Генератор ваз 2108 технические характеристики. Схема подключения генератора в автомобилях ваз

Электрический генератор ВАЗ 2108 выходит из строя достаточно часто. Причин возникновения неполадок в оборудовании множество, а последствия игнорирования таких неисправностей могут быть плачевными. Поэтому крайне важно своевременно уделять внимание техническому обслуживанию своего автомобиля. Ремонт электрогенератора — это элементарный процесс, с которым справится даже автолюбитель без опыта. Достаточно разобраться в принципах работы такого оборудования.

Принцип работы устройства и его схема

Электрогенератор выполняет роль автономного источника энергии в любом автомобиле, он предназначен для равномерной подпитки аккумулятора. Если генератор выходит из строя или изнашивается, аккумулятор перестает получать необходимое количество энергии и не может обеспечить стабильную работу технической составляющей машины.

Как только его заряд иссякает, транспортное средство глохнет. Завести машину после подобного — это не самая простая задача. Для получения визуального представления о работе электрогенератора потребуется его схема. Схема генератора ВАЗ 2108 представлена на рисунке. На ней пронумерованы все элементы, которые имеют важное значение в работе устройства.

  1. Электрогенератор.
  2. Минусовый диод.
  3. Запасной диод.
  4. Плюсовый диод.
  5. Лампа управления разряда аккумулятора.
  6. Приборный блок.
  7. Вольтметр.
  8. Монтажный блок.
  9. Резервные резисторы по 100 Ом.
  10. Реле зажигания.
  11. Питание зажигания.
  12. Батарея аккумулятора.
  13. Конденсатор.
  14. Роторная обмотка.
  15. Контроллер напряжения (есть только в моделях автомобиля, выпускавшихся до 1988 г.).

Схема генератора ваз 2108. 1 — генератор; 2 — отрицательный диод; 3 — дополнительный диод; 4 — положительный диод; 5 — контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 6 — комбинация приборов; 7 — вольтметр; 8 — монтажный блок; 9 — дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт; 10 — реле зажигания; 11 — выключатель зажигания; 12 — аккумуляторная батарея; 13 — конденсатор; 14 — обмотка ротора; 15 — регулятор напряжения

Электрический генератор на ВАЗ 2108 располагается под капотом машины, он функционирует при помощи специального ремня. Основными причинами выхода из строя оборудования являются:

  • износ щеток;
  • поломка заряжающего реле;
  • неисправность диодного моста;
  • стопор подшипников роторного вала.

Ремонт генератора «восьмерки»

Прежде всего потребуется определить причину поломки. Это осуществляется по следующим признакам:

  • наличие нехарактерных для работы автомобиля звуков (стопор подшипников);
  • невысокая производительность устройства (ослаб ремень генератора ВАЗ 2108, износились щетки);
  • нестабильное выходное напряжение (выход из строя диодного моста).

Чтобы диагностировать поломку, прежде всего необходимо при помощи вольтметра замерить уровень напряжения на аккумуляторе. Для этого надо освободить обе клеммы и подключить устройство. Если электрогенератор в работоспособном состоянии, напряжение будет находиться в диапазоне 13,8-14,5 В. После этого нужно запустить мотор и прикоснуться рукой к крышке генератора для выявления уровня вибрации.

В случае сильного износа подшипников роторного вала вибрация будет довольно ощутимой. При исправной работе ее практически нет. Затем нужно проверить уровень ослабления ремня. Для этого следует заглушить двигатель и надавить на ремень пальцами. Он считается исправным при прогибе не более 1-1,5 см.

После первичной диагностики и определения проблемы необходимо демонтировать, разобрать и отремонтировать устройство, а затем установить его обратно.

Демонтаж электрогенератора

Перед снятием генератора потребуется заглушить мотор, повернуть рулевую колонку вправо до конца и заглянуть под капот. На 2108 устройство располагается в нижней части, левее от двигателя, рядом с охлаждающим радиатором. Обнаружив генератор, перед началом работ не забудьте освободить клеммы аккумулятора. Если вы подозреваете износ щеток, стоит сначала демонтировать зарядное реле, которое находится на задней части корпуса электрогенератора.

Оно закреплено при помощи двух болтов. Открутив метизы и отсоединив контактный штекер, необходимо осмотреть состояние щеток. Если их ресурс выработан, потребуется приобрести новое зарядное реле. Это определяется простым измерением длины щетки, ее размер должен быть не менее 4 см. При работоспособном состоянии щеток достаточно закрепить реле обратно. В случае других проблем потребуется полностью демонтировать сам генератор.

В первую очередь нужно отключить проводку, которая разделена на 2 части. Первая — включает в себя два красных провода, они подведены к задней части корпуса генератора и закреплены метизами. Вторая часть состоит из одного красного провода, он подсоединен к клемме генератора при помощи штекера с той же стороны устройства. Отсоединив обе проводки, нужно демонтировать генератор в определенной последовательности.

Сначала раскручиваются метизы, которые закреплены на планке ременного натяжителя (сверху генератора). Затем откручивается гайка, крепящая эту же планку к блоку мотора. После этого нужно раскрутить гайку, которая крепит кронштейн генератора к блоку мотора. Далее снимается ремень устройства, откручиваются метизы, крепящие генератор к кузову автомобиля. По завершении этих действий генератор можно снять легким движением и приступить к его разборке.

Разборка устройства

Для разборки потребуются следующие инструменты:

  • набор гаечных ключей;
  • съемник подшипников;
  • тиски.

С их помощью процесс разборки существенно ускорится. Приступая к работе, нужно раскрутить метизы крепления роторного вала ключом на 19. Обычно они закрепляются очень туго, поэтому придется приложить немало усилий. В процессе раскручивания элементов крепежа важно запомнить их расположение, поэтому рекомендуется сделать примерный набросок на бумаге. Эта схема поможет вам не запутаться при сборке устройства.

Расположите генератор задней частью кверху и раскрутите 4 элемента крепления при помощи ключа на 8. Так вы сможете вскрыть фронтальную часть корпуса электрогенератора. Там располагается подшипник, который крепится при помощи пластин. Раскрутите метизы, фиксирующие его пластины, и высвободите подшипник из гнезда.

Если он не поддается, необходимо поспособствовать этому деревянной рейкой, размер которой совпадает с габаритами подшипника. Неразобранную часть генератора потребуется закрепить в тисках и дернуть заднюю часть корпуса для высвобождения элемента. Остаются только роторный вал и еще один подшипник, которые демонтируются при помощи съемника. Для этого нужно насадить инструмент на подшипник и высвободить его из гнезда вала.

Детали генератора: 1 – регулятор напряжения в сборе со щеткодержателем у генераторов выпуска с 1996 г.; 2 – регулятор напряжения и щеткодержатель у генераторов выпуска до 1996 г.; 3 – колодка вывода дополнительных диодов; 4 – изолирующие втулки; 5 – выпрямительный блок; 6 – контактный болт; 7 – статор; 8 – ротор; 9 – дистанционная втулка; 10 – внутренняя шайба крепления подшипника; 11 – крышка со стороны привода; 12 – шкив; 13 – наружная шайба крепления подшипника; 14 – стяжной болт; 15 – передний шарикоподшипник ротора; 16 – втулка; 17 – крышка со стороны контактных колец; 18 – буферная втулка; 19 – поджимная втулка; 20 – конденсатор

Если вы диагностировали износ подшипников, необходимо записать их маркировку и приобрести новые. Нет необходимости идти в магазин запчастей, взяв с собой подшипники. Не рекомендуется слушать советы продавцов по поводу схожих подшипников, которые тоже подойдут. Покупайте продукцию, строго соответствующую маркировке оригинальных деталей.

Разобравшись с подшипниками, потребуется проверить диодный мост, который размещается внутри задней части корпуса устройства. При обнаружении механических повреждений или окисления на поверхности детали нужно демонтировать мост, раскрутив 4 элемента крепления, и заменить на новый. Стоимость всех вышеупомянутых деталей не превышает 800-1000 руб. в общей сложности, поэтому вы можете заменить все сразу, если есть такая возможность.

На автомобили ВАЗ 2109 устанавливаются два вида генераторов. Одну часть «девяток» комплектуют генераторами модели 94.3701, а на другую устанавливают словенские генераторы ААК-5102. У каждого из представленных видов есть свои особенности. Например, словенский генератор ААК-5102 можно заменить генератором 37.3701 отечественного производства, которые обычно устанавливают на ВАЗ 21083-20. Разница между генераторами 94.3701 и 37.3701 заключается лишь в роторе, который приводит генератор к работе, а именно в первом используется поликлиновый ремень, а во втором — клиновый ремень от шкива коленвала движка.

Устройство генератора ВАЗ 2109.

Генератор 94.3701.

  1. кожух
  2. вывод «В+» для подключения потребителей
  3. помехоподавляющий конденсатор
  4. общий вывод дополнительных диодов
  5. держатель положительных диодов выпрямительного блока
  6. держатель отрицательных диодов выпрямительного блока
  7. выводы обмотки статора
  8. регулятор напряжения
  9. щеткодержатель
  10. задняя крышка генератора
  11. передняя крышка генератора
  12. статор
  13. обмотка статора
  14. дистанционное кольцо
  15. шайба
  16. конусная шайба
  17. гайка
  18. вал ротора
  19. передний подшипник вала ротора
  20. клювообразные полюсные наконечники ротора
  21. обмотка ротора
  22. втулка
  23. стяжной винт
  24. задний подшипник ротора
  25. втулка подшипника
  26. контактные кольца
  27. отрицательный диод
  28. положительный диод
  29. дополнительный диод
  30. вывод «D»

Генератор 37.3701.

  • а — регулятор напряжения и щеточный узел генераторов выпуска с 1996 г.
  1. болт крепления выпрямительного блока
  2. контактные кольца
  3. шариковый подшипник вала ротора со сторон» контактных колец
  4. конденсатор 2,2 мкФ ±20% для подавления радиопомех
  5. вал ротора
  6. провод общего вывода дополнительных диодов
  7. зажим «30» генератора для подключения потребителей
  8. штекер «61» генератора (общий вывод дополнительных диодов)
  9. провод вывода «Б» регулятора напряжения
  10. щетка, соединенная с выводом «В» регулятора напряжения
  11. регулятор напряжения
  12. щетка, соединенная с выводом «Ш» регулятора напряжения
  13. шпилька для крепления генератора к натяжному устройству
  14. крышка генератора со стороны контактных колец
  15. крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора
  16. полюсный наконечник ротора
  17. шайбы крепления подшипника
  18. дистанционное кольцо
  19. шариковый подшипник вала ротора со стороны привода
  20. стальная втулка
  21. обмотка ротора (обмотка возбуждения)
  22. сердечник статора
  23. обмотка статора
  24. выпрямительный блок
  25. стяжной болт генератора
  26. буферная втулка
  27. втулка
  28. поджимная втулка
  29. вывод «В» регулятора напряжения
  30. щеткодержатель

Технические характеристики генераторов ВАЗ 2109.

Наибольшая сила тока отдачи при 13 В составляет 55 А у генератора 37.370 и 80 А у 94.3701.

У 37.370 предельное регулируемое напряжение – 13,6-14,6 В, а передаточное отношение двигатель-генератор – 1:2,04. У его аналога — генератора 94.3701 предельное регулируемое напряжение равно 13,2-14,7 В, а передаточное отношение двигатель-генератор – 1:2,4.

Помимо технических характеристик в этих моделях ВАЗовского генератора имеются отличия и в размере контактных колец: в 94.3701 кольца имеют меньший диаметр, нежели у 37.3701. Сделаны они так для продления срока службы щеток и уменьшения окружной скорости вращения.

Схема подключений генератора модели 37.3701.

При повороте ключа зажигания напряжение для включения генератора подключается к выводу через контрольную лампочку и резисторы. После того, как движок запущен, напряжение поступает в обмотку возбуждения от трех вентилей, присутствующих на выпрямительном блоке. При этом контрольная лампочка не горит, так как через нее не проходит ток. Основное напряжение подается на вывод регулятора непосредственно от вывода генератора.

С 1996 года в генератор модели 37.3701 внесли изменения, а именно изменили устройство регулятора и щеткодержателя. С этого момента регулятор напряжения находится в металлическом корпусе с прикреплен к щеткодержателю. То есть они стали неразборными.

Помимо рассмотренной модели генератора на автомобилях ВАЗ 2109 можно увидеть еще генераторы немецкие, болгарские и, как упоминалось выше, словенские. Их всех можно заменить на 37.3701. Отличия, конечно, есть, но они небольшие и связаны с самой конструкцией генератора, а по техническим данным и размерам они одинаковы.

  1. аккумуляторная батарея
  2. генератор
  3. монтажный блок
  4. дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт
  5. выключатель зажигания
  6. реле зажигания
  7. комбинация приборов
  8. контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи

Схема подключения генератора ваз 2109 (94.3701.).

Для запуска генератора 94.3701 после включения зажигания напряжение подходит к выводу регулятора, проходя через контрольную лампочку — она расположена на приборной панели. После включения зажигания данная лампочка должна загореться, а после запуска движка — погаснуть, если, конечно, генератор ВАЗ 2109 работает исправно. Кстати, если контрольная лампочка горит слишком долго, ярко или, наоборот, в половину накала, то это значит, что в работе генератора есть какая-то проблема.

После запуска мотора обмотка возбуждения получает напряжение от трех дополнительных вентилей, находящихся на выпрямительном блоке генератора.

  1. аккумуляторная батарея
  2. генератор
  3. монтажный блок
  4. замок зажигания
  5. контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная на панели приборов

Внимание!

Независимо от модели генератора ВАЗ 2109 необходимо всегда помнить одно важное правило: «минус» аккумулятора должен быть всегда соединен с «массой», а «плюс» — с зажимом генератора. При неправильном подсоединении будет вызвано повышенное напряжение через вентиля, и они повредятся.

Также запрещено включать генератор без аккумулятора, так как это спровоцирует кратковременное перенапряжение на выводе генератора, которое приведет к повреждению регулятора и, как следствие этого, к неисправностям электронных устройств в сети автомобиля.

  • 1.
  • 2. Болт крепления выпрямительного блока;
  • 3. Контактные кольца;
  • 4. Шариковый подшипник вала ротора со стороны контактных колец;
  • 5. Конденсатор 2,2 мкф-120% для подавления радиопомех;
  • 6. Вал ротора;
  • 7. Провод общего вывода дополнительных диодов;
  • 8. Зажим "30" генератора для подключения потребителей;
  • 9. Штекер "61" генератора (общий вывод дополнительных диодов);
  • 10. Провод вывода "Б" регулятора напряжения;
  • 11. Щетка, соединенная с выводом "В" регулятора напряжения;
  • 12. Регулятор напряжения;
  • 13. Щетка, соединенная с выводом "Ш" регулятора напряжения;
  • 14. Шпилька для крепления генератора к натяжному устройству;
  • 15. Крышка генератора со стороны контактных колец;
  • 16. Крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора;
  • 17. Полюсный наконечник ротора;
  • 18. Шайбы крепления подшипника;
  • 19. Дистанционное кольцо;
  • 20. Шариковый подшипник вала ротора со стороны привода;
  • 21. Стальная втулка:
  • 22. Обмотка ротора (обмотка возбуждения);
  • 23. Сердечник статора;
  • 24. Обмотка статора;
  • 25. Выпрямительный блок;
  • 26. Стяжной болт генератора;
  • 27. Буферная втулка;
  • 28. Втулка;
  • 29. Поджимная втулка;
  • 30. Отрицательный диод;
  • 31. Изолирующая пластина:
  • 32. Фазный вывод обмотки статора;
  • 33. Положительный диод:
  • 34. Дополнительный диод;
  • 35. Держатель положительных диодов;
  • 36. Изолирующие втулки;
  • 37. Держатель отрицательных диодов;
  • 38. Генератор;
  • 39. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи;
  • 40. Вольтметр;
  • 41. Монтажный блок;
  • 42. Дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт;
  • 43. Выключатель зажигания;
  • 44. Аккумуляторная батарея.

На автомобилях ВАЗ-2108, -2109 применяется трехфазный генератор переменного тока типа 37.3701 со встроенным выпрямительным блоком и микроэлектронным регулятором напряжения. Он служит для питания потребителей электрическим током и для зарядки аккумуляторной батареи. Максимальная сила тока отдачи генератора (при 13 В и 5000 об/мин) составляет 55 А, а пределы регулируемого напряжения 14, 1+0, 5 В. Основные части генератора: ротор, статор, крышка 1 с выпрямительным блоком 25, крышка 15 с подшипником 20, шкив с вентилятором 16 и щеткодержатель с регулятором напряжения 12. Крышки и статор стянуты в единое целое четырьмя стяжными болтами 26. Ротор генератора представляет собой вращающийся электромагнит. Стальные клювообразные полюсные наконечники 17 и втулка 21, напрессованные на вал 6 ротора, образуют сердечник электромагнита. Между полюсными наконечниками в пластмассовом каркасе находится обмотка 22 ротора, называемая обмоткой возбуждения. Ток в обмотку подводится через медные контактные кольца 3, к которым припаяны выводы обмотки. Вал ротора вращается в двух шариковых подшипниках 4 и 20, установленных в крышках 1 и 15. Подшипники закрытого типа. Смазки, заложенной в них при изготовлении, достаточно на весь срок службы генератора. Задний подшипник 4 напрессован на вал ротора, а его наружная обойма поджимается резиновым кольцом, помещенным в канавку крышки. Передний подшипник 20 запрессован в крышку 15 и для надежности зажат между двумя стальными шайбами 18, стянутыми четырьмя винтами. Концы винтов раскернены. Внутренняя обойма этого подшипника, вместе с дистанционным кольцом 19, зажата гайкой крепления шкива между ступицей шкива и ступенькой вала. Статор генератора состоит из сердечника 23 с обмоткой 24. Сердечник набран из пластин электротехнической стали, соединенных в четырех местах электросваркой. В пазах сердечника уложена трехфазная обмотка статора, концы которой соединены в звезду без вывода нулевой точки. Выпрямитель, преобразующий переменный ток генератора в постоянный, выполнен в виде выпрямительного блока 25. Он представляет собой две алюминиевые пластины с запрессованными в них шестью диодами типа ВА-20 полупроводниковыми приборами, пропускающими ток только в одном направлении. Для упрощения конструкции выпрямителя применены диоды разной полярности "положительные" и "отрицательные". У положительных диодов на корпусе создается "плюс" выпрямленного напряжения, а у отрицательных "минус". Положительные диоды запрессованы в пластину 35 выпрямительного блока, а отрицательные - в пластину 37. Выпрямительный блок крепится к крышке 1 тремя болтами 2, изолированными вместе с пластиной 35 положительных диодов от крышки пластмассовыми втулками. Гайками болтов 2 одновременно зажимаются выводы диодов и обмотки статора. С пластиной 35 соединен зажим "30" (8) генератора, являющийся выводом "плюс" выпрямителя. Выводом "минус" является масса генератора. На пластине 35 выпрямительного блока установлены также и три дополнительных диода 34. Напряжение, снимаемое с этих диодов, идет для питания обмотки возбуждения 22 и схемы контроля исправности генератора с помощью контрольной лампы 39 разряда аккумуляторной батареи. Напряжение генератора регулируется микроэлектронным бесконтактным регулятором напряжения 12, закрепленным винтом на крышке 1. Это неразборный и нерегулируемый узел и в нем полностью отсутствуют какие- либо электромагнитные реле с контактами. Замыкание или размыкание цепи питания обмотки возбуждения генератора происходит за счет открытия или закрытия мощного выходного транзистора в регуляторе в зависимости от величины управляющего напряжения на выходе "Б" регулятора. В паз регулятора напряжения вставляется пластмассовый щеткодержатель с двумя щетками 11 и 13, через которые питается обмотка возбуждения генератора. Щетка И соединена с выводом "В" регулятора напряжения, а щетка 13 с выводом "Ш" Этот вывод находится на внутренней стороне регулятора и не маркируется на его корпусе. Работа генератора. При включении зажигания замыкаются контакты "15 /1" и "30/1" выключателя зажигания, затем контакты "30" и "87" реле зажигания (на рисунке не показано), и через обмотку возбуждения генератора начинает протекать ток, замыкающийся по пути: "плюс" аккумуляторной батареи зажим "30" генератора 38 монтажный блок 41 контакты "30" и "87" реле зажигания предохранитель "5" монтажного блока дополнительные резисторы 42 и по параллельной цепи через лампу 39 вывод "61" генератора вывод "В" регулятора 12 напряжения обмотка 22 возбуждения вывод "Ш", выходной транзистор регулятора напряжения "масса". Контрольная лампа 39 разряда аккумуляторной батареи горит, сигнализируя о том, что обмотка возбуждения питается от аккумуляторной батареи. Протекающий по обмотке возбуждения ток создает вокруг полюсов ротора магнитный поток. После пуска двигателя ротор генератора вращается, и под каждым зубцом статора проходит то южный, то северный полюс ротора. Поэтому магнитный поток, проходящий через зубцы статора, меняется по величине и направлению. Этот переменный магнитный поток пересекает витки обмотки статора и создает в ней электродвижущую силу Переменное напряжение и ток, индуктированные в обмотке статора, выпрямляются выпрямительным блоком и для питания потребителей используется уже выпрямленный постоянный ток, снимаемый с зажима "30" генератора. Одновременно с общего вывода дополнительных диодов 34 снимается выпрямленное напряжение для питания обмотки возбуждения генератора. У работающего исправного генератора напряжение на зажиме "30" и на общем выводе дополнительных диодов (штекер "61") одинаковы. Поэтому ток через контрольную лампу 39 не протекает, и она не горит. В этом случае обмотка возбуждения генератора питается от выпрямителя на трех дополнительных диодах, а аккумуляторная батарея заряжается генератором. Если контрольная лампа 39 горит, то это указывает на неисправность генератора, на то, что он либо вообще не дает напряжения, либо оно ниже напряжения аккумуляторной батареи. В этом случае напряжение на штекере "61" (напряжение генератора) ниже напряжений на зажиме "30" (напряжение аккумуляторной батареи). Поэтому в цепи между ними протекает ток, проходящий через контрольную лампу, и она горит. С увеличением частоты вращения ротора напряжение генератора повышается. Когда оно начинает превышать уровень 13, 6-14, 6 В, то выходной транзистор в регуляторе напряжения 12 запирается, и ток через обмотку возбуждения прерывается. Напряжение генератора падает, транзистор в регуляторе отпирается и снова пропускает ток через обмотку возбуждения. Чем выше частота вращения ротора генератора, тем больше время запертого состояния транзистора в регуляторе, следовательно, тем сильнее снижается напряжение генератора. Описанный процесс запирания и отпирания регулятора происходит с высокой частотой. Поэтому колебания напряжения на выходе генератора незаметны и практически можно считать его постоянным, поддерживаемым на уровне 13, 6-14, 6 В.

Генератор ВАЗ 2108 представляет собой одной из основных устройств в электрической схеме машины. Без этого устройства запуск двигателя и нормальная эксплуатация авто будут невозможны, поэтому в случае обнаружения проблем узел необходимо как можно быстрее проверить и отремонтировать. Подробнее о принципе работы, диагностике и ремонте устройства вы можете узнать из этого материала.

[ Скрыть ]

Описание устройства

Прежде чем мы расскажем, как проверить и 2108 своими руками, предлагаем ознакомиться с основной информацией об устройстве. Для начала разберем принцип функционирования и устройство. Подробная схема устройства приведена на фото.

Принцип работы

Предназначение узла заключается в обеспечении электроприборов и оборудования автомобиля энергией и в первую очередь речь идет об аккумуляторе. В том случае, если механизм ломается, АКБ перестает заряжаться в нормальном режиме, а из-за недостатка напряжения батарея не позволяет обеспечить работу электрооборудования. Когда заряд устройства заканчивается, автомобиль попросту заглохнет, а завести его впоследствии будет не так легко.

Питание системы осуществляется в результате вращения шкива, а котором установлен ремень. Шкив генератора ВАЗ получает механическое усилие от коленвала посредством именно ремешка. Последний может быть как клиновым, так и поликлиновым.

Компоненты устройства

Полностью перечислять, из каких компонентов состоит генератор на автомобиле ВАЗ 2108 или механизм на классику, мы не будем, поскольку устройство у разных генераторов практически идентичное.

Рассмотрим основные элементы:

  1. Диодный выпрямитель, использующийся для преобразования переменного тока в постоянный.
  2. Ремень генератора, который осуществляет передачу усилия.
  3. Шкив, на котором установлен ремешок.
  4. Щеточный узел.
  5. Реле регулятора напряжения, предназначение которого заключается в защите аккумуляторной батареи от перенапряжения.
  6. Лампочка, которая выводится на приборную панель. Она используется для оповещения водителя о неисправностях в работе устройства (автор видео — канал Ремонт Двигателя! И интересное!).

Как проверить генератор?

Чтобы проверить работоспособность узла в своем автомобиле, нужно выполнить следующие действия:

  1. При помощи вольтметра произвести диагностику напряжения на клеммах АКБ. Когда двигатель запущен, а генераторный узел работает нормально, этот параметр должен составлять около 13.8-14.5 вольт.
  2. Попробуйте на заведенном двигателе приложить ладонь к корпусу узла, вам нужно прочувствовать вибрацию. Если вибрация имеется, вы ее сразу заметите. Причем она может быть обусловлена износом подшипниковых деталей.
  3. Также нужно произвести диагностику натяжения ремешка устройства, при этом мотор должен быть отключен. Нажмите пальцем на ремешок — прогиб должен быть не более 1.5 см (автор видео — Вячеслав Ляхов).

Характерные неисправности и способы их устранения

Чтобы не допустить выхода из строя узла, необходимо обеспечить его качественное и своевременное обслуживание. Как видно по фото схемы, узел состоит из множества различных компонентов, поэтому вероятность его поломки при неправильном обслуживании достаточно высока.

Итак, в каких случаях производится ремонт генератора ВАЗ:

  1. Не включается контрольная лампа на приборке, при этом узел и все оборудование работает нормально. Вероятнее всего, проблема заключается в обрыве цепи либо перегорании непосредственно самого индикатора. В некоторых случаях причина заключается в плохом контакте диода с проводкой, в этом случае необходимо только зачистить контакты разъема подключения.
  2. Индикатор на приборке, а также сами приборы на контрольном щитке не работают. По всей видимости, причиной этому является выход из строя предохранительного элемента, который необходимо будет заменить. Также причина может заключаться в обрыве либо отпайке проводки.
  3. Контрольная лампочка горит после запуска двигателя, при этом она пропадает после того, как водитель нажмет на газ. Суть проблемы кроется в том, что генераторный узел не возбуждается при небольших оборотах двигателя, в большинстве случаев это связано с отпайкой резисторных элементов в блоке. Проведите их диагностику и если нужно — заново пропаяйте их.
  4. Еще одна неисправность — индикатор продолжает гореть при включенном моторе, при этом стрелка вольтметра на приборке находится в красной зоне. В этом случае причин проблемы может быть несколько. В первую очередь, это может быть проскальзывание ремешка — его необходимо поверить и при необходимости подтянуть. Также причина может заключаться в коротком замыкании либо пробое в диодных элементах обмотки, гораздо реже неисправность проявляется при выходе из строя регулятора напряжения.
  5. Еще один признак — индикатор не горит при запущенном двигателе, но стрелка вольтметра на приборке находится в красной зоне. В этом случае сначала нужно произвести диагностику наличия контакта между разъемом регулятора, а также щетками. Если контакт нормальный, то проверьте щетки (они могут зависнуть), а также контактные кольца, для последних актуальна проблема окисления. Помимо этого, причина проблемы может крыться в выходе из строя регулятора напряжения, обычно речь идет об обрыве проводки между контактом и массой. Такие же симптомы появляются в случае короткого замыкания на положительных вентилях выпрямительного элемента.
  6. При заведенном двигателе стрелка вольтметра расположена в красной зоне — такой симптом свидетельствует о повреждении регулятора напряжения. В частности, речь идет о коротком замыкании, которое может произойти между массой, а также контактом Ш. Проблему можно будет решить только путем замены регулятора.
  7. Если узел работает значительно громче, чем обычно, причин тому может быть несколько. Во-первых, следует проверить работоспособность подшипниковых элементов, а также затянутость гайки шкива. В некоторых случаях громкая работа узла обусловлена скрипом щеток. Сами щетки могут быть некачественными, но возможно, что проблема заключается в попадании пыли на контактные кольца.

Цена вопроса

Цена вопроса в данном случае зависит от производителя.

На карбюраторные двигатели и двигатель с системой впрыска топлива модель ВАЗ 21083-20 устанавливают генератор типа 37.3701, а на двигатели модели ВАЗ 2111, которыми комплектуется часть автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099, устанавливается генератор типа 94.3701.
Оба генератора - переменного тока, трехфазные, с встроенным выпрямительным блоком и с электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода).
Ротор генератора 37.3701 приводится во вращение клиновым ремнем, а генератора 94.3701 - поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя (на части двигателей ВАЗ 2111 - от демпфера).
На части автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 может быть установлен генератор ААК-5102 производства Словении. Этот генератор по своим характеристикам и установочным размерам взаимозаменяем с генератором 94.3701, но имеет некоторые отличия в устройстве узлов и деталей.

Техническая характеристика генераторов

Статор 23 (12) (рис. 9.6 и 9.7) и крышки 1 (10) и 15 (11) стянуты четырьмя болтами. Вал ротора генератора 6 (19) ротора вращается в подшипниках 4 (20) и 20 (25), которые установлены в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца 3 (27). В скобках указаны номера позиций на рис. 9.7.
ПРИМЕЧАНИЕ
Контактные кольца генератора 94.3701 уменьшенного диаметра (по сравнению с генератором 37.3701) для понижения окружной скорости вращения и уменьшения износа щеток.
Схема соединений генератора 37.3701 показана на рис. 9.8. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «В» через соединенные параллельно контрольную лампу 5 и резисторы 9. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке. При этом ток через контрольную лампу не проходит и она не горит. Управляющее напряжение подается на вывод «Б» регулятора напряжения непосредственно от вывода «30» генератора. Вывод «Ш» регулятора маркировки не имеет. С ним соединяется щетка 13 (см. рис. 9.6).
Схема соединений генератора 94.3701 показана на рис. 9.9. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 5, расположенную на панели приборов. При включении на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя - гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в полнакала говорит о неисправностях. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.
У генератора 37.3701 с 1996 г. изменено устройство регулятора напряжения и щеткодержателя. Теперь регулятор напряжения размещен в металлическом корпусе и приклепан к щеткодержателю (см. рис. 9.6, а), т.е. образует с ним неразборный узел. У нового регулятора напряжения отсутствует вывод «Б», и напряжение подается только к выводу «В». По своим характеристикам прежний и новый регуляторы напряжения одинаковы и в сборе со щеткодержателем взаимозаменяемы.
На небольших партиях автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 могут быть установлены генераторы производства Болгарии, Словении или Германии. Эти генераторы взаимозаменяемы с генератором 37.3701 по характеристикам и установочным размерам, но несколько отличаются по конструкции. В данном разделе сайта описывается только отечественный генератор 37.3701 как основной для автомобилей семейства ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099.

Рис. 9.9. Схема соединений системы генератора 94.3701 на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 - аккумуляторная батарея; 2 - генератор; 3 - монтажный блок; 4 - замок зажигания; 5 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная на панели приборов ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с «массой», а «плюс» -подключаться к зажиму «30» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через диоды генератора, и они повредятся. Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на выводе «30» генератора, что может повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099.
Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением вывода «30» генератора с «массой». При этом через диоды протекает значительный ток и диоды повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра. Диоды выпрямительного блока генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как такой прибор имеет слишком высокое для диодов напряжение и диоды при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание). Запрещается проверка электропроводки автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора. Проверять сопротивление изоляции обмотки статора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от диодов выводами фазных обмоток. При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех выводов генератора и аккумуляторной батареи.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Если в пути порвался ремень генератора, а запасной вы забыли дома, временно заменить ремень генератора можно кольцом шириной 20 мм, вырезанным из старой автомобильной камеры. Чтобы снизить потребление тока при движении автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 с неисправным генератором, по возможности отключите радиоприемник, лишние приборы освещения, вентилятор отопителя, обогрев стекла и т.п.

Рис. 9.6. Генератор 37.3701 автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
а - регулятор напряжения и щеточный узел генераторов выпуска с 1996 г.; 1 - крышка генератора со стороны контактных колец; 2 - болт крепления выпрямительного блока; 3 - контактные кольца; 4 - шариковый подшипник вала ротора со сторон» контактных колец; 5 - конденсатор 2,2 мкФ ±20% для подавления радиопомех; 6 - вал ротора; 7 - провод общего вывода дополнительных диодов; 8 - зажим «30» генератора для подключения потребителей; 9 - штекер «61» генератора (общий вывод дополнительных диодов); 10 - провод вывода «Б» регулятора напряжения; 11 - щетка, соединенная с выводом «В» регулятора напряжения; 12 - регулятор напряжения; 13 - щетка, соединенная с выводом «Ш» регулятора напряжения; 14 - шпилька для крепления генератора к натяжному устройству; 15 - крышка генератора со стороны контактных колец; 16 - крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора; 17 - полюсный наконечник ротора; 18 - шайбы крепления подшипника; 19 - дистанционное кольцо; 20 - шариковый подшипник вала ротора со стороны привода; 21 - стальная втулка; 22 - обмотка ротора (обмотка возбуждения); 23 - сердечник статора; 24 - обмотка статора; 25 - выпрямительный блок; 26 - стяжной болт генератора; 27 - буферная втулка; 28 - втулка; 29 - поджимная втулка; 30 - вывод «В» регулятора напряжения; 31 - щеткодержатель

Рис. 9.7. Генератор 94.3701 автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 - кожух; 2 - вывод «В+» для подключения потребителей; 3 - помехоподавляющий конденсатор; 4 - общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу - «+» регулятора напряжения); 5 - держатель положительных диодов выпрямительного блока; 6 - держатель отрицательных диодов выпрямительного блока; 7 - выводы обмотки статора; 8 - регулятор напряжения; 9 - щеткодержатель; 10 - задняя крышка генератора; 11 - передняя крышка генератора; 12 - статор; 13 - обмотка статора; 14 - дистанционное кольцо; 15 - шайба; 16 - конусная шайба; 17 - шкив; 18 - гайка; 19 - вал ротора; 20 - передний подшипник вала ротора; 21 - клювообразные полюсные наконечники ротора; 22 - обмотка ротора; 23 - втулка; 24 - стяжной винт; 25 - задний подшипник ротора; 26 - втулка подшипника; 27 - контактные кольца; 28 - отрицательный диод; 29 - положительный диод; 30 - дополнительный диод; 31 - вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов)

Рис. 9.8. Схема соединений системы генератора 37.3701 на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 - генератор; 2 - отрицательный диод; 3 - дополнительный диод; 4 - положительный диод; 5 - контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 6 - комбинация приборов; 7 - вольтметр; 8 - монтажный блок; 9 - дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт; 10 - реле зажигания; 11 - выключатель зажигания; 12 - аккумуляторная батарея; 13 - конденсатор; 14 - обмотка ротора; 15 - регулятор напряжения