Головка двигателя ваз 2109. В каких случаях меняется прокладка

Прокладка ГБЦ является одной из самых важных прокладок автомобиля. От ее стояния зависит исправная работа двигателя. В статье описывается, зачем и как выполняется замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ 2109. На видео можно посмотреть процесс снятия головки ГБЦ.

[ Скрыть ]

Когда необходима замена?

Важно следить за состоянием прокладки ГБЦ, так как по мере ее износа и прогорания двигатель начинает работать с перебоями. Прогоревшая деталь может стать причиной перегрева двигателя или его заклинивания. На видео рассказывается о признаках, по которым можно выяснить прогорела ли прокладка.

Оценить необходимость замены можно по таким признакам:

  1. Уменьшение уровня охлаждающей жидкости, хотя не обнаружено подтеков при внешнем визуальном осмотре. В этом случае ОЖ попадает через масляные каналы в поддон картера. Это можно определит по цвету масла на щупе, оно будет мутным кофейного цвета.
  2. Если газы из камеры сгорания попадают в систему охлаждения, то может разорвать расширительный бачок.
  3. Масляные пятна в расширительном бачке.
  4. Падение давления в одном из цилиндров. В этом случае прокладка может прогореть не вся, а лишь в районе герметизации данного цилиндра.

Это основные причины, по которым выполняется замена.

Прокладку меняют всегда, если демонтируется головка блока цилиндров, так как ее нельзя восстановить или вторично использовать.

Процесс замены

Замена прокладки головки блока цилиндров ваз 2109 – процедура несложная и похожа для двигателей, на которых стоит как карбюратор, так и инжектор.

Необходимые инструменты

Для того чтобы поменять прокладку, необходимо снять ГБЦ, а для снятия и замены могут потребоваться следующие инструменты:

  • шестигранник;
  • набор ключей;
  • набор головок;
  • динамометрический ключ;
  • удлинитель;
  • средство для удаления прокладок;
  • плоская отвертка.

Для выполнения процедуры автомобиль следует установить на подходящее подъемное приспособление.

Этапы

Замена осуществляется следующим образом:


Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Заключение

Таким образом, замена прокладки ГБЦ — процесс несложный, правда, занимающий много времени. Зато, научившись благодаря статье и размещенным видео делать замену самостоятельно, можно сэкономить на автосервисе.

Если обнаружились признаки не герметичности прокладки, не стоит затягивать с ее заменой, иначе ремонт двигателя может обойтись намного дороже.

Видео «Снятие головки блока цилиндров с автомобиля ВАЗ 2109»

В этом видео демонстрируется, как снять ГБЦ с ВАЗ 2109.

Согласно многолетнему опыту различных автолюбителей, замена головки блока цилиндров ВАЗ 2109 чаще всего связана с проблемами, возникающими из-за прокладки. Но могут быть и другие, которые могут привести к перегреву двигателя или даже к его заклиниванию.

  • Извлекаем болты крепления головки с шайбами.
  • Снимаем ГБЦ ВАЗ 2109 с блока силовой установки.
  • Снимаем прокладку.
  • Также, если это необходимо проводим ремонт или доработку узлов моторного блока.
  • Тюнинг

    Квалифицированная настройка, доработка и тюнинг головки ВАЗ 2109 поможет полностью раскрыть возможности вашего силового агрегата. Об этом вы, наверное, много слышали, читали или даже смотрели видео в интернете. Обычно при тюнинге растачиваются и сглаживаются каналы, благодаря чему уменьшаются завихрения, снижающие мощность. Клапана меняются на увеличенные и притираются к посадочным местам. Также тюнинг может подразумевать замену стандартных направляющих клапанов бронзовыми.

    Притирка клапанов

    Контроль притирки осуществляется следующим образом:

    • головка в собранном состоянии ложится набок;
    • в коллекторные отверстия заливается жидкость (можно использовать обычную воду).

    В случае если жидкость не течет через клапаны, то это означает, что работа выполнена качественно и клапана притерты правильно. После того как ликвидированы все неисправности, можно приступать к установке головки.

    Установка


    Внимание! Эта операция требует некоторых знаний и навыков. Поэтому перед ее выполнением вы должны знать, что болты нужно закручивать по определенной схеме и с определенным усилием. Нелишним будет ознакомиться с дополнительным материалом, по этой теме и посмотреть видео-инструкции.

    Как видите, в доработке ВАЗ 2109, тюнинге, замене заглушек и сборке есть определенные трудности. Но если вы научитесь выполнять эти работы своими руками, посчитайте, сколько денег вы сможете сэкономить.

    Головка блока цилиндров ВАЗ 2109 (ГБЦ) закрывает блок цилиндров от негативных воздействий. ГБЦ на ВАЗ 2109 - это деталь сложной формы, изготовленная из специального алюминиевого сплава методом точного литья. После производства отливки, ее подвергают механической обработке. К блоку цилиндров головка крепится десятью болтами.

    Конструкция ГБЦ ВАЗ 2109

    Конструкция головки блока цилиндров ВАЗ 2109 состоит из следующих частей:

    • картера с камерой сгорания, в которой воспламеняется топливовоздушная смесь и располагаются все узлы ГБЦ;
    • газораспределительного механизма (ГРМ), включая клапаны, установленные под углом 7°30′ к оси цилиндра, и привод ГРМ с распредвалом;
    • резьбовых выходов для свечей зажигания и форсунок;
    • посадочных плоскостей для впускного и выпускного коллекторов;
    • прокладки, которая отделяет ГБЦ от собственно блока цилиндров.

    Распределительный вал ГРМ ВАЗ-2109 отливается из чугуна и имеет пять опор, на нем восемь кулачков для открывания клапанов. Он приводится в действие от шкива коленвала зубчатым ремнем. В ГБЦ запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. На внутренней стороне втулок предусмотрены канавки для подвода смазки, сверху втулки закрываются маслоотражательными колпачками.

    Клапаны стальные, а головка впускного клапана делается из жаропрочной стали. Впускной клапан большего диаметра, чем выпускной. Зазоры между клапанами и кулачками распредвала регулируются при помощи специальных шайб, обладающих повышенной износостойкостью. Толкатели клапанов представляют собой металлические стаканчики, движущиеся в отверстиях ГБЦ. Для улучшения износоустойчивости их поверхность цементируется.

    Головка блока цилиндров (ГБЦ) ВАЗ 2109 соединяется с блоком цилиндров через специальную прокладку. Прокладка должна обеспечивать герметичность каналов охлаждающей системы, маслопровода и камеры сгорания. Для того чтобы она могла выдержать высокую температуру и высокое давление, часто она изготавливается из армированного металла.

    Прокладка одноразовая, ремонтировать ее нельзя, если она вышла из строя, ее надо поменять. Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 вполне может быть выполнена своими руками.

    Причины ремонта головки блока цилиндров

    В подавляющем большинстве случаев ремонт ГБЦ производится не из-за поломки самой головки, а при выходе из строя элементов, связанных с головкой конструктивно. Это может быть выход из строя прокладки между головкой и блоком, которая является самой важной в двигателе. Она разделяет системы смазки и охлаждения, камеру сгорания и атмосферный воздух подкапотного пространства. Прогар может случиться на границе любых разделенных прокладкой систем:

    • система охлаждения и атмосферный воздух;
    • система смазки и атмосферный воздух;
    • система охлаждения и система смазки;
    • система охлаждения и камера сгорания.

    Для каждой из этих неисправностей характерен свой набор симптомов. В случае попадания охлаждающей жидкости (ОЖ) в систему смазки, в расширительном бачке системы охлаждения появляется масляная пленка. О попадании ОЖ в систему смазки свидетельствует появление на масляном щупе водно-масляной эмульсии темно-коричневого цвета.

    Следы ОЖ в моторном отсеке могут свидетельствовать о повреждении прокладки. Но если дело не в том, потребуется замена заглушки блока цилиндров. Прогар в атмосферу сразу определяется по характерному звуку, хорошо слышному при работающем двигателе. О попадании тосола в камеру сгорания сигнализирует белый дым из выхлопной трубы. Демонтаж головки блока и замена прокладки обязательны при многих ремонтных действиях в отношении узлов и агрегатов ГБЦ таких, как притирка клапанов, доработка ГБЦ ВАЗ, расточка блока цилиндров ВАЗ 2109.

    Каждый раз, когда происходит любой ремонт головки, обязательна замена прокладки головки блока цилиндров.

    Снятие ГБЦ с блока цилиндров

    Для снятия ГБЦ с блока цилиндров понадобятся инструменты. Часть из них найдется почти в каждом гараже (отвертки, ключи), что-то можно изготовить из подручных материалов (рычаг воротка), купить или одолжить. Необходимо иметь динамометрический ключ, обеспечивающий затяжку болтов и гаек с заранее заданным моментом. Пока момент сопротивления болта затягиванию не превышает заданного значения, ключ работает, а как только сопротивление достигнет заданного значения, инструмент начнет проскальзывать через трещотку.

    Для снятия ГБЦ с блока необходимо освободить двигатель от мешающей навески. Порядок действий следующий:

    • снимите воздушный фильтр;
    • если двигатель карбюраторный, отсоедините карбюратор, при инжекторном - инжектор;
    • отсоедините штаны от коллектора;
    • снимите трамблер;
    • открутите крышку гбц;
    • снимите карбюратор и коллекторы.

    Теперь переходите к демонтажу ГБЦ. Начинайте откручивать болты. Используйте рычаг воротка, так как болты закручены с большим усилием, а еще и прикипели под термическими и механическими нагрузками. Наденьте рычаг-усилитель на вороток и строньте болты. Снимите с воротка рычаг и открутите все 10 болтов. Осторожно поднимите головку и снимите ее с блока.

    Прокладка может остаться прилипшей к блоку или к головке, не боритесь за ее цельность, ведь она идет на замену. Боритесь за сохранность контактных поверхностей головки и блока. В сложных случаях следует отмочить прилипшие фрагменты специальным составом.

    После полного удаления всех фрагментов прокладки, обезжирьте поверхности блока и головки бензином.

    Снимать головку блока цилиндров (ГБЦ) нужно при замене прокладки, блока, а также, когда проводится ремонт механизма поршневой группы и ее клапанов или при ремонте самой головки. Кроме того, при тюнинге двигателя или полной его разборке также нужно демонтировать ГБЦ.

    Перед началом работы необходимо, чтобы автомобиль был установлен на эстакаду или на смотровую яму.

    Снятие ГБЦ на ВАЗ 2109

    1. Отключить минусовую клемму от аккумулятора.
    2. Слить ОЖ в пластиковую емкость.
    3. Приемную трубу следует отсоединить от выпускного коллектора.
    4. Демонтировать ресивер с дроссельным узлом (ВАЗ-2111). Также нужно осуществить демонтаж карбюратора (ВАЗ 21083), впускного и выпускного коллекторов (но можно обойтись без этого).
    5. Если работа выполняется на ВАЗ 2111, нужно отключить «массовые» провода, крепящиеся на левом торце головки. Снять топливную рампу с топливными патрубками и форсунками.
    6. Отсоединить высоковольтные провода свечей зажигания. Затем проводим отсоединение разъемов датчиков ОЖ и снимаем уровень давления масла.
    7. На ВАЗ-21083 должен быть убран корпус вспомогательных агрегатов.
    8. Далее выполняется демонтаж корпуса вспомогательных агрегатов, датчика-распределителя, топливного насоса.
    9. Сначала снять ремень ГРМ. Затем снимаются: натяжной ролик и дистанционная шайба. Далее необходимо снять зубчатый шкив распредвала.
    10. Выкрутить гайку крепления задней, прикрепляющую крышку привода ГРМ к ГБЦ.
    11. Убрать крышку головки блока цилиндров .
    12. Крестовой отверткой ослабить хомуты, затем от выпускного патрубка ГБЦ нужно поочередно отключить шланги.

    Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

    1. Выкрутить 10 болтов, которые фиксируют головку блока цилиндров, при помощи шестигранника на «10».

    Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

    1. Извлечь винты с шайбами.

    Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

    1. Демонтировать ГБЦ с прокладкой.

    Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

    Также ознакомьтесь

    1. При разборе клапанного механизма под тарелку клапана необходимо подложить деревянный брусок.

    Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

    1. Рассухарить клапан. Достать его из направляющей втулки ГБЦ.

    Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

    Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

    1. Ключом на «13» открутить 2 гайки крепления впускного патрубка.

    Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

    1. Снять прокладку и патрубок.

    Собирать и устанавливать ГБЦ следует в обратной последовательности.

    1. Стержни клапанов моторным маслом. То же касается и направляющих втулок.
    2. Перед установкой удалить с поверхности блока цилиндров грязь, масло, остатки старой прокладки.
    3. Заменять прокладку ГБЦ следует по двум особым центрирующим втулкам.
    4. Поставить крепежные винты, на ниже представленной схеме показаны 4 приема, как их нужно затягивать.

    Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками

    • Момент первой затяжки винтов - 20 Н.м (2 кгс.м);
    • Второй - с моментом 69,4-85,7 Н.м (7,1-8,7 кгс.м);
    • Третьей - с дотяжкой в 90°;
    • Четвертой — доворот винтов на 90°.

    Головка блока цилиндров (ГБЦ) снимается обычно для замены прокладки или блока, или ремонта механизма клапанов поршневой группы или самой головки. Необходимость снять ГБЦ может возникать также в случае тюнинга двигателя или полной разборки мотора.

    Данная работа проводится на смотровой яме или эстакаде.

    КАК СНЯТЬ ГБЦ НА ВАЗ 2109 - ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ:

    Отключите «минусовую клемму» от АКБ.

    Слейте охлаждающую жидкость в пластиковую тару.

    Отключите от выпускного коллектора приемную трубу.

    Теперь демонтируйте ресивер вместе с дроссельным узлом (ВАЗ-2111), или карбюратор в случае с (ВАЗ- 21083), а также впускной и выпускной коллекторы (снять ГБЦ и без снятия коллекторов).

    На ВАЗ-2111 необходимо отключить «массовые» провода (они крепятся на левом торце головки), снимите топливную рампу с топливными трубками и форсунками.

    Отключите высоковольтные провода от свечей зажигания, а также разъемы датчиков температуры охлаждающей жидкости и уровня давления масла.

    На ВАЗ -21083 дополнительно придется снять корпус вспомогательных агрегатов, датчик-распределитель зажигания и топливный насос.

    Теперь снимите ремень ГРМ, после этого натяжной ролик, дистанционную шайбу и зубчатый шкив распредвала.

    Открутите гайку крепления задней, которой крепится крышка привода ГРМ к головке блока цилиндров.

    Снимите крышку ГБЦ.

    При помощи крестовой отвертки ослабьте хомуты и по-очереди отключите все шланги с выпускного патрубка головки блока цилиндров.

    Открутите 10 болтов крепления ГБЦ, используя шестигранник на «10».

    Достаньте винты вместе с шайбами.

    Теперь можно снять ГБЦ вместе с прокладкой.

    Разбирая клапанный механизм, подложите деревянный брусок под тарелку клапана, который собираетесь рассухаривать.

    Рассухарите клапан

    Достаньте его из направляющей втулки ГБЦ.

    Возьмите ключ на «13» и открутите на выпускном патрубке две гайки крепления.

    Снимите прокладку и патрубок.

    Сборка и установка головки блока цилиндров производится в обратной порядке.

    Стержни клапанов и направляющие втулок смазываются моторным маслом.

    Перед началом установки необходимо тщательно очистить поверхность блока цилиндров от грязи и масла, а также остатков старой прокладки.

    Замена прокладки головки блока цилиндров осуществляется по двум специальным центрирующим втулкам.

    Теперь можно установить крепежные винты и затянуть их в четыре приема по схеме указанной ниже.

    Первая затяжка винтов производится с моментом - 20 Н.м (2 кгс. м);

    Вторая - с моментом 69,4–85,7 Н.м (7,1–8,7 кгс. м);

    Третья - дотяжка на 90°;

    Четвертая - доворот винтов на 90°.