Газ 3308 габаритные размеры. Плюсы и минусы
Грузовой автомобиль ГАЗ-3308, оснащенный приводом на все колеса, пришел на смену машине ГАЗ-66. Горьковский автомобильный завод собирал несколько модификаций машины, отличавшихся силовым агрегатом и кабиной, а также поставлял шасси для монтажа различного оборудования.
Конструкция и технические характеристики
Автомобиль построен по капотной схеме, оснащается 124-сильным бензиновым V-образным двигателем или рядными 4-цилиндровыми моторами с воспламенением от сжатия, которые развивают 117-149 л.с. ТТХ дизельных двигателей зависят от модификации установленного турбокомпрессора и топливной аппаратуры. Все агрегаты имеют жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией и регулировкой температуры при помощи термостата. Электросхема машин построена по 1-проводному принципу, рабочее напряжение 12В (для бензиновых версий) или 24В (для дизелей).
Для крепления рессорной подвески и агрегатов используется рама, состоящая из лонжеронов и соединительных поперечин. На машинах устанавливается 1 или 2 топливных бака, соединенных в единую систему. Заправочный объем составляет 105 л жидкости в каждый резервуар.
Используется только механическая 5-ступенчатая коробка передач, работающая совместно с 2-скоростным редуктором, распределяющим крутящий момент между мостами. В конструкцию ведущих мостов входят конические дифференциалы, передняя ось оборудована поворотными кулаками с шарнирами равных угловых скоростей. Модификации шасси, предназначенные для изготовления самосвалов и пожарных машин, оборудованы отдельным редуктором для привода навесного оборудования.
На основе грузовика строятся мелкосерийные машины, обладающие повышенным комфортом и улучшенными техническими характеристиками. Примером служит ГАЗ-3308 Тайга, оснащенный 7-местной кабиной и специальным фургоном, который может использоваться как передвижная мастерская.
На основе машины с 2 мостами построен опытный образец Садко 6х6, получивший обозначение «Борулан». На машине установлен 156-сильный дизель ММЗ, задние колеса установлены на полуэллиптических рессорах, смонтированных внутри рамы. Средний мост не является проходным, поэтому для привода задних колес установлены 2 карданных вала.
Садко
Шасси ГАЗ-3308 Садко послужило основой для постройки нескольких мелкосерийных моделей вахтовых автобусов. Завод КаВЗ строил 19-местные машины с оригинальным кузовом, совмещавшим кабину водителя и пассажирский салон. Другие предприятия монтировали на шасси отдельные надстройки, изолированные от кабины шофера. Отдельной модификацией является армейский фургон типа КУНГ, предназначенный для перевозки военнослужащих и установки различного оборудования.
Модификация ГАЗ-33088 Садко отличается установкой дизеля ЯМЗ-534, который обеспечивает улучшенные тяговые и динамические характеристики Завод предлагает грузовики стандартного размера, а также удлиненную на 1100 мм версию. В стандартное оснащение входит система централизованного регулирования давления в шинах.
Земляк
Бортовой грузовик ГАЗ-33086 Земляк выпускался с 2005 года. В качестве силового агрегата предлагался 122-сильный дизель ММЗ Д-245, соответствующий нормативам Евро-4. На ранних выпусках встречался 117-сильный двигатель, отвечавший требованиям Евро-2. Применение моторов, работающих на тяжелом топливе, позволило снизить расход топлива до 14 л на 100 км пути (при скорости 40 км/ч).
Машина, поставляемая в виде шасси, имеет грузоподъемность 4410 кг, бортовой грузовик позволяет перевозить 4000 кг груза. Тормозная система включает в себя барабанные механизмы с разделенным по осям гидравлическим приводом. На части грузовиков ГАЗ-33086 Земляк установлена антиблокировочная система. Рулевое управление оснащено гидравлическим усилителем, который позволил поднять скорость движения по грунтовым дорогам. При движении по шоссе бортовой грузовик с полной нагрузкой разгоняется до 90 км/ч.
Егерь
ГАЗ-3308 Егерь отличается применением 2-рядной кабины с дополнительными распашными дверями, рассчитанной на перевозку 5 пассажиров. Кабина имеет увеличенную на 1150 мм длину, что привело к сокращению габаритов платформы. Машина оснащалась бензиновым двигателем, разработана фирмой «Техноспас» из Нижнего Новгорода.
Позднее появилась модификация ГАЗ-33088 Егерь-2, созданная специалистами компании «Чайка Сервис». Отличием стало использование дизеля ЯМЗ-534, оснащенного турбокомпрессором. При рабочем объеме 4 цилиндров 4,43 л агрегат развивает мощность 135 л.с.
Вепрь
Грузовик Вепрь, созданный по заказу армии, базируется на шасси Садко, укороченном на 400 мм. На машине применяется цельнометаллический кузов, оснащенный 3 или 5 распашными дверями. Особенностью конструкции является отсутствие перегородки между кабиной водителя и задней частью салона.
Места для пассажиров установлены вдоль боковин кузова, центральная часть салона используется для перевозки груза или установки столика. При использовании 3-дверного кузова посадка и высадка пассажиров выполняется через кормовую дверь, на внешней части установлен поручень. Вместимость пассажирского варианта машины составляет 12 человек. При использовании в качестве грузопассажирского вездехода в салоне имеются места для 5 человек и груза весом до 1500 кг.
БКМ на базе ГАЗ применяется для бурения скважин диаметром 150-800 мм и глубиной до 10 м в грунтах любой категории. Небольшие габаритные размеры установки позволяют маневрировать в тесных проездах. Техника устанавливается на машины с различными моделями кабины, рассчитанными на 3 или 5 человек.
Оснащается механическим грузоподъемным механизмом, рассчитанным на перемещение грузов весом 1,25-3,5 т. Конструкция позволяет поднимать различную нагрузку на высоту до 15,5 м. На машинах используются выносные опоры с гидравлическим приводом. Буровая установка базе ГАЗ-3308 оснащается шестеренным насосом с приводом от трансмиссии и золотниковыми распределителями, которые управляют работой дополнительного оборудования.
Руководство по эксплуатации и ремонту
Инструкция по эксплуатации содержит в себе следующие рекомендации:
- Применять дизельное топливо, соответствующее температуре окружающего воздуха.
- Продолжительность 1 цикла работы стартера не должна превышать 20 с.
- Запрещено использовать стартер для передвижения автомобиля.
- Не рекомендуется заводить карбюраторные машины, оснащенные каталитическим нейтрализатором, путем буксировки.
- Дизельный двигатель, оборудованный турбокомпрессором, должен поработать перед остановкой не менее 3 минут.
- Включение аварийных индикаторов на панели приборов или срабатывание зуммера свидетельствует о неисправности вездехода.
- Не допускается эксплуатация автономного обогревателя при слитой охлаждающей жидкости и закрытом кране основного отопителя.
- При буксировке неисправного автомобиля следует перевести рычаги трансмиссии в нейтральное положение.
Руководство по ремонту ГАЗ-3308 включает в себя ряд пунктов, касающихся обслуживания:
- Проводить ежедневный осмотр автомобиля, который позволяет обнаружить повреждения узлов и агрегатов.
- Регламентное техническое обслуживание проводится в соответствии с рекомендациями через 5 и 20 тыс. км (ТО1 и ТО2 соответственно). Если вездеход эксплуатируется по грунтовым дорогам, то работы осуществляются через каждые 3 и 12 тыс. км.
- Весной и осенью выполняется внеочередное обслуживание, совмещенное с ТО1 или ТО2, направленное на замену жидкостей.
- Перед внесением свежей смазки произвести очистку пресс-масленок и заливных отверстий от грязи.
- Подача свежей смазки осуществляется при помощи нагнетательного шприца до момента появления вещества из стыков смазываемого узла.
- При переходе на другую марку моторного масла рекомендуется промывать картер специальной жидкостью. Смешивание и доливка масел от различных производителей не допускается.
ГАЗ-3308 «Садко» - российский грузовой бортовой полноприводный автомобиль 2,5-тонного класса капотной компоновки.
История
В конце 1980-х годов, ввиду замены ГАЗ-66, были попытки очередной унификации производства уже имеющейся машины. Так, в 1990 году, появилась модель ГАЗ-3301, построенная с учётом требований военных. Также, отличительной чертой этой машины являлось наличие дизельного двигателя. Однако, распад СССР и спад закупок государством поставили крест на перспективной машине. Ввиду этого, производство «шишиги» (ГАЗ-66) было продолжено.
Тем не менее, разработка новой машины продолжилась. С учётом смягчившихся требований военных, а также ввиду практического опыта применения на ГАЗ-66 кабины над двигателем со всеми присущими ей недостатками (высокой опасности для экипажа при подрыве на мине, большой сложностью ремонта двигателя, низким уровнем комфорта и плохой эргономикой в целом), а главное, резкого сокращения государственных закупок для армии и народного хозяйства, руководство завода вернулось к капотной компоновке, но конструкция полноприводного шасси осталась преемственной.
Первый прототип нового полноприводного грузовика был создан Горьковским автомобильным заводом в 1995 году под индексом ГАЗ-3309П. Серийное производство модели, получившей отраслевой индекс ГАЗ-3308 и собственное название «Садко» началось в декабре 1997 года.
В российской армии 2,3-тонный грузовик ГАЗ-3308 пришёл на смену модели ГАЗ-66-40 с кабиной над двигателем. На ГАЗ-3308 применяется модифицированная (другие крылья с увеличенными колёсными арками) кабина от ГАЗ-3309, а также ведущие мосты и трансмиссия, аналогичные использовавшимся на ГАЗ-66-40.
В сентябре 2000 года ГАЗ-3308 был предложен на экспорт для вооружённых сил Украины.
С 2003 года «Садко» преимущественно оснащается турбодизелем ММЗ Д-245.7 (с 2005 года экологического класса Евро-2, с 2013-го – Д-245.7Е4 экологического класса Евро-4).
В феврале 2013 года появилась версия ГАЗ-33088 «Садко» с турбодизелем ЯМЗ-53442 класса Евро-4.
В июне 2014 года ГАЗ представил новую версию с неофициальным названием Садко-Next грузоподъёмностью 3 тонны, вместе с новой версией ГАЗ-3309.
Варианты и модификации
- ГАЗ-3308 - базовая версия с карбюраторным 130-сильным двигателем ЗМЗ-5231.10 рабочим объёмом 4,67 л;
- ГАЗ-3308 «Егерь» – вариант исполнения ГАЗ-3308 с удлинённой на 1150 мм двухрядной пятиместной кабиной, разработанной компанией “Техноспас-НН”;
- ГАЗ-33081 - модификация со 117-сильным дизельным двигателем ММЗ Д-245.7 рабочим объёмом 4,75 л с турбонаддувом;
- ГАЗ-33081 «Егерь-II» – вариант исполнения ГАЗ-33081 с двухрядной пятиместной кабиной, разработанной производственным предприятием «Чайка-Сервис»;
- ГАЗ-33082 - ранняя модификация с турбодизелем ГАЗ-562 по лицензии Steyr;
- ГАЗ-33085 «Земляк» – 4-тонная модель с двухскатной ошиновкой заднего моста, в которой максимально используются элементы от «Садко».
- ГАЗ-33086 «Земляк» – модификация с дизелем ММЗ Д-245.7, представлена в 2005 году;
- ГАЗ-33088 - модификация со 134,5-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-53442 рабочим объёмом 4,43 л с турбонаддувом;
- МТП-1 – машина технической помощи на шасси ГАЗ-3308 «Садко»;
- автоперевязочная АП-2 на шасси ГАЗ-3308 производства ПАО “Медоборудование”;
- установка дезинфекционно-душевая подвижная ДДА-01-«СЗМО» на шасси ГАЗ-3308 производства ПАО “Медоборудование”.
Вахтовые автобусы на шасси «Садко»
- КАвЗ-39766 - автобус-вездеход с использованием 19-местного кузова автобуса малого класса КАвЗ-3976. Модификации: 397660 - с карбюраторным двигателем ЗМЗ-513; 397663 - с дизелем ММЗ Д-245.7. Производился в 2003-2005 гг.
- СемАР-3257 - грузопассажирский 12-местный автобус-вездеход с карбюраторным двигателем ЗМЗ-513 и кузовом от автобуса малого класса СемАР-3280. Производился ЗАО НПП «Семар» в 2001-2006 гг.
- Вахтовый автобус на шасси ГАЗ-3308 - грузопассажирская «вахтовка» с отдельным угловатым кузовом на шасси ГАЗ-3308 со стандартной кабиной. Производилась в 2003-2006 гг. на СемАРе. В настоящее время производятся на заводе Авто-Профи.
- ГАЗ-330811-10 «Вепрь» - автомобиль специального назначения на укороченной базе «Садко» с цельнометаллическим трёх- или пятидверным кузовом
ГАЗ-3308 - отечественный грузовик высокой проходимости. Автомобиль заменил 66-ю модель горьковского автозавода. За 19 лет эксплуатации зарекомендовал себя с лучших сторон. Прохождение бездорожья обеспечивается дифференциалом повышенного трения. Высокие эксплуатационные возможности сочетаются с комфортными рабочими условиями для водителя. Конструкция простая и надёжная, обслуживание обходится дешевле, чем у зарубежных аналогов.
История создания ГАЗ-3308
Первые серийные экземпляры были собраны в 1997 году. Грузовик должен был заменить ГАЗ-66, который не выдерживал конкуренции современного транспорта. В новом авто инженеры постарались сохранить лучшие качества предыдущего поколения.
Впервые о 3308 заговорили в конце 1980-х годов. Тогда хотели серьёзно модернизировать 66-ю модель. В 90-м году горьковский автомобильный завод презентовал ГАЗ-3301, который предназначался для военных целей и работал на новом дизельном двигателе. Массовому производству помешал распад Союза, на конвейере осталась старая модель.
После развала СССР разработка ГАЗ-3308 Садко продолжилась. От новой военной машины требовали повышенной прочности и улучшения всех технических характеристик. Основным изменением была конструкция кабины: конструкторы отказались от бескапотного строения, так как это снижало уровень комфорта и делало автомобиль менее безопасным. Некоторые элементы новой кабины были взяты о 3309-й версии.
В 1995 году был представлен прототип ГАЗ-3309П. После некоторых доработок и повторного прохождения испытаний в 1997 году был запущен промышленный выпуск 3308. После оснащения российской армии, машины начали поставлять в страны СНГ.
Грузовик поставляется в несколько стран:
- Сирия - в 2005 году получила 114 экземпляров для тестирования. В 2007 году транспорт принят на вооружение местной армии;
- Армения - несколько мелких партий несут военную службу;
- Украина - с 2014 года машины выполняют различные задачи батальонов территориальной обороны;
- Белоруссия - использовались в военных целях в начале 00-х годов;
- Казахстан - регулярно используются в Национальной гвардии .
Первое обновление выпустили в 2003 году. Изменения были минимальными как во внешнем, так и в техническом планах. Линейка моторов пополнилась новым турбодизелем «Д-245.7». В 2013 году начали выпускать автомобили с силовой установкой ЯМЗ-53442, которая отвечала стандартам «Евро-4». В 14-м году миру представили «Садко Next» - модернизированная модель, способная перевозить 3 тонны.
Технические характеристики ГАЗ-3308
Автомобиль ГАЗ-3308 соответствует современным техническим требованиям. Он способен передвигаться по бездорожью и преодолевать преграды разных размеров. В последние годы предприятие выпускает шасси ГАЗ-3308, что позволяет устанавливать на него различные модули.
Для оснащения используются силовые агрегаты трёх видов. 117-сильные дизельные моторы от Минского или Ярославского заводов или бензиновый двигатель Заволжского моторного завода. Самым популярным считается бензиновый вариант.
Бензиновая модель выполнена по карбюраторному типу, имеет восемь цилиндров, расположенных в V-образной форме. Мощность - 122 лошадиные силы. Многие владельцы сетуют на то, что он не способен поднимать транспорт в гору при полной загрузке. Дизельные силовые установки выдают ещё меньше мощности. Если не загружать грузовик по максимуму, с любым двигателем он передвигается приемлемо. Для комфортного управления в конструкцию был добавлен ГУР.
Карбюратор с падающим потоком имеет две камеры. Жидкостный подогреватель поддерживает нужную температуру рабочей смеси. Фильтр сухого типа работает благодаря регулируемой подаче воздуха. В закрытой жидкостной системе охлаждения осуществляется принудительная циркуляция воздуха.
Сухое сцепление выполнено по фрикционному типу. Оснащено гидравлическим приводом. Для бензиновых версий установлена периферийная пружина, для дизельных моделей - диафрагментарная. Все экземпляры имеют коробку передач с пятью скоростями. Все синхронизированы, кроме первой и задней передач. В салоне есть рычаг для включения повышенной передачи. Механическая раздатка имеет привод на передний и задний мосты, есть прямая и низшая ступени.
Рабочая тормозная система двухконтурная, дополнена пневмогидравлическим приводом. Торможение осуществляется на разных осях. Система блокировки автоматическая, в конструкции присутствует модулятор и пневматический усилитель. Тормозные цилиндры есть в каждом канале. Запасной тормозной механизм представлен обоими контурами. Стояночный тормоз оснащён механическим приводом.
Привод действует на обе оси. Масса дизельного варианта составляет 6,3 тонны, бензинового - 5,95 тонн. По мнению экспертов, для своего класса ГАЗ-3308 Садко имеет большой вес.
Особое строение подвески, основа которой была взята с 66-й версии, позволяет быстро преодолевать дорожные участки с мягким грунтом и грязью. Большим минусом для машины является дорожный просвет (31,5 сантиметров), из-за него она часто застревает. Длинна автомобиля - 6,25 метров. Водитель имеет возможность преодолевать подъёмы до 31 градуса, водные преграды глубиной до 1 метра и перевозить груз с массой не более 2 000 кг.
Модификации ГАЗ-3308
Кабина выполнена по цельнометаллической технологии, имеет две двери и рассчитана на двух человек. Количество надстроек для шасси превышает 100 штук. Самыми распространёнными считаются цистерны, оборудование спасательных служб, газовые и нефтяные ёмкости.
Платформа выполняется по цельнометаллическому или деревометаллическому методам. В комплекте идёт конструкция под установку тента, на борта можно устанавливать дополнительные решётки. Звуковая сигнализация используется для контакта кузова и салона.
Комплектация «Егерь» отличается от базовой вместимостью кабины - до 5 человек. Из-за увеличения её длины, была снижена длина кузова, который используют для перевозки людей и грузов различного вида. Такая комплектация используется для оборудования жилого модуля, если она используется ремонтными бригадами. Версии с укороченным кузовом могут транспортировать грузы до 1 тонны.
Бортовая модификация обеспечивает пассажирам высокий уровень безопасности. Над бортами крепятся ремни безопасности, которыми могут пристёгиваться пассажиры. Лавочки для людей крепятся к боковым бортам, могут складываться. Для освещения используется небольшая лампочка, монтируемая на одну из дуг конструкции тента.
Рама грузовика штампованная, оснащена передними удлинителями лонжеронов. Дисковые колёса имеют односкатные шины. В устройстве присутствует система автоматического контроля давления в шинах.
В 2014 году заводом был представлен ГАЗ-3308 Тайга-VIP. Проходимость транспорта была улучшена, а вместимость расширена до 7 человек. Такая кабина позволяет использовать авто с модулями различных хозяйствах, помещающих в себя необходимое оборудование и инструменты.
Экземпляры последних лет выпуска имеют встроенную лестницу для перемещения на крышу. Там может устанавливаться багажник для перевозки больших, но не тяжёлых предметов. В комплектацию входят две лебёдки. «Тайга» обустроена проводкой, поэтому в салоне и в фургоне присутствует отдельное освещение и розетки. Они работают за счёт дизельного генератора. Жидкостное отопление поддерживает приемлемую температуру в жилом модуле. Здесь предусмотрен оружейный шкаф.
Есть комплектация «самосвал». Погрузка и разгрузка может осуществлять с трёх сторон. Масса транспорта чуть больше 8 тонн, а грузоподъёмность составляет 4,5 тонны. Самосвал с электроподъёмником получил более прочные шины 8,25-R20, устройство подвески не изменилось. Двигатель ГАЗ-3308 такого вида имеет 122 силы, работает на дизельном топливе и оснащён четырьмя цилиндрами. Средний расход топлива - 22 литра на 100 км.
При заказе машины на заводе можно выбрать функцию предпускового обогревателя, который зарекомендовал себя при эксплуатации в условиях низких температур. Моторы последнего поколения экологически чистые, выполняют нормы «Евро-4». Проходят до 500 тысяч километров без капитального ремонта. Обслуживание дешёвое, запчасти можно найти в любом специализированном магазине. Также продажа деталей распространена на вторичном рынке.
Какой можно сделать?
ГАЗ-3308 - качественный продукт отечественного машиностроения. За 19 лет эксплуатации в разных отраслях он продемонстрировал себя с лучших сторон. Его используют не только для перевозки грузов, но также в спортивных соревнованиях по прохождению бездорожья. Опытные шофёры за рулём этого авто регулярно занимают призовые места.
Завод-производитель предлагает множество версий грузовика. Самыми популярными у покупателей являются «Садко» и «Земляк». Средняя цена первого варианта составляет 1,655 миллиона рублей, второго - 1,403 миллиона рублей. Итоговая стоимость зависит от выбранных дополнительных опций. На вторичном рынке представлено множество вариантов. Автомобили 03-05х годов выпуска обойдутся покупателю в 220-450 тысяч рублей, 07-09х годов - 500-750 тысяч рублей.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
ГАЗ-33081 является дизельной версией популярного отечественного автомобиля ГАЗ-3308 «Садко», многолетнего лидера в классе средне-тоннажных полноприводных грузовиков на рынке России и бывших союзных республик. Дизайном кабины и кузова ГАЗ-33081 практически не отличается как от основной модели семейства «Садко», так и от базовой платформы ГАЗ-3307 – тоже. Главная его особенность – дизельный, а не бензиновый, мотор. Фактически же ГАЗ-33081 стал прямым наследником легендарного военного грузовика повышенной проходимости ГАЗ-66.
Область применения и варианты исполнения ГАЗ-33081
Тем не менее, возможности использования у потомка «66-го» гораздо шире сугубо армейских. ГАЗ-33081 подходит для применения в самых разных сферах народного хозяйства. Его стихия – бездорожье. Он способен эффективно работать в тяжёлых климатических условиях Крайнего Севера и Сибири; в труднопроходимых пустынных, лесных и горных районах.
Вот почему этот относительно дешёвый и неприхотливый грузовик получил широкое распространение в нефте- и газодобывающей отраслях; в геологических экспедициях; современных сельскохозяйственных предприятиях; в охотничьем и лесном хозяйстве; медицинской, пожарной и спасательной службах; в различных структурах МВД и УИН России.
Всего для автомашины ГАЗ-33081 на сегодняшний день было разработано более ста видов специальных надстроек, среди которых – автоцистерны, гидроподъёмники и фургоны различного назначения. Одни из самых популярных – это вахтовые автобусы и «походки», мобильные ремонтные мастерские.
С самого начала своего серийного производства, в самом конце 90-х, на базе дизельного «Садко» начали выпускать не только бортовые и тентованные грузовики, но и автомобили с обычными и изотермическими фургонами, простые и телескопические автогидроподъёмники, крюковые погрузчики, бурильные и крановые машины, эвакуаторы, краны-манипуляторы, фургоны для перевозки заключённых, передвижные лаборатории и прочую спецтехнику. Кстати, полный список которой в прайсе производителя просто поражает воображение.
Удачным вариантом исполнения грузовика ГАЗ-33081 стала его модификация «Егерь-II» – с двухрядной пятиместной кабиной, разработанной производственным предприятием «Чайка-Сервис». В этой четырёхдверной, «грузопассажирской» версии задний ряд кресел можно при необходимости заменить на два спальных места. Что позволяет использовать грузовик для дальних грузоперевозок, либо для доставки ремонтных бригад и их последующей работы в отдалённой и труднодоступной местности.
Некоторую известность получила также модификация ГАЗ-330811-10 «Вепрь», которая представляет собой укороченный вариант грузовика ГАЗ-33081 с модульным цельнометаллическим кузовом, в пассажирском или грузопассажирском исполнении.
Об истории модели ГАЗ-33081
Несмотря на многолетнее успешное использование в Советской Армии брутального грузовика-вездехода , ему на смену в восьмидесятых годах ХХ века на Горьковском автозаводе стартовала разработка нового полноприводного автомобиля.
Её результатом стал запуск в серийное производство автомашины, избавленной от основных недостатков 66-го: неудобного доступа к двигателю для ремонта; более чем суровых условий для водителя, в кабине со скверной, к тому же эргономикой рабочего места и органов управления.
За основу была взята платформа заднеприводных грузовиков четвёртого поколения Горьковского автозавода – . Это семейство, пришедшее на смену и , было разработано в течение 1982-1986 годов и встало на конвейер в 1989-м году.
В конце 80-х, с учётом всё возрастающей роли дизельных моторов в производстве грузовых машин, а также в связи с необходимостью модернизации ГАЗ-66, на заводе велись работы и над моделью полноприводного грузовика, с возможностью использования на нём дизельного двигателя.
ГАЗ-33081 «Егерь II» в Алма-Ате (Казахстан).
Однако разрушение Союза ССР и последующие потрясения 90-х годов в России способствовали тому, что до серийного производства эти перспективные разработки добрались только в декабре 1997-го года.
В двухтысячных конъюнктура рынка развивалась таким образом, что экономическая целесообразность использования бензиновых двигателей на среднетоннажных грузовиках неуклонно падала и в итоге практически сошла на нет. А вот грузовики, работающие на сжиженном газе; на дизтопливе оказались в новых условиях весьма жизнеспособными. Это и предопределило успех и распространение ГАЗ-33081 на рынке России и бывших союзных республик.
В упрощённом смысле, автомашину ГАЗ-33081 можно назвать конструктивной смесью базовых моделей ГАЗ-3307 и ГАЗ-66. При этом рама, ходовая часть и усиление были взяты у старого доброго 66-го, а у 3307-го взяли кабину и кузов. ГАЗ-33081 – автомобиль простой, и не только внешне, но и в техническом плане.
Простота эта умышленная. Поскольку в конструкции грузовика нет никаких лишних элементов, которые повышали бы его конечную стоимость. И обслуживание с ремонтом также не потребуют сколько-нибудь значительных временных и материальных затрат.
Технические характеристики ГАЗ-33081
Как уже было отмечено, главная отличительная особенность грузовика ГАЗ-33081, по сравнению с прочими модификациями полноприводного ГАЗовского семейства «Садко» – это его двигатель.
В отличие от базовой версии ГАЗ-3308, с карбюраторным 130-сильным двигателем ЗМЗ-5231.10 рабочим объёмом 4,67 л; на ГАЗ-33081 установлен оснащённый турбонаддувом дизельный мотор ММЗ Д-245.7 с рабочим объёмом 4,75 л и мощностью в 122 лошадиных силы.
ММЗ Д-245.7: двигатель ГАЗ-33081
Дизельный силовой агрегат ММЗ Д-245.7 Минского моторного завода состоит из четырёх цилиндров рядного вертикального варианта расположения. Двигатель ММЗ Д-245.7 полностью соответствует требованиям экологического стандарта Евро-2, а его максимальная мощность достигает 122,4 л.с. при 2400 об/минуту.
Верхний предел крутящего момента мотора достигает отметки 417 Нм в диапазоне от 1100 до 2100 об/минуту. Что вкупе с безальтернативной пятиступенчатой механической КПП обеспечивает грузовик возможностью разгона до максимальной «крейсерской» скорости 93 км/час по шоссе, при среднем расходе топлива – 16,8 литра на каждые 100 км пути. При равномерном же движении со скоростью 60 км/ч средний расход дизтоплива составляет, по данным производителя, 13,5 литров на 100 км пути.
Мотор оснащен жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Возможен вариант опциональной установки предпускового подогревателя, который упростит запуск двигателя при экстремально низких температурах.
Прочие характеристики двигателя ММЗ Д-245.7
- Диаметр цилиндра и ход поршня – 110 х 125 мм;
- Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2;
- Направление вращения коленчатого вала – правое;
- Степень сжатия – 17.
- Максимальный крутящий момент, при частоте вращения коленчатого вала 1300-1600 об./мин. – 413 (42) Н*м (кгс*м).
- Топливный насос высокого давления (ТНВД): Рядный, 4-х плунжерный, золотникового типа, «773-20.05Э2», со всережимным регулятором оборотов, подкачивающим насосом и электромагнитом останова.
- Форсунки: ФДМ-22; 455.1112010-50 или 172.1112010-11.01 закрытого типа; давление начала впрыска 27,0-1,2 МПа (240 кгс/см2).
- Система наддува: газотурбинная, с одним турбокомпрессором С14-179-01, или ТКР-6.1, с радиальной центростремительной турбиной, центробежным компрессором и воздушным охладителем наддувочного воздуха трубчато-пластинчатого типа.
Впоследствии (а именно, в 2013-м году) вместо двигателя ММЗ Д-245.7 на дизельные полноприводные «Садко» начали ставить более современный, ярославский 134-сильный турбодизель ЯМЗ-53442, относящийся к экологическому классу Евро-4. Как известно, Ярославский моторный завод также вошёл в состав холдинга «Группа ГАЗ». Автомобиль «Садко» с дизелем ЯМЗ-53442 получил уже другой заводской индекс – ГАЗ-33088.
Общие габаритные и весовые данные ГАЗ-33081
- Габаритные размеры. Длина – 6,25 м; Ширина (по платформе) – 2,34 м; Высота (по кабине без нагрузки) – 2,57 м; Высота (по тенту без нагрузки) – 2,78 м.
- База – 3,77 м; Колея передних колёс – 1,82 м; Колея задних колёс – 1,77 м.
- Дорожный просвет (под картером заднего моста при полной массе) – 315 мм. Брод – 1 м.
- Радиус поворота автомобиля по оси следа переднего внешнего колеса – 11 м.
- Угол свеса (с полной нагрузкой) – 48 градусов передний и 32 градуса задний.
- Угол преодолеваемого автомобилем подъёма при полной массе автомобиля – не менее 31 градуса.
- Погрузочная высота: 1,36 м.
- Грузоподъёмность автомобиля – 2 тонны.
- Масса автомобиля в снаряженном состоянии (без дополнительного оборудования) – 4,065тонны.
- Полная масса автомобиля – 6,3 тонны.
Полноприводной грузовик ГАЗ-33081 в своём базовом варианте оборудован металлической, либо металло-деревянной бортовой платформой с ровным полом; с задним откидным бортом и каркасным съёмным тентом.
Габариты грузовой платформы составляют 3390х2145 мм, высота бортов платформы равна 900 мм. При необходимости и желании, платформу с тентом можно оснастить плафоном освещения, кнопкой звуковой сигнализации водителю, с откидными продольными боковыми креслами и предохранительным ремнём над задним бортом. Имеется и вариант с увеличенной до 3,75 м грузовой платформой.
Трансмиссия
Сцепление на грузовике ГАЗ-33081 – однодисковое, сухое, фрикционное, с демпфером крутильных колебаний в ведомом диске, с диафрагменной нажимной пружиной Привод сцепления - гидравлический. Коробка передач – механическая, 5ти-ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерён, полностью синхронизированная (кроме I передачи и заднего хода).
Раздаточная коробка – механическая, с прямой и низшей передачами. Передаточное число низшей передачи – 1,982. Главная передача ведущих мостов – коническая, гипоидного типа. Передаточное число – 5,5. Дифференциал – кулачкового типа. Поворотные кулаки переднего моста имеют шарниры равных угловых скоростей.
Грузовик ГАЗ-33081 построен на базе рамной двухосной платформы с зависимой рессорной подвеской спереди, а сзади – с продольными полуэллиптическими рессорами, дополненной гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на всех колесах. Рама – штампованная клёпаная, с передними удлинителями лонжеронов и задними бамперами.
Колёса дисковые, с ободом 228Г-457, с бортовыми и разрезным замочным кольцами. Шины пневматические, радиальные, односкатные, размером 12.00 R18, модели КИ-115А, с мощным внедорожным протектором. Для армейской версии машины предусмотрены шины увеличенного до R20 размера.
Подвеска оснащена продольными полуэллиптическими рессорами, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, с резиновыми рессорами сжатия в задней подвеске.
ГАЗ-33081 в тайге
Тормозные системы
Рабочая тормозная система: Двухконтурная, с раздельным торможением осей, с пневмогидравлическим приводом, с антиблокировочной системой (АБС). АБС –3х-канальная, с модулятором и пневмоусилителем; с главным тормозным цилиндром в каждом канале. Пневматическая часть привода включает в себя компрессор, воздухоосушитель с регулятором давления и ресиверы (3 шт. - по 20 л, 1 шт. - 5 л). Тормозные механизмы - колодочные, барабанного типа.
Стояночная тормозная система: Трансмиссионная, с механическим тросовым приводом с вилочным разжимным механизмом. Тормозной механизм - колодочный, барабанного типа.
Система проводки является однопроводной, отрицательные выводы источников питания и потребителей соединены с корпусом автомобиля. Напряжение внутренней сети составляет 24 Вольта.
- Штатные аккумуляторные батареи: 6СТ-55А3 , либо 6СТ-55А13 , либо 6СТ-55 «Титан», либо 6СТ-55А73.
- Генератор: 5101.3701-01 или ГГ273В1-3 переменного тока, со встроенными выпрямителем и регулятором напряжения.
- Стартер: AZJ-3381 или 6СТ-230Р.
ГАЗ-330811-10 «Вепрь»
Рулевое управление грузовика построено на системе «винт – шариковая гайка» и дополнено гидравлическим усилителем руля.
В качестве дополнительного оборудования, на грузовике ГАЗ-33081 могут быть использованы:
- Лебёдка: Тяговая, однобарабанная, горизонтальная. Тип редуктора - червячный, с глобоидной модифицированной передачей, с нижним расположением червяка и автоматическим тормозом. Передаточное число редуктора - 24. Длина троса - 50 м. Привод лебедки - карданным валом от коробки отбора мощности. Предельное тяговое усилие на тросе 29,4 кН (3000 кгс) при полностью намотанном тросе (верхний ряд навивки) и 39-44 кН (4000-4500 кгс) - при полностью размотанном тросе (нижний ряд навивки).
- Коробка отбора мощности: Механическая, с двумя передачами.
Кабина ГАЗ-33081. Отзывы водителей и владельцев о грузовике
Кабина ГАЗ-33081 – цельнометаллическая, с обширным, почти панорамным остеклением; максимально простым, утилитарным и практичным устройством. Сиденья водителя и пассажира – разделённые, достаточно мягкие и удобные, с превосходным для грузовика уровнем комфорта.
Шумоизоляция оставляет желать лучшего. При движении по шоссе громкий шум внедорожных шин слышится весьма ощутимо. Теплоизоляция хороша: в кабине легко поддерживать комнатную температуру даже в самые лютые морозы.
Радует гидравлический усилитель рулевого управления. По отзывам водителей, «баранка» спокойно вертится одной рукой, без напряжения, «с сигаретой в зубах». Из других плюсов отмечают то, что на ГАЗ-33081 нет необходимости гонять на полном приводе постоянно – передний мост отключается просто, рычагом из кабины, и так же легко подсоединяется в случае нужды.
Расходы на содержание и ремонт называют необременительными, так как автомобиль вынослив, а запасных частей на рынке для ГАЗ-33081 всегда имеется в избытке, и цена их достаточно невысокая. Расход топлива в целом соответствует тому, что заявлен по паспорту Горьковским автозаводом. По расходам на владение машиной, ГАЗ-33081 даже сравнивают с УАЗиком-буханкой, хотя это машины из двух совершенно иных «историй».
В качестве бонуса, владельцы ГАЗ-33081 радуются тому, что в ПТС, кроме категории С, указано «Специализированные МАС», и это даёт право как спецтехнике проезжать под запреты для грузовых автомобилей. Ввиду своей специфичности, ГАЗ-33081 всё-таки более распространён в качестве «рабочей лошадки» различных государственных и крупных частных организаций и структур, чем в собственности индивидуальных владельцев. И испытания суровыми условиями Сибири и Крайнего Севера он прошёл и продолжает проходить достойно. Как и полагается настоящему потомку ГАЗ-66.
Цены ГАЗ-33081 на российском рынке
Стоимость нового полноприводного грузовика ГАЗ-33081 у дилеров Горьковского автозавода начинается с полутора миллионов рублей (за базовую комплектацию – бортовой автомобиль с тентом). На вторичном рынке предложений немного, и цена колеблется от 400 тысяч рублей до 1 миллиона, в зависимости от технического состояния автомашины.
Вахтовый автобус ГАЗ-33081.
В целом, нужно отметить, что ГАЗ-33081 был просто обречён на успех в нашей стране, где тысячи квадратных километров занимают просторы бездорожья и есть насущная необходимость в применении реальных вездеходных качеств техники.
Дизельный полноприводной «Садко» стал хорошим преемником грузовика ГАЗ-66, унаследовав лучшие качества простоты, неприхотливости, проходимости данной машины и избавившись от присущих ей недостатков.
Грузовой автомобиль ГАЗ-3308 Садко с полным приводом и бортовой платформой предназначен для транспортировки грузов и людей по всем видам дорог. Грузоподъёмность без дополнительного оборудования составляет 2,5 тонны.
Грузоподъёмность автомобилей Садко и его модификаций (ГАЗ-33081) с лебёдкой и коробкой отбора мощности за счёт увеличенной собственной массы составляет примерно 2 тонны.
Модификации модельного ряда автомобилей ГАЗ-3308 Садко
ГАЗ-3308 (базовая модель) оснащён турбонаддувным дизельным рядным четырёхцилиндровым 4-х тактным двигателем Д-245 рабочим объёмом 4.75 л и номинальной мощностью 90 кВт производства ММЗ.
ГАЗ-33081 Садко также имеет двигатель ММЗ Д-245. Отличительной особенностью этой модели автомобиля является наличие в стандартной комплектации системы регулирования давления в шинах, а также пневмовывода на тормозную систему прицепа и лебедки.
Кроме того, на автомобиле этой модификации устанавливаются шины большей размерности - 12R20 (на базовой модели - 12,00R18). Проходимость машины ГАЗ-33081 Садко при этом еще более возрастает за счет того, что увеличиваются клиренс, радиус продольной проходимости, а также углы съезда и въезда. Возросшая допустимая нагрузка на шину позволяет повысить и грузоподъемность.
ГАЗ-33081 Егерь, который пользуется не малым вниманием, производится на базе шасси ГАЗ-3308 Садко и обладает отличной проходимостью по бездорожью, значительно превышающей похожие характеристики машин этого класса.
Вместительная комфортабельная пятиместная кабина в сочетании с грузовой платформой грузоподъемностью 1,5 тонны или жилым модулем-кунгом позволяет обеспечить эффективную работу производственных выездных бригад.
Помимо бортовых грузовиков на базе ГАЗ-3308, Горьковский завод выпускает шасси для установки фургонов и специального оборудования, а также коротко-базовый полноприводный автомобиль-фургон ГАЗ-330811 Вепрь, который сохраняет все достоинства автомобиля Садко, а именно динамику, проходимость, комфортабельность кабины.
Фургон ГАЗ-330811 Вепрь имеет колесную базу 3770 мм, лебедку с механическим приводом с тяговым усилием 4,5 тонн, а также вмещает до 11 человек.
Особенности конструкции автомобилей ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко, Егерь - это двухосные полноприводные мосты (передний мост подключается через раздатку) с управляемыми колёсами. Несущая система - лонжеронная рама.
Подвеска - зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, оборудована телескопическими гидроамортизаторами двойного действия. Рулевой механизм - с передачей типа "винт - шариковая гайка", оснащён гидравлическим усилителем.
Рабочая тормозная система автомобилей ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко, Егерь - двухконтурная, с гидроприводом, вакуумным усилителем и барабанными тормозными механизмами на всех колёсах.
Система стояночного тормоза - трансмиссионная, с механическим тросовым приводом, с барабанным тормозным механизмом. Топливная система, в зависимости от исполнения, включает в себя один или два металлических топливных бака, установленных под грузовой платформой.
Трансмиссия автомобиля ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко, Егерь и ГАЗ-330811 Вепрь - механическая ступенчатая. Конкретный тип коробки передач зависит от установленного на автомобиль двигателя. Раздаточная коробка - двухступенчатая, обеспечивает включение прямой или пониженной передачи, подключение и отключение переднего ведущего моста.
Главные передачи обоих неразрезных мостов - гипоидные. К управляемым колёсам переднего моста крутящий момент подводится через шариковые шарниры равных угловых скоростей.
Кабина автомобилей ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко, Егерь - цельнометаллическая, двухместная, оборудована системой вентиляции и отопления, сиденья водителя и пассажира оснащены ремнями безопасности.
Оперение - металлическое, с пластмассовой облицовкой радиатора двигателя. Грузовая платформа - дерево-металлическая, с задним откидным бортом, предусматривает установку надставных бортов, дуг и креплений для тента.
Основные технические характеристики ГАЗ-3308 Садко, ГАЗ-33081 Егерь
Колёсная формула - 4×4
Размеры:
- длина - 6450 мм
- ширина (по платформе) - 2340 мм
- высота (по кабине без нагрузки) - 2570 мм
- высота (по тенту без нагрузки) - 2780 мм
- колёсная база - 3770 мм
- колея передних колёс - 1820 мм
- колея задних колёс - 1770 мм
- дорожный просвет при полной нагрузке - 315 мм
- погрузочная высота платформы - 1360 мм
- угол свеса передний - 38°
- угол свеса задний - 32°
Внутренние размеры платформы ГАЗ-3308
Садко, ГАЗ-33081
- длина - 3390 мм
- ширина - 2145 мм
- высота бортов - 900 мм
Масса:
- допустимая полная - 6300 кг
- снаряженная - 3990 кг
- груза - 2000 кг
Двигатель ГАЗ-3308 Садко, ГАЗ-33081 Егерь
Марка двигателя - Д-245
Тип двигателя - дизельный, четырёхтактный, с непосредственным
впрыском топлива, жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и
промежуточным охлаждением наддувочного воздуха
Количество цилиндров - 4
Расположение цилиндров - рядное
Рабочий объём - 4750 см3
Номинальная мощность - 90 кВт (122 л.с.)
Число оборотов при номинальной мощности - 2400 об/мин.
Максимальный крутящий момент - 423 Нм (43 кг/см)
Число оборотов при максимальном крутящем моменте - 1500 об/мин
Удельный расход топлива:
- минимальный - 210 г/(кВт/ч) 154 г/(л.с.ч)
- при номинальной мощности - 230 г/(кВт/ч)
Коробка передач ГАЗ-3308 Садко, ГАЗ-33081 Егерь - механическая,
5-ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерён, синхронизированная
Раздаточная коробка - механическая двухступенчатая, с приводом на
передний и задний мосты, с возможностью отбора мощности
Контрольный расход топлива на 100 км:
- при скорости 40 км/ч - 13.5 л
- при скорости 60 км/ч - 17 л
Максимальная скорость - 85 км/ч
Радиус поворота - 11 м
Преодолеваемый подъём - 31°
Преодолеваемый брод - 1 м
Колёса - дисковые с ободом 228Г-457, с
бортовыми и разрезным замочным кольцами
Шины - пневматические радиальные 12.00R18 модели КИ-115А
Напряжение электрооборудования - 24 В
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________