Где безопаснее сидеть в автобусе. Где cамые безопасные места в общественном транспорте

В этой статье речь пойдет про места в автобусе. Мы поговорим о том, какие лучше выбрать, чтобы чувствовать себя безопасней, а какие лучше проигнорировать, чтобы не испортить себе поездку. Рассмотрим также схемы различных автобусов.

Места в автобусах дальнего следования

Перевозка людей на большие расстояния занимает особую нишу в пассажироперевозках. Следует отметить что отдельно стоят туристические туры, в которых зачастую используют машины большой вместимости. Расположение места в автобусе, схема размещения которых может изменяться при разной вместимости машин, во многом может предопределять комфорт и безопасность поездки. Как правило, место за пассажиром сохраняется до окончания поездки, так что нужно очень ответственно отнестись к его выбору.

Места в автобусах - расположение

В автопарках туристических компаний и предприятий, занимающихся перевозками людей на дальние расстояния, встречается большое разнообразие моделей машин. Единое положение места в автобусе, схема которого была бы общей для всех производителей, не существует. Производители, а также и компании, занимающиеся перевозкой, могут оснащать машины по своему усмотрению, если не нарушают требования безопасности, регламентируемые нормативными документами. Даже одномарочные автобусы, выпущенные в один и тот же год, могут различаться как внутренним оформлением, так и количеством посадочных мест. На вопрос: «Какое расположение места в автобусе, схема размещения внутри как выглядит?» ответ бывает только приблизительным.

Перед покупкой билета следует уточнить у перевозчика схему расположения сидений.

Кроме удобства, следует учитывать безопасность, от которой зависит выбор правильного места.

Безопасные места

Новостные ленты часто рассказывают о дорожно-транспортных происшествиях с участием пассажирского транспорта. Поэтому тщательный отбор расположения места в автобусе, схема выбора которого рассматривается ниже по тексту, напрямую будет влиять на сохранность вашей жизни.

Для более безопасной поездки нужно учитывать следующие моменты:

  • одно из самых безопасных мест — то, которое располагается за водительским;
  • следует выбирать сидения, расположенные в центре салона;
  • лучше выбирать сидения, установленные по правой стороне.

Испортить вам поездку смогут следующие места:

  1. Последние сиденья, потому что в этой части, как правило, много гари, и через определенный период времени есть риск получить отравление выхлопными газами. Поездка в задней части приводит к более сильному укачиванию, а при экстренном торможении есть вероятность вылететь в проход между сидениями.
  2. Сиденья, расположенные рядом с дверью или водителем.
  3. Нераскладывающиеся кресла, как правило, находящиеся в конце, а также перед выходом в середине салона.

Примеры размещения мест

На фото ниже представлено расположение места в автобусе. Схема 47 мест является типовой.

Данная схема характерна для следующих марок: Higer KLQ 6119 TQ, YUTONG 6129.

На следующем фото - также расположение места в автобусе (схема). 49 мест - довольно часто встречающийся вариант.

Схема характерна для следующих марок: Higer KLQ6129Q, Автобус Neoplan 1116, Setra 315.

Неумолимая статистика вещает, что каждый год тысячи видов транспорта автомобили и автобусы, поезда и самолеты разбиваются в авариях. Настало время, когда каждая поездка может оказаться роковой. Знаем ли мы, как выбирать безопасные места в транспорте или ищем теплое комфортное местечко? Не мы ли просим кассиров дать нам билет у окошка или в первый вагон?

Если вам дорога ваша жизнь, узнайте, какие места в транспорте гарантируют безопасность дают шанс выжить.

Читайте в этой статье:

Выбираем безопасное место в транспорте

Маршрутка

На сегодняшний день транспорт довольно популярный и востребованный тем, что:
1. Не привязан к жесткому графику (расписанию).
2. Стоимость почти как в автобусах или троллейбусах.

Однако, машина типа «Газель» – одна из самых опасных среди общественного транспорта.

Какое безопасное место выбрать в маршрутке

Выбирайте место «спиной по ходу движения». Может, кого и укачает, но шансы выбраться из аварии невредимым, высоки. Если маршрутка резко затормозит, пассажиры со своих мест «полетят» вперед, а вас прижмет к спинке сиденья. Еще один плюс, в «Газели» такие места располагаются за водительской кабиной. Исследования доказывают, что в момент аварии он инстинктивно станет спасаться и выкрутит руль так, чтобы авто с его стороны меньше пострадало. Второе безопасное место в середине салона и оно находится чуть дальше от окон.

Внимание — опасность

Самые опасные – это места на заднем ряду и рядом с водителем. В случае лобового столкновения или если кто-то на скорости впишется в заднюю часть, можно погибнуть.

Автобус

В списке видов пассажирского транспорта он также небезопасен. Причем как городской, так и междугородный. Особенно высок риск зимой с ее гололедицей, метровыми сугробами. Но безопасные места есть и в нем:

Безопасное место выбрать в автобусе

Лучшие по безопасности места в салоне – середина правого ряда по ходу движения, которые далеки от встречного транспорта.

Безопасное место и в проходе. В случае аварийной ситуации можно быстро покинуть салон и не быть травмированным осколками.

Места опасные для пассажиров в случае ДТП

Опасными считаются три ряда первые и три последние. При столкновении есть вероятность, что пассажиров выбросит через лобовое стекло. При ударе сзади – «сплющить» в буквальном смысле.

Также нежелательно садиться у окна. При аварии, разбившееся стекло может нанести ранения в область лица, рук, перерезать жизненно важную артерию.

Поезд

Безопасного места в поезде как такового назвать нельзя из-за разных причин. Удар в аварии непредсказуем, как и форс-мажорные ситуации. Но дать совет можно.

1. Не берите билеты в первый вагон и последний.
2. Наиболее безопасные места в центральных вагонах.
3. Также и купе нужно выбирать в центре вагона.
4. Заказывайте место, чтобы полка была расположена по направлению движения поезда.
5. При резком торможении пассажир прижмется к перегородке. Тот, кто будет занимать противоположную полку, окажется на полу.

Самолет

Обычно авиакатастрофы происходят и при взлете, и при посадке. Пассажиры в значительной степени погибают от угарного газа, так как на борту происходит воспламенение и пожар. Главное, выбраться из салона до того, как остановится дыхание. Потому нужно выбирать места на одном из пяти рядов, расположенных близко к аварийному выходу.

Нет принципиальной разницы, сидеть у прохода или окна. И в том и другом случае выживает около 60% пассажиров.

Рассудительно выбирать места в передней части лайнера – выживаемость 65%. Есть шанс выжить на местах в «хвосте» – 53%.

К примеру, статистика выживания в самолетах США такова:
над крылом – 56%;
в «хвостовой» секции – 69%;
в передней секции (бизнес-класс) – 49%.

Большие самолеты имеют над крылом два выхода и здесь шансы выжить повышаются, в отличие от «хвоста» и передней части салона. В то же время, над крылом обычно размещено авиационное топливо. А это опасность его возгорания.

Увы, единых инструкций от бед еще не существует, но оплошать себе дороже выйдет, а на кону бесценная жизнь. Никому не запрещается выбирать себе место, и эти советы могут . Как говорится, прочитали и передайте другим. Берегите себя и тех, кого вы любите.

Эти советы от размещены в рубрике «Скорая помощь», из которой вы узнаете, как сохранить жизнь себе и другим.

Завсегдатаи автобусных туров при покупке билетов в первую очередь обращают внимание на расположение мест. Почему это важно? Объясним на примере.

Представьте, что вы долго планировали путешествие, продумали маршрут, выбрали, как вам казалось, хорошее место – с прекрасным обзором, посередине автобуса, недалеко от двери. А потом оказалось, что оно чуть ли не единственное, которое не раскладывается. Все бы ничего, но только когда пассажиры впереди откидывали кресла, вы оказывались зажатыми с двух сторон. В результате то, что грезилось как замечательное путешествие, превратилось в пытку.

Обо всех нюансах, которые нужно учесть при выборе места в автобусе, чтобы не попасть в подобную историю, расскажем в статье.

Автобусы дальнего следования – хорошие и разные

Если считаете, что достаточно знать номер места, чтобы понять, насколько оно удобное, вы глубоко заблуждаетесь. Парк современных автобусов дальнего следования (АДС) настолько разнообразен, что пока не увидишь схему салона, выводы делать преждевременно.

К примеру, вам досталось кресло № 14. В туристическом МАНе на 59 мест это начало салона, 4-й ряд; но в салоне этой же модели на 45 мест кресло № 14 находится перед дверью и, скорее всего, не откидывается. В 20-местном «Мерседесе» тот же 14-й номер расположен слева у окна в конце салона, а в 45-местном – справа у прохода, 4-й ряд. И таких примеров можно привести массу.

Даже типовая схема конкретной модели не всегда точна, так как перевозчик имеет право внести конструктивные изменения – добавить санузел, кухню, часть сидений (например, задний ряд) убрать, оборудовав спальный или грузовой отсек.

Критерии выбора места

О вкусах, как известно, не спорят, поэтому критерии выбора удобного места у каждого могут быть свои. Опытные туристы рекомендуют в первую очередь учитывать такие параметры, как:

  • безопасность;
  • расположение кресел по отношению к двери;
  • сегмент салона (начало, середина, конец).

Остановимся на них подробнее.

Опасные и безопасные

Сообщения о дорожных инцидентах с участием АДС появляются с пугающей периодичностью, поэтому задача № 1 каждого путешественника доехать до места назначения целым и невредимым.

Какие места потенциально опасны?

  • Первый ряд, особенно справа от прохода. При лобовом столкновении они первыми попадают под удар.
  • Последний ряд может пострадать, если удар придется сзади. К тому же при резком торможении у пассажиров заднего ряда выше риск травмироваться, вылетев в проход.
  • Кресла у окна левой части салона. У нас правостороннее движение, поэтому этим боком автобус всегда повернут к потоку машин.

Наиболее безопасные места в автобусе дальнего следования следующие.

  • В середине салона с правой стороны. Но даже в этой относительно безопасной зоне лучше садиться не у окна, а возле прохода.
  • Кресла сразу за водителем. Считается, что водитель, инстинктивно уклоняясь от опасности, выводит эту зону из-под удара, а правую сторону, наоборот, подставляет.

«Коварные» – рядом с дверью

Особым «коварством» отличаются места, расположенные в непосредственной близости к двери.

Если они находятся за нею, зимой и осенью – это зона холодных потоков воздуха, которые попадают на пассажиров каждый раз, когда открывается дверь. Кстати, летом приток свежего воздуха, скорее, можно отнести к плюсам.

Если кресла находятся с правой стороны перед дверью в середине салона, они не откидываются. Так задумано, чтобы не мешать людям выходить на остановках. Обычно такие места стоят дешевле, но пассажиры не всегда до конца осознают причину бонуса.

Зона рядом с дверью не лишена достоинств. Вы первыми выйдете из автобуса на стоянке, соответственно, быстрее попадете в буфет, туалет или просто успеете покурить.

Недостатки задних рядов

Последний ряд в АДС мало кто любит. И на это есть основания.

  • Здесь сильнее трясет, а людей с морской болезнью укачивает.
  • Спинки кресел не откидываются, значит, нет возможности расслабиться, подремать.
  • Если для охлаждения воздуха используют не систему климат-контроля, а общий кондиционер, сзади сильно дует.
  • Если телевизор один, с заднего ряда его не видно и не слышно. То же самое и с гидом во время экскурсии.

Некоторые туроператоры обычно продают на последний ряд, состоящий из 5 кресел, два билета. Тогда у их обладателей будет возможность не только сесть, но и полноценно лечь.

Особенности выбора места в двухэтажном автобусе

В турфирме вам могут предложить поездку на двухэтажном автобусе. У этого транспортного средства другая схема расположения мест и свои особенности.


Чтобы определиться, что вам больше подходит, изучите плюсы и минусы каждого этажа.

Достоинства первого этажа:

  • просторный салон;
  • людей меньше, чем наверху;
  • удобные столики;
  • рядом санузел, кухня, кулер с водой, холодильник.

Из минусов

Салон по отношению к дороге расположен низко, поэтому полюбоваться панорамными пейзажами не получится.

Будьте готовы к тому, что вечером водители продолжат общаться, а возможно, слушать музыку или смотреть фильм.

Преимущества второго этажа

  • великолепный панорамный обзор;
  • тишина в вечернее время, т. к. водители – внизу.

Минусы тоже есть

Здесь теснее, чем на первом этаже, что особо ощутят высокие и тучные пассажиры.

Будьте готовы каждый раз спускаться, чтобы воспользоваться удобствами или во время стоянок. Второй этаж – не для людей с ограниченными возможностями.

И вместо заключения. Выбрав место по душе, убедитесь, что оно официально указано в ваучере (с билетом все понятно), иначе получится, как в том анекдоте – кто раньше встал, того и тапки.

Итак, вам наверное интересно - что же это за автобусы, на которых вы будете совершать Ваши замечательные путешествия по разным городам и странам?
Это специально предназначенные для туризма машины, которые выпускаются самыми различными фирмами. Некоторые Вы, безусловно, знаете, например, Mercedes, Neoplan, но большинство фирм, выпускающих туристические автобусы (Van-Hool, Setra), обычно малоизвестны среди людей, не связанных с туристическим бизнесом, но в то же время - эти фирмы являются "монстрами" в своей области.

Отойдя от стереотипов и громких имен, давайте выясним, какие существуют автобусы для туристических поездок? В первую очередь, их можно разделить на одноэтажные, полуторные и двухэтажные. В приличных фирмах, которые заботятся о своих клиентах используются только полуторные и двухэтажные автобусы, которые считаются максимально удобными для туристических целей.

Различия между полуторо- и двухэтажными автобусами

Отличие этих автобусов заключается в том, что в полуторном автобусе этаж с пассажирами приподнят относительно уровня расположения водителей и является единственным пассажирским этажом, тогда как на 2этажном автобусе есть первый этаж, где тоже могут сидеть пассажиры. Теперь перейдем к салону автобуса. Он достаточно стандартен, хотя и может отличаться некоторыми не очень существенными деталями. Сиденья располагаются всегда одинаково, как показано на фотографии, различается только расстояние между ними.

Салон современного автобуса

Оно зависит от класса автобуса - чем больше звезд, тем больше расстояние между сиденьями и тем меньше в нем посадочных мест. Но в любом случае - места хватает, кроме того, вы всегда можете откинуть спинку, или раздвинуть кресла друг от друга.Что касается количества мест в автобусе, то в зависимости от фирмы производителя количество мест слегка меняется, но в среднем для полуторного автобуса это 42 места, а для двухэтажного - 62 места. Также в автобусах есть места со столиком, в зависимости от типа автобуса их может быть разное количество.

Кроме внешних данных и количества мест, автобусы отличаются комплектацией, т.е. наличием акустической системы (музыки), видео-системы (комплект: цветные мониторы подвешенные к потолку, обычно 2, 3 или 4, и видеомагнитофон), кондиционера, био-туалета (хотя туалет присутствует всегда).

Так выглядят теперь телевизоры в салоне

И напоследок, стоит добавить, что к несомненным достоинствам туристических автобусов относится багажное отделение, которое вмещает очень большое количество самого разнообразного багажа.

Итак, это то основное, что можно рассказать о тех автобусах, которые предлагают туристические фирмы.

В каждом виде транспорта есть места, на которых находиться безопаснее всего. Их, к сожалению, не так уж много.

1. В легковом автомобиле: самое безопасное место - за креслом водителя, желательно в центре. Американские исследователи из университета города Буффало изучили несколько сотен ДТП и обнаружили, что сидящие в центре сзади страдают при авариях на 60% меньше, чем остальные пассажиры. А вот рядом с водителем садитесь в крайнем случае.

2. В автобусе, троллейбусе, трамвае середина салона - самое безопасное место. Лучше сидеть спиной вперед: меньше риска в случае резкого торможения.

Если сидите лицом вперед, то разобьете голову о спинку кресла, которое перед Вами. Сидеть по правому борту безопаснее, чем по левому: подальше от встречного потока транспорта. Опасны места около дверей (вылетают, сминаются в ДТП).

Если стоите, размешайте точки опоры (две ноги, руку на поручне) так, чтобы их вертикальная проекция на пол образовывала треугольник большой площади.

В автобусе дальнего следования - наиболее безопасными местами являются крайние правые места по ходу движения, расположенные в середине салона. Наиболее безопасные – начиная с 4-го ряда, за исключением последнего, в середине салона (не возле окна).

В автобусе самыми небезопасными являются первые 2 ряда пассажирских сидений, все боковые места возле окна, задний ряд.

3. В маршрутном такси - места, расположенные спиной по ходу движения (тем, кого укачивает, придется выбирать между самочувствием и безопасностью). Самое опасное место в маршрутном такси - место рядом с водителем.

4. В метро не переступайте заветную черту, идущую вдоль платформы и по краю ступеней эскалатора. Не подходите к поезду, пока он не остановился. Избегайте давки. Заметив что-то подозрительное (задержка или частые остановки поезда, дым, запах гари), при первой возможности бегите от этого «гиблого места» на свежий воздух или перейдите на другую линию.

5. В поезде самое безопасное место - это средний вагон, среднее (пятое) купе, нижняя полка по направлению движения поезда. На боковых полках лучше лежать ногами в сторону движения. Тогда при резком торможении или столкновении вы упретесь в перегородку ногами, а не головой. И, значит, избежите травмы шейных позвонков.

Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда. Первый сминается и сбрасывается с пути при столкновении в лоб. С последним происходит то же самое при столкновении сзади, только в еще более катастрофических масштабах, так как его в отличие от первого не буферят локомотив и багажный вагон.

6. На корабле самое безопасное место – это палуба, а самая безопасная каюта – та, что к ней поближе.

7. В самолете - наиболее безопасно сидеть в хвостовой части самолета. Для пассажиров, которые находятся ближе к хвосту, шансы на выживание при крушении выше, чем для тех, кто сидит в первых рядах передней части салона.

Везде старайтесь держаться «золотой середины»: чем ближе к центру, тем безопаснее. В наземном транспорте, если не получается стать «центристом», можете позволить себе «правый уклон» (правый борт все-таки дальше от встречного потока), а вот «левым» быть уже рискованно. В метро и на железной дороге выбирайте не только середину вагона, но и середину поезда.

И все же, как показывает практика, особое место не панацея, да и хватает их не на всех. Поэтому на него можно надеяться, но важно и самому не плошать:

Пристегните ремни!

Не стоит пренебрегать общепринятыми мерами безопасности, гордо считая их уделом перестраховщиков. Иногда это может дорого обойтись. И в первую очередь тем, кто не пристегивается ремнями безопасности. В случае аварии непристёгнутому пассажиру приходится намного хуже. Кстати, просто застегнуть ремень недостаточно, надо отрегулировать его так, чтобы вам было немножко тесно, иначе при столкновении вы из него просто вылетите. Это касается и пассажиров воздушного транспорта: если вдруг самолет попадет в воздушную яму, тот, кто не пристегнулся как следует, окажется под потолком.

Важно!

Свои бумажки ближе к телу. Даже если ваш путь недолог, самое необходимое всегда берите с собой, в том числе – маленькую аптечку и так называемый «набор для выживания». Если отправились в далекое путешествие, не прячьте деньги и документы по сумкам и чемоданам. Лучше держите их при себе: когда надо будет срочно, побросав багаж, прыгать с тонущего корабля или выбираться из горящего вагона, доставать их будет некогда. Путешествуя по воде или над водой, на всякий случай поместите все ценные бумаги в герметичный полиэтиленовый пакетик. Самые нужные вещи тоже далеко не убирайте и запомните, где они лежат.