по кораблю. При входе на палубу членов Революционного военного совета "никто не встал, и все лежали вповалку". Не был найден корабельный навигационный журнал. Сам же временно исполняющий обязанности штурмана корабля 23-х летний комсомолец Г.И. Аболишвили позволил себе "дерзко и грубо" говорить с командиром минной дивизии.

    Как "возмутительный случай" приказом по соединению от 27 октября 1932 года отмечено происшествие на эсминце "Свердлов", когда "…старшин лекарский помощник Ильин, при взятии пробы борща на ужин обнаружил его приготовленным в медном котле, доставленным только что на корабль и не вычищенном после лужения совершенно." Пища, приготовленная на 150 человек была признана негодной и была отправлена на "прокорм рыбам".

    25 декабря 1932 года приказ по соединению № 554 в очередной раз отметил расхлябанность и халатность теперь уже ВРИО командира эскадренного миноносца "Ленин" Георгия Иосифовича Аболишвили: Приказ № 72 от 25 декабря 1932 г. командира бригады эсминцев Морских Сил Балтийского моря "О наложении дисциплинарного взыскания на командиров РККФ Аболишвили и Кувшинова".


    Эсминцы "Войков" и "Володарский" в доке после столкновения. Кронштадт. 1929 г




    "Несмотря на приказы Наркомвоенмора №№ 090. 040,050, рисующих наличие фактов недисциплинированности и разболтанности среди личного состава Морских Сил и со всей категоричностью, требующих для изжития этого, в первую очередь, безукоризненной и примерной дисциплины начальствующего состава, за последнее время в бригаде эсминцев начали повторяться случаи расхлябанности и недисциплинированности начальствующего состава, выражающиеся в самовольном увольнении на берег, в нарушении приказов командования.

    Временно исполняющий обязанности командира эсминца "Ленин" Аболишвили самовольно уволился в Ленинград 11 декабря ceго года, за что было наложено командиром бригады дисциплинарное взыскание в виде 7 суток ареста. 23 декабря член РВС МСБМ и начальник ПУбалта приказал командира Аболишвили не увольнять в Ленинград вплоть до распоряжения. Приказание члена РВС МСБМ было лично передано командиру Аболишвили помощником по политической части эсминца "Ленин".

    Невзирая на это, командир Аболишвили 23 декабря явился к командиру 1-го дивизиона и попросил у него увольнение в Ленинград, скрыв от него вышеуказанное приказание члена РВС МСБМ.

    Расхлябанность и недисциплинированность командира Аболишвили, коему доверено временное командование эсминцем, отражается и на всем личном составе эсминца "Ленин". Так, при проверке наличия начальствующего состава на указанном эсминце 24 декабря сего года выяснилось, что оставленный за командира эсминца, исполняющий должность командира минно-торпедного сектора Кувшинов ушел на берег, оставив за себя стажера, политработника Пугачева, лицо совершенно не компетентное в командовании эсминцем и не входящее в кадры личного состава. Кроме товарища Пугачева, на корабле никого из начальствующего состава не было. Всё это говорит о том, что в данное время служба на эсминце "Ленин" не налажена, а начальствующий состав недисциплинирован и расхлябан. Факты, аналогичные указанным, имеют место не только на эсминце "Ленин", но и на других кораблях бригады, что уже отмечено в моих предыдущих приказах. Повторность вышеупомянутых поступков начсостава, отрицательно влияющих на всю службу эсминца, говорит также и о малом влиянии со стороны командиров дивизионов к вопросам войскового воспитания подчиненного им начсостава.




    Эсминц "Троцкий" и его экипаж (два фото вверху) Моряки с эсминца "Энгельс"


    Приказываю: За неоправдание доверия, обман командира 1-го дивизиона эсминцев и неисполнение приказа командира МСБМ командира Аболишвили от временного исполнения обязанностей отстранить и арестовать на 20 суток с содержанием на гарнизонной гауптвахте.

    За передачу обязанностей командира лицу не компетентному и не входящему в кадр личного состава эсминца "Ленин", исполняющему должность командира минно-торпедного сектора Кувшинникова арестовать на 7 суток. Командирам ещё раз напоминаю, о необходимости более серьёзной работы с подчиненным начсоставом по воспитанию его в духе сознательной ответственности за порученную работу, вырабатывая из них падежных руководителей по созданию на корабле железной, революционной воинской дисциплины II боевой службы.

    Весь личный состав бригады предупреждаю, что впредь все малейшие случаи расхлябанности, недисциплинированности и нерадивости по отношению к службе будут караться самыми суровыми мерами взыскания, вплоть до предания суду.

    Прошу зачесть всему личному составу.

    ВРИО командира бригады эсминцев Заболотский. Военный комиссар и начальник политотдела бригады эсминцев Горб ". Поочередно "новики" уходили в капитальный ремонт. Для "Рыкова" он продолжался с 23 декабря 1935 года по 22 октября 1938 года.

    Тридцать седьмой год тенью нависал над страной. Вчерашние "друзья народа" в одну только ночь – становились "врагами народа". 30 февраля 1937 года находящийся в капитальном ремонте эсминец "Рыков" срочно переименовывается в "Валериан Куйбышев". Как и в 1929 году, командование ВМФ решило подстраховаться, выбрав имя очередного, скончавшегося в 1935 году, советского партийного деятеля. Мертвые герои всегда и со всем согласны. Они не изменят и не предадут… Но кто мог тогда угадать, что через год его брат, Николай Куйбышев тоже окажется "врагом народа"!



    Эсминцы "Гавриил" в апреле 1918 г (фото вверху) и "Карл Маркс" в середине 1930-х гг


    К концу же 1930-х годов относятся и последние крупные работы по модернизации, проводившиеся на "новиках".

    К началу 1938 года был подготовлен проект модернизации балтийского "новика" "Яков Свердлов". Первым из требований проекта стало обеспечение большей остойчивости. Предполагалось усиление противоздушной обороны установкой на кормовом мостике 37-мм зенитного орудия типа 70-К и четырех попарно расположенных 12.7-мм пулеметов ДШК. Планировался комплекс работ но размещению предназначенного для них боезапаса (900 37-мм и 4 000 патронов крупнокалиберных пулеметов).

    Параваппые устройства, установки бомбосбрасывателей глубинных бомб планировалось -заменить на аналоги установленных на лидерах типа "Ленинград". Для размещения 15 глубинных бомб планировалось переоборудование и увеличение емкости минных погребов. На палубе же предполагалось сделать всё необходимое для размещения 60 мни заграждения образца 1912 года. Это было достигнуто сокращением вооружения – в кормовой части при модернизации снимали по одному 102-мм орудию и торпедному аппарату.

    Переделки систем связи, по образцу ранее проведенных на эсминце "Сталин", поста энергетики (БЧ-5) по образцу эсминца "Карл Маркс". Предполагалась полная замена всех корабельных компасов. Планировались к установке "систерны" (это дореволюционное написание всё еще сохранялось в документации!) для жидких дегазаторов.

    В рамках защиты от средств массового поражения произвели герметизацию 1-й и 2-й палуб, а так же кают-компании. В каждое котельное отделение вывели пожарный рожок. Мостик и надстройку сделали аналогичными по тину эсминца "Сталин". Создали дополнительные жилые площади, для лазарета, двух двухместных кают для старшин и ленинского уголка.(37)

    Так как мне захотелось более точных сравнений, напишу свой.

    Сразу предупреждаю, что основываюсь на данных до релиза, поэтому могут быть неточности. Опять же сразу напишу, что, видимо, все корабли с фугасом ОФ-46 получают увеличение до 1900 урона вместо текущих 1600. Это сделает наносимый прямой урон больше, сделав роль контр-эсминца более интересной, но не так сильно повлияет на сжигание линкоров. Во всяком случае линкорам 8-го уровня и выше урон с фугасов 130-миллиметровок идёт только по надстройкам.

    5 уровень: Подвойский

    В интернетах Вы можете найти этот проект под именем ЭМ-29. Именно из него вырос потом Ленинград (проект 1). 5 царских орудий Б-7, 6 торпед. Чем он интересен - 42 узла скорости на 5-м уровне. Впрочем, всего 10,5 км дальности заставят держаться ближе к противнику чем, например, на Ленинграде. Также, по сравнению с Гневным, выше альфа.

    5 уровень: Охотник

    Также известен как эсминец Матросова. 34 узла, но 7 орудий (высокая альфа, но низкая дальность - 9,2 км и скорострельность). Торпеды - 45-36 НУ (62 узла, 4,5 км, с уроном около 13 тыщ, быстро заряжаются), 12 штук. 6 хватит для затопления противника и ещё 6 останется на всякий случай. Довольно интересный прем - из-за угла можно всё покрыть торпедами. Но будет скорее всего играться от торпедных засад из-за угла, победы над эсминцами за счёт альфы.

    Главная проблема - нужен капитан с навыком на поворот орудий. А ещё можно просто получить очень похожего Подвойского, который гораааздо быстрее (но несет не так много торпед).

    6 уровень: Гневный

    Теперь на 6-м уровне. Увеличение урона фугаса и увеличение скорости поворота орудий позволят теперь линейному Гневному соперничать с Гремящим или Аншаном.

    7 уровень: Минск

    Лидер проекта 38. Является улучшенным проектом 1. Возможно, позже его назвали бы проект 1-К или 1-бис, но Минск получил свой номер. Как Ленинград, но с 4-км торпедами вместо 8-километровых. Зато дальше стреляет. Больше ХП, чем у текущего Киева, но артиллерия, надо признать, хуже и не так удобно расположена. Зато заметность ощутимо меньше чем у текущего Киева.

    8 уровень: Киев

    Старый Киев возвращается! И теперь он даже лучше, чем раньше - восьмикилометровые торпеды, возможность взять модуль на маскировку, более мощные фугасы. Его стоит оставить в порту. Если будут ранги на 8-м уровне, то на него будет интересно посмотреть.

    8 уровень: Огневой

    На корпус от эсминца проекта 30-К поставили 5-трубные ТА от проекта 30-бис и универсальные установки ГК Б-2-У. И назвали всё это Огневым - единственным эсминцем просто проекта 30. Не знаю причин этого.

    С одной стороны, логично было бы развести ветки раньше, поставить Огневого на 7-й, а Осмотрительного (30-К) или Смелого (30-бис) на 8-й. Но, возможно, не захотели плодить кучу похожих кораблей.

    В игре же он получает универсальный ГК, ПВО с 12 урона на установку и возможность взять заградку вместо форсажа. Впрочем, у Бенсона в ПВО-корпусе (тоже с заградкой) дальняя аура почти в 2 раза лучше.

    Зато у Огневого будут аж 10-километровые торпеды, т. е. возможность пускать из инвиза, что сделает его универсальней. Но Бенсон почти во всём интересней - быстрей, менее заметный, тоже 10 торпед, но на 9,2 км. Плюс Огневого - лучшая баллистика ГК (900 м/с), что больше чем, например, 870 у Киева.

    9 уровень: Ташкент

    Ташкенту дали хилку вместо дымов. А ещё торпеды теперь идут со скоростью 60 узлов, а не 55 как раньше.

    За счёт того, что он теперь на 9-м уровне, его можно будет специализировать - либо в ГК, либо в торпеды (3-трубные таки заряжаются быстро, а с модулем - ещё быстрее).

    В целом норм, но ничего выдающегося сказать не смогу, пока не потестим хилку на живом сервере.

    9 уровень: Удалой

    Удалому сменили торпеды - в стоке 49 (67 узлов, 6 км), в топе 49М (65 узлов, 8 км). Теперь нельзя собрать стокового Удалого так, чтоб он пускал торпеды из инвиза. Зато топовые торпеды стали быстрее. А ещё он теперь может брать заградку вместо форсажа. ПВО-урон универсалок - 37.

    10 уровень: Хабаровск

    Хабаровск теперь кажется очень крутым антиэсминцем. Скорость, улучшенные фугасы, хилка вместо дымов, броня корпуса.

    Кстати, ПВО-урон универсалок - 54 (правда не может брать заградку).

    10 уровень: Грозовой

    Грозовой в официальном обзоре позиционируется как анти-АВ эсминец. Но я бы не сказал, что это так. Например, у Флетчера (тоже может брать заградку) ПВО-урон универсалок 54, а у Грозового 51. Да и заградка берётся вместо форсажа. А ещё броня установок 10 мм против 12 мм на Удалом. Но это не значит, что Грозовой - плохой корабль.

    У него есть свои плюсы. Во-первых, начальная скорость снарядов 950 м/с, что на 50 м/с больше, чем у Удалого и на 80 м/с больше, чем у Киева или Ташкента. Правда базовая дальность - 10,3 км, что маловато. Хотя с УОП более-менее.

    Кроме того, у него заметность меньше, чем у Удалого - 8,8 против 9,2 при почти той же скорости. А ещё у него торпеды идут на 10 км при скорости 65 узлов, что прилично. В целом это такой более скиллозависимый эсминец (требует держать противника на расстоянии), но более универсальный - например, торпедировать противника на нём проще, чем на Хабаровске.

    В целом даже те, кто не будет качать новую подветку, получат расширение геймплея на Хабаровске, новый старый Киев и Ташкент с хилкой. Да и Подвойский с Охотником могут много кому понравиться.