Фото. Тюнингованные грузовики

Повествуя о мировых тенденциях тюнинга, мы совершенно несправедливо обошли вниманием старших участников дорожного движения – грузовики и автобусы. Казалось бы, зачем подвергать доработке столь утилитарный транспорт, если не для экономии топлива и, как следствие, повышения прибыльности перевозок? Но оказывается, и в коммерческом транспорте есть «тёмная сторона», переходя на которую, обыденные понятия типа рентабельности и грузоподъёмности теряют свою значимость, уступая место креативу и самовыражению. И сейчас мы расскажем о, без сомнения, самом невероятном и самобытном явлении в этой сфере – японском тюнинге, имя которому «декотора». Готовы? Поехали!

В начале 70-х годов прошлого века, когда автомобильная промышленность Страны восходящего солнца только начинала свой путь к зениту развития, на транспортных артериях Японии стали появляться грузовые автомобили собственного производства. Isuzu, Toyota и другие компании сочли эту нишу перспективной и выпустили целую модельную гамму средне- и малотоннажных машин, чтобы составить конкуренцию доминировавшему тогда железнодорожному транспорту. К слову, преемники тех моделей в большинстве своём выпускаются и по сей день. Однако спрос на запасные части в тот период существенно превышал предложение, и касалось это в том числе кузовных элементов. Поэтому, когда нужно было оперативно вернуть в работу грузовик после небольшой аварии, в ход шли любые подручные материалы. А те из них, что для установки не годились, дорабатывались и устанавливались насильно. В качестве доноров выступала списанная после Второй мировой войны техника, догнивавшая свой век где-нибудь на задворках.

Так продолжаться, в общем, могло бы и дальше, если бы не умелые руки владельцев грузовиков. Находчивые дальнобойщики стали использовать элементы списанных боевых машин для придания своим фурам индивидуального облика. Плоскости кузова и кабины стали получать яркую окраску, а в интерьере появились аксессуары-безделушки, помогающие скрасить асфальтовые будни представителей этой профессии. Снаружи кабина дополнялась дудками пневматических клаксонов, а позади колёс устанавливались крупные брызговики всех цветов радуги. Так на дорогах островного государства стали появляться грузовые автомобили, отличные от других своим внешним видом.

Возможно, мы бы и не вспомнили сегодня об этом явлении, а оно, в свою очередь, сошло бы на нет, если бы не японский кинематограф. В 1975 году на экраны вышел фильм «Torakku Yarō» («Дальнобойщик»), который, подобно российскому сериалу «Дальнобойщики», повествовал о приключениях водителя большегрузного автомобиля. В нём главный герой путешествует на грузовике, украшенном дополнительными огнями, яркими брызговиками, хромированными колпаками колёс, а его кузов расписан изображениями гор и ветвей сакуры. Парень ведёт вольный образ жизни, разгуливая по барам и заигрывая с женщинами, а посему постоянно оказывается в эпицентре всех передряг. Фильм режиссёра Норифуми Судзуки снискал популярность и послужил толчком к дальнейшему развитию внешнего тюнинга крупных машин. Это направление получило название «декотора» – то есть «украшение, декорирование грузовиков».

С развитием японской промышленности и технологий фуры начали обрастать всё большим количеством «наворотов». На первый план для креативных дальнобойщиков вышел не сам процесс восстановления с установкой того, что попало под руку, а стремление произвести максимальный эффект в потоке. Появлялась дополнительная светотехника, в том числе прожекторы и неоновые лампы, на борта фургонов наносились всё более уникальные и сложные рисунки. Габариты транспорта начали расти в длину и ширину благодаря целым конструкциям вместо штатных бамперов. Под листами алюминия и нержавейки скрывались мощные силовые «скелеты», без которых вся мишура от тряски и вибраций попросту развалилась бы. В конце концов такие переделки стали угрожать безопасности дорожного движения, и власти путём запретов и предписаний попытались свести новомодное движение на нет. Однако им так и не удалось усмирить пыл «декоторщиков», поэтому количество уникальных грузовиков на дорогах Японии только продолжало расти.

Сегодняшнюю сцену стиля декотора можно условно разделить на три группы. Первая по уровню доработок является олицетворением того, с чего всё начиналось, но с поправкой на год выпуска транспортного средства. На таких грузовиках можно увидеть лишь разрисованные, причём порой не лучшим образом, борта, блестящие колпаки колёс да различные «побрякушки» снаружи и внутри. В них легко узнаются взятые за основу модели, а бюджет изменений минимален или вовсе равен нулю. Примеры такого бюджетного и небрежного подхода часто можно встретить не только в Японии, но и других странах Юго-Восточной Азии. Например, туристические автобусы Индии или Камбоджи щеголяют подобными «украшательствами» через одного. Правда, к стилю декотора такие машины можно отнести лишь с натяжкой – редкий их водитель имеет представление о существовании стиля, просто увешивая транспорт в соответствии с собственными вкусовыми предпочтениями.

Вторая категория по большей части «осталась» в пределах Японии и менее распространена вследствие ряда факторов. Подготовка грузовика или автобуса по канонам стиля требует больше времени и сил, чем обычно имеется в перерывах между рейсами, – это недели малярных, жестяных и электротехнических работ. Само собой, и стоимость видоизменений тут выше. Одни только световые инсталляции из лазерных и светодиодных прожекторов могут потянуть на внушительную сумму, не говоря уже о «живописи» и изготовлении крупных бамперов. Появление такого автомобиля на дороге неизменно привлекает внимание и вызывает целый ворох отзывов, как правило, восторженных.

Наконец, третий вариант – это высшая ступень развития декотора, то, к чему эта культура шла десятилетиями. Из-за сложнейших переделок такие фуры редко имеют допуск к езде по дорогам общего пользования и пребывают, в большинстве своём, на выставках и автомобильных шоу. Узнать в них взятый за основу грузовик едва ли удастся как снаружи, так и внутри. Там, где ранее существовал передний бампер, у настоящих декотора находится танцпол или другая массивная конструкция с сотнями источников света. Кузовные элементы шоу-каров покрываются позолотой или хромом – одними яркими красками тут не обойтись. Финальный результат больше похож на гигантского трансформера или космический корабль и лишь в последнюю очередь – на автомобиль для перевозки грузов.

Болезнь под названием «тюнинг» поражает даже тех, для кого машина - кормилица, а не игрушка выходного дня. Ежегодное шоу Shell SuperRigs во всей красе демонстрирует американский подход к доработке тяжеловозов : сплошь утопающие в хроме классические капотные тягачи в яркой раскраске.

Аэрография встречается на удивление редко. Дополнительный свет в виде прожекторов и фар владельцы не используют вовсе, зато декоративных фонарей ставят десятки, если не сотни. Причем все автомобили - не выставочные образцы, а реальные трудяги и пожиратели трасс.

На фото - лучший интерьер выставки.

У всех участников стиль внутреннего убранства схож: обилие хрома и диодов. У некоторых - еще и упирающийся в потолок рычаг коробки передач.

В качестве приза владельцу признанному победителем шоу Shell SuperRigs 2015 - тягача Peterbilt 359, выпущенного в 1985 году, - вручили 15 000 долларов. Обратите внимание на гордо изогнутую платформу работяги. У грузовиков, встречающихся на наших дорогах, она часто, наоборот, прогибается к земле.

Фигурка на носу - шик, которого лишены бескапотники. Мне встретились утенок, лебедь, цыпленок, череп, рога, католический крест и нечто, напоминающее «дух экстаза».

Трубы, вздымающиеся над крышами, кажутся запредельно высокими: капотная кабина значительно ниже бескапотной , а максимальная высота прицепа в США чуть выше, чем в Европе. И без того скудную обзорность безжалостно приносят в жертву стилю. Добавьте сюда минимальный набор зеркал, слепой американский свет фар и огромный капот - вот вам и симулятор езды на танке.

Шоу тюнингованных грузовиков Shell SuperRigs: искусство дальнобоя

В далеком Техасе Кирилл Милешкин насладился зрелищем, недоступным за пределами США, - шоу тюнингованных грузовиков.

Шоу тюнингованных грузовиков Shell SuperRigs: искусство дальнобоя

Автомобили шведской компании Scania часто встречаются на наших дорогах. В 2004 году производитель выпустил на рынок грузовики серии R, они быстро завоевала признание среди водителей, что привело к получению титула Truck of the Year (Международная награда «Грузовик года») в 2004 году и в 2010. Автомобили продаются с двигателями объемом 9, 12 и 16 литров. Изображенный на фото экземпляр не похож на скучного грузовика, которые мы видим на дорогах. Тюнингованный грузовик оснащен самый большой из двигателей V8, был сфотографирована во время получения награды получению титула Truck of the Year в 2008 году.

Еще один необычно украшенный грузовик Scania, которая в отличие от многих тюнингованых автомобилей, все время в работе. Авто с именем The Last Legend принадлежит основанной в 1996 году немецкой компании Christian Sperl Transporte, которая, как нетрудно догадаться - занимается оптовой поставкой товаров, таких как гравий и песок, вывозом строительного мусора и грунта. Жаль, что большинство грузовиков не так оригинальны.

История американской компании Kenworth началась в Портленде, штат Орегон, в 1912 году. В течение долгого времени производитель участвовал в сборке автобусов, но теперь эти грузовики являются основным источником дохода Kenworth. Модель T904, изображенная на фотографии, была тюнингована группой австралийцев из штата Виктория. Грузовики Kenworth использует компания empire transportation llc для перевозки легковых авто.

Scania без крыши? Все верно. Scania Roadster представлен в 2008 году это нетрадиционный грузовик подготовлен на базе модели серии T. Авто оснащено двигателем V8 мощностью около 1000 лошадиных сил.


Яркий пример пакистанского тюнинга - японский грузовик Isuzu JCR сфотографирована на дорогах в окрестностях горной цепи Каракорум со стороны пакистанской границы.

Dekotora или Decotora-это японское искусство украшения грузовых автомобилей. Как правило, автомобили, которые попадут в руки Азиатов, украшают неоновые огни или светильники ультрафиолетового излучения. Изменения не ограничиваются только кабиной и прицепом - японцы оснащают интерьер странными гаджетами. Decotora используется как профессиональными водителями, так и любителями.

Грузовик представлен в первый раз в 1967 году. Изображенный здесь экземпляр был построен в 1987 году. Автомобиль в базовой комплектации имеет двигатель Caterpillar мощностью более 550 лошадиных сил, однако это было слишком мало для его владельцев. Грузовик был оснащен двигателем от истребителя F-4 Phantom II. По заверениям разработчиков, автомобиль разгонялся до 250 км/ч, а его тормозной путь превышает 1000 метров. Настоящее чудовище.

КРАЗ-214

Краз-это украинская компания, занимающаяся производством гражданских и военных грузовиков. Изначально она создавала элементы для строительства мостов, однако уже в 50-е годы прошлого века из заводов выехали первые грузовики. Краз-214 был произведен в 1957-67 годах. Первые прототипы были созданы в 1951 году. Автомобили оснащены двигателем объемом 6,97 литра и мощностью более 200 лошадиных сил. Максимальная скорость модели составляет около 55 км/ч. На фото мы можем увидеть сильно модифицированную версию грузовика. Известно только, что автором конструкции является гражданин России.