Горбатый "Запорожец": фото, характеристики, отзывы. "русское авто с берегов даугавы" Почему так популярен

Через 10 лет после окончания ВОВ стал повышаться уровень жизни советских людей, появилась потребность в недорогом малолитражном автомобиле. После внеочередного съезда партии, конструкторы начали выпускать свои прототипы - НАМИ-050 «Белка» , НАМИ-031 , НАМИ-059 и другие. Однако данные проекты были забракованы, и правительство решило, что не стоит тянуть с разработкой собственной модели, а возьмем ка мы, как уж повелось, готовый автомобиль у итальянцев и на его базе построим собственный.

Итальянский Fiat 600 к тому времени уже 4 года был в серийном производстве и был настолько приспособлен к серийному производству, что уже через год, в 1960 году, с конвейера сошли первые «Запорожцы» .

Изначально ЗАЗ-965 планировалось выпускать на заводе «МЗМА» . Ведь еще в 1957 году на базе того же итальянского Fiat «МЗМА» выпустил свой опытный образец Москвич-444,однако после съезда партии, всю техническую документацию передали заводу «Коммунар» (в 1961 году был переименован в Запорожский автомобильный завод «ЗАЗ»), в то время выпускающий комбайны и трактора.

Не смотря на то, что данный автомобиль разрабатывался как народный, таковым стать ему было не суждено, связано это было с его стоимостью, которая была значительно выше автомобилей такого класса, даже дороже своего итальянского прототипа и малым объемом производства. В октябре 1962 года автомобиль ЗАЗ-965 с производства сняли, точнее, модернизировали и теперь он стал именоваться как ЗАЗ-965А, который выпускали до 1969 года, даже не смотря на то, что в 1966 году уже выпускали ЗАЗ-966.

Дизайн и конструкция

Несмотря на внешнее сходство с итальянским Фиатом, у ЗАЗ-965 были и свои отличительные особенности. Например, двери были навешены на задних петлях и открывались против движения. Подфарники располагались на крыльях на уровне капота. Так же было дополнительное прямоугольное зарешеченное отверстие над номерным знаком на капоте, служившее для вывода воздуха, который охлаждал двигатель и некоторые другие изменения.

V-образный двигатель ЗАЗ-965 был установлен в задней части автомобиля, его прототипом был двигатель BMW, для десантного вездехода. Этот 4-цилиндровый двигатель, с воздушным охлаждением получивший название МеМЗ-965 изначально разрабатывался для армейской амфибии ТПК, имел объемом 746см 3 и мощность 23 лошадиные силы. Диаметр цилиндров составлял 66 мм, а ход поршня - 54,5 мм.

Так как двигатель располагался сзади, его охлаждение происходило при помощи вытяжного вентилятора, который засасывал поступающий снаружи через «жабры» воздух сквозь оребрение цилиндров и выбрасывал его назад через решётку в крышке багажника. Эта самая решетка являлась еще одной отличительно особенностью «Запорожца», по сравнению с ФИАТом. Размеры двигателя были больше чем у Fiat 600, что привело к появлению горба в задней части автомобиля. Именно из-за этого горба Запорожец получил прозвище «Горбатый». От транспортера амфибии ТПК так же позаимствовали коробку передач, главную передачу и заднюю подвеску.

Кроме того, впервые же годы эксплуатации были выявлены значительные недостатки. Багажный отсек был достаточно таки мал, уровень шума оставлял желать лучшего, двигатель в летнее время постоянно перегревался, а зимой не хотел запускаться. Про место в салоне и говорить не стоит, как в скворечнике. Ресурс двигателя так же был недолговечен из-за напряженного температурного режима. Бензиновый отопитель салона, из-за отсутствия жидкостного охлаждения был не то что не надежный, а даже пожароопасный.

Модернизированная в октябре 1962 года версия автомобиля стала именоваться ЗАЗ-965А. Автомобиль получил обновленный двигатель объемом 877см 3 , диаметр цилиндра вырос до 72 мм, а мощность до 27 лошадиных сил. Изменилась ситуация с его перегревом, для этого были внесены изменения в кузов автомобиля. Воздухоприемные накладки на задних крыльях приняли новую форму, и вместо двух рядов узких полос, стали выдвинуты наружу и имели один ряд широких прорезей. Это увеличило поток воздуха, поступающий в моторный отсек. Передние габаритные огни были перенесены с верхней части крыльев под фары.

Модификации

  • - Модификация 965-го с 1962 года. С измененным двигателем и некоторых частей кузова;
  • - Выпускался для инвалидов потерявших одну или обе ноги. Управление было как ручным, так и стандартными педалями, аля подходит всем!;
  • - Модифицированный ЗАЗ-965А для инвалидов;
  • - Модификация для инвалидов, потерявшим одну руку или одну ногу;
  • - Модификация с правым рулевым колесом, для службы, занимавшейся выемкой писем из почтовых ящиков.

Видео автомобиля

Технические характеристики

Компоновка Заднемоторная, заднеприводная
Колесная формула 4x2
Количество мест 4
Габариты, мм
Длина 3330
Ширина 1395
Высота 1450
Колесная база 2023
Клиренс 175
Колея, мм
Передняя 1144
Задняя 1160
Масса, кг
Снаряженная 665
Полная 965
Грузоподъемность, кг 300
Двигатель
Модель МеМЗ-965, МеМЗ-966
Тип Бензиновый
Количество цилиндров 4
Объем, см 3 746, 887
Мощность, л.с. 23, 27
Коробка передач Механическая, 4-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 90, 100
Расход топлива, л/100км
Смешанный 6.5, 5.5
Объем топливного бака, л 30

"Горбатый" ЗАЗ - советский легковой автомобиль категории «А». Годы производства - 1960-1969. За это время было выпущено более 322 тысяч экземпляров. Объем багажника составляет сто литров, привод - задний. В качестве силового агрегата используется бензиновый мотор с четырехскоростной механической трансмиссией. Расход горючего по городу - порядка 7 литров на 100 км. Предельный скоростной порог машины - 90 км/ч. В народе его также называют «клоп», «жужик», «слоненок». Рассмотрим его особенности, характеристики и возможности тюнинга.

История создания

Специалистами НАМИ для "горбатого" ЗАЗа был сконструирован 746-кубовый V-образный мотор с четырьмя цилиндрами. Двигатель имел уникальную конструкцию с валами литого типа. Параметры новой силовой установки для того времени выглядели весьма пристойно. Монтировался он сзади, собирался на Запорожском комбинате, а потом дорабатывался в Мелитополе на МеМЗ.

Несколько месяцев проходили непростые внутренние испытания агрегата. На них два опытных авто наездили 5 и 14 тысяч километров. Затем прошел прием транспорта специальной межведомственной комиссией. Были указаны замечания, что расчетный вес больше на 54 килограмма, а высота кузова не соответствует чертежам (отличается почти на 300 миллиметров). После устранения недоработок "горбатый" ЗАЗ пошел в серийное производство (1960 г.). Цена машины составила 18 тысяч рублей, что в полтора раза дешевле 407-го «Москвича». В конце 1962 года инженеры усовершенствовали мотор, увеличив цилиндры до 72 мм, объем - до 887 куб. см, мощность - до 27 лошадиных сил.

Конструкция

С первых лет выпуска рассматриваемый автомобиль полюбился покупателям и не вызывал серьезных нареканий. "Горбатый прекрасно зарекомендовал себя при передвижении по сельским и проблемным дорогам. Хорошая проходимость обеспечивается наличием гладкого днища, независимой подвески на всех колесах, а также приличной нагрузкой на ведущие элементы. Даже если доводилось застрять в болоте или снегу, проблем с тем, чтобы выбраться, не было. Масса машины всего 665 кг, вытолкать ее могли запросто два человека.

Отличительной чертой «жужика» была возможность езды между грубыми колеями, оставленными грузовиками. Другим легковым машинам это было не под силу. Владельцев "горбатый" ЗАЗ радовал не только хорошей маневренностью, но и прочным кузовом, экономичностью и простотой обслуживания силового агрегата.

Экстерьер

Создавая дизайн автомобиля, конструкторы не придавали особого значения декоративным элементам и широкому дополнительному функционалу. Это и неудивительно, ведь основной задачей было создание бюджетной модели для широких слоев населения. Закрытый выполнен из цельного металла, что делало его несколько раздутым. Фронтальная часть выделялась парой складок оригинальной симметричной формы.

Искривленные переходы этих элементов обладали небольшим радиусом, а колесные кромки слегка выступали. На колпаках имелись три головки болтов, а у задних колес был заметный развал. Силовой агрегат размещался сзади, соответственно, багажник перенесен вперед. Его крышка закрывалась изнутри.

Интерьер

ЗАЗ "горбатый", фото которого представлено выше, оборудовался регулируемыми передвижными раздельными сиденьями. Заднее кресло в виде дивана было довольно удобным. Среди полезных аксессуаров можно отметить козырьки против солнца, карманы на дверях, электрическое оборудование на 12 вольт с однопроводной схемой.

В салоне авто преимущество отдавалось минимализму. За рулевой колонкой разместилось несколько контрольных приборов, с правой стороны - зажигание, регулировочные кнопки, радио и обогреватель. Ветровое стекло гарантировало приемлемую обзорность, на боковых элементах присутствовали форточки в виде уголков. Хоть рассматриваемая машина и имела всего две двери, она относилась к полноценному четырехместному классу.

Посадка на заднее сидение производилась посредством складывания вперед переднего пассажирского кресла. К минусам можно отнести высокую шумность, слабую звукоизоляцию салона, распахивание дверей в обратную сторону и размещение топливного бака спереди, что опасно при столкновении.

ЗАЗ "горбатый": технические характеристики

Основной деталью корпуса стал картер. В его внутренней перегородке предусмотрена специальная полость для опоры цельного подшипника. На стенках картера имеется крепление для распределительного вала, сверху - 4 отверстия для монтажа цилиндров с алюминиевыми головками и охладительными ребрами. Впускных канала четыре, выпускных - два.

Коробка передач с четырьмя диапазонами имеет два вала и три хода. Одна передача - задняя, остальные оснащены синхронизаторами. Муфты узла перемещаются при помощи вилок и штоков. Система охлаждения имеет склонность к перегреву, особенно при длительных переездах.

Фронтальная подвеска позаимствована у авто «Фольксваген Жук». В нее входит пара поперечных торсионов с четырьмя рычагами. К ним дополнительно подсоединяются кулаки ведущих колес. Задний узел - это два диагональных рычага с полуосями. В дальнейшем инженеры изменили конструкцию на косой рычажный блок с шарнирами на полуосях.

Основные параметры

Ниже приведены главные характеристики, которые имеет ЗАЗ "горбатый", фото которого представлено в статье:

  • Длина/ширина/высота - 3,3/1,39/1,45 м.
  • Тип кузова - седан цельнометаллический двухдверный.
  • Вентиляция - местного типа.
  • Масса - 665 кг.
  • Колея колес (передних/задних) - 1,15/1,16 м.
  • Клиренс - 17,5 см.
  • Радиус поворота минимальный - 5 м.
  • Предельная скорость - 100 км/ч.
  • Силовой агрегат - бензиновый мотор с атмосферным охлаждением и верхним размещением клапанов.
  • Компрессия - 6,5.
  • Сцепление - сухой однодисковый узел.
  • Тип карбюратора - вертикальный с подающим потоком.
  • Тормоза - колодки.
  1. Сборка двигателя ЗАЗ "горбатого" осуществлялась одновременно двумя производителями.
  2. В Одессе машину часто называли «еврейским танком».
  3. Среди прозвищ автомобиля были такие: «малыш», «зазик», «запор».
  4. "Горбатый" стал последним советским авто, двери которого открывались против движения.
  5. Устойчивые воздухозаборники называли «терками Вассермана», в честь их изобретателя.

Модификации

Известно несколько разработок рассматриваемой машины. Среди них:

  • 965АБ - с ручным управлением.
  • 965АР - спецмашина для инвалидов с одной травмированной рукой либо ногой.
  • 965С - почтовый фургон с правым рулем.
  • 965Э «Ялта» - экспортная модель, поставляемая в Финляндию и Бельгию. Имела лучшее оснащение, шумоизоляцию и отделку салона.
  • «Пикап» - выпускался для внутреннего пользования на заводе.

ЗАЗ "горбатый": тюнинг

Для проведения правильной модернизации рассматриваемого автомобиля потребуется создать эскизы на бумаге или в 3D-формате. Это позволит увидеть общую картину от ожидаемого тюнинга. Проект даст возможность определиться с комплексом работ и дальнейшими действиями. Как правило, подвергаются изменениям ступицы, устанавливаются барабанные диски с вентиляцией, а также на задней подвеске меняются штатные пружины на более жесткий вариант. Спереди можно смонтировать подвеску от ЗАЗ-968. "Горбатый" после этого станет выносливее и жестче.

Снизить расход топлива позволят новые шатуны, расточка впускного и выпускного коллектора, установка насоса с «восьмерки» и карбюраторного обнулителя. При этом мощность силового агрегата увеличится. Часто прибегают к установке дисковых колес, что обеспечивает лучшую устойчивость на поворотах, облегчая управление.

Усиление двигателя

Повышение показателей мощности мотора - весьма оправданная операция. Ведь родная установка имеет мощность всего три десятка «лошадок» при скоростном максимуме 100 км/ч. С учетом того, что мотор находится сзади, необходимо подобрать подходящую коробку скоростей, рассчитанную на задние силовые агрегаты.

Узел трансмиссии подойдет с более поздних версий "Запорожцев", а также от фургонов «Фольксваген», «Порш» и «Татра». Если установить двигатель МеМЗ-968, вы получаете усиление мощности до 45 лошадиных сил. Правда, потребуется заменить родной карбюратор двухкамерным аналогом «вазовского» типа. Можно зафиксировать его прямо в багажнике. Печь также желательно поменять на улучшенную отопительную систему.

Кузов

Подвергается рестайлингу и кузов автомобиля ЗАЗ "горбатый". Тюнинг, фото которого представлено выше, позволяет улучшить аэродинамику и внешний вид. Поскольку на рассматриваемой машине двери открываются в обратную сторону, что опасно при возникновении непредвиденных дорожных ситуаций, лучше перевесить эти элементы с задних навесов на передние петли. Устаревший замок также заменяется современным вариантом.

Внешняя модернизация также включает в себя расширение колесных арок для резины типа 195/60/R14. Чтобы увеличить оригинальность автомобиля и очистить поступающий воздух, заборники монтируются сверху. Кроме того, устанавливается кенгурятник, антикрылья, боковые дуги, аэродинамический обвес из пластика. В таком оформлении машина будет смотреться великолепно и очень стильно.

Салон

Этот элемент советского автомобиля морально устарел уже давно. Он и прежде не отличался высоким комфортом для пассажиров и водителя. Усовершенствовать салон ЗАЗ-965 не так уж и сложно. Устанавливают новые сиденья, руль спортивного типа, индикаторы давления масла и прочих рабочих показателей, включая датчик температуры и уровня горючего.

На потолке можно приспособить отделку из натуральной черной или красной кожи, а на пол постелить ковролин с похожими оттенками. Также следует заменить дверную обшивку, педали. Если нет желания выбрасывать штатные сиденья, следует произвести их качественную обшивку. Если вы не уверены в собственных силах, доверьте перетяжку салона специалистам.

Электрооборудование

Электроника на рассматриваемой машине имеет напряжение 12 В, питается посредством однопроводной системы. В качестве осветительных элементов подойдут фары от ИЖ-12. В начале усовершенствования следует снять родную оптику. Для этого подвижное гнездо вынимается, отцепляются провода, отпиливается язычок сверху «глазницы». Затем берется круглая фара от «Москвича», примеряется к установочному месту. Намечается шесть отверстий, два из которых делаются большего диаметра для регулируемых фишек.

Расположение элемента будет вертикальным, поэтому необходимо сточить язычок. Снимается оптический элемент и регулировочные фишки. Провода выводятся в штатные гнезда. Крепится фара при помощи болтов, заведенных изнутри и наружных гаек. После этого оптика монтируется и прижимается контрольными гайками. Выпирающие части болтов спиливают. Для внешней окантовки подойдет обод с 968-й модели. При правильном проведении манипуляций появится возможность установки галогенных регулируемых ламп.

Дополнительно

Для усиления качества блока охлаждения двигателя можно смонтировать пару радиаторов от «Форда» или «Таврии». Новый ЗАЗ "горбатый" станет еще привлекательнее и практичнее, если установить трансмиссию, например, от ВАЗ-2108 с пятью диапазонами. Внешние изменения преимущественно связаны с перекраиванием остова под новый мотор, поскольку арки колес расширяются, а задняя ось автомобиля переносится.

Москвич-400(401) - легковой заднеприводный автомобиль, выпускался заводом МЗМА (Московском заводе малолитражных автомобилей - так в 1945 - 1968 гг. назывался АЗЛК)…
Читать полностью

ЗАЗ-965

ЗАЗ-965/ЗАЗ-965А . Фотографии характеристики.
1960-1963 гг.

История ЗАЗ а уходит корнями в 1863 год, когда в Александровске (так до 1922 года назывался славный советский город Запорожье, известный также как место локации масштабного ДнепроГЭСа) Абрагам Кооп (голландец) открыл завод по выпуску сельскохозяйственных машин. В 1908 году произошло открытие Мелитопольского моторного завода (ныне подразделение ЗАЗ) для выпуска двигателей внутреннего сгорания, с этой даты и начинается фактическая история компании ЗАЗ.

С 1923 года завод «Коммунар» (старое название ЗАЗа) выпускал комбайны и сельхозтехнику. Легковые автомобили на заводе «Коммунар» начали производить только в 1960 году (ЗАЗ 965). В 1961 году «Коммунар» был переименован в ЗАЗ, поэтому иногда официально история компании ЗАЗ считается с этого времени.


фотография ЗАЗ-965

ЗАЗ 965 «Запорожец»(1960-1963 гг.)

«Мыльница», «Горбун», «Фафик» - как только не прозывают маленького юркого «Запорожца» ЗАЗ-965 . Многие из нас именно с него начинали свою «авто» биографию. Далеко не все, однако, знают, сколь пестрой была история этого первого среди «Запорожцев».

Интерес к микролитражным, как их тогда называли, машинам возник и рос лавинообразно в середине 50-х годов, В разных странах на свет появились многочисленные образцы - от примитивного суррогата автомобиля до уменьшенной копии традиционной малолитражки. Работа над такими конструкциями была развернута и у нас в СССР. Толчком послужило то обстоятельство, что с 1956 года МЗМА прекратил производство малогабаритного (длина 3855 мм), легкого (840 кг), четырехместного «Москвича-401» и перешел на более вместительный, комфортабельный и дорогой «Москвича-402». А спрос на компактную, легкую и простую машину не исчез.

Наши заводы и НИИ в 1955-1960 годах спроектировали, построили и испытали немало опытных образцов микролитражек и мотоколясок. Вот лишь некоторые из них: «Белка» ИМЗ-А50 , НАМИ-048, НАМИ-031, ГАЗ-18 , НАМИ-059, МВТУ. Все эти конструкции позволили более четко определить требования к машинам сверхмалого класса.


фотография ИМЗ-НАМИ-А50 "Белка"


фотография НАМИ-031


фотография ГАЗ-18

Как раз в те годы было принято решение реконструировать комбайновый завод «Коммунар» в Запорожье и завод легких дизелей в Мелитополе, с тем чтобы с 1960 года развернуть производство микролитражных автомобилей. Проектирование, постройку и доводку прототипов новой машины поручили провести коллективу Московского завода малолитражных автомобилей - МЗМА (ныне АЗЛК). Разработка их началась осенью 1956 года. За образец взяли FIAT-600 , наиболее удачный автомобиль этого класса. Немаловажным обстоятельством, предопределившим выбор, послужил тот факт, что данная машина была новейшей (ее выпуск начался в 1955 году) и что она наилучшим образом отвечала условиям массового производства.

Москвич-444 1957 г.


фотография Москвич-444

Первый опытный образец машины - ей дали индекс «444» - был готов всего через год, в октябре 1957 года. В ее внешнем виде и конструкции узлов чувствовалось влияние ФИАТ-600 , но тем не менее даже на этой стадии наметились существенные различия.

Для малогабаритной машины решающим фактором всегда является диаметр колес. Учитывая дорожные условия нашей страны, конструкторы увеличили посадочный размер для шины с 12 до 13 дюймов. Этот шаг потребовал существенных изменений в кинематике подвески колес, заставил увеличить объемы колесных ниш и внести коррективы в общую компоновку. Другое важное отличие - на машине стоял не четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения, как на ФИАТе, а двухцилиндровый оппозитный МД-65 Ирбитского мотоциклетного завода, имевший воздушное охлаждение . Двигатель имел недостаток, и весьма существенный, с компоновочной точки зрения, был очень развитый картер - его глубина (расстояние от оси коленчатого вала до днища масляного поддона) составляла 184 мм. Поэтому для получения приемлемой величины клиренса у ступиц задних колес «Москвича-444» пришлось установить колесные редукторы, подобные тем, что применяются сегодня на ЛуАЗ-969М .


фотография Москвич-444

Кроме того, первый образец 1957 года - назовем его условно «444-57» - отличался от итальянской машины, помимо перечисленного, формой задней части кузова, иным оформлением передка, усиленной коробкой передач. Треугольная эмблема спереди, выпуклая стреловидная подштамповка на двери, декоративная «гребенка» перед проемом заднего колеса (мотив, заимствованный от «Москвича-402») и четыре круглых воздухозаборника на заднем крыле, напоминавшие миниатюрные каски пожарников, - таковы были прочие отличительные детали кузова. Кстати, уже на этой стадии машина имела взаимозаменяемые лобовое и заднее стекла - ценная особенность для массовой модели. На следующий год МЗМА построил новые образцы (назовем их «444-58») с измененными элементами оформления: переднее крыло с более высокой верхней частью, иная форма облицовки. Один из них, окрашенный в цвет слоновой кости, с крышей морковного цвета, экспонировался зимой 1958/59 года на ВДНХ СССР . У этой машины, на эмблеме которой вместо «444» стояло «650», еще сохранились от первого образца передняя подвеска на поперечной рессоре и сдвигающиеся (неподъемные) стекла в дверях.

Двигатель ЗАЗ-965


фотография Двигатель МД-65

Двигатель МД-65 , созданный на базе мотоциклетного, оказался, как выявили испытания, непригодным для автомобиля. На мотоцикле с коляской, который весит 320 кг, этот мотор работал в более благоприятных (по нагрузке) условиях, чем на микролитражке, вдвое более тяжелой. Кроме того, МД-65 на стенде развивал мощность только 17,5 л. с. Отсюда плохая динамика машины: вялый разгон и недобор максимальной скорости (80 км/ч вместо проектных 95 км/ч). Мотор был очень шумным, плохо охлаждался. Но главный недостаток заключался в том, что двигатель был недолговечным: срок его службы до капитального ремонта едва мог составлять 30 тыс. км.

По этим причинам сначала на МЗМА в 1957 году, а потом и в НАМИ началось проектирование нового, специального двигателя. Созданные на МЗМА две конструкции двухцилиндрового оппозитного двигателя типа «ситроен 2ЛС» с воздушным охлаждением и рабочим объемом 748 см 3 во второй половине 1958 года только еще проходили стендовые испытания. В качестве временной меры на усовершенствованный вариант, получивший обозначение «444-БКР» (то есть, без колесного редуктора), поставили двигатель БМВ-600 - тоже от микролитражного автомобиля, Этот мотор имел значительно более мелкий картер, подобно проектировавшимся моторам МЗМА и НАМИ. Отказ от редукторов позволил уменьшить неподрессоренные массы на 6 кг. Одновременно автомобиль получил переднюю подвеску на продольных балансирных рычагах и пластинчатых торсионах и боковые воздухозаборники в виде вытянутой решетки.

В 1959 году увидели свет новые прототипы будущего «Запорожца». Тогда же конструкторское бюро МЗМА с помощью прибывшей в конце 1958 года бригады инженеров ЗАЗ приступило к выпуску чертежей для подготовки производства. В апреле 1959 года вся техническая документация на модель 965 была передана в Запорожье. Опытные образцы 1959 года в отличие от ФИАТ-600 имели уже не сдвигающиеся стекла дверей, а опускные, как на большинстве автомобилей. Исчезли стреловидная выдавка на крыле и «гребенка». Задние фонари снабдили катафотами не в средней, а в нижней части. Подфарники установили в отдельных корпусах на крыльях. Позже были изготовлены образцы с измененными передними крыльями и выштамповками на передней панели. У этих машин подфарники остались на передних крыльях, но на передней панели появилась эмблема ЗАЗ и надпись «Запорожец» прямоугольными буквами.

В июне 1959 года в НАМИ были готовы два первых четырехцилиндровых двигателя ЗАЗ-965 . Один (965Г ) имел горизонтальное оппозитное расположение цилиндров и рабочий обьем 752 см 3 , другой (965В ) - V-образное и рабочий объем 746 см 3 . По мощностным показателям обе конструкции были равноценны, но двигатель 965В обладал целым рядом преимуществ перед 965Г, был оригинальным и современным по конструктивному решению. Его и приняли для серийного изготовления. В 1960 году на ЗАЗе шла подготовка к производству новой машины. Первую партию завод собрал 22 ноября и до конца года выпустил около полутора тысяч «Запорожцев». Так начал свою жизнь первый советский микролитражный автомобиль ЗАЗ-965. Правильнее было бы назвать его малогабаритным (4 места, длина 3330 мм), если учитывать современную терминологию. Наряду с базовой моделью завод строил модификацию 965С для перевозки почты (с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья); а также ЗАЗ 965Б с ручным управлением для инвалидов.

фотография ЗАЗ-965


фотография ЗАЗ-965


фотография ЗАЗ-965

С октября 1962 года по май 1969-го с конвейера сходил модернизированный «Запорожец» ЗАЗ-965А с более мощным 27-сильным двигателем, рабочий объем которого увеличили до 887 см 3 . Его отличали также рулевое колесо с утепленной ступицей, подфарники, смонтированные в крыльях (а не на них), декоративный молдинг вдоль боковины кузова, измененный заводской знак (вместо звездочки - прямоугольник), декоративная решетка на панели передка.


фотография салона ЗАЗ-965

«Запорожец-965» с самого начала был хорошо принят потребителем. Справедливости ради следует отметить, что (особенно на машинах первого выпуске) нередко торсионы передней подвески теряли упругость, а в жаркую погоду двигатель перегревался. Но, несмотря на эти «детские болезни», микролитражка сразу же показала себя с наилучшей стороны в сельской местности, районах с плохими дорогами. Хорошей проходимостью ЗАЗ-965 обязан гладкому днищу, независимой подвеске всех колес, достаточней загрузке (60% общей массы) ведущих колес. В особо тяжелых случаях, когда автомобиль оказывался не в состоянии сам выбраться из грязи, его экипаж при известном старании всегда мог высвободить из плена весящую лишь 665 кг машину. Горожане быстро оценили в «Запорожце» его маневренность, хорошую экономичность, высокую прочность кузова. Последнему качеству способствовало наличие только двух дверей, проемы которых не так ослабляли боковину, как на машинах с четырехдверными кузовами. И конечно, двигатель с отдельными цилиндрами, сравнительно легкий и простой в демонтаже, всегда удавалось быстро и без труда снять, отремонтировать своими силами «на кухне» и без больших потерь времени поставить на место. Девять лет выпускалась эта машина. И сегодня она еще часто встречается на дорогах, а многие ее владельцы считают свой ЗАЗ-965 знаменитым автомобилем.

ЗАЗ-965АБ (1963-1969 гг.) и 965АР (1966-1972 гг.)

Органы управления ЗАЗ-965

ЗАЗ-965АБ выпускался на базе основной модели ЗАЗ-965, выпуск был начат с 1962-го года. Данная модификация предназначалась для управления инвалидами, которые в результате травм потеряли одну или обе свои ног. Ручное управление сцеплением и тормозами у этой модификации были выполнены таким образом, что в механизме привода автомобиля были сохранены обычные педали тормоза и сцепления. Данные ножные органы управления сцеплением и тормозами были сохранены для того, чтобы дать возможность управлять автомобилем водителям, которые не имеют травм ног.
Рычаг привода гидравлического тормоза располагался справа от рулевого колеса и был укреплен на оси, которая проходила через туннель на полу кузова. Привод гидравлического тормоза производится методом перемещения рычага вперед, который соединен шарнирно с педалью и толкателем тормоза, а интенсивность торможения зависит от изменения усилия прикладываемого к рукоятке этого рычага. Фиксатора у рычага нет. А вот управление сцеплением происходит при помощи двух рычагов, которые расположены по обе стороны у рулевого колеса. На концах стержней рычагов установлены пластмассовые рукоятки. Привод механизма сцепления производится рычагами, которые соединены через толкатель на педаль сцепления и промежуточную штангу шарнирно.

СМЗ-мотоколяски

Производство СМЗ-СЗД началось в июле 1970 года и продолжалось более четверти века. Последняя мотоколяска сошла с конвейера Серпуховского автомобильного завода (СеАЗ)…

В советские времена промышленность развивалась стремительными темпами. Каждый день строились новые фабрики и заводы. С ростом экономики страна нуждалась в транспорте. Автомобиль в СССР считался роскошью, но тем не менее существовали и «народные» марки, которые были доступны всем. Так, один из подобных автомобилей - горбатый «Запорожец». Фото, обзор и характеристики - далее в нашей статье.

Описание

Официальное название машины - ЗАЗ-965. Это двухдверный четырехместный седан особо малого класса с заднемоторной и заднеприводной компоновкой. Серийный выпуск был начат в 60-м году. Прекратила свое существование модель в 69-м. Преемником «горбатого» стал ЗАЗ-966. Сборка машин осуществлялась на Запорожском автомобильном заводе. Данная модель стала одной из самых доступных и получила звание "народной".

Почему так популярен?

На первый взгляд может показаться, что в СССР попросту не было большого выбора автомобилей, а потому покупали, что было в наличии. Но нужно сказать, что в 50-х годах на заводе АЗЛК выпускался схожий автомобиль малого класса «Москвич-401». Но к 60-м данная модель существенно устарела. А новый 402-й стал более крупным и, что немаловажно, дорогим. Поэтому простой советский рабочий не мог себе позволить подобное авто.

Появившийся на свет в 60-м году горбатый «Запорожец» (фотографии его читатель может увидеть в нашей статье) получил большую популярность, так как имел современный дизайн и отличался приемлемыми динамическими качествами. Стоимость автомобиля - 18 тысяч рублей. После денежной реформы в 61-м году, цена упала в 10 раз.

Внешность

Прототипом данной модели является итальянский «Фиат» 600-й модели. Данный автомобиль был выбран с точки зрения технико-экономических качеств. Кузов был облегченным, цельнометаллическим, оболочкового типа. Сварен из минимального количества крупногабаритных панелей. Однако стоит отметить, что итальянский автомобиль не имел характерного горба. Спереди - круглые галогеновые фары и компактный металлический бампер. Решетка радиатора слита с кузовом. Крыша - круглой формы. Диски - металлические, на 13 дюймов.

Стоит отметить, что сзади у горбатого «Запорожца» имеется продолговатая прорезь. Она служит для лучшего охлаждения. Ведь двигатель горбатого «Запорожца» не имеет классическую жидкостную систему. СОД здесь воздушная.

Кузов полностью металлический. Стоит сказать, что он качественно покрашен. Однако к нашему времени многие экземпляры не сохранились. К сожалению, годы берут свое.

Размеры горбатого «Запорожца», клиренс, масса

Данный автомобиль имеет компактные габариты. Так, общая длина кузова составляет 3,33 метра, ширина - 1,39, высота - 1,45 метра. Величина колесной базы - всего два метра. Кстати, колея отличается по ширине. Передняя колея - 1,14 метра, задняя - 1,16. При этом клиренс - 17,5 сантиметра. Это весьма серьезный показатель. Машина имеет короткие свесы и уверенно двигается по грунтовке.

Снаряженная масса по паспортным данным - 665 килограмм. Полная масса - 965.

Салон

Переместимся в салон горбатого «Запорожца». Внутри довольно тесно. Задним пассажирам будет не уютно. Сам дизайн аскетичен. Здесь нет ничего лишнего. Передняя панель - железная, монолитная. На ней имеется небольшой циферблат со спидометров и пара кнопок. Руль - двуспицевый, огромных размеров. Машина не имела гидроусилителя, но тем не менее руль вращается легко. В качестве обивки использовался недорогой дерматин. Шумоизоляция здесь отсутствует. Особенно шумно в задней части, поскольку там располагался двигатель.

Технические характеристики

Коробка и двигатели для горбатого «Запорожца» были полностью отечественной разработки. Изначально на автомобиль устанавливался мотор МеМЗ-965. Это бензиновый четырехцилиндровый V-образный мотор с восьмиклапанным цепным механизмом ГРМ. При объеме в 746 кубических сантиметров он развивает всего 23 лошадиные силы мощности. Крутящий момент - 44 Нм в диапазоне от 2,2 до 2,5 тысяч оборотов.

Какие имеет горбатый «Запорожец» характеристики? Максимальная скорость автомобиля - 90 километров в час. При этом расход топлива - 6,5 литров на 100 километров. Система питания - карбюраторная. Карбюраторы устанавливались разные:

  • К-100.
  • К-123.

При этом оба были однокамерными, с падающим потоком и горизонтальным подводом воздуха. Система охлаждения - воздушная. Блок цилиндров изготовлен из магниевого сплава МЛ-5. При этом головка была алюминиевой. По паспортным данным, мотор был рассчитан на 72-й бензин.

Немного позже в линейке появился более модернизированный агрегат. Это МеМЗ-966. Он представляет собой бензиновый четырехцилиндровый ДВС с рабочим объемом в 887 кубических сантиметров. Данный мотор рассчитан на 76-й бензин. Максимальная мощность агрегата - 27 лошадиных сил. Механизм ГРМ - такой же, как и на предыдущем моторе (цепной, восьмиклапанный).

Что говорят отзывы о горбатом «Запорожце» с МеМЗ-966? При большей мощности этот автомобиль расходовал меньше топлива. В среднем, двигатель тратил 5,5 литра бензина на 100 километров пути. При этом максимальная скорость машины составляет 100 километров в час. Степень сжатия мотора - 6,5. Система питания - карбюраторная. В качестве карбюратора использовался однокамерный агрегат К-125 с горизонтальным подводом воздуха. Блок цилиндров изготовлен из такого же магниевого сплава, головка - алюминиевая.

Среди плюсов данного двигателя нужно отметить небольшую стоимость запчастей. В советские времена можно было легко найти нужные детали и запросто отремонтировать мотор при необходимости.

О проблемах двигателей

О надежности «Запорожца» среди советских автолюбителей ходило множество шуток. Как известно, в каждой шутке есть доля правды. К сожалению, мотор МеМЗ не отличался надежностью. Так как здесь отсутствовала классическая жидкостная система охлаждения, мотор существенно перегревался. Причем кипел он даже на скорости. Очень часто такие машины вставали у обочины на трассе в ожидании, пока двигатель придет в себя. С перегревом сталкивался практически каждый автовладелец. Также двигатель не отличался высоким ресурсом. До капитального ремонта «Запорожец» ходил максимум 80 тысяч километров. И это при надлежащем техобслуживании.

Еще владельцы жаловались на расход топлива. Он никогда не соответствовал паспортным данным и был всегда выше. В среднем машина тратила 8 литров бензина. Но нужно сказать, что советские моторы были непривередливы к качеству топлива. Поэтому даже в модернизированный мотор спокойно заливали 72-й бензин.

Тюнинг

Возможен ли был тюнинг советского «Запорожца». Практика показала, что мотор мог легко подвергаться доработкам. Самая популярная модернизация касалась увеличения объема. Так, специалисты растачивали гильзы под «жигулевскую» поршневую. Кроме того, на горбатый «Запорожец» устанавливался другой впускной коллектор под двухкамерный карбюратор. Еще один вариант тюнинга - это проточка головок цилиндров. Таким образом удавалось увеличить максимальную мощность на 10-20 процентов. Однако получить большой прирост не получалось в любом случае, так как всего в моторе не больше 27 сил. Более популярный вариант тюнинга - это замена двигателя на другой.

Ходовая часть

Несмотря на то что машина во многом повторяла итальянский «Фиат», конструкция ходовой части и шасси подверглась существенным доработкам. Так, вместо «фиатовской» подвески на поперечной рессоре (которая использовалась спереди и была хрупкой для наших дорог) советские инженеры использовали систему на двойных продольных рычагах с поперечными торсионами. Схожая компоновка использовалась на «Фольксвагенах» тех годов. При этом на горбатом «Запорожце» использовались пластинчатые торсионы. Такая конструкция подвески позволяла вынести немного вперед балку, а также переместить вдаль педальный узел. Последний стал располагаться там, где ранее у «Фиата» находилась поперечная рессора.

Кроме того, данное решение позволило расширить пространство в салоне. Отметим, что для «Запорожца» были выбраны колеса большего диаметра с увеличенным профилем. Был увеличен ход подвески. Таким образом, машина стала более приспособленной для эксплуатации по дорогам вне асфальтированного покрытия.

Как ведет себя на ходу данный автомобиль? Как отмечают отзывы, машина не отличается высокой плавностью хода и характеристиками управляемости. Ее трясет на кочках, в салоне жарко и шумно. Также автомобиль сильно кренится в поворотах.

Почему не передний привод?

В странах Западной Европы уже тогда начали практиковать передний привод. Но почему от него отказались в ЗАЗе? Это было сделано из-за недостаточного сцепления на ведущих колесах. Так как мотор располагался сзади, на переднюю ось практически не создавалось никакого напряжения.

Кроме того, с наличием переднего привода возникала необходимость в изготовлении шарниров равных угловых скоростей. Ввиду всех этих недостатков, было принято решение строить горбатый «Запорожец» на заднеприводной платформе.

Стоимость

На данный момент приобрести подобный автомобиль можно за 50-70 тысяч рублей. Цена будет зависеть от состояния двигателя и кузова. Многие экземпляры имеют проблемы с коррозией. В основном приобретают подобные машины для реставрации. Горбатый «Запорожец» после восстановления становится машиной выходного дня, которая притягивает внимание многих автолюбителей и просто прохожих. Это действительно раритет на сегодняшний день. Реставрация горбатого «Запорожца» может включать в себя массу операций, вплоть до замены мотора, не говоря уже о перекраске и о сварочных работах.

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, что собой представляет «Запорожец» 965-й модели. На данный момент этих машин осталось очень мало. Разумеется, покупать подобный автомобиль для повседневной езды нет никакого смысла. Машина устарела по всем параметрам. Такой «Запорожец» должен стать как минимум вторым автомобилем в семье. Покупают его в основном фанаты и любители советской техники. Восстановить его гораздо проще, нежели, например, «Волгу». А выглядит «Запорожец» не менее стильно и оригинально.



Автомобиль особого малого класса ЗАЗ-965.
2008-й год, Рейкьявик, ежегодное Автошоу ретроавтомобилей. К удивлению околоавтомобильной публики, победителем автошоу в классе «ультра-ретро-компакт» стал советский автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец» киевлянина Алексея Мартыненко. Не спуская машину с подиума, он тут же установил ещё один рекорд, продав её некоему американскому миллионеру за 365 тысяч евро!

История ЗАЗ-965, первого отечественного мини-автомобиля, или, как говорят сейчас, автомобиля особо малого класса, ведёт своё начало с середины 1950-х годов, когда Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) прекратил производство самого дешёвого на тот момент 401-го «Москвича» и перешёл на выпуск 402-го - более дорогого, хотя и более современного.

Надо сказать, что в послевоенные годы автомобильная промышленность стран Европы с учётом крайне низкой платёжеспособности населения сделала ставку на компактные и недорогие микролитражные автомобили - в Германии это были трёхколесный автоскутер Messerschmitt, четырёхколесные микроавтомобили BMW-Izetta, Zundapp-Janus и Heinkel-Kabine, в Италии - FIAT-500 и FIAT-600, во Франции - Citroen 2СV, Mochet и Coggomobil. Ну а перед советским автопромом задача массовой автомобилизации населения и не ставилась - идеологи того времени провозглашали для нашей страны преимущественное развитие общественного транспорта - трамвая, троллейбуса, автобуса и, в крайнем случае, такси.

Впервые в нашей стране инициатива создания недорогого массового автомобиля была проявлена руководством Ирбитского мотоциклетного завода (ИМЗ), выпускавшего в то время тяжёлый мотоцикл М-72 с коляской. Заводчане предложили на базе основных узлов мотоцикла организовать на ИМЗ производство автомобиля особо малого класса. Разработка его проекта была поручена Научному автомоторному институту (НАМИ), при этом в результате предполагалось получить перспективную конструкцию, достаточно комфортабельную, а также неприхотливую в эксплуатации и непритязательную к качеству дорог в той же степени, как мотоцикл с коляской.

Одним из основных создателей микролитражки стал известный автоконструктор и дизайнер кандидат технических наук Ю.А.Долматовский. Добавлю - в течение многих лет он был бессменным членом редколлегии журнала «Моделист-конструктор» и его постоянным автором. В начале 1950-х годов Ю.А.Долматовский в содружестве с дизайнером В.И.Арямовым работал над концепцией заднеприводного автомобиля вагонной компоновки, которая обеспечивала компактность, повышенную вместимость, комфортабельность, а также меньший коэффициент лобового сопротивления. Именно такая компоновка была выбрана и для будущего мини-автомобиля.

Создание двух опытных образцов автомобиля, получившего название «Белка», заняло менее года. Ускоренной работе над этой машиной способствовал «кремлёвский» показ летом 1955 года европейских микролитражек руководителям государства во главе с Н.С.Хрущёвым - незадолго до этого события министерством автомобильной промышленности была закуплена партия таких машин.

Предполагалось, что на импровизированном совещании Первый секретарь ЦК даст ценные указания советским автоконструкторам и подскажет, какая из мини-иномарок сможет стать прототипом первого советского компактного автомобиля. В ходе беседы Никите Сергеевичу показали фотографии «Белки» - тот заинтересовался отечественной разработкой и распорядился в срочном порядке изготовить опытные экземпляры необычного автомобиля.

За короткий срок построили пять образцов машины. К сожалению, до их испытаний дело не дошло - по приказу свыше двигатели с них были сняты и установлены на разработанные в конструкторском бюро МЗМА макетные образцы будущего «Запорожца», получившие название «Москвич-444». Прототипом для машины министр автомобильной промышленности Н.И.Строкин утвердил итальянский автомобиль особо малого класса FIAT-600. Проектированием микролитражки руководил главный конструктор МЗМА А.Ф.Андронов.

Следует заметить, что компактный FIAT-600 был выбран в качестве образца не случайно - этот автомобиль, запущенный в серию в 1955 году, являл собой последнее слово итальянского автостроения, имевшего громадный опыт создания подобных автомобилей. Это давало надежду, что сделанную по его образу и подобию машину можно будет выпускать достаточно долго.

Первый образец советского компактного автомобиля «по мотивам» FIAT-600 был построен в октябре 1957 года. Машина не стала абсолютной копией «шестисотого» - при внешней схожести посадочный диаметр её шин вырос с 12 до 13 дюймов для увеличения клиренса и, как следствие, проходимости. В свою очередь, большие колёса потребовали изменения кинематики подвески, увеличения колёсных ниш и, соответственно, корректировки компоновки салона.

Ещё одним важным отличием от «шестисотого» стал двигатель - на итальянской машине была установлена 4-цилиндровая «четвёрка» жидкостного охлаждения, а будущий «Запорожец» оснастили на первых порах мотоциклетным 2-цилиндровым оппозитным мотором воздушного охлаждения МД-65 производства ИМЗ. Правда, из-за развитого картера прототип пришлось оснастить колёсными редукторами - только так можно было обеспечить автомобилю приемлемый клиренс.

Испытания автомобиля показали полную непригодность для него мотоциклетного двигателя. Мотор развивал на стенде мощность 17,5 л.с., что не обеспечивало машине необходимой динамики. Да и максимальная скорость 80 км/ч оказалась существенно ниже проектной - 95 км/ч. Не выдерживала критики и надёжность мотора - пробег машины до его капитального ремонта составлял лишь 30 тыс. километров.

Пришлось конструкторам МЗМА и НАМИ браться за проектирование нового мотора. В качестве образцов были использованы силовые агрегаты от автомобилей Citroen 2CV, BMW-600 и VW Kafer («Жук»), Наиболее приемлемым с точки зрения конструкторов 444-го оказался оппозитный двигатель НАМИ-В, сделанный по образцу мотора VW. С таким силовым агрегатом машину вполне возможно было запускать в серию.

Производство новой микролитражки в соответствии с решением коллегии Госплана решено было разместить не на МЗМА (тот был полностью занят выпуском «москвичей»), а создать под новую машину новый же автозавод на базе бывшего комбайнового завода «Коммунар» в городе Запорожье. Для справки - это предприятие было основано в городе Александрове (так до 1921 года назывался город Запорожье) в 1863 году для изготовления сельскохозяйственных орудий. В советские годы завод реконструировали и расширили, после чего предприятие под названием «Коммунар» стало выпускать комбайны.

Производство же двигателей для микролитражки было намечено развернуть на бывшем заводе лёгких судовых дизелей в городе Мелитополе. При этом, однако, было предложено использовать для машины не оппозитный мотор НАМИ-В, а НАМИ-Г, который, по мнению специалистов из Госплана, был спроектирован на более высоком техническом уровне. У него, правда, был недостаток - конструкторы спроектировали мотор таким образом, что его можно было установить только впереди машины! Но у Госплана был при этом весомый аргумент - НАМИ-Г, создававшийся специалистами ВПК в качестве силового агрегата для лёгкой десантируемой амфибии, был практически готов к серийному выпуску.

Вопреки решительным возражениям разработчиков автомобиля, 23-сильный двигатель, получивший в серии наименование МеМЗ-965, утвердили под установку на микролитражку. Правда, его габариты отличались в большую сторону от размеров тех моторов, что устанавливались на 444-й раньше, поэтому заднюю часть машины пришлось срочно переделывать - изменить задние крылья, а гладкий капот сделать выпуклым. Одновременно пришлось корректировать и компоновку двигателя - в частности, того его блока, который состоял из КПП, картера механизма сцепления, дифференциала и раздаточной коробки.

Готовая микролитражка получила название ЗАЗ-965 «Запорожец». 18 июля 1960 года машину повезли «утверждать» в Кремль.

Водитель-испытатель А.В.Скидаенко провёз Н.С.Хрущёва вдоль здания Совета Министров СССР до Ивановской площади и обратно. Никита Сергеевич автомобиль одобрил, посоветовав финансистам установить на него не слишком высокую цену, что и было исполнено - стоимость «Запорожца» составила 12 ООО рублей (после деноминации 1961 года - 1200 рублей).

Серийное производство микролитражки началось 25 октября 1960 года, до конца года завод собрал около полутора тысяч машин.

В 1966 году автомобиль был модернизирован - его оснастили более мощным 27-сильным мотором с рабочим объёмом 0,887 л, рулевым колесом с утопленной ступицей, подфарниками под фарами (а не на крыльях, как у машин первых выпусков), молдингами вдоль боковин кузова и декоративной решёткой на панели передней части.

965-й оказался долгожданным и поэтому любимым детищем советского народа. Этому способствовали и его относительная ценовая доступность, и прекрасная ремонтопригодность (утверждают, что разобрать и вновь собрать миниатюрную легковушку мог практически любой мало-мальски грамотный водитель), и фантастическая проходимость за счёт гладкого днища и грамотной развесовки по осям (даже намертво засевший в грязи 650-килограммовый «Запорожец» легко вытаскивал экипаж микролитражки), и великолепная экономичность (машина расходовала всего 6,5 литра 76-го бензина на сотню километров) и, в конце концов, высокая прочность и жёсткость двухдверного кузова.

Девять лет продолжалось серийное производство «горбатого», за это время запорожский автозавод выпустил 302 166 машин, после чего свершилось то, что зачастую случается со многими нашими автозаводами, забывающими порой о том, что создаваемые и культивируемые в течение многих лет потребительские симпатии по отношению к выпускаемому товару, которые именуются нынче ёмким термином «бренд», столь же неоценимы, как и конструкторские и дизайнерские решения, заложенные в изделие. Полюбившаяся советским автолюбителям машина была снята с производства и вместо неё начался выпуск совершенно невыразительного ЗАЗ-966, который по размерам и цене отличался от «москвичей» и «жигулей» незначительно, а по потребительским свойствам - весьма радикально.

Конструкция ЗАЗ-965А

ЗАЗ-965А «Запорожец» представляет собой безрамный микролитражный четырёхместный двухдверный автомобиль особо малого класса с несущим закрытым кузовом. Двигатель карбюраторный, 4-цилиндровый верхнеклапанный \/-образный, его мощность - 27 л.с., расположен он вместе с агрегатами трансмиссии в задней части кузова. Топливо - бензин А-76, контрольный расход топлива - 5,9 л/100 км; наибольшая скорость - 90 км/ч.

ЗАЗ-965А имел модернизированный силовой агрегат модели МеМЗ-966 производства мелитопольского моторного завода, включавший собственно двигатель, сцепление и коробку передач с главной передачей. Все узлы двигателя смонтированы на общем картере, отлитом из магниевого сплава. Сверху на картере установлены отдельные чугунные цилиндры, расположенные в два ряда под углом 90 градусов. На наружной поверхности каждого цилиндра отлиты рёбра охлаждения. Сверху, на каждой паре цилиндров закреплена через прокладку общая ребристая головка, изготовленная из лёгкого сплава.

Поршни отливались из алюминиевого сплава. Коленчатый вал, имевший четыре кривошипа, расположенных попарно во взаимно перпендикулярных плоскостях, устанавливался на трёх коренных подшипниках в передней и задней стенках картера и в средней его перегородке.

Автомобили ЗАЗ-965А последних выпусков комплектовались модернизированным 30-сильным двигателем модели МеМЗ-966А.

Механизмы привода ведущих колёс автомобиля, включающие главную передачу и дифференциал с полуосями, установлены в общем с КПП картере, присоединённом к картеру двигателя.

1- педаль «газа»; 2 – рычаг переключения передач; 3 - педаль тормоза; 4 педаль сцепления; 5 - рукоятка замка капота багажника; 6 – кнопка звукового сигнала: 7-включатель насоса стеклоомывателя; 8 - приборный щиток; 9 рулевое колесо: 10 - противосолнечный козырёк; 11 -зеркало заднего обзора; 12 - сигнальная лампа аварийного давления масла: 13-тумблер включения щёток стеклоочистителя; 14 - центральный переключатель света; 15 - ключ замка зажигания; 16 - тумблер включения указателей поворота; 17-контрольная лампа генератора; 18 - включатель отопи геля; 19 - сигнальная лампа нормальной работы отопителя; 20 - рукоятка заслонок отопителя; 21 - кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора («подсос»); 22 - рычаг ручного (стояночного) тормоза

Автомобиль оснащён сухим однодисковым сцеплением с периферийно расположенными пружинами и механическим приводом выключения от педали. Стальной штампованный кожух сцепления, в котором находится нажимной диск с шестью нажимными пружинами, прикреплён болтами к маховику двигателя. Между маховиком и нажимным диском располагается ведомый диск с фрикционными накладками.

На ЗАЗ-965А установлена двухвальная четырёхступенчатая коробка передач с синхронизаторами для включения второй, третьей и четвёртой передач. Все механизмы КПП смонтированы в картере, отлитом из лёгкого сплава вместе с картером главной передачи и прикреплённом к картеру сцепления.

Задние ведущие колёса имеют независимую подвеску. Кронштейн приводного вала каждого из ведущих колёс закреплён на качающемся угловом двуплечем рычаге подвески. В подвеске колёс используются спиральные пружины, внутри которых находятся телескопические гидравлические амортизаторы.

Колёса автомобиля -дисковые, облегчённые, с глубоким симметричным ободом; шины колёс - бескамерные. Характерным признаком «Запорожца» является достаточно большой развал задних колёс, который, впрочем, при нормальной нагрузке становился практически незаметным.

Передние колёса имеют также независимую подвеску. Упругим элементом передней подвески является пара торсионных брусьев прямоугольного сечения, набранных из стальных пластин и установленных в трубчатых кожухах. Последние жёстко закреплены поперёк автомобиля на передней части основания кузова.

Амортизаторы передней подвески гидравлические, телескопического типа.

Рулевой механизм автомобиля ЗАЗ-965А представляет собой пару из глобоидного червяка и двухгребневого ролика. Последний закреплён на оси вала рулевой сошки на шарикоподшипниках. Червяк, установленный в картере на двух конических роликовых подшипниках, зафиксирован на нижнем конце рулевого вала. Картер рулевого механизма закреплён на кронштейне основания кузова, а рулевая колонка - в кронштейне на щитке кузова. Рулевое колесо с двумя спицами смонтировано на верхнем конце рулевого вала. Кнопка сигнала располагается в центре «баранки».

Тормозная система ЗАЗ-965 включает колодочные (барабанные) тормоза с гидравлическим приводом от ножной педали. Задние тормоза выполняют к тому же функцию стояночных и имеют тросовый привод от рычага, расположенного между передними креслами машины.

В этом году первому советскому народному автомобилю исполняется 50 лет. Как видно, в связи с юбилеем руководители Запорожского автозавода решили реанимировать микролитражку, ставшую в своё время реальным воплощением мечты наших сограждан о собственном автомобиле. Предполагается выпуск современного автомобиля с кузовом, стилизованным под ЗАЗ-965, как это в своё время было сделано с автомобилями FIAT-500, VW Käfer или Citroen 2CV. Ну а то, что у «горбатого» до нынешнего времени сохранилось немало поклонников, подтверждают многочисленные слёты и шоу старинных автомобилей, а также клубы и сообщества любителей 965-х «запорожцев». Немало самодеятельных историков автостроения и механиков-любителей скрупулёзно, до последней детали восстанавливают ретро-автомобили, множество энтузиастов рассматривают эти микролитражки в качестве объекта для тюнинга, создавая на базе 965-х великолепные образчики автомобильного дизайна. Ну а самая немногочисленная часть продолжает ездить на «горбатых», вызывая добрую улыбку у водителей встречных и попутных машин.