Где отменили маршрутки. На чем мы будем ездить, когда запретят маршрутки

Обсуждать отмену маршруток начали с Васильевского острова. На встрече с чиновниками оказалось, что никаких общественных слушаний не будет, а учитывать мнение жителей собираются на небольших собраниях в районных администрациях. К 1 июля 2020 года в Петербурге не успеют сделать полноценные остановки и городские улицы могут превратиться в одну большую пробку, ответственность за которую могут возложить на комитет по развитию транспортной инфраструктуры.

На встрече в администрации Василеостровского районе 27 июня петербуржцы просили не убирать востребованные коммерческие маршруты, но в ответ чиновники доказывали, зачем вообще нужна транспортная реформа и почему в Петербурге невозможно ездить без пересадок.

С 1 июля 2020 года в Петербурге планируют отменить 296 маршрутов, ещё 62 маршрута - изменить. Смольный взамен обещает увеличить количество социальных автобусов и уменьшить интервалы движения. По отмене маршруток ожидались общественные слушания во всех районах города, однако вместо них решили проводить обычные встречи.

В администрации Василеостровского района присутствовали 16 человек, в числе которых Дмитрий Процкий, депутат ЗакСа Константин Чебыкин, замглавы комитета по транспорту Валерий Молодец, заместитель генерального директора по эксплуатации АО «Третий парк» Александр Сердобольский, заместитель главы Василеостровского района, руководитель совета ветеранов Олег Москвинов, представитель группы «Живем на Васильевском» и кандидат в муниципальные депутаты Алексей Волков. Официально городские власти не сообщали о предстоящей встрече ни на сайте, ни в газете.

Депутаты предлагали провести публичные слушания по вопросу отмены маршруток в каждом районе города, чтобы официально выслушать позиции петербуржцев. Но после встречи в администрации Василеостровского района оказалось, что никаких слушаний не будет. Максимум - это не имеющие юридической силы встречи с чиновниками.

Один из авторов «антимаршруточного» плана Дмитрий Процкий считает, что публичные слушания по транспортной сети не нужны, иначе в городе будет 6 миллионов маршрутов. По его словам, нигде в мире не разрабатывают транспортные схемы, основываясь на требованиях местных жителей.

«Публичные слушания по общественному транспорту - это самая страшная вещь. Нигде в мире публичные слушания по общественному транспорту никогда не проводили», - заявил Процкий.

По мнению Алексея Волкова, сотрудники Смольного озвучили на встрече свою позицию и показали, что реформу «сильно ничего не будут менять». К тому же формат подобных встреч не обязывает чиновников учитывать пожелания горожан.

Дмитрий Процкий и Валерий Молодец рассказали, зачем вообще в Петербурге проводят транспортную реформу. По словам Процкого, отменить большую часть маршруток обязало федеральное законодательство. Заместитель директора ГКУ «Организатор перевозок» считает, что власти Петербурга пять лет тянули с транспортной реформой. По его мнению, в 2020 году нужно определиться, «куда мы идем: к цивилизованному обществу или мы остаемся в нынешнем состоянии».


Процкий начал с того, что одна из главных задач реформы - сокращение интервала движения общественного транспорта через увеличение количества автобусов. При этом ранее Процкий не исключил, что в среднем интервалы движения между автобусами могут увеличиться.

Сейчас в городе 3,5 тысячи коммерческих маршруток. Единовременно в рамках реформы власти хотят получить 2,7 тысячи новых автобусов. Приобретать автобусы хотят по субсидии, которую дадут перевозчикам на пять лет. Процкий уверен, что 2,7 тысячи автобусов хватит, чтобы заменить большую часть коммерции в городе.

«На маршруте № 1 (идет от улицы Кораблестроителей через Тучков мост на Новосибирскую улицу) сейчас работает 20 автобусов. По нашим расчетам после реформы будет работать 29 автобусов. Будет сокращение интервалов движения до 8 минут, а в часы пик еще меньше», - привел пример Процкий.

Во время встречи возник вопрос с новым маршрутом № 262, который составили из трех популярных маршрутов К350, К124 (от Новосмоленской набережной к набережной Обводного канала) и К62 (от Кораблестроителей к площади Балтийского вокзала). Дмитрий Процкий считает, что схема движения требует доработки. Местные жители должны решить через какую станцию метро будет проложен маршрут: «Балтийская», «Пушкинская» или «Технологический институт». Активист Алексей Волков рассказал, что дополнительные встречи с сотрудниками ГКУ «Организатор перевозок» будут назначены, но пока нет никакого понимания, как, когда и где эти встречи будут пройдут.

Петербуржцы просили не отменять маршрутку К350 (идет от м. «Купчино» до улицы Кораблестроителей), говоря, что она пользуется большим спросом. Представитель ОАО «Третий парк» Александр Сердобольский предложил продлить автобус № 50 (идет от Загребского бульвара до Театральной площади) на Васильевский остров, чтобы пассажиры не тратили лишний раз деньги на пересадку. Один из кураторов группы «Живем на Васильевском» Алексей Волков рассказал, что местные жители подписывают петицию с просьбой сохранить 124 и 350 маршруты.

Заместитель главы комитета по транспорту Валерий Молодец напомнил, что «все хотелки» петербуржцев опираются на городской бюджет, возможности которого ограничены. Возможно, Молодец так и не понял главную «хотелку» петербуржцев - без пересадок или с минимальным затратами доехать до нужной точки.

На идею не отменять маршрутку К350 Процкий ответил, что пассажирам пора начать пользоваться суточными проездными билетами, ездить на метро и не брезговать пересадками:

«Как показывает практика, в центре городе иногда с одной пересадкой доехать проще, чем вообще без пересадок. Мы пытаемся сохранить беспересадочные транспортные связи. Но в общественном транспорте это не всегда возможно».

Депутат Законодательного собрания от КПРФ Ирина Иванова считает, что пересадки, которые придется делать из-за транспортной реформы, влекут новые проблемы: пассажирам придется ждать автобусы по 30−40 минут из-за пробок. По мнению Ивановой, деньги, потраченные на исполнение постановления об отмене маршруток, лучше направить на строительство дорог и новых станций метро.

Замглавы комитета по транспорту Валерий Молодец считает, что пробки в городе по большей части вина комитета по развитию транспортной инфраструктуры, который не может сделать больше выделенных полос для общественного транспорта. По словам чиновника, КРТИ не создает «выделенку» то ссылаясь на нехватку денег, то говоря о будущих планах. Молодец не стал углубляться в вопрос, каким образом КРТИ, не имея финансовой возможности, сделает выделенные полосы, когда в Петербурге исчезнут маленькие маршрутки и появится 2,7 тысячи автобусов.

«Нам выделенные полосы нужны в ближайшее время. Город без них встанет в одну большую пробку и никто никуда не доедет. Количество личного транспорта оно несоизмеримо большое. Мы предлагаем, чтобы в альтернативу личному транспорту был общественный транспорт», - говорил Молодец.

Чиновники упомянули проблему организации остановок. Дмитрий Процкий ранее говорил, что из-за транспортной реформы городу необходимо купить более 600 павильонов.

На встрече с жителями Васильевского острова Процкий признался, что, скорее всего, после реформы организация остановок будет сделана по той же схеме, что сейчас у маршруток - то есть полноценные остановочные павильоны вряд ли появятся с 1 июля 2020 года.

«Мы хотим элементарно положить плиту, пока КРТИ не сделает остановки», - заявил Процкий.

Активисту Алексею Волкову во время встречи в администрации Василеостровского района так и не удалось узнать о том, как будет происходить отмена маршруток в Петербурге:

«Сначала пустят новые автобусы и при этом параллельно будут ходить маршрутки или нет? Когда их отменят, мне кажется, жители сначала столкнутся с небольшим хаосом, а потом надо будет привыкать. Но в комитет по транспорту будут писать обращения, чтобы вернули маршрутки или продублировали линии».

Руководитель группы «Живем на Васильевском, и муниципальный депутат от округа № 7 Нэлли Вавилина уверена, что предложенная Смольным идея отменить маршрутки абсолютно не проработана. Во время реализации город столкнется с финансовыми проблемами. Вавилина уверена, что если проект воплотят, то «это будет кошмарный вред для жителей Петербурга и особенно для жителей Васильевского острова».

Уже после официальной части я спросила у Дмитрия Процкого, что он будет делать, если транспортная реформа в Петербурге провалится.

«Меня уволят. Я думаю, меня уволят раньше. Я к этому готов. Я к этому морально готов. Я исхожу из другого принципа: кто-то должен запустить этот процесс. У большинства людей складывается мнение, что во всем виноват я. Что меня в телевизоре показали, я где-то интервью дал. Нас много [тех, кто разрабатывал план отмены маршруток]. Это большой коллектив», - закончил Процкий.

С первого июля 2020 года в Санкт-Петербурге радикально изменится работа коммерческих маршруток: в сущности, автобусов с грифом "К" просто не будет. Все коммерческие перевозчики начнут возить пассажиров по тем же тарифам, что и социальные автобусы, троллейбусы и трамваи. Остановки "по требованию" будут запрещены. А на тех улицах, где маршрутки дублируют движение иного городского транспорта, их движение будет и вовсе отменено.

Эти планы комитета по транспорту Санкт-Петербурга прозвучали на заседании транспортной коллегии. Председатель комитета Александр Головин утверждает, что речь о ликвидации системы частных перевозчиков не идет, будет изменен просто формат их работы. Однако, полагают перевозчики, планируемые нововведения отнюдь не поспособствуют решению транспортных проблем горожан.

Главным камнем преткновения станет финансирование, - отмечает председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Санкт-Петербурга Василий Киселев. - Если власти считают, что городской транспорт и дальше должен все более и более становиться дотационным, а не самоокупаемым, они все делают правильно. Только где брать деньги на затеи чиновников?

Нововведения, по словам Киселева, увеличат расходы городской казны на транспорт в три-пять раз, а то и более.

Пассажиры, живущие в пригородах и районах-новостройках, где дорожная инфраструктура значительно отстает от темпов строительства жилья, первыми испытают на себе все неудобства планируемых новаций. Ведь нормальных дорог в этих "городских джунглях" зачастую нет, соответственно, прокладывать в них автобусные-троллейбусные маршруты с типовыми остановочными павильонами и прочими удобствами нельзя.

На коммерческие маршруты сегодня приходится более 60 процентов транспортной сети города

Сегодняшняя палочка-выручалочка в этих условиях - коммерческие маршрутки. Они, к слову сказать, помогают жителям микрорайонов, пограничных между городом и областью, решить еще одну проблему: под чьей юрисдикцией находится маршрут. Власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области часто не могут прийти к общему знаменателю, когда речь идет о тарифах на транспортных маршрутах "город - область". Для коммерческих перевозчиков этой проблемы не существует. Они, как первопроходцы, создают транспортную сеть, которая впоследствии становится официальной. Неслучайно эксперты отмечают такую диспропорцию: количество социальных маршрутов в Санкт-Петербурге в последние годы значительно увеличивается, но протяженность их практически не растет. Реальные нужды горожан покрывают именно коммерческие маршруты, на которые приходится более 60 процентов транспортной сети.

Прямая речь

Игорь Малыгин, директор Института проблем транспорта РАН:

У Санкт-Петербурга не будет финансовой возможности осуществить эти планы. Тем более учитывая те затраты, которые уже сейчас несет бюджет, переводя городской транспорт на газ и электрическую тягу.

Чтобы окупить хотя бы этот перевод, потребуется не менее 5-7 лет активной эксплуатации электробусов и автобусов на газе. Кроме того, внедрение этих современных и экономичных видов транспорта потребует перестройки всей дорожной инфраструктуры, внесения существенных изменений в генплан города.

Поэтому ждать скорого отказа от коммерческих маршруток в нашем городе не стоит. Лозунг властей в идеале правильный, но на деле он трудноосуществим. Для того чтобы эти планы претворились в жизнь, необходима четкая схема государственно-частного партнерства и участие серьезного спонсора, которого пока не видно.

Справка "РГ"

Ранее стало известно, что ГУП "Петербургский метрополитен", ГУП "Горэлектротранс" и ГУП "Пассажиравтотранс" попросили у Смольного повысить стоимость разового проезда на 2 рубля в 2019 году, а стоимость проездных - на 4 процента. Если чиновники выполнят их

просьбу, то проезд в метро будет стоить 47 рублей, а на наземном городском транспорте - 42 рубля. Последнее изменение стоимости произошло в Санкт-Петербурге в январе 2017 года, когда цена поездки в трамвае, троллейбусе и автобусе поднялась до 40 рублей, а в метро - до 45. По данным экспертов, себестоимость поездок составляет 42,6 и 51, 1 рубля соответственно. Недополученные доходы перевозчиков компенсируются городским бюджетом.

Напомним, 15 августа 2016 года вступил в силу приказ Департамента транспорта Москвы, в соответствие с которым с дорог столицы исчезли 370 регулярных маршрутов частных перевозчиков. Остались 211 линий маршрутного такси, по которым теперь ходят новые «легальные» автомобили синего цвета с символикой Мосгортранса. Эти маршрутки обслуживают восемь компаний, заключивших контракт с московскими властями.

В новых автомобилях установлены валидаторы для оплаты карточками московского транспорта, действуют льготы на проезд, запрещается передавать наличные на оплату проезда через весь салон, а все водители должны дотошно соблюдать правила дорожного движения и иметь разрешения на работу. Словом, властями сделано все, чтобы обеспечить безопасность пассажиров, которой частные перевозчики, зачастую, пренебрегали. Только синие маршрутки, автобусы и троллейбусы с пассажиропотоком многомиллионой Москвы не справляются. В отсутствие небезопасных, но удобных и частых маршруток, горожанам приходится штурмовать транспорт, который приходится ждать по 30-40 минут.

Как в августе, отмена маршруток создала трудности тысячам москвичей. Среди основных претензий, которые высказывали столичные жители, - увеличение времени в пути по привычным маршрутам, возрастание трат на проезд из-за пересадок, долгое ожидание транспорта, теснота в салоне, в который еще нужно попасть всей огромной толпе ожидающих. Однако летом многие пассажиры понимали, что это еще цветочки: осенью все будет гораздо хуже. По статистике с сентября пассажиропоток в мегаполисах увеличивается примерно на 15-20%: все возвращаются в город, входят в рабочий ритм, перестают ходить пешком.

Столкнувшись с неудобствами, граждане уже в августе начали писать обращения в Департамент транспорта Москвы и другие органы с просьбой изменить ситуацию. Реагируя на жалобы москвичей, власти еще в конце августа анонсировали ввод дополнительных маршрутов, остановок и сокращения интервалов.

«Количество рейсов на маршрутах увеличилось на 10%. На многие маршруты впервые вывели автобусы большой вместимости, рассчитанные на перевозку до 100 человек, таким образом, количество мест для пассажиров выросло на 30%», - сообщили «НИ» в пресс-службе Дептранса Москвы.

Однако, судя по совсем свежим обращениям граждан, очень многие улучшений на дорогах пока не заметили.

«Как можно было отменить маршрутку № 308? Сколько людей теперь из-за этого страдает!!! По дороге несколько крупных учебных заведений! Автобус № 688 от Крылатского до Озерной днем не дождешься. На работу и с работы едем в ужасной давке. Автобусы изнашиваются и ломаются. Электронные табло то и дело меняют время прибытия автобусов. Теперь гигантские толпы осаждают несколько редких автобусов», - написала 17 сентября на одном из сервисов для обращений жительница северо-запада Москвы Галина Георгиевна.

«Отменили маршрутки, в автобус стала набиваться толпа, люди еле влезают. Ну ладно, хотя бы едем кое-как. Но теперь и автобусов половина пропала! От метро Коломенская до Кожуховской ходит один только маршрут - 670, который раньше ходил в час пик каждые 10 минут, а сейчас в самое горячее время 30-40 минут нужно его ждать! Когда он приходит, люди его приступом берут, все давят друг друга!», - жалуются жители юго-востока столицы в обращении от 21 сентября.

«Хруст костей! Крики! Продуло и промок насквозь + заболел! Остановка не вмещает всю толпу. Маршрут 258М от Владикино отменен. Взамен 76К который ездит раз в 30-50 минут, плюс стоит вдалеке пока селедка не соберется. Спасибо большое МЦК - очень нравится, только добраться не реально», - сообщает 20 сентября столичный житель Игорь с севера Москвы.

Изо дня в день транспортный коллапс повторяется и в других районах - Тушино, Ховрино, Академическом, Бибирево, Соколе. Жители столицы не скрывают возмущения: многие называют реформу правительства Москвы «безобразием» и «издевательством». При этом не все пассажиры требуют вернуть маршрутки, а лишь просят увеличить количество «официального» транспорта, чтобы хоть как-то компенсировать неудобства.

Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков утверждает, что власти, в свою очередь, реагируют на обращения граждан, которые поступают в специально созданный оперативный штаб при Департаменте транспорта, горячую линию Мосгортранса и другие органы. По его словам, уже очень многое сделано, чтобы обеспечить пассажиропоток транспортом.

«Конечно, в некоторых районах остались проблемы. Например, нет прямой связи между Курьяново и Марьино, где власти собираются продлить маршрут автобуса № 161, но не могут найти хозяина железнодорожного переезда, через который лежит путь. В любом случае сделан шаг к цивилизованным перевозкам и назад идти нельзя. А все нюансы и проблемы нужно оперативно и быстро исправлять», - сказал г-н Янков в беседе с «НИ».

Он высказал надежду, что сейчас Москва переживает переходный период, а власти ведут работу по исправлению «ляпов». При этом всем пользователям наземного транспорта председатель Союза пассажиров посоветовал не сидеть сложа руки, а активнее писать обращения во всевозможные органы, требуя нормализовать работу автобусов и маршруток в своем районе.

В свою очередь, не опускают руки и сами перевозчики, которых реформа тоже напрямую коснулась – около 10 тыс. водителей «нелегальных» маршруток остались без работы. Защищая свои права, они обратились в Арбитражный суд Москвы, а по заявлению депутата Госдумы Вячеслава Лысакова проверку законности приказа Дептранса о ликвидации сотен маршрутов в конце августа начала столичная прокуратура.

Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников рассказал «НИ» как продвигается дело в суде. «На днях состоялся первый суд по нашим искам – его мы пока не выиграли», - говорит Свешников, - «Явно нарушены требования законодательства, что мы и пытаемся доказать в суде. Мы апеллируем к нормам Федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным транспортом, который, в частности, предписывает, что наряду с маршрутами с регулируемыми тарифами должны быть маршруты и с нерегулируемыми».

По словам Свешникова, многие частные перевозчики на свой страх риск решили выходить на маршруты, так как есть спрос и потребность пассажиров в быстром транспорте. Большинство из них тут же сталкиваются со штрафами - от 5 тыс. рублей с физического лица и от 300 тыс. рублей - с юридического.

Как заявил собеседник «НИ», подобная реформа готовится и на смежных маршрутах Москвы и Московской области. По его словам, соответствующее соглашение между субъектами подписано в августе текущего года, однако в открытых источниках его полный текст пока не удается найти. «Какое-то секретное соглашение получается, но до нас доходят слухи, что власти уже договорились об отмене 140 маршрутов между Москвой и областью. Поэтому в один прекрасный день может оказаться, что из Одинцово или Орехово-Зуево до Москвы вы просто не доедите», - рассказал Свешников.

В свою очередь, власти Москвы, которые к этой реформе транспорта готовились с 2012 года, никаких проблем не видят. По словам заммэра столицы по вопросам транспорта Макима Ликсутова, отмена маршруток позволяет шагнуть на качественно новый уровень пассажирских перевозок.

«В цивилизованных городах всего мира маршрутки - это пережиток прошлого, которому, и в Москве пришла пора остаться в прошлом», - говорит Ликсутов и невозмутимо добавляет, что пассажирам просто требуется время, чтобы привыкнуть в новой схеме движения городского наземного транспорта.

В столице завершилась настоящая транспортная революция - теперь во всех московских автобусах, маршрутках, трамваях и троллейбусах можно расплачиваться едиными проездными. Теми самыми, которые записывают на «Тройку» и принимают в метро или Мосгортрансе . Маршрутки, принимающие только за наличные, официально ушли в прошлое. А те, что не ушли, с 15 августа работают незаконно.

К сожалению, москвичи под очередным рекордным дождем как-то упустили всю торжественность момента. Для большинства исчезновение привычных маршруток стало неприятной неожиданностью.

«Маршрут 529м (метро «Кузьминки » - Госпиталь ветеранов ВОВ №2) убрали совсем. Людей никак заранее не оповестили. Автобусы ходят очень редко. Что будет с сентября страшно представить», - написала москвичка Екатерина Афанасьева .

«Дмитровское шоссе, маршрутка 378, остановка "ЛЭМЗ" - утром 50 минут прождала маршрутку, потом уехала на троллейбусе, никаких объявлений не было. Раньше транспорт ходил каждые 15 минут», - негодует Ольга Мясникова .

«Езжу с Бескудниковского бульвара до метро Дмитровская наземным транспортом. На маршрутке добиралась по пробкам за 20-30 минут. 15 августа их отменили, а автобусы ходили в обычном режиме. Поток пассажиров оказался такой, что автобусы приезжали уже переполненные. На остановке «Аптека» обычно утром стоит 3-5 человек, а сегодня их было 20-30. И ехала вместо привычных 30 минут 2 часа», - рассказала Нина Фролова .

На самом деле, таких историй еще вагон и маленькая тележка. Половина редакции «Комсомолки» оказалась не готова к изменениям. Что уж говорить про весь остальной город. Разберемся, что же пошло не так.

Теперь на каждом маршруте может работать только один перевозчик. К примеру, если раньше от метро «Динамо» до редакции «КП » ходил автобус №84 и маршрутка №384, то теперь остался один автобус. На других направлениях, наоборот, могли остаться лишь маршрутки.

Понятно, что транспорт в общем и целом начал ходить реже . Ведь раньше можно было уехать либо на автобусе, либо на маршрутке, а сейчас осталось что-то одно.

С 15 августа, не дожидаясь возвращения москвичей из отпусков, частные перевозчики, которые работают по госконтрактам , по поручению Правительства Москвы на 10% увеличили выпуск автобусов на маршруты, - заявили в Дептрансе. Судя по отзывам пассажиров этого оказалось недостаточно.

Общее уменьшение транспорта на маршруте - только половина беды. На остановках нет никакой информации об изменениях, это сильно путает людей.

Возьмем реальный пример: до 15 числа от метро «Динамо» ходила маршрутка №595. Транспорт отправлялся из одного и того же места, около выхода из подземки. Теперь этот маршрут заменили каким-то другим. Но нигде не написано, где остановка, какой номер у нового маршрута! Люди вынуждены бегать и искать. Другие пассажиры ничего объяснить не могут, так как сами не знают.

Самое веселое, когда даже на остановке не написано, что здесь тормозит новый маршрут. Так было с маршруткой №319 (которую пустили вместо старой №19). Только через несколько недель после начала движения указатели появились.

В результате реформы наземного транспорта к перевозке пассажиров в столице допускают только те компании, качество сервиса которых соответствует требованиям Правительства Москвы, - заявили в Дептрансе. - В 2015 году все городские маршруты разыграны на открытых электронных аукционах, в которых победили 8 транспортных компаний. С победителями заключены государственные контракты на пять лет. На многие маршруты частные перевозчики впервые вывели автобусы большой вместимости, рассчитанные на перевозку до 100 человек, количество мест для пассажиров наземного транспорта столицы выросло на 30%.

В Санкт-Петербурге затевается транспортная революция, жертвами которой точно станут маршрутные такси, и могут стать сотни тысяч жителей спальных районов и пригородов. Итоговый документ должен быть подписан 1 июля.

Согласно замыслам городского правительства, упраздняются около трехсот маршрутов, на которых работают частные перевозчики. Документ пока представлен общественности в первой редакции, но, скорее всего, в дальнейшем его ждут лишь косметические изменения. Грандиозный, но рискованный план, который разрабатывало ГКУ «Организатор перевозок » (подчинено комитету по транспорту), должен претвориться в жизнь уже в следующем году.

Для обеспеченных и нетерпеливых

Конечно, петербуржцы уже привыкли к маршруткам, которые появились еще в Ленинграде в 1990 году. Тогда их назвали «тэшками», потому что название маршрута начиналось с заглавной буквы «Т». В 1990-е данный транспорт был как бы для обеспеченных – тех горожан, кто не хотел давиться в общественном транспорте. Вот и стоил дороже. Не зря официальное название – хоть и маршрутное, но такси. Кроме того, в те годы маршрутки выручали петербуржцев, когда сбоили автобусы и троллейбусы – ходили редко, а ломались часто. Уже в нулевые цены у государственного и частного транспорта сравнялись, а выбор, на чем ехать, стал зависеть не от материального фактора. Традиционный транспорт медленнее, зато в нем больше места и он менее аварийный. Конечно, всегда и до сих пор маршруточный бизнес был довольно криминализирован – деньги на рынке крутятся большие, конкуренция велика. Потому случались обстрелы маршруток из пневматики, поджоги, даже драки водителей разных автопарков стенка на стенку. Конечно, петербуржцев зачастую смущало техническое состояние таких машин, а также водители-мигранты, которые не только плохо знают маршруты, ездят лихо, но порой буквально засыпают за рулем, так как работают вахтовым методом без выходных по 18 часов.

И все-таки горожане к маршруткам привыкли, данный вид транспорта порой связывает разные концы города, является чуть ли не главным для сообщений с пригородами и Ленинградской областью. Тем революционней выглядит свежий транспортный проект Смольного.

«Ликвидировать дублирование маршрутов»

Согласно нему, под нож пойдут 280 маршрутов, обслуживаемых частными перевозчиками, в том числе пригородные. Их должны заменить 97 муниципальных автобусных маршрутов. Еще 56 автобусных маршрутов «видоизменятся», как говорится в документе. Еще в нем есть такие программные положения: «Участники должны будут сделать свои транспортные средства доступными для малобильного населения, а также предоставить возможность использования льгот. (…) Для подвижного состава будет установлен возрастной ценз – техника должна быть выпущена не ранее, чем в 2018 году. (…) Первые госконтракты должны быть заключены к 1 октября 2019 года. В них будет заложена прибыль перевозчика – 9,6% от стоимости соглашения. Заключаться они будут на 1,5 года. Общая стоимость контрактов будет рассчитываться исходя из направления, интервала движения техники и ее количества».

Однако некоторые специалисты, с которыми пообщался на эту тему корреспондент «Нашей версии», анонимно высказывают такую мысль – «под грандиозной реформой транспортной системы города скрывается банальная задача секвестрировать количество маршрутов, а с ними и транспорта, который город должен на него выводить ». Банальная экономия. Действительно, вице-губернатор Санкт-Петербурга Эдуард Батанов, представляя транспортный план, обмолвился , что перед городом стоит задача «ликвидировать дублирование маршрутов». Собственно, есть и конкретные цифры на эту тему самом плане: ожидается, что от нынешних 668 городских и пригородных маршрутов останется не более половины, а от 6,3 тыс. транспортных средств для перевозки пассажиров - не более 4,1 тыс. В Смольном, правда, заверяют, что закупят 2,3 тысячи новых автобусов повышенной вместимости.

Данные новости так прокомментировал водитель «Пассажиравтотранса» Алексей С.: «Большие автобусы, которые вместят много пассажиров – это хорошо. Но если есть альтернатива. Так, при большом количестве народа остановки будут длиннее, длительность пути по времени непременно увеличится. Возможно, намного. Не забываем и про пробки. Получается, борьба с маршрутками точно снизит число аварий, вообще оздоровит ситуация на дорогах, но людям придется как во времена СССР рассчитывать фактически только на государственный транспорт. Недовольных будет много ».

Так точно, недовольных будет много. Маршрутки ведь не просто дублируют маршруты городского общественного транспорта, позволяя пассажирам выбирать способ поездки, но и реально выручают в некоторых районах, где автобус днем с огнем не сыщешь. Владимир Валдин , координатор общественного движения «Город и транспорт» говорит «Нашей версии»: «В генеральном плане правительства как-то совсем забыты троллейбусы и трамваи. Если убрать маршрутки с некоторых улиц, то автобусы могут не справиться, нужна поддержка электрического транспорта. Но ничего про это я в документе не вижу. Вообще в Петербурге в последнее время в разрезе общественного транспорта привыкли делать ставку на строительство новых станций метро. Однако сейчас по разным причинам их никак не могут сдать. При этом отказываются от почти всех маршруток и на треть сокращают муниципальный общественный транспорт. Как так? ».

Дольше и дороже

Отдельно стоит сказать про многочисленные петербургские пригороды, которые входят в административную границу Санкт-Петербурга. Там не только проживает много народа, но и постоянно пребывают туристы. Кто ж не знает Пушкина, Павловска или Петергофа. На карельском направлении уже пригороды-курорты – Сестрорецк, Зеленогорск, Комарово. Всего более двух десятков пригородов и поселков городского типа. Нагрузка на транспорт, который соединяет их с Санкт-Петербургом – колоссальная, особенно летом. А ведь согласно плану правительства, большинство пригородов перейдут на «медленный» социальный транспорт. Уже сейчас вызывают опасения следующие маршруты: № 99 (от ул. Жени Егоровой до поселка Бугры), К-81 (от метро «Проспект Ветеранов» до поселка Новоселье), К-201 (от ул. Ленсовета до совхоза им. Тельмана), К-492 (от Красного Села до Пушкина), ряд маршрутов, ведущих к ТЦ «МЕГА Дыбенко».

А еще есть вопрос цены за проезд. Дело в том, что в государственных автобусах, которые идут по пригородным направлениям, как правило, существует две зоны оплаты: 40+40 рублей. Так называемый пригородный тариф, который вызывает много споров, но сейчас не об этом. Как правило, маршрутка стоит дешевле. К примеру, в пригород Стрельну, где когда-то проходил саммит «большой восьмерки», билет в частном транспорте стоит 60 руб., а в общественном, получается, 80 руб. Да еще и едешь намного медленнее…

Как видим, революционная транспортная реформа Смольного вызывает справедливые вопросы. Удивляет, что депутаты Законодательного собрания, которые сейчас знакомится с документом, пока на редкость пассивны. Никаких предложений, дополнений и правок. Может быть, только пока. Однако возникает подозрение, что все проблемы жизни на дороге без маршруток в следующем году будут выявляться опытным путем. Прямо на петербургских пассажирах и гостях города.